Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Волгоградский государственный медицинский университет»
Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации
“УТВЕРЖДАЮ”
Проректор по учебной работе ВолгГМУ
профессор В.Б. Мандриков
________________________________
“_____”____________________2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
педиатрия
Для специальности: 040400 “Стоматология”
Квалификация выпускника – Врач-стоматолог
Факультет: стоматологический
Кафедра: детских болезней
Курс - V
Семестр - IX
Форма обучения - очная
Лекции - 12 часов
Практические занятия - 56 часов
Самостоятельная внеаудиторная работа - 40 часов
Зачет - IX семестр
Всего часов - 108
Волгоград, 2012 год.
^ : доцент кафедры детских болезней, к.м.н. Золотарева Н.М.,
ассистент кафедры детских болезней, к.м.н. Сафанеева Т.А.,
ассистент кафедры детских болезней, к.м.н. Жукова Ю.А.
^ на заседании кафедры детских болезней
протокол № 11 от «25» июня 2012 года
Заведующий кафедрой детских болезней
д.м.н., профессор М.Я. Ледяев
^ с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол № 5 от «27»июня 2012 года
Председатель УМК,
декан педиатрического факультета Н.В. Малюжинская
^ дана заведующим кафедрой госпитальной педиатрии Астраханского государственного медицинской академии, профессором Н.С. Черкасовым «___» ____________ 2012 г. (прилагается)
^ с научной фундаментальной библиотекой
Заведующая библиотекой Долгова В.В.
Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета
протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года
Председатель ЦМС
профессор Мандриков В.Б.
^ педиатрии
для специальности «Стоматология»
Врач-стоматолог в практической работе нередко встречается с необходимостью решать вопросы диагностики и определять свою терапевтическую тактику при лечении детей с различными заболеваниями. Квалифицированное, ориентированное на профилактику заболеваемости наблюдение за ребенком может быть осуществлено только врачом, хорошо знакомым с особенностями детского организма, спецификой основной патологии в детском возрасте. Кроме того, лечение любого ребенка со стоматологическими заболеваниями предполагает знание основных анатомо-физиологических особенностей органов и систем в различные возрастные периоды.
^
Цель преподавания дисциплины – научить студентов стоматологического факультета осуществлять контроль за гармоничным развитием ребенка в различные возрастные периоды, ознакомить с вопросами рационального вскармливания детей раннего возраста, научить диагностировать, лечить и предупреждать наиболее часто встречающиеся заболевания детского возраста, учитывая взаимосвязь стоматологической патологии с нарушениями других органов и систем детского организма.
^ раскрытие связей стоматологических заболеваний с общей патологией детского возраста, освоение студентами особенностей терапевтической тактики стоматолога при различных заболеваниях у детей раннего и старшего возраста, определение роли врача-стоматолога при диспансеризации больных с различной соматической патологией; - научить оказанию неотложной помощи при острых ситуациях.
По окончании изучения дисциплины студент должен знать:
основные анатомо-физиологические особенности детского организма;
особенности течения основных заболеваний в детском возрасте;
аспекты взаимосвязи патологии зубочелюстной системы и заболеваний других органов и систем у детей;
вопросы лечения и профилактики детских болезней.
студент должен уметь:
общаться со здоровым и больным ребенком и его родителями и соблюдать деонтологические нормы и принципы;
проводить объективное обследование детей, получать объективные данные при физикальном обследовании детей раннего и старшего возраста, правильно интерпретировать полученные данные с учетом анатомо-физиологических особенностей и возрастных норм;
оценивать физическое развитие детей в различные возрастные периоды;
составлять диету детям в возрасте до одного года, находящимся на различных видах вскармливания;
анализировать результаты дополнительных методов обследования в возрастном аспекте;
диагностировать наиболее часто встречающиеся заболевания и неотложные состояния у детей раннего и старшего возраста;
оказывать необходимую ургентную помощь;
определить лечебную тактику врача-стоматолога в зависимости от нозологии.
студент должен иметь представление:
о лечебной тактике при наиболее часто встречающейся патологии детского возраста, в том числе, ее особенностях при оказании стоматологической помощи.
^
История философских учений: этика и деонтология в медицине, мировоззрение и медицина, законы диалектического материализма в медицине с учетом особенностей развивающегося детского организма.
Анатомия: анатомическое строение органов и систем.
Нормальная физиология: физиологические особенности органов и систем в детском возрасте.
Биология: генетика, глистные инвазии.
Гигиена: группы здоровья в детском возрасте, рациональное питание и режим дня в различные периоды детства, показатели физического развития детей, организация внешней среды для детей различного возраста, включая санитарно-гигиенические условия в детских коллективах, физическое воспитание и закаливание детей.
Биохимия: клиническая биохимия.
Общая химия: минеральный состав организма, потребность в химических элементах, применение химических веществ в качестве лечебных средств, токсичность некоторых химических элементов.
Физика: основы физических законов, получающих отображение в медицине.
Патологическая физиология: вопросы патогенеза заболеваний.
Фармакология: разделы дисциплины с учетом патологии детского возраста.
Социальная гигиена и организация здравоохранения: понятия заболеваемость, летальность, смертность, статистические показатели в здравоохранении, программа ВОЗ по улучшению здоровья матери и ребенка.
Терапия: анамнез и методика обследования больного, семиотика, этиопатогенез и клиника основных заболеваний.
Акушерство и гинекология: вопросы перинатологии, неонатологии (физиология и патология).
Хирургия: асептика и антисептика, гемотрансфузиология, хирургические заболевания.
Инфекционные болезни: клиника и диагностика наиболее часто встречающихся в детском возрасте инфекций.
ЛОР-болезни: клиника и диагностика наиболее часто встречающейся патологии.
Глазные болезни: клиника и диагностика наиболее часто встречающейся патологии.
Туберкулез: вопросы диагностики туберкулеза.
Реанимация и анестезиология: оказание неотложной и реанимационной помощи при основных ургентных состояниях.
Рентгенология и радиология: вопросы рентгенологии и радиологии.
Стоматология: вопросы детской стоматологии, профилактики стоматологических заболеваний.
^
Программа обучения дисциплине «Педиатрия» для студентов стоматологического факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс), практическую подготовку (практические занятия), а также самостоятельную работу студентов с учебной и научной литературой. Обучение проводится в течение одного семестра и включает в себя 6 лекций (12 часов в IX семестре), 56 часов аудиторной практической подготовки (IX семестр) и 40 часов внеаудиторной самостоятельной работы (всего 108 часов).
На лекциях освещаются узловые вопросы темы и обобщаются новейшие научные знания, разбираются наиболее трудные для освоения разделы предмета с внесением соответствующих корректив в связи с новыми фактами и открытиями. Продолжительность лекции – 2 часа.
На практических занятиях студенты приобретают основные практические умения. Занятия проводятся на клинических базах кафедры – в отделениях детских больниц. Продолжительность практических занятий 5,6 часа.
Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Каждое занятие начинается с оценки исходного уровня знаний студентов по тестовой системе. Разбор клинических тем проводится на основе конкретных больных с изучаемой патологией с привлечением данных параклинического обследования из историй болезни.
По окончании лекционного и практического курса проводится итоговый контроль знаний в форме зачета (IX семестр), на котором проводится оценка выработанных студентами во время цикла занятий практических навыков и умений, тестовый контроль теоретических знаний и защита учебной истории болезни.
^
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
Факультет
|
Семестр
|
Количес-тво часов
|
Лекции
|
Практические занятия
|
Самосто
ятельная
работа
|
Зачет
|
Стоматологичес-кий
|
IX
|
108
|
12
|
56
|
40
|
IX семестр
|
Всего
|
|
108
|
12
|
56
|
40
|
|
^
1. Основные пути развития отечественной педиатрии. Выдающиеся отечественные педиатры, их роль в развитии педиатрии. Периоды детского возраста. Анатомо-физиологические особенности органов и систем в различные возрастные периоды. Закономерности нарастания массы и роста. Основные особенности периодов детства как предрасполагающие факторы возрастной патологии. Связь аномалий и пороков развития зубочелюстной системы с наследственными заболеваниями, неблагоприятным течением беременности, наличием генитальной и экстрагенитальной патологии, вредными привычками, влияние недоношенности и незрелости ребенка. - 2 часа.
2. Рахит: этиология, патогенез, клиника, классификация. Современные методы неспецифической и специфической профилактики и лечения рахита. Связь рахита с заболеваниями зубочелюстной системы. Роль профилактики и лечения рахита в физиологическом созревании зубочелюстной системы. Железодефицитные анемии у детей раннего возраста. Этиология, клиника, лабораторные критерии, принципы лечения. - 2 часа.
3. Геморрагические болезни у детей: тромбоцитопеническая пурпура, геморрагический васкулит, гемофилия. Клинические проявления на слизистой полости рта при данной патологии и у больных с лейкозами. Неотложная терапия кровотечений в практике врача-стоматолога. Тактика стоматолога при лечении зубов и заболеваний полости рта у детей с геморрагическими болезнями. - 2 часа.
4. Заболевания почек у детей. Пиелонефрит: этиопатогенез, диагностика, принципы лечения. Гломерулонефрит: этиопатогенез, клинические варианты, принципы лечения. Роль очагов хронической инфекции в патогенезе заболеваний почек. - 2 часа.
5. Хронические заболевания верхних отделов органов пищеварения и патология гепатобилиарной системы. Хронический гастродуоденит и язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки: клиническая диагностика и принципы лечения. Дискинезии желчевыводящих путей. Современные методы диагностики данной патологии. Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки, патологии гепатобилиарной системы.- 2 часа.
6. Острые вирусные гепатиты у детей: пути передачи, методы диагностики, профилактики. - 2 часа.
^
1-2. Знакомство со структурой и организацией работы детской больницы, схемой истории болезни, сбором анамнеза у детей. Периоды детского возраста. Анатомо-функциональные особенности детского возраста. Нормативы данных физикального обследования. Закономерности нарастания массы и роста в различные возрастные периоды. Сроки и порядок прорезывания зубов. Анатомо-физиологические особенности ротовой полости у детей раннего возраста. Особенности крови и кроветворения в разные периоды детства. Курация больных для написания истории болезни. – 11,2 часа.
1а-2а. Самостоятельная работа с детьми: сбор анамнеза, измерение, взвешивание, оценка физического развития. Курация больных для написания истории болезни.
3. Естественное, смешанное, искусственное вскармливание. Виды и сроки введения прикорма. Особенности вскармливания детей со стоматологическими заболеваниями. Показания для перевода на искусственное вскармливание, искусственное вскармливание и дефекты его проведения как причина патологии зубочелюстной системы. Способы определения суточного количества молока и смесей при различных видах вскармливания. Потребность в основных ингредиентах и калориях в зависимости от вида вскармливания. Связь недостаточной жевательной нагрузки с формированием неправильного прикуса и другой патологии зубочелюстной системы. – 5,6 часа.
3а. Самостоятельный расчет питания для детей первого года жизни, находящихся на естественном, смешанном и искусственном вскармливании.
4. Рахит. Этиология, патогенез, клиника, классификация. Современные методы неспецифической и специфической профилактики и лечения рахита. Принципы лечения рахита. D-витаминная интоксикация: клиника, диагностика, лечение. Связь рахита с заболеваниями зубочелюстной системы. Роль профилактики и лечения рахита в физиологическом созревании зубочелюстной системы. Железодефицитные анемии у детей раннего возраста - этиология, клиника, лабораторные критерии, принципы лечения. Терапевтическая тактика в предоперационной подготовке к стоматологическим вмешательствам у детей с анемией. Особенности вскармливания детей с анемией при расщелинах верхней губы и твердого неба. Значение дефицита витаминов и микроэлементов в формировании патологии зубочелюстной системы.– 5,6 часа.
4а. Самостоятельная работа с детьми: оценка состояния кожи, выраженности подкожно-жирового слоя, определение наличия отеков, тургора тканей; закрепление навыков осмотра, пальпации и оценки состояния костно-мышечной системы у ребенка, определение мышечного тонуса и силы мышц, пальпация лимфатических узлов. Самостоятельная оценка анализов крови здоровых детей разных возрастов и детей с анемиями. Составление индивидуальных планов лечения и профилактики рахита и анемии для курируемых больных.
5. Острые заболевания верхних и нижних дыхательных путей. Нарушения носового дыхания, связь с формированием патологии зубочелюстной системы. Острые респираторные заболевания. Клинические и рентгенологические признаки острой пневмонии и бронхита. Клиника стенозирующего ларинготрахеита. Неотложная терапия обструктивного синдрома и крупа. – 5,6 часов.
5а. Самостоятельная работа: курация больных по теме занятия, интерпретация параклинических данных. Составление индивидуальных планов лечения данной патологии.
6. Геморрагические заболевания у детей: тромбоцитопеническая пурпура, геморрагический васкулит, гемофилия. Клинические проявления на слизистой полости рта при данной патологии и у больных с лейкозами. Неотложная терапия кровотечений в практике врача-стоматолога. Тактика стоматолога при лечении стоматологических заболеваний у детей с геморрагическими диатезами.– 5,6 часа.
6а. Самостоятельная работа: курация больных с геморрагическими диатезами, оценка показателей гомеостаза по лабораторным данным (свертываемость крови, длительность кровотечения, число тромбоцитов в периферической крови, показатели коагулограммы).
7-8. Хронические заболевания верхних отделов органов пищеварения и патология гепатобилиарной системы. Хронический гастродуоденит и язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки: клиническая диагностика и принципы лечения. Дискинезии желчевыводящих путей: виды, принципы диагностики и лечения. Современные методы диагностики данной патологии. Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки, патологии гепатобилиарной системы. – 11,2 часа.
7а-8а. Самостоятельная работа с детьми - закрепление навыков обследования системы пищеварения, пальпация органов брюшной полости, определение болевых точек и симптомов. Определение размеров и пальпация печени и селезенки. Оценка лабораторных данных (анализы крови, кала), результатов желудочного и дуоденального зондирования, данных эндоскопического исследования. Составление индивидуальных планов лечения, рекомендаций по диетотерапии и профилактике обострений для курируемых больных.
9. Заболевания почек у детей. Пиелонефрит: этиопатогенез, диагностика, принципы лечения. Гломерулонефрит: этиопатогенез, клинические варианты, принципы лечения. Роль очагов хронической инфекции в патогенезе заболеваний почек. Участие врача-стоматолога в диспансеризации детей с заболеваниями почек. Методы оценки почечных функций и анализов мочи. – 5,6 часа.
9а. Самостоятельная работа с детьми: закрепление навыков пальпации почек. Оценка анализов мочи, результатов функциональных почечных проб, биохимических показателей, характеризующих функцию почек. Составление рекомендаций по питанию и водному режиму, индивидуальному плану лечения курируемых больных.
10. Неотложные состояния у детей (гипертермический синдром, судорожный синдром, острые аллергические реакции, анафилактический шок, острая сосудистая недостаточность: обморок, коллапс). Итоговый контроль знаний студентов. Защита истории болезни. – 5,6 часа.
^
Высыпные инфекции у детей (корь, скарлатина, краснуха, ветряная оспа). Специфические изменения полости рта при высыпных инфекциях. – 16 часов.
Дифтерия у детей - этиология, клиника, диагностика, осложнения. Особенности дифтерии на современном этапе. – 8 часов.
Эпидемический паротит - этиология, клиника, осложнения, лечение, профилактика. Дифференциальный диагноз с неэпидемическим паротитом. – 8 часов.
Инфекционный мононуклеоз - этиология, клиника, лечение, осложнения, дифференциальный диагноз с неэпидемическими паротитами. – 8 часов.
^
3.1. Рекомендуемая литература:
Основная:
Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. – М.,2009, 2010.
Шабалов Н.П. Детские болезни: учебник для мед. вузов в 2 т. – СПб., 2010 г.
Пропедевтика детских болезней [электронный ресурс]/ под. ред. А.С. Калмыковой. - М.: ГЕОТАР. Медиа, 2010. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.
Дополнительная:
Детские болезни [электронный ресурс] / под ред. А.А.Баранова – 2-е изд., - М.: ГЕОТАР-Медиа, 2009. – 1008 с. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.
Детские болезни: в 2-х т. [электронный ресурс] / Под.ред. И.Ю. Мельниковой. - М.: ГЕОТАР. Медиа, 2009. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.
Инфекционные болезни у детей/ Н.И.Нисевич, В.Ф. Учайкин, О.В. Шамшева.-М., 2010 г.
^ к лекциям и практическим занятиям:
“Помесячные прибавки массы тела на первом году жизни”
“Рост и вес детей старше 1 года”
”Окружность головы и груди у детей старше 1 года”
“Окружность головы и груди у детей до 1 года”
“Нервно-психическое развитие на первом году жизни”
“Схема прорезывания зубов и формула молочных зубов”
“Перекресты крови у детей”
“Расчет курсовой дозы железа”
“Препараты железа”
“Болевые точки живота”
“Болевые точки и симптомы”
“Суточная потребность в белках, жирах, углеводах”
“Расчет объема питания детей первого года жизни”
“Правила введения прикорма”
“Программа прикорма при искусственном/естественном вскармливании”
^ к практическим занятиям:
“Помесячные прибавки массы тела на первом году жизни”
“Рост и вес детей старше 1 года”
”Окружность головы и груди у детей старше 1 года”
“Окружность головы и груди у детей до 1 года”
”Степени гипотрофии”
“Степени паратрофии, ожирения”
«Схема оценки физического развития детей раннего возраста».
«Центильные таблицы длины тела мальчиков».
«Центильные таблицы длины тела девочек».
«Центильные таблицы массы тела мальчиков».
«Центильные таблицы массы тела девочек».
«Центильные таблицы окружности груди мальчиков».
«Центильные таблицы окружности груди девочек».
«Центильные таблицы окружности головы мальчиков».
«Центильные таблицы окружности головы девочек».
“Нервно-психическое развитие на первом году жизни”
“Схема прорезывания зубов и формула молочных зубов”
“Классификация рахита”
“Специфическое лечение рахита”
“Профилактика рахита”
«Схема сегментарного строения легких».
«Перкуссия грудного ребенка».
«Нормативы ЧД, МОД, ЖЕЛ у детей в зависимости от возраста».
«Классификация пневмоний».
«Диагностические критерии острой пневмонии».
«Классификация хронической пневмонии».
«Антибиотики, применяемые у детей, их дозы и способы введения».
“Показатели белой крови у детей”
“Количество эритроцитов, гемоглобина, гематокрит в детском возрасте”
“Перекресты крови у детей”
“Протеинограмма у детей в зависимости от возраста”
“Нормативы биохимических показателей мочи и крови у детей”
“Классификация анемий”
“Классификация анемий по степени тяжести”
“Дифференциальная диагностика анемий”
“Расчет курсовой дозы железа”
“Препараты железа”
“Коагулограмма”
«Схема свертывания крови».
“Типы кровоточивости”
“Классификация геморрагического васкулита”
“Препараты для лечения геморрагического васкулита, их дозы”
“Классификация иммунных тромбоцитопенических пурпур”
“Препараты для лечения тромбоцитопенической пурпуры”
“Препараты для лечения гемофилии, их дозы”
«Объем желудка, длина пищевода у детей в зависимости от возраста».
«Размеры печени по Курлову».
«Фракционное желудочное зондирование».
«Фракционное дуоденальное зондирование у детей».
«Микрофлора кишечника в норме».
“Болевые точки живота”
“Болевые точки и симптомы в гастроэнтерологии”
“Характеристика стула и акта дефекации у здоровых детей”
“Характеристика стула и акта дефекации у детей с хроническими расстройствами питания и пищеварения”
“Результаты микроскопического исследования кала при различных расстройствах питания”
“Классификация язвенной болезни”
“Классификация дискинезий желчевыводящих путей у детей”
“Нормы потребления пищевых веществ и энергии”
“Суточная потребность в белках, жирах, углеводах”
“Расчет объема питания детей первого года жизни”
“Преимущества грудного вскармливания”
“Сравнительный состав женского и коровьего молока”
“Правила введения прикорма”
“Программа прикорма при искусственном/естественном вскармливании”
“Характеристика молочных смесей”
“Молочные продукты для вскармливания детей первого года жизни”
“Частота и объем одного мочеиспускания, объем мочевого пузыря у ребенка различного возраста, формула для расчета суточного диуреза”
«Удельный вес мочи у детей».
«Микроскопия осадка мочи».
«Анализ мочи по Зимницкому».
“Изменение цвета мочи при патологических состояниях”
«Семиотика поражения мочевыделительной системы у детей»
“Классификация пиелонефрита у детей”
“Классификация гломерулонефрита у детей”
3.2.3. Альбомы:
1. “Морфологические элементы кожи”
2.“Альбом иллюстраций к занятиям по детским болезням”
3. “Смеси для искусственного вскармливания”
^
Набор фонокардиограмм
Набор электрокардиограмм
Набор рентгенограмм
Набор лабораторных анализов
Набор слайдов для диапроектора и оверхеда к лекционному курсу.
Периоды детского возраста.
Наиболее опасные сроки формирования пороков развития различных систем плода.
Ранний неонатальный период и грудной возраст.
Основные показатели психомоторного развития ребенка 1-го года жизни.
Преддошкольный возраст и дошкольный возраст.
Постнатальный этап развития ребенка (основные заболевания).
Профилактика несчастных случаев у детей.
Эндогенные факторы роста и развития.
Перцентильные таблицы для оценки физического развития детей.
АФО костной системы у детей.
Закономерности нарастания массы и роста.
Сроки прорезывания зубов.
Кариес.
Нарушение прикуса.
Дефекты зубных рядов - протезирование.
Съемные протезы.
Травматическое повреждение зубов.
Витамины группы Д.
Основные функции Вит.Д в организме.
Экзогенные факторы риска рахита.
Эндогенные факторы риска рахита.
Факторы, предрасполагающие к рахиту.
Ятрогенные остеопатии.
Последствия дефицита витамина Д.
Клиника начального периода рахита.
Клиника рахита в период разгара.
Клиника рахита в период реконвапесценции.
Содержание кальция в различных продуктах.
Лечение рахита.
Травматический вывих передних зубов верхней челюсти.
Травматическое повреждение коронок резцов.
Лучевая травма. Повреждение зачатков постоянных зубов.
Последствия неправильного вскармливания ребенка раннего возраста.
Полость рта при дистальном прикусе.
Влияние “вредных привычек” на челюстно-лицевую область.
Врожденная расщелина губы, мягкого и твердого неба.
Типы кровоточивости.
Особенности анамнеза детей с иммунной тромбоцитопенической пурпурой.
Клиническое обследование детей с иммунной тромбоцитопенической пурпурой.
Лабораторное обследование детей с иммунной тромбоцитопенической пурпурой.
Классификация иммунной тромбоцитопенической пурпуры.
Дифференциальный диагноз иммунной тромбоцитопенической пурпуры.
Принципы терапии иммунной тромбоцитопенической пурпуры.
Экстренная помощь при кровотечении.
Гемофилия: определение.
Диагностика гемофилии.
Особенности анамнеза детей с гемофилией.
Классификация гемофилии.
Принципы терапии гемофилии.
Профилактика кровотечений при гемофилии.
Патогенез геморрагического васкулита.
Особенности анамнеза детей с геморрагическим васкулитом.
Клиника геморрагического васкулита у детей.
План лабораторного обследования ребенка с геморрагическим васкулитом.
Классификация геморрагического васкулита.
План динамического наблюдения ребенка с геморрагическим васкулитом.
Принципы терапии геморрагического васкулита (1).
Принципы терапии геморрагического васкулита (2).
Противорецидивное наблюдение.
Желудок и двенадцатиперстная кишка.
Поджелудочная железа.
Функциональные особенности желудочно-кишечного тракта у детей.
Классификация диспепсии.
Функциональные абдоминальные боли.
Функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта у детей.
Синдром раздраженного кишечника.
Современные методы диагностики заболеваний ЖКТ у детей.
Принципы терапии детей с заболеваниями ЖКТ (1).
Принципы терапии детей с заболеваниями ЖКТ (2).
Основные пути развития отечественной педиатрии. Возрастные периоды. - Презентация PowerPoint – 58 слайдов.
Рахит. Железодефицитные анемии. - Презентация PowerPoint – 40 слайдов.
Геморрагические болезни у детей. - Презентация PowerPoint - 67 слайдов.
Заболевания почек у детей. - Презентация PowerPoint – 40 слайдов.
Хронические заболевания верхних отделов органов пищеварения. - Презентация PowerPoint - 84 слайда.
Острые вирусные гепатиты у детей. - Презентация PowerPoint – 35 слайдов.
3.5. Стенды:
2. Выставка “Питательные смеси для вскармливания детей”
3.6. Методические рекомендации к практическим занятиям.
3.6.1. М.Я.Ледяев, Т.Г.Ионкина, О.В.Степанова /Физикальные методы исследования здорового и больного ребенка: учебное пособие.- ВолГМУ. Волгоград, 2005 г.-56 стр. Гриф УМО, 2003 г.
3.6.2. М.Я.Ледяев, Т.Е.Заячникова, Н.М.Золотарева /Методические подходы к организации питания детей раннего возраста: учебное пособие.- ВолГМУ, Волгоград, 2005 г. Гриф УМО 09.11.2004 г.
3.6.3. М.Я.Ледяев, О.В.Степанова /Методические подходы к диагностике и лечению лихорадки у детей раннего возраста: учебное пособие.- ВолГМУ, Волгоград, 2007 г. Утверждено ЦМС ВолГМУ (протокол №3 от 21.02.07).
^ (Прилагаются)
3.9. Методические пособия к самостоятельной работе: (прилагаются)
3.9.1. “Высыпные инфекции у детей”
3.9.2. “Эпидемический паротит”
3.9.3. “Инфекционный мононуклеоз”
3.9.4. “Дифтерия у детей”
^
4.1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА лекций:
№ темы
|
Наименование вопросов, изучаемых на лекции
|
Практические
занятия
(номера)
|
Используемые наглядные и методические пособия
|
Содержание
самостоятельной
работы
|
Часы
|
Формы
контроля
|
1.
|
Основные пути развития отечественной педиатрии. Выдающиеся отечественные педиатры, их роль в развитии педиатрии. Периоды детского возраста. Анатомо-физиологические особенности органов и систем в различные возрастные периоды. Закономерности нарастания массы и роста. Основные особенности периодов детства как предрасполагающие факторы возрастной патологии. Связь аномалий и пороков развития зубочелюстной системы с наследственными заболеваниями, неблагоприятным течением беременности, наличием генитальной и экстрагенитальной патологии, вредными привычками, влияние недоношенности и незрелости ребенка.
|
1-2
|
3.4.1-17
3.4.70
|
-
|
2
|
Зачет
|
2.
|
Рахит: этиология, патогенез, клиника, классификация. Современные методы неспецифической и специфической профилактики и лечения рахита. Связь рахита с заболеваниями зубочелюстной системы. Роль профилактики и лечения рахита в физиологическом созревании зубочелюстной системы. Железодефицитные анемии у детей раннего возраста. Этиология, клиника, лабораторные критерии, принципы лечения.
|
4
|
3.4.18-36
3.4.71
|
-
|
2
|
Зачет
|
3.
|
Геморрагические болезни у детей: тромбоцитопеническая пурпура, геморрагический васкулит, гемофилия. Клинические проявления на слизистой полости рта при данной патологии и у больных с лейкозами. Неотложная терапия кровотечений в практике врача-стоматолога. Тактика стоматолога при лечении зубов и заболеваний полости рта у детей с геморрагическими болезнями.
|
7
|
3.4.37-59
3.4.72
|
-
|
2
|
Зачет
|
4.
|
Заболевания почек у детей. Пиелонефрит: этиопатогенез, диагностика, принципы лечения. Гломерулонефрит: этиопатогенез, клинические варианты, принципы лечения. Роль очагов хронической инфекции в патогенезе заболеваний почек.
|
10-11
|
3.4.73
|
-
|
2
|
Зачет
|
5.
|
Хронические заболевания верхних отделов органов пищеварения и патология гепатобилиарной системы. Хронический гастродуоденит и язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки: клиническая диагностика и принципы лечения. Дискинезии желчевыводящих путей. Современные методы диагностики данной патологии. Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки, патологии гепатобилиарной системы.
|
8-9
|
3.4.60-69
3.4.74
|
-
|
2
|
Зачет
|
6.
|
Острые вирусные гепатиты у детей: пути передачи, методы диагностики, профилактики.
|
8-9
|
3.4.75
|
-
|
2
|
Зачет
|
^
№ занятия
|
Тема
|
Номера
лекций
|
Исполь-зуемые нагляд-ные и методи-ческие пособия
|
Самостоятельная работа (содержание)
|
Часы сам. раб.
|
Формы контроля
|
1-2.
|
Знакомство со структурой и организацией работы детской больницы, схемой истории болезни, сбором анамнеза у детей. Периоды детского возраста. Анатомо-функциональные особенности детского возраста. Нормативы данных физикального обследования. Закономерности нарастания массы и роста в различные возрастные периоды. Сроки и порядок прорезывания зубов. Анатомо-физиологические особенности ротовой полости у детей раннего возраста. Особенности крови и кроветворения в разные периоды детства. Курация больных для написания истории болезни.
|
1
|
3.2.3.2.
3.6.1.
3.7.
3.8.
3.2.1-7
3.2.2.1-17, 23,29,30,32,46,53,67.
|
Сбор анамнеза, измерение, взвешивание, оценка физического развития. Курация больных для написания истории болезни.
|
90 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач.
|
3.
|
Естественное, смешанное, искусственное вскармливание. Виды и сроки введения прикорма. Особенности вскармливания детей со стоматологическими заболеваниями. Показания для перевода на искусственное вскармливание, искусственное вскармливание и дефекты его проведения как причина патологии зубочелюстной системы. Способы определения суточного количества молока и смесей при различных видах вскармливания. Потребность в основных ингредиентах и калориях в зависимости от вида вскармливания. Связь недостаточной жевательной нагрузки с формированием неправильного прикуса и другой патологии зубочелюстной системы.
|
-
|
3.2.3.2.
3.6.1.
3.6.2.
3.7.
3.8.
3.2.1.12-15.
3.2.2.58-66.
3.2.3.3.
3.5.1-2.
|
Самостоятельный расчет питания для детей первого года жизни, находящихся на естественном, смешанном и искусственном вскармливании.
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач.
|
4.
|
Рахит. Этиология, патогенез, клиника, классификация. Современные методы неспецифической и специфической профилактики и лечения рахита. Принципы лечения рахита. D-витаминная интоксикация: клиника, диагностика, лечение. Связь рахита с заболеваниями зубочелюстной системы. Роль профилактики и лечения рахита в физиологическом созревании зубочелюстной системы. Железодефицитные анемии у детей раннего возраста - этиология, клиника, лабораторные критерии, принципы лечения. Терапевтическая тактика в предоперационной подготовке к стоматологическим вмешательствам у детей с анемией. Особенности вскармливания детей с анемией при расщелинах верхней губы и твердого неба. Значение дефицита витаминов и микроэлементов в формировании патологии зубочелюстной системы.
|
2
|
3.2.3.2.
3.6.1.
3.7.
3.8.
3.2.1.8-9.
3.2.2.18-20,33-37.
3.3.4.
3.3.3.
|
Оценка состояния кожи, выраженности подкожно-жирового слоя, определение наличия отеков, тургора тканей; закрепление навыков осмотра, пальпации и оценки состояния костно-мышечной системы у ребенка, определение мышечного тонуса и силы мышц, пальпация лимфатических узлов. Самостоятельная оценка анализов крови здоровых детей разных возрастов и детей с анемиями. Составление индивидуальных планов лечения и профилактики рахита и анемии для курируемых больных.
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач.
|
5.
|
Острые заболевания верхних и нижних дыхательных путей. Нарушения носового дыхания, связь с формированием патологии зубочелюстной системы. Острые респираторные заболевания. Клинические и рентгенологические признаки острой пневмонии и бронхита. Клиника стенозирующего ларинготрахеита. Неотложная терапия обструктивного синдрома и крупа.
|
-
|
3.2.3.2.
3.6.1
3.7.
3.8.
3.3.4.
3.3.3.
3.2.2.21-27
|
Курация больных по теме занятия, интерпретация параклинических данных. Составление индивидуальных планов лечения данной патологии.
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач.
|
6.
|
Геморрагические заболевания у детей: тромбоцитопеническая пурпура, геморрагический васкулит, гемофилия. Клинические проявления на слизистой полости рта при данной патологии и у больных с лейкозами. Неотложная терапия кровотечений в практике врача-стоматолога. Тактика стоматолога при лечении стоматологических заболеваний у детей с геморрагическими диатезами.
|
3
|
3.2.3.2.
3.6.1.
3.7.
3.8.
3.3.4.
3.2.2.28-32,38-45
3.2.3.1.
|
Курация больных с геморрагическими диатезами, оценка показателей гомеостаза по лабораторным данным (свертываемость крови, длительность кровотечения, число тромбоцитов в периферической крови, показатели коагулограммы).
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач.
|
7-8.
|
Хронические заболевания верхних отделов органов пищеварения и патология гепатобилиарной системы. Хронический гастродуоденит и язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки: клиническая диагностика и принципы лечения. Дискинезии желчевыводящих путей: виды, принципы диагностики и лечения. Современные методы диагностики данной патологии. Изменения слизистой оболочки полости рта при заболеваниях желудка и двенадцатиперстной кишки, патологии гепатобилиарной системы.
|
5-6
|
3.2.3.2.
3.6.1.
3.7.
3.8.
3.3.4.
3.3.3.
3.2.1.10-11.
3.2.2.46-57.
|
Закрепление навыков обследования системы пищеварения, пальпация органов брюшной полости, определение болевых точек и симптомов. Определение размеров и пальпация печени и селезенки. Оценка лабораторных данных (анализы крови, кала), результатов желудочного и дуоденального зондирования, данных эндоскопического исследования. Составление индивидуальных планов лечения, рекомендаций по диетотерапии и профилактике обострений для курируемых больных.
|
90 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач.
|
9.
|
Заболевания почек у детей. Пиелонефрит: этиопатогенез, диагностика, принципы лечения. Гломерулонефрит: этиопатогенез, клинические варианты, принципы лечения. Роль очагов хронической инфекции в патогенезе заболеваний почек. Участие врача-стоматолога в диспансеризации детей с заболеваниями почек. Методы оценки почечных функций и анализов мочи.
|
4
|
3.2.3.2.
3.6.1.
3.7.
3.8.
3.3.4.
3.3.3.
3.2.2.67-74.
|
Закрепление навыков пальпации почек. Оценка анализов мочи, результатов функциональных почечных проб, биохимических показателей, характеризующих функцию почек. Составление рекомендаций по питанию и водному режиму, индивидуальному плану лечения курируемых больных.
|
45 мин.
|
Программированный контроль, тестовый контроль, решение ситуационных задач.
|
10.
|
Неотложные состояния у детей (гипертермический синдром, судорожный синдром, острые аллергические реакции, анафилактический шок, острая сосудистая недостаточность: обморок, коллапс). Итоговый контроль знаний студентов. Защита истории болезни.
|
|
3.6.1.
3.6.3.
3.7.
3.8.
|
|
|
Решение ситуац. задач, тестовый контроль.
|
^ (прилагается).
^
Студент должен уметь:
Собрать и оценить анамнез жизни и заболевания ребенка.
Провести обследование больного по всем органам и системам.
Оценить показатели частоты дыхания, сердцебиения, артериального давления у детей различного возраста.
Оказать неотложную помощь при бронхообструктивном синдроме, судорожном синдроме, гипертермическом синдроме, острых аллергических реакциях, анафилактическом шоке, острой сосудистой недостаточности, кровотечении.
Оценить основные анализы крови, мочи, биохимические показатели крови в возрастном аспекте.
^
Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину
|
Кафедра
|
Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядке изложения и т. д.
|
Принятое решение (№ протокола, дата) кафедрой, разработавшей программу
|
Гигиена
|
Кафедра общей гигиены и экологии
|
На практическом занятии по детским болезням не разбираются вопросы рационального и диетического питания детей старшего возраста, т.к. они подробно изучаются на кафедре гигиены.
|
Профессор
Н.И. Латышевская
|
Внутренние болезни
|
Кафедра внутренних болезней пед. и стомат. факультетов
|
На практических занятиях подробно не разбираются вопросы этиопатогенеза заболеваний, т. к. они подробно изучаются на кафедре внутренних болезней.
|
Профессор
М.Е. Стаценко
|
Дерматове-нерология
|
Кафедра дерматовенерологии
|
На практическом занятии подробно не рассматривается характеристика первичных и вторичных морфологических элементов сыпи, т. к. она изучается на кафедре дерматовенерологии.
|
Профессор А.Ю. Родин
|
^
№ п/п
|
Дата внесения дополнений и изменений
|
Внесенные изменения или дополнения
|
Обоснование внесенных изменений или дополнений
|
Дата утверждения на каф. заседании, № протокола
|
Кем утверждены изменения (ФИО, должность)
|
Дата утверждения на УМК, № протокола
|
Кем внесены изменения (ФИО, должность)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|