|
Скачать 0.92 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации “УТВЕРЖДАЮ” Проректор по учебной работе ВолгГМУ профессор В.Б. Мандриков ________________________________ “_____”____________________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ педиатрия Для специальности: 040100 “Лечебное дело” Квалификация выпускника – Врач Факультет: лечебный Кафедры: детских болезней, детских инфекционных болезней Курс – IV, V Семестр – VIII, IX Форма обучения - очная Лекции: 72 часа, в том числе – педиатрия - 50 часов (VIII, IX семестры) - детские инфекционные болезни – 22 часа (VIII, IX семестры) Практические занятия: 142 часа, в том числе – педиатрия - 100 часов (VIII, IX семестры) - детские инфекционные болезни – 42 часа (VIII, IX семестры) Самостоятельная внеаудиторная работа: 107 часов, в том числе – педиатрия - 75 часов - детские инфекционные болезни – 32 часа Экзамен - IX семестр Всего часов: 321, в том числе - педиатрия - 225 часов - детские инфекционные болезни – 96 часов Волгоград, 2012 год. ^ : доцент, к.м.н. С.Н.Емельянова, д.м.н. профессор Л.В. Крамарь, доцент к.м.н. А.А. Арова Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней протокол № 11 от «25» июня 2012 года Заведующий кафедрой детских болезней д.м.н., профессор М.Я. Ледяев ^ с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол № 5 от «27»июня 2012 года Председатель УМК, декан педиатрического факультета Н.В. Малюжинская ^ дана заведующим кафедрой госпитальной педиатрии Астраханского государственного медицинской академии, профессором Н.С. Черкасовым «___» ____________ 2012 г. (прилагается) ^ с научной фундаментальной библиотекой Заведующая библиотекой Долгова В.В. Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года Председатель ЦМС профессор Мандриков В.Б. ^ ПО педиатрии ДЛЯ СТУДЕНТОВ лечебного ФАКУЛЬТЕТА Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. Квалифицированное, ориентированное на профилактику заболеваемости наблюдение за семьей может быть осуществлено только врачом, хорошо знакомым с особенностями детского организма, методами воспитания здорового ребенка, спецификой основной патологии детского возраста, современными терапевтическими воздействиями и способами оказания неотложной помощи. Врач-лечебник (семейный врач) в практической работе сталкивается с необходимостью решать вопросы детских заболеваний, поэтому он должен хорошо знать клинические симптомы и синдромы заболеваний инфекционного генеза, современные лечебно-диагностические воздействия, способы оказания неотложной помощи, современные методы профилактики. В связи с этим настоящая программа определяет объем знаний по детским болезням и детским инфекционным болезням, необходимых врачам, оканчивающим лечебный факультет медицинского университета. ^
Выпускник медицинского университета по специальности 060101 «Лечебное дело» должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:
^ научить студентов навыкам общения со здоровым и больным ребенком различного возраста и его родителями, методам объективного обследования ребенка с интерпретацией полученных данных в возрастном аспекте; научить диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания раннего и старшего возраста, а также состояния, угрожающие жизни ребенка, оказывать неотложную помощь, составлять планы лечения и профилактики. По окончании изучения дисциплины студент должен знать:
студент должен уметь:
студент должен обладать навыками:
^
^ Программа обучения по дисциплине «Педиатрия» для студентов лечебного факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение двух семестров и завершается итоговым экзаменом по дисциплине. Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Промежуточный контроль включает в себя итоговое занятие в конце каждого семестра подготовки и состоит из оценки выработанных студентами во время цикла занятий практических навыков, тестового контроля теоретических знаний и защиты учебной истории болезни. Итоговый контроль осуществляется в форме трехэтапного экзамена (IX семестр). ^ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
^ 1. История отечественной педиатрии. История педиатрии, организация охраны материнства и детства в нашей стране. Роль врача общей практики в оздоровлении детского и подросткового населения, в предупреждении заболеваемости и снижении младенческой смертности. (2 часа) 2. Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей и подростков в различные возрастные периоды. Становление иммунитета у детей. Закаливание детей раннего возраста. Значение генетических и наследственных факторов в патологии детства. Особенности возрастной патологии. Особенности воспитания, сна, режима дня у подростков. (2 часа) 3. Вскармливание. Преимущества естественного вскармливания, стимуляция лактации. Введение прикорма. Смешанное и искусственное вскармливание. Режим питания детей старше 1 года. Роль питания в профилактике различных заболеваний. (2 часа) 4. Проблемы неонатологии. Младенческая смертность и пути ее снижения; решение проблемы невынашивания, программа планирования семьи, совершенствование пренатальной диагностики. Недоношенный ребенок. Структура заболеваемости новорожденных. (2 часа) 5-6. Патология периода новорожденности. Перинатальное поражение ЦНС гипоксически-травматического генеза (головного и спинного мозга). Врожденные пороки развития. Внутриутробное инфицирование. Сепсис. Гемолитическая болезнь новорожденных. (4 часа) 7. Аномалии конституции (диатезы). Варианты диатезов. Аномалии конституции как предрасположенность к тому или иному хроническому патологическому процессу. (2 часа) 8. Дистрофия. Хронические расстройства питания и гиповитаминозы у детей. Этиология, патогенез, удельный вес в патологии детей в современных условиях. Характеристика различных форм расстройств трофики, принципы лечения и профилактики. (2 часа) 9. Рахит и рахитоподобные заболевания. Этиология и патогенез рахита, особенности клинической картины и течение современного рахита. Дифференциальный диагноз рахита с рахитоподобными заболеваниями. Гипервитаминоз D. Принципы лечения и профилактики. (2 часа) 10. Анемии. Основные группы анемий. Удельный вес и особенности анемии у детей раннего возраста. Дефицитные анемии. Частота. Значение в патологии и дальнейшем развитии ребенка. Роль вскармливания и социальных факторов в развитии болезни. Гемолитические анемии - врожденные и приобретенные. Анемии у подростков. Гемобластозы. (2 часа) 11. Острые пневмонии у детей раннего возраста. Роль острых респираторных заболеваний и бактериальных инфекций в развитии пневмоний, механизмы развития. Клинические формы, осложнения, принципы лечения и профилактики. (2 часа) 12-13. Неотложные состояния у детей раннего возраста. Токсикоз. Гипертермия. Судороги. Острый стенозирующий ларинготрахеит (синдром крупа). (4 часа) 14. Хронические заболевания органов дыхания. Распространенность. Этиология. Патогенез. Причины хронических неспецифических бронхолегочных заболеваний у детей и подростков. Дифференциальный диагноз. Принципы этапного лечения. (2 часа) 15. Респираторные аллергозы. Бронхиальная астма. Особенности патогенеза, клинической картины и течения у детей и подростков. Принципы лечения и профилактики аллергических поражений системы дыхания. Неотложная помощь при острых аллергических реакциях у детей и подростков. (2 часа) 16-18. Ревматические заболевания у детей и подростков. Ревматизм. Современное представление и распространенность ревматизма в детском и подростковом возрасте. Особенности патогенеза и клинической картины, варианты течения ревматизма у детей и подростков. Диагностические критерии. Принципы этапного лечения и профилактики. Диффузные заболевания соединительной ткани, современные теории этиологии и патогенеза. Особенности течения системной красной волчанки, дерматомиозита, системной склеродермии у детей и подростков. Артриты, ювенильный ревматоидный артрит. Современные концепции этиологии и патогенеза. Дифференциальный диагноз. Особенности клиники и течения, принципы лечения. Прогноз. (6 часов) 19-20. Заболевания почек у детей и подростков. Особенности строения и функции почек в детском возрасте. Классификация заболеваний почек у детей и подростков. Характеристика наиболее частых форм. Острая и хроническая почечная недостаточность, неотложная терапия при них. Трансплантация почек у подростков. Нефропатия в пубертатном возрасте. (4 часа) 21-22. Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей. Гастрит, дуоденит, язвенная болезнь. Дискинезия желчевыводящих путей. Современные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики. Принципы этапного лечения. Болезни печени и поджелудочной железы. (4 часа) 23. Геморрагические диатезы и системные васкулиты у детей и подростков. Этиология, патогенез и клинические проявления отдельных форм геморрагических диатезов и системных васкулитов. Особенности течения у детей. Принципы лечения. (2 часа) 24. Эндокринные заболевания. Клиническая картина сахарного диабета, гипотиреоза, диффузного токсического зоба, нарушений полового развития. Неотложная помощь при диабетической и гипогликемической комах, тиреотоксическом кризе. Особенности течения эндокринной патологии у подростков. (2 часа) 25. Лейкозы. Варианты острого лейкоза у детей и подростков. Клиника и диагностика острого лейкоза в детском возрасте. Роль дополнительных методов исследования. Принципы лечения. Неходжкинские лимфомы. (2 часа) ^ 1. Место инфекционных болезней в патологии ребенка. Указывается роль инфекционных заболеваний в структуре детской заболеваемости и смертности, эпидемиологические особенности острых инфекционных заболеваний. Дается понятие «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание», понятие о трех звеньях эпидемической цепи, понятие об антропонозах, зоонозах. Обязанности врача по организации обслуживания ребенка с инфекционными заболеваниями. Основные достижения и дальнейшие перспективы в борьбе с детскими инфекционными заболеваниями. Правовые, морально-этические и профессиональные особенности работы врача при выявлении острого инфекционного заболевания. Продолжительность лекции – 2 часа. 2. ОРВИ у детей. Характеристика основных возбудителей острых респираторных заболеваний. Восприимчивость и выраженность иммунного ответа на заражение и вакцинацию в возрастном аспекте. Патоморфологические изменения со стороны органов дыхания, ЦНС, сердечно-сосудистой системы и др. Клинические симптомы и синдромы. Исходы и прогноз в зависимости от заболевания возраста больного. Методы лабораторной диагностики: РИФ, РСК, РТГА, ИФА, РИА. Дифференциальный диагноз. Лечение различных форм ОРВИ и осложнения. Система профилактических и противоэпидемических мероприятий в семье и детском коллективе. Специфическая профилактика. Продолжительность лекции – 2 часа. 3. Дифтерия. Паротитная инфекция. Определение болезни. Характеристика возбудителя, антитоксический и антимикробный иммунитет. Эпидемиологическое значение больных и бактерионосителей. Основные фазы патогенеза, патоморфологические изменения при дифтерии. Клиническая классификация. Диагностика. Принципы лечения антитоксической сывороткой. Специфическая профилактика дифтерии. Система противоэпидемических мероприятий. Свойства возбудителя паротитной инфекции с патоморфологическими изменениями в слюнных железах, ЦНС и других органах и тканях. Клинические симптомы при различных формах заболевания. Лабораторная диагностика. Патогенетическая, симптоматическая терапия. Специфическая профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции и коллективе. Продолжительность лекции – 2 часа. 4. Вакцинопрофилактика. Понятие «наследственный иммунитет», «приобретенный активный и пассивный иммунитет». Факторы, механизмы и особенности иммунитета в различных возрастных группах детей. Организация вакцинопрофилактики. Характеристика основных видов вакцин. Показания и противопоказания к вакцинации. Прививочный календарь ребенка в РФ. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям. Поствакцинальные реакции и осложнения, их мониторинг. Вакцинация групп риска, щадящие методы вакцинации. Правовые и морально-этические аспекты вакцинопрофилактики. Продолжительность лекции – 2 часа. 5. Корь, краснуха. Определение экзантемных болезней с характеристикой возбудителей. Механизмы развития и проявления эпидемического процесса. Организация эпидемиологического надзора за корью и перспективы ее ликвидации. Патогенез болезней. Клиническая классификация и основные симптомокомплексы. Осложнения, исходы и прогноз экзантем с особенностями клиники у детей первого года жизни, у вакцинированных. Диагностическая значимость вирусологических, серологических лабораторных методов исследования. Лечение больных, диспансерное наблюдение, специфическая профилактика и противоэпидемические мероприятия в семье и детском коллективе. Продолжительность лекции – 2 часа. 6. ОКИ у детей. Определение болезни. Микробиологическая характеристика возбудителей, факторы патогенности. Эпидемиологические особенности инвазивных и секреторных ОКИ у детей, клиническая классификация с ведущими синдромами и симптомами. Особенности у детей раннего возраста. Осложнения и исходы ОКИ. Диагностика ОКИ. Правила забора биоматериала, методы экспресс-диагностики (РОА, РЛА, ИФА). Дифференциальный диагноз. Продолжительность лекции – 2 часа. 7. Лечение ОКИ у детей. Клинические и эпидемиологические показания для госпитализации больного. Организация стационара на дому. Программа лечения. Диетотерапия и особенности проведения оральной регидратации. Принципы этиотропной и патогенетической терапии. Показания и схема лечения антибиотиками, биологическими препаратами, энтеросорбентами, химиопрепаратами, бактериофагами. Неотложная и интенсивная терапия тяжелых форм и клинических синдромов, угрожающих жизни ребенка. Критерии выздоровления и выписки из стационара. Диспансерное наблюдение. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге ОКИ. Продолжительность лекции – 2 часа. 8. Герпесвирусные инфекции. Определение болезни с характеристикой семейства герпес-вирусов. Эпидемиологические особенности герепс-вирусных заболеваний I-VIII типов. Патогенетические механизмы, клинические проявления различных форм герпес-вирусных болезней, осложнения. Особенности клиники и течения у новорожденных и детей первого года жизни. Диагностическая значимость ИФА, ПЦР, иммунофлюоресцентного, электронно-микроскопического методов исследования в диагностике герпес-вирусов. Противовирусная, иммуностимулирующая, дезинтоксикационная терапия. Профилактика, иммунопрофилактика. Диспансерное наблюдение. Продолжительность лекции – 2 часа. 9. Вирусные гепатиты. Определение болезни. Классификация возбудителей и клиническая симптоматика болезней в зависимости от периодов. Ранние клинические диагностические признаки, показатели тяжести, варианты течения. Особенности клиники и течения заболевания у детей первого года жизни. Исходы и прогноз. Диагностическая значимость лабораторных методов исследования. Дифференциальный диагноз. Принципы терапии. Система профилактических и противоэпидемических мероприятий. Вакцинопрофилактика. Продолжительность лекции – 2 часа. 10. Коклюш. Паракоклюш. Определение болезни с характеристикой возбудителя. Эпидемиологические особенности коклюша у детей в возрастном аспекте и у подростков. Патогенетические механизмы и клиническая классификация, проявления болезни в разные периоды. Критерии тяжести болезни. Осложнения, исходы. Последствия. Диагностические и дифференциально-диагностические критерии в различные периоды болезни, значимость лабораторных методов диагностики. Принципы лечения в разные периоды болезни в зависимости от тяжести, течения и возраста. Специфическая профилактика и противоэпидемические мероприятия в семье и детском коллективе. Продолжительность лекции – 2 часа. 11. Менингококковая инфекция. Определение болезни, современное состояние заболеваемости. Патоморфологические изменения в зависимости от формы болезни. Патогенез менингококкцемии и гнойного менингита. Клинические симптомы основных форм инфекции. Лабораторная диагностика. Ликворограмма. Бактериологическое исследование и серологические методы (ИФА. ЛА, ВИЭ, ПЦР), КТ – головного мозга (при наличии менингита). Лечение на догоспитальном и стационарном этапах. Антибактериальная терапия в зависимости от формы и тяжести заболевания. Патогенетическая терапия, лечение ИТШ. Профилактика и вакцинопрофилактика в семье и детском коллективе. Продолжительность лекции – 2 часа. ^ 1. Знакомство с организацией и принципами работы детской больницы. Сбор анамнеза у детей, подростков и их родителей. – 4,2 часа. 1а. Самостоятельный сбор анамнеза каждым студентом у матерей больных и здоровых детей и подростков в приемном покое, поликлиническом и боксовом отделениях, материнской комнате с использованием схемы истории болезни. 2. Физическое и психомоторное развитие детей и подростков. Возрастные особенности нарастания массы, длины и других параметров тела, семиотика нарушений. Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств у детей. Развитие статических и психических функций. Роль среды, воспитания и режима для правильного развития детей и подростков. – 4,2 часа. 2а. Самостоятельная работа с детьми - измерение массы и длины тела, окружности головы, грудной клетки, живота. Оценка физического и психомоторного развития. 3. Общий осмотр здорового и больного ребенка. Анатомо-физиологические особенности, методика исследования кожи, подкожно- жировой клетчатки и лимфатических узлов у детей. Оценка состояния питания, тургора тканей. Семиотика нарушений. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы и методика ее исследования. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Семиотика основных поражений. Пропорции телосложения, их изменения с возрастом. – 4,2 часа. 3а. Самостоятельное исследование на курируемых больных состояния кожи, подкожной клетчатки, тургора тканей, лимфатических узлов, мышц, костей. Оценка соответствия полученных данных возрастным нормам. Фиксация в соответствующих разделах учебной истории болезни. Закрепление на нескольких больных навыков определения дермографизма, эластичности кожи, толщины подкожно-жирового слоя, тургора тканей, силы и тонуса мышц, функции суставов и связочного аппарата, размеров, формы, числа, консистенции лимфатических узлов в отдельных группах. 4. Анатомо-физиологические особенности систем дыхания. Методика исследования по возрастным группам. Оценка границ легких, характеристика дыхательных шумов. Особенности и оценка рентгенограмм грудной клетки. Семиотика основных поражений у детей и подростков. – 4,2 часа. 4а. Самостоятельная работа: закрепление умений перкуссии и аускультации легких, методики определения их границ на больных. Измерение частоты дыхания. Фиксация в учебной истории болезни. Самостоятельный анализ рентгенограмм у курируемых больных, заключение по ним (в учебной истории болезни). 5. Анатомо-физиологические особенности систем кровообращения. Методика исследования по возрастным группам. Оценка границ сердца, характеристика сердечных шумов. Особенности и оценка детской ЭКГ. Семиотика основных поражений у детей и подростков. – 4,2 часа. 5а. Самостоятельная работа: закрепление умений перкуссии и аускультации сердца, методики определения его границ на больных. Измерение артериального давления, подсчет пульса. Фиксация в учебной истории болезни. Самостоятельный анализ рентгенограмм, ЭКГ у курируемых больных, заключение по ним (в учебной истории болезни). 6. Особенности кроветворения у детей. Нормативы периферической крови у детей различного возраста. Семиотика основных поражений. Оценка анализов крови у детей разного возраста. Гемограмма у подростков. – 4,2 часа. 6а. Самостоятельная оценка анализов крови у нескольких больных. Заключение по анализам с последующим внесением его в клиническую историю болезни. 7. Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения. Методика исследования органов пищеварения в связи с их анатомо-физиологическими особенностями у детей и подростков. Семиотика основных поражений. – 4,2 часа. 7а. Самостоятельная оценка анализов кала у нескольких больных. Заключение по анализам с последующим внесением его в клиническую историю болезни. 8. Анатомо-физиологические особенности системы мочеобразования. Методика исследования органов мочеобразования в связи с их анатомо-физиологическими особенностями у детей и подростков. Семиотика основных поражений. – 4,2 часа. 8а. Самостоятельная оценка анализов мочи у нескольких больных. Заключение по анализам с последующим внесением его в клиническую историю болезни. Заключительный контроль по всем темам пропедевтики: написание статуса курируемого больного с оценкой состояния по всем органам и системам. 9. Вскармливание. Выявление преимуществ естественного вскармливания. Меры по предупреждению гипогалактии и стимуляция лактации. Необходимость коррекции любого вида вскармливания. Время и техника введения прикорма. Принципы смешанного и искусственного вскармливания. Характеристика молочных смесей, используемых для докорма и искусственного вскармливания. Принципы питания детей в детских учреждениях. Особенности вскармливания недоношенных. – 4,2 часа. 9а. Самостоятельная работа: курация детей первого года жизни, находящихся на естественном, искусственном и смешанном вскармливании. Составление и режима и рациона питания, меню-раскладки для курируемого ребенка с внесением в клиническую и учебную историю болезни. Составление рациона и расчет питания для нескольких детей разных возрастов, в том числе недоношенных и в возрасте 1-3 лет, находящихся на естественном, смешанном и искусственном вскармливании с фиксацией расчетов в клинической истории болезни. Составление плана предупреждения гипогалактии или стимуляции лактации для матери курируемого ребенка. 10. Рахит. Диагностика. Клинические, биохимические, рентгенологические изменения, свойственные разным фазам рахита. Дифференциальный диагноз с рахитоподобными заболеваниями. Гипервитаминоз Д. Составление плана лечебных и профилактических мероприятий для курируемых больных. – 4,2 часа. 10а. Самостоятельная работа: закрепление умений обследования и оценки состояния мышц и костей. Самостоятельное исследование костно-мышечной системы нескольких детей первых двух лет жизни. Оценка их биохимического анализа крови, рентгенограмм зон роста с целью выявления у них рахита, уточнения его фазы и степени тяжести. Составление плана лечения или профилактических мероприятий для курируемого больного, фиксация в учебной истории болезни. 11. Дефицитные анемии. Анемии у подростков. Клиническая картина. Лабораторная диагностика. Дифференциальный диагноз с другими видами анемий. Составление плана лечения и профилактики рецидивов заболевания. – 4,2 часа. 11а. Самостоятельная работа: закрепление умений оценки показателей периферического и биохимического анализов крови. Расчет цветового показателя, показателя насыщения трансферрина железом у нескольких больных с сидеропенией и без нее. Заключение по анализам в учебной истории болезни. Составление плана профилактических и лечебных мероприятий для курируемого больного, плана диспансерного наблюдения за детьми из группы риска. 12. Хронические расстройства питания. Гипотрофия I, II, III степени. Гипостатура. Паратрофия. Аномалии конституции. Роль наследственных факторов в формировании диатезов. Диагностика, исходы различных форм диатезов. Составление плана диагностики, лечения и профилактики на примере курируемых больных. – 4,2 часа. 12а. Самостоятельная работа: закрепление умений оценки параметров тела, состояния питания, тургора тканей, эластичности, влажности кожи. Оценка лимфатической системы, состояния питания, характера высыпаний на коже и слизистых, тургора тканей, характера стула, иммунологического статуса по показателям гуморального и клеточного иммунитета. Составление плана диспансерного наблюдения за детьми из группы риска, фиксация заключений и планов лечения и профилактики в учебной истории болезни. 13. Болезни новорожденных. Перинатальное поражение ЦНС (головного и спинного мозга) гипоксически-травматического генеза. Роль социально-биологических факторов, предшествующих абортов, состояния здоровья родителей, патологического течения беременности и родов в невынашивании, гипоксии плода. Гемолитическая болезнь новорожденных по резус-фактору и по АВО-системе. Профилактика, лечение в современных условиях. Сепсис. Гнойно-воспалительные заболевания. Внутриутробное инфицирование. Этиология. Клиника. Диагностика. Отдаленные последствия.– 5 часов. 13а. Самостоятельная работа с детьми: закрепление навыков исследования рефлексов новорожденных, оценки мышечного тонуса. Составление рекомендаций по питанию и водному режиму, индивидуальному плану лечения курируемых больных. 14. Поликлиника. Патронаж новорожденных и грудных детей на дому (с патронажной сестрой или врачом). Оценка состояния здоровья. Признаки доношенности, техника ухода и вскармливания новорожденных. Рекомендации по сохранению лактации, режиму питания и отдыха для матери. – 5 часов. 14а. Закрепление навыков ухода за новорожденным. 15. Поликлиника. Работа в кабинете здорового ребенка и на приеме грудных детей. Принципы диспансеризации детей первого года жизни. Коэффициент и группа здоровья. Оформление документации. – 5 часов. 15а. Закрепление умений измерения параметров тела, взвешивания, оценки физического и психомоторного развития ребенка, заполнения истории развития ребенка. 16. Бронхиальная астма и хронические бронхолегочные неспецифические заболевания у детей (ХНЗЛ). – 5 часов. 16а. Курация больных в приступком и послеприступном периодах бронхиальной астмы, с хронической пневмонией, респираторным аллергозом, с врожденными аномалиями развития, муковисцидозом и др. патологией. Закрепление умений общения с детьми, физикального обследования органов грудной клетки, оценки результатов эндоскопического обследования и рентгенограмм легких. Составление плана этапного лечения и профилактических мероприятий ХНЗЛ, мер неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы, вопросов лечения в межприступном периоде, рекомендации для родителей. 17. Ревматизм у детей и подростков. Особенности клинической картины и дифференциальный диагноз. Курация больных с первичным и возвратным ревмокардитом, хореей, инфекционно-аллергическим миокардитом, инфекционным эндокардитом, пролапсом митрального клапана, вегето-сосудистой дистонией. Выявление диагностических и дифференциально-диагностических критериев с использованием клинических, лабораторных, инструментальных данных. Установление возможных этиологических факторов и ведущих патогенетических механизмов, степени активности ревматизма и степени недостаточности кровообращения. Неревматические кардиты. Нарушения ритма у подростков. – 5 часов. 17а. Закрепление умений физикального обследования сердечно-сосудистой системы и оценки данных ЭКГ, ФКГ, УЗИ на больных с различной патологией. Составление плана этапного лечения и профилактических (первичных и вторичных) мероприятий для курируемого больного. Решение ситуационных задач. 18. Ювенильный ревматоидный артрит и диффузные заболевания соединительной ткани. – 5 часов. 18а. Курация больных ювенильным ревматоидным артритом, системной красной волчанкой, системной склеродермией, дерматомиозитом. Решение вопросов диагностики по ведущим клиническим и лабораторным синдромам, определение степени активности патологического процесса и индивидуального прогноза. Составление плана лечебных и профилактических мероприятий для курируемого больного. Закрепление умений сопоставления и оценки данных анамнеза, клинического обследования больного, результатов лабораторных и инструментальных методов исследования. 19. Лейкозы; заболевания, сопровождающиеся кровоточивостью; системные васкулиты у детей и подростков. Курация больных с острым лейкозом, тромбоцитопенической пурпурой (другими геморрагичекими диатезами), геморрагическим васкулитом (другими системными васкулитами). Роль геморрагических проявлений в диагностике заболеваний, врачебная тактика при выявлении острого лейкоза. Решение вопросов дифференциальной диагностики по ведущим клинико-лабораторным синдромам, определение степени тяжести, индивидуального прогноза. Составление плана лечебных и профилактических мероприятий. – 5 часов. 19а. Закрепление умений оценки характера анализов периферической крови у детей и подростков, пунктата костного мозга, гематологического статуса и сопоставления данных лабораторных исследований с клиническими проявлениями повышенной кровоточивости. 20. Заболевания почек у детей и подростков. Курация больных с острым и хроническим гломерулонефритом, пиелонефритом, почечной недостаточностью. Решение вопросов о наличии или отсутствии основных клинико-лабораторных синдромов, позволяющих диагностировать определенную почечную патологию. Выявление в каждом отдельном случае роли врожденной патологии (анатомических аномалий и пороков развития мочевыводящей системы, обменных нарушений), инфекционных и других агентов в формировании соответствующей патологии. Составление плана лечения (режим, диета, лекарственные средства). Меры неотложной помощи при острой и хронической почечной недостаточности. Показания к гемодиализу. Трансплантация почек у подростков. План диспансерного наблюдения. – 5 часов. 20а. Закрепление умений оценки анализов мочи, уровня азотистых шлаков, функционального состояния мочевыводящих органов. Комплексная оценка функции почек у одного из больных в виде заключения по анализам с фиксацией его в учебной истории болезни. 21. Заболевания желудочно-кишечного тракта и печени у детей и подростков. Курация больных с гастродуоденитом, язвенной болезнью, хроническим холециститом, хроническим колитом, хроническим гепатитом, панкреатитом, глистными инвазиями. Решение вопросов диагностики по клинико-лабораторным синдромам, возрастные особенности, значение характера питания, аномалий обмена, хронических очагов инфекции и других факторов в генезе заболевания у конкретного больного. Составление плана лечения (диета, режим, лекарственные средства). Профилактика обострений, рекомендации для родителей курируемого больного. – 5 часов. 21а. Закрепление умений обследования желудочно-кишечного тракта: осмотр языка и слизистой рта, пальпация и перкуссия органов брюшной полости, осмотр ануса, оценка органолептических свойств кала. 22. Итоговое занятие с оценкой знаний и умений, полученных студентами во время изучения дисциплины в клинике. – 5 часов. |