Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка»
Биологические причины нарушений развития
1. Генетические нарушения
|
Хромосомные аберрации, генные мутации, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.
|
2. Внутриутробные нарушения
|
тяжелые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и другие инфекции, различные интоксикации, в том числе гормонального и лекарственного происхождения
|
3.Ранние постнатальные нарушения
|
патологии родов, инфекции, интоксикации и травмы, реже — опухолевые образования раннего постнатального периода.
|
^
госпитализм
|
глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания. Признаками Г. являются запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера , а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.
|
патохарактерологическое формирование личности
|
аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вызванных длительными неблагоприятными условиями воспитания
|
^
1. Сомато-вегетативный
(0 — 3 лет).
|
Для этого уровня характерны: повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушением сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. В этом возрасте этот уровень является ведущим.
|
2.Психомоторный (4-10 лет).
|
В этом возрасте идет интенсивная дифференциация корковых отделов двигательного анализатора.
Характерны гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторная возбудимость, тики, заикание. Проявления гиперактивности.
|
3. Аффективный (7 - 12 лет).
|
Характерны: синдромы и симптомы страхов, повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии.
|
4.Эмоционально-идеаторный
(12 - 16 лет)
|
Этот уровень проявляется в «патологических реакциях пубертатного возраста» (Г.Е.Сухарева). Она выделила: сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философической интоксикации»), то есть подростки начинают активно интересоваться философскими проблемами. Кроме того, сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства( дисморфофобия, в том числе нервная анорексия ), психогенные реакции – протеста, оппозиции, эмансипации.
|
^
название
|
содержание
|
критический, или сензитивный
период развития
|
Избирательная чувствительность к определенным средовым воздействиям. Это период наибольшей восприимчивости к обучению.
|
Гетерохрония
(разновременность)
развития
|
В норме формирование отдельных психофизиологических функций происходит с различной скоростью. В результате межфункциональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.
|
асинхрония
|
В патологии возникают различные диспропорции в развитии.
Выделяют следующие типы асинхроний развития:
а) явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции (свертывание) более ранних форм.
б) явления патологической акселерации отдельных функций - когда одна или несколько функциональных систем развиваются с выраженным опережением.
|
^
Аномалия
|
Модель
|
Чем вызвана
|
1. Недоразвитие
|
Умственная отсталость
|
Отставание в
развитии
|
2. Задержанное развитие
|
Различные формы задержки
|
3. Поврежденное развитие
|
Резидуальная органическая деменция
|
Поломка в
развитии
|
4. Дефицитарное развитие
|
Нарушение развития анализаторных систем (слуховых, зрительных, двигательных);
|
5. Искаженное развитие
|
Ранний детский аутизм
|
Асинхрония
развития
|
6. Дисгармоническое
развитие
|
Психопатии и патологическое развитие личности
|
^
Степени олигофрении
|
Степени умственной отсталости по МКБ-10
|
^
|
дебильность
|
Легкая умственная отсталость 50
|
F- 70
|
имбецильность легкая
|
Умеренная умственная отсталость 35
|
F- 71
|
имбецильность выраженная
|
Тяжелая умственная отсталость 20
|
F- 72
|
идиотия
|
Глубокая умственная отсталость IQ<20
|
F-73
|
^
эндогенные (генетические)- более 50%
|
экзогенные
|
1.Патология хромосомного набора
(чаще всего трисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна) см.Приложение 5)
|
1.Поражение мозга инфекциями, интоксикациями и травмами (в пренатальный и родовой периоды)
|
2.Врожденные нарушения обмена аминокислот, металлов, солей, жиров и углеводов.
|
2.Эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода.
Внутриутробная гипоксия – (хронический недостаток кислорода)
|
3.Полигенный тип наследования
|
Раннее детство - менингит, менингоэнцефалит
|
^
Характеристика ВНД
|
Особенности познавательной деятельности
|
1-й тип. Дети, у которых преимущественно ослаблен процесс возбуждения
(наиболее распространенный тип детей)
|
Они вялы, медлительны, трудно усваивают все новое, но, в конечном счете добиваются удовлетворительных результатов.
Новые навыки и умения формируются у таких детей крайне медленно. Но если навыки или привычки усвоены, их очень трудно изменить в случае необходимости.
У этих детей редко возникают самостоятельные побуждения, у них мало инициативы.
|
2-ой тип. Дети, у которых преимущественно ослаблен процесс активного торможения
( они встречаются реже)
|
Они быстро реагируют на все происходящее. Отвечают и действуют необдуманно. К собственным ответам относятся некритично, своих ошибок сами не замечают. Ошибки и неточности в их суждениях и действиях объясняются слабостью активного внутреннего торможения, затрудненностью дифференцировки условных связей.
|
3-й тип. Для таких детей характерна повышенная склонность к охранительному торможению
|
У них состояния охранительного торможения в виде «летучих» фазовых состояний коры мозга играют основную роль в общей картине умственной неработоспособности.
При кратком знакомстве такие дети могут произвести впечатление разумных, понятливых, легко усваивающих новый материал. Нарушение их познавательной деятельности обнаруживается в процессе выполнения обычной школьной нагрузки. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестает его понимать. В результате учащиеся не имеют систематических знаний.
|
^
Название формы
|
содержание
|
Неосложнен
ные
|
чаще связаны с генетической патологией, в клинико-психологической картине дефекта имеются черты недоразвития в интеллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической и даже соматической сферах. При легких степенях неосложненной олигофрении деятельность ребенка зависит от его интеллектуальных возможностей и в пределах этих возможностей грубо не нарушена. Эти дети старательны, усидчивы, доброжелательны.
|
Осложненные
энцефалопат.
синдромами
|
психическое недоразвитие осложнено болезненными (так называемыми энцефалопатическими) симптомами повреждения нервной системы
|
Церебрасте
ническим
|
при церебрастеническом синдроме нарушения работоспособности больного олигофренией резко усугубляются за счет повышенной утомляемости и психической истощаемости. Ребенок не может приобрести того запаса знаний, который является потенциально доступным для возможностей его мышления.
|
Неврозо
подобным
|
Неврозоподобные синдромы (ранимость, боязливость, склонность к страхам, заиканию, тикам) могут резко тормозить активность, инициативу, самостоятельность, общение с окружающими, усугубляют неуверенность в деятельности.
|
Психопато
подобным
|
Психопатоподобные расстройства (аффективная возбудимость, расторможенность влечений) грубо дезорганизуют работоспособность, деятельность и поведение в целом. Особенно большое значение для нарушения поведения при олигофрении эти психопатоподобные проявления приобретают в подростковом возрасте, нередко вызывая тяжелые явления школьной и социальной дезадаптации [Лебединская К.С., 1969; и др.].
|
Эпилепти
формным
|
Эпилептиформные расстройства (судорожные припадки, так называемые эпилептические эквиваленты), если они наблюдаются часто, не только способствуют ухудшению психического состояния и интеллектуальной работоспособности ребенка, но и являются формальным противопоказанием для его обучения в школе. Показанное в этих случаях обучение на дому не компенсирует полностью потерь, связанных с невозможностью полноценного общения со сверстниками.
|
Апатико-адинамичес
ким
|
апатико-адинамические расстройства, внося в психическое состояние медлительность, вялость, слабость побуждения к деятельности, наиболее грубо усугубляют умственное недоразвитие.
|
атипичные
|
основные закономерности могут частично нарушаться. Так, например, при олигофрении, обусловленной гидроцефалией, частично нарушается фактор тотальности поражения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память.
Также может частично нарушаться закон иерархичности недоразвития: например, при лобной олигофрении грубо нарушена целенаправленность, а при олигофрении, обусловленной недоразвитием щитовидной железы, отмечается резкая слабость побуждений, по степени своей выраженности как бы перекрывающие тяжесть недоразвития логического мышления.
Атипичность структуры интеллектуального дефекта может быть связана и с грубым западением какой-либо из отдельных корковых функций (памяти, пространственного гнозиса, речи и т.д.), связанным с компонентом локального повреждения.
|
^
-
Варианты ЗПР
|
Причины ЗПР
|
ЗПР конституционального генеза
|
гармонический, психический и психофизический инфантилизм (см. Приложение 5)
|
ЗПР соматогенного происхождения
|
Длительные хронические заболевания
|
ЗПР психогенного происхождения
|
Неблагоприятные условия воспитания
|
ЗПР церебрально-органического генеза
|
Раннее органическое поражение ЦНС
|
Особенности детей с ЗПР церебрально-органического генеза:
данные ЭЭГ, данные теста Векслера и нейропсихологического обследования.
1 группа ЗПР
с преобладанием явлений органического инфантилизма
|
2 группа ЗПР
с преобладанием нарушений познавательной деятельности
|
На ЭЭГ черты незрелости биоэлектрической активности мозга, незрелость подкорковых структур.
|
На ЭЭГ признаки незрелости сочетаются с очаговыми патологическими изменениями электрической активности в теменно-височных и базально-лобных отделах.
|
Интеллектуальный критерий
(тест Векслера) Суммарные данные распределялись в пределах возрастной нормы, при этом были низкие результаты по некоторым вербальным субтестам.
|
Интеллектуальный критерий
(тест Векслера) Основные показатели находились в промежуточной зоне между у.о. и нормой. Низкие показатели по вербальным и по невербальным субтестам. Общий интеллектуальный показатель резко снижен.
|
^
Марковская, Лебединский, Никольская провели нейропсихологический анализ ВПФ у детей с ЗПР обеих групп по трем параметрам:
1) Недостаточность динамичности организации психических функций
нарушение тонуса, устойчивости, подвижности; это соответствует блокам мозга
2) Парциальная недостаточность отдельных корковых функций (гнозиса, праксиса, речи).
3) Недостаточность регуляторных процессов, которые обеспечивают программирование, контроль психических процессов.
|
1 блок мозга
|
Низкий психический тонус, повышенная истощаемость, недостаточная автоматизация движений и действий.
|
Более грубые динамичные нарушения: повышенная лабильность и истощаемость перекрывались инертностью с наличием персевераторных явлений.
|
2 блок мозга
|
Мозаичный и преимущественно динамический характер нарушений высших корковых функций.
При исследовании тонкой моторики и динамичного праксиса – трудность автоматизации движения. В графических пробах, например, при письме может возникнуть тремор и макро- и микрография. Причина – истощение.
Фиксация внимания на технической стороне действия приводит к увеличению описок при письме, слитному написанию слов, недописыванию элементов букв, нарушению знакомых грамматических правил.
Недостаточность речевой моторики, трудности выделения фонем, нарушения зрительно-моторной координации - все это вместе препятствовало автоматизации и упрочнению навыков чтения и письма.
Трудности механического запоминания.
|
Первичная дефицитарность некоторых корковых функций. Трудности восприятия усложненных вариантов предметов, изображений и букв (проба на зрительный гнозис). Проба на праксис: персеверации при переключения с одного действия на другое.
Недостатки пространственного праксиса: плохая ориентировка вправо-влево, зеркальность написания букв и трудности различения сходных графем (похожие буквы не различает).
Расстройства речевой моторики и фонематического слуха, слухо-речевой памяти, трудности построения разговорной фразы, сниженная речевая активность.
|
3 блок мозга
|
Регуляторные функции были нарушены в звене контроля.
|
Нарушения регуляции в звене контроля и в звене программирования.
|
Виды помощи (Марковская)
|
Организация внимания и контроля, актуализация мотива деятельности. Необходимо организовывать речевой контроль (например, вводить речевой отчет), организовывать отсроченный ответ, давать знания в игровой форме, включать эмоциональную стимуляцию.
|
Коррекция интеллектуальных трудностей: расчленение программы на отдельные смысловые звенья, уменьшение объема и темпа задания, отработка речевой формулы программы, затем ее совмещение с предметным действием.
|
^
Первый тип
|
Преобладает низкий уровень обобщений
|
Второй тип
|
На первом плане грубые нейродинамические расстройства. Это проявляется в резкой замедленности и плохой переключаемости мыслительных процессов, тяжелой психической истощаемости, неспособности к напряжению. Наблюдаются нарушение логического строя мышления, выраженная наклонность к персеверациям.
|
Третий тип
|
Преобладает недостаточность побуждений к деятельности
с вялостью, апатией, резким снижением активности мышления.
|
Четвертый тип
|
Нарушения критики и целенаправленности мышления с грубыми расстройствами внимания, резкой отвлекаемостью, «полевым поведением».
|
^
1.Спастическая диплегия
|
Ноги поражены больше чем руки
|
2.Двойная гемиплегия
|
Тяжелое поражение всех конечностей
|
3.Гиперкинетическая форма
|
Гиперкинезы + парезы или параличи
|
4.Атонически-астатическая форма
|
Снижение мышечного тонуса + парезы
|
5.Гемипаретическая форма
|
Парезы одной стороны тела
|
Группы РДА по О.С. Никольской с соавторами по степени нарушения взаимодействия с внешней средой
1. Отрешенность
|
Полевое поведение, мутизм, отсутствие контакта
|
2. Отвержение
|
Стереотипии: двигательные, сенсорные, речевые
|
3. Замещение
|
Патологические влечения, компенсаторные фантазии,
|
4.Сверхтормозимоть
|
Неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах
|
^
Типы дисгармонического развития
|
^
|
Конституциональные психопатии
(наследственные)
|
Шизоидные
Эпилептоидные
Циклоидные
Психастенические
Истерические
|
Психопатии типа неустойчивых
(дисгармонический инфантилизм)
|
|
Органические психопатии
(раннее поражение нервной системы)
|
Возбудимый тип
Безтормозный тип
|
Патологическое развитие личности
(«воспитание» патологических черт характера)
|
Аффективно-возбудимый
Тормозимый
Истероидный
Неустойчивый
|
Невропатии
(неустойчивость регуляции вегетативных функций)
|
|
Отклонения темпа полового созревания
|
Задержка полового развития
Ускоренное половое созревание
|
^
Педагогическая модель
|
включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.
|
^
|
Объект диагностики – дети или подростки с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении. Процесс диагностики должен быть комплексным и предполагает участие группы специалистов для проведения медицинской, педагогической и психологической диагностики. Диагностическая модель используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.
|
^
|
помощи как правило применяется в семейной консультации. Например, знакомство родителей детей с проблемами в развитии друг с другом с целью общения, знакомство родителей с социальными службами: родительскими ассоциациями, семейными клубами и др.
|
^
|
помощи предполагает убеждение родителей в необходимости лечения, реабилитации детей с проблемами в развитии, а также помощь в психической адаптации здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.
|
^
|
помощи предполагает анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка или подростка с проблемами в развитии и разработку адекватных методов психологического воздействия.
Психологическая помощь детям с проблемами включает психодиагностику, психологическое консультирование, психокоррекцию, психологическую поддержку
|
^
Название принципов
|
Содержание принципов
|
Принцип комплексности
|
Комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий
|
Принцип единства диагностики и коррекции
|
Коррекция должна строится с учетом данных психодиагностики
|
Принцип личностного подхода
|
В процессе психологической коррекции необходимо ориентироваться на создание условий для развития психологических качеств каждого ребенка
|
Принцип деятельностного подхода
|
Психокоррекцию необходимо проводить с учетом основного ведущего типа деятельности ребенка, а также личностно значимого для ребенка вида деятельности
|
Иерархический принцип
|
Коррекция должна строится как формирование психологических новообразований с учетом возраста ребенка
|
Каузальный принцип
|
Психокоррекция должна быть направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка
|
|