Оглавление пояснительная записка icon

Оглавление пояснительная записка





Скачать 0.6 Mb.
Название Оглавление пояснительная записка
страница 1/3
Т.Ю.Егорова
Дата конвертации 12.03.2013
Размер 0.6 Mb.
Тип Пояснительная записка
  1   2   3


АВТОРЫ:

заведующая кафедрой акушерства и гинекологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Т.Ю.Егорова;


доцент кафедры акушерства и гинекологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент В.Б.Белуга;


РЕЦЕНЗЕНТЫ:

заведующая кафедрой акушерства и гинекологии учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор Л.Ф.Можейко;


заведующая кафедрой педиатрии №2 учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Н.С.Парамонова


^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

Методической комиссией лечебного факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 2 июня 2009 г.);


Методической комиссией педиатрического факультета учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 7 от 26 мая 2009 г.);


Центральным научно-методическим советом учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 22 июня 2009 г.)


ОГЛАВЛЕНИЕ



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…………………………........................

4

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ…………………………………

8

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ……………………………………..…..

9

Общие разделы по специальности…………………………………….

9

Разделы по смежным специальностям………………………………..

9

Частные разделы по специальности…………………………………..

12

Рекомендации по организации проведения интернатуры…………...

16

Квалификационные нормативы по акушерству и гинекологии.……

20

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА………………………………...

22

ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ИНТЕРНАТУРЕ………………

23

Индивидуальный план врача-интерна………………………………...

23

Дневник врача-интерна………………………………………………...

24

Отчет врача-интерна…………………………………………………...

26

Подведение итогов интернатуры……………………………………...

26

ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ………………………………………….

27

Литература……………………………………………………………....

27

Вопросы к квалификационному экзамену…………………………....

30

Вопросы к собеседованиям по разделам программы………………

35

Квалификационные требования к врачу-акушеру-гинекологу …......

36



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа интернатуры по акушерству и гинекологии с курсом детской гинекологии разработана в соответствии с Инструкцией о порядке организации и прохождения интернатуры, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 6 января 2009 г. № 1 «Об установлении сроков прохождения интернатуры и утверждения Инструкции о порядке организации и прохождения интернатуры» и планом прохождения интернатуры по специальности «Акушерство и гинекология с курсом детской гинекологии», утвержденным Министром здравоохранения Республики Беларусь 29 июля .2009 г.

Интернатура осуществляется в организациях здравоохранения Республики Беларусь, определенных приказом Министерства здравоохранения в качестве баз интернатуры.

Прохождение интернатуры, как правило, осуществляется с 1 августа текущего года до 30 июня следующего года.

Интернатура по акушерству и гинекологии с курсом детской гинекологии утверждена Министерством здравоохранения Республики Беларусь для выпускников лечебного и педиатрического факультетов медицинских университетов.

Руководство интернатурой и ее организацию осуществляют: Министерство здравоохранения, медицинские университеты, управления здравоохранения облисполкомов, руководители учреждений и структурных подразделений, в которых работают врачи-интерны.

На современном этапе развития здравоохранения возникла необходимость в совершенствовании медицинской помощи беременным, родильницам, гинекологическим больным и девочкам-подросткам и подготовке врача акушера-гинеколога. Роль интернатуры в подготовке врача акушера-гинеколога заключается в создании условий для получения дополнительных знаний и умений по данной специальности.

^ Цель интернатуры состоит в подготовке квалифицированных врачей акушеров-гинекологов для работы в области практического здравоохранения, приобретении знаний и умений, повышающих их профессиональный уровень и степень готовности к самостоятельной врачебной деятельности.

Задачи интернатуры:

  • овладение приемами и методами оценки состояния здоровья гинекологических больных, беременных, рожениц, родильниц, новорожденных и девочек-подростков, овладение основами диагностики, тактики и лечения при патологии;

  • овладение техникой лечебно-диагностических приемов в соответствии с программой и самостоятельное их выполнение за период прохождения интернатуры;

  • усвоение знаний правовой базы профессии врача акушера-гинеколога и знаний норм медицинской этики и деонтологии в акушерстве и гинекологии.


Руководитель базы интернатуры обеспечивает в пределах своей компетенции:

  • организацию проведения интернатуры;

  • выполнение программы интернатуры в полном объеме;

  • издание приказа о зачисление выпускников высших медицинских учебных заведений на должность врача-интерна (с указанием срока прохождения интернатуры) и о назначении руководителей врача-интерна;

  • предоставление врачу-интерну жилья на период прохождения интернатуры;

  • утверждение индивидуальных планов интернатуры, контроль их выполнения;

  • условия, необходимые для выполнения индивидуального плана интернатуры;

  • направление врача-интерна в иные организации здравоохранения и учреждения образования в соответствии с индивидуальными планами интернатуры;

  • контроль соблюдения врачами-интернами правил внутреннего распорядка, установленных в организациях здравоохранения;

  • выдачу врачу-интерну на период прохождения интернатуры спецодежды и средств индивидуальной защиты;

  • условия для получения необходимых данных для подготовки отчета об интернатуре;

  • предоставление врачу-интерну возможности пользоваться нормативными правовыми и иными актами Республики Беларусь, имеющимися в организации здравоохранения;

  • ежегодное подведение итогов интернатуры и внесение предложений в высшие медицинские учебные заведения по дальнейшему совершенствованию организации интернатуры.


Руководитель врача-интерна:

  • отвечает за профессиональную подготовку врача-интерна;

  • совместно с врачом-интерном разрабатывает индивидуальный план подготовки и представляет его на утверждение руководителю базы интернатуры;

  • оказывает врачу-интерну повседневную помощь в приобретении профессиональных знаний и навыков;

  • организует и контролирует работу врача-интерна в соответствии с индивидуальным планом подготовки;

  • обучает врача-интерна безопасным методам и приемам работы, проводит с ним инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда;

  • составляет характеристику врача-интерна (характеристика должна отражать степень готовности врача-интерна, уровень профессиональных знаний, умений и навыков, активность в выполнении заданий, деловых и коммуникативных качеств).


^ Ответственный за интернатуру от кафедры университета обязан:

  • контролировать проведение интернатуры;

  • оказывать методическую и консультативную помощь врачам-интернам, руководителям баз интернатуры и руководителям врачей-интернов;

  • проводить текущую аттестацию врачей-интернов (с выездом на базы интернатуры) не менее двух раз в год в сроки, устанавливаемые высшим медицинским учебным заведением;

  • представлять отчет об итогах интернатуры на заседании кафедры (совета факультета).


Права и обязанности интернов:

  • врач-интерн несет ответственность за результаты выполненной работы в соответствии с действующим законодательством;

  • врач-интерн допускается к медицинской деятельности под контролем руководителя, отвечающего за его профессиональную подготовку;

  • практическая деятельность врача-интерна во время прохождения интернатуры устанавливается в пределах 50% от нормы, определенной для врачей-акушеров-гинекологов, работающих в организациях здравоохранения Республики Беларусь. Увеличение практической нагрузки свыше норм, установленных планом, не допускается;

  • врачам-интернам запрещается работа на врачебных должностях на условиях совместительства и сверхустановленной продолжительности рабочего времени;

  • врач-интерн пользуется всеми правами и льготами, установленными для работников организации здравоохранения, являющейся базой интернатуры;

  • врач-интерн может быть направлен руководителем базы интернатуры в другие организации здравоохранения и медицинские учреждения образования с целью выполнения в полном объеме индивидуального плана интернатуры;

  • при наличии обоснованных уважительных причин врач-интерн вправе обратиться в высшее медицинское учебное заведение с заявлением об изменении базы интернатуры.

Врач-интерн обязан:

  • прибыть на базу интернатуры в срок, не позднее указанной в направлении в интернатуру даты;

  • предоставить в кадровую службу базы интернатуры следующие документы: направление в интернатуру, диплом об образовании с приложением к нему, паспорт гражданина Республики Беларусь или иной документ, удостоверяющий личность, 2 фотографии 3х4 см, военный билет (при его наличии), трудовая книжка (при ее наличии);

  • в полном объеме выполнять задания, предусмотренные планом, программой интернатуры и индивидуальным планом врача-интерна, а также обязанности, определенные должностной инструкцией;

  • выполнять требования правил внутреннего распорядка, установленных в организации здравоохранения;

  • изучать и строго соблюдать инструкции по вопросам охраны труда и производственной санитарии;

  • вести дневник врача-интерна;

  • составить отчет по установленной форме;

  • соблюдать принципы медицинской этики и деонтологии.

^ ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ПОДГОТОВКИ



Наименование

Продолжитель

ность подготовки (недель)

1

2

1.Общие разделы по специальности

6

1.1.Организация акушерско-гинекологической помощи в Республике Беларусь


1

1.2.Методы обследования в акушерстве и гинекологии, особенности детского возраста

1

1.3.Женская консультация

2

1.4.Детская поликлиника

2

^ 2.Разделы по смежным cпециальностям

14

2.1.Неонатология

3

2.1.1.Физиология и патология периода новорожденности

2

2.1.2.Реанимация и интенсивная терапия критических состояний новорожденных

1

2.2.Клиническая фармакология

1

2.3.Основы реанимации и интенсивной терапии

2

2.4.Урология

1

2.5.Медицинская генетика

2

2.6.Хирургия детского возраста у девочек

4

2.7.Дерматовенерология

1

^ 3.Частные разделы по специальности

28

3.1. Патология беременности

4

3.1.1. Антенатальная охрана плода

2

3.1.2. Экстрагенитальные заболевания в акушерстве

2

3.2. Физиология и патология родов

8

3.2.1.Обезболивание в акушерстве и гинекологии

1

3.2.2. Физиологическое акушерство

2

3.2.3. Патологическое акушерство

2

3.2.4. Оперативное акушерство

2

3.2.5. Травматизм в акушерстве

1

3.3.Физиология и патология послеродового периода

2

3.4. Оперативная гинекология

4

3.4.1.Неотложные состояния в гинекологии

2

3.4.2.Оперативное лечение гинекологических заболеваний

2

3.5. Консервативная гинекология

4

3.5.1.Эндокринологическая гинекология

1

3.5.2.Воспалительные заболевания женской половой системы

2

1

2

3.5.3. Бесплодие

1

3.6.Детская гинекология (стационар)

2

3.7. Гинекологическая эндоскопия

2

3.8. Онкогинекология

2

3.8.1.Доброкачественные и злокачественные заболевания гениталий


1

3.8.2.Особенности диагностики онкопатологии у девочек

1

Всего недель

48


^ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.Общие разделы по специальности

1.1.Организация акушерско-гинекологической помощи в Республике Беларусь

Этика и деонтология в акушерско-гинекологических стационарах. Основы охраны здоровья женщины и ребенка. Социально-биологические аспекты здоровья населения. Влияние факторов внешней среды на здоровье матери и ребенка. Нормативные правовые акты охраны материнства и детства в Республике Беларусь. Организация разноуровневой помощи беременным, роженицам, родильницам, гинекологическим больным и девочкам-подросткам в Республике Беларусь, группы резерва родов. Структура материнской смертности и ее профилактика. Структура и профилактика перинатальной смертности. Организация гинекологической помощи. Анализ гинекологической заболеваемости. Врачебно-трудовая экспертиза в акушерстве и гинекологии.

1.2. Методы обследования в акушерстве и гинекологии. Особенности детского возраста.

Клинические, лабораторные, ультразвуковые, морфологические и генетические методы обследования у беременных, рожениц, родильниц, гинекологических больных и девочек-подростков.

1.3. Женская консультация

Акушерско-гинекологическая помощь в женской консультации. Группы резерва родов, преконцептивная подготовка. Акушерско-гинекологическая помощь женщинам, проживающим в сельской местности. Организация специализированной акушерско-гинекологической помощи. Дневной стационар. Диспансеризация беременных и гинекологических больных.

1.4. Детская поликлиника

Диспансеризация девочек с акушерско-гинекологической патологией. Критические периоды детского возраста. Вопросы иммунопрофилактики рака шейки матки. Работа с родителями по профилактике гинекологических заболеваний детского возраста.

^ 2. Разделы по смежным специальностям

2.1. Неонатология

2.1.1. Физиология и патология новорожденных

Эмбриогенез. Критические периоды развития плода. Антенатальная охрана плода. Физиологические состояния новорожденных. Антигенная несовместимость крови матери и плода по системе АВО и резус-фактору. Современные аспекты диагностики, ведения беременности и родов. Лечение гемолитической болезни плода и новорожденного. Реабилитация, профилактика. Профилактика и лечение синдрома дыхательных расстройств у недоношенных новорожденных. Профилактика невынашивания беременности.

Переношенная беременность: причины, диагностика, влияние на плод, ведение беременности, родов, профилактика. Фетоплацентарная недостаточность. Задержка внутриутробного развития плода: причины, диагностика, лечение, профилактика. Влияние инфекционных факторов на плод и новорожденного. Воздействие на плод и новорожденного антенатальных повреждающих факторов неинфекционного характера (воздействие лекарственных, химических, физических, термических, механических факторов).

2.1.2. Реанимация и интенсивная терапия критических состояний новорожденных

Реанимация и интенсивная терапия доношенных и недоношенных новорожденных. Острая и хроническая гипоксия плода и новорожденного. Дистресс-синдром, диагностика, лечение, профилактика. Травматизм плода и новорожденного при родах и оперативном родоразрешении. Этиология, патогенез, диагностика, лечение.

2.2. Клиническая фармакология

Клиническая фармакология антимикробных препаратов, антибиотиков, сульфаниламидных препаратов. Противогрибковые антибиотики. Особенности применения антибактериальных средств, побочные действия. Клиническая фармакология гормональных препаратов. Особенности клинической фармакологии в акушерстве. Применение лекарственных препаратов у беременных женщин и их влияние на плод. Фармакология лекарственных средств при лактации и у новорожденных.

2.3. Основы реанимации и интенсивной терапии

Особенности ведения наркоза при акушерских и гинекологических операциях. Шок и терминальные состояния в акушерстве и гинекологии. Основные клинические формы шока и терминальных состояний. Шок I степени (период относительной компенсации). Шок II и III степени (период нарушения компенсации). Шок IV степени (фаза декомпенсации). Агония и клиническая смерть. Лечение шока и терминальных состояний. Восполнение ОЦК, гемотрансфузия, показания, объем. Методы гемотрансфузии, внутривенное введение крови. Трансфузионные осложнения. Растворы, применяемые для инфузионно-трансфузионной терапии: препараты на основе оксиэтилированного крахмала, синтетические и коллоидные кровезаменители, гормональные препараты, препараты, регулирующие сосудистый тонус, электролитные растворы. Синдром диссеминированного внутрисосудистого свертывания. (ДВС-синдром). Эмболия околоплодными водами. Постгипоксический отек головного мозга. Постреанимационная болезнь. Острая дыхательная недостаточность. Шоковое легкое, отек легкого. Острая почечная недостаточность, формы. Анафилактический шок. Гемодиализ. Медицинская реабилитация больных, перенесших шок и терминальные состояния.

2.4. Урология

Анатомо-физиологические особенности мочеполовой системы женщин и девочек. Анатомо-физиологические особенности мочеполовой системы женщины при беременности. Заболевания органов мочевыделительной системы в практике врача акушера-гинеколога: цистит, уретрит, мочекаменная болезнь, туберкулез мочевыделительной системы. Пороки развития мочевыделительной системы. Связь с гинекологической патологией. Современная диагностика и коррекция.

Опухоли мочевыделительной системы. Травмы органов мочевыделительной системы при гинекологических и акушерских операциях. Гестационный пиелонефрит. Хронический гломерулонефрит при беременности. Свищи мочевыделительной системы. Профилактика. Принципы ведения беременности и родов у женщин с наличием свищей в анамнезе. Гломерулосклероз при сахарном диабете. Форникальные кровотечения при беременности. Хроническая почечная недостаточность при беременности. Течение беременности и родов у женщин с трансплантированной почкой.

2.5. Медицинская генетика

Наиболее часто встречаемые наследственные пороки новорожденных (синдром Шерешевского-Тернера, Клайнфельтера, Дауна и др.) Роль нуклеиновых кислот в хранении и реализации генетической информации. Понятие о гене. Доминантные, кодоминантные, рецессивные признаки. Основные принципы диагностики хромосомных аномалий при беременности (амниоцентез, кордоцентез, биопсия хориона). Антигенные системы человека. Эритроцитарные антигены системы ABO, Rh. Структура и функции хромосом человека. Нормальный кариотип человека. Патологические изменения хромосом человека. Хромосомные перестройки и их частота в популяции: делеции, инверсии, транслокации. УЗИ в акушерстве, диагностика пороков развития плода. УЗ-скриниг пороков развития, сроки. Ультразвуковые маркеры хромосомных аномалий.

2.6. Хирургия детского возраста у девочек

Дифференциальная диагностика аппендицита, мезоаденита, апоплексии яичников. Первичный перитонит. Объемные образования брюшной полости у девочек.

2.7. Дерматовенерология

Основные современные критерии диагностики заболеваний, передающиеся половым путем (ЗППП). Современные аспекты профилактики заболеваний, передающихся половым путем. Классификация и эпидемиология (ЗППП). Бактериальные инфекции. Современные алгоритмы диагностики и лечения наиболее часто встречаемых клинических форм. Паразитарные заболевания. Вирусные инфекции. Современные алгоритмы диагностики и лечения. Грибковые заболевания, вызываемые эктопаразитами. Особенности диагностики и лечения генитальных инфекций у девочек. Современные аспекты профилактики.

^ 3.Частные разделы по специальности

3.1. Патология беременности

3.1.1. Антенатальная охрана плода

Методы оценки состояния плода (биохимические, цитологические, инвазивные и др.). Кардиотокография. УЗИ плода. Допплерометрия сосудов плода и матки.

3.1.2. Экстрагенитальные заболевания в акушерстве

Принципы ведения беременности и родов у пациенток с сердечно­сосудистой патологией, с заболеваниями органов дыхания, желудочно-кишечного тракта, печени, мочевыделительной системы: гестационный пиелонефрит, гломерулонефрит, мочекаменная болезнь, гидронефроз, туберкулез почек, острая и хроническая почечная недостаточность. Ведение беременности и родов у пациенток с трансплантированной почкой. Принципы ведения беременности и родов у пациенток с сахарным диабетом, патологией щитовидной железы, заболеваниями крови (анемия, лейкозы, лимфогранулематоз, капиляротоксикоз, тромбофилии). Принципы ведения беременности и родов у пациенток с вирусными заболеваниями (грипп, гепатиты, герпес, цитомегаловирусная инфекция, папилломавирусная инфекция, СПИД): клиника, влияние на плод. Беременность и токсоплазмоз, краснуха, бруцеллез, листериоз и другие инфекционные заболевания: клиника, диагностика, влияние на плод, принципы родоразрешения. Беременность и инфекции, передающиеся половым путем: кандидоз, трихомониаз, гонорея, хламидиоз, уреаплазмоз, микоплазмоз, сифилис. Принципы ведения беременности и родоразрешения у пациенток с врожденными пороками соединительной ткани, заболеваниями органов зрения, центральной и периферической нервной системы. Показания к прерыванию беременности. Острая хирургическая патология и беременность: острый аппендицит, острый холецистит, острый панкреатит, кишечная непроходимость. Акушерская и хирургическая тактика при беременности и в родах. Сопутствующая гинекологическая патология и беременность: кисты и кистомы яичников, перекрут опухоли яичника, дегенерация миоматозного узла, перекрут субсерозного миоматозного узла, злокачественные заболевания и беременность.

3.2. Физиология и патология родов

3.2.1. Обезболивание в акушерстве и гинекологии

Современные аспекты обезболивания родов (длительная перидуральная анестезия). Немедикаментозные методы воздействия (электроанальгезия, иглорефлексотерапия). Анестезиологическое пособие при операции кесарево сечение (эндотрахеальный наркоз и современные аспекты спинномозговой анестезии). Оценка эффективности обезболивания родов. Обезболивание при малых акушерских операциях: наложение акушерских щипцов, вакуум экстракции плода, ручном отделении плаценты, ручном обследовании матки, ушивании разрывов шейки матки, влагалища, промежности.

3.2.2. Физиологическое акушерство

Физиологические изменения при беременности, гигиена беременных, основы диеты при беременности. Таз с акушерской точки зрения. Современные аспекты прегравидарной подготовки. Диагностика беременности. Физиология родов.

3.2.3. Патологическое акушерство

Анатомически и клинически узкий таз: современная классификация, принципы ведения беременности и принципы родоразрешения. Аномалии вставления головки: разгибательные вставления, высокое прямое и низкое поперечное стояние стреловидного шва. Ведение беременности и принципы родоразрешения. Тазовые предлежания: этиология, принципы ведения беременности и родов. Показания к операции кесарево сечение при тазовых предлежаниях. Аномалии сократительной деятельности матки: современная классификация, клиника, диагностика, принципы родоразрешения. Акушерские кровотечения в разные триместры беременности, в родах и послеродовом периоде. Геморрагический шок (анестезиологическое пособие, реанимационные мероприятия). ДВС-синдром, диагностика, клиника, лечение – современные подходы. Многоплодная беременность; диагностика, принципы ведения беременности и родов. Беременность после ЭКО: ведение, принципы родоразрешения. Акушерские аспекты невынашивания и перенашивания беременности. Причины, клиника, диагностика, принципы ведения беременности и родов. Крупный плод. Причины, диагностика, принципы ведения беременности и родов. Гестозы беременных. Классификация. Клиника, диагностика, лечение. Тяжелые формы поздних гестозов: преэклампсия, эклампсия, реанимационные мероприятия и принципы родоразрешения. Редкие формы гестозов первой и второй половины беременности. (HELP -синдром, гепатозы беременных, антифосфолипидный синдром). Клиника, диагностика, лечение.

3.2.4. Оперативное акушерство

Современные аспекты прерывания беременности в ранних и поздних сроках: показания, техника выполнения, профилактика осложнений, реабилитация. Криминальный аборт: диагностика, клиника, врачебная тактика. Судебно-медицинская экспертиза. Основные родоразрешающие операции: кесарево сечение в современном акушерстве, вакуум-экстракция плода, акушерские щипцы. Показания, противопоказания, условия, профилактика осложнений. Плодоразрушающие операции: классификация, основные принципы выполнения операций, осложнения.

3.2.5. Травматизм в акушерстве

Разрывы матки во время беременности, в родах и послеродовом периоде. Травмы наружных половых органов, промежности, клитора. Разрывы шейки матки. Разрывы влагалища: гематома, тактика ведения больных при нарастающей гематоме. Дисфункция тазово-крестцового сочленения. Клиника, диагностика, лечение во время беременности и после родов. Травмы смежных органов: мочевого пузыря, прямой кишки (принципы коррекции). Свищи моче-половые и кишечно-половые, клиника, диагностика, причины.

3.3. Физиология и патология послеродового периода

Физиологический послеродовой период. Современные аспекты контрацепции в послеродовом периоде. Физиология периода новорожденности (понятие о перинатологии). Патологический послеродовый период: послеродовые гнойно-септические осложнения (классификация, клинические проявления, диагностика, лечение). Сепсис, инфекционно-токсический шок, ССВО: реанимационные мероприятия. Эндометрит и перитонит после операции кесарево сечение. Лактационный мастит: инфильтративный, гнойный, флегмонозный, гангренозный. Консервативное, оперативное лечение. Показания к выключению лактации. Профилактика мастита. Особенности течения послеродового периода у подростков.

3.4. Оперативная гинекология

3.4.1. Неотложные состояния в гинекологии

Перфорация матки. Диагностика, клиника, лечение. Эктопическая беременность. Апоплексия яичника. Самопроизвольный аборт. Перитонит при воспалительных процессах органов таза. Перекрут субсерозного миоматозного узла. Дегенерация и некроз миоматозного узла. Перекрут опухоли яичника, разрыв опухоли яичника. Воспалительные опухоли придатков матки, разрыв гнойной опухоли придатков матки. Клиника, диагностика, лечение. Неотложная гинекология в детском возрасте.

3.4.2. Оперативное лечение гинекологических заболеваний

Топографическая анатомия женской половой системы. Физиология органов малого таза. Особенности анатомии и физиологии гениталий у девочек. Предоперационная подготовка. Принципы подготовки пациенток для выполнения абдоминальных, влагалищных и лапароскопических операций. Малые гинекологические операции: зондирование матки, кюретаж цервикального канала и полости матки, биопсия шейки матки, аспирационная биопсия эндометрия. Операции на матке: консервативная миомэктомия, тотальная и субтотальная гистерэктомия. Операции на придатках матки: удаление труб, стерилизация, резекция яичников, цистэктомия и удаление придатков матки. Современные методики пластических операций при пролапсе гениталий, урогинекология. Операции на шейке матки.

3.5. Консервативная гинекология

3.5.1. Эндокринологическая гинекология

Уровни регуляции репродуктивной системы (кора головного мозга, гипоталамус, гипофиз, яичники, матка). Нейроэндокринные синдромы: Шихана, Киари-Фроммеля, адреногенитальный, послеродовый нейроэндокринный, предменструальный, климактерический, посткастрационный, гиперстимуляции яичников, поликистозных яичников. Нарушения менструальной функции: Аменорея. Классификация, основные клинические формы. Физиологическая и патологическая аменорея. Дисфункциональные маточные кровотечения. Основные принципы диагностики и основные этапы лечения в различные возрастные периоды. Альгодисменорея. Клиника, диагностика, лечение.

3.5.2. Воспалительные заболевания женской половой системы

Воспалительные заболевания половых органов неспецифической этиологии: вульвит, бартолинит, кольпит, цервицит, эндометрит, сальпингоофорит, аднекстумора, параметрит, пельвиоперитонит. Основные клинические проявления. Воспалительные заболевания половых органов специфической этиологии: кандидоз, гонорея, трихомониаз, хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, герпес, папилломавирусная-инфекция, сифилис, СПИД. Современный алгоритм диагностики и лечения. Перитонит. Классификация. Сепсис. Инфекционно-токсический шок. Диагностика, лечение. Современные принципы профилактики и реабилитации пациенток с воспалительными заболеваниями органов малого таза.

3.5.3. Бесплодие

Современные аспекты диагностики бесплодия и обследования супружеской пары. Эндокринное бесплодие. Основные клинические формы. Иммунологические формы бесплодия. Трубное бесплодие. Перитонеальное бесплодие. Маточные факторы бесплодия. Основные клинические формы. Диагностика, лечение, профилактика. Пороки развития матки: двойная, двурогая, матка с добавочным рогом. Лапароскопия в диагностике и лечении трубного и эндокринного бесплодия. Вспомогательные репродуктивные технологии: ЭКО, инсеминация спермы, методика (ICSI).

3.6. Детская гинекология (стационар)

Становление репродуктивной функции у девочек в разные возрастные периоды. Особенности обследования девочек. Нарушения менструальной функции: аменорея, ювенильные кровотечения, альгодисменорея. Преждевременное и запоздалое половое созревание. Отсутствие полового созревания. Адреногенитальный синдром в практике врача-гинеколога. Синдром Шерешевского - Тернера. Синдром тестикулярной феминизации. Пороки развития половых органов у девочек: атрезия девственной плевы, аплазия и атрезия влагалища и матки, недоразвитие половых органов. Наиболее часто встречаемые формы воспалительных заболеваний у девочек: клиника, диагностика, принципы лечения, профилактика. Tpaвмы половых органов у девочек.

3.7. Гинекологическая эндоскопия

Общие принципы эндоскопических операций. Эндоскопические манипуляции в гинекологии: кольпоскопия, гистероскопия, гистерорезектоскопия, лапароскопия. Современные лапароскопические операции.

3.8. Онкогинекология

3.8.1. Доброкачественные и злокачественные заболевания гениталий

Фоновые и предраковые заболевания шейки матки. Фоновые и предраковые состояния эндометрия. Миома матки. Эндометриоз: классификация, клиника, диагностика, современные аспекты лечения генитального эндометриоза. Доброкачественные опухоли яичников. Опухолевидные образования яичников. Доброкачественные заболевания молочных желез. Доброкачественные опухоли наружных половых органов. Рак наружных половых органов, шейки матки, тела матки, яичников, хорионкарцинома, рак молочной железы. Клиника, диагностика, лечение.

3.8.2.Особенности диагностики онкопатологии у девочек

Опухоли половой системы девочек. Особенности диагностики, лечение. Принципы реабилитации.


Рекомендации по организации проведения интернатуры

Формы и объем работы врача-интерна

Основным методом освоения специальности врачом-интерном является самостоятельная работа (под контролем руководителя) в качестве палатного

(лечащего) врача, выполняющего 50% от ежедневного объема работы врача-специалиста, т.е. оказывает диагностическую и лечебную помощь 5-6 беременным и родильницам, 10 гинекологическим больным, участвует в приеме родов, акушерских и гинекологических операциях, в лечении гинекологических заболеваний у девочек, выполняя всю диагностическую и лечебную работу.

Врач-интерн допускается к самостоятельному выполнению врачебных лечебно-диагностических манипуляций или их отдельных элементов при личном участии руководителя интерна и/или заведующего отделением, а также дежурным врачом-акушером-гинекологом по согласованию с руководителем интерна или заведующего отделением.

Врач-интерн ежемесячно осуществляет ночные дежурства (3-4) в должности помощника дежурного врача акушера-гинеколога. При успешном выполнении программы руководитель может ходатайствовать о проведении интерном ночных дежурств самостоятельно в составе врачебной бригады.

Врач-интерн участвует в утренних врачебных конференциях клинической базы, докладывая о проделанной совместно с дежурным врачом акушером-гинекологом работе, присутствует на заседаниях научного общества акушеров-гинекологов. Знакомится с современной медицинской техникой, препаратами, методиками, посещая специализированные выставки. Готовит реферативные сообщения по актуальным проблемам акушерства и гинекологии на основе изучения современной научной литературы.

Присутствует на клинико-патологоанатомических конференциях, при аутопсии мертворожденных и умерших в отделении новорожденных клинической базы интернатуры.

Присутствует, а далее - участвует, проводит самостоятельно диагностические и лечебные манипуляции, осуществляет оформление медицинской документации (история родов, история болезни, регистрационных журналов отделения, справок, выписок из историй болезни).

Участвует в выполнении акушерских и гинекологических операций вторым (первым) ассистентом и активно использует возможности присутствовать при оказании медицинской помощи в родильном зале ведущими специалистами клиники. Участвует в обходах, клинических разборах историй родов. В качестве лечащего врача с соблюдением норм медицинской этики и деонтологии проводит беседы профилактической направленности с беременными, родильницами, гинекологическими больными и родителями девочек.

Теоретическая подготовка. Теоретическая подготовка врача-интерна предусматривает обязательное участие в заседаниях научного общества, клинических и патологоанатомических конференциях, самостоятельную работу с научной литературой. По наиболее актуальным темам программы врачи-интерны пишут рефераты, темы которых предоставляют им непосредственные руководители.

Врачи-интерны выступают с сообщениями по вопросам акушерства и

гинекологии в отделениях, на конференциях, тематических семинарах для врачей-специалистов, используя для докладов клинические и архивные материалы базового учреждения здравоохранения, медицинскую литературу.

Научно-практическая работа планируется непосредственно руководителем интерна совместно с ответственным преподавателем вуза. Врачам-интернам рекомендуется проводить анализ клинических наблюдений по историям болезни и родов, изучать результаты применяемых методов лечения. Научно-практическая работа интернов стимулирует у них изучение различных теоретических и практических вопросов акушерства и гинекологии.

Результаты теоретической подготовки врача-интерна контролируются при проведении собеседований.

Практическая подготовка. Задачи подготовки врача в интернатуре решаются посредством практической работы в отделениях родильного дома, гинекологического стационара, кабинета функциональной диагностики, медико-генетическом центре, в лабораториях, в женской консультации, в детской поликлинике в соответствии с разделами плана и программы, квалификационными требованиями. По основным прикладным задачам интернатуры предусматривается три уровня оценки практической подготовки по каждому разделу (теме) программы:

  • знает – имеет теоретическую основу для приобретения навыка практического применения;

  • имеет навык - доступно решение основных прикладных задач с помощью врача акушера-гинеколога;

  • умеет - владеет приемами, методами, позволяющими самостоятельно решать основные задачи оказания специализированной врачебной помощи в акушерстве и гинекологии.

В основе оценки практической подготовки - выполнение квалификационных требований по объему практической работы.

При организации практической подготовки необходимо обеспечить приобретение навыков правильного проведения обследования беременных и гинекологических больных, развитие самостоятельного клинического мышления в диагностической работе. В основе врачебной подготовки лежит самостоятельная работа по приобретению навыков обследования беременных и гинекологических больных, оценки результатов дополнительных исследований, составления и реализации программ диагностики и лечения. Критерием допуска к самостоятельному выполнению лечебно-диагностических манипуляций или их отдельных элементов являются:

  • теоретическая подготовленность врача-интерна;

  • работа первым ассистентом при выполнении не менее 55-60% от квалификационного объема практической работы при проведении манипуляции врачом (руководителем).

Элементы общего раздела по акушерству и гинекологии изучаются в течение всего периода прохождения интернатуры, но знание врачом-интерном основных положений нормативных документов выясняют при зачислении в интернатуру. Изучение нормативных документов обеспечивается в течение 1-й недели работы. Контроль - при проведении собеседования. Подготовка по правовым основам специальности и санитарно-противоэпидемическому режиму продолжается в течение всего периода интернатуры.

Изучение общих разделов акушерства и гинекологии позволит врачу-интерну углубить знания по совершенствованию медицинской помощи, по организации санитарно-противоэпидемического режима в родильных стационарах, а также освоить методы диагностических исследований, интерпретации их результатов. Совершенствование навыков и знаний обеспечивается самостоятельной работой интерна в родильном зале, других отделениях стационара, в женской консультации и детской поликлинике.

Углубление знаний и приобретение необходимых навыков по смежным специальностям осуществляется в процессе практической работы в отделениях соответствующих учреждений здравоохранения и медико-генетическом центре. Подготовка врача-интерна по данному разделу поможет улучшить навыки по своевременной диагностике, назначению этиопатогенетического лечения с учетом фармакокинетики лекарственных препаратов у беременных и детей, оказанию неотложной помощи при различных патологических состояниях. Контроль осуществляется при проведении собеседований, а также в процессе ежедневного контроля за лечебной работой врача-интерна.

Профессиональная подготовка по частным разделам акушерства и гинекологии проводится на базе организаций здравоохранения, определяемых в качестве баз интернатуры. Врач-интерн обязательно должен работать в родильном зале, отделении патологии беременных, послеродовых отделениях, гинекологических отделениях, отделениях новорожденных, онкогинекологии, женской консультации и детской поликлинике. Работа по данному разделу позволит врачу-интерну получить дополнительные теоретические знания, освоить принципы и методы профилактики, ранней диагностики патологии беременности и гинекологических заболеваний у девочек, оказать квалифицированную помощь при неотложных состояниях.

В соответствии с планом по отдельным разделам программы интернатуры с врачом-интерном проводится собеседование, которое проводят, как правило, непосредственный руководитель и руководитель базы интернатуры либо заведующий отделением. Собеседование включает оценку приобретенных знаний и навыков (умений). Заключение об уровне подготовки интерна по соответствующему разделу программы вносится в дневник врача-интерна.

По результатам собеседований, при необходимости, руководителем врача-интерна вносятся соответствующие изменения в индивидуальные планы подготовки.

Вопросы для собеседований по разделам программы приводятся в информационной части программы.


^ Квалификационные нормативы по акушерству и гинекологии

с курсом детской гинекологии:


Наименование

Уровень

Квалификационный норматив

1

2

3

Акушерство

Сбор анамнеза и оценка особенностей течения беременности

3

50

Влагалищное исследование при беременности и родах, приемы Леопольда

3

50

Определение "зрелости" шейки матки у беременных

3

25

Амниоскопия

3

5

Амниотомия

3

30

Ведение и прием нормальных родов в головном предлежании

3

50

Ведение и прием родов при тазовых предлежаниях

2

5

Диагностика клинически узкого таза

2

10

Измерение размеров таза

3

50

Осмотр родовых путей

3

55

Эпизиотомия

3

20

Пудендальная анестезия в родах

3

5

Ушивание разрывов шейки матки, промежности, влагалища

3

10

Ручное отделение плаценты и выделение последа

3

5

Обследование полости матки после родов, кюретаж

3

5

Абдоминальное кесарево сечение

в качестве ассистента

в качестве хирурга


3

2


25

3-5

Наложение шва на шейку матки при истмико-цервикальной недостаточности (круговой шов)

2

3-5

Введение акушерского пессария

3

5-10

Оказание помощи при кровотечениях в последовом и раннем послеродовом периоде

3

5

Участие в гемотрансфузии

2

10

Определение состояния новорожденного по шкале Апгар

3

50

Запись и расшифровка кардиотокограмм плода при беременности

3

50

Участие в реанимации новорожденных

2

10




1

2

3

Индукция родов с использованием простагландинов

3

20

УЗИ-диагностика при беременности (скрининг)

2

25

Гинекология

Влагалищное и ректо-вагинальное исследование гинекологических больных и интерпретация данных, ректальное исследование

3

50

Прерывание беременности в малых сроках путем вакуум – аспирации

3

10

Прерывание беременности до 12 недель (искусственный аборт путем кюретажа)

3

10

Прерывание беременности поздних сроков (до 22 недель беременности) путем внутриамниального введения гипертонического раствора хлорида натрия и простагландинов

2

5

Кольпоскопия (простая и расширенная)

2

20/10

Взятие мазков на флору,

атипичные клетки и

гормональное зеркало (особенности у девочек)

3

3

3

50

50

15

Кульдоцентез

2

5

Биопсия шейки матки

3

10

Диатермокоагуляция шейки матки

2

5

Гистеросальпингография

2

3

Полипэктомия с электрокоагуляцией ложа

3

10

Диагностическая гистероскопия

2

5-10

Введение внутриматочных контрацептивов

3

10

Участие в операциях, выполняемых абдоминальным доступом:

В качестве ассистента

В качестве хирурга



2

3



15

5

Удаление маточной трубы с одной или обеих сторон

В качестве ассистента

В качестве хирурга



2

3



5

1

Участие в операциях, выполняемых влагалищным доступом:

В качестве ассистента



2



10

Осмотр молочных желез и пальпация подмышечных, надключичных и позадишеечных лимфоузлов



3



30




1

2

3

Участие в лапароскопических операциях:

В качестве ассистента


2


10

Оценка физического развития у девочек

3

50


Выполнение квалификационного норматива практической работы:

полностью самостоятельно на 45-50% и более соответствует 3 уровню подготовки (умение);

полностью при совместном участии 75-80% соответствует 2 уровню (имеет навык);

выполнение методики на 35-50% от квалификационного норматива при отсутствии самостоятельной работы соответствует 1 уровню (знание).

Выполнение квалифицированных нормативов менее чем на 35% исключительно при совместном участии не подлежит оценке по разделу практическая подготовка.


^ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Основу научно-практической работы составляют собственные клинические наблюдения врача-интерна.

Элементы научно-практической работы врача-интерна могут быть реализованы в форме подготовки научной публикации, реферата по актуальному для базового отделения вопросу, доклада на врачебной конференции, участия в подготовке квартального отчета о работе базы интернатуры.

Тематика научно-практической работы определяется непосредственным руководителем интерна совместно с ответственным за интернатуру от кафедры университета.


Примерный перечень тематик научно-практической работы:

  1. Отдаленные результаты лапароскопического лечения нарушенной внематочной беременности.

  2. Многоплодная беременность – течение, исходы.

  3. Беременность и роды после ЭКО.

  4. Исходы беременности и родов при ЗВУР плода.

  5. Гемолитическая болезнь плода – исходы и отдаленные результаты.

  6. Оценка результатов лечения ФПН по данным допплерометрии.

  7. Родоразрешение женщин с рубцом на матке.

  8. Результаты лечения дисплазии шейки матки в зависимости от стадии.

  9. Беременность и роды с аномалиями развития женских половых органов.

  10. Негормональные методы лечения ювенильных кровотечений.

  11. Роды у девочек-подростков.

  12. Социальные аспекты беременности в подростковом возрасте.

  13. Методы контрацепции, используемые девочками-подростками.

^ ОТЧЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО ИНТЕРНАТУРЕ


УТВЕРЖДАЮ

Главный врач

_____________________________

(название базы интернатуры)


________________________(инициалы, фамилия)

200 _ г.


^ ИНДИВИДУЛЪНЫЙ ПЛАН ВРАЧА-ИНТЕРНА


_____________________________________________________________ (фамилия, собственное имя, отчество)


База интернатуры ________________________________________________



Наименование раздела

Срок прохождения

Место

прохождения

Отметка о выполнении

1.










2.










3.












Врач–интерн _____________ ______________

(подпись) (инициалы, фамилия)

Руководитель

врача-интерна ______________ ______________

(подпись) (инициалы, фамилия)


Ответственный за интернатуру

(от высшего медицинского

учреждения образования) ______________ ______________

(подпись) (инициалы, фамилия)


^ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ


ДНЕВНИК ВРАЧА-ИНТЕРНА


ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ

С КУРСОМ ДЕТСКОЙ ГИНЕКОЛОГИИ


Ф.И.О. врача-интерна _________________________________________

Ф.И.О. руководителя врача-интерна _____________________________

Ф.И.О. руководителя базы интернатуры __________________________

Ф.И.О. ответственного за интернатуру от кафедры _________________


База интернатуры _____________________________________________


20__/20__г.г.


I.Самостоятельно выполненные диагностические и лечебные мероприятия, малые операции


Диагностические и лечебные мероприятия, малые операции


Количество манипуляций и операций в неделю




*

*

*

*




1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4




















































подпись руководителя

















































* -название месяца


II.Участие в полостных операциях в роли хирурга и ассистента


Операции

Количество манипуляций и операций в неделю




*

*

*

*




1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4

1

2

3

4




















































подпись руководителя

















































* -название месяца



III. Темы врачебных конференций, областных обществ и др.

Дата проведения

Подпись руководителя







1.







2.







3.




IV. Рефераты (темы)

Дата доклада

Подпись руководителя







1.







2.







3.




V. Собеседование по разделу программы

Дата проведения

Подпись руководителя







1.







2.







3.


УТВЕРЖДАЮ

___________________________

(подпись)

___________________________

(фамилия, имя, отчество руководителя организации здравоохранения)

__________________ 200___г.


^ ОТЧЕТ ВРАЧА-ИНТЕРНА

____________________________________________________________________

(фамилия, собственное имя, отчество)

____________________________________________________________________

(специальность интернатуры)

____________________________________________________________________

(название организации здравоохранения, являющейся базой интернатуры)

за период прохождения интернатуры с____________200_г. по ________200_г.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________*_

Врач-интерн ________________________ ___________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

__________________ 200__г.

Руководитель врача-интерна ______________ __________________________

(подпись) (инициалы, фамилия)

__________________ 200__г.

Примечание:

* - Указываются: характеристика базы интернатуры, количественные и качественные показатели выполненной врачом-интерном работы (участие в операциях, ассистирование на операциях, врачебные манипуляции, исследования, лечебно-диагностические процедуры, выступления с докладами на врачебных конференциях и т.п.); освоение и использование в своей работе современных лечебно-диагностических методик и рекомендаций, утвержденных Министерством здравоохранения, выполнение плана и программы подготовки врача-интерна.

  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Оглавление пояснительная записка icon Оглавление пояснительная записка 4
«Белорусский государственный медицинский университет», профессор, доктор медицинских наук Л. Н. Дедова
Оглавление пояснительная записка icon Оглавление пояснительная записка
«Гродненский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор В. В. Спас
Оглавление пояснительная записка icon Оглавление пояснительная записка
«Гродненский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Т. Ю. Егорова
Оглавление пояснительная записка icon Оглавление пояснительная записка
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор И. О. Походенько-Чудакова
Оглавление пояснительная записка icon Оглавление пояснительная записка 4
Фпк и пк учреждения образования «Витебский государственный медицинский университет», кандидат медицинских...
Оглавление пояснительная записка icon Оглавление пояснительная записка
Заведующий кафедрой неврологии учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»,...
Оглавление пояснительная записка icon Оглавление пояснительная записка
Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»,...
Оглавление пояснительная записка icon Оглавление пояснительная записка
Заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа учреждения образования «Белорусский государственный...
Оглавление пояснительная записка icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 8 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет», доктор медицинских наук, профессор С. И. Третьяк
Оглавление пояснительная записка icon Пояснительная записка 4 Примерный план подготовки 5 Содержание программы 12 Квалификационные требования
«Белорусский государственный медицинский университет» кандидат медицинских наук, доцент О. Т. Прасмыцкий
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина