Рабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200 icon

Рабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200





НазваниеРабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200
страница1/3
Дата18.03.2013
Размер0.57 Mb.
ТипРабочая программа
  1   2   3
ОМСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ


для специальности педиатрия

факультет педиатрический - 2040200

кафедра судебной медицины и права

курс 6

семестр 11

всего часов 86


Рабочая программа составлена на основании программы по судебной медицине для студентов высших медицинских учебных заведений, утвержденной 19 июля 1995 года.


Индекс


Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры судебной медицины ОгМА

“ 08 ” апреля 1997 года


Заведующий кафедрой судебной медицины

и права , доктор медицинских наук ,

профессор, член-корреспондент АЕ РФ В.П.Конев


Одобрена Советом педиатрического факультета

“-------------”------------------------------------------1997 года


Председатель, профессор Н.В.Собатюк


^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ

ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ

Преподавание судебной медицины на кафедре в основном осуществляется в соответствии с программой, утвержденной управлением ученых заведений Минздравом РФ от 19 июля 1995 г. для студентов высших медицинских учебных заведений.

Определённое количество экспертиз и исследований трупов , а так же подозреваемых, потерпевших и других лиц производится не врачами судебно-медицинскими экспертами, а врачами других специальностей, особенно в регионах с малой плотностью населения и большими территориями.

Проведение экспертиз сведущими лицами, не являющимися штатными экспертами, предусмотрено ст.78 УПК РФ “...В качестве эксперта может быть вызвано любое лицо, обладающее необходимыми познаниями для дачи заключения”. Ст. 180 УПК РФ регламентирует участие врача-специалиста в области судебной медицины при осмотре трупа на месте его обнаружения , а при невозможности его участия иного врача. Об этом же говориться и в “Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан”: “Судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения экспертом Бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлечённым для производства экспертизы на основании постановления лица, производящего дознание, следователя, прокурора или определения суда” (ст.52).

Именно эти положения Закона делают обязательным преподавание судебной медицины в медицинских ВУЗах, так как любой врач должен иметь необходимый минимум знаний в области судебной медицины, поскольку его можно рассматривать как потенциального эксперта.

Фактически же роль преподавания судебной медицины в системе подготовки и воспитания врача выходит за рамки этих формальных положений. В курсе судебной медицины рассматриваются проблемы профессиональной врачебной этики и деонтологии, ответственности врачей за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения и причинение вреда здоровью человека; законоположения по ответственности за преступления против жизни и здоровья человека, вопросы уголовного права и процесса, относящиеся к этой области. В разделах судебной травматологии , судебной токсикологии , экспертизе скоропостижной смерти при заболеваниях рассматриваются вопросы диагностики, морфологии, механо- и танатогенеза, не изучающиеся в курсах хирургии, травматологии, внутренних и инфекционных болезней.

Следовательно, изучение студентами предмета судебной медицины не только даёт нужные врачу знания, но и формирует его мировоззрение.


1. ^ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ,


ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ


Целью преподавания судебной медицины в медицинских ВУЗах является подготовка врача к исполнению обязанностей судебно-медицинского эксперта. В связи с этим каждому врачу необходимо приобрести твёрдые знания по основным разделам судебной медицины и уметь их применять на практике. Кроме того, в обязанности любого врача, выполняющего функции судебно-медицинского эксперта, входит содействие органам здравоохранения в улучшении качества лечебной помощи населению, снижение заболеваемости и смертности, а так же оздоровление условий труда и быта.

^ ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


1.Научить студентов формулировать научно-обоснованные ответы на вопросы, возникающие в конкретных случаях экспертной практики.

2.Способствовать развитию у студентов способности к обобщению и анализу данных, полученных в процессе проведения судебно-медицинской экспертизы.

^ 3.Познакомить студентов с основной судебно-медицинской документацией, научить правильному её оформлению.

4.Научить студентов объективно оформлять заключение эксперта с правильным составлением судебно-медицинского диагноза и конкретными выводами, которые позволят правоохранительным органам своевременно раскрыть то или иное преступление.

5.Осветить основные положения Уголовного и Уголовно-процессуального законодательств РФ в отношении деятельности медицинских работников и их профессиональных правонарушениях

^ СВЯЗЬ С ДРУГИМИ НАУКАМИ


(Основные темы, изучение которых необходимо в ходе цикловых занятий).


1.Патологическая анатомия.

Техника патолого-анатомического вскрытия трупов.

Изучение основных процессов общей патанатомии

Исследование трупов новорожденных.

Болезни плода, новорожденного и ребёнка.

Перинатальная смертность, причины.

Патоморфология заболеваний, приводящих к скоропостижной смерти.

2. Патологическая физиология.

Воздействие факторов внешней среды на организм человека - механических, физических, химических факторов, тепловой, электрической энергии.

Аллергия и аллергические реакции.

Патологическая физиология периферического кровообращения : артериальная и венозная гиперемия, ишемия, тромбоз, эмболия и др.

Патологическая физиология общего кровообращения - сердечная недостаточность, нарушение коронарного кровотока.

Гипоксия, виды гипоксии, компенсаторные механизмы, нарушение функций органов и систем при гипоксии.

3.Фармакология.

Лекарственные средства, местное и резорбтивное действие на организм.

Понятия “доза и концентрация”.

Основные и побочные действия лекарственных веществ .

Значение индивидуальных особенностей организма на процессы всасывания и выведения лекарственных веществ.

4.Акушерство и гинекология.

Установление ранних и поздних сроков беременности.

Диагностика послеродового периода и бывших родов.

Родовой травматизм.

Криминальный аборт, самопроизвольный аборт.

Неонатальная, интранатальная и постнатальная смертность.

Понятия и признаки новорожденности, зрелости, доношенности, жизнеспособности.

5.Травматология и военно-полевая хирургия.

Механизм повреждений, причиненных тупыми, режущими, колющими предметами.

Транспортная травма.

Поражения электричеством .

Переохлаждение и местное действие низкой температуры.

6.Философия.

Материя - как философская категория, материальный характер жизни и смерти, процесс умирания и смерть.

Основные законы диалектики.

Учение о практике.

Методы научного познания .

Право и мораль.

В результате обучения на кафедре судебной медицины студенты должны ЗНАТЬ:

Основы Законодательства РФ об охране здоровья граждан: раздел 6- “Права граждан при оказании медико-социальной помощи”,

раздел 8 - “Гарантии осуществления медико-социальнолй помощи”,

раздел 9 - “Медицинская экспертиза”,

раздел10 -“Права и социальная защита медицинских и фармацевтических работников “,

раздел 12 - “Ответственность за причинение вреда здоровью граждан”

^ Уголовно-процессуальное законодательство и нормативные акты, регламентирующие назначение, проведение и оформление документации экспертизы; права и обязанности судебно-медицинского эксперта; положения о действиях специалиста в области судебной медицины при производстве первоначальных следственных действий;

^ Правила судебно-медицинского исследования трупов, определение степени вреда здоровью, принципы построения судебно-медицинского диагноза и выводов при насильственной смерти и при подозрении на неё

^ Общую и частную судебно-медицинскую танатологию; её основные разделы, современные положения; общие вопросы судебно-медицинской травматологии- особенности экспертизы при повреждениях от воздействия механических и других факторов воздействия внешней среды; общие вопросы судебно-медицинской токсикологии и другие разделы.

^ Возможности лабораторных методов судебно-медицинского исследования : образцов крови, волос, спермы, тканей, а так же познакомиться с современными возможностями проведения экспертизы по идентификации личности

^ Уголовное законодательство об ответственности медицинских работников за преступления против жизни и здоровья граждан; за профессиональные и профессионально-должностные правонарушения .

После окончания цикловых занятий по судебной медицине студенты должны УМЕТЬ:

-оказать квалифицированную помощь следователю при осмотре трупа на месте его обнаружения : установить факт наступления смерти, фиксировать в составляемом следователем протоколе позу трупа , наружное исследование трупа с описанием одежды, трупных явлений, наличие телесных повреждений и их подробное описание, установить время наступления смерти;

-помочь следователю в обнаружении, изьятии, упаковке вещественных доказательств биологического происхождения;

-провести судебно-медицинское исследование трупа с оформлением заключения эксперта или акта судебно-медицинского исследования трупа, уметь заполнять свидетельство о смерти;

-провести судебно-медицинское исследование трупа новорожденного с изучением всех вопросов, связанных с проведением данного вида экспертизы, уметь дать квалифицированные ответы на вопросы следственных органов.

-провести судебно-медицинскую экспертизу освидетельствуемого с обязательным составлением заключения эксперта и выводов по оценке причинённого вреда здоровью;

-уметь описывать телесные повреждения у взрослых и детей с учетом последующего проведения экспертизы;

-использовать данные судебно-медицинских экспертиз трупов взрослых и детей, умерших скоропостижно, для анализа качества лечебно-профилактической помощи гражданам.


^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Лекционный курс, содержание и объем в часах лекционных занятий


На лекциях изложить современное состояние вопросов судебной медицины и экспертной практики, которые носят проблемный характер, гражданский процесс и движение дел в гражданском процессе.Отметить значение судебной медицины для осуществления задач правосудия и здравоохранения по усовершенствованию медицинской помощи населению, разработке профилактических программ травматизма, различных отравлений и др.

В ходе изложения лекционного материала широко использовать имеющийся иллюстративный материал: слайды по основным темам, таблицы, а так же некоторые образцы вещественных доказательств.

В план лекций включать элементы по правовому воспитанию студентов, как будущих врачей-педиатров, с изложением основных принципов врачебной деонтологии. Особое внимание уделить судебно-медицинскому исследованию трупов новорожденных и проведению экспертизы в случаях насилсльственной смерти детей.


^ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

лекционного курса


1. Судебно-медицинская экспертиза в РФ: процессуальные и организационные

основы

2. Уголовное законодательство и уголовный процесс в РФ

3. Судебно-медицинская танатология

4. Судебно-медицинская травматология

5. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, причиненных тупыми и острыми предметами

6. Судебно-медицинская экспертиза транспортной травмы

7. Судебно-медицинская экспертиза отравлений

8. Судебно-медицинская экспертиза огнестрельных повреждений

9. Судебно-медицинская экспертиза при скоропостижной смерти детей. "Смерть

в колыбели".

10. Судебно-медицинская экспертиза повреждений, обусловленных действием

крайних температур

11. Судебно-медицинская экспертиза вещественных доказательств биологического происхождения

12. Ответственность медицинских работников в соответствии с новым уголовным законодательством

13. Судебно-медицинская экспертиза результатов деятельности медицинских

работников в гражданском и арбитражном

процессе


ЛЕКЦИЯ 1 ^ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА В РФ.

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ.


1Содержание и задачи предмета судебная медицина. Связь судебной медицины с другими медицинскими, биологическими и юридическими науками.

2.Понятие о судебно-медицинской экспертизе, её разновидности, организационные структуры БСМЭ.

3.Поводы для назначения суд-мед.экспертизы - Ст.78 УПК РФ.-обязательное проведение экспеортизы-ст.79 УПК РФ.

4.Значение судебной медицины для осуществления задач судебно-следственной практики и практического здравоохранения.

5.Организация и структура СМЭ в РФ.

6.Инструкции и правила по производству СМЭ. Приказы, регламентирующие деятельность СМЭ. (пр.№407 МЗ РФ от 10.12.96г.)

7.Взаимоотношения СМЭ с органами суда и следствия, а так же с органами здравоохранения.

8.Порядок назначения экспертизы ст.184 УПК РФ, права и обязанности эксперта -ст.82 УПК РФ.


ЛЕКЦИЯ 2. ^ УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО И

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС В РФ.


1.Обоснование необходимости ознакомления врача , привлекаемого для производства экспертизы , с основами законодательства РФ.

2.Сущность и принципы Российского права и законодательства,
законность и правопорядок.

3.Понятие о преступлении и проступке.Уголовный кодекс РФ,свод законов,предусматривающий проведение уголовного процесса,права и обязанности его участников.

5.Характеристика стадий уголовного процесса:

1.Возбуждение уголовного дела(ст.108 УПК РФ),дознание(ст.117 УПКРФ),предварительное следствие(СТ.126 УПК РФ),органы дознания и предврительного следствия ( ст. 125 УПК РФ).

2.Производство в суде первой инстанции (ст.ст.221-239 УПКРФ)

3.Производство в суде второй инстанции (ст.ст.332-355УПК РФ)

4.Исполнение приговора (ст.ст.356,357 УПК РФ).

5.Пересмотр приговора,вступившего в законную силу(ст.371УПК Р Ф)

6.Производсво экспертизы в экспертном учреэждении(ст.187УПК РФ);вне экспертного учреждения(ст.189 УПК РФ);производство

экспертизы в суде (ст. 288 УПК РФ );допрос эксперта (ст.289 УПК РФ).


^ ЛЕКЦИЯ № 3 . СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ТАНАТОЛОГИЯ

СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИЕ КРИТЕРИИ ДАВНОСТИ НАСТУПЛЕНИЯ СМЕРТИ

1. Понятие о танатологии как о науке, изучающей смерть. Причины наступления смерти, процесс умирания, этапность умирания (терминальное состояние, агония, момент смерти, клиническая и биологическая смерть).

2. Констатация наступления смерти, достоверные признаки.

3.Трупные явления: охлаждение и высыхание трупа, ”пергаментные пятна”.

4.Трупные пятна, механизм возникновения, время появления, стадии, цвет и локализация. Судебно-медицинское значение трупных пятен.

5.Трупное окоченение, теории развития, объясняющие его возникновение, основные фазы, условия и судебно-=медицинское значение.

6. Определение понятия аутолиз, измения в органах вследствие аутолиза.Значение для экспертной практики .

7.Процессы гниения трупа, признаки и последовательность. Значение факторов внешней Среды.

8. Повреждение трупа животными и насекомыми.

9. Консервирующие трупные явления : мумификация, жировоск, торфяное дубление.

10. Характеристика критериев, обусловленных умиранием ткани, затуханием жизненных процессов :

а) реакция зрачков на атропин и пилокарпин;

б) сохранение электровозбудимости мышц ;

в) постепенное падение температуры тела ;

г) сохранение активности ферментов;

д) цитологические признаки и др.

11. Характеристика критериев, обусловленных нарастанием посмертных процессов.

12. Современные возможности судебно-медицинской экспертизы при определении давности наступления смерти.


^ ЛЕКЦИЯ № 4. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ТРАВМАТОЛОГИЯ.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ. ЭКСПЕРТНЫЕ КРИТЕРИИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТЯЖЕСТИ ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ.


1.Судебно-медицинская травиатология-учение о любых видах экзогенных воздействий, которые влекут за собой расстройство здоровья или смерть.Основные задачи.

2.Определение понятия “повреждение”, внешние факторы, вызывающие повреждения, их классификация, характеристика.

3.Основные вопросы, разрешаемые экспертом при экспертизе повреждений.

4.Судебно-медицинское определение тяжести вреда здоровью в соответствии с УК РФ и УПК РФ и “Правилами судебно-медицинской экспертизы вреда здоровью”. (пр.№ 407 от 10.12.96г.)

5.По степени тяжести вреда здоровью в соответствии с УК РФ различают:

- умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111 УК РФ)

- умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112 УК РФ)

- умышленное причинение лёгкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ)

6.Приказ МЗ РФ № 407 от 10.12.96 “О введении в практику общероссийских правил судебно-медицинской экспертизы тяжести вреда здоровью.”

7.Научные обоснования для квалифицирующих признаков вреда здоровью.


^ ЛЕКЦИЯ№ 5. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

И ЭКСПЕРТИЗА ПОВРЕЖДЕНИЙ, ПРИЧИНЕННЫХ ОСТРЫМИ

И ТУПЫМИ ПРЕДМЕТАМИ


1.Определение понятия “орудие”, “оружие”, “предмет”, “орудие травмы”.

2.Классификация и характеристика механизма действия острых орудий травмы, морфологические признаки повреждений, причиняемыми при использовании таких орудий:

- резаные, колотые, колото-резаные раны;

- повреждения рубющими предметами.

3.Современные возможности СМЭ по определению орудия травмы при поврежденииях режущими, колющими, колюще-режущими, рубящими, пилящими предметами.

- по свойствам повреждений на теле и одежде;

- с учётом характера следов (наложений), остающихся на орудиях травмы.

4.Характеристика и классификация повреждений, нанесённых тупыми твёрдыми предметами:

- ссадины, следы волочения;

- кровоподтёки;

- рванно-ушибленные раны.

5.Современные возможности судебно-медицинской экспертизы по определению тупых орудий травмы:

- по свойствам повреждений на теле и одежде;

- с учётом вещественных следов (наложений), остающихся на предполагаемых орудиях травмы.

6.Лабораторные методы исследования при судебно-медицинской экспертизе механических повреждений.


^ ЛЕКЦИЯ№ 6. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

И ЭКСПЕРТИЗА ПОВРЕЖДЕНИЙ ПРИ ТРАНСПОРТНОЙ

ТРАВМЕ


1.Определение понятия “транспортная травма”. Виды транспортной травмы.

2.Особенности транспортных повреждений. Этапы судебно-медицинской экспертизы ( осмотр места происшествия, одежды пострадавшего, трансспорта, трупа, участие в следственном эксперементе, оссобенности судебно-медицинского исследования трупа).

3.Морфологическая характеристика травмы, причиненной автомобильным транспортом: при столкновении движущегося автомобиля с пешеходом, переезда потерпевшего колесом, при выпадении из движущегося транспорта , в кабине (салоне) автомобиля, при сдавлении тела автомобилем к неподвижным предметам.

4.Морфологическая характеристика травмы, причиненной рельсовым транспортом: повреждения от переезда колёсами рельсового транспорта, повреждения от ударов транспортом, повреждения от сдавления тела между вагонами, буферами вагонов, повреждения при падении из ж.д.транспорта, повреждения внутри вагонов при ж.д.катастрофах.

5.Методика судебно-медицинской экспертизы при транспортной травме.


^ ЛЕКЦИЯ № 7. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ЭКСПЕРТИЗА ОГНЕСТРЕЛЬНЫХ ПОВРЕЖДЕНИЙ.


1.Понятие о судебной баллистике. Обоснование необходимости знания некоторых положений её для правильного проведения судебно-медицинской экспертизы огнестрельных повреждений.

2.Классификация и краткая характеристика стрелкового огнестрельного ружия.

3.Боевой охотничий патроны, их конструктивные особенности.

4.Механизм действия огнестрельного снаряда на ткани тела пострадавшего.

5.Основные вопросы, разрешаемые в процессе судебно-медицинской экспертизы повреждений, причиненных из огнестрельного оружия.

6.Виды огнестрельных ранений (пулевые, дробовые, атипичными снарядами).

7.Морфологическая характеристика сквозного пулевого ранения. причиненного при выстреле с близкого и с неблизкого расстояния, его признаки на теле и одежде.

8.Характеристика повреждений при выстреле в упор. Виды упора.

9.Морфологическая характеристика дробового огнестрельного ранения в зависимости от расстоянтя выстрела.

10.Особенности судебно-медицинской экспертизы при огнестрельных повреждениях. Диагностические возможности современных лабораторных методов.


^ ЛЕКЦИЯ № 8. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ТОКСИКОЛОГИИ. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ДИАГНОСТИКА СМЕРТЕЛЬНЫХ ОТРАВЛЕНИЙ.


1.Понятие о яде и отравлении. Происхождение отравлений.

2. Условия действия яда (химические и физические свойсва яда, количество и пути введения ).

3. Условия действия яда, зависящие от организма ( масса тела, возраст . пол, температура тела, состояние здоровья , привыкание к яду , повышенная чуксвительность). Условия действия яда, зависящие от внешней Среды.

4.Основные этапы судебно-медицинской экспертизы отравлений :

а) ознакомление судебно-медицинского эксперта с материалами, собранными по делу в процессе расследования происшествия;

б) участие судебно-медицинского эксперта в следственных действиях - осмотре места происшествия с изъятием вещественных доказательств ;

в) изучение и оценка клинической картины отравления по материалам истории болезни, других медицинких документов и показаний свидетелей.

г) судебно-медицинское исследование трупа

д) дополнительные лабораторные методы исследования , анализ и оценка полученных результатов.

5.Построенеие суд-мед.диагноза и выводов.


^ ЛЕКЦИЯ № 9. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

ПОВРЕЖДЕНИЙ ОТ ДЕЙСТВИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ.


1. Действие крайних температур на жизненые процессы в организме .

2. Общее действие высокой температуры ( тепловой и солнечный удары).

3. Местное действие высокой температуры (ожоги), ожоговая болезнь, морфологическая характеристика периодов ОБ ( ожоговый шок, токсемия, септикотоксемия),

4. Смерть в огне (сожжение трупа). Исследование трупов, обнаруженных на пожарищах . Признаки прижизненного попадания в огонь - “гусиные лапки, наличие тромбов и лейкоцитарная реакция, жировая эмболия, копоть в дыхательных путях, наличие карбоксигемоглобина до 50-60 %.

5. Местное действие низкой тем-ры.

6.Общее действие НТ на организм человека. Судебно-мендицинская диагностика смерти от общего переохлаждения-поза трупа, ознобление, “гусиная кожа”, трупные пятна, сморщивание кожи мошонки, переполнение кровью полостей сердца, пятна Вишневского, фигуры Касьянова, пятна Фабрикантова.

7. Лабораторные методы исследования при смерти от действия крайних температур. Микроскопическое исследование отпечатков легких на наличие копоти, качественные и количественные реакции на карбоксигемоглобин крови, гликоген печени, сердца и скелетных мышц


ЛЕКЦИЯ №10. Судебно-медицинская экспертиза при скоропостижной смерти детей. "Смерть в колыбели".


1.Понятие о скоропостижной и внезапной смерти.

2.Причины скоропостижной смерти с вразличных возрастных группах, факторы, способствующие её наступлению.

а.Скоропостижная смерть детей в первые годы жизни-причины.

б.Скоропостижная смерть в подрстковом и юношеском возрасте

в.Скорпостижная смерть в зрелом и пожилом возрасте (основной причиной скоропостижной смерти в этом возрасте являются заболевания ССС-ишемическая болезнь сердца и гипертоническая болезнь. Они занимают 90-95% случаев всей скоропостижной смерти. Непосредственной причиной смерти при этих заболеваниях явлется острая коронарная недостаточность. инфаркт миокарда и мозговые инсульты.

3.Задачи судебно-медицинской экспертизы при исследовании трупов лиц, умерших скоропостижно. Методики исследования трупа в случаях скоропостижной смерти.

4.Внезапная смерть от анафилактического шока, вызванного различными факторами, их характеристика. Значение предварительных данных и дополнительных лабораторных методов исследоваия. Анализ материалов соответствующих дел.

5. “Смерть в колыбели”. Танатогенез, основные вопросы судебно-медицинской оценки. Синдром дыхательных расстройств у детей, как причина внезапной и скоропостижной смерти.


^ ЛЕКЦИЯ № 11. СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ БИОЛОГОИЧЕСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ


1Понятие о вещественных доказательствах (ст. 83 УПК РФ). Поводы к исследованию их в судебно-медицинской лаборатории.

2.Современные возможности судебно-медицинской экспертизы крови:

-установление наличия крови (спектральное исследование, метод хроматографии, электрофорез);

установление видовой принадлежности крови иммугологическими методами:реакция преципитации в жидкой среде, агаровом геле, методом иммунофлюорисценции.

- дифференцирование крови человека иммунологическими и биохимическими методами-установление групповой принадлежности и других

эритроцитарных систем (MN, P, Rh, Le и др), сывороточных систем (Hp, Gm, Gc и др), исследование изоферментов крови.

3.Современные возможности судебно-медицинской экспертизы исключения отцовства и материнства.

4.Усиановление регионального происхождения крови.

5.Установление принадлежности крови в пятнах (цитологические исследования - определение Х и У хроматина).

6.Современные возможности судебно-медицинской экспертизы выделений:

- спермы: наличие (микроскопичесие реакции, реакция на кислую фосфотазу, морфологические исследования , изоферменты ЛДГ), определение групповой принадлежности;

- пота: наличие (биохимические методы), групповая принадлежность.

7.Современные возможности исследования волос:

- установление видовой принадлежности;

- установление групповой и половой принадлежности;

- определение регионального происхождения волос;

- волос выпавший или вырванный;

- повреждение волос;

- определение сходства волос.

8.Исследование органов и тканей тела человека и животных:

- установление видовой принадлежности органов и тканей;

- определение их групповой принадлежности.


^ ЛЕКЦИЯ № 12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ ЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С НОВЫМ УГОЛОВНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ.


1.Законодательство о здравоохранении-основной документ, регламентирующий пофессиональную деятельность медицинских работников в РФ.

2.Врачебная деонтология, этика, мораль врача.

3.Понятие о врачебных ошибках и правонарушениях, совершаемых медицинскими работниками.

4.Уголовно-наказуемые преступления, совершаемые медицинскими работниками:

- заражение ВИЧ-инфекцией вследствии ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей (ст.122 ч.4 УК РФ);

- незаконное производство аборта (ст.123 УК РФ );

- неоказание помощи больному без уважительной причины , лицом, обязанным её оказывать в соответствии с законом (ст.124 УК РФ);

- незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228 УК РФ);

- незаконная выдача подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст.233 УК РФ);

- незаконное занятие частной практической медицинской или фармацевтической деятельностью (ст.235 УК РФ);

- нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст.236 УК РФ);

- сокрытие информации об обсоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст.237 УК РФ).

5.Особенности проведения судебно-медицинской экспертизы по делам о правонарушениях медицинских работников.

6.Роль судебно-медицинской экспертизы в предупреждении правонарушений медицинских работников.


2.2 Практические занятия, их содержание и объем в часах


На практических занятиях студенты знакомятся с исследованием всех обьектов судебно-медицинской экспертизы-трупами, потерпевших, подозреваемых, вещественными доказательствами, с экспертизой по материалам следственных дел.

В процессе практических занятий студенты должны научиться:

1.Произвести судебно-медицинское исследование трупа, изьять материал для лабораторных исследований (гистологического, химического, бактериологического, биологического ) , а так же уметь забирать материал в качестве образцов (кровь, волосы). Особое внимание уделяется правилам вскрытия трупов новорожденных, особенностям исследования плаценты, плодных оболочек и пуповины.

2.Самостоятельно составлять заключение эксперта, акт судебно-медицинского исследования трупа, правильно формулировать выводы экспера, уметь оформлять свидетельство о смерти новорожденных.

3.Произвести первоначальный осмотр трупа на месте его обнаружения.

Уметь произвести осмотр места происшествия и оформить протокол осмотра места происшествия.

4.Произвести судебно-медицинскую экпертизу: потерпевших, подозреваемых и других лиц по определению причинённого вреда здоровью ( ст.11,112,115 УК РФ);

при описании телесных повреждений уметь оценить характер, давность наненсения телесных повреждений, предполагаемое орудие травмы.

ознакомиться с основными правилами проведения экспертизы при половых преступлениях ( ст. ст. 131, 132,133,1134,135 УК РФ), а так же со статьями УК РФ 121 - заражение венерическими болезнями и 122 - заражение ВИЧ-инфекцией.

5.Владеть самостоятельными навыками отдельных лабораторных методов исследований (определение наличия крови на вещественных доказательствах, её видовую принадлежность, при возможности-групповую принадлежность пятен крови).


  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200 iconРабочая программа по судебной медицине для специальности лечебное дело факультет лечебный

Рабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200 iconРабочая программа по медицинской генетике для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический

Рабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200 iconРабочая программа по элективному курсу: трансфузиология для специальности: 060103 педиатрия Факультет:

Рабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200 iconРабочая программа по дисциплине: общая хирургия, анестезиология для специальности: 060103 педиатрия

Рабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200 iconРабочая программа по неврологии, нейрохирургии, детской неврологии для специальности Педиатрия (060103)

Рабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200 iconРабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02,

Рабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200 iconРабочая программа по гигиене с основами экологии человека, гигиене детей и подростков для специальности

Рабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200 iconУчебная программа для специальности: 1-79 01 02 педиатрия факультет: педиатрический

Рабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200 iconРабочая программа по биомедицинской этике для специальности Факультет педиатрический

Рабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200 iconРабочая программа по медицинской генетике Для специальности n- 040200 «Педиатрия» Квалификация врач
Рабочая программа составлена на основании типовой программы по медицинской генетике для студентов...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы