Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности icon

Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности





Скачать 0.92 Mb.
Название Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности
страница 1/3
Дата 12.02.2013
Размер 0.92 Mb.
Тип Рабочая программа
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития


Российской Федерации


“УТВЕРЖДАЮ”

Проректор по учебной работе ВолгГМУ

профессор В.Б. Мандриков

________________________________

“_____”____________________2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

педиатрия


Для специальности: 040100Лечебное дело

Квалификация выпускника – Врач

Факультет: лечебный

Кафедры: детских болезней, детских инфекционных болезней

Курс – IV, V

Семестр – VIII, IX

Форма обучения - очная

Лекции: 72 часа, в том числе

– педиатрия - 50 часов (VIII, IX семестры)

- детские инфекционные болезни – 22 часа (VIII, IX семестры)

Практические занятия: 142 часа, в том числе

– педиатрия - 100 часов (VIII, IX семестры)

- детские инфекционные болезни – 42 часа (VIII, IX семестры)

Самостоятельная внеаудиторная работа: 107 часов, в том числе

– педиатрия - 75 часов

- детские инфекционные болезни – 32 часа

Экзамен - IX семестр

Всего часов: 321, в том числе

- педиатрия - 225 часов

- детские инфекционные болезни – 96 часов


Волгоград, 2012 год.

^ Разработчики программы: доцент, к.м.н. С.Н.Емельянова,

д.м.н. профессор Л.В. Крамарь, доцент к.м.н. А.А. Арова


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней

протокол № 11 от «25» июня 2012 года


Заведующий кафедрой детских болезней

д.м.н., профессор М.Я. Ледяев


^ Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол № 5 от «27»июня 2012 года


Председатель УМК,

декан педиатрического факультета Н.В. Малюжинская


^ Внешняя рецензия дана заведующим кафедрой госпитальной педиатрии Астраханского государственного медицинской академии, профессором Н.С. Черкасовым «___» ____________ 2012 г. (прилагается)


^ Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой

Заведующая библиотекой Долгова В.В.


Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета

протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года


Председатель ЦМС

профессор Мандриков В.Б.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО педиатрии

ДЛЯ СТУДЕНТОВ лечебного ФАКУЛЬТЕТА


Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. Квалифицированное, ориентированное на профилактику заболеваемости наблюдение за семьей может быть осуществлено только врачом, хорошо знакомым с особенностями детского организма, методами воспитания здорового ребенка, спецификой основной патологии детского возраста, современными терапевтическими воздействиями и способами оказания неотложной помощи. Врач-лечебник (семейный врач) в практической работе сталкивается с необходимостью решать вопросы детских заболеваний, поэтому он должен хорошо знать клинические симптомы и синдромы заболеваний инфекционного генеза, современные лечебно-диагностические воздействия, способы оказания неотложной помощи, современные методы профилактики. В связи с этим настоящая программа определяет объем знаний по детским болезням и детским инфекционным болезням, необходимых врачам, оканчивающим лечебный факультет медицинского университета.


^ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.


    1. Цель преподавания дисциплины – овладение студентами методами диагностики, лечения и профилактики наиболее часто встречающихся заболеваний у детей с учетом возрастных особенностей и иммунологической реактивности детского организма.

Выпускник медицинского университета по специальности 060101 «Лечебное дело» должен быть подготовлен к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

  • профилактической;

  • диагностической;

  • лечебной;

  • воспитательно-образовательной;

  • организационно-управленческой;

  • научно-исследовательской.


^ 1.2. Задачи преподавания дисциплины: - научить студентов навыкам общения со здоровым и больным ребенком различного возраста и его родителями, методам объективного обследования ребенка с интерпретацией полученных данных в возрастном аспекте; научить диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания раннего и старшего возраста, а также состояния, угрожающие жизни ребенка, оказывать неотложную помощь, составлять планы лечения и профилактики.


По окончании изучения дисциплины студент должен знать:

  1. анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка;

  2. вопросы рационального вскармливания детей в соответствии с современными рекомендациями;

  3. современные классификации, этиологию, патогенез, клинику основных неинфекционных и инфекционных заболеваний, особенности их течения в детском возрасте;

  4. основные и вспомогательные методы исследований, их диагностическую ценность;

  5. лечение больного в дому и в стационаре;

  6. систему профилактических и противоэпидемических мероприятий в очаге инфекции и борьбе с заносом и распространением инфекции;

студент должен уметь:

  1. общаться со здоровым и больным ребенком и его родителями и соблюдать деонтологические нормы и принципы;

  2. собрать и оценить анамнез жизни и заболевания ребенка;

  3. провести физикальное обследование ребенка и оценить полученные данные в сопоставлении с возрастной нормой;

  4. анализировать результаты дополнительных методов обследования в возрастном аспекте;

  5. диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания и неотложные состояния у детей раннего и старшего возраста с формулировкой клинического диагноза согласно классификациям;

  6. назначить лечение заболеваний у детей; оказывать необходимую ургентную помощь;

  7. составлять диету детям в возрасте до одного года, находящимся на различных видах вскармливания;

  8. проводить реабилитации и профилактику заболеваний;

  9. обеспечить своевременную госпитализацию больных, нуждающихся в стационарном лечении.

студент должен обладать навыками:

  1. общения со здоровым и больным ребенком и его родителями;

  2. проводить объективное обследование детей, получать объективные данные при физикальном обследовании ребенка, интерпретировать полученные данные и результаты дополнительных методов исследования с учетом анатомо-физиологических особенностей и возрастных норм;

  3. оценки физического и нервно-психического развития детей в различные возрастные периоды;

  4. составлять план основных лечебных и профилактических мероприятий, диспансерного наблюдения детей с целью профилактики формирования соответствующей патологии у взрослых.


^ 1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:


  1. История философских учений: этика и деонтология в педиатрии, мировоззрение и медицина, законы диалектического материализма в медицине с учетом особенностей развивающегося детского организма.

  2. Медицинская психология, этика, деонтология: особенности психологии ребенка в возрастном аспекте, принципы деонтологии и этики в педиатрии.

  3. Латинский язык: основы латинской терминологии.

  4. Анатомия: анатомические особенности органов и систем у детей.

  5. Гистология: эмбриогенез тканей и систем органов.

  6. Нормальная физиология: функциональные особенности органов и систем у детей в возрастном аспекте.

  7. Биология: генетика, паразитология.

  8. Микробиология, вирусология: общая закономерность жизнедеятельности всех классов микроорганизмов их роль и значение для жизни и здоровья человека. Основные свойства и механизмы воздействия инфекционных агентов в детском организме.

  9. Гигиена: группы здоровья в детском возрасте, рациональное питание и режим дня в различные периоды детства, показатели физического развития детей, организация внешней среды для детей различного возраста, включая санитарно-гигиенические условия в детских коллективах, физическое воспитание и закаливание детей, гигиенические аспекты формирования здорового образа жизни ребенка

  10. Биохимия: основы биохимических процессов в организме у здоровых детей и при различных патологических состояниях.

  11. Общая химия: минеральный состав детского организма, потребность в химических элементах, применение химических веществ в качестве лечебных средств в педиатрии, токсичность некоторых химических элементов для детского организма.

  12. Физика с высшей математикой, информатикой, медицинской тех­никой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получаю­щих отображение в медицине.

  13. Патологическая физиология: вопросы патогенеза заболеваний, особенности функционирования систем и органов детского организма при различных патологических состояниях.

  14. Патологическая анатомия: морфологические изменения при заболеваниях детского и подросткового возраста.

  15. Фармакология: основы фармакодинамики и фармакокинетики, основные принципы приготовления лекарственных препаратов. Основные лекарственные средства, их терапевтическое и побочное воздействие на детский организм.

  16. Общественное здоровье и здравоохранение: дет­ская заболеваемость, летальность, смертность, статистические пока­затели в здравоохранении, государственная система организации охраны
    здоровья матери и ребенка, организация санаторно-курортной помощи детям, программа ВОЗ по улучшению здоровья матери и ребенка. Организация медицинской помощи подросткам. Основные нормативные документы, регламентирующие работу врача.

  17. Терапия: анамнез и методика обследования больного, семиотика, этиопатогенез и клиника основных заболеваний, начинающихся в детском возрасте.

  18. Акушерство и гинекология: вопросы перинатологии, неонатологии (физиология и патология).

  19. Хирургия: асептика и антисептика, гемотрансфузиология, хирургические заболевания, встречающиеся у детей.

  20. Эпидемиология: вопросы эпидемиологической закономерности, распространенности, заболеваемости, сезонности, профилактики и реабилитации больных инфекционными заболеваниями.

  21. ЛОР-болезни: ЛОР - патология детского возраста.

  22. Офтальмология: поражение органа зрения при различных заболеваниях у детей и подростков, исследование глазного дна у детей и подростков.

  23. Фтизиопульмонология с клинической иммунологией: вопросы
    детского и подросткового туберкулеза, иммунитета.

  24. Иммунология: особенности иммунных реакций детского организма, принципы иммунокоррекции.

  25. Реаниматология и анестезиология: оказание неотложной и реанимационной помощи при жизнеугрожающих состояниях.

  26. Рентгенология и радиология: основные лучевые методы диагностики в медицине.

  27. ЛФК и ВК: лечебная физкультура и врачебный контроль.

^ 1.4. Формы организации обучения и виды контроля:

Программа обучения по дисциплине «Педиатрия» для студентов лечебного факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение двух семестров и завершается итоговым экзаменом по дисциплине.

Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Промежуточный контроль включает в себя итоговое занятие в конце каждого семестра подготовки и состоит из оценки выработанных студентами во время цикла занятий практических навыков, тестового контроля теоретических знаний и защиты учебной истории болезни. Итоговый контроль осуществляется в форме трехэтапного экзамена (IX семестр).


^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:


2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Факультет

Семестр

Количество

часов

Лекции

Практические занятия

Самосто

ятельная

работа

Экзамен

Лечебный

VIII

103

28

72

51




IX

122

44

70

56

IX семестр

Всего




321

72

142

107





^ 2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий:


2.2.1. Педиатрия.



1. История отечественной педиатрии. История педиатрии, организация охраны материнства и детства в нашей стране. Роль врача общей практики в оздоровлении детского и подросткового населения, в предупреждении заболеваемости и снижении младенческой смертности. (2 часа)


2. Периоды детского возраста. Физическое и нервно-психическое развитие детей и подростков в различные возрастные периоды. Становление иммунитета у детей. Закаливание детей раннего возраста. Значение генетических и наследственных факторов в патологии детства. Особенности возрастной патологии. Особенности воспитания, сна, режима дня у подростков. (2 часа)


3. Вскармливание. Преимущества естественного вскармливания, стимуляция лактации. Введение прикорма. Смешанное и искусственное вскармливание. Режим питания детей старше 1 года. Роль питания в профилактике различных заболеваний. (2 часа)


4. Проблемы неонатологии. Младенческая смертность и пути ее снижения; решение проблемы невынашивания, программа планирования семьи, совершенствование пренатальной диагностики. Недоношен­ный ребенок. Структура заболеваемости новорожденных. (2 часа)


5-6. Патология периода новорожденности. Перинатальное поражение ЦНС гипоксически-травматического генеза (головного и спинного мозга). Врожденные пороки развития. Внутриутробное инфицирование. Сепсис. Гемолитическая болезнь новорожденных. (4 часа)


7. Аномалии конституции (диатезы). Варианты диатезов. Аномалии конституции как предрасположенность к тому или иному хроническому патологическому процессу. (2 часа)


8. Дистрофия. Хронические расстройства питания и гиповитаминозы у детей. Этиология, патогенез, удельный вес в патологии детей в современных условиях. Характеристика различных форм расстройств трофики, принципы лечения и профилактики. (2 часа)


9. Рахит и рахитоподобные заболевания. Этиология и патогенез рахита, особенности клинической картины и течение современного рахита. Дифференциальный диагноз рахита с рахитоподобными заболеваниями. Гипервитаминоз D. Принципы лечения и профилактики. (2 часа)


10. Анемии. Основные группы анемий. Удельный вес и особенности анемии у детей раннего возраста. Дефицитные анемии. Частота. Значение в патологии и дальнейшем развитии ребенка. Роль вскармливания и социальных факторов в развитии болезни. Гемолитические анемии - врожденные и приобретенные. Анемии у подростков. Гемобластозы. (2 часа)


11. Острые пневмонии у детей раннего возраста. Роль острых респираторных заболеваний и бактериальных инфекций в развитии пневмоний, механизмы развития. Клинические формы, осложнения, принципы лечения и профилактики. (2 часа)


12-13. Неотложные состояния у детей раннего возраста. Токсикоз. Гипертермия. Судороги. Острый стенозирующий ларинготрахеит (син­дром крупа). (4 часа)


14. Хронические заболевания органов дыхания. Распространенность. Этиология. Патогенез. Причины хронических неспецифических бронхолегочных заболеваний у детей и подростков. Дифференциальный диагноз. Принципы этапного лечения. (2 часа)


15. Респираторные аллергозы. Бронхиальная астма. Особенности патогенеза, клинической картины и течения у детей и подростков. Принципы лечения и профилактики аллергических поражений системы дыхания. Неотложная помощь при острых аллергических реакциях у детей и подростков. (2 часа)


16-18. Ревматические заболевания у детей и подростков. Ревматизм. Современное представление и распространенность ревматизма в детском и подростковом возрасте. Особенности патогенеза и клинической картины, варианты течения ревматизма у детей и подростков. Диагностические критерии. Принципы этапного лечения и профилактики. Диффузные заболевания соединительной ткани, современные теории этиологии и патогенеза. Особенности течения системной красной волчанки, дерматомиозита, системной склеродермии у детей и подростков. Артриты, ювенильный ревматоидный артрит. Современные концепции этиологии и патогенеза. Дифференциальный диагноз. Особенности клиники и течения, принципы лечения. Прогноз. (6 часов)


19-20. Заболевания почек у детей и подростков. Особенности строения и функции почек в детском возрасте. Классификация заболеваний почек у детей и подростков. Характеристика наиболее частых форм. Острая и хроническая почечная недостаточность, неотложная терапия при них. Трансплантация почек у подростков. Нефропатия в пу­бертатном возрасте. (4 часа)


21-22. Заболевания желудочно-кишечного тракта у детей. Гастрит, дуоденит, язвенная болезнь. Дискинезия желчевыводящих путей. Современные методы клинической, инструментальной и лабораторной диагностики. Принципы этапного лечения. Болезни печени и поджелудочной железы. (4 часа)


23. Геморрагические диатезы и системные васкулиты у детей и подростков. Этиология, патогенез и клинические проявления отдельных форм геморрагических диатезов и системных васкулитов. Особенно­сти течения у детей. Принципы лечения. (2 часа)


24. Эндокринные заболевания. Клиническая картина сахарного диабета, гипотиреоза, диффузного токсического зоба, нарушений полового развития. Неотложная помощь при диабетической и гипогликемической комах, тиреотоксическом кризе. Особенности течения эндок­ринной патологии у подростков. (2 часа)


25. Лейкозы. Варианты острого лейкоза у детей и подростков. Клиника и диагностика острого лейкоза в детском возрасте. Роль дополнительных методов исследования. Принципы лечения. Неходжкинские лимфомы. (2 часа)


^ 2.2.2. Раздел детские инфекционные болезни.


1. Место инфекционных болезней в патологии ребенка.

Указывается роль инфекционных заболеваний в структуре детской заболеваемости и смертности, эпидемиологические особенности острых инфекционных заболеваний. Дается понятие «инфекционный процесс», «инфекционное заболевание», понятие о трех звеньях эпидемической цепи, понятие об антропонозах, зоонозах. Обязанности врача по организации обслуживания ребенка с инфекционными заболеваниями. Основные достижения и дальнейшие перспективы в борьбе с детскими инфекционными заболеваниями. Правовые, морально-этические и профессиональные особенности работы врача при выявлении острого инфекционного заболевания.

Продолжительность лекции – 2 часа.


2. ОРВИ у детей. Характеристика основных возбудителей острых респираторных заболеваний. Восприимчивость и выраженность иммунного ответа на заражение и вакцинацию в возрастном аспекте. Патоморфологические изменения со стороны органов дыхания, ЦНС, сердечно-сосудистой системы и др. Клинические симптомы и синдромы. Исходы и прогноз в зависимости от заболевания возраста больного. Методы лабораторной диагностики: РИФ, РСК, РТГА, ИФА, РИА. Дифференциальный диагноз. Лечение различных форм ОРВИ и осложнения. Система профилактических и противоэпидемических мероприятий в семье и детском коллективе. Специфическая профилактика.

Продолжительность лекции – 2 часа.


3. Дифтерия. Паротитная инфекция. Определение болезни. Характеристика возбудителя, антитоксический и антимикробный иммунитет. Эпидемиологическое значение больных и бактерионосителей. Основные фазы патогенеза, патоморфологические изменения при дифтерии. Клиническая классификация. Диагностика. Принципы лечения антитоксической сывороткой. Специфическая профилактика дифтерии. Система противоэпидемических мероприятий. Свойства возбудителя паротитной инфекции с патоморфологическими изменениями в слюнных железах, ЦНС и других органах и тканях. Клинические симптомы при различных формах заболевания. Лабораторная диагностика. Патогенетическая, симптоматическая терапия. Специфическая профилактика и противоэпидемические мероприятия в очаге инфекции и коллективе.

Продолжительность лекции – 2 часа.


4. Вакцинопрофилактика.

Понятие «наследственный иммунитет», «приобретенный активный и пассивный иммунитет». Факторы, механизмы и особенности иммунитета в различных возрастных группах детей. Организация вакцинопрофилактики. Характеристика основных видов вакцин. Показания и противопоказания к вакцинации. Прививочный календарь ребенка в РФ. Вакцинация по эпидемиологическим показаниям. Поствакцинальные реакции и осложнения, их мониторинг. Вакцинация групп риска, щадящие методы вакцинации. Правовые и морально-этические аспекты вакцинопрофилактики.

Продолжительность лекции – 2 часа.


5. Корь, краснуха.

Определение экзантемных болезней с характеристикой возбудителей. Механизмы развития и проявления эпидемического процесса. Организация эпидемиологического надзора за корью и перспективы ее ликвидации. Патогенез болезней. Клиническая классификация и основные симптомокомплексы. Осложнения, исходы и прогноз экзантем с особенностями клиники у детей первого года жизни, у вакцинированных. Диагностическая значимость вирусологических, серологических лабораторных методов исследования. Лечение больных, диспансерное наблюдение, специфическая профилактика и противоэпидемические мероприятия в семье и детском коллективе.

Продолжительность лекции – 2 часа.


6. ОКИ у детей.

Определение болезни. Микробиологическая характеристика возбудителей, факторы патогенности. Эпидемиологические особенности инвазивных и секреторных ОКИ у детей, клиническая классификация с ведущими синдромами и симптомами. Особенности у детей раннего возраста. Осложнения и исходы ОКИ. Диагностика ОКИ. Правила забора биоматериала, методы экспресс-диагностики (РОА, РЛА, ИФА). Дифференциальный диагноз.

Продолжительность лекции – 2 часа.


7. Лечение ОКИ у детей.

Клинические и эпидемиологические показания для госпитализации больного. Организация стационара на дому. Программа лечения. Диетотерапия и особенности проведения оральной регидратации. Принципы этиотропной и патогенетической терапии. Показания и схема лечения антибиотиками, биологическими препаратами, энтеросорбентами, химиопрепаратами, бактериофагами. Неотложная и интенсивная терапия тяжелых форм и клинических синдромов, угрожающих жизни ребенка. Критерии выздоровления и выписки из стационара. Диспансерное наблюдение. Профилактические и противоэпидемические мероприятия в очаге ОКИ.

Продолжительность лекции – 2 часа.


8. Герпесвирусные инфекции.

Определение болезни с характеристикой семейства герпес-вирусов. Эпидемиологические особенности герепс-вирусных заболеваний I-VIII типов. Патогенетические механизмы, клинические проявления различных форм герпес-вирусных болезней, осложнения. Особенности клиники и течения у новорожденных и детей первого года жизни. Диагностическая значимость ИФА, ПЦР, иммунофлюоресцентного, электронно-микроскопического методов исследования в диагностике герпес-вирусов. Противовирусная, иммуностимулирующая, дезинтоксикационная терапия. Профилактика, иммунопрофилактика. Диспансерное наблюдение.

Продолжительность лекции – 2 часа.


9. Вирусные гепатиты.

Определение болезни. Классификация возбудителей и клиническая симптоматика болезней в зависимости от периодов. Ранние клинические диагностические признаки, показатели тяжести, варианты течения. Особенности клиники и течения заболевания у детей первого года жизни. Исходы и прогноз. Диагностическая значимость лабораторных методов исследования. Дифференциальный диагноз. Принципы терапии. Система профилактических и противоэпидемических мероприятий. Вакцинопрофилактика.

Продолжительность лекции – 2 часа.


10. Коклюш. Паракоклюш.

Определение болезни с характеристикой возбудителя. Эпидемиологические особенности коклюша у детей в возрастном аспекте и у подростков. Патогенетические механизмы и клиническая классификация, проявления болезни в разные периоды. Критерии тяжести болезни. Осложнения, исходы. Последствия. Диагностические и дифференциально-диагностические критерии в различные периоды болезни, значимость лабораторных методов диагностики. Принципы лечения в разные периоды болезни в зависимости от тяжести, течения и возраста. Специфическая профилактика и противоэпидемические мероприятия в семье и детском коллективе.

Продолжительность лекции – 2 часа.


11. Менингококковая инфекция.

Определение болезни, современное состояние заболеваемости. Патоморфологические изменения в зависимости от формы болезни. Патогенез менингококкцемии и гнойного менингита. Клинические симптомы основных форм инфекции. Лабораторная диагностика. Ликворограмма. Бактериологическое исследование и серологические методы (ИФА. ЛА, ВИЭ, ПЦР), КТ – головного мозга (при наличии менингита). Лечение на догоспитальном и стационарном этапах. Антибактериальная терапия в зависимости от формы и тяжести заболевания. Патогенетическая терапия, лечение ИТШ. Профилактика и вакцинопрофилактика в семье и детском коллективе.

Продолжительность лекции – 2 часа.


^ 2.3. Практические занятия, их содержание, объем в часах:


2.3.1. Педиатрия.



1. Знакомство с организацией и принципами работы детской больницы. Сбор анамнеза у детей, подростков и их родителей. – 4,2 часа.

1а. Самостоятельный сбор анамнеза каждым студентом у матерей больных и здоровых детей и подростков в приемном покое, поликлиническом и боксовом отделениях, материнской комнате с использованием схемы истории болезни.


2. Физическое и психомоторное развитие детей и подростков. Возрастные особенности нарастания массы, длины и других параметров тела, семиотика нарушений. Анатомо-физиологические особенности нервной системы и органов чувств у детей. Развитие статических и психических функций. Роль среды, воспитания и режима для правильного развития детей и подростков. – 4,2 часа.

2а. Самостоятельная работа с детьми - измерение массы и длины тела, окружности головы, грудной клетки, живота. Оценка физического и психомоторного развития.


3. Общий осмотр здорового и больного ребенка. Анатомо-физиологические особенности, методика исследования кожи, подкожно- жировой клетчатки и лимфатических узлов у детей. Оценка состояния питания, тургора тканей. Семиотика нарушений. Анатомо-физиологические особенности костно-мышечной системы и методика ее исследования. Оценка состояния опорно-двигательного аппарата. Семиотика основных поражений. Пропорции телосложения, их изменения с возрастом. – 4,2 часа.

3а. Самостоятельное исследование на курируемых больных состояния кожи, подкожной клетчатки, тургора тканей, лимфатических узлов, мышц, костей. Оценка соответствия полученных данных возрастным нормам. Фиксация в соответствующих разделах учебной истории болезни. Закрепление на нескольких больных навыков определения дермографизма, эластичности кожи, толщины подкожно-жирового слоя, тургора тканей, силы и тонуса мышц, функции суставов и связочного аппарата, размеров, формы, числа, консистенции лимфатических узлов в от­дельных группах.


4. Анатомо-физиологические особенности систем дыхания. Методика исследования по возрастным группам. Оценка границ легких, характеристика дыхательных шумов. Особенности и оценка рентгенограмм грудной клетки. Семиотика основных поражений у детей и подростков. – 4,2 часа.

4а. Самостоятельная работа: закрепление умений перкуссии и аускультации легких, методики определения их границ на больных. Измерение частоты дыхания. Фиксация в учебной истории болезни. Самостоятельный анализ рентгенограмм у курируемых больных, заключение по ним (в учебной истории болезни).


5. Анатомо-физиологические особенности систем кровообращения. Методика исследования по возрастным группам. Оценка границ сердца, характеристика сердечных шумов. Особенности и оценка детской ЭКГ. Семиотика основных поражений у детей и подростков. – 4,2 часа.

5а. Самостоятельная работа: закрепление умений перкуссии и аускультации сердца, методики определения его границ на больных. Измерение артериального давления, подсчет пульса. Фиксация в учебной истории болезни. Самостоятельный анализ рентгенограмм, ЭКГ у курируемых больных, заключение по ним (в учебной истории болезни).


6. Особенности кроветворения у детей. Нормативы периферической крови у детей различного возраста. Семиотика основных поражений. Оценка анализов крови у детей разного возраста. Гемограмма у подростков. – 4,2 часа.

6а. Самостоятельная оценка анализов крови у нескольких больных. Заключение по анализам с последующим внесением его в клиническую историю болезни.


7. Анатомо-физиологические особенности систем пищеварения. Методика исследования органов пищеварения в связи с их анатомо-физиологическими осо­бенностями у детей и подростков. Семиотика основных поражений. – 4,2 часа.

7а. Самостоятельная оценка анализов кала у нескольких больных. Заключение по анализам с последующим внесением его в клиническую историю болезни.


8. Анатомо-физиологические особенности системы мочеобразования. Методика исследования органов мочеобразования в связи с их анатомо-физиологическими особенностями у детей и подростков. Семиотика основных поражений. – 4,2 часа.

8а. Самостоятельная оценка анализов мочи у нескольких больных. Заключение по анализам с последующим внесением его в клиническую историю болезни. Заключительный контроль по всем темам пропедевтики: написание статуса курируемого больного с оценкой состояния по всем органам и системам.


9. Вскармливание. Выявление преимуществ естественного вскармливания. Меры по предупреждению гипогалактии и стимуляция лактации. Необходимость коррекции любого вида вскармливания. Время и техника введения прикорма. Принципы смешанного и искусственного вскармливания. Характеристика молочных смесей, используемых для докорма и искусственного вскармливания. Принципы питания детей в детских учреждениях. Особенности вскармливания недоношенных. – 4,2 часа.

9а. Самостоятельная работа: курация детей первого года жизни, находящихся на естественном, искусственном и смешанном вскармливании. Составление и режима и рациона питания, меню-раскладки для курируемого ребенка с внесением в клиническую и учебную историю болезни. Составление рациона и расчет питания для нескольких детей разных возрастов, в том числе недоношенных и в возрасте 1-3 лет, находящихся на естественном, смешанном и искусственном вскармливании с фиксацией расчетов в клинической истории болезни. Составление плана предупреждения гипогалактии или стимуляции лактации для матери курируемого ребенка.


10. Рахит. Диагностика. Клинические, биохимические, рентгенологические изменения, свойственные разным фазам рахита. Дифференциальный диагноз с рахитоподобными заболеваниями. Гипервитаминоз Д. Составление плана лечебных и профилактических мероприятий для курируемых больных. – 4,2 часа.

10а. Самостоятельная работа: закрепление умений обследования и оценки состояния мышц и костей. Самостоятельное исследование костно-мышечной системы нескольких детей первых двух лет жизни. Оценка их биохимического анализа крови, рентгенограмм зон роста с целью выявления у них рахита, уточнения его фазы и степени тяжести. Составление плана лечения или профилактических мероприятий для курируемого больного, фиксация в учебной истории болезни.


11. Дефицитные анемии. Анемии у подростков. Клиническая картина. Лабораторная диагностика. Дифференциальный диагноз с другими видами анемий. Составление плана лечения и профилактики рецидивов заболевания. – 4,2 часа.


11а. Самостоятельная работа: закрепление умений оценки показателей периферического и биохимического анализов крови. Расчет цветового показателя, показателя насыщения трансферрина железом у нескольких больных с сидеропенией и без нее. Заключение по анализам в учебной истории болезни. Составление плана профилактических и лечебных мероприятий для курируемого больного, плана диспансерного наблюдения за детьми из группы риска.


12. Хронические расстройства питания. Гипотрофия I, II, III степени. Гипостатура. Паратрофия. Аномалии конституции. Роль наследственных факторов в формировании диатезов. Диагностика, исходы различных форм диатезов. Составление плана диагностики, лечения и профилактики на примере курируемых больных. – 4,2 часа.

12а. Самостоятельная работа: закрепление умений оценки параметров тела, состояния питания, тургора тканей, эластичности, влажности кожи. Оценка лимфатической системы, состояния питания, характера высыпаний на коже и слизистых, тургора тканей, характера стула, иммунологического статуса по показателям гуморального и клеточного иммунитета. Составление плана диспансерного наблюдения за детьми из группы риска, фиксация заключений и планов лечения и профилактики в учебной истории болезни.


13. Болезни новорожденных. Перинатальное поражение ЦНС (головного и спинного мозга) гипоксически-травматического генеза. Роль социально-биологических факторов, предшествующих абортов, состояния здоровья родителей, патологического течения беременности и родов в невынашивании, гипоксии плода. Гемолитическая болезнь новорожденных по резус-фактору и по АВО-системе. Профилактика, лечение в современных условиях. Сепсис. Гнойно-воспалительные заболевания. Внутриутробное инфицирование. Этиология. Клиника. Диагностика. Отдаленные последствия.– 5 часов.

13а. Самостоятельная работа с детьми: закрепление навыков исследования рефлексов новорожденных, оценки мышечного тонуса. Составление рекомендаций по питанию и водному режиму, индивидуальному плану лечения курируемых больных.


14. Поликлиника. Патронаж новорожденных и грудных детей на дому (с патронажной сестрой или врачом). Оценка состояния здоровья. Признаки доношенности, техника ухода и вскармливания новорожденных. Рекомендации по сохранению лактации, режиму питания и отдыха для матери. – 5 часов.

14а. Закрепление навыков ухода за новорожденным.


15. Поликлиника. Работа в кабинете здорового ребенка и на приеме грудных детей. Принципы диспансеризации детей первого года жизни. Коэффициент и группа здоровья. Оформление документации. – 5 часов.

15а. Закрепление умений измерения параметров тела, взвешивания, оценки физического и психомоторного развития ребенка, заполнения истории развития ребенка.


16. Бронхиальная астма и хронические бронхолегочные неспецифические заболевания у детей (ХНЗЛ). – 5 часов.

16а. Курация больных в приступком и послеприступном периодах бронхиальной астмы, с хронической пневмонией, респираторным аллергозом, с врожденными аномалиями развития, муковисцидозом и др. патологией. Закрепление умений общения с детьми, физикального обследования органов грудной клетки, оценки результатов эндоскопического обследования и рентгенограмм легких. Составление плана этапного лечения и профилактических мероприятий ХНЗЛ, мер неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы, вопросов лечения в межприступном периоде, рекомендации для родителей.


17. Ревматизм у детей и подростков. Особенности клинической картины и дифференциальный диагноз. Курация больных с первичным и возвратным ревмокардитом, хореей, инфекционно-аллергическим миокардитом, инфекционным эндокардитом, пролапсом митрального клапана, вегето-сосудистой дистонией. Выявление диагностических и дифференциально-диагностических критериев с использованием клинических, лабораторных, инструментальных данных. Установление возможных этиологических факторов и ведущих патогенетических механизмов, степени активности ревматизма и степени недостаточности кровообращения. Неревматические кардиты. Нарушения ритма у подростков. – 5 часов.

17а. Закрепление умений физикального обследования сердечно-сосудистой системы и оценки данных ЭКГ, ФКГ, УЗИ на больных с различной патологией. Составление плана этапного лечения и профилактических (первичных и вторичных) мероприятий для курируемого больного. Решение ситуационных задач.

18. Ювенильный ревматоидный артрит и диффузные заболевания соединительной ткани. – 5 часов.

18а. Курация больных ювенильным ревматоидным артритом, системной красной волчанкой, системной склеродермией, дерматомиозитом. Решение вопросов диагностики по ведущим клиническим и лабораторным синдромам, определение степени активности патологического процесса и индивидуального прогноза. Составление плана лечебных и профилактических мероприятий для курируемого больного. Закрепление умений сопоставления и оценки данных анамнеза, клинического обследования больного, результатов лабораторных и инструментальных методов исследования.


19. Лейкозы; заболевания, сопровождающиеся кровоточивостью; системные васкулиты у детей и подростков. Курация больных с острым лейкозом, тромбоцитопенической пурпурой (другими геморрагичекими диатезами), геморрагическим васкулитом (другими системными васкулитами). Роль геморрагических проявлений в диагностике заболеваний, врачебная тактика при выявлении острого лейкоза. Решение вопросов дифференциальной диагностики по ведущим клинико-лабораторным синдромам, определение степени тяжести, индивидуального прогноза. Составление плана лечебных и профилактических мероприятий. – 5 часов.

19а. Закрепление умений оценки характера анализов периферической крови у детей и подростков, пунктата костного мозга, гематологического статуса и сопоставления данных лабораторных исследований с клиническими проявлениями повышенной кровоточивости.


20. Заболевания почек у детей и подростков. Курация больных с острым и хроническим гломерулонефритом, пиелонефритом, почечной недостаточностью. Решение вопросов о наличии или отсутствии основных клинико-лабораторных синдромов, позволяющих диагностировать определенную почечную патологию. Выявление в каждом отдельном случае роли врожденной патологии (анатомических аномалий и пороков развития мочевыводящей системы, обменных нарушений), инфекционных и других агентов в формировании соответствующей патологии. Составление плана лечения (режим, диета, лекарственные средства). Меры неотложной помощи при острой и хронической почечной недостаточности. Показания к гемодиализу. Трансплантация почек у подростков. План диспансерного наблюдения. – 5 часов.

20а. Закрепление умений оценки анализов мочи, уровня азотистых шлаков, функционального состояния мочевыводящих органов. Комплексная оценка функции почек у одного из больных в виде заключения по анализам с фиксацией его в учебной истории болезни.


21. Заболевания желудочно-кишечного тракта и печени у детей и подростков. Курация больных с гастродуоденитом, язвенной болезнью, хроническим холециститом, хроническим колитом, хроническим гепатитом, панкреатитом, глистными инвазиями. Решение вопросов диагностики по клинико-лабораторным синдромам, возрастные особенности, значение характера питания, аномалий обмена, хронических очагов инфекции и других факторов в генезе заболевания у конкретного больного. Составление плана лечения (диета, режим, лекарственные средства). Профилактика обострений, рекомендации для родителей курируемого больного. – 5 часов.

21а. Закрепление умений обследования желудочно-кишечного тракта: осмотр языка и слизистой рта, пальпация и перкуссия органов брюшной полости, осмотр ануса, оценка органолептических свойств кала.


22. Итоговое занятие с оценкой знаний и умений, полученных студентами во время изучения дисциплины в клинике. – 5 часов.

  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол №5...
Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины фтизиопульмонология Для специальности 060103 педиатрия

Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия

Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины хирургические болезни для специальности: 060103 педиатрия. Факультет

Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии,
Рабочая программа дисциплины биоэтика федерального компонента цикла гэс гос впо составлена на основании...
Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины судебная психиатрия Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета
Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины клиническая иммунология Для специальности: “

Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология Для специальности: “

Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины общая иммунология для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы