ГБОУ ВПО Уральская государственная медицинская академия
Министерства здравоохранения РФ
УТВЕРЖДАЮ:
Проректор УГМА по учебной работе
_________________ Давыдова Н.С.
«____»___________________2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОФТАЛЬМОЛОГИИ, ДЕТСКОЙ ОФТАЛЬМОЛОГИИ
Факультет педиатрический
Специальность 060103 - Педиатрия
Кафедра глазных болезней
Курс IV
Семестр VIII
Лекций 16часов
Практические занятия 60 часов
Курсовой экзамен VIII семестр
Всего часов 76
Программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом 2000г. и с типовой Программой по офтальмологии для студентов высших медицинских учебных заведений (составители проф. А.П.Нестеров, проф Е.А.Егоров и др., М., 2003г.).
г.Екатеринбург
2012
Составители:
Д.м.н., профессор Коротких С.А.,
Д.м.н., профессор Михеева Е.Г.,
К.м.н., доцент Степанянц А.Б.,
К.м.н., ассистент Бобыкин Е.В.
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры глазных болезней ГОУ ВПО УГМА «__»____________201_г.
Рецензент – зав. кафедрой урологии ГОУ ВПО УГМА, д.м.н., профессор ____________________________________ Журавлев В.Н..
Одобрено цикловой методической комиссией специальности «Педиатрия»: протокол №____________
Председатель ЦМК __________ ___________ ___. ___.2012г.
^
1.1. Целью обучения на кафедре офтальмологии студентов педиатрического факультета является приобретение ими необходимого минимума знаний по детской офтальмологии, умение оказать неотложную врачебную помощь при повреждениях или острых заболеваниях глаз, умение выявить больных, нуждающихся в консультации и лечении у врача-офтальмолога и всем этим предупредить развитие тяжелой формы инвалидности - слепоты.
1.2. Основные задачи. Врач-педиатр должен знать анатомо-физиологические возрастные особенности органа зрения; диагностику, клинику, лечение и принципы коррекции аномалий рефракции; профилактику, диагностику, клинику и лечение основных заболеваний органа зрения (конъюнктивиты, дакриоциститы, кератиты, увеиты, глаукома, онкологические заболевания, невриты зрительных нервов и др.); изменения глазного дна при некоторых общих заболеваниях (сахарный диабет, гипертоническая болезнь, патология крови и др.); методы профилактики, диагностики, клиники и оказания первой помощи при травмах глаз.
Врач-педиатр общего профиля должен уметь:
- обследовать состояние органа зрения у больных детей (терапевтических, хирургических и др.) в амбулаторных условиях без использования сложной аппаратуры (осмотр, исследование остроты зрения, поля зрения, внутриглазного давления и др.);
- поставить предварительный диагноз распространенных .глазных заболеваний и повреждений;
- оказать неотложную врачебную помощь при контузиях, прободных и непрободных ранениях глаз, ожогах глаз и принять решение о последующей врачебной тактике;
- выявить среди терапевтических, хирургических, неврологических и других больных детей, нуждающихся в консультации и лечении у специалиста-офтальмолога и своевременно направить к нему;
- выполнять некоторые манипуляции на органе зрения (промывание конъюнктивального мешка, инстилляции глазных капель, закладывание мазей, удаление поверхностных инородных тел с роговицы и конъюнктивы, наложение глазной повязки).
1.3. Преподавание курса офтальмологии должно интегрироваться со знаниями, полученными на теоретических и медико-биологических кафедрах:
- нормальной анатомии - строение глазного яблока, глазницы, век, наружных мышц глаза и слезных органов;
- гистологии - функциональная гистология оболочек глазного яблока;
- нормальной физиологии - физиология рецепторного отдела зрительного анализатора, оптическая система глаза;
- патологической анатомии - морфологические признаки меланом глаза, диабетических и гипертонических ретинопатий,
- физики - глаз как оптическая система, виды рефракции, цветное и сумеречное зрение;
- фармакологии - механизм действия на зрачок холинолитиков и холиномиметиков;
- биохимии - гемералопия как проявление гиповитаминоза А;
- терапевтических кафедр - гипертоническая болезнь и сахарный диабет, изменение глазного дна при этих заболеваниях;
- нервных болезней - изменение полей зрения при патологии зрительно-нервных путей. Застойные соски, первичная и вторичная атрофия зрительных нервов при патологии ЦНС. Окуломоторные расстройства;
- акушерства и гинекологии - ретинопатии при токсикозах второй половины беременности, угроза отслойки сетчатки при родах при наличии высокой осложненной близорукости;
- детских болезней - ознакомление с осложнениями со стороны глаз при некоторых общих заболеваниях у детей (патология почек, гемоцистинурия, синдром Марфана и др.);
- военно-полевой хирургии - химические, термические и лучевые поражения органа зрения в условиях военного времени;
- детских инфекционных болезней - напоминание об осложнениях со стороны глаз при кори, ветряной оспе, аденовирусных заболеваниях.
^
Документ
|
Всего часов
(трудоем-кость)
|
Из них самостоя-тельная работа
|
Аудиторная работа
в часах
|
Контроль-ные работы
|
Курсовые работы
|
Т р у д о е м к о с т ь
|
в часах
|
в кредитах*
|
в часах
|
в кредитах*
|
всего
|
Из них
лекций
|
Из них
практ.
занятий
|
в часах
|
в кредитах*
|
в часах
|
в кредитах*
|
ГОС ВПО – «Офтальмология»
|
114
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Учебный план ГОУ
ВПО УГМА
|
114
|
-
|
38
|
-
|
76
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Типовая программа по дисциплине 2003 года
|
114
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
Рабочая программа кафедры
|
114
|
-
|
38
|
-
|
76
|
16
|
60
|
-
|
-
|
-
|
-
|
^
3.1. Тематический план лекций по глазным болезням для студентов педиатрического факультета:
№ п/п
|
Название лекции
|
Краткое содержание
|
Объем в час.
|
3.1.1.
|
Краткий исторический очерк отечественной офтальмологии. Место офтальмологии среди клинических дисциплин. Учение о слепоте Анатомия зрительного анализатора.
|
Значение органа зрения для человека. Выдающиеся отечественные офтальмологи XIX века. Корифеи советской офтальмологии. Учение о слепоте. Группы инвалидности. Анатомия сетчатки. Четыре нейрона зрительного анализатора
|
2
|
3.1.2.
|
Зрительные функции и их возрастная динамика. Клиническая рефракция и ее возрастная динамика. Близорукость у детей. Нарушения бинокулярного зрения. Косоглазие.
|
Механизм зрительного акта. Пять зрительных функций: центральное зрение, цветоощущение, периферическое зрение, светоощущение, бинокулярное зрение. Оптическая система глаза. Понятие о физической и клинической рефракции. Три вида клинической рефракции, Механизм аккомодации. Современное представление о происхождении миопии. Коррекция миопии. Клиника и лечение высокой осложнённой близорукости. Профилактика близорукости, у детей.
Бинокулярное зрение и его нарушения. Нормальная и аномальная корреспонденция сетчаток. Виды косоглазия, степени амблиопии, плеоптика и ортоптика. Консервативное и хирургическое лечение косоглазия.
|
2
|
3.1.3.
|
Заболевания век, конъюнктивы и слезных органов у детей.
|
Краткая анатомия конъюнктивы, общие симптомы острых конъюнктивитов, клиника и лечение их. Конъюнктивит Кох-Уикса, пневмококковый конъюнктивит, аденовирусный конъюнктивит, гонобленоррея новорожденных и взрослых. Дифтерия. Воспалительные заболевания век и слезных органов, принципы их лечения у детей.
|
2
|
3.1.4.
|
Заболевания роговой оболочки у детей.
Заболевания сосудистого тракта у детей.
|
Возрастные особенности роговой оболочки, ее свойства. Классификация заболеваний роговицы. Клиника и лечение ползучей язвы роговицы, люетического и туберкулезного паренхиматозных кератитов, фликтенулезный туберкулезно-аллергический кератит. Классификация герпетической болезни глаза, клиника и лечение. Исходы заболеваний роговой оболочки и лечение последствий кератитов.
Особенности кровоснабжения сосудистого тракта глаза. Классификация увеитов. Общие симптомы и осложнения передних увеитов. Клиника и лечение гематогенных и токсико-аллергических увеитов. Клиника и лечение хориоидитов. Особенности клинического течения увеитов у детей
|
2
|
3.1.5.
|
Патология хрусталика у детей и взрослых.
Глаукома у детей и взрослых.
|
Анатомические особенности хрусталика у детей. Классификация заболеваний хрусталика: врожденные и приобретенные катаракты. Катаракты травматические, их патогенез. 4 стадии старческих катаракт. Медикаментозное лечение старческих катаракт в начальной стадии. Хирургическое лечение катаракт: экстра- и интракапсулярный способ экстракции катаракты. Афакия и различные виды ее коррекции, имплантация интраокулярных линз, особенности коррекции афакии у детей.
Обмен жидкости в глазу. 0сновные симптомы глаукомы. Врожденная,
вторичная и первичная глаукома. Классификация врожденной и первичной глауком. Клиника врожденной глаукомы, принципы лечения. Клиника первичной глаукомы, принципы лечения. Значение раннего выявления глаукомы, диспансеризация, профилактика слепоты от глаукомы.
|
2
|
3.1.6.
|
Заболевания сетчатки и зрительного нерва. Глазные проявления общей патологии у детей.
|
Краткие данные об особенностях строения сетчатки в возрастном аспекте. Отслойка сетчатки. Пигментная дистрофия сетчатки. Невриты зрительного нерва, застойный сосок, клиника и лечение. Первичная и вторичная атрофия зрительного нерва. Изменения глазного дна при сахарном диабете, гипертонической болезни, нефрозо-нефрите, болезнях крови у детей. Врожденные изменения глаз у детей, синдром Марфана и Мархезани, связанные с аномалиями развития, ретролентальная фиброплазия.
|
2
|
3.1.7.
|
Повреждения глаз у детей.
|
Классификация травм глаз. Контузии глазного яблока, клиника и лечение. Прободные ранения глаз и их виды (проникающие роговичные, роговично-склеральные, склеральные; сквозные ранения; разрушение глазного яблока). Диагностика прободных ранений (прямые и косвенные признаки). Скорая и неотложная помощь на догоспитальном этапе, основы специализированной помощи,
первичная хирургическая обработка, цели ее и задачи. Негнойные и гнойные осложнения прободных ранений. Клиника, этиология и профилактика симпатической офтальмии. Ожоги глаз, классификация, клиника, лечение, исходы. Лечение последствий ожогов глаз. Профилактика глазного травматизма у детей.
|
2
|
3.1.8.
|
Новообразования органа зрения у детей и взрослых.
|
Доброкачественные и злокачественные опухоли век, клиника и лечение. Доброкачественные и злокачественные опухоли орбиты и эпибульбарные новообразования. Злокачественные внутриглазные новообразования у детей и взрослых: ретинобластома, меланобластома переднего и заднего отдела сосудистого тракта, у детей: клиника, стадии болезни, симптомы, лечение.
|
2
|
3.2. Тематический план практических занятий:
№ п/п
|
Тема
|
Аннотация
|
Объем в час.
|
3.2.1.
|
Возрастная анатомия и физиология глаза.
|
На занятии разбирается строение орбиты, отверстия и щели орбиты, их связь с полостью черепа и придаточными пазухами носа синдром верхней глазничной щели. Глазодвигательные мышцы, физиологическое действие, иннервация. Строение глазного яблока, оболочки глаза, внутриглазное содержимое. Разбор проводится при сагиттальном и фронтальном разрезе бычьего глаза.
|
4
|
3.2.2.
|
Методика обследования органа зрения.
|
Студенты обучаются методике обследования глаз: фокальному и бифокальному исследованию при боковом освещении, просвечиванию, офтальмоскопии. Осматривается глазное дно с широким зрачком в большой безрефлексный офтальмоскоп Гульстранда.
|
4
|
3.2.3.
|
Зрительные функции возрастная динамика их развития.
|
Разбираются 5 зрительных функций: центральное зрение, периферическое, цветоощущение, светоощущение, бинокулярное зрение. Студенты обучаются методике проверки остроты зрения по таблицам Сивцева, 0рловой, исследованию остроты зрения ниже 0,1. Указывается на 3 способа исследования поля зрения.
|
4
|
3.2.4.
|
Рефракция, аккомодация, близорукость у детей.
|
Студенты обучаются контрольному способу проверки поля зрения, исследованию цветоощущения по таблицам Рабкина. Дается понятие темновой адаптации и бинокулярного зрения. Разбирается понятие физической и клинической рефракции. Эмметропия, миопия, гиперметропия. Клиника и осложнения близорукости, вопросы лечения и профилактики разбираются при осмотре больных с осложненной близорукостью. Все студенты проверяют друг другу зрение, подбирают очки, выписывают рецепты
|
4
|
3.2.5.
|
Заболевания век, слезных органов и конъюнктивы.
|
Рассматриваются актуальность проблемы. Клиника и лечение патологии век: блефариты, новообразования, дерматиты век, аномалии положения и формы век. Клиника и лечение патологии слёзных органов: аномалий развития, синдрома Съегрена, заболеваний слезоотводящего аппарата, дакриоциститов и др.. Краткая анатомия конъюнктивы, общие симптомы острых конъюнктивитов. Клиника и лечение их: хламидийный конъюнктивит, пневмококковый, гонобленоррея новорожденных и взрослых. Дифтерия. Аденофаринго-конъюнктивальная лихорадка, эпидемический кератоконъюнктивит. Их лечение.
|
4
|
3.2.6.
|
Амбулаторный прием в детской поликлинике.
|
Студенты под контролем преподавателя ведут амбулаторный прием в глазном кабинете детской поликлиники. Собирают анамнез, осматривают детей, проверяют остроту зрения, подбирают коррекцию, выписывают рецепты, под руководством преподавателя назначают лечение. На больных разбирается клиника конъюнктивитов, заболеваний век и слезных органов. Проводятся пробы на проходимость слезных путей (колларголовая), зондирование, промывание слезных путей. Осматриваются все студенты, у которых есть подобные заболевания.
|
4
|
3.2.7.
|
Воспалительные заболевания роговой оболочки.
|
Для контроля подготовки к занятию проводится письменный опрос по конструктивным тестам в течение 10 минут. Занятие проводится в глазном стационаре. Студентам раздаются больные по данной теме. Занятие проводится в виде разбора больных с учетом классификации кератитов. Разбирается клиника и лечение отдельных видов кератитов.
|
4
|
3.2.8.
|
Воспалительные заболевания сосудистого тракта.
|
После теоретического разбора классификации, клиники и осложнений увеитов студенты осматривают больных с данной патологией. При осмотре больных, в том числе и биомикро-скопически, подробно разбирают симптомы передних и задних увеитов, их осложнения, диагностику и лечение, подчеркиваются особенности клинического течения увеитов у детей.
|
4
|
3.2.9.
|
Косоглазие.
Амбулаторный прием в кабинете охраны зрения детей.
|
В городском кабинете охраны эрения детей студенты под контролем преподавателя осматривают больных с различными видами, косоглазия, с помощью четырехточечного цветотеста определяют характер зрения, исследуют остроту зрения с коррекцией, определяют угол девиации по Гиршбергу, выявляют осложнения косоглазия, определяют степень амблиопии, приобретают понятие плеоптического и ортоптического лечения косоглазия. Указываются принципы хирургического воздействия. Разбираются вопросы организации охраны зрения детей в нашей стране, работы призывных комиссий, ВКК, МСЭК.
|
4
|
3.2.10.
|
Заболевания хрусталика у детей и взрослых.
|
Проводится письменный опрос по конструктивным тестам в течение 10 мин. Далее студенты осматривают больных с катарактами. Разбирается классификация и клиника катаракт, медикаментозное и хирургическое лечение, клинические симптомы афакии.
|
4
|
3.2.11.
|
Повреждения органа зрения у детей и взрослых.
|
Занятие проводится в офтальмотравматологическом центре (ЦГБ №23). В течение всего занятия идет осмотр больных с контузиями, ранениями, ожогами глаз. Студенты самостоятельно курируют больных. При осмотре больных разбираются вопросы диагностики, оказания скорой и неотложной помощи больным с травмами глаз на догоспитальном и госпитальном этапах. Студенты знакомятся с наглядными пособиями: учебными стендами по прободным ранениям глаз и ожогам, таблицами. набором рентгенограмм. протезом Комберга-Балтина, глазным магнитом, коллекцией удаленных внутриглазных инородных тел. Обсуждаются принципы лечения и диспансеризации.
|
4
|
3.2.12.
|
Глаукома.
|
Проводится письменный опрос по конструктивным тестам в течение 10 мин. Изучаются вопросы этиологии, патогенеза и клиники глауком. Далее производится осмотр больных с врожденной, вторичной и первичной глаукомой. Знакомство с методикой тонометрии и тонографии, гониоскопии. Студенты пальпаторно исследуют друг у друга давление.
|
4
|
3.2.13.
|
Глаукома.
|
Занятие проводится в глаукомном центре. Производится подробный разбор осмотренных больных, ставится диагноз по принятой классификации, разбирается лечение больных, консервативное и хирургическое. Подчеркиваются особенности клинической картины врожденной глаукомы. В некоторых группах студент демонстрирует больного с реферативным сообщением по одному из актуальных разделов проблемы глаукомы (по монографической литературе) - одна из форм УИРС (вместо написания истории болезни).
|
4
|
3.2.14.
|
Профессиональные заболевания органа зрения.
Врачебно-трудовая экспертиза.
|
Изучаются вредные проф. факторы (лучистая энергия, химические и механические). Разбираются принципы диагностики, врачебные мероприятия, профилактика и защита. Проф. близорукость, факторы ее вызывающие, профилактика.
Основные причины снижения зрения у лиц разного возраста и пола. Степени потери трудоспособности по зрению. Роль окулиста в МСЭК. Причины обратимой и необратимой слепоты.
В связи с тем, что в глазной клинике больные о профпатологией органа зрения находятся очень редко, эти вопросы, в основном, разбираются теоретически.
|
4
|
3.2.15.
|
Изменение глаз при общей патологии у детей Врожденные изменения органа зрения. Защита истории болезни.
|
Проводится письменный опрос по - конструктивным тестам в теч. 10мин. С целью выявления теоретической подготовки. Производится офтальмоскопия с помощью большого безрефлексного офтальмоскопа Гульштранда у больных с изменениями глазного дна при гипертонической болезни, сахарном диабете, почечной недостаточности и др. Осматриваются больные с врожденными изменениями органа зрения (колобома радужки и хориоидеи, альбинизм, синдром Марфана, врожденные катаракты в сочетании с микрофтальмией и т.п.).
На последнем занятии зав.кафедрой проверяет качество освоения практических навыков, знание теоретического курса студентами. Ассистент указывает на ошибки в написании истории болезни.
|
4
|
3.3. Лабораторных занятий нет.
3.4. Курсовой работой является история болезни, которую студенты пишут в процессе цикла глазных болезней (VIII семестр) после самостоятельного обследования состояния органа зрения ребенка.
^
1. Фамилия, имя, отчество больного
2. Пол, возраст, профессия, место работы (учебы), адрес места жительства
3. Дата поступления в клинику
4. Жалобы больного при поступлении и в момент курации
5. Анамнез заболевания (от начала заболевания до дня курации)
6. Анамнез жизни
7. Общий статус
8. Офтальмологический статус:
Острота зрения правого глаза (без коррекции, с коррекции).
Острота зрения левого глаза (без коррекции, с коррекцией).
Далее описывается объективное состояние каждого глаза отдельно. Описывается вначале правый глаз независимо от того, какой глаз болен. Указывается состояние орбиты и окружающих глаз частей лица. Размер глазной щели (сужена, закрыта, нормальная). Есть или нет светобоязнь, слезотечение, блефароспазм.
Веки: окраска кожи, положение век (правильное, выворот, заворот), рост ресниц (правильный, трихиаз), край века изменен или нет. Слезные точки расположены правильно или имеется выворот их, есть или нет выделения из слезных точек при надавливании на область слезного мешка.
Конъюнктива всех трех отделов (конъюнктива век, конъюнктива переходных складок, конъюнктива склеры) гладкая или нет, гиперемия есть или нет, есть ли фолликулы, пленки, некротические участки.
Глазное яблоко в целом: расположение в орбите правильное или имеется экзофтальм, энофтальм, косоглазие (отметить угол его по Гиршбергу), подвижность глазного яблока. Отметить наличие инъекции (конъюнктивальной, перикорнеальной, смешанной).
Склера гладкая или имеются изменения ее, ранение.
Роговица - проверить наличие всех пяти свойств ее: прозрачности, сферичности, зеркальности, чувствительности, величины ее (средних размеров или имеется микрокорнеа, макрокорнеа). При наличии изменений роговицы назвать их (эрозия, инфильтрат, дефект ткани, т.е. язва роговицы; рана непрободная, прободная, т.е..проходящая через все слои роговицы; рубец, помутнение и тип его, облачко, пятно или бельмо), указать локализацию патологического очага с отметкой меридиана и часа, величину его в мм и отстояние от лимба, отметить форму и глубину расположения. При ожогах непрозрачность роговицы сравнивается с запотевшим стеклом, фарфоровой пластинкой. При васкуляризации роговицы указать какие сосуды поверхностные или глубокие, меридиан и распространенность васкуляризации по площади.
Передняя камера: средней глубины, глубокая, мелкая, отсутствует; содержимое ее прозрачное, отмечается гифема высотой в мм, гипопион высотой в мм.
Радужка: цвет изменен или нет, рисунок четкий, стушеван. Зрачок правильной или неправильной формы, ширина его, реакция на свет и конвергенцию. Есть или нет синехии передние, задние.
Цилиарное тело при пальпации болезненное, безболезненное. Хрусталик прозрачен, частично мутный, полностью мутный. Положение его правильное или имеется сублюксация, люксация.
Состояние глазного дна.
Данные внутриглазного давления (пальпаторно).
Поле зрения (при исследовании контрольным способом).
9. Предварительный диагноз.
10. Лабораторные данные.
11. Указать, с чем необходимо дифференцировать.
12. Окончательный диагноз.
13. План лечения.
14. Прогноз.
15. Список проработанной литературы (ФИО автора, наименование труда, год издания, город, изд-во, стр.).
3.5. Самостоятельная работа студентов включает: написание истории болезни, работу с литературой (в т.ч. с монографиями), подготовку реферативного сообщения.
^
4.1. 0сновная литература для студентов
Федоров С.Н., Ярцева Н.С., Исманкулов А.О. «Глазные болезни», 2005г.
Петров С.Ю. «Анатомия глаза и его придаточного аппарата» (под ред. Аветисова С.Э.), 2003г.
4.2. Дополнительная литература:
Бочкарева А.А.. Глазные болезни, 1989.
Бровкина А.Ф., Вальский В.В., Гусев Г.А. «Офтальмоонкология», 2002г.
Кацнельсон Л.А., Танковский В.Э. «Увеиты (клиника, лечение)», 1998г.
Михеева Е.Г. и др. "Скорая и неотложная помощь в офтальмологии" (учебно-методические указания), 1988г..
Морозов В.И., Яковлев А.А. «Фармакотерапия глазных болезней», 2001г.
Волков В.В. «Глаукома открытоугольная», 2008г.
Литература для углубленного изучения предмета используется студентами для написания рефератов и истории болезни по указанию ассистента (монографии, сборники научных работ, журнальные статьи в зависимости от тематики).
4.3. Перечень наглядных и других пособий, методических указаний по проведению конкретных видов учебных занятий.
Перечень учебных стендов-планшетов для практических занятий:
4.3.1. Методы диагностики глаукомы
4.3.2. Классификация и изменения глазного дна при глаукоме
4.3.3. Лечение глаукомы
4.3.4. Нормальное глазное дно и его изменения при близорукости
4.3.5. Воспаления зрительного нерва и застойный сосок
4.3.6. Атрофия зрительного нерва
4.3.7. Заболевания сосудов сетчатки
4.3.8. Заболевания сетчатки
4.3.9. Изменения глазного дна при гипертонической болезни
4.3.10. Изменения глазного дна при некоторых общих заболеваниях
4.3.11. Первичные хориоретинальные дистрофии желтого пятна
4.3.12. Заболевания хориоидеи
4.3.13. Травмы органа зрения
4.3.14. Контузии глазного яблока
4.3.15. Прободные ранения глаз
4.3.16. Осложнения прободных ранений глаз
4.3.17. Ожоги глаз
4.4. Методические разработки к практическим занятиям (для преподавателей). Темы:
4.4.1. Возрастная анатомия и физиология глаза. Методика обследования органа зрения.
4.4.2. Зрительные функции, возрастная динамика их развития. Рефракция, аккомодация, близорукость у детей.
4.4.3. Заболевания век, слезных органов и конъюнктивы. Амбулаторный прием в детской поликлинике.
4.4.4. Воспалительные заболевания роговой оболочки и сосудистого тракта.
4.4.5. Косоглазие. Амбулаторный прием в кабинете охраны зрения детей.
4.4.6. Заболевания хрусталика у детей и взрослых. Курация больных с оформлением клинической истории болезни.
4.4.7. Повреждения органа зрения у детей и взрослых.
4.4.8. Глаукома.
4.4.9. Изменение глаз при общей патологии у детей. Врожденные изменения органа зрения. Защита истории болезни.
4.5. Перечень слайдов для лекций и практических занятий:
4.5.1. Строение глазного яблока (слайды 1-10)
4.5.2. Оптическая система глаза, рефракция (11-17)
4.5.3. Операция склеропластики при близорукости (18-37)
4.5.4. Заболевания конъюнктивы (38-61)
4.5.5. Заболевания роговой оболочки (62-96, 303-324)
4.5.6. Заболевания сосудистого тракта (97-152)
4.5.7. Заболевания хрусталика (153-205, 252-302, 325-333)
4.5.8. Глаукома (206-251)
4.5.9. Травмы органа зрения (334-378, 402-410)
4.5.10. Изменения глазного дна при гипертонической болезни, сахарном диабете и других общих заболеваниях, патология зрительного нерва (379-401).
4.6. Перечень таблиц:
4.6.1 Анатомия органа зрения (1-25) 3.6.2. Функции органа зрения. Рефракция (26-43)
4.6.3. Заболевания роговой оболочки (44-51)
4.6.4. Заболевания сосудистого тракта глаза (52-55, 90)
4.6.5. Заболевания хрусталика (56-63)
4.6.6. Глаукома (64-78)
4.6.7. Заболевания сетчатки и зрительного нерва (79-90)
4.6.8. Заболевания век, конъюнктивы и слезных органов (91-115)
4.6.9.Травмы органа зрения (116-131)
Форма № 2
^
Номер темы
|
Наименование вопросов, изучаемых на лекции
|
Занятия (номера) практические
|
Используемые наглядные и методические пособия
|
Форма работы студентов
|
Форма контроля
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
2.1.1.
|
Введение. Возрастные анатомо-физиологические особенности развития и строения глазного яблока
|
3.2.1.
|
Методич. разраб №1, табл 1-29, слайды №1-24. Муляжи черепа, орбиты, глазного яблока.
|
4 часа
|
Устный опрос, зачет, экзамен.
|
2.1.2. 2.2.2.
|
Функции органа зрения и их возрастная динамика
|
3.2.2.
|
Метод. разраб. №1-2, табл. 30-32, Диафильм, периметр, аппарат Ротта, набор оптических стекол
|
1 час
|
--"--
|
2.1.3.
|
Оптическая система глаза. Клиническая рефракция и ее возрастная динамика. Близорукость у детей
|
3.2.2.
|
Метод разраб. №2. табл. 30-43, слайды 1-24; ч.1У диафильм, набор оптических стекол, аппарат Ротта
|
3 часа
|
--"--
|
2.1.4.
|
Нарушения бинокулярного зрения, косоглазие
|
3.2.5.
|
Метод. разраб. №3, табл.49-50, слайды 52-58, бинок. очки, синоптофор, четырехточечный цветотест, разделитель полей зрения, офтальмоскопы
|
4 часа
|
--"--
|
2.1.5.
|
Заболевания век, конъюнктивы и слезных органов
|
3.2.3.
|
Метод. разраб. №4, табл.91-116, слайды ч.II № 1-24, Офтальмоскопы, зонды, ундинки
|
4 часа
|
--"--
|
2.1.6.
|
Заболевания роговой оболочки
|
3.2.4.
|
Метод.разраб. №5, табл.44-51, слайды № 1-24, ч.I, диафильм, офтальмоскопы и щ/л. Слайды "Оптико-реконструктивная хирургия глаза", ч.У, № 1-24.
|
2 часа
|
--"--
|
2.1.7.
|
Заболевания сосудистого тракта глаза
|
3.2.4.
|
Метод.разраб. №5, табл.52-56, слайды 1-24, ч.З диафильм, офтальмоскопы, щ/л.
|
2 часа
|
--"--
|
2.1.8.
|
Заболевания хрусталика у детей и взрослых
|
3.2.6.
|
Метод. разраб. №6 "Оп. хирургия", ч.2,3,4 № 1-24. Кинофильм "Хирургическое лечение катаракт". Демонстрация больных. Табл. № 57-63.
|
2 часа
|
--"--
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
2.1.9.
|
Заболевания зрительного нерва и сетчатки, глазные проявления общей патологии у детей
|
3.2.6.
|
Метод. раараб. №7, табл. №52-56, слайды № 1-24. ч.З. Диафильм, офтальмоскопы, щ/л
|
1 час
|
--"--
|
2.1.10.
|
Глаукома у детей и взрослых
|
3.2.8.
|
Метод. разраб. №8. Кинофильм "Глаукома". Табя.64-78 Слайды 1-24. Офтальмоскопы, тонометр, гониоскоп,
|
4 часа
|
Устный опрос, зачет, экзамен.
|
2.1.11.
|
Повреждения органа зрения у детей
|
3.2.7.
|
Методич. разраб. №9. таб. №14-19 Слайды №1-24 ч.1, №1-24 ч.З Офтальмоскопы, щ/л
|
4 часа
|
--"--
|
2.1.12.
|
Новообразования органа зрения у детей и взрослых
|
3.2.9.
|
Методич. разраб. № 3,6 Табл.52-56, Слайды, диафильм
|
1 часа
|
--"--
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Форма №3
^
№
|
Наименование дисциплины
|
Кафедра
|
Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.
|
Решение, принятое кафедрой, разработавшей программу
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Нормальная анатомия
|
Кафедра нормальной анатомии
|
Изучается строение глазницы, век, слезных органов, наружных мышц глаза и глазного яблока вместе с другими органами чувств.
|
Решено повторить изучение строения этих же составных частей органа зрения, но более детально и в клиническом аспекте с учетом возможных заболеваний.
|
|
Гистология
|
Кафедра гистологии
|
Изучается функциональная гистология оболочек глазного яблока (задняя стенка и угол передней камеры).
|
Повторение материала о гистологическом строении оболочек глазного яблока только по таблицам (без микроскопа) и в связи с патологическими изменениями в них.
|
|
Патологическая анатомия
|
Кафедра патологической анатомии.
|
Изучаются морфофункциональные признаки меланобластом глаза, диабетических и гипертонических ретинопатий.
|
На кафедре глазных болезней студенты будут изучать клинику, диагностику и лечение меланобластом глаза, диабетических и гипертонических ретинопатий.
|
|
Физика
|
Кафедра физики
|
Глаз изучается как оптическая система. Виды рефракции, цветное и сумеречное зрение изучаются с точки зрения физических явлений.
|
На лекциях и практических занятиях по офтальмологии коротко говорится об оптической системе глаза. В основном изучается клиника, профилактика, коррекция близорукости и дальнозоркости. Показывают методы цветоощущения и светоощущения.
|
|
Фармакология
|
Кафедра фармакологии
|
Холинолитики и холиномиметики, механизм их действия на зрачок.
|
Студенты на кафедре глазных болезней изучают заболевания глаз (увеиты, глаукома и др.
|
|
Биохимия
|
Кафедра биохимии
|
Гемералопия как проявление гиповитаминоза А.
|
Гемералопия изучается не только как проявление гиповитаминоза А, но и как симптом некоторых заболеваний сетчатки (пигментная дегенерация сетчатки и др.).
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
|
Терапия
|
Кафедра внутренних болезней
|
Упоминаются изменения глазного дна при гипертонической болезни и при сахарном диабете.
|
Рассматривается классификация и патогенез изменений глазного дна при этих заболеваниях, клиническая картина и лечение.
|
|
Нервные болезни
|
Кафедра нервных болезней
|
Застойные соски, первичная и вторичная атрофия зрительных нервов как осложнение патологии ЦНС.
|
Подробно изучается патогенез, офтальмоскопическая картина, стадии и исход застойных сосков.
|
|
Акушерство
|
Кафедра акушерства и гинекологии
|
Упоминается возможность ретинопатии при токсикозах беременности, угроза отслойки сетчатки при родах у рожениц с высокой близорукостью.
|
Картина глазного дна при ретинопатии беременных и при высокой осложненной близорукости изучается детально.
|
|
Детские болезни
|
Кафедра детских болезней
|
Упоминание об осложнениях со стороны глаз при некоторых общих заболеваниях у детей (с-м Марфана, гомоцистинурия и др.).
|
Детально изучается клиника врожденных катаракт, подвывихов хрусталика и других врожденных аномалий органа зрения.
|
11.
|
Детские инфекционные болезни
|
Кафедра детских инфекционных заболеваний
|
Упоминание об осложнениях со стороны глаз при кори, ветряной оспе, аденовирусных заболеваниях.
|
Аденовирусные конъюнктивиты, как проявление АФКЛ и эпидемического кератоконъюнктивита изучаются детально.
|
12.
|
Военно-полевая хирургия
|
Кафедра травматологии (курс ВПХ)
|
Поражения органа зрения в условиях военного времени (ожоги глаз).
|
Детально изучаются степени ожогов глаз, стадии ожоговой болезни, патогенетическое лечение ожогов.
|
Рабочая программа одобрена на заседании кафедры глазных болезней ГОУ ВПО УГМА "___"_____________2011г.
Заведующий кафедрой, профессор Коротких С.А.
|