
Авторы:
заведующая кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Т.А.Канашкова;
доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент И.А.Крылов;
доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент В.А.Молочко;
доцент кафедры микробиологии, вирусологии, иммунологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Н.Ф.Казак.
Рецензенты:
заведующий кафедрой эпидемиологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Г.Н.Чистенко;
заведующая микробиологической лабораторией Минского городского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья Н.Н.Левшина.
Рекомендовано к утверждению:
Методической комиссией медико-профилактических дисциплин учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 7 от 27 марта 2009 г.);
Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 8 от 22 апреля 2009 г.)
ОГЛАВЛЕНИЕ
Пояснительная записка 4
Примерный план подготовки 6
^
Организация и методика теоретической подготовки 12
Организация и методика практической подготовки 13
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА 16
ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ИНТЕРНАТУРЕ 17
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ 18
^
Специальность интернатуры «Бактериология» определена приказом Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 11 февраля 2009 г. № 106 «Об утверждении перечня медицинских специальностей и квалификаций интернатуры»
Программа интернатуры по бактериологии разработана в соответствии с «Инструкцией о порядке организации и прохождения интернатуры», утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06 января 2009 г. № 1 «Об установлении сроков прохождения интернатуры и утверждении Инструкции о порядке организации и прохождения интернатуры» и планом прохождения интернатуры по специальности «Бактериология», утвержденным Министром здравоохранения Республики Беларусь 2 июня 2009 г. Период подготовки в интернатуре – с 01 августа текущего года по 30 июня последующего года.
Цель интернатуры как начального элемента в процессе подготовки врача–бактериолога состоит в освоении приемов и методов работы в объеме, необходимом и достаточном для самостоятельной работы в должности врача-бактериолога.
Выпускники медико-профилактического факультета в процессе интернатуры закрепляют и углубляют знания и умения по микробиологии, полученные в ВУЗе. Врач-интерн, прошедший интернатуру, должен обладать знаниями и умениями, отвечающими квалификационным требованиям к врачу-бактериологу.
Задачи интернатуры:
Специализация знаний в области общей, клинической, эпидемиологической и санитарной микробиологии.
Освоение базовых и новых методов микробиологических исследований и овладение ими в совершенстве.
Знание нормативно-правовой базы санитарно-эпидемиологических учреждений и организаций здравоохранения.
Овладение методами микробиологического мониторинга популяций наиболее важных микроорганизмов и резистентности к антибиотикам.
Освоение основ организации и проведения внутреннего и внешнего контроля качества микробиологических исследований.
Приобретение опыта работы в трудовом коллективе.
Аттестация по специальности интернатуры для допуска к самостоятельной медицинской деятельности.
Интернатура по бактериологии проводится в организациях здравоохранения, определенных в качестве баз интернатуры согласно приказу Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18 марта 2009 г. № 286 «Об определении баз интернатуры «Бактериология», «Валеология», «Общая гигиена», «Санитарно-гигиенические лабораторные исследования», «Эпидемиология». Выпускники медико-профилактического факультета, прибывшие для прохождения интернатуры, назначаются приказом по организации на должность врача-интерна с указанием срока прохождения интернатуры. На каждого врача-интерна оформляется трудовая книжка с соответствующей записью.
Подготовка врача-интерна проводится в соответствии с индивидуальным планом, который разрабатывается на основании плана и программы интернатуры по специальности применительно к конкретным условиям работы врача-интерна. Индивидуальный план составляется врачом-интерном совместно с руководителем врача-интерна и утверждается главным врачом (приложение 1).
В индивидуальном плане более конкретно и подробно излагаются принципиальные положения программы, включая определенные мероприятия, проводимые на базе в период интернатуры.
Индивидуальным планом предусматривается работа врача-интерна в профильных отделах организации здравоохранения. Сроки работы в каждом из них устанавливаются планом и программой интернатуры и согласуются на месте работы.
Текущая работа врача-интерна отражается в дневнике, который ведется ежедневно. Выполненный объем работы записывается кратко и конкретно и подписывается руководителем врача-интерна.
Теоретическая подготовка врача-интерна включает изучение материалов учебников, монографий, журнальных статей, участие в работе научных обществ, конференций, подготовку лекций для населения и докладов для научно-практических конференций, изучение информации в Интернет. Содержание теоретической подготовки врача-интерна также отражается в дневнике.
Каждый врач-интерн должен выполнить научно-практическую работу, тема которой согласуется с руководителем врача-интерна в базовой организации. Перечень тем определяется кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии БГМУ.
Научно-практическая работа включает:
а) обзор литературы (отражает современные данные по исследуемому вопросу – в Республике Беларусь и за рубежом);
б) анализ проблемы в конкретном месте (область, город, район);
в) научно-практические рекомендации по вопросам диагностики (профилактики, мониторинга и др.) заболеваний (группы заболеваний).
Результаты научно-практической работы заслушиваются на совещаниях организации здравоохранения (должно быть предусмотрено в индивидуальном плане врача-интерна) и отражаются в дневнике.
По окончании интернатуры проводится итоговая аттестация врача по специальности. К квалификационному экзамену допускаются врачи-интерны, полностью выполнившие индивидуальный план и программу интернатуры по специальности и получившие положительную характеристику руководителя врача-интерна.
Преподаватель кафедры университета, ответственный за методическое обеспечение интернатуры по бактериологии, обязан оказывать необходимую методическую и консультативную помощь врачам-бактериологам – руководителям практической подготовки врачей-интернов.
Обязанности руководителя базы интернатуры, руководителя врача-интерна, ответственного за интернатуру от кафедры университета, права и обязанности врача-интерна определены в «Инструкции о порядке организации и прохождения интернатуры», утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 06 января 2009 г. № 1 «Об установлении сроков прохождения интернатуры и утверждении Инструкции о порядке организации и прохождения интернатуры».
Условия работы врача в период интернатуры регулируются действующим трудовым законодательством Республики Беларусь и Инструкцией об интернатуре. Права и обязанности, продолжительность рабочего дня бактериолога-интерна регламентируются Правилами внутреннего распорядка организации здравоохранения и должностной инструкцией врача-интерна. Объем работы устанавливается программой интернатуры. В период интернатуры врач-интерн административно подчинен руководителю учреждения, являющегося базой интернатуры. По окончании интернатуры врачу-бактериологу предоставляется очередной отпуск на общих основаниях. Выполняя функции врача-бактериолога, врач-интерн обладает правами, несет всю полноту ответственности за свои профессиональные и служебные действия в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.
^
Наименование
|
Продолжительность подготовки
(недель)
|
1. Общие разделы по специальности
|
6
|
1.1. Основы управления бактериологической лабораторией
|
1
|
1.2.Организационные вопросы
|
1
|
1.3. Общая бактериология
|
4
|
2. Разделы по смежным специальностям
|
4
|
2.1. Общая вирусология
|
1
|
2.2. Частная вирусология
|
3
|
3. Частные разделы по специальности
|
38
|
3.1.Частная медицинская микробиология
|
12
|
3.2. Клиническая микробиология
|
10
|
3.3. Эпидемиологическая микробиология
|
2
|
3.4. Санитарная микробиология
|
14
|
Всего недель
|
48
|
^
1.1. Основы управления бактериологической лабораторией
Навыки управления (менеджмента). Обучаемые должны получить навыки всех видов планирования практической и научно-практической работы баклабораторий: а) отдельного сотрудника; б) группы, лаборатории или отдела. Уметь подготовить научно-практический проект. Уметь сформулировать организационную или научно-организационную стратегию (политику) группы, лаборатории, отдела. Освоить навыки развития качеств лидера и руководителя.
^
1.2.1. Правовые аспекты деятельности санитарно-эпидемиологической службы в Республике Беларусь (Закон о санэпидблагополучии населения, Положение о государственном санитарном надзоре, права специалистов, осуществляющих государственный санитарный надзор). Структура службы в Республике Беларусь.
1.2.2. Номенклатура исследований. Планирование деятельности лабораторий. Определение производственной нагрузки. Планы работ лаборатории (основные разделы), планы-графики доставки проб. Порядок их составления.
1.2.3. Вопросы проектирования зданий центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (по СНиПу), набор помещений, поточность при производстве анализов в лабораториях, работающих с возбудителями 3–4 групп инфекций, перепрофилирование на случай работы с возбудителями 1–2 групп патогенности.
1.2.4. Понятие о предупредительном санитарном надзоре, цели и задачи, порядок его осуществления.
1.2.5. Вопросы техники безопасности и санитарно-противоэпидемический режим в бактериологических лабораториях. Инструктажи по ТБ, их виды. Понятие о трехступенчатом контроле.
1.2.6. Оснащение лабораторий. Основные виды оборудования. Размещение. Техника безопасности при работе с ним.
1.2.7. Основные виды лабораторной документации. Учетно-отчетные формы. Порядок оформления и регистрации исследований. Выдача ответов.
1.2.8. Стандартизация и метрологическое обеспечение деятельности лабораторий. Понятие об аттестации и аккредитации лабораторий в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь. Основные виды оформляемой при этом документации.
1.2.9. Правила доставки проб на санитарно-бактериологические, клинико-бактериологические, серологические исследования, требования к оформлению сопроводительных документов и регистрации проб. Виды нормативно-технической документации (НТД), регламентирующей отбор и доставку проб (СТБ, инструкции, ГОСТы, СанПиНы, МУКи, МР и т.д.).
1.2.10. Организационно-методическая деятельность специалистов лабораторий. Порядок внедрения новых нормативных документов. Координация и анализ деятельности ведомственных лабораторий.
^
1.3.1. Систематика и номенклатура микроорганизмов, принципы классификации бактерий
1.3.2. Морфология бактерий. Микроскопический метод исследования. Устройство светового микроскопа. Темнопольная, фазовоконтрастная, люминесцентная микроскопия. Простые и сложные методы окраски.
1.3.3. Обмен веществ и энергии у бактерий. Питание и дыхание.
1.3.4. Экология бактерий. Экологические среды. Нормальная микрофлора тела человека, её значение и методы изучения. Дисбактериоз, причины возникновения, лабораторная диагностика, значение. Гнотобиология.
Действие физических и химических факторов на микроорганизмы. Противомикробные мероприятия (стерилизация, дезинфекция, антисептика), методы проведения. Асептика.
1.3.5. Рост и способы размножения бактерий. Принципы культивирования микроорганизмов.
Культуральный (бактериологический) метод исследования. Общие правила приготовления, хранения и контроля качества питательных сред. Подготовка и стерилизация лабораторной посуды. Правила работы с автоклавом и суховоздушным стерилизатором. Методы выделения и идентификации чистых культур бактерий (аэробов, анаэробов, микроаэрофилов), классические и ускоренные методы. Методы создания и контроля анаэробиоза. Эталонные штаммы микроорганизмов (хранение, ведение документации).
Автоматические микробиологические анализаторы: типы, принципы работы, использование для определения количества, идентификации и изучения чувствительности микроорганизмов к антибиотикам в инфекционной, клинической и санитарной микробиологии.
1.3.6. Генетика бактерий. Изменчивость, типы. Мутации и рекомбинации. Методы генетического анализа (определение плазмидного профиля, риботипирование, секвенирование геномов микроорганизмов). Молекулярная гибридизация. Полимеразная цепная реакция. Генная инженерия.
1.3.7. Учение об инфекции. Роль микроорганизма и макроорганизма в инфекционном процессе. Факторы патогенности у бактерий, классификация, методы определения. Группы бактерий по патогенности. Классификация инфекций.
1.3.8. Микробиологические основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных болезней. Препараты, классификация, механизмы действия на микроорганизмы. Антибиотики, классификация. Методы определения чувствительности бактерий к антибиотикам и антисептикам. Контроль воспроизводимости и точности методик, наиболее частые ошибки. Выбор препаратов для различных видов микроорганизмов. Действующие НТД по определению чувствительности/резистентности микроорганизмов к антимикробным препаратам. Мониторинг лекарственной чувствительности (устойчивости) возбудителей инфекционных заболеваний.
1.3.9. Серологические методы идентификации микроорганизмов. Серологические реакции, цели и практическое применение. Агглютинины и реакции агглютинации. Преципитины и реакция преципитации. Лизины и реакция иммунного лизиса. Комплементсвязывающие антитела и реакция связывания комплемента. Реакция иммунофлюоресценции (прямой метод, непрямой, непрямой с использованием комплемента). Реакция пассивной (непрямой) гемагглютинации, реакция торможения пассивной гемагглютинации, реакция обратной пассивной гемагглютинации, реакции ко-агглютинации, латекс-агглютинации, нейтрализации. Иммуноферментный анализ, иммуноблоттинг. Методы постановки реакций, преимущества и недостатки отдельных методов.
^
2.1. Общая вирусология
2.1.1. Классификация и морфология вирусов. Формы существования вирусов, химический состав, генетический аппарат. Простые и сложные вирусы, чувствительность к факторам внешней среды. Прионы
2.1.2. Размножение вирусов. Этапы размножения (репродукции) вирусов. Инфекционные, неполные и дефектные вирусные частицы.
2.1.5. Вирусы бактерий (бактериофаги). Свойства, практическое использование вирулентных и умеренных бактериофагов. Санитарно-показательное значение бактериофагов.
2.1.6. Вирусные заболевания. Типы вирусной инфекции. Изменения клеток в процессе вирусной инфекции. Вирусные включения, природа, диагностическое значение.
2.1.7. Противовирусный иммунитет. Факторы естественного и приобретенного иммунитета, гуморальные и клеточные. Интерфероны, типы, классы, свойства. Иммунопрофилактика и иммунотерапия вирусных инфекций
2.1.9. Вирусологические методы диагностики. Экспресс-методы. Электронная и иммуноэлектронная микроскопия. Выделение, индикация и идентификация вирусов на курином эмбрионе, в культурах клеток и на лабораторных животных. Серологический метод диагностики. Молекулярно-биологические методы.
^
2.2.1. Классификация, характеристика возбудителей, патогенез, методы лабораторной диагностики и профилактика вирусных инфекций:
гриппа и парагриппа
кори
эпидемического паротита
РС-инфекции
полиомиелита, ЭКХО- и Коксаки-вирусных инфекций
риновирусных инекции
ВИЧ-инфекции
бешенства
клещевого энцефалита
краснухи
вирусных гепатитов А, В, С, D, E,G
герпесвирусных инфекций (простого герпеса, ветряной оспы, цитомегаловирусной инфекции, Эпштейна-Барр-вирусной инфекции)
папилломавирусной инфекции
аденовирусных инфекций
2.2.2. Медленные инфекции вирусной и прионовой этиологии.
^
3.1. Частная медицинская микробиология
3.1.1. Бактериологический метод диагностики инфекционных заболеваний (возбудители, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства, правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования):
дифтерии;
коклюша, паракоклюша;
менингококковой инфекции;
гемофильной инфекции;
стрептококковых инфекций;
стафилококковых инфекций;
заболеваний, вызываемых неферментирующими грамотрицательными бактериями;
гонореи;
брюшного тифа, паратифов А, В и С;
сальмонеллеза;
дизентерии;
кишечных эшерихиозов;
кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулеза;
склеромы и озены;
кампилобактериоза и хеликобактериоза;
туберкулеза;
листериоза;
холеры;
сыпного тифа;
сибирской язвы, бруцеллеза, туляремии, чумы;
клостридиальных инфекций (столбняка, газовой анаэробной инфекции, ботулизма);
заболеваний, вызываемых неспорообразующими анаэробами (бактероидами, пептококками, пептострептококками, вейллонеллами);
спирохетозов (сифилиса, лептоспироза, лаймборрелиоза);
хламидиозов;
микоплазмозов;
кандидоза;
поверхностных и глубоких микозов.
3.1.2. Серологическая диагностика инфекционных заболеваний бактериальной природы.
3.1.3. Ускоренные и экспресс-методы диагностики инфекционных заболеваний, исследования по индикации возбудителей особо опасных инфекций.
3.1.3. Методы молекулярно-генетических исследований (молекулярная гибридизация, полимеразная цепная реакция) в диагностике инфекционных заболеваний.
^
3.2.1. Клиническая микробиология, задачи.
Оппортунистические инфекции, условия возникновения, особенности. Характеристика условно-патогенных микроорганизмов (УПМ). Основные возбудители заболеваний (морфология, культуральные, биохимические свойства, антигенная структура, факторы патогенности), чувствительность к физическим и химическим факторам. Принципы и методы диагностики заболеваний, вызываемых УПМ. Культуральный метод. Критерии этиологической значимости выделенных микроорганизмов.
3.2.2. Этиология и лабораторная диагностика:
гнойно-септических заболеваний кожи и подкожной клетчатки;
гнойно-септических заболеваний респираторного тракта;
гнойно-септических заболеваний урогенитального тракта;
бактериальных менингитов;
бактериемии, сепсиса, септикопиемии;
дисбактериоза (полости рта, кожи, желудочно-кишечного тракта, влагалища).
^
3.3.1. Понятие об источнике инфекции. Зоонозы, антропонозы, сапронозы. Микробиологические методы установления источника инфекции и факторов передачи возбудителей. Эпидемиологическое типирование возбудителей инфекций (методы фаготипирования, серотипирования, биотипирования, резистенстипирования, хемотипирования, бактериоцинотипирования, риботипирования).
3.3.2. Противомикробный режим в организациях здравоохранения, методы микробиологического контроля.
3.3.3. Оценка состояния коллективного иммунитета при скрининговых исследованиях
^
3.4.1. Микробиологические аспекты охраны внешней среды. Микробное загрязнение окружающей среды, источники и объекты загрязнения, пути попадания патогенных микроорганизмов, условия и сроки выживания во внешней среде. Санитарно-показательные микроорганизмы.
3.4.2. Методы санитарно-бактериологического анализа (отбор проб, маркировка, оформление сопроводительной документации, доставка в лабораторию, методы проведения анализа, сроки выдачи ответа):
воды централизованного и децентрализованного водоснабжения, плавательных бассейнов, сточной воды;
напитков;
мяса и мясных продуктов;
рыбы и рыбных продуктов;
молока и молочных изделий;
салатов, винегретов;
кулинарных изделий;
почвы, лечебных грязей;
воздуха;
объектов внешней среды;
лекарственных препаратов, дезинфицирующих и антисептических растворов.
Этиология, диагностика и принципы расследования пищевых отравлений микробной природы.
Исследование материалов на стерильность, контроль работы паровых и суховоздушных стерилизаторов и дезкамер в учреждениях здравоохранения.
3.4.3. Методы санитарно-вирусологического анализа. Определение энтеровирусов и колифагов в пробах воды.
^
Теоретическая подготовка врача-интерна по бактериологии включает знание следующих вопросов:
Основы законодательной деятельности и структуры санитарно-эпидемиологической и бактериологической службы в Республике Беларусь. Учетно-отчетные формы лабораторной документации; нормативные документы.
Методы исследования, используемые в бактериологии (микроскопический, культуральный, серологический, биологический, молекулярно-биологический, ускоренные и экспресс-методы).
Противомикробные мероприятия и методы контроля их эффективности. Основы химиотерапии и химиопрофилактики инфекционных заболеваний.
Этиология, патогенез и микробиологическая диагностика эпидемических бактериальных инфекций.
Этиология, патогенез, микробиологическая диагностика оппортунистических инфекций, вызываемых условно-патогенными микроорганизмами.
Санитарная микробиология воды, пищевых продуктов, почвы, воздуха, объектов внешней среды, лекарственных препаратов. Методы санитарно-бактериологических исследований.
Источники инфекции и факторы передачи возбудителей инфекционных заболеваний и микробиологические методы их изучения и эпидемиологического типирования.
Методы микробиологического контроля противомикробного режима в учреждениях здравоохранения.
Теоретическая подготовка врачей-интернов предусматривает изучение материалов учебников, монографий, журнальных статей, нормативных документов, регламентирующих режим работы с возбудителями 1-4 групп патогенности, отбор и доставку проб, микробиологические методы диагностики заболеваний и санитарно-микробиологических исследований, активное участие в научно-практических конференциях, изучение и анализ информации в Интернет.
Руководителями врачей-интернов проводятся собеседования с врачами-интернами с детальным рассмотрением всех видов деятельности врача-бактериолога, которые осваиваются врачами-интернами. Анализируются все трудности и ошибки в процессе выполнения микробиологических исследований и анализа результатов, расследования вспышек, организации и контроля выполнения профилактических и противоэпидемических мероприятий на обслуживаемых объектах, обсуждаются достоинства и недостатки различных методов исследования, оценки качества и эффективности выполненных мероприятий. Обсуждаются действующие законодательные, инструктивно-нормативные и правовые документы по противоэпидемическому обеспечению населения, механизм их реализации и контроль исполнения.
^
Практическая подготовка врача-интерна осуществляется посредством выполнения практической работы в подразделениях базовой организации здравоохранения и других учреждений (при необходимости) в соответствии с планом и программой интернатуры и квалификационными требованиями. Предусматривается 3 уровня оценки практической подготовки по каждому разделу программы:
знание (1-й уровень) – имеется теоретическая основа для приобретения навыка;
навык (2-й уровень) – способность выполнять прикладную задачу с помощью врача-бактериолога;
умение (3-й уровень) – владеет специальными приемами и методами, позволяющими самостоятельно решать организационные вопросы и проводить микробиологические исследования для диагностических целей
Практическая подготовка врачей-интернов направлена на освоение организационных основ работы баклабораторий с возбудителями 3-4 и 1-2 групп патогенности, приобретение навыков эпидемиологического обследования очагов инфекционных заболеваний (совместно с эпидемиологами и врачами-гигиенистами), отбора проб и оформления необходимой сопроводительной документации, выполнения микробиологических исследований, в том числе с использованием автоматических микробиологических анализаторов, оформления и регистрации исследований, анализа результатов и выдачи ответов, совершенствование умений по планированию, организации и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий, дальнейшее освоение методов оценки качества и эффективности противоэпидемических мероприятий бактериологическими методами, совершенствование умений по методике обследования очагов инфекционных болезней, а также овладение умениями и навыками осуществления контроля выполнения требований нормативных документов, регламентирующих работу эпидемически значимых объектов, планов профилактических мероприятий.
Врачи-интерны по бактериологии работают в лабораториях клинической и санитарной микробиологии, вирусологии, в других подразделениях базовой организации и профильных лабораториях других учреждений (при необходимости). Продолжительность работы в каждом подразделении определяется планом интернатуры по бактериологии. При необходимости распределение времени может быть скорректировано по согласованию со всеми заинтересованными сторонами.
^
№ п/п
|
Наименование
|
Уровень усвоения*
|
Квалификационный норматив
(число повторов)
|
|
Вопросы проектирования зданий и лабораторий в ЦГЭ, оснащение лабораторий, поточность при производстве анализов в них при работе с возбудителями 3-4 групп патогенности, перепрофилирование на случай работы с возбудителями инфекций 1-2 групп патогенности
|
2
|
2
|
|
Участие в осуществлении организации работы лаборатории (бактериологической, санитарно-бактериологической), соблюдение в ней противоэпидемического режима и правил техники безопасности
|
2
|
2
|
|
Ведение учетно-отчетной документации
|
3
|
3
|
|
Участие в разработке планов текущего санитарного надзора, профилактических и противоэпидемических мероприятий
|
2
|
2
|
|
Разработка текущих и перспективных планов работы лаборатории
|
2
|
2
|
|
Участие в организации и проведении расследований эпидемиологических причин (этиологии) и факторов передачи при вспышках инфекционных заболеваний или пищевых отравлениях микробной этиологии
|
2
|
2
|
|
Разработка памяток для населения по профилактике инфекционных заболеваний
|
3
|
1
|
|
Использование в работе и анализ нормативных, инструктивных и методических материалов по санитарно-бактериологическим исследованиям, по вопросам профилактики и лабораторной диагностики инфекционных заболеваний
|
3
|
5
|
|
Выступление с докладами на заседаниях научных обществ, совещаниях, конференциях
|
3
|
2
|
|
Осуществление противомикробных мероприятий и контроль их качества
|
3
|
3
|
|
Отбор проб для санитарно-бактериологического анализа (воды, почвы, воздуха в жилых, производственных, больничных помещениях, пищевых продуктов и готовых блюд, лекарств и медицинских изделий, дезинфектантов), заполнение бланков направлений для микробиологического исследования, регистрация в соответствующих журналах
|
3
|
5
|
|
Проведение лабораторных исследований стандартными микробиологическими методами патологического материала от больных и оформление результатов исследований по форме на соответствующих бланках
|
3
|
10
|
|
Проведение лабораторных исследований стандартными микробиологическими методами проб воды, почвы, атмосферного воздуха в жилых, производственных, больничных помещениях, пищевых продуктов и готовых блюд, лекарств и медицинских изделий, дезинфектантов для определения санитарно-бактериологических показателей
|
3
|
10
|
|
Оценка результатов исследований (микроскопических, бактериологических, серологических, санитарно-бактериологических, молекулярно-биологических) и оформление на их основе соответствующих заключений
|
3
|
5
|
|
Учет, оценка и анализ результатов определения чувствительности бактерий к антибиотикам (методами бумажных дисков, Е-тестов и серийных разведении в плотной питательной среде), антисептикам, бактериофагам, бактериоцинам
|
3
|
3
|
|
Принципы проведения исследований и анализа результатов по оценке количества, идентификации и антибиотикочувствитель-ности возбудителей инфекционных заболеваний с помощью автоматических микробиологических анализаторов
|
2
|
3
|
|
Учет, оценка и анализ результатов серологических реакций (агглютинации, преципитации, иммунного лизиса, связывания комплемента, пассивной гемагглютинации, торможения пассивной гемагглютинации, ко-агглютинации, латексагглютинации, иммунофлюоресценции, нейтрализации, иммуноферментного анализа, иммуноблоттинга)
|
3
|
10
|
|
Микробиологические методы установления источника инфекции и факторов передачи возбудителя
|
2
|
3
|
|
Статистическая обработка, составление отчетов по результатам проведенных исследований, их анализ и предложение соответствующих рекомендаций
|
2
|
3
|
Примечание: 2 уровень – умение или навык могут быть выполнены интерном в присутствии квалифицированного врача-специалиста (владение методологией); 3 уровень – умение или навык могут быть выполнены интерном самостоятельно (практический навык самостоятельного действия).
Методическую и консультативную помощь по контролю знаний врачей-интернов осуществляет профильная кафедра медицинского университета.
Квалификационный экзамен по специальности «Бактериология» проводится по окончании интернатуры. Квалификационный экзамен предполагает устные ответы на вопросы билетов, ответы на тестовые задания и решение ситуационных задач в объеме программы интернатуры.
^
С целью активной подготовки к участию в научно-практических работах, подготовки к соискательству, аспирантуре, докторантуре, каждый интерн обязан следить за актуальными направлениями НИР в области микробиологии, разрабатываемыми в республике, современной литературой по бактериологии, научно-практическими рекомендациям по вопросам диагностики бактериальных инфекций, ознакомиться со структурой научно-исследовательских и научно-педагогических центров страны, с научно-техническими программами, социальными заказами, инновационными проектами.
^
Основы законодательства санитарно-эпидемиологической и бактериологической службы Республики Беларусь.
Противомикробные мероприятия и методы контроля их эффективности.
Механизмы чувствительности микроорганизмов к химиотерапевтическим препаратам, антисептикам и дезинфектантам. Мониторинг.
Ускоренные методы идентификации микроорганизмов.
Аспорогенные анаэробы, роль в патологии человека. Методы диагностики.
Внутрибольничные инфекции, этиологическая структура. Причины распространения. Социально-экономические последствия, профилактика.
Микробное загрязнение окружающей среды, источники и показатели загрязнения. Санитарно-показательные микроорганизмы.
^
За 10 дней до квалификационного экзамена врач-интерн обязан представить в квалификационную комиссию:
Копию диплома о высшем образовании.
Характеристику за подписью руководителя врача-интерна и главного врача организации здравоохранения (приложение 2).
Отчет врача-интерна с личной подписью, подписью руководителя врача-интерна, утвержденный главным врачом (приложение 3).
Дневник врача-интерна.
Опубликованную или подготовленную для публикации в период интернатуры научную работу (не обязательно).
Сдача квалификационного экзамена по бактериологии оформляется протоколом по установленной форме.
При выполнении плана и программы интернатуры и успешной сдаче квалификационного экзамена врачу выдается сертификат о прохождении интернатуры. Наличие данного сертификата является основанием для работы в должности врача-бактериолога бактериологических лабораторий организаций здравоохранения Республики Беларусь, последующей аттестации на II квалификационную категорию, поступления в аспирантуру по специальности в установленном порядке.
^
Основная:
Борисов Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунология: учебник. – 2-е изд., доп. и перераб. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2005. – 736 с.
Борисов Л. Б., Козьмин-Соколов Б.Н., Фрейдлин И.С. Руководство к лабораторным занятиям по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии: учеб. пособие. – М.: Медицина, 1993. – 240 с.
Коротяев А. И. Медицинская микробиология, иммунология и вирусология: учебник для медицинских вузов / А. И. Коротяев, С. А. Бабичев. – СПб: «Специальная литература», 1998. – 592 с.
Кочемасова З.Н., Ефремова С.А., Рыбакова А.М. Санитарная микробиология и вирусология: учеб. пособие. – М.: Медицина, 1987. – 352 с.
Медицинская микробиология, вирусология и иммунология: Учебник для студентов медицинских вузов / Под ред. А.А. Воробьева. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – 704 с.
Павлович С. А. Медицинская микробиология: практикум / С. А. Павлович, К. Д. Пяткин. – Минск: Выш. шк., 1993. – 200 с.
Павлович С. А. Микробиология с вирусологией и иммунологией: учеб. пособие. – Минск: Выш. шк., 2005. – 799 с.
Покровский В. И. Медицинская микробиология: руководство / В. И. Покровский [и др.]; под ред. В. И. Покровского, О. К. Поздеева. – М.: ГЭОТАР Медицина, 1999, 2003. – 1200 с.
Дополнительная:
Атлас по медицинской микробиологии, вирусологии и иммунологии / А. А. Воробьев [и др.]; под ред. А. А.Воробьева, А. С. Быкова. – М.: МИА. 2003. – 236 с.
Блохина И.Н., Дорофейчук В.Г. Дисбактериозы. – Л., 1979.
Больничная гигиена / Под ред. В. Войффен и др.; Пер. с нем. – Минск: Беларусь, 1985. – 464 с.
Боровкин Е.В., Леонтьев В.К. Биология полости рта. – М.: Медицина, 1991. – 304 с.
Джавец Э., Мельник Д.Л., Эйдельберг Э.А. Руководство по медицинской микробиологии. В 3-х томах: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1982. – 1194 с.
Кашкин П.Н., Лисин В.В. Практическое руководство по медицинской микологии. – Л.: Медицина, 1983. – 192 с.
Красильников А. П. Микробиологический словарь-справочник / А. П. Красильников, Т. Р. Романовская. – Минск: «Асар», 1999. – 400 с.
Красильников А.П. Справочник по антисептике. – Мн.: Выш. шк., 1995. – 367 с.
Меньшиков В.В. Клиническая лабораторная аналитика. Т. 4. Частные аналитические технологии в клинической лабораторной практике. – М.: Агат-Мед, 2003. – 816 с.
Методы общей бактериологии. В 3-х томах / Под ред. Герхарда и др.; Пер. с англ. – М.: Мир, 1983. – 1270 с.
Микробиологические основы противомикробных мероприятий: Учеб.-метод. пособие / В.А. Горбунов, Е.И. Гудкова. – Минск: БГМУ, 2006. – 40 с.
Молекулярная биология бактерий: учеб.-метод. пособие / В.В. Слизень, Л.П. Титов. – Минск: БГМУ, 2007. – 48 с.
Мороз А.Ф. и др. Синегнойная инфекция. – М.: Медицина, 1988.
Навашин С.М., Фомина И.П. Рациональная антибиотикотерапия. – М., 1982.
Нейчев С. Клиническая микробиология. – София: Медицина и физкультура, 1977. – 318 с.
Основы клинической микробиологии и иммунологии: учеб.-метод. пособие в 2 ч. – Ч. I. Основы клинической микробиологии / Под ред. А.П. Красильникова. – Минск: МГМИ, 1989. – 61 с.
Петровская В.Г., Марко О.П. Микрофлора человека в норме и патологии. – М., 1976.
Пинегин Б.В., Мальцев В.Н., Коршунов В.М. Дисбактериозы кишечника. М.: Медицина, 1984. – 144 с.
Прозоровский С.В., Раковская И.В., Вульфович Ю.В. Медицинская микоплазмология. – М.: Медицина, 1995. – 288 с.
Руководство по микробиологической диагностике инфекционных заболеваний / Под ред. К.И. Матвеева и М.И. Соколова. – М., 1973.
Справочник по микробиологическим и вирусологическим методам исследования / Под ред. М.О. Биргера. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 1982. – 464 с.
Титов Л.П. Анаэробная инфекция: этиология, патогенез, антибактериальная терапия. – Минск, 1998. – 47 с.
Тец В.В. Справочник по клинической микробиологии. – СПб.: Стройпечать, 1994. – 224 с.
Чайка Н.А. и др. Кампилобактериоз. – М.: Медицина, 1988. – 352 с.
Энтеробактерии: (Руководство для врачей) / Под ред. В.И. Покровского. М.: Медицина, 1985. – 321 с.
Bergey’s Manual of Systematic Bacteriology. 9nd ed. – New York. Springer-Verleg. – 2001.
Virella G. Microbiology and infectious diseases. 3rd edition. – Baltimore: Williams, Wilkins. – 1997.
^
Правовые аспекты деятельности санитарно-эпидемиологической службы в Республике Беларусь (Закон о санэпидблагополучии населения, Положение о государственном санитарном надзоре, права специалистов, осуществляющих государственный санитарный надзор). Структура службы в Республике Беларусь.
Номенклатура исследований. Планирование деятельности лабораторий. Определение производственной нагрузки. Планы работ лаборатории (основные разделы), планы-графики доставки проб. Порядок их составления.
Вопросы проектирования зданий центров гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья (по СНиПу), набор помещений, поточность при производстве анализов в лабораториях, работающих с возбудителями 3–4 групп инфекций, перепрофилирование на случай работы с инфекциями 1–2 групп патогенности.
Понятие о предупредительном санитарном надзоре, цели и задачи, порядок его осуществления.
Вопросы техники безопасности и санитарно-противоэпидемический режим в бактериологических лабораториях. Инструктажи по ТБ, их виды. Понятие о трехступенчатом контроле.
Оснащение лабораторий. Основные виды оборудования. Размещение. Техника безопасности при работе с ним.
Основные виды лабораторной документации. Учетно-отчетные формы. Порядок оформления и регистрации исследований. Выдача ответов.
Стандартизация и метрологическое обеспечение деятельности лабораторий. Понятие об аттестации и аккредитации лабораторий в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь. Основные виды оформляемой при этом документации.
Правила доставки проб на санитарно-бактериологические, клинико-бактериологические, серологические исследования, требования к оформлению сопроводительных документов и регистрации проб. Виды нормативно-технической документации (СТБ, инструкции, ГОСТы, СанПиНы, МУКи, МР и т.д.).
Организационно-методическая деятельность специалистов лабораторий. Порядок внедрения новых нормативных документов. Координация и анализ деятельности ведомственных лабораторий.
Систематика и номенклатура микроорганизмов. Основные принципы систематики. Критерии вида у микробов. Понятие о типовом виде. Классификация бактерий. Общие с другими организмами и специфические черты мира микробов.
Морфология бактерий. Структура бактериальной клетки. Химический состав и функции поверхностных образований, мембран, цитоплазматических структур, включений, методы выявления. Формы бактерий с дефектом синтеза клеточной стенки, значение
Типы и механизмы питания микроорганизмов. Питательные потребности. Механизмы проникновения питательных веществ в бактериальную клетку. Дыхание микроорганизмов. Аэробный и анаэробный типы дыхания. Ферменты и структуры клетки, участвующие в процессе дыхания.
Рост и способы размножения бактерий. Механизмы клеточного деления. Фазы развития бактериальной популяции на искусственных питательных средах. Покоящиеся формы микробов, значение.
Микроскопический (бактериоскопический) метод исследования: этапы, оценка. Типы микроскопических препаратов. Методы окраски микроорганизмов. Виды микроскопов (световой, темнопольный, фазовоконтрастный, люминесцентный), принципы их работы.
Культуральный (бактериологический) метод исследования: этапы, оценка. Питательные среды: общие принципы изготовления, хранения и контроля пригодности. Техника посевов, выращивание культур микроорганизмов. Требования к ведению набора типовых культур в лаборатории.
Методы выделения и идентификации чистых культур аэробных, анаэробных и микроаэрофильных бактерий. Идентификация микробов без выделения чистой культуры.
Генетический аппарат бактерий: характеристика, функции, значение. Генетическая карта. Наследственность и изменчивость микроорганизмов. Мутационная и рекомбинационная изменчивость. Практическое значение изменчивости. Биотехнология.
Методы генетического анализа. Молекулярно-генетические методы исследования (молекулярная гибридизация, полимеразная цепная реакция): определение, материал для исследования, этапы проведения, области применения.
Экология микроорганизмов. Экологические понятия. Экологические среды. Типы экологических связей микроорганизмов. Роль микробов в возникновении и развитии биосферы (концепция микробной доминанты). Распространение микробов в природе.
Нормальная микрофлора тела человека, её значение и методы изучения. Гнотобиология.
Стерилизация и дезинфекция, определение понятий, методы проведения и контроля. Правила работы с паровыми и суховоздушными стерилизаторами.
Учение об инфекции: определение, причины и условия возникновения. Формы инфекционного процесса. Роль микроорганизмов в инфекционном процессе. Факторы патогенности (вирулентности) микроорганизмов: классификация, методы определения. Группы бактерий по патогенности
Роль макроорганизма и факторов внешней среды в инфекционном процессе и иммунитете. Значение наследственности и образа жизни люде Способы контроля репродукции и сохранения жизнедеятельности инфекционных агентов во внешней среде.
Химиотерапия и антисептика инфекционных болезней. Основные группы химиотерапевтических препаратов. Антибиотики, характеристика, классификация. Механизмы действия химиопрепаратов на микробную клетку. Естественная и приобретенная устойчивость микробов к антибиотикам и химиотерапевтическим препаратам. Механизмы образования устойчивых форм.
Методы определения чувствительности микробов к антибиотикам. Мониторинг устойчивости микроорганизмов к антибиотикам в клинической практике. Понятие о формулярах эмпирической терапии.
Антисептика: определение, цели, типы. Антисептические средства, классификация, механизм действия, контроль качества. Побочное действие антисептиков. Асептика: понятие, цели.
Антигены микроорганизмов. Антигенная структура бактерий. Типовые, видовые, групповые антигены. Антитела: структура, свойства, классы.
Серологический метод исследования: задачи, материал для исследования, этапы, оценка. Реакции агглютинации, пассивной (непрямой) и обратной пассивной гемагглютинации, латексагглютинации, ко-агглютинации: ингредиенты, способы постановки, учет, оценка, области применения.
Реакции иммунопреципитации, связывания комплемента, иммунофлюоресценции (прямой и непрямой метод), иммуноферментного анализа: ингредиенты, способы постановки, учет, оценка, практическое применение.
Бактериальные вирусы (фаги): свойства, классификация. Взаимодействие вирулентных и умеренных фагов с восприимчивой бактерией. Умеренные фаги. Лизогения. Практическое использование бактериофагов. Фагодиагностика и фаготипирование.
Возбудитель дифтерии, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования.
Возбудители коклюша и паракоклюша, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации.
Возбудитель менингококковой инфекции, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования.
Возбудители гемофильных инфекций, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования.
Возбудители стрептококковых инфекций, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования;
Возбудители стафилококковых инфекций, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования.
Неферментирующие грамотрицательные бактерии, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства, роль в патологии человека. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования.
Возбудитель гонореи, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации.
Возбудители брюшного тифа, паратифов А, В и С, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования.
Возбудители сальмонеллезов, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования.
Возбудители дизентерии, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования.
Возбудители кишечных эшерихиозов, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования.
Возбудители кишечного иерсиниоза и псевдотуберкулеза, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования.
Возбудители склеромы и озены, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования.
Возбудители кампилобактериоза и хеликобактериоза, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования.
Возбудители туберкулеза, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации.
Возбудитель листериоза, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации.
Возбудитель холеры, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования, ускоренные методы диагностики.
Возбудители эпидемического и эндемического сыпного тифа, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации.
Возбудители сибирской язвы, бруцеллеза, туляремии, чумы, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации, ускоренные методы диагностики.
Возбудители клостридиальных инфекций (столбняка, газовой анаэробной инфекции, ботулизма и псевдомембранозного колита), классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации.
Неспорообразующие анаэробы (бактероиды, пептококки, пептострептококки, вейлонеллы и др.), классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства, роль в патологии человека. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации.
Возбудители спирохетозов (сифилис, лептоспироз, лаймборрелиоз), классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации.
Возбудители респираторных и урогенитальных хламидиозов, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации.
Возбудители микоплазмозов, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации.
Возбудители кандидоза, поверхностных и глубоких микозов, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации.
Формы существования вирусов. Морфология и биохимическая структура вирионов. Прионы.
Взаимодействие вируса с восприимчивой клеткой. Типы вирусной инфекции. Изменения клеток хозяина в процессе вирусной инфекции. Особенности инфекции и механизмы иммунитета при вирусных заболеваниях.
Общие принципы диагностики вирусных инфекций. Способы культивирования, методы индикации и идентификации вирусов в лабораторных условиях. Методы экспресс-диагностики, Серологический метод.
Этиология острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). Вирусы гриппа, парагриппа, кори, эпидемического паротита, РС-инфекции, общая характеристика. Принципы диагностики ОРВИ.
Классификация и характеристика экологической группы арбовирусов и вирусов с природной очаговостью. Значение в патологии человека. Вирус клещевого энцефалита. Вирус бешенства.
Классификация и характеристика энтеровирусов и энтеровирусных инфекций. Вирус полиомиелита. Патогенез, иммунитет, методы диагностики и специфическая профилактика полиомиелита. Вирусы Коксаки и ЭКХО, роль в патологии человека.
Вирусы гепатитов, классификация. Вирусы гепатитов А, В, С, характеристика. Патогенез, методы диагностики и профилактика гепатитов А, В, С.
Ретровирусы. Вирусы иммунодефицита человека (ВИЧ). Патогенез, иммунитет, диагностика ВИЧ-инфекции. СПИД—ассоциированные заболевания.
Вирусы группы герпеса. Общая характеристика. Состав группы. Заболевания человека, вызываемые герпесвирусами, патогенез, методы диагностики.
Клиническая микробиология: определение, цели и задачи. Общие правила забора, хранения и пересылки материала. Условно-патогенные микроорганизмы. Особенности этиологии, патогенеза и диагностики заболеваний, вызванных условно-патогенными микробами. Критерии этиологической значимости УПМ.
Этиология и лабораторная диагностика оппортунистических гнойно-септических инфекций кожи и подкожной клетчатки.
Этиология и лабораторная диагностика оппортунистических гнойно-септических инфекций респираторного тракта.
Этиология и лабораторная диагностика оппортунистических гнойно-септических инфекций урогенитального тракта.
Этиология и лабораторная диагностика бактериемии, сепсиса, септикопиемии, бактериальных менингитов.
Дисбактериоз полости рта, кожи, желудочно-кишечного тракта, влагалища, причины возникновения, методы диагностики.
Внутрибольничные инфекции: определение, этиология, распространение, принципы микробиологической диагностики, профилактика. Противомикробный режим в ЛПО, методы микробиологического контроля.
Понятие об источнике инфекции. Зоонозы, антропонозы, сапронозы. Понятие о механизмах передачи инфекции. Микробиологические методы выявления источников и путей передачи инфекции. Микробоносительство, механизмы, значение, способы выявления.
Понятие о противомикробном режиме. Микробная контаминация готовых лекарственных форм антибиотиков, дезинфектантов и антисептиков, методы контроля.
Микробиологические аспекты охраны внешней среды, источники и объекты загрязнения. Санитарно-показательные микроорганизмы, требования, предъявляемые к ним.
Санитарно-микробиологические исследования воды централизованного и децентрализованного водоснабжения, воды купально-плавательных бассейнов. Нормативные документы на методы исследования. Используемые методики. Сроки выдачи результатов.
Санитарно-микробиологические исследования молока и молочных продуктов. Нормативные документы на методы исследования. Сроки выдачи результатов.
Санитарно-микробиологические исследования мяса и мясных изделий. Нормативные документы на методы исследования. Сроки выдачи результатов.
Санитарно-микробиологические исследования рыбы и рыбных продуктов. Нормативные документы на методы исследования. Сроки выдачи результатов.
Санитарно-микробиологические исследования консервов. Классификация по группам. Объемы и порядок исследований. Нормативные документы на методы исследования. Сроки выдачи результатов.
Санитарно-микробиологические исследования кремовых и кондитерских изделий. Нормативные документы на методы исследования. Сроки выдачи результатов.
Санитарно-микробиологические исследования не гостированных пищевых продуктов. Нормативные документы на методы исследования. Сроки выдачи результатов.
Цели и задачи проведения санитарно-бактериологических исследований в системе санэпиднадзора. Порядок и объем исследований. Оформление документации. Сроки выдачи ответов.
Возбудители пищевых токсикоинфекций и интоксикаций, классификация, морфология, культуральные, биохимические и антигенные свойства. Правила взятия и доставки материала от больного, этапы исследования, методы идентификации и типирования, критерии постановки диагноза. Принципы эпидемиологического расследования пищевых отравлений.
Санитарно-микробиологические исследования в учреждениях здравоохранения и аптеках. Объем и порядок проведения исследований. Цели и задачи. Участие в работе по установлению и сокращению случаев ВБИ.
Санитарно-микробиологические исследования почвы, лечебных грязей. Нормативные документы на методы исследования. Сроки выдачи результатов.
Санитарно-микробиологические исследования воздуха. Санитарно-показательные микроорганизмы. Нормативные документы на методы исследования. Сроки выдачи результатов.
Санитарно-микробиологические исследования внешней среды методом смывов. Санитарно-показательные микроорганизмы. Нормативные документы на методы исследования. Сроки выдачи результатов.
Методы санитарно-вирусологического анализа. Определение энтеровирусов и колифагов в пробах воды
^
Врач-бактериолог должен знать:
основные законодательные и директивные документы и правовые аспекты деятельности санитарно-эпидемиологической и бактериологической службы в Республике Беларусь;
основные задачи и структуру санитарно-эпидемиологической и бактериологической службы в Республике Беларусь;
вопросы проектирования зданий и лабораторий в ЦГЭ, оснащение лабораторий, поточность при производстве анализов в них при работе с возбудителями 3-4 групп патогенности, перепрофилирование на случай работы с возбудителями инфекций 1-2 групп патогенности;
вопросы техники безопасности при работе в санитарно-бактериологических и бактериологических лабораториях, виды инструктажей по технике безопасности, понятие о трехступенчатом контроле;
учетно-отчетные формы лабораторной документации, порядок оформления и регистрации исследований и выдачи ответа;
порядок аттестации и аккредитации лабораторий в национальной системе аккредитации Республики Беларусь;
нормативные документы, используемые при работе в лабораториях (приказы, инструкции, СТБ, ГОСТы, СанПиНы, МУКи, МР и др.), и порядок введения в действие новых документов;
понятие предупредительного санитарного надзора, цели, задачи и порядок его осуществления;
этиологию, патогенез, методы диагностики, иммунитет и профилактику бактериальных, вирусных и грибковых заболеваний, вызываемых облигатно-патогенными и условно-патогенными возбудителями;
правила забора материала от больных с инфекционной патологией;
состав нормальной микрофлоры организма человека, понятие о дисбактериозе;
микрофлору окружающей среды (почвы, воды, воздуха), влияние на человека, процессы самоочищения;
микробное загрязнение окружающей среды, санитарно-показательные микроорганизмы;
принципы и методы отбора проб и санитарно-бактериологического анализа воды, воздуха, пищевых продуктов, почвы, лекарственных препаратов, дезинфектантов, объектов внешней среды; нормативные документы на методы исследования, сроки выдачи результатов;
условия возникновения и распространения эпидемических и оппортунистических инфекций;
микробиологические методы установления источника инфекции, факторов передачи возбудителя и контроля коллективного иммунитета;
механизмы чувствительности микроорганизмов к антибиотикам, антисептикам, дезинфектантам, бактериофагам, бактериоцинам, методы ее определения и возможности использования результатов для типирования микроорганизмов;
противомикробные мероприятия, методы проведения и оценки эффективности, мониторинг чувствительности микроорганизмов к противомикробным препаратам;
принципы проведения исследований и анализа результатов по определению количества, идентификации и антибиотикочувствительности возбудителей инфекционных заболеваний с помощью автоматических микробиологических анализаторов;
должен уметь:
осуществлять организацию работы лаборатории (бактериологической, санитарно-бактериологической), соблюдать в ней противоэпидемический режима и правила техники безопасности;
вести учетно-отчетную документацию;
разрабатывать планы текущего санитарного надзора, профилактических и противоэпидемических мероприятий;
разрабатывать текущие и перспективные планы работы лаборатории;
совместно с врачом-эпидемиологом осуществлять организацию и проводить расследование эпидемиологических причин (этиологии) и факторов передачи при вспышках инфекционных заболеваний или пищевых отравлениях микробной этиологии;
разрабатывать памятки для населения по профилактике инфекционных заболеваний;
использовать в работе и анализировать нормативные, инструктивные и методические материалы по санитарно-микробиологическим исследованиям, по вопросам профилактики и лабораторной диагностике инфекционных заболеваний;
выступать с докладами на заседаниях научных обществ, совещаниях, конференциях;
проводить противомикробные мероприятия и осуществлять контроль их качества;
отбирать пробы для санитарно-микробиологического анализа (воды, почвы, воздуха в жилых, производственных, больничных помещениях, пищевых продуктов и готовых блюд, лекарств и медицинских изделий, дезинфектантов), заполнять бланки направлений для микробиологического исследования, регистрировать пробы в соответствующих журналах;
проводить лабораторные исследования стандартными микробиологическими методами патологического материала от больных и оформлять их результаты по форме на соответствующих бланках;
проводить лабораторные исследования стандартными микробиологическими методами проб воды, почвы, атмосферного воздуха в жилых, производственных, больничных помещениях, пищевых продуктов и готовых блюд, лекарств и медицинских изделий, дезинфектантов для определения санитарно-бактериологических показателей;
оценивать результаты исследований (микроскопических, бактериологических, серологических, санитарно-бактериологических, молекулярно-биологических) и оформлять на их основе соответствующие заключения;
осуществлять постановку, учитывать, оценивать и анализировать результаты определения чувствительности бактерий к антибиотикам (методами бумажных дисков, е-тестов и серийных разведении в плотной питательной среде), антисептикам, бактериофагам, бактериоцинам;
учитывать, оценивать и анализировать результаты серологических реакций (агглютинации, преципитации, иммунного лизиса, связывания комплемента, пассивной гемагглютинации, торможения пассивной гемагглютинации, ко-агглютинации, латексагглютинации, иммунофлюоресценции, нейтрализации, иммуноферментного анализа, иммуноблоттинга);
проводить статистическую обработку и составлять отчеты по результатам проведенных исследований, анализировать их и разрабатывать соответствующие рекомендации.
Приложение 1
|
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач
_________________________
(название базы интернатуры)
_________________________
(инициалы и фамилия)
_________________________
(подпись)
________________ 200__г.
|
^
_____________________________________________________________
фамилия, имя, отчество врача–интерна
База интернатуры___________________________________________________
Раздел
|
Срок прохождения
|
Место
прохождения
|
Отметка о выпол-нении
|
1. Общие разделы по специальности:
|
1.1. Основы управления бактериологической лабораторией
|
с ___по___
|
|
|
1.2.Организационные вопросы
|
с ___по__
|
|
|
1.3. Общая бактериология
|
с ___по___
|
|
|
2. Разделы по смежным специальностям:
|
2.1. Общая вирусология
|
|
|
|
2.2. Частная вирусология
|
с ___по___
|
|
|
3. Частные разделы по специальности:
|
3.1.Частная медицинская микробиология
|
с ___по___
|
|
|
3.2. Клиническая микробиология
|
с ___по___
|
|
|
3.3. Эпидемиологическая микробиология
|
с ___по___
|
|
|
3.4. Санитарная микробиология
|
с ___по___
|
|
|
Врач – интерн_______________________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Руководитель врача – интерна_________ ___________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Ответственный за интернатуру
(от высшего медицинского
учреждения образования)____________ __________________
(подпись) (инициалы, фамилия)
Приложение 2
Характеристика врача-интерна
Фамилия, имя, отчество ____________________________________________
Год рождения _____________________________________________________
Интернатура ______________________________________________________
(указать специальность)
Место и сроки прохождения интернатуры_____________________________
__________________________________________________________________
(наименование организации здравоохранения)
Представление аттестуемого интерна руководителем организации здравоохранения по схеме: результативность деятельности интерна, деловые и профессиональные качества (ответственность, требовательность, соблюдение производственной дисциплины, выполнение плана и программы интернатуры, качество освоения навыков, участие в научно-практической работе, в общественной жизни коллектива организации, знание и использование в работе принципов деонтологии).
Вывод о готовности интерна к аттестации и самостоятельной работе по специальности.
М. П. Руководитель организации
________________ _________________________________
подпись фамилия, имя, отчество
Приложение 3
|
УТВЕРЖДАЮ
Главный врач
_________________________
(название базы интернатуры)
_________________________
(инициалы и фамилия)
_________________________
(подпись)
________________ 200__г.
|
^
фамилия, имя, отчество
специальность
наименование базы интернатуры
за период прохождения интернатуры с __________ 200_г. по _________200_г.
________________________________________________________________________________________________________________________________________
В отчете следует отразить:
характеристику базовой организации здравоохранения – места прохождения интернатуры;
деятельность за отчетный период в виде таблицы, в которой дать количественные и качественные показатели объема и структуры лично выполненной работы, участие в массовых профилактических мероприятиях, выступление с докладами на конференциях;
участие в научно-практической работе и ее результаты;
перечень подготовленных рефератов;
выполнение плана и программы подготовки;
проблемы, возникшие при освоении программы.
Врач-интерн _____________ ___________________________________________
подпись фамилия, имя, отчество
Руководитель интерна____________ ____________________________________
подпись фамилия, имя, отчество
|