Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии icon

Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии





Скачать 42.49 Kb.
Название Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии
Дата 18.03.2013
Размер 42.49 Kb.
Тип Документы
Тема: Причины отклонений в развитии.


План:

  1. Условия нормального развития ребенка.

  2. Биологические факторы отклонений в развитии.

  3. Социально-психологические факторы отклонений в развитии.


Литература:

  1. Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.

  2. Сорокин В.М. Специальная психология. – СПб., 2003.

  3. Сорокин В.М., Кокоренко В.Л. Практикум по специальной психологии. – СПб., 2003.



- 1 –


Фактор – причина какого-либо процесса, явления (Соврем. словарь иностранных слов. – М., 1992, с.635).

Существует множество видов воздействий, влияющих на возникновение различных отклонений в психофизическом и личностно-социальном развитии человека. И прежде чем характеризовать причины приводящие к отклонениям в развитии, необходимо рассмотреть условия нормального развития ребенка.

Такие 4 основные условия, необходимые для нормального развития ребенка, сформулировали Г.М. Дульнев и А.Р. Лурия.

Первое важнейшее условие – «нормальная работа головного мозга и его коры».

Второе условие – «нормальное физическое развитие ребенка и связанное с ним сохранение нормальной работоспособности, нормального тонуса нервных процессов».

Третье условие – «сохранность органов чувств, которые обеспечивают нормальную связь ребенка с внешним миром».

Четвертое условие – систематичность и последовательность обучения ребенка в семье, в детском саду и в общеобразовательной школе.

Данные анализа психофизического и социального здоровья детей показывает прогрессирующий рост численности детей и подростков с различными отклонениями в развитии. Здоровых по всем параметрам развития детей становится все меньше. По данным различных служб, от 11 до 70% от всего детского населения на разных этапах своего развития в той или иной степени нуждаются в специальной помощи.


- 2 -

Круг патогенных причин весьма широк и разнообразен. Обычно все многообразие патогенных факторов делят на эндогенные (наследственные) и экзогенные (средовые).

К биологическим факторам можно отнести:

  • генетические факторы;

  • соматический фактор;

  • индекс повреждения мозговых структур.

По времени воздействия патогенные факторы делятся на:

  • пренатальные (до начала родовой деятельности);

  • натальные (в период родовой деятельности);

  • постнатальные (после родов, и имевшие место в период до 3-х лет).

Согласно клинико-психологическим материалам наиболее грубое недоразвитие психических функций возникает вследствие воздействия повреждающих вредностей в период интенсивной клеточной дифференциации структур головного мозга, т.е. на ранних этапах эмбриогенеза, в начале беременности.

К биологическим факторам риска, способным вызвать серьезные отклонения в физическом и психическом развитии детей, относятся:

  • хромосомно-генетические отклонения как наследственно обусловленные, так и возникшие в результате генных мутаций, хромосомных аберраций;

  • инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности (краснуха, токсоплазмоз, грипп);

  • венерические заболевания (гонорея, сифилис);

  • эндокринные заболевания матери, в частности диабет;

  • несовместимость по резус-фактору;

  • алкоголизм и прием наркотиков родителями, и особенно матерью;

  • биохимические вредности (радиация, экологическое загрязнение окружающей среды, наличие в окружающей среде тяжелых металлов, таких как ртуть, свинец, использование в агротехнике искусственных удобрений, пищевых добавок, неправильное использование медицинских препаратов и др.), воздействующие на родителей до наступления беременности или на мать во время беременности, а также на самих детей в ранние периоды постнатального развития;

  • серьезные отклонения в соматическом здоровье матери, включая недоедание, гиповитаминоз, опухолевые заболевания, общую соматическую ослабленность;

  • гипоксические (кислородная недостаточность);

  • токсикозы матери во время беременности, особенно во второй ее половине;

  • патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающиеся травматизацией головного мозга новорожденного;

  • мозговые травмы и тяжелые инфекционные и токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;

  • хронические заболевания (такие, как астма, заболевания крови, диабет, сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез и др.), начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте.


- 3 –


Биологические по природе патогенные факторы не исчерпывают собой круг причин отклонений в развитии. Социально-психологические факторы не менее разнообразны и опасны.

К социальным факторам можно отнести:

  • ранние (до 3-х лет) средовые воздействия;

  • текущие средовые воздействия.

К социальным факторам риска относятся:

  • неблагоприятные социальные ситуации, в которых оказывается мать будущего ребенка и которые направлены непосредственно против самого ребенка (например, желание прервать беременность, негативные или тревожные чувства, связанные с будущим материнством и т.п.);

  • длительные отрицательные переживания матери, результатом которых является выброс в околоплодную жидкость гормонов беспокойства (это приводит к сужению сосудов плода, гипоксии, отслойке плаценты и преждевременным родам);

  • сильные кратковременные стрессы – потрясения, испуги (это может привести к самопроизвольному выкидышу);

  • психологическое состояние матери во время родов;

  • отрыв ребенка от матери или лиц ее заменяющих, недостаток эмоционального тепла, бедная в сенсорном отношении среда, неправильное воспитание, бездушное и жестокое отношение к ребенку и пр.


Если факторы биологического характера в большей степени составляют поле интересов клиницистов, то социально-психологический спектр ближе к профессиональной области педагогов и психологов.

Клинические исследования показывают, что одна и та же причина иногда приводит к совершенно различным отклонениям в развитии. С другой стороны, отличающиеся по характеру патогенные условия могут вызвать одинаковые формы расстройств. Это означает, что причинно-следственные связи между патогенным фактором и нарушенным развитием могут носить не только прямой, но и опосредованный характер.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии icon Проверочный тест одной из основных задач специальной психологии является… 1 психологическая подготовка

Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии icon Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития

Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии icon Боровикова Наталия Васильевна. Условия и факторы продуктивного развития я-концепции беременной женщины

Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии icon Задержка психического развития у детей (зпр) Нормы развития ребенка: Примерные данные для ориентировки

Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии icon Биологические активные вещества, синтезирующиеся в организме или поступающие с пищей, которые в малых

Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии icon Стребелева Е. Подходы к созданию единой системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии

Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии icon Пояснительная записка Цель формирование компенсаторных способов деятельности с коррекцией отклонений

Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии icon 4 биологические и микробиологические факторы бактериологическая диагностика брюшного тифа и паратифов

Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии icon Факторы и условия, вызывающие раздражение пульпы

Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии icon 4 методы контроля. Биологические и микробиологические факторы лабораторная диагностика сапа методические

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы