|
Скачать 1.09 Mb.
|
2 Содержание
Паспорт Программы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа Республиканская целевая программа «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями в Республике Башкортостан (2010-2015 годы)» (далее – Программа) разработана в соответствии с распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15 марта 2010 года № 204-р. Необходимость подготовки и реализации Программы вызвана рядом факторов социально-экономического характера, влияющих на снижение качества жизни населения, уровня санитарно-гигиенической культуры, а также все еще высокими показателями заболеваемости, инвалидности и смертности. За период с 2005 года заболеваемость злокачественными новообразованиями увеличилась на 2,1% и в 2009 году составила 275,7 случая на 100 тыс. населения. Наиболее значительный рост заболеваемости за последние пять лет отмечается при раке предстательной железы (на 17,1%), раке шейки матки (на 10,3%), раке прямой кишки (на 9,2%). Смертность от злокачественных новообразований в 2009 году составила 148,1 случая на 100 тыс. населения. В 2009 году зарегистрировано 16030 больных инфекциями, передаваемыми половым путем, что составило 395,1 случая на 100 тыс. населения. Остается напряженной эпидемиологическая ситуация по заболеваемости сифилисом: в 2009 году соответствующий показатель составил 47,3 случая на 100 тыс. человек. Заболеваемость сифилисом беременных составляла 254,0 случая в расчете на 100 тыс. женщин, закончивших беременность родами. Число лиц, обращающихся за медицинской помощью по поводу укусов и других повреждений, полученных от животных, ежегодно составляет 15-17 тыс. человек, из них 7-8 тыс. человек получают назначение на проведение курса антирабических прививок. У людей заражение вирусом бешенства после укуса больными животными в случае развития симптомов неизбежно приводит к смертельному исходу, однако срочная вакцинация после заражения вирусом обычно позволяет предотвратить развитие симптомов. Клещевой энцефалит – одно из наиболее распространенных природно-очаговых заболеваний на территории республики. За последние 3 года (2006-2009 годы) уровень заболеваемости составил 14 случаев в год. В весенне-летний период в лечебно-профилактические учреждения республики по поводу укусов клещей обращаются более 10 тыс. человек, из них более 50% получают противоклещевой иммуноглобулин. Удельный вес гепатита А в структуре вирусных гепатитов колеблется в Республике Башкортостан от 25 до 40%. Ежегодно регистрируется 200-400 случаев гепатита А. Основную группу заболевших составляют дети 7-14 лет, подростки и лица молодого возраста. Регистрируются групповые заболевания в организованных коллективах. В период эпидемии гриппа болеет от 5 до 7,5% населения республики, ежегодный экономический ущерб от заболевания составляет 600-780 млн. рублей. Ежегодно выявляется до 30 тысяч женщин с фоновыми и предраковыми процессами шейки матки, до 300 больных раком шейки матки III-IV стадии. При этом у каждой четвертой женщины продолжительность жизни после установления диагноза не превышает 5 лет. Причина развития рака шейки матки в 99,7% случаев – вирус папилломы человека. По состоянию на начало 2009 года в Республике Башкортостан на учете состояли 68897 больных сахарным диабетом, в том числе больных сахарным диабетом 1 типа – 5095 человек, из них детей и подростков – 642 человека; 2 типа – 63802 человека. Из них 14011 человек нуждается в лечении препаратами инсулина. Группу инвалидности имеют 25116 человек. Средний уровень прироста числа больных сахарным диабетом составил 5,3%. В 2008 году показатель распространенности сахарного диабета в республике составлял 2157,4. Показатель смертности – 65,27. Доля случаев смерти от острых осложнений сахарного диабета от общего числа умерших по причине сахарного диабета – 0,99%. 2. Цели и задачи, сроки реализации, целевые индикаторы и показатели Программы Целями Программы являются снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями. Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач: совершенствование методов профилактики, диагностики заболеваний, лечения и реабилитации пациентов при социально значимых заболеваниях; разработка и внедрение современных методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при социально значимых заболеваниях на основе передовых технологий. Сроки реализации Программы – 2011-2015 годы. В рамках Программы предусматривается осуществить комплекс взаимоувязанных мероприятий по профилактике, диагностике заболеваний, лечению и реабилитации пациентов при социально значимых заболеваниях. Важнейшими целевыми индикаторами и показателями Программы являются: уровень смертности от злокачественных новообразований на 100 тыс. населения; доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году; уровень выявления больных со злокачественными новообразованиями при профилактических осмотрах; число впервые выявленных больных с I-II стадиями заболевания; уровень комплексного лечения впервые выявленных больных II клинической группы; заболеваемость сифилисом на 100 тыс. населения; заболеваемость гонореей на 100 тыс. населения; заболеваемость паравенерическими инфекциями на 100 тыс. населения; заболеваемость детей сифилисом на 100 тыс. детского населения; заболеваемость детей гонореей на 100 тыс. детского населения; сохранение достигнутого регламентируемого критерия уровня охвата детей профилактическими прививками до 95%; заболеваемость дифтерией на 100 тыс. населения; заболеваемость коклюшем на 100 тыс. населения; заболеваемость эпидемическим паротитом на 100 тыс. населения; заболеваемость краснухой на 100 тыс. населения; сохранение статуса территории, свободной от полиомиелита; сохранение статуса территории, свободной от эндемичной кори; средняя продолжительность жизни больных сахарным диабетом 1 типа (мужчины, женщины); средняя продолжительность жизни больных сахарным диабетом 2 типа (мужчины, женщины); доля осложнений при сахарном диабете. Программа включает в себя подпрограммы «Онкология», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вакцинопрофилактика», «Сахарный диабет», в которых представлена динамика важнейших целевых индикаторов и показателей. 3. Перечень программных мероприятий Достижение целей и решение задач Программы осуществляются путем скоординированного выполнения комплекса взаимоувязанных по срокам, ресурсам, исполнителям и результатам мероприятий. Программные мероприятия представлены в подпрограммах «Онкология», «Инфекции, передаваемые половым путем», «Вакцинопрофилактика», «Сахарный диабет». 4. Ресурсное обеспечение Программы Общий объем финансирования программных мероприятий составит 1384,7 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год – 236,7 млн. рублей; 2012 год – 259,1 млн. рублей; 2013 год – 277,8 млн. рублей; 2014 год – 296,3 млн. рублей; 2015 год – 314,8 млн. рублей. Финансирование за счет средств бюджета Республики Башкортостан, предусмотренных на реализацию республиканских целевых программ, – 90,5 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год – 15,7 млн. рублей; 2012 год – 16,9 млн. рублей; 2013 год – 18,1 млн. рублей; 2014 год – 19,3 млн. рублей; 2015 год – 20,5 млн. рублей. Финансирование за счет средств, предусмотренных в сводной смете Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, – 1294,2 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год – 221,0 млн. рублей; 2012 год –242,2 млн. рублей; 2013 год – 259,7 млн. рублей; 2014 год – 277,0 млн. рублей; 2015 год – 294,3 млн. рублей. Объем финансирования Программы подлежит ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан. Объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета ежегодно уточняется и осуществляется на условиях софинансирования. 5. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее выполнения Государственный заказчик Программы – Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. В ходе реализации Программы Министерство здравоохранения Республики Башкортостан: координирует деятельность основных исполнителей программных мероприятий; осуществляет контроль за ходом реализации Программы и эффективным использованием бюджетных средств; ежегодно формирует и представляет в установленном порядке в Министерство экономического развития Республики Башкортостан бюджетную заявку на ассигнования из бюджета Республики Башкортостан на финансирование мероприятий Программы на очередной финансовый год и плановый период, обоснование объемов финансирования мероприятий Программы на очередной финансовый год и последующие два года по всем направлениям расходования средств и источникам финансирования. Государственный заказчик Программы обеспечивает реализацию программных мероприятий, сбор, анализ и подготовку отчетных данных, а также отчитывается о результатах выполнения Программы в установленном порядке. Текущий контроль за реализацией Программы осуществляет отдел здравоохранения, социального развития и взаимодействия с административными органами Аппарата Правительства Республики Башкортостан. Система контроля за выполнением Программы включает: мониторинг выполнения и координацию деятельности исполнителей Программы на основе периодической отчетности; контроль за целевым и эффективным использованием исполнителями Программы выделенных финансовых средств; контроль за проведением конкурсных процедур по закупке, а также сроками выполнения контрактов (договоров) на поставки продукции для государственных нужд Республики Башкортостан; оценку социально-экономической эффективности реализации программных мероприятий. 6. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы проводится на основе сравнения с данными за 2009 год с учетом необходимости достижения следующих показателей: снижение уровня смертности от злокачественных новообразований с 148,1 до 147,1 на 100 тыс. населения; снижение доли умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, до 31%; раннее выявление злокачественных новообразований, в том числе увеличение доли больных, выявленных на I-II стадиях заболевания, с 41,0 до 42,1%; повышение уровня выявления злокачественных новообразований при профилактических осмотрах с 14,7 до 15,2%; обеспечение комплексного лечения впервые выявленных больных II клинической группы с 71,5 до 72,5%; снижение заболеваемости сифилисом на 20% – с 47,3 до 37,85 случая на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости гонореей на 20% – с 32,8 до 26,24 случая на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости паравенерическими инфекциями на 10% – с 315,0 до 283,5 случая на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости детей сифилисом с 9,5 до 7,0 случая на 100 тыс. детского населения; снижение заболеваемости детей гонореей с 12,0 до 9,5 случая на 100 тыс. детского населения; сохранение достигнутого регламентируемого критерия уровня охвата детей профилактическими прививками до 95%; снижение заболеваемости дифтерией до уровня не более 0,03 случая на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости коклюшем до 3 случаев на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости эпидемическим паротитом до 5 случаев на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости краснухой до 10 случаев на 100 000 населения; сохранение статуса территории, свободной от полиомиелита; сохранение статуса территории, свободной от эндемичной кори; снижение доли осложнений при сахарном диабете до 27%; увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больных сахарным диабетом I типа, до 53,2 года, женщин - до 61,2 года; увеличение средней продолжительности жизни мужчин, больных сахарным диабетом II типа, до 71,6 года, женщин - до 74,4 года. Предполагается, что общий экономический эффект от реализации мероприятий Программы будет достигнут за счет снижения заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях. Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена в улучшении качества и увеличении продолжительности жизни больных, сохранении трудового потенциала, формировании основ здорового образа жизни, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы распространения социально значимых заболеваний. ПОДПРОГРАММА «Онкология» Паспорт Подпрограммы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма Злокачественные новообразования остаются одной из сложнейших социальных и медицинских проблем. В структуре причин смертности и инвалидизации населения республики злокачественные новообразования занимают соответственно третье и второе места, вызывая большие социальные и экономические потери. Ежегодно в Республике Башкортостан злокачественными новообразованиями заболевает более 10 тыс. человек, умирает от рака около 6 тыс. человек, около 5 тыс. больных впервые признаются инвалидами вследствие онкологического заболевания (23% от общего числа инвалидов). Расходы на выплаты по инвалидности и лечению больных при III-IV стадиях заболевания являются одной из наиболее затратных статей. Основными причинами увеличения случаев возникновения злокачественных новообразований являются, с одной стороны, ухудшение социально-экономических условий, снижение жизненного уровня населения, распространение табакокурения и алкоголизма, с другой, - недостаточное информирование населения о вредных и опасных для здоровья человека факторах, профилактике злокачественных новообразований. За период с 2005 года заболеваемость злокачественными новообразованиями увеличилась на 2,1% и в 2009 году составила 275,7 случая на 100 тыс. населения. Наиболее значительный рост заболеваемости за последние пять лет отмечается при раке предстательной железы (на 17,1%), раке шейки матки (на 10,3%), раке прямой кишки (на 9,2%). Несмотря на некоторое снижение заболеваемости раком молочной железы и раком легкого, эти заболевания занимают соответственно первое и второе места в структуре заболеваемости злокачественными новообразованиями. Одной из важных проблем остается позднее выявление злокачественных новообразований в амбулаторно-поликлинических учреждениях. Удельный вес злокачественных новообразований, выявленных в IV стадии заболевания, последние годы стабилизировался на уровне 24,5%. В то же время при отдельных локализациях этот показатель остается достаточно высоким: рак полости рта – 74,6%, рак молочной железы –35,1%, рак шейки матки – 43,1%, рак прямой кишки – 54,7%, рак желудка – 36,5%. Одним из основных показателей, определяющих прогноз онкологического заболевания, является выявление заболевания на ранних стадиях, когда достигаются наилучшие результаты лечения и 5-летняя выживаемость пациента увеличивается до 90%. Из числа больных со злокачественными новообразованиями, взятых на учет в 2009 году, только 41% имел I-II стадии заболевания. Смертность от злокачественных новообразований в 2009 году уменьшилась на 4,4% и составила 148,1 случая на 100 тыс. населения (в 2005 году – 154,9). При этом доля больных, умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза, снизилась до 31,5% (в 2005 году – 34,7%). Создавшаяся ситуация с онкологической заболеваемостью требует совершенствования научных исследований в области онкологии и ряде смежных направлений, проведение которых возможно только при наличии современной технической базы. Однако недостаточное финансирование науки не позволяет продолжить научные исследования по развитию новых методов диагностики, лечения и реабилитации онкологических больных. Недостаточное финансирование онкологической службы не позволяет обеспечить в необходимом объеме специализированные онкологические учреждения химиотерапевтическими и радиофармацевтическими препаратами, радиоактивными источниками для аппаратов лучевой терапии, что сдерживает внедрение новых медицинских технологий. Потребность онкологических учреждений в современных химиотерапевтических препаратах, большинство которых закупается за рубежом, удовлетворяется только на 15-20%. Недостаточная обеспеченность цитостатиками онкологических учреждений не позволяет организовать на должном уровне лечение больных злокачественными новообразованиями. Только 34,3% из них получают высокоэффективное комбинированное лечение. Назрела необходимость совершенствования функционирования Канцеррегистра Республики Башкортостан, в том числе: приобретение и внедрение новых программных комплексов, отвечающих современным требованиям, совершенствование информационных систем. Реализация этих мероприятий повысит качество эпидемиологического мониторинга и прогнозирования эпидемиологического процесса, позволит проводить мероприятия по противораковой борьбе на основе данных о распространенности злокачественных новообразований в Республике Башкортостан. Оптимизацию профилактических мероприятий и лечение злокачественных новообразований регламентируют постановление Правительства Российской Федерации от 10 мая 2007 года № 280 «О федеральной целевой программе “Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)”» (с последующими изменениями), постановление Правительства Республики Башкортостан от 21 сентября 2005 года № 207 «О Республиканской целевой программе ”Онкология” на 2006-2010 годы» (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29 августа 2007 года № 243), приказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан от 30 марта 2009 года № 513-Д «Об утверждении ведомственной целевой программы Министерства здравоохранения Республики Башкортостан “Лечение рака молочной железы II-III стадии на 2009-2011 годы”». В результате реализации мероприятий республиканских целевых программ «Онкология», действовавших с 1996 года: наметились стабилизация основных онкологических показателей, тенденция к снижению смертности и одногодичной летальности при злокачественных новообразованиях; увеличилась выявляемость пациентов, страдающих злокачественными новообразованиями на I-II стадиях заболевания, на 3,8%; во время проведения профилактических осмотров выявляемость злокачественных новообразований увеличилась на 12%; продолжается укрепление материально-технической базы государственного учреждения здравоохранения Республиканский клинический онкологический диспансер. Эффективность использования программно-целевого метода при решении проблем, связанных со злокачественными новообразованиями, подтверждается результатами реализации республиканских целевых программ «Онкология», продолжением которых является подпрограмма «Онкология» (далее – Подрограмма). 2. Цели и задачи, сроки реализации, целевые индикаторы и показатели Подпрограммы Целями Подпрограммы являются: обеспечение диагностики злокачественных новообразований на ранних стадиях заболевания; снижение смертности при злокачественных новообразованиях. Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач: повышение эффективности мероприятий по профилактике и раннему выявлению онкологических заболеваний; обеспечение современного уровня лечения онкологических больных посредством внедрения новейших медицинских технологий, современных противоопухолевых лекарственных средств; совершенствование Канцеррегистра Республики Башкортостан; совершенствование организации и укрепление материально-технической базы онкологической службы Республики Башкортостан. Сроки реализации Подпрограммы – 2011-2015 годы. Целевыми индикаторами и показателями Подпрограммы являются: уровень смертности от злокачественных новообразований на 100 тыс. населения; доля умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году; уровень выявления больных со злокачественными новообразованиями при профилактических осмотрах; число впервые выявленных больных с I-II стадиями заболевания; уровень комплексного лечения впервые выявленных больных II клинической группы. 3. Ресурсное обеспечение Подпрограммы Общий объем финансирования подпрограммных мероприятий составит 277,5 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год – 54,9 млн. рублей; 2012 год – 55,2 млн. рублей; 2013 год – 55,5 млн. рублей; 2014 год – 55,8 млн. рублей; 2015 год – 56,1 млн. рублей. Финансирование Подпрограммы за счет средств бюджета Республики Башкортостан, предусмотренных на реализацию республиканских целевых программ, – 35,5 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год – 6,5 млн. рублей; 2012 год – 6,8 млн. рублей; 2013 год – 7,1 млн. рублей; 2014 год – 7,4 млн. рублей; 2015 год – 7,7 млн. рублей. Финансирование Подпрограммы за счет средств, предусмотренных в сводной смете Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, – 242,0 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год – 48,4 млн. рублей; 2012 год –48,4 млн. рублей; 2013 год – 48,4 млн. рублей; 2014 год – 48,4 млн. рублей; 2015 год – 48,4 млн. рублей. Объем финансирования Подпрограммы за счет средств федерального бюджета ежегодно уточняется и осуществляется на условиях софинансирования. Мероприятия и объемы финансирования подпрограммных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан. 4. Механизм реализации Подпрограммы и контроль за ходом ее выполнения Государственный заказчик Подпрограммы – Министерство здравоохранения Республики Башкортостан. В ходе реализации Подпрограммы Министерство здравоохранения Республики Башкортостан координирует деятельность основных исполнителей подпрограммных мероприятий, осуществляет контроль за ходом реализации Подпрограммы и эффективным использованием выделенных финансовых средств, ежегодно формирует заявки на финансирование Подпрограммы за счет средств бюджета Республики Башкортостан, представляет их в установленном порядке в Министерство экономического развития Республики Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан. Текущий контроль за реализацией Подпрограммы осуществляет отдел здравоохранения, социального развития и взаимодействия с административными органами Аппарата Правительства Республики Башкортостан. Система контроля за выполнением Подпрограммы включает: мониторинг выполнения и координацию деятельности исполнителей Подпрограммы на основе периодической отчетности; контроль за целевым и эффективным использованием исполнителями Подпрограммы выделенных финансовых средств; контроль за проведением конкурсных процедур по закупке, а также сроками выполнения контрактов (договоров) на поставку товаров (работ, услуг); оценку социально-экономической эффективности реализации подпрограммных мероприятий. 5. Оценка социально-экономической эффективности реализации Подпрограммы Оценка эффективности реализации мероприятий Подпрограммы осуществляется в сравнении с 2009 годом с учетом следующих показателей: снижение уровня смертности от злокачественных новообразований с 148,1 до 147,1 случая на 100 тыс. населения; снижение доли умерших от злокачественных новообразований в течение года с момента установления диагноза в общем числе больных, впервые взятых на учет в предыдущем году, до 31%; раннее выявление злокачественных новообразований, в том числе увеличение доли больных, выявленных на I-II стадиях заболевания, с 41,0 до 42,1%; повышение уровня выявления злокачественных новообразований при профилактических осмотрах с 14,7 до 15,2%; обеспечение комплексного лечения впервые выявленных больных II клинической группы с 71,5 до 72,5%. Социальный эффект от реализации мероприятий Подпрограммы будет выражен в улучшении качества и увеличении продолжительности жизни, сохранении трудового потенциала больных, снижении социальной и психологической напряженности в обществе вследствие угрозы распространенности злокачественных новообразований. Таким образом, экономическая эффективность реализации Подпрограммы ожидается в виде снижения прямых и косвенных экономических потерь и заключается в оптимизации расходов на диагностику, лечение (в том числе дорогостоящее стационарное), а также на выплату единовременных пособий по временной нетрудоспособности, пенсий по инвалидности, компенсаций по социальным льготам (в том числе по оплате лекарственных средств). Оценка эффективности реализации Подпрограммы представлена в следующей таблице:
6. Система мероприятий Подпрограммы
ПОДПРОГРАММА «Инфекции, передаваемые половым путем» Паспорт Подпрограммы
1. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Подпрограмма Реализация республиканской программы «Профилактика и лечение заболеваний, передающихся половым путем» на 2003-2006 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 12 ноября 2002 года № 337, а также Республиканской целевой программы «Профилактика и лечение заболеваний, передающихся половым путем» на 2007-2009 годы, одобренной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 августа 2006 года № 238, позволила повысить качество оказания специализированной медицинской помощи населению, улучшить материально-техническую базу дерматовенерологической службы республики, оснастить ее современным лабораторным, диагностическим и вспомогательным оборудованием. Для всех центральных районных и городских больниц республики приобретены иммуноферментные анализаторы, необходимые для диагностики инфекций, передаваемых половым путем. При центральных лечебно-профилактических учреждениях на 60 территориях республики (96,8%), а также в государственном учреждении здравоохранения Республиканский кожно-венерологический диспансер (далее – ГУЗ РКВД) и других лечебно-профилактических учреждениях внедрена диагностика сифилиса методом иммуноферментного анализа. Выполнение программных мероприятий, касающихся строительства и реконструкции лечебно-профилактических учреждений, позволила обеспечить надлежащие условия для лечения больных в ГУЗ РКВД. В результате реализации программных мероприятий значительно улучшилась эпидемиологическая обстановка по заболеваемости инфекциями, передающимися половым путем (далее – ИППП). С 2006 по 2009 год на территории республики заболеваемость ИППП снизилась на 17,1%, сифилисом уменьшилась в 1,6 раза, в том числе среди детей (от 0 до 14 лет) – в 3,5 раза, гонореей – в 1,5 раза, в том числе среди детей (от 0 до 14 лет) – в 2,2 раза, паравенерическими инфекциями – на 10,0%. В 2009 году в Республике Башкортостан зарегистрировано 16030 больных ИППП, что составило 395,1случая на 100 тыс. населения. Остается напряженной эпидемиологическая ситуация по заболеваемости сифилисом: в 2009 году в Республике Башкортостан соответствующий показатель составил 47,3 случая на 100 тыс. человек (в Российской Федерации – 52,0). В 2009 году заболеваемость сифилисом беременных в расчете на 100 тыс. женщин, закончивших беременность родами, составляла 254 случая. В целях приближения уровня заболеваемости сифилисом в республике к среднему показателю в европейских странах и странах Северной Америки (около 2,4 случая на 100 тыс. населения) необходимо продолжить реализацию мероприятий по профилактике ИППП, базирующихся на современных научных технологиях. Отмечаются случаи замедления и отсутствия негативации серологических реакций крови у пациентов после лечения по поводу сифилиса. Если в 1991 году были зарегистрированы лишь единичные случаи серорезистентности, то в 2003 году – 472 случая, в 2009 году - 248 случаев. Количество случаев замедленной негативации крови после перенесенного сифилиса в 2003 году – 221 случай, в 2009 году – 239 случаев. Паравенерические заболевания (трихомоноз, хламидиоз, микоплазмоз, уреаплазмоз, вирусные урогенитальные болезни) относятся в настоящее время к наиболее распространенным ИППП, которые зачастую приводят к нарушению репродуктивного здоровья человека (бесплодию), являются причиной патологии у беременных и новорожденных. В 2009 году заболеваемость паравенерическими заболеваниями составила 315 случаев на 100 тыс. человек. Широкое распространение ИППП обусловлено влиянием факторов социально-экономического, медицинского и биологического характера. Для дальнейшего предупреждения распространения ИППП большое значение имеет реализация мероприятий по укреплению материально-технической базы дерматовенерологической службы ГУЗ РКВД. В настоящее время в ГУЗ РКВД и государственном автономном учреждении здравоохранения Республиканский кожно-венерологический диспансер (далее - ГАУЗ РКВД) функционируют 450 круглосуточных коек (из них венерологических – 90). Мощность поликлиник ГУЗ РКВД и ГАУЗ РКВД составляет 450 посещений в смену. ГУЗ РКВД является учебной базой для кафедр дерматовенерологии и инфекционных болезней государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Башкирский государственный медицинский университет. В существующей эпидемиологической обстановке особую значимость приобретает работа по пропаганде среди населения здорового образа жизни и профилактики ИППП. Дооснащение отделения медицинской профилактики ГУЗ РКВД необходимым оборудованием позволит поднять первичную профилактику ИППП на более высокий уровень. В целях дальнейшего повышения качества проводимой профилактической работы необходимо развивать информационные медицинские системы, внедрять современное коммуникационное оборудование, увеличивать количество автоматизированных рабочих мест, разрабатывать соответствующие компьютерные программы. Повышение качества диагностики ИППП в конечном итоге должно привести к уменьшению числа лиц, страдающих бесплодием, сокращению случаев осложненного течения беременности и родов, увеличению рождаемости и улучшению здоровья новорожденных. Решение указанных проблем носит государственный характер и в значительной степени зависит от согласованного проведения мероприятий по обеспечению дерматовенерологической службы материально-техническими и финансовыми ресурсами, высокотехнологичными лечебно-диагностическими средствами. В связи с этим принятие подпрограммы «Инфекции, передаваемые половым путем» (далее – Подпрограмма) позволит провести эффективные мероприятия для достижения эпидемиологического благополучия по заболеваемости ИППП, уменьшит государственные затраты на лечение и реабилитацию пациентов по поводу ИППП. 2. Цели и задачи, сроки реализации, целевые индикаторы и показатели Подпрограммы Целями Подпрограммы являются снижение заболеваемости ИППП и уменьшение влияния последствий перенесенных инфекций, передаваемых половым путем, на состояние репродуктивного здоровья населения Республики Башкортостан. Задачами Подпрограммы являются: совершенствование методов профилактики ИППП; развитие постоянно действующей системы информирования населения о мерах личной и общественной профилактики ИППП; обеспечение раннего выявления и современного уровня лечения больных ИППП; внедрение современных медицинских технологий; повышение профессиональных знаний работников по профилактике, раннему выявлению, лечению, реабилитации больных ИППП; укрепление материально-технической базы дерматовенерологической службы республики. Сроки реализации Подпрограммы – 2011-2015 годы. Целевыми индикаторами и показателями, позволяющими оценить ход и результаты реализации Подпрограммы, являются: снижение заболеваемости сифилисом до 37,8 случая на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости гонореей до 26,2 случая на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости паравенерическими инфекциями до 283,5 случая на 100 тыс. населения; снижение заболеваемости детей сифилисом с 9,5 до 7,0 случая на 100 тыс. детского населения; снижение заболеваемости детей гонореей с 12,0 до 9,5 случая на 100 тыс. детского населения. 3. Ресурсное обеспечение Подпрограммы Общий объем финансирования мероприятий Подпрограммы составит 175,9 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год – 33,9 млн. рублей; 2012 год – 34,9 млн. рублей; 2013 год – 35,4 млн. рублей; 2014 год – 35,7 млн. рублей; 2015 год – 36,0 млн. рублей. Финансирование Подпрограммы за счет средств бюджета Республики Башкортостан, предусмотренных на реализацию республиканских целевых программ, – 18,0 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год – 3,0 млн. рублей; 2012 год – 3,3 млн. рублей; 2013 год – 3,6 млн. рублей; 2014 год – 3,9 млн. рублей; 2015 год – 4,2 млн. рублей. Финансирование Подпрограммы за счет средств, предусмотренных в сводной смете Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, – 157,9 млн. рублей, в том числе по годам: 2011 год – 30,9 млн. рублей; 2012 год – 31,6 млн. рублей; 2013 год – 31,8 млн. рублей; 2014 год – 31,8 млн. рублей; 2015 год – 31,8 млн. рублей. Мероприятия и объемы финансирования Подпрограммы подлежат ежегодной корректировке с учетом возможностей бюджета Республики Башкортостан. Объем финансирования Подпрограммы за счет средств федерального бюджета ежегодно уточняется и осуществляется на условиях софинансирования. |