|
Скачать 0.76 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО 9 ФЕВРАЛЯ 2004 Г. N 2510/1094-04-32 О ТИПОВОЙ МОДЕЛИ ПРОГРАММЫ "ДЕТСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ" Министерство здравоохранения Российской Федерации в целях совершенствования медицинской помощи детям направляет типовую модель региональной программы "Детская стоматология" для разработки соответствующей программы с учетом особенностей региона. Приложение: типовая модель программы. Заместитель Министра О.В.ШАРАПОВА Приложение УТВЕРЖДАЮ Министр здравоохранения Российской Федерации Ю.Л.ШЕВЧЕНКО 30 декабря 2003 г. МОДЕЛЬ ^ "ДЕТСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ" ВВЕДЕНИЕ Высокая стоматологическая заболеваемость детского населения остается одной из актуальных проблем отечественного здравоохранения. Анализ стоматологической заболеваемости у детей в различных регионах России, по данным эпидемиологического обследования населения, проведенного в 1996-98 г. в соответствии с приказом Минздрава России N 181 от 06.05.96 г. показал, что 78% детей в возрасте 12 лет имеют пораженные кариесом постоянные зубы (интенсивность кариеса по индексу КПУ равна 2.91). В 15-летнем возрасте средняя распространенность кариеса достигает 88% (средняя величина КПУ-4,37). Более половины 15-летних подростков имеют признаки поражения тканей пародонта. На сегодняшний день наблюдается аналогичная ситуация. По данным, представленным территориальными отделами здравоохранения (2002 г.), у детей старших возрастных групп распространенность кариеса постоянных зубов составляет в среднем 80-85%, а в отдельных регионах этот показатель приближается к 100%. Остаются высокими показатели распространенности воспалительных заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий (до 60% детей в возрасте до 14 лет и до 30% 15-17-летних подростков нуждаются в ортодонтическом лечении). Морфологические нарушения в зубочелюстно-лицевой области сочетаются с функциональными: нарушением носового дыхания - у 67% детей, глотания - у 61%, жевания - у 24%, речи - у 15%. Ежегодно в РФ рождается 30000 детей с врожденными аномалиями лица, шеи и черепа. Кроме того, около 10000 детей приобретают их в результате травм и других заболеваний в процессе жизнедеятельности. Частота врожденных пороков развития является важной характеристикой состояния здоровья населения. Смертность, связанная с пороками, занимает 2-5 место в структуре детской смертности. Одними из наиболее частых остаются поражения черепно-лицевой области: 70% - это расщелины верхней губы и неба. Их популяционная частота составляет от 1:1000 до 1:460 новорожденных, т.е. около 2 на 1000. В Москве этот показатель - 1:700 в год. В условиях высокой стоматологической заболеваемости детского населения особую актуальность имеет целенаправленное снижение уровня стоматологических заболеваний путем реализации комплексной программы (охватывающей вопросы организации и проведения профилактических мероприятий, лечение кариеса, его осложнений и воспалительных заболеваний пародонта, зубочелюстно-лицевых аномалий). Эти меры связаны, взаимообусловлены и составляют комплексность решения проблемы. Кроме того, они предусматривают совместную работу системы здравоохранения, народного образования и общественного питания. ^ РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПРОФИЛАКТИКИ 1. Ситуационный анализ стоматологической заболеваемости и стоматологической помощи в регионе Ситуационный анализ включает в себя: 1. Определение стоматологической заболеваемости детского населения: Проведение эпидемиологического стоматологического обследования детей и подростков ключевых возрастных групп (3, 6, 12, 15, 18 лет) по критериям, рекомендованным ВОЗ, определение распространенности и интенсивности стоматологических заболеваний (кариеса временных и постоянных зубов, воспалительных заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий и др.). 2. Сбор, обработка, анализ статистических данных, касающихся: - демографической ситуации: количество детского населения (из них детей дошкольного возраста и школьников), процент ежегодного прироста населения, соотношение городского и сельского населения; - количества детских учреждений (ДДУ, школ, детских домов, домов ребенка, интернатов); - сети учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детскому населению (количество детских стоматологических поликлиник, детских отделений и кабинетов в стоматологических поликлиниках общего профиля и детских поликлиниках общего профиля, стационарных стоматологических кабинетов в детских учреждениях); - степени оснащения детских стоматологических учреждений необходимым оборудованием, инструментами, медикаментами; - кадрового состава учреждений, оказывающих стоматологическую помощь детям и подросткам, укомплектованности врачами и средним медицинским персоналом. 3. Оценку состояния окружающей среды (содержание фторида в питьевой воде, климато-географические особенности, экологическая ситуация в регионе). 2. Постановка целей и задач программы Для того, чтобы поставить конкретные цели и задачи программы для данного региона, необходимо учитывать глобальные цели стоматологического здоровья к 2020 г. для стран Европейского региона, изложенные в программном документе ВОЗ "Здоровье 21 - здоровье для всех в 21 столетии": 1. Свыше 80% детей 6 лет должны иметь интактные зубы, при этом среднее значение КПУ временных зубов не должно превышать 2,0. 2. У 12-летних детей средняя интенсивность кариеса по индексу КПУ не должна превышать 1,5. Среднее количество здоровых секстантов пародонта не должно быть менее 5,5. 3. У 15-летних подростков средняя величина индекса КПУ не должна превышать 2,3, при этом компонент "К" - (нелеченный кариес) должен быть ниже 0,5. Среднее количество здоровых секстантов пародонта должно быть не менее 5,0. 4. У 18-летних не должно быть зубов, удаленных по поводу кариеса и болезней пародонта. Целью программы является снижение уровня стоматологической заболеваемости у детей и подростков, уменьшение количества осложнений. Задачи программы (реальная величина снижения распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний) планируется с учетом ситуации в регионе: исходного уровня стоматологической заболеваемости детского населения ключевых возрастных групп, социально-экономических особенностей, факторов окружающей среды и др. Материально-техническое обеспечение программы Для обеспечения работы программы необходимы: Помещения: стоматологические кабинеты, кабинеты гигиены и профилактики, оснащенные стоматологическими установками, инструментарием и расходными материалами для проведения лечебно-профилактических мероприятий в детских стоматологических поликлиниках, детских отделениях стоматологических поликлиник общего профиля и детских поликлиниках общего профиля, женских консультациях, детских дошкольных учреждениях, школах, а также комнаты гигиены в детских дошкольных учреждениях и школах. Зуботехническая лаборатория должна состоять из следующих помещений с учетом вида выполняемой работы: моделировочная, гипсовочная, штамповочно-прессовочная, паяльно-сварочная и паковочная, отделочно-полировочная. Детские специализированные стационары по челюстно-лицевой хирургии на базе ДКБ. Для привлечения в детскую стоматологическую службу молодых кадров необходима модернизация стоматологического оборудования и внедрение новых технологий в сети детских стоматологических учреждений. - медикаменты и материалы - потребность в медикаментах и материалах для проведения профилактики (фторлак, фторидсодержащие растворы, герметики и др.), лечении кариеса и его осложнений, заболеваний пародонта и слизистой оболочки рта (пломбировочные материалы, эндодонтические герметики, антисептические средства для обработки корневых каналов и слизистой оболочки рта, кератопластические препараты, анестетики, противомикробные, противовоспалительные, остеоинтегрируемые препараты и др.), современные оттискные и другие материалы определяются в ходе разработки программы для каждого конкретного региона, исходя из объема планируемого комплекса профилактических мероприятий и экономических возможностей. Следует отметить, что для полноценной реализации комплексных программ требуется дополнительное финансирование. - средства гигиены полости рта - зубные щетки, зубные пасты и другие средства и предметы индивидуальной гигиены полости рта родители приобретают детям и подросткам после консультации со стоматологом или гигиенистом. - информационные материалы по вопросам профилактики стоматологических заболеваний (памятки, буклеты, брошюры, стенды, выставки, плакаты, учебные кино-видеофильмы и др.) могут разрабатываться и изготавливаться оргметодотделами органов управления здравоохранением, с обязательным привлечением фирм-производителей средств гигиены полости рта. Организация программы В организации программы должны участвовать руководители различных учреждений и разных уровней. Областная и районная администрация: - утверждение программ профилактики и лечения стоматологических заболеваний для внедрения медицинскими и педагогическими учреждениями района; - издание административных документов для внедрения программы; - контроль выполнения программы. Органы управления здравоохранением: - разработка и внедрение программ профилактики и лечения; - определение обязанностей лечебно-профилактических учреждений участвующих в программе; - назначение ответственных за внедрение программы; - издание инструкций и приказов по внедрению программы; - обеспечение взаимодействия с органами управления образованием по реализации программы; - контроль выполнения программы. Органы управления образованием: - обеспечение взаимодействия с органами управления здравоохранением по внедрению программы в школах и дошкольных учреждениях; - определение обязанностей работников системы образования для реализации воспитания здорового образа жизни детей; - издание инструкций и приказов по внедрению программы в ДДУ и школах; - контроль выполнения программы в ДДУ и школах. Санитарно-эпидемиологическая станция: - контроль и оказание помощи в обеспечении рационального питания (нормирование сахара и др.) в организованных детских коллективах; - контроль и оказание помощи в обеспечении правильного содержания средств профилактики и гигиены полости рта в организованных детских коллективах. Женские консультации: - стоматологическое просвещение беременных по вопросам профилактики стоматологических заболеваний у детей; - взаимодействие со стоматологическими поликлиниками по вопросу 100% охвата и полноценного стоматологического обслуживания беременных. Детские поликлиники: - стоматологическое просвещение родителей и работников детских учреждений по вопросам профилактики стоматологических заболеваний; - координация и практическая помощь стоматологической службе в осуществлении программы профилактики в ДДУ и школах; - контроль питания в отношении сладких продуктов в ДДУ и школах; - организация работы стоматолога в комнатах здорового ребенка; - контроль и содействие ежегодным посещениям стоматолога неорганизованными детьми. Детские стоматологические поликлиники: - планирование и обеспечение необходимыми средствами профилактики и лечения стоматологических заболеваний; - проведение санации и диспансеризации детей со стоматологическими заболеваниями; - обучение медицинского персонала и педагогов, участвующих в программе, методам стоматологического просвещения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний; - обучение воспитателей ДДУ методам чистки зубов у детей; - практическое осуществление профессиональных профилактических мероприятий детям и подросткам согласно программе; - плановая санация полости рта детей и подростков; - контроль эффективности программы профилактики и лечения в целом и отдельных ее компонентов. Стоматологические поликлиники: - планирование и обеспечение необходимых средств профилактики; - координация работы врачей-стоматологов женских консультаций; - взаимодействие с женскими консультациями по вопросам 100% охвата беременных стоматологическим обслуживанием; - проведение лечебно-профилактических мероприятий и стоматологическое просвещение беременных по вопросам профилактики стоматологических заболеваний у детей. Детские дошкольные учреждения: - взаимодействие с педиатрической и стоматологической службами по вопросу внедрения профилактики; - практическое обеспечение ежедневной чистки зубов детей; - стоматологическое просвещение родителей по вопросам профилактики стоматологических заболеваний у детей; - обеспечение рекомендуемых норм рационального питания у детей. Школы: - проведение плановых уроков здоровья, включая вопросы профилактики стоматологических заболеваний; - обеспечение условий для проведения медицинским персоналом лечебно-профилактических мероприятий детям и подросткам согласно программе профилактики; - проведение санации и диспансеризации детей и подростков со стоматологическими заболеваниями. Источники финансирования Бюджет, ОМС, возможна спонсорская помощь фирм-производителей стоматологической продукции и стоматологического просвещения. Доля каждого источника финансирования индивидуальна для конкретного региона. ^ Медицинская эффективность Показателем, свидетельствующим об эффективности программы профилактики и лечения, является увеличение числа детей с интактным зубным рядом и не имеющих признаков поражения тканей пародонта. Кроме того, об эффективности программы можно судить по динамике показателей индексов интенсивности кариеса временных и постоянных зубов (кпу и КПУ), гигиенических индексов, изменению количества секстантов пародонта, имеющих признаки поражения, у детей ключевых возрастных групп. Окончательная оценка эффективности программы в популяции проводится через каждые 5 лет, промежуточная оценка позволяет при необходимости модифицировать программу для достижения максимального профилактического эффекта. Экономическая эффективность Зависит от объема планируемых профилактических мероприятий, индивидуальна для каждого региона. Заключение Настоящая комплексная программа "Детская стоматология" состоит из четырех разделов: I. Профилактика стоматологических заболеваний. II. Профилактика, лечение кариеса и его осложнений, заболеваний пародонта и слизистой оболочки рта. III. Ортодонтия. Диагностика, профилактика и лечение зубочелюстно-лицевых аномалий. IV. Профилактика и лечение хирургических заболеваний челюстно-лицевой области. Программа включает в себя стратегию развития всех разделов стоматологии. Обеспечение детской стоматологической службы оборудованием, инструментарием, материалами позволяет с максимальной эффективностью решить важную социально-медицинскую задачу - сохранить здоровье детей, поскольку общеизвестна связь массовых стоматологических заболеваний с общим состоянием ребенка. Максимально устранить страдание детей, связанное с острой зубной болью и необходимостью хирургического вмешательства, в том числе и стационарного. Резко снизить уровень психологических переживаний и страданий детей, обусловленных отсутствием у них болевых ощущений в результате использования надежных и щадящих методов лечения и современных, высокоэффективных материалов. При выполнении санации полости рта с использованием материалов и технологий, предусмотренных Программой во второй и последующие годы следует ожидать также прямой и опосредованный экономический эффект. Прямая экономия будет обусловлена: 1. За счет современной технологии профилактики кариеса с применением герметиков и препаратов фтора на 2-ой год следует ожидать сокращение ежегодного прироста кариозных полостей на 50% по сравнению с фоновой величиной. 2. За счет повышения эффективности лечения уже образовавшихся кариозных полостей следует ожидать сокращения числа появления новых кариозных дефектов на 50%. 3. За счет стабилизации поверхностного кариеса и реминерализирующей терапии можно ожидать сокращения случаев среднего кариеса минимум на 30% от числа вновь образующихся кариозных полостей. 4. За счет использования новых высококачественных пломбировочных материалов нового поколения следует ожидать снижения удельного веса возникновения рецидивного кариеса у детей не менее чем на 10-15%. В целом, уже после первого года реализации Программы на каждую 1000 детей снижается потребность в лечении 1300-1400 зубов, т.е., общая потребность в материалах в течение второго года реализации программы сократится не менее чем на 30% . К концу II года реализации Программы потребность в лечении сократится, в целом, еще на 20%. Таким образом, только прямой экономический эффект от сокращения потребности в материально-технических средствах составит 50% по сравнению с начальным периодом. Кроме того, при реализации Программы следует рассчитывать на опосредованный экономический эффект, который заключается в следующем: 1) Сокращение затрат времени врача-стоматолога на 30% в течение 2-го года и на 50% - в течение 3-го года действия Программы на оказание помощи детям. 2) Снижения веса некачественных ранее поставленных пломб у детей не менее чем на 20%. Таким образом, только прямой экономический эффект от сокращения потребности в материально-технических средствах составит 50% по сравнению с начальным периодом. Кроме того, при реализации Программы следует рассчитывать на опосредованный экономический эффект, который заключается в следующем: 1) Сокращение затрат времени врача-стоматолога на 30% в течение 2-го года и на 50% - в течение 3-го года действия Программы на оказание помощи детям. 2) Сокращение прямых трудопотерь родителей, обращающихся с детьми в лечебные стоматологические учреждения (кабинеты). 3) Устранение причин развития острых гнойных осложнений у детей позволит снизить затраты на хирургическое лечение, в том числе и в стационаре. 4) Эффективная санация полости рта у детей одновременно понижает общую заболеваемость в детском возрасте и трудопотери, вызванные необходимостью выдачи больничных листов по уходу за ребенком. Опосредованным, но весьма важным следствием реализации Программы является безусловное снижение социального напряжения среди членов семьи, что, в свою очередь, благоприятно отразится и на эмоционально-психологическом климате дома и на работе. Раздел I. ПРОФИЛАКТИКА СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ Цель - снижение уровня стоматологической заболеваемости у детей и подростков, уменьшение количества осложнений. Задачи: снижение распространенности и интенсивности основных стоматологических заболеваний планируется с учетом ситуации в регионе (исходного уровня стоматологической заболеваемости детского населения ключевых возрастных групп, социально-экономических особенностей, факторов окружающей среды и др.). Выбор методов и средств профилактики Методы и средства профилактики выбираются с учетом особенностей конкретного региона (экономической ситуации, содержания фторида в воде, уровня стоматологической заболеваемости детского населения). Основные методы первичной профилактики стоматологических заболеваний: - стоматологическое просвещение и гигиеническое воспитание населения, мотивация к ведению здорового образа жизни; - обучение правилам гигиенического ухода за полостью рта; - профессиональная гигиена полости рта; - эндогенное использование фторидов (фторирование питьевой воды, пищевых продуктов (молока, соли), прием внутрь фторидсодержащих препаратов). Данные методы, которые используются на популяционном и групповом уровнях, могут быть внедрены в районах с низким (ниже половины оптимальной дозы) содержанием фторида в питьевой воде и высоким уровнем интенсивности кариеса у детей; - местное применение фторидсодержащих и реминерализирующих препаратов (покрытие зубов фторлаком, полоскания фторидсодержащими растворами, использование фторидсодержащих зубных паст, реминерализирующих растворов). Эти методы используются на групповом и индивидуальном уровнях; - герметизация фиссур зубов. К методам вторичной профилактики относятся диспансеризация детского населения с целью выявления детей и подростков, имеющих стоматологические заболевания, и своевременное проведение санации полости рта для предупреждения осложнений. Контингент Программой профилактики охватываются дети в возрасте от 0 до 14 лет и подростки 15-17 лет, а также беременные женщины для антенатальной профилактики стоматологических заболеваний у детей (совместно со взрослой сетью). ^ В РАЗЛИЧНЫЕ ВОЗРАСТНЫЕ ПЕРИОДЫ для детей от 0 до 3 лет 1. Мотивация родителей к уходу за зубами детей сразу после их прорезывания (раздача памяток, брошюр и др.). 2. Обучение родителей рациональному уходу за полостью рта детей. 3. Рекомендации по ограничению в питании детей сахара до 20 г. 4. Осмотр полости рта детей 2 раза в год, индивидуальные рекомендации по уходу за зубами. 5. Эндогенное применение фторидсодержащих препаратов (по показаниям, начиная с 2-летнего возраста). для детей от 3 до 6 лет 1. Стоматологическое просвещение. 2. Обучение воспитателей детских садов и родителей методам чистки зубов у детей. 3. Обучение гигиене полости рта детей с 3-х до 6 лет. 4. Местное применение реминерализирующих препаратов. 5. Герметизация фиссур первых постоянных моляров сразу после их прорезывания. 6. Эндогенное применение фторидсодержащих препаратов (по показаниям). 7. Санация полости рта с целью профилактики осложнений кариеса. Атравматическое пломбирование с использованием стеклоиономерных цементов. 8. Профилактика зубочелюстных аномалий, которая включает в себя миогимнастику, массаж альвеолярного отростка, наблюдение за сроками, парностью и симметричностью прорезывания временных зубов, по показаниям - пластику уздечки языка, устранение вредных привычек, при необходимости, избирательное пришлифовывание временных зубов, протезирование. для детей от 6 до 14 лет 1. Систематическое стоматологическое просвещение родителей, учителей, детей о значении гигиены полости рта, вреде сладких продуктов для зубов, о необходимости лечения зубов на ранних стадиях заболевания. 2. Индивидуальное обучение методике чистки зубов. 3. Герметизация фиссур постоянных моляров. 4. Местное применение реминерализирующих препаратов. 5. Эндогенное применение фторидсодержащих препаратов (по показаниям). 6. Профессиональная гигиена полости рта. 7. Обеспечение информационными материалами стоматологических кабинетов школ. 8. Ограничение кариесогенных продуктов в школьном питании детей. 9. Санация полости рта с использованием современных пломбировочных материалов (стеклоиономерных цементов, композиционных материалов и др.). 10. Профилактика зубочелюстных аномалий: наблюдение за сроками, парностью и симметричностью прорезывания постоянных зубов, по показаниям - пластика уздечек губ, мелкого преддверия полости рта, устранение вредных привычек, при необходимости - избирательное пришлифовывание временных зубов, протезирование. для подростков 15-17 лет 1. Контроль за гигиеническим состоянием полости рта и при необходимости инструктаж по чистке зубов и помощь в выборе средств гигиены полости рта. 2. Профессиональная гигиена полости рта. 3. Санация полости рта с использованием современных пломбировочных материалов. 4. Индивидуальные беседы на предмет выявления возможных факторов риска возникновения стоматологических заболеваний: избыточного употребления сладостей, неудовлетворительной гигиены полости рта. ^ В программе должны принимать участие врачи-стоматологи, средний медицинский персонал (гигиенисты стоматологические и медицинские сестры стоматологических кабинетов), работники акушерско-гинекологической и педиатрической служб, работники детских учреждений, родители. Врач-стоматолог (руководитель программы) - осуществляет руководство программой, при необходимости обучает средний медицинский персонал. Врач-стоматолог в женской консультации - проводит лечебно-профилактические мероприятия у беременных, дает рекомендации по уходу за полостью детей. Врач-стоматолог детский - осуществляет плановую санацию полости рта детей, при отсутствии специально обученного среднего медицинского персонала осуществляет профилактические мероприятия. Гигиенист стоматологический - проводит комплексные профилактические мероприятия, включая стоматологическое просвещение детей и их родителей, обучение правилам ухода за полостью рта, профессиональную гигиену полости рта, местное применение фторидсодержащих препаратов и реминерализирующих растворов; организует обучение работников детских учреждений, медицинского нестоматологического персонала методике проведения гигиенических процедур. Медицинские сестры стоматологического кабинета - при отсутствии гигиениста после предварительного обучения могут выполнять некоторые профилактические мероприятия (стоматологическое просвещение, обучение правилам ухода за полостью рта). Помимо этого, в программе должен быть задействован медицинский нестоматологический персонал: - врачи акушеры-гинекологи женской консультации - при первом посещении направляют беременную к стоматологу, объясняют необходимость рационального ухода за полостью рта. - врачи-педиатры и медицинские сестры детских поликлиник, ДДУ, школ - проводят санитарно-просветительскую работу с родителями (пропаганда грудного вскармливания, рекомендации по ограничению употребления сладких продуктов, меры по профилактике и устранению вредных привычек), контролируют плановые посещения детьми стоматолога, в детских дошкольных учреждениях контролируют обучение ребенка правильной чистке зубов и воспитание навыков ежедневного самостоятельного ухода за полостью рта. Работники детских учреждений (воспитатели ДДУ, учителя школ, работники детских домов, домов ребенка, интернатов) - проводят контроль чистки зубов у детей, следят за рационом питания детей (ограничение употребление сладких продуктов), принимают меры по профилактике и устранению вредных привычек у детей. Непременным условием эффективности любой программы профилактики является участие в ней родителей, которых следует обучить, чтобы они могли контролировать ежедневную чистку зубов у детей и участвовать в воспитании у них здоровых привычек. ^ Медицинская эффективность Показателем, свидетельствующим об эффективности программы профилактики, является увеличение числа детей с интактным зубным рядом и не имеющих признаков поражения тканей пародонта. Кроме того, об эффективности программы можно судить по динамике показателей индексов интенсивности кариеса временных и постоянных зубов (кпу и КПУ), гигиенических индексов, изменению количества секстантов пародонта, имеющих признаки поражения, у детей ключевых возрастных групп. Окончательная оценка эффективности программы в популяции проводится через каждые 5 лет, промежуточная оценка позволяет при необходимости модифицировать программу для достижения максимального профилактического эффекта. Экономическая эффективность Зависит от объема планируемых профилактических мероприятий, индивидуальна для каждого региона. По опыту зарубежных стран, широкое внедрение профилактики позволяет сократить затраты на лечение стоматологических заболеваний в 5-6 раз. Раздел II. ПРОФИЛАКТИКА, ЛЕЧЕНИЕ КАРИЕСА И ЕГО ОСЛОЖНЕНИЙ, ^ Задачи: кардинальное улучшение системы оказания стоматологической помощи детям и подросткам, восстановление жевательной функции. Лечение кариеса, его осложнений и болезней пародонта требует значительных временных и материальных затрат. Для решения поставленных задач в первую очередь необходимо: 1) улучшить материально-техническую базу детских стоматологических учреждений (как дошкольную, так и школьную); 2) обеспечить стоматологическую сеть стоматологическим оборудованием, инструментами и расходными материалами; 3) внедрить современные технологии позволяет не только предупредить развитие кариеса, но и повысить эффективность лечения кариеса молочных и постоянных зубов у детей, применяя материалы, которые позволяют, с одной стороны, проводить максимально щадящую обработку и, одновременно, надежно предупреждать рецидив кариеса. ^ Цель - профилактика, своевременная диагностика, совершенствование методов лечения кариеса временных и постоянных зубов у детей различных возрастных групп. Задачи профилактики: - снижение показателей интенсивности и распространенности кариеса, особенно у детей с декомпенсированной формой, путем использования современных материалов и технологий. Кариес зубов является самой распространенной патологией, особенно в детском возрасте. Формирование зачатков молочных зубов происходит во внутриутробном периоде и во многом зависит от течения беременности женщины, перенесенных ею заболеваний, характера питания. Нарушение формирования твердых тканей зубов в этот период является предрасполагающим фактором для развития множественного кариеса временных зубов. Кариозные полости во временных зубах чаще локализуются на апроксимальных поверхностях, что создает большие сложности в их диагностике и лечении. Особенностями кариеса временных зубов являются: - множественность поражения (иногда до 20 зубов); - быстрота распространения кариозного процесса вглубь и по плоскости; - "циркулярный кариес", который встречается преимущественно у недоношенных детей с гипотрофией, рахитом, находящихся на искусственном вскармливании и приводит к быстрому развитию осложнений кариеса. Кариес в стадии пятна - частая форма кариеса во временных и постоянных зубах, протекает бессимптомно. Но во временных зубах чаще развивается, так называемый, начальный кариес, когда на фоне белого кариозного пятна формируется мелкая кариозная полость. Средний кариес - самая частая форма патологического процесса во временных и постоянных зубах. Жалобы незначительны. В стадии активной деминерализации процесс быстро распространяется вглубь и развивается глубокий кариес, который во временных зубах диагностируется редко и с большой осторожностью, так как при активном течении процесс быстро распространяется на пульпу и развивается пульпит. Выбор методов и средств профилактики 1. Профилактика токсикозов беременности. 2. Рациональное питание беременных. 3. Грудное вскармливание, своевременный прикорм. 4. Закаливание ребенка с целью профилактики респираторных заболеваний. Остальные профилактические мероприятия см. раздел "Профилактика кариеса". Примерный комплекс лечебных мероприятий 1. Регулярное посещение стоматолога (кратность в зависимости от степени активности кариеса). 2. Гигиена полости рта (индивидуальная и профессиональная). 3. Реминерализирующая терапия, включающая препараты кальция и фториды. 4. Использование препаратов, содержащих серебро, при начальном кариесе временных зубов. 5. Психологическая подготовка ребенка к осмотру и лечению. 6. Проведение местного обезболивания (аппликационная, инфильтрационная, проводниковая, интралигаментарная анестезия). 7. Пломбирование кариозных полостей во временных зубах и постоянных несформированных с использованием стеклоиономерных цементов. 8. Лечение кариеса в постоянных зубах - реставрация с использованием композитов химического и светового отверждения, компомеров и др. Контингент Дети от 0 до 18 лет, организованное и неорганизованное детское население. Место проведения Детские учреждения (детские сады, школы, детские стоматологические поликлиники, стоматологические отделения и кабинеты в детских общепрофильных поликлиниках, интернаты, дома ребенка). Персонал, участвующий в программе В программе должны участвовать врачи-стоматологи, средний медицинский персонал (гигиенисты стоматологические и медицинские сестры стоматологических кабинетов), работники акушерско-гинекологической и педиатрической служб, работники детских учреждений, родители. ^ Детскому стоматологу часто приходится встречаться с тяжелыми осложнениями кариеса - пульпитом и периодонтитом. Чем хуже организована санация детей, тем чаще диагностируются у них воспалительные заболевания пульпы и периодонта. В структуре стоматологических заболеваний осложнения кариеса составляют 35-50% от общего числа детей обратившихся за стоматологической помощью. Количество осложнений кариеса постоянно держится на высоком уровне даже у городского населения России. Риск развития одонтогенных воспалительных процессов особенно велик у детей с декомпенсированной формой кариеса. Развитие кариеса и его осложнений находится в определенной зависимости от уровня реактивности организма ребенка. Признаками низкого уровня реактивности являются: высокая частота респираторных заболеваний, длительное и тяжелое течение заболеваний, плохое заживление ран и т.д. Поэтому наблюдение и оздоровление детей этой группы должно иметь не только стоматологический, но и педиатрический аспект. Цель - своевременная диагностика и лечение кариеса для профилактики его осложнений и развития одонтогенных воспалительных процессов. Задачи: 1. Профилактические осмотры детей в организованных детских коллективах и по обращаемости. 2. Санация полости рта. 3. Препарирование и пломбирование кариозных полостей с учетом возраста ребенка. 4. Особое внимание уделять детям с множественным кариесом, в случае его декомпенсированного течения. 5. Взять на диспансерный учет детей с общими заболеваниями, приводящими к развитию вторичного иммунодефицита: патология желудочно-кишечного тракта, хронический тонзиллит, гайморит, ангина, фарингит и др. ПУЛЬПИТ Клинические проявления и развитие патологического процесса в пульпе зуба у детей существенно отличаются от такого у взрослых. Почти все формы пульпита в детском возрасте, как острые, так и хронические протекают с неглубокой кариозной полостью. При этом воспалительный процесс быстро распространяется вглубь, захватывая коронковую и корневую пульпу. У детей хронические формы пульпита преобладают над острыми и это объясняется тем, что хронический пульпит чаще развивается как первично-хронический процесс, а не только вследствие перехода острого пульпита в хронический. Организм ребенка реагирует на воспалительный процесс в пульпе гиперергически, неадекватно силе раздражителя. Примерный комплекс лечебных мероприятий 1. Психологическая подготовка ребенка. 2. Аппликационное обезболивание, инфильтрационная, проводниковая, интралигаментарная анестезия. Общее обезболивание (по показаниям). 3. Препарирование кариозной полости. 4. Раскрытие полости зуба. 5. Биологический метод (полного сохранения пульпы препаратами на основе кальция гидроксида, и др.). 6. Витальная ампутация пульпы у детей применяется в постоянных зубах с несформированными корнями и при травме. 7. Девитальная ампутация пульпы - наиболее часто используемый метод при пульпите во временных зубах. А) наложение девитализирущей пасты. Б) импрегнация мумифицирующими препаратами (пальпак-V, и др.). 8. Эндодонтическое лечение временных и постоянных зубов. 9. Антисептическая обработка корневых каналов. 10.Пломбирование корневых каналов твердеющими пастами. 11 .Пломбирование со штифтами: гуттаперчевыми, полипропиленовыми и др. Контингент Дети от 1 года до 18 лет. Организованное и неорганизованное детское население. Место проведения Детские стоматологические поликлиники, стоматологические отделения и кабинеты в детских общепрофильных поликлиниках, стоматологические кабинеты в детских садах, школах, интернатах. ПЕРИОДОНТИТ У детей преобладают хронические формы периодонтита над острыми. Хронический периодонтит развивается как исход острого или как первично-хронический процесс, являющийся осложнением хронического пульпита. Хронический гранулирующий периодонтит является наиболее частой формой периодонтита в молочных зубах. Он, в основном, протекает бессимптомно, с неглубокой кариозной полостью, что нередко вызывает затруднение при постановке диагноза, так как клиническая картина напоминает средний кариес. При хроническом гранулирующем периодонтите часто гибнет зона роста, что ведет к прекращению формирования корня. Хронический гранулирующий периодонтит, начавшись в периодонте временного зуба, быстро распространяется вглубь, оказывая негативное влияние на сформированный зачаток постоянного зуба, вплоть до его гибели или развития местной гипоплазии (зуб Турнера). Любая форма хронического периодонтита молочных или постоянных зубов часто сопровождается обострениями воспалительного процесса, который протекает более агрессивно при ослаблении организма ребенка. Этот процесс в конечном итоге может привести к развитию периостита, остеомиелита, флегмоны. Клинико-морфологические особенности хронического периодонтита обусловливают трудности, возникающие перед детским стоматологом при разработке тактики лечения, которая должна быть направлена на достижение конечной цели - сохранении зуба и устранении очага хронической инфекции. Особенности анатомического и гистологического строения периодонта у детей обусловливают преобладание пролиферативных процессов при хроническом периодонтите, приводящем к прорастанию грануляционной ткани из очага воспаления в корневые каналы. Обработка таких каналов всегда сопровождается болезненностью и кровоточивостью, что нередко дезориентирует врача. Консервативные методы лечения периодонтита не всегда позволяют добиться полной ликвидации одонтогенного очага хронической инфекции, вследствие чего возникает необходимость хирургического вмешательства, завершающегося, как правило, удалением зуба. При наличии у ребенка тяжелых, часто обостряющихся, хронических заболеваний (хронические пневмонии и бронхиты, частые респираторные заболевания, тяжелые ангины, хронические заболевания почек) расширяются показания для радикальной санации. Цель Сохранение зуба и устранение очага хронической инфекции в организме ребенка. Задачи 1. Перед лечением периодонтита обязательно проведение рентгенологического исследования для оценки состояния корня, периапикальных тканей, вероятности вовлечения зачатка постоянного зуба в воспалительный процесс. 2. Нервная система ребенка чрезвычайно лабильна. В силу чего все необходимые манипуляции следует проводить безболезненно, с использованием комплекса методов обезболивания и седативных средств. 3. Прогноз лечения острых и обострившихся форм периодонтита, развивающихся при отсутствии деструктивных изменений в костной ткани челюсти, почти во все возрастные периоды подлежат консервативному или комплексному лечению, предусматривающему сохранение зуба. 4. Успех лечения тяжелых форм острого и обострившихся одонтогенных воспалительных процессов в значительной степени зависят от реактивности организма ребенка. В случае если хронический периодонтит является очагом одонтогенной инфекции, поддерживающим очагово-обусловленное заболевание, то тактика лечения должна быть радикальной, направленной на устранение очага хронической инфекции. 5. Лечение хронического периодонтита можно считать успешным в случае полной ликвидации очага воспаления и наступления полной регенерации костной ткани на месте деструкции, обусловленной воспалением. Примерный комплекс лечебных мероприятий 1. Психологическая подготовка ребенка. 2. Проведение обезболивания (аппликационная, инфильтрационная, проводниковая, интралигаментарная анестезия). 3. Препарирование кариозной полости, раскрытие полости зуба. 4. Эндодонтическое лечение (удаление распада корневой и коронковой пульпы, медикаментозная и механическая обработка корневого канала). 5. Пломбирование корневого канала (пастами, штифтами). 6. Проведение метода отсроченного пломбирования с использованием пасты на основе гидроокиси кальция. 7. Проведение апексофикации в постоянных зубах с прекратившимся формированием корня. 8. Восстановление анатомической формы зуба различными пломбировочными материалами. Контингент Дети от 1 года до 18 лет. Организованное детское население, неорганизованное детское население. Место проведения Детские поликлиники, стоматологические отделения и кабинеты в детских общепрофильных поликлиниках, стоматологические кабинеты в школах, интернатах. ^ Высокая распространенность воспалительных заболеваний пародонта среди детского населения диктует необходимость разработки программ профилактики, ранней диагностики и внедрению эффективных лечебных мероприятий. Анализ результатов эпидемиологических исследований свидетельствует о высокой распространенности воспалительных заболеваний среди детского населения. По данным Э.М.Кузьминой (2001 г.) у 12-летних детей отмечается уменьшение количества интактных секстантов до 3,5. Выявлено, что 48,2% 12-летних детей и 56.8% - 15-летних имеют признаки воспаления тканей пародонта. Причем 50% 12-летних детей нуждаются в обучении правилам индивидуальной гигиены полости рта, а 19% - нуждаются в проведении профессиональной гигиены. В 15-летнем возрасте уже 57% детей нуждаются в обучении правилам гигиены полости рта, и 26% необходимо проведение профессиональной гигиены. У детей и подростков отмечается кровоточивость десен, наличие зубного камня и даже регистрируется наличие пародонтальных карманов. Цель - снижение уровня заболеваемости детей и подростков воспалительными заболеваниями пародонта (гингивит, пародонтит) и воспалительно-дистрофическими (пародонтолиз). Задачи: - гигиеническое воспитание детского населения, мотивация к ведению здорового образа жизни; - обучение правилам рациональной гигиены полости рта (подбор основных и дополнительных средств индивидуальной гигиены полости рта); - профессиональная гигиена полости рта; - рациональный режим вскармливания грудных детей (естественное вскармливание, с 6-7 мес. приучать к приему твердой пищи и др.); - своевременное хирургическое лечение аномалий прикрепления мягких тканей полости рта (пластика уздечки, языка, губ, массивных слизистых тяжей, мелкого преддверия); - ранняя диагностика и лечение аномалий и деформаций прикуса; - ранняя диагностика и лечение общесоматических заболеваний (эндокринопатии, нарушения обменных процессов, гиповитаминозы, заболевания сердечно-сосудистой системы, психоневрологические нарушения и др.). Методы первичной профилактики заболеваний пародонта включают: диспансеризацию детей, относящихся к группе риска (аномалии и деформации прикуса, аномалии прикрепления уздечек губ, языка, слизистые тяжи, мелкое преддверие полости рта), а также детей с генетически обусловленными синдромами (синдром Папийон-Лефевра), х-гистиоцитоз, дисгаммаглобулинемия и др.). Основные задачи антенатальной профилактики воспалительных заболеваний пародонта заключаются в устранении факторов, неблагоприятно влияющих на формирование зубочелюстной системы, что может проявиться неправильной формой костей лицевого скелета ребенка, недоразвитием височно-нижнечелюстного сустава, аномалиями прикуса и т.д. Особенности строения тканей пародонта у детей разного возраста. Особенности клинического проявления и лечения болезней пародонта у детей связаны с тем, что ткани пародонта еще не полностью сформированы - идет процесс остеогенеза и других частей тканей пародонта. Это обстоятельство диктует необходимость ранней диагностики заболеваний пародонта и их эффективного лечения. Необходимо составление индивидуального, комплексного плана лечения в терапевтическом, хирургическом и ортодонтическом отделениях стоматологической поликлиники. Обучение гигиене полости рта, контролируемая чистка зубов, удаление зубных отложений, кюретаж десневых и пародонтальных карманов у детей и подростков, противовоспалительное лечение, лечебные повязки, шинирование. Примерный комплекс лечебных мероприятий 1. Психологическая подготовка ребенка. 2. Обучение навыкам индивидуальной гигиены полости рта. 3. Проведение обезболивания (аппликационное обезболивание, инфильтрационная, проводниковая, интралигаментарная анестезия). 4. Удаление над- и поддесневых зубных отложений. 5. Устранение причин при локальном поражении пародонта (сошлифовывание острых краев зубов, лечение кариозных зубов, удаление разрушенных зубов и других местных травмирующих факторов). 6. Антисептическая обработка полости рта. 7. Местное использование противовоспалительных, противомикробных, противоотечных и др. препаратов (выбор лекарственных средств определяется степенью тяжести заболевания и стадией его развития). 8. Назначение лекарственных препаратов в возрастной дозировке. 9. Проведение хирургического лечения заболеваний пародонта (по показаниям). Контингент: дети от 0 до 18 лет; организованное детское население; неорганизованное детское население. Место проведения: детские учреждения (сады, школы, интернаты, детские стоматологические поликлиники, детские диспансерные отделения). ^ Слизистая оболочка рта постоянно контактирует с внешней средой и подвергается воздействию различных механических, температурных, химических и физических факторов. Кроме того, слизистая оболочка рта отражает состояние многих органов и систем организма, характер обменных процессов, иммунного статуса. Изменения слизистой оболочки рта у детей нередко являются симптомами нарушения обмена веществ, заболеваний кроветворной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем, пищеварительного тракта, кожных и венерических заболеваний. К наиболее распространенным заболеваниям слизистой оболочки рта у детей относятся инфекционные поражения. Из них, чаще всего встречаются вирусные инфекции - острый герпетический стоматит, герпетическая ангина, вирусные бородавки; а также, острый катаральный стоматит инфекционного происхождения (корь, скарлатина, ветряная оспа, инфекционный мононуклеоз, грипп, дизентерия и др.). Кроме того, слизистая оболочка рта у детей, поражается при различных бактериальных инфекциях (язвенно-некротический гингивостоматит Венсана, туберкулезный стоматит, сифилитические поражения слизистой оболочки рта). В раннем детском возрасте слизистая оболочка рта часто поражается острым кандидозом (молочницей). Поражения слизистой оболочки рта могут иметь аллергическое происхождение (лекарственный стоматит). Многоформная экссудативная эритема, рецидивирующий афтозный стоматит - заболевания слизистой оболочки рта обусловленные бактериальной сенсибилизацией. Цель - профилактика и снижение заболеваний слизистой оболочки рта, и уменьшение степени их тяжести. Задачи: снижение распространенности заболеваний слизистой оболочки рта и уменьшение степени их тяжести. Планируется с учетом ситуации в регионе исходного уровня и характера заболеваний слизистой оболочки рта детского населения ключевых возрастных групп, факторов окружающей среды, социально-экономических особенностей. Выбор методов и средств профилактики 1. Рациональный режим вскармливания грудных детей (естественное вскармливание). 2. Регулярные профилактические осмотры стоматологом. 3. Профилактика грибковых поражений слизистой оболочки рта у новорожденных проводится посредством своевременного лечения беременных женщин, санации родовых путей, соблюдением санитарно-гигиенического режима обработки белья, посуды, предметов бытового контакта. 4. Профилактика грибковых поражений у детей более старшего возраста направлена на соблюдение правильного режима питания (сбалансированное питание, режим употребления углеводов, достаточное количество витаминов в пище). При проведении антибиотикотерапии назначение противогрибковых препаратов. Своевременное и эффективное лечение дисбактериозов у детей. 5. Проведение лечебных мероприятий направленных на повышение специфической и неспецифической защиты организма детей (иммунокорригирующая терапия, вакцинация против инфекционных заболеваний, лечение дисбактериоза кишечника). 6. Профилактика аллергических поражений слизистой оболочки рта складывается из: а) тщательного сбора аллергологического анамнеза; б) назначение лекарственной терапии строго по показаниям, особенно, антибиотиков, сульфаниламидов, витаминов и др. 7. Профилактика аутоиммунных заболеваний (рецидивирующего афтозного стоматита, многоформной экссудативной эритемы) направлена на борьбу с микробной сенсибилизацией путем санации очагов хронической инфекции (хронический тонзиллит, ангина, периодонтит, пародонтит, гастрит, колит и др.). 8. Профилактика поражений слизистой оболочки рта на фоне общесоматических заболеваний направлена на проведение регулярных диспансерных осмотров детского населения с целью раннего их выявления и своевременного и эффективного лечения. 9. Санитарно-просветительная работа с детским населением проводится с целью профилактики онкологических заболеваний слизистой оболочки рта и направлена на устранение местных травмирующих факторов в полости рта (прикусыванием слизистой оболочки рта, прием острой, горячей пищи), борьбу с вредными привычками (табакокурением, употреблением алкоголя, наркотиков). Устранение действия неблагоприятных метеорологических факторов на красную кайму губ (ультрафиолетовое облучение, повышенная или пониженная влажность, ветер, холод и др.). 10. В период эпидемической вспышки инфекционных заболеваний необходимо проводить дезинфекцию помещений, их проветривание, проводить ультрафиолетовое облучение. Примерный комплекс лечебных мероприятий 1. Рациональная гигиена полости рта (обучение гигиеническим мероприятиям, подбор средств индивидуальной гигиены, контролируемая чистка зубов, профессиональная гигиена полости рта). 2. Санация полости рта. 3. Проведение обезболивания (аппликационное обезболивание). 4. Антисептическая обработка полости рта.. 5. Местное использование противомикробных препаратов. 6. Местное использование противовирусных препаратов. 7. Применение препаратов стимулирующих эпителизацию. 8. Использование протеолитических ферментов для обработки слизистой оболочки рта. 9. Применение противогрибковых препаратов (местное и общее в возрастной дозировке). 10. .Назначение гипосенсибилизирующих препаратов в возрастной дозировке. 11. Назначение иммуномодулирующей терапии и медикаментозных средств стимулирующих неспецифическую защиту организма ребенка. 12. Назначение витаминотерапии. Контингент: дети от 0 до 18 лет, организованное детское население, неорганизованное детское население, Место проведения: детские учреждения (сады, школы, интернаты); детские стоматологические поликлиники, детские диспансерные отделения. Персонал участвующий в программе: программу должны осуществлять стоматологи терапевты детские, средний медицинский персонал (гигиенисты стоматологические, медицинские сестры стоматологических кабинетов), акушеры-гинекологи, педиатры, работники детских учреждений, родители. Врач-стоматолог (руководитель программы) - осуществляет руководство программы, при необходимости обучает средний медицинский персонал. Врач-стоматолог в женской консультации - проводит лечебно-профилактические мероприятия у беременных, дает рекомендации по уходу за полостью рта будущей матери и рациональному питанию. Врач-стоматолог детский - осуществляет плановую санацию полости рта детей, при отсутствии специально обученного среднего медицинского персонала осуществляет профилактические мероприятия. Работники детских учреждений (воспитатели ДДУ, учителя школ, работники детских домов, домов ребенка, интернатов) - проводят контроль чистки зубов у детей, следят за рациональным питанием детей (сбалансированное питание, сниженное количество углеводов, достаточное количество витаминов, микроэлементов). В реализацию программы активно подключаются родители, которые также должны пройти обучение правилам рациональной гигиены полости рта, сбалансированного питания, здорового образа жизни. |