|
Скачать 377.97 Kb.
|
Министерство образования и науки Муниципальное общеобразовательное учреждение Центр образования № 14 «Согласовано» Директор МОУ Центра образования № 14 Н.А. Паутова АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ПАРИКМАХЕР» Автор: педагог дополнительного образования МОУ ЦО № 14 Филиппова О.О. Иркутск – 2005 год ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная программа определяет содержание профессиональной подготовки учащихся 9-11 классов общеобразовательной школы по специальности «Парикмахер». Объем программы составляет 480 часов (4 ч. в неделю в течение 2-х лет обучения, в том числе 60 часов на производственной практике для учащихся 10-11 классов. Для учащихся 9-х классов по их желанию обучение длится один год по два четырехчасовых занятия в неделю.) Отличительная особенность и новизна программы заключается в том, что её освоение предоставляет выпускнику общеобразовательной школы возможность непосредственно начать профессиональную деятельность в парикмахерском деле. Актуальность данной программы связана с переходом общеобразовательных школ на профильное обучение. В разделе «Профильный уровень» стандарта среднего (полного) общего образования по технологии указаны направления специальной технологической подготовки, в том числе и парикмахерское дело. Программа включает разделы: - пояснительная записка; - учебно-тематический план; - описания разделов программы; - приложения. Содержание программы разработано с учетом развития парикмахерского искусства в современных условиях рыночной экономики. Ранее использовались программа для подготовки старшеклассников и незанятого населения по профессии «Парикмахер», изданная в Москве в 1992 году Научно-методическим центром профобразования. Используемая ранее программа устарела, она не отвечает социальному заказу, потребностям учащихся, условиям рыночной экономики, целям и задачам педагога. Поэтому возникла необходимость корректировки данной программы, и она же взята за основу при разработке адаптированной программы. ^ - профессиональное самоопределение учащихся; - помощь в социальной адаптации в современных экономических условиях; - вооруженность учащихся знаниями основ парикмахерского искусства; - формирование основных навыков выполнения женских и мужских стрижек, химических завивок, окраски и укладки волос и профессиональной этики; - воспитание интереса к творческим видам работы. ^ - познакомить учащихся с основными видами парикмахерских работ; - развить творческий потенциал каждого ученика; - раскрыть значение парикмахерского искусства в современной экономике; - подготовить подростков к осознанному выбору профессии; - сформировать качества творческой личности; - раскрыть цели, задачи и сущность профессии «Парикмахер»; - сформировать первоначальные умения учащихся в парикмахерском деле. В научно-методической литературе подробно рассматриваются история, мода и задачи парикмахерского дела, инструменты парикмахера, все виды парикмахерских услуг. Отдельно дается информация об уходе за волосами и кожей, средствах для укладки волос, вопросы постижерного дела, санитарно-гигиенические нормы, связь со смежными дисциплинами. Литература содержит большое количество рисунков и схем. Основной теоретической идеей данной программы является развитие творческих способностей учащихся. Реализация этой идеи заключается в значительном объеме практических творческих заданий учащимся. Программа основывается на таких методиках обучения, как решение проблемных ситуаций, опора на жизненный опыт учащихся, межпредметные связи (химия, анатомия, математика), активные методики, например, «Каждый учит каждого», элементы деловых игр. Методы проверки знаний, умений и навыков учащихся включают в себя разнообразные формы текущего опроса, контрольные работы, тесты, практические и творческие работы, производственную практику в парикмахерских салонах города. В результате освоения программы учащиеся должны знать: 1. Строение и свойства кожи и волос; 2. Правила, способы и приемы выполнения работ; 3. Рецептуру красящих и химических смесей и их воздействие на кожу и волосы; 4. Устройства и правила эксплуатации аппаратуры и инструмента; 5. Правила санитарии и гигиены; 6. Правила обслуживания и способы оказания первой помощи; правила пожарной безопасности; 7. Основы моделирования причесок, направления моды; 8. Рациональную организацию труда на рабочем месте, систему оплаты труда. Должны уметь: 1.Расчесывать, стричь, завивать и укладывать волосы в соответствии с направлениями моды и особенностями лица; 2. Завивать волосы на бигуди специальным зажимами или щипцами, химическим способом; 3. Выполнять массаж и мытье головы; 4. Наносить на волосы химические препараты и растворы; 5. Выполнять окраску волос в различные цвета и оттенки, их обесцвечивание; 6. Выполнять работы с накладками и париками; 7. Производить стрижку и бритье с учетом свойств кожи, накладывать компрессы, выполнять массаж лица; 8. Дезинфицировать, чистить и править инструменты. Учащиеся, успешно освоившие программу и сдавшие выпускной квалификационный экзамен, получают свидетельство о присвоении квалификации «Парикмахер-универсал». ^ профессия «Парикмахер»
Парикмахерское дело
Цели: 1. а) обеспечить усвоение учащимися правил пользования парикмахерским инструментом. 1.б) освоение всех видов парикмахерских услуг. 2. Развить моторные навыки: точность и координацию движений. 3. Формировать у учащихся мотивацию учебного труда (желание овладеть профессией парикмахера). ПРОГРАММА Тема 1. Введение Задачи и перспективы развития сферы услуг. Значение профессии парикмахер и перспективы профессионального роста. Виды причесок разных исторических эпох. Основные виды современных причесок. ^ Типы и специализация парикмахерских .Основные требования к санитарно-техническому оборудованию. Требования к организации рабочего места парикмахера. ^ Инструмент, используемый для работы в парикмахерской. Назначение, устройство инструмента для различных видом парикмахерских работ. Приемы работы инструментом. Аппаратура парикмахерских, устройство и принцип работы. ^ Виды мытья головы. Материалы для мытья головы. Правила применения специальных препаратов при мытье головы. Назначение и методы выполнения массажа головы. ^ Элементы прически и виды укладки волос. Технология укладки волос холодным способом. Способы и приемы укладки волос в прическу с применением бигуди и зажимов. Технология укладки волос феном, методы укладки. Технология завивки волос горячим способом. Методы и приемы завивки локонов и волн щипцами. Основные приемы оформления прически. ^ Виды и фасоны стрижек (мужских и женских). Операции стрижек. Технология выполнения стрижек разных моделей. Технология выполнения детских стрижек. Методы изменения модели стрижек с учетом индивидуальных особенностей клиента. ^ Модели и формы бороды и усов. Критерии их подбора в зависимости от индивидуальных особенностей клиента. Технологические приемы стрижки бороды, усов и последовательность их выполнения в зависимости от форм модели. ^ Методы бритья. Применяемый инструмент, приспособления, требования к ним. Технологические приемы бритья и последовательность выполнения работ. Правила наложения компрессов. Методы и приемы массажа лица, назначение массажа. Способы бритья в зависимости от индивидуальных особенностей кожи клиента. Правила применения парфюмерно-косметических средств. Меры безопасности при бритье. ^ Виды красителей для волос. Правила подбора оттенка для волос и красителя. Технология окраски волос красителями разных групп. Современные методы окраски волос. Правила ухода за окрашенными волосами. ^ Виды препаратов для химической завивки. Применение и назначение химической завивки. Технология химической завивки. Режимы обработки волос при химической завивке в зависимости от их структуры. Технология современных видов химической завивки. Правила ухода за волосами после химической завиуки. Правила безопасности труда при химической завивке. Нормы расходования материалов для завивки. ^ Классификация причесок. направление моды в прическах. Виды современных причесок. Принципы подбора прически по индивидуальным признакам. Основные элементы прически и приемы их выполнения. Технология выполнения повседневных модельных причесок современных видов. Методы и приемы укладки волос в прическу. Виды и технология модельных причесок на волосах различной длины и структуры. Правила безопасности труда при выполнении прически. Способы оформления модельной прически повседневного назначения и вечерних причесок. ^ Тема 13. Охрана труда, электробезопасность и пожарная безопасность на предприятии Основные положения законодательства по охране труда. Ответственность рабочих за нарушение правил безопасности труда и трудовой дисциплины. Требования безопасности в помещениях парикмахерских. Причины травматизма и меры их предупреждения. Требования электробезопасности и пожарной безопасности. Правила оказания первой помощи при несчастных случаях. Материаловедение
Цели: 1. Обеспечить усвоение учащимися особенностей изготовления парфюмерно-косметических изделий. 2. Развить сенсорные навыки: умение определять признаки и свойства материалов по цвету и запаху. 3. Воспитывать эстетические вкусы (умения пользования парфюмерно-косметическими изделиями). ПРОГРАММА Тема 1. Введение Общие сведения о предмете «Материаловедение», его задачи. Значение предмета для овладения профессией «парикмахер». Понятие о парфюмерии, косметике, парфюмерно-косметических средствах. Парфюмерно-косметическое производство; его сырьевая база; перспективы развития производства. ^ Краткая характеристика сырья, полуфабрикатов, применяемых для производства парфюмерно-косметических товаров. Жиры, заменители жиров; их физико-химические показатели; использование в производстве. Воски и воскообразные вещества; использование в косметических средствах; их физико-химические и биологические свойства. Виды косметических препаратов, содержащих воск и воскообразные вещества. Эмульгаторы; их виды, физико-химические и биологические свойства; применение в косметических средствах. Нефтепродукты и кремнийорганические соединения; их виды, свойства. Виды косметических препаратов, содержащих нефтепродукты. Желирующие вещества, углеводы, консерванты; их виды, свойства и роль в производстве парфюмерно-косметических средств. Красящие вещества; их классификация; применения в производстве парфюмерно-косметических средств. Биологически активные вещества; их свойства и функциональные особенности; влияние на кожу и организм. Применение в практике парикмахерского дела. Душистые вещества; их виды, свойства; использование в средствах для парикмахерских работ. ^ Дезинфицирующие средства, их виды; характеристика свойств. Составы и концентрация растворов. Кровоостанавливающие средства; их виды; характеристика свойств. Требования к дезинфицирующим и кровоостанавливающим средствам. ^ Классификация духов, одеколонов по характеру запаха, композиции настоев, стойкости, оформлению. Отличительные особенности духов и одеколонов. Духи концентрированные и сухие. Виды одеколонов, их применение в парикмахерской практике. Туалетная вода; её отличительные особенности, ассортимент, назначение. Требования к качеству духов, одеколонов и туалетной воды. ^ Мыло; его назначение и основные свойства. Классификация мыла по сортности, составу, применению. Ассортимент отечественного мыла. Шампуни; их классификация по составу и назначению. Свойства шампуней; ассортимент. Применение шампуней в парикмахерской практике. Мыльные порошки и кремы; их разновидности в зависимости от применения. Отличительные особенности крема, жидкого мыла и порошка; их свойства. Требования к качеству моющих и мылящих материалов. ^ Кремы; их классификация по составу и назначению. Основные компоненты кремов и примеры рецептур. Характеристика кремов различного назначения. Ассортимент. Правила применения кремов. Лосьоны; их классификация, применение, назначение, ассортимент. Требования к качеству кремов и лосьонов. ^ Средства для гигиенического ухода за волосами и кожей головы; их классификация. Лечебно-профилактические средства для волос; их виды. Средства для укрепления волос, предупреждения выпадения волос, против перхоти; их состав, основные свойства, действие на кожу и волос. Средства растительного происхождения для окраски волос их состав, действие на волосы. Химические красители для волос; их классификация, состав и свойства. Отбеливающие окислительные, кремообразные краски и красящие (оттеночные) шампуни; их действие на волосы. Средства для химической завивки волос; их состав, действие на кожу и волосы. Рецептура составов в зависимости от вида и состояния волос. Средства для перманентной завивки волос; состав и свойства; действие на кожу и волосы. Средства для сохранения прически; их виды, состав; влияние на волосы. Требования к качеству средств для ухода за волосами. ^ Общее понятие о декоративной косметике. Понятие о макияже. Эстетических вкус и мода; их влияние на применение средств декоративной косметики. Средства декоративной косметики для кожи лица (грим, румяна, пудра); их свойства, виды, состав; цветовая гамма. Декоративные средства для оформления глаз; их виды. Карандаши для бровей и оформления контура глаз; их виды. Карандаши для бровей и оформления контура глаз; их состав, формы выпуска, цвет. Тушь для ресниц; виды, состав, цветовая гамма. Тени для век; разновидности, состав, цветовая гамма. Губная помада; состав, виды, цветовая палитра. Блеск для губ. Лаки и эмали для маникюрных работ; виды, состав, цветовая гамма. Требования к качеству средств декоративной косметики. ^
Цели: 1.Сформировать знания о признаках болезней кожи, волос и ногтей. 2. Развивать аналитический тип мышления. 3. Воспитывать гуманное отношение к клиенту. ПРОГРАММА Тема 1. Введение Предмет «основы санитарии и гигиены», его содержание и задачи. Значение предмета для овладения профессией парикмахера. Понятие о гигиене. Задачи гигиены парикмахерского дела. Понятие о санитарии; её задачи. ^ Гигиена труда. Осуществление мероприятий по правильному устройству, оборудованию и содержанию предприятий в целях охраны труда рабочих. Физиолого-гигиенические основы трудового процесса. Понятие об утомляемости. Правильная поза. Значение правильного положения тела во время работы для повышения производительности труда, предупреждение искривления позвоночник5а и утомляемости. Перерывы в работе, их назначения и правильная организация. Гигиенические требования к рабочей одежде, уход за ней и правила хранения. ^ . Санитарно-гигиенические нормы для производственных помещений; уровень шума, освещение рабочих мест, температура воздуха, относительная влажность воздуха, предельно допустимая концентрация пыли и вредных веществ в воздухе и др. ^ . Санитарно-технологические мероприятия по максимальному снижению загрязнения воздуха рабочих помещений и рабочих мест. Требования к освещению. Виды вентиляционных устройств, их правильная эксплуатация. Санитарный уход за производственными и другими помещениями парикмахерской. ^ . Краткая санитарно-гигиеническая характеристика условий труда в парикмахерской. Профилактика профессиональных заболеваний парикмахера. Значения периодических и предварительных медицинских осмотров. Пыль и её влияние на организм. Заболевания от воздействия пыли, аллергические заболевания. Глазной травматизм и заболевания глаз. Причины травм глаз, меры предупреждения. Самопомощь и первая доврачебная помощь при порезах, ушибах, ожогах и др. Личная гигиена. Гигиена тела и одежды. ^ Кожа; её строение. Кровеносные сосуды. Сальные и потовые железы. Нервные окончания. Окраска кожи. Физиология кожи. Волосы; их виды, строение, цвет. Продолжительность жизни волос; причины выпадения. Ногти; их строение, цвет. Рост ногтей. ^ Микробиология как наука. задачи микробиологии. Понятие о микробах и их жизнедеятельности. Классификация микроорганизмов. Бактерии; их виды, строение. Грибки; их виды, строение, размножение. Простейшие; их строение; размножение, образование цист. Риккетсии; их строение. Вирусы; их строение; неспособность размножаться вне живого организма. Формы вируса. Спирохеты; их строение. Физиология микроорганизмов. Ферменты; их роль в физиологии микроорганизмов. Химический состав микробной клетки. Пигментообразование. Образование запахов. Микробные яды – токсины. Микробы и внешняя среда. Факторы внешней среды, влияющие на микроорганизмы. Микробы воды, почвы, воздуха. Нормальная микрофлора организма человека. Круговорот веществ в природе, изменчивость микробов. Бактериофаг. ^ Эпидемиология как наука. задачи эпидемиологии. Инфекции и болезнетворные микробы; их характеристика. Инфекционный процесс; факторы ,влияющие на его развитие. Проявление инфекционного заболевания. Виды инфекций. Эпидемический процесс; его характеристика и источники инфекции. Бактерионосители как источники инфекции. Пути и способы передачи инфекции. Распространение инфекционных заболеваний. Факторы, влияющие на эпидемический процесс. Сущность иммунитета. Виды иммунитета. Естественные защитные силы организма. Фагоцитоз. Понятие об антителах и антигенах. Меры борьбы с инфекциями и их источниками. ^ Врожденные особенности и недостатки кожи и волос. Отклонения в деятельности сальных желез. Внутренние и внешние болезни кожи. Болезни кожи, вызываемые бактериями. гнойничковые заболевания кожи; их причины. болезни, вызываемые стафилококками, стрептококками. Профилактика гнойничковых заболеваний в быту и на производстве. туберкулезные поражения кожи. Сибирская язва. Болезни кожи, волос, ногтей, вызываемые грибками. Микроспория волосистой части головы и гладкой кожи. Поверхностная трихофития волосистой части головы. Хроническая трихофития. Трихофития ногтей. Глубокая трихофития головы и гладкой кожи. Паразитарный сикоз. Парша волосистой части головы и гладкой кожи. Профилактика грибковых заболеваний. Болезни кожи, вызываемые животными паразитами. Опухоли кожи. Сифилис и его влияние на кожу и волосы. Профессиональные заболевания кожи. Уход за кожей и волосами; его значение. ^
Цели: 1. Сформировать общие понятия психологии этической и эстетической культуры. 2. Развивать навыки общения и культуры речи. 3. Воспитывать дисциплинированность, неукоснительное выполнение установленных требований к нормам поведения и должностным обязанностям. ПРОГРАММА Тема 1. Введение. Задачи предмета «Профессиональная этика и культура обслуживания». Ознакомление с программой обучения. Понятие и сущность культуры обслуживания. Составные элементы культуры обслуживания (психологический, этический, эстетический, организационный). ^ Психология как наука. Общие сведения о психических процессах ,свойствах и состояниях человека. Психологические основы общения. Роль психологии в повышении культуры общения. Общее понятие о личности, процессе её формирования. Психологическая структура личности. Способ определения темперамента и характера человека по внешнему виду. зависимость профессиональных качеств от психических свойств личности. Понятие о профессиональной направленности личности. Специфика трудовой деятельности работника контактной зоны; её компоненты: коммуникативный, конструкторский, организационный. Коммуникативные умения и навыки. Характеристика процесса общения с психологической точки зрения. Психологические этапы процесса обслуживания заказчика в парикмахерской. Индивидуальный подход. Значение установления психологического контакта. ^ Общее понятие об этической культуре. Мораль и этика. Основные категории этики. Роль морали в формировании личности, в поведении человека. Понятие о профессиональной этике; категории этики. Сущность профессионального поведения работника контактной зоны. Нравственные требования к профессиональному поведению. Сфера действия этикета. Стили общения на предприятии. Аспекты проявления культуры общения. Виды речевого этикета, применяемого в профессиональной деятельности. Невербальные пути общения. Причины конфликтов в парикмахерской. Пути предупреждения и преодоления конфликтов. Влияние этической культуры на процесс общения в сфере услуг. ^ Общее понятие об эстетической культуре. Роль эстетической культуры в профессиональной деятельности. Техническая эстетика и её роль в повышении культуры обслуживания, в формировании личности. Эстетические требования к оформлению предприятия (парикмахерской); их значение. Эстетические требования к внешнему облику профессионального состава парикмахерской. Основные составляющие внешнего облика. Эстетические требования к деловому ансамблю. Эстетические требования к прическе, макияжу. Организационная культура; её сущность и роль в конкретной профессиональной деятельности. ^
Цели:
ПРОГРАММА Тема 1. Что такое экономика. Экономика и человек. Экономика и труд. Экономические объекты и экономические ресурсы. Цели и задачи экономики. Экономический продукт. Экономика и стоимость. Экономические циклы. ^ Личная и семейная экономика. Производственная экономика. Экономика государств, регионов; мировая экономика; «нерыночная экономика»; рыночная экономика. ^ История возникновения и природа собственности. Субъект собственности, объект собственности. Частная, личная, индивидуальная собственность. Зависимость экономической системы от превалирующей в государстве собственности. Изменения форм собственности. Приватизация. ^ Рынок. Рынок труда. Заработная плата. Социальная рыночная экономика. Трудовой контракт. Коллективный договор. Соглашение. Генеральное соглашение. ЕТС. Пенсия. Формы борьбы с безработицей. ^ Что такое деньги. История денег. Мера стоимости товара. Структура современной денежной системы. Тема 6. Финансы. Бюджет. Банки. Финансы и деньги. Виды денежных средств. Ценные бумаги. Акции. Финансовые связи и денежные потоки в экономике. Финансовые отношения и их участники. Налоги. Бюджеты и их виды. Банки и банковское дело. Кредит и депозитный процент. ^ ТЕМА: Подготовительные работы при химической завивке. Цели: 1. Обеспечить усвоение учащимися технологии подготовительных работ при химической завивке. 2. Развивать умения учебного труда: запоминать и работать в нужном темпе. 3. Воспитывать чувство ответственности и дисциплинированности: неукоснительно выполнять установленные требования технологии. Ход занятия: I. Организационный момент. II. Объяснение нового материала: Технология подготовительных работ при химической завивке. 1. Что вам известно о химической завивке? 2. Подготовка инструментов, приспособлений и химических составов. 3. Осмотр кожи головы. 4. Реакция кожи головы на раздражитель. 5. Реакция волос на раздражитель. 6. Мытье головы. 7. Стрижка волос (черновая). III. Закрепление нового материала. 1. С чего начинают подготовительные работы при химической завивке? 2. В каких случаях выполняют черновую стрижку? 3. Нужно ли выполнять проверку реакции кожи и волос на раздражитель: как это делается? 4. Зачем производят осмотр кожи головы? 5. Нужно ли мыть голову перед химической завивкой и зачем? Домашнее задание:
ЗАНЯТИЕ № 12. Практика 4 часа. ТЕМА: Стрижка волос. Цели:
Ход занятия:
Приложение 1. Перечень контрольных работ по первому году обучения. Контрольная работа № 1.
Контрольная работа № 2.
Контрольная работа № 3.
Контрольная работа № 4.
Контрольная работа № 5.
Перечень контрольных работ по второму году обучения. Контрольная работа № 1.
Контрольная работа № 2.
Контрольная работа № 3.
Контрольная работа № 4.
Контрольная работа № 5.
Контрольная работа № 6.
Приложение 2. Перечень практических работ:
Приложение 3. Литература, необходимая ученикам и учителю:
Литература, использованная при составлении программы:
Методические пособия:
|
![]() |
2008 г. Комплект Учебно-программной документации по профессии «Парикмахер» профессии по ок 016-94: |
![]() |
Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по |
![]() |
Сухая адаптированная молочная смесь для искусственного и смешанного вскармливания детей с рождения Состав (на 100 мл готовой смеси): Белки 1,3-1,52 г, нуклеотиды 0,96-3,2 мг, жиры 3,19-3,6 г, линолевая... |
![]() |
Рабочая программа по «Профилактике стоматологических заболеваний» Специальность 040400 Рабочая программа «Обсуждена» на заседании кафедры терапевтической стоматологии ми ягу |
![]() |
Учебная программа Специальность: 1-79 01 07 «Стоматология» |
![]() |
Программа специальность 1-79 01 02 «Педиатрия» Учебное время |
![]() |
Рабочая программа по офтальмологии специальность 040400 |
![]() |
Рабочая программа по хирургическим болезням специальность |
![]() |
Учебная программа Специальность : Учебное время |
![]() |
Программа вступительного экзамена в клиническую ординатуру Специальность |