Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка icon

Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка





Скачать 130.87 Kb.
Название Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка
Кукарцева С.В
Дата 08.03.2013
Размер 130.87 Kb.
Тип Исследовательская работа
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Козульская средняя общеобразовательная школа №2


Исследовательская работа


«Носительство золотистого стафилококка у учащихся

1-х классов»


Выполнили:

Осинцева Татьяна и Пльюснин Эдуард

Ученики 11 класса

Руководитель Кукарцева С.В.


п.Козулька


Введение.

Гнойно-воспалительные заболевания являются одной из актуальных проблем современного акушерства и хирургии. Они  сопровождают человечество на протяжении всей его истории, доставляют множество страданий, и занимают одно из основных мест среди хирургических болезней. Одна из причин – это наличие большого количества возбудителей. Большинство нагноений (70%-80%) вызывают кокки. Наиболее значимым этиологическим фактором гнойно-воспалительных заболеваний являются стафилококки. Основным возбудителем гнойно-воспалительных заболеваний является золотистый стафилококк.

Впервые стафилококки были обнаружены Л. Пастером в 1897 году. Подробно они были изучены А. Огстоном (1882) и Ф.Розенбахом (1884).

Цель работы: Изучить высеваемость стафилококков учашихся 1-х классов МБОУ «Козульской СОШ №2»

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи (для теоретической части) :

1. Изучить биологические свойства стафилококка.

2. Рассмотреть клинику и патогенез некоторых гнойно-воспалительных заболеваний стафилококковой этиологии.

3. Изучить по нормативным документам методы лабораторной диагностики гнойно-воспалительных заболеваний.

Задачи для практического исследования:

1.Изучить высеваемость стафилококка из биологического материала отделений ДРБ и КРБ.

2. Изучить высеваемость стафилококка из биологического материала уч-ся школы.


1.1 Морфология и тинкториальные свойства стафилококков.

Стафилококки (Рис.1) - (от греч. Staphyle – виноградная гроздь) имеют шаровидную форму от 0,6 до 1 мкм в диаметре. Стафилококки обычно встречаются в виде скоплений, напоминающих виноградную гроздь, имеют тенденцию объединяться в скопления, поскольку их деление происходит в трех взаимно перпендикулярных плоскостях и дочерние клетки сохраняют своеобразное пространственное групповое взаиморасположение. Стафилококки неподвижны, не образуют капсул и спор. По Граму окрашиваются положительно.

Рис. 1




^ 1.2 Культуральные свойства стафилококков.

Стафилококки относятся к факультативным анаэробам. При выделении стафилококков из исследуемого материала, содержащего различные микроорганизмы, используются элективные среды: молочно-солевой агар, желточно-солевой агар Чистовича. Повышенные концентрации хлорида натрия (5—10%), не мешая росту стафилококков, подавляют размножение сопутствующей флоры.

^ 1.3 Ферментативные свойства стафилококков.

Стафилококки вырабатывают сахаролитические и протеолитические ферменты, а также продуцируют множество ферментов патогенности.

Коагулаза- важный экстрацеллюлярный фермент, продуцируемый только некоторыми стафилококками (коагулазоположительные), вызывает образование сгустка плазмы крови. В лаборатории определение коагулазы используется как единственное достоверное доказательство патогенности выделенного штамма

Фибринолизин – вызывает лизис фибрина и способствует генерализации процесса.

Липазы стафилококка – это ферменты, которые разрушают липиды клеточных структур и липопротеины крови. Стафилококки утилизируют метаболиты кожных структур и потому способны интенсивно колонизировать (заселять) поверхность кожи. Образование липазы дает этому микробу способность к инвазии здоровой кожи и подкожной клетчатки с формированием локальных абсцессов.

Гиалуронидаза- (фактор распространения, инвазии), которую вырабатывают более 90% патогенных стафилококков, повышает проницаемость тканей для кокков и их токсических субстанций. Вызывает деградацию гиалуроновой кислоты, которая соединяет клетки тканей.

Лецитиназа – разрушает лецитин в мембранах клеток (особенно эритроцитов).

Нуклеаза- имеется у 90 – 96% S.aureus, расщепляет ДНК и РНК. Стафилокиназа- растворяет сгустки фибрина и, соответственно, способствует распространению местной, вначале ограниченной, инфекции.

ДНКаза – деполимеризует ДНК.

^ 1.4 Токсинообразование стафилококков.

Стафилококк вырабатывает много продуктов с выраженными токсическими свойствами. Вероятно, никакой другой микроб не продуцирует их в таком количестве. Среди них экстрацеллюлярные токсины, гемолизины (стафилолизины), ферменты. Все они, в той или иной степени, обусловливают болезнетворность и вирулентность микроба. Ни один штамм не способен вырабатывать все токсические продукты сразу.

Гемолизины – это экзотоксины, действующие непосредственно на клеточную мембрану, вследствие чего происходит лизис эритроцитов, лейкоцитов, тромбоцитов макрофагов и развивается поражение многих тканей. Действием гемолизина, вероятно, объясняются фатальные исходы многих случаев стафилококковых инфекций.

Цитотоксин – один из наиболее важных факторов вирулентности стафилококков, вызывает аггрегацию тромбоцитов и избирательно действует на гладкую мускулатуру мелких вен.

Лейкоцидин – негемолитический экзотоксин, разрушающий клетки белой крови.

Энтеротоксин – внеклеточный токсин, который вырабатывают около 50% коагулазоположительных штаммов и который вызывает большинство случаев пищевого отравления. Токсин действует непосредственно на рвотный центр центральной нервной системы.

Эксфоллиатин (эксфолиативный токсин) – это токсин, который избирательно повреждает некоторые клетки кожи таким образом, что обширные участки кожного покрова могут отслаиваться полностью. Особенно чувствительны к действию токсина новорожденные и маленькие дети. Это поражение получило название «синдром ошпаренной кожи».

^ 1.5 Классификация стафилококка

Стафилококки
– это целый класс микроорганизмов, на сегодня известно уже 27 видов, при этом 14 видов обнаружены на коже и слизистых оболочках человека. Большое количество стафилококков абсолютно безвредны: из отмеченных 14 видов, только 3 способны вызывать заболевания, но и этих трех более чем предостаточно.

Семейство: Micrococcaceae

Род: Staphylococcus

В настоящее время разновидность стафилококков вызывающих гнойно-воспалительные заболевания резко увеличилось, в связи с этим изменилась классификация. Все стафилококки делят на два больших вида:

  1. Коагулазоположительные стафилококки.

  2. Коагулазоотрицательные стафилококки.



    1. . Устойчивость стафилококка к факторам окружающей среды.

Стафилококки устойчивее других бактерий к действию жара, света, высушивания, экстремальных температур и химических агентов. Они выдерживают 60°С в течение часа, а отдельные штаммы даже 80°С в течение 30 минут, хотя большинство вегетативных форм бактерий погибают при воздействии 60°С в течение 30 минут. Благодаря своей устойчивости к высушиванию стафилококки могут переноситься с частицами пыли, могут недели и месяцы сохраняться в высохшем гное или мокроте. Другой особенностью стафилококков является их устойчивость в солевой среде (не погибают при концентрации NaCl до 15%). В связи с этим способны сохраняться в консервированных продуктах (пресервах). В продуктах питания, сохраняемых путем соления, стафилококки могут расти и продуцировать энтеротоксин.

^ 1.7 Гнойно-воспалительные заболевания вызываемые стафилококком.

Стафилококковые болезни
– группа весьма различных заболеваний, обусловленная стафилококками.
Клинические проявления стафилококковых болезней многообразны. Их можно разделить на следующие группы:

  1. Заболевания кожи и подкожной клетчатки (фурункулы, пиодермии, сикоз, абсцессы, флегмоны).

  2. Ожогоподобный кожный синдром.

  3. Поражение костей и суставов (остеомиелиты, артриты).

  4. Синдром токсического шока.

  5. Стафилококковая ангина.

  6. Стафилококковый эндокардит.

  7. Пневмонии и плевриты.

  8. Острые стафилококковые энтериты и энтероколиты.

  9. Отравление стафилококковым энтеротоксином.

  10. Стафилококковый менингит и абсцесс мозга.

  11. Стафилококковые заболевания мочевых путей.

  12. Стафилококковый сепсис.
          Поражения кожи. (Рис.2) Стафилококковые заболевания кожи могут быть различными: относительно ограниченные фолликулиты, фурункулы, карбункулы, пиодермия или более распространенные заболевания. Своеобразным изменением кожи, обусловленным токсинами стафилококков, является мелкоточечная скарлатиноподобная экзантема (некоторые авторы предлагали даже термин «стафилококковая скарлатина»), развивающаяся при различных стафилококковых болезнях (остеомиелиты, абсцессы, сепсис и др.). К распространенным относится также заболевание, напоминающее рожу (так называемая стафилококковая рожа), которое характеризуется плотным отеком, эритемой и инфильтрацией, а также тромбофлебитом. Злокачественная стафилококковая инфекция лица ведет к образованию внутричерепных тромбофлебитов и заканчивается стафилококковым сепсисом.

Рис.2 Карбункул
      
     

 ^ Стафилококковый ожогоподобный кожный синдром представляет собой генерализованный эксфолиативный дерматит, обусловленный штаммами золотистого стафилококка, продуцирующими токсин (эксфолйатин). . Заболевают преимущественно новорожденные (болезнь Риттера) и дети до 5 лет. Взрослые болеют редко. Заболевание у новорожденных начинается остро с покраснения кожных покровов, формированием фликтен, трещин, быстро сменяющихся крупнопластинчатым шелушением.      
      ^ Остеомиелиты и гнойные артриты (Рис.3) чаще бывают проявлениями рецидивирующего стафилококкового сепсиса.

Рис.3 – гнойный артрит




      ^ Синдром токсического шока (Рис.4) описан в 1978 году. Он характеризуется высокой лихорадкой, покраснением кожи в виде солнечного ожога с последующим шелушением, снижением АД и признаками общей интоксикации. В 1980 году были зарегистрированы эпидемические вспышки среди молодых женщин во время менструаций, токсигенные штаммы золотистого стафилококка выделялись у этих больных из влагалища и шейки матки. Возникновение этого заболевания было связано с употреблением некоторых типов гиперабсорбирующих тампонов; при длительном внутривлагалищном пребывании в них создаются благоприятные условия для размножения стафилококков и продукции токсина. С прекращением продажи этих тампонов в США число больных существенно снизилось. Рис.4 – Синдром токсического шока
      
      ^ Стафилококковая ангина (Рис.5) клинически мало отличается от стрептококковой, она плохо поддается лечению пенициллином, иногда на коже появляется мелкоточечная сыпь, однако без бактериологического исследования дифференцировать трудно.

Рис. 5 – Стафилококковая ангина
      


      ^ Стафилококковый эндокардит (Рис.6). Часто заболевание возникает у лиц преклонного возраста, нередко у госпитализированных по поводу какого-либо хронического заболевания. Эндокардит начинается остро с высоким подъемом температуры тела, прогрессирует анемизация.

Рис.6 – Стафилококковый эндокардит
      


      ^ Стафилококковые пневмонии Клинически стафилококковые пневмонии отличаются более тяжелым течением, выраженной одышкой, цианозом, склонностью к гнойным осложнениям (абсцессы, эмпиемы).      
      ^ Стафилококковый энтероколит развивается у больных, получающих антибиотики широкого спектра действия. Болезнь начинается внезапно на 5-6-й день лечения и характеризуется повышением температуры тела, симптомами общей интоксикации и кишечными расстройствами. Стул очень обильный, жидкий, потери жидкости быстро приводят к обезвоживанию и развитию шока.

   ^ Инфекция мочевых путей чаще обусловлена сапрофитным стафилококком, который является второй после кишечной палочки причиной первичной инфекции мочевых путей у молодых женщин (до 20%), клинически не отличается от заболеваний мочевых путей иной этиологии, лихорадка и признаки общей интоксикации отсутствуют.

^ Схема лабораторной диагностики стафилококков.



Вывод по теоретической части:

Изучив монографическую и учебную литературу, мы пришли к следующим выводам:

  1. Значительно возросло количество видов стафилококков.

  2. Были изучены новые токсигенные и ферментативные свойства патогенности стафилококка.

  3. Стафилококки – одни из самых «вооруженных» и агрессивных микроорганизмов. Они способны вызвать гнойно-воспалительное заболевание любого органа и любой ткани

^ Глава 2. Практическое исследование.

В бактериологической лаборатории районной больницы нами были изучены годовые отчеты за 3 года и лабораторные журналы.

Высеваемость разных видов стафилококков по отделениям РБ.

Диаграмма 1.




Диаграмма 2.




Диаграмма 3.




Вывод: из статистических данных видно, что St. Aureus чаще всего встречается в хирургических отделениях, а St. Epidermidis и St. Haemolyticus преимущественно в ЭВН.

Диаграмма 4.



Вывод: В отделении ЭВН самая высокая заболеваемость гнойно-воспалительными инфекциями, а в отделениях хирургии и ЧЛХ заболеваемость гнойно-воспалительными инфекциями связана с послеоперационными ранами.

Диаграмма 5.



Вывод: установлено, что новорожденные мальчики имеют примерно вдвое более высокую заболеваемость стафилококковыми заболеваниями, чем девочки. Мужчины поражаются чаще, чем женщины, в соотношение 3:2.

Диаграмма 6.



Вывод: Тенденция к повышению выделения золотистого стафилококка из грудного молока, хирургических ран и гинекологических анализов. Это связанно с пониженным иммунитетом молодого поколения.

Примечание:

ОНН – отделение недоношенных новорожденных.

ОПН – отделение патологии новорожденных.

ЭВН – этапы выхаживания новорожденных.

ЧЛХ – челюстно-лицевая хирургия.

^ Высеваемость стафилококка у уч-ся 1 классов

Бактериологическим методом было проведено исследование на выделение стафилококка у уч-ся 1 классов 15 человек.

Посев производился на диагностические среды, с последующим изучением биохимических свойств и определения вида.

Бактериологический метод:

    1. материал для исследования: слизь из зева.

    2. Взятие материала.



    1. Посев на МПА.







    1. Инкубация в термостате 37 градусов 24-48 часов.

    2. Изучение колоний:

Колонии округлые, диаметром 2-5 мм, с ровным краем, белового цвета.

6. микроскопия: Метод окраски – простой и метод Грама

7. Выведение чистой культуры, микроскопия.



8. Постановка биохимических тестов: плазмокоагулаза, лецитиназа , среды Гисса, манноза, галактоза, реакция Фогес-Проскауэра.

9. Определение вида по данным биохимических тестов. При исследовании было выделено 5 видов стафилококков (Таблица №3): St. Epidermidis, St. Hemoliticus, St. Saprophyticus, St. Intermedius, St. Hycus.

Вывод: Было выделено большое разнообразие видов стафилококков. Золотистый стафилококк, как наиболее патогенный, не был выделен. Разнообразный микробный пейзаж стафилококка может привести к возникновению гнойно-воспалительных заболеваний среди учашихся 1-х классов при неблагоприятных условиях внешней среды:

  1. Пониженная температура в классе ( до 11 С в зимний период) – переохлаждении.

  2. Неудовлетворительный световой климат в зимний период – дефицит ультрафиолетовых лучей.

  3. Нерациональное питание.



Заключение.

На основе анализа исследовательской работы можно сделать следующие общие выводы:

  1. Разновидность стафилококков растет, количество факторов патогенности увеличивается.

  2. Высеваемость стафилококка за 3 года увеличилась из биологического материала: грудное молоко на 5.6%, гинекологические анализы на 4.5%, Гной, послеоперационных ран на 8.5%

  3. Золотистый стафилококк чаще всего встречается в хирургических отделениях, а эпидермальный стафилококк и гемолитический стафилококк преимущественно в ЭВН.

  4. Неожиданный вывод, что новорожденные мальчики имеют примерно вдвое более высокую заболеваемость стафилококковыми заболеваниями, чем девочки. Мужчины поражаются чаще, чем женщины, в соотношение 3:2.

  5. При исследовании здоровых детей выявлен разнообразный стафилококковый пейзаж (5 видов). Наиболее патогенный золотистый стафилококк не был выявлен.



Рекомендации.

Большое разнообразие стафилококков в классе может привести к гнойно-воспалительным заболеваниям. Для профилактики, возникновения гнойно –воспалительных заболеваний необходимо организовать кварцевание учебной лаборатории


Список использованной литературы:

  1. Покровский В.И., Пак С.Г., Брико Н.И., Данилкин Б.К. Инфекционные болезни и эпидемиология - М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2000г, стр154.

  2. Кортяев А.И., Бабичев С.П. Микробиология, иммунология, вирусология. – СПБ: специальная литература, 1998г, стр. 256

  3. http://www.4medic.ru/page.php?id=183– биохимические свойства.

  4. www.micro-biology.ru/…/98-stafilokokki.html – гнойно-восполительные заболевания, вызванные стафилококком.

  5. http://vetfac.nsau.edu.ru/new/uchebnic/microbiology/stu/micro/patstaf.htm- методы диагностики.

  6. http://smikro.ru/?p=39– устойчивость стафилококков.

  7. http://mzi4u.narod.ru/medclsf/mzim7.htm- факторы патогенности стафилококков.

  8. Приказ №345 от 26.11.97г. «О совершенствовании мероприятий по профилактике внутрибольничных инфекций в акушерском стационаре».

  9. Приказ Министерства Здравоохранения СССР №720 «Профилактика гнойно-воспалительных заболеваний в отделениях хирургии».

  10. «Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров». (СанПиН 5179-90).



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка icon Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка

Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка icon Вопросы для теоретической части курсового экзамена по общей иммунологии для студентов 4 курса медико-биологического

Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка icon Задачи : изучить литературу об алое; узнать, откуда алое пришло в наши дома; выяснить, почему алое

Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка icon Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : показания

Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка icon Физические, химические и биологические свойства бав. Физические свойства

Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка icon Задачи: рассмотреть основные части тела лягушки; изучить особенности строения органа зрения; выявить

Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка icon Задачи занятия Врезультате освоения теоретической части данной темы студент должен знать : Особенности
Тема: Кариес временных и постоянных зубов с незавершенным формированием корней. Закономерности клинического...
Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка icon Задачи: изучить научную литературу по проблеме пыли; изучить места скопления пыли

Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка icon Вопросы для теоретической части экзамена по клинической иммунологии для студентов 4 курса медико-биологического
Внутриутробный период развития иммунной системы. Особенности строения и функционирования иммунной...
Задачи (для теоретической части) : Изучить биологические свойства стафилококка icon Задачи паразитологии: Изучить морфологию паразита Изучить особенности жизненного цикла паразита Выявить

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы