Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития icon

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития





Скачать 175.73 Kb.
Название Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития
Дата 31.03.2013
Размер 175.73 Kb.
Тип Документы
Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка»


Биологические причины нарушений развития

1. Генетические нарушения

Хромосомные аберрации, генные мута­ции, наследственно обусловленные дефекты обмена и др.

2. Внутриутробные нарушения

тяжелые токсикозы беременности, токсоплазмоз, краснуха и другие инфекции, различные интоксика­ции, в том числе гормонального и лекарственного происхож­дения

3.Ранние постнатальные нарушения

патологии родов, инфекции, интоксикации и травмы, реже — опухолевые образования раннего постнатального пери­ода.



^ Социально обусловленные виды откло­нений развития

госпитализм

глубокая психическая и физическая отсталость, возникающая в первые годы жизни ребенка вследствие «дефицита» воспитания. Признаками Г. являются запоздалое развитие движений, в особенности ходьбы, резкое отставание в овладении речью, эмоциональная обедненность, бессмысленные движения навязчивого характера , а также сопутствующие этому комплексу психических недостатков низкие антропометрические показатели, рахит.

патохарактерологическое формирование личности

аномалия развития эмоционально-волевой сферы с наличием стойких аффективных изменений, вызванных длитель­ными неблагоприятными условиями воспитания



^ Возрастные уровни нервно-психического реагирования ребенка в ответ на неблагоприятные воздействия по В. В. Ковалеву

1. Сомато-вегетативный

(0 — 3 лет).


Для этого уровня характерны: повышенная общая и вегетативная возбудимость с нарушением сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами. В этом возрасте этот уровень является ведущим.

2.Психомоторный (4-10 лет).


В этом возрасте идет интенсивная дифференциация корковых отделов двигательного анализатора.

Характерны гипердинамические расстройства различного генеза: психомоторная возбудимость, тики, заикание. Проявления гиперактивности.

3. Аффективный (7 - 12 лет).

Характерны: синдромы и симптомы страхов, повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии.

4.Эмоционально-идеаторный

(12 - 16 лет)

Этот уровень проявляется в «патологических реакциях пубертатного возраста» (Г.Е.Сухарева). Она выделила: сверхценные увлечения и интересы (например, «синдром философической интоксикации»), то есть подростки начинают активно интересоваться философскими проблемами. Кроме того, сверхценные ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства( дисморфофобия, в том числе нервная анорексия ), психогенные реакции – протеста, оппозиции, эмансипации.



^ Базовые понятия онто- и дизонтогенеза


название

содержание

критический, или сензитивный

период развития

Избирательная чувствитель­ность к определенным средовым воздействиям. Это период наибольшей восприимчивости к обучению.

Гетерохрония

(разновременность)

развития

В норме формирование отдельных психофизиологиче­ских функций происходит с различной скоростью. В результате межфунк­циональных перестроек психический процесс приобретает новые качества и свойства.

асинхрония

В патологии возникают различные диспропорции в развитии.

Выделяют следующие типы асинхроний развития:

а) явления ретардации — незавершенность отдельных периодов развития, отсутствие инволюции (свертывание) более ранних форм.

б) явления патологической акселерации отдельных функций - когда одна или несколько функциональных систем развиваются с выра­женным опережением.


^ Варианты психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому

Аномалия

Модель

Чем вызвана

1. Недоразвитие



Умственная отсталость

Отставание в

развитии

2. Задержанное развитие

Различные формы задержки

3. Поврежденное развитие



Резидуальная органическая деменция



Поломка в

развитии

4. Дефицитарное развитие

Нарушение развития анализаторных систем (слуховых, зрительных, двигательных);


5. Искаженное развитие

Ранний детский аутизм

Асинхрония

развития

6. Дисгармоническое

развитие

Психопатии и патологическое развитие личности




    ^ Соотношение степеней олигофрении и степеней умственной отсталости

    Степени олигофрении

    Степени умственной отсталости по МКБ-10

    ^ Шифры

    по МКБ-10


    дебильность

    Легкая умственная отсталость 50

    F- 70

    имбецильность легкая

    Умеренная умственная отсталость 35

    F- 71

    имбецильность выраженная

    Тяжелая умственная отсталость 20

    F- 72

    идиотия

    Глубокая умственная отсталость IQ<20

    F-73



^ Причины возникновения олигофрении

эндогенные (генетические)- более 50%

экзогенные

1.Патология хромосомного набора

(чаще всего трисомия в 21-й паре аутосом (болезнь Дауна) см.Приложение 5)

1.Пора­жение мозга инфекциями, интоксикациями и травмами (в пренатальный и родовой периоды)

2.Врожденные нарушения обмена аминокис­лот, металлов, солей, жиров и углеводов.


2.Эндокринные заболевания матери, недостаточность ее сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек, несовместимость крови матери и плода.

Внутриутробная гипоксия – (хронический недостаток кислорода)

3.Полигенный тип наследования

Раннее детство - менингит, менингоэнцефалит



^ Хратеристики типов детей по особенностям ВНД

Характеристика ВНД

Особенности познавательной деятельности

1-й тип. Дети, у которых преимущественно ослаблен процесс возбуждения

(наиболее распространенный тип детей)

Они вялы, медлительны, трудно усваивают все новое, но, в конечном счете добиваются удовлетворительных результатов.

Новые навыки и умения формируются у таких детей крайне медленно. Но если навыки или привычки усвоены, их очень трудно изменить в случае необходимости.

У этих детей редко возникают самостоятельные побуждения, у них мало инициативы.

2-ой тип. Дети, у которых преимущественно ослаблен процесс активного торможения

( они встречаются ре­же)

Они быстро реагируют на все происходящее. Отвечают и действуют необдуманно. К собственным ответам относятся некритично, своих ошибок сами не замечают. Ошибки и не­точности в их суждениях и действиях объясняются слабостью активного внутреннего торможения, затрудненностью дифференцировки условных связей.

3-й тип. Для таких детей характерна повышенная склонность к охранительному торможению

У них состояния охранительного торможения в виде «летучих» фазовых состояний коры мозга играют основную роль в общей картине умственной неработо­способности.

При кратком знакомстве такие дети могут произвести впечат­ление разумных, понятливых, легко усваивающих новый матери­ал. Нарушение их познавательной деятельности обнаруживается в процессе выполнения обычной школьной нагрузки. Во время одного и того же урока ученик то слушает и понимает учителя, то перестает его понимать. В результате учащиеся не имеют сис­тематических знаний.



^ Формы олигофрении по Г. Е. Сухаревой

Название формы

содержание

Неосложнен

ные

чаще связаны с ге­нетической патологией, в клинико-психологической картине де­фекта имеются черты недоразвития в ин­теллектуальной, речевой, сенсорной, моторной, эмоциональной, неврологической и даже соматической сферах. При легких степе­нях неосложненной олигофрении деятельность ребенка зависит от его интеллектуальных возможностей и в пределах этих возмож­ностей грубо не нарушена. Эти дети старательны, усидчивы, до­брожелательны.

Осложненные

энцефалопат.

синдромами

психическое недоразвитие осложнено болезненными (так называемыми энцефалопатическими) симптомами повреждения нервной системы

Церебрасте

ническим

при церебрастеническом синдроме нарушения ра­ботоспособности больного олигофренией резко усугубляются за счет повышенной утомляемости и психической истощаемости. Ре­бенок не может приобрести того запаса знаний, который являет­ся потенциально доступным для возможностей его мышления.

Неврозо

подобным

Неврозоподобные синдромы (ранимость, боязливость, склон­ность к страхам, заиканию, тикам) могут резко тормозить актив­ность, инициативу, самостоятельность, общение с окружающи­ми, усугубляют неуверенность в деятельности.

Психопато

подобным

Психопатоподобные расстройства (аффективная возбудимость, расторможенность влечений) грубо дезорганизуют работоспособность, деятельность и поведение в целом. Особенно большое значение для нарушения поведения при олигофрении эти психопатоподобные проявления приобретают в подростковом возрасте, нередко вызывая тяжелые явления школьной и соци­альной дезадаптации [Лебединская К.С., 1969; и др.].

Эпилепти

формным

Эпилептиформные расстройства (судорожные при­падки, так называемые эпилептические эквиваленты), если они наблюдаются часто, не только способствуют ухудшению психи­ческого состояния и интеллектуальной работоспособности ребен­ка, но и являются формальным противопоказанием для его обу­чения в школе. Показанное в этих случаях обучение на дому не компенсирует полностью потерь, связанных с невозможностью полноценного общения со сверстниками.

Апатико-адинамичес

ким

апатико-адинамические расстройства, внося в психическое состояние медлительность, вялость, слабость побуждения к деятельности, наиболее грубо усугубляют умствен­ное недоразвитие.

атипичные

основные закономерности могут частично нарушаться. Так, например, при олигофрении, обусловленной гидроцефалией, частично нарушается фактор тотальности пора­жения, так как в этом случае отмечается хорошая механическая память.

Также может частично нарушаться закон иерархичности недоразвития: например, при лобной олигофрении грубо нарушена целенаправленность, а при олигофрении, обусловленной недоразви­тием щитовидной железы, отмечается резкая слабость побуждений, по степени своей выраженности как бы пе­рекрывающие тяжесть недоразвития логического мышления.

Атипичность структуры интеллектуального дефекта может быть свя­зана и с грубым западением какой-либо из отдельных корковых функций (памяти, пространственного гнозиса, речи и т.д.), свя­занным с компонентом локального повреждения.

^ Классификация ЗПР по К.С. Лебединской

Варианты ЗПР

Причины ЗПР

ЗПР конституционального генеза

гармонический, психический и психофизический инфантилизм (см. Приложение 5)

ЗПР соматогенного происхождения

Длительные хронические заболевания

ЗПР психогенного происхождения

Неблагоприятные условия воспитания

ЗПР церебрально-органического генеза

Раннее органическое поражение ЦНС



Особенности детей с ЗПР церебрально-органического генеза:

данные ЭЭГ, данные теста Векслера и нейропсихологического обследования.

1 группа ЗПР

с преобладанием явлений органического инфантилизма

2 группа ЗПР

с преобладанием нарушений познавательной деятельности

На ЭЭГ черты незрелости биоэлектрической активности мозга, незрелость подкорковых структур.

На ЭЭГ признаки незрелости сочетаются с очаговыми патологическими изменениями электрической активности в теменно-височных и базально-лобных отделах.

Интеллектуальный критерий

(тест Векслера) Суммарные данные распределялись в пределах возрастной нормы, при этом были низкие результаты по некоторым вербальным субтестам.


Интеллектуальный критерий

(тест Векслера) Основные показатели находились в промежуточной зоне между у.о. и нормой. Низкие показатели по вербальным и по невербальным субтестам. Общий интеллектуальный показатель резко снижен.


^ Нейропсихологический критерий.

Марковская, Лебединский, Никольская провели нейропсихологический анализ ВПФ у детей с ЗПР обеих групп по трем параметрам:

1) Недостаточность динамичности организации психических функций

нарушение тонуса, устойчивости, подвижности; это соответствует блокам мозга

2) Парциальная недостаточность отдельных корковых функций (гнозиса, праксиса, речи).

3) Недостаточность регуляторных процессов, которые обеспечивают программирование, контроль психических процессов.



1 блок мозга

Низкий психический тонус, повышенная истощаемость, недостаточная автоматизация движений и действий.

Более грубые динамичные нарушения: повышенная лабильность и истощаемость перекрывались инертностью с наличием персевераторных явлений.


2 блок мозга

Мозаичный и преимущественно динамический характер нарушений высших корковых функций.

При исследовании тонкой моторики и динамичного праксиса – трудность автоматизации движения. В графических пробах, например, при письме может возникнуть тремор и макро- и микрография. Причина – истощение.

Фиксация внимания на технической стороне действия приводит к увеличению описок при письме, слитному написанию слов, недописыванию элементов букв, нарушению знакомых грамматических правил.

Недостаточность речевой моторики, трудности выделения фонем, нарушения зрительно-моторной координации - все это вместе препятствовало автоматизации и упрочнению навыков чтения и письма.

Трудности механического запоминания.

Первичная дефицитарность некоторых корковых функций. Трудности восприятия усложненных вариантов предметов, изображений и букв (проба на зрительный гнозис). Проба на праксис: персеверации при переключения с одного действия на другое.

Недостатки пространственного праксиса: плохая ориентировка вправо-влево, зеркальность написания букв и трудности различения сходных графем (похожие буквы не различает).

Расстройства речевой моторики и фонематического слуха, слухо-речевой памяти, трудности построения разговорной фразы, сниженная речевая активность.



3 блок мозга

Регуляторные функции были нарушены в звене контроля.

Нарушения регуляции в звене контроля и в звене программирования.


Виды помощи (Марковская)

Организация внимания и контроля, актуализация мотива деятельности. Необходимо организовывать речевой контроль (например, вводить речевой отчет), организовывать отсроченный ответ, давать знания в игровой форме, включать эмоциональную стимуляцию.

Коррекция интеллектуальных трудностей: расчленение программы на отдельные смысловые звенья, уменьшение объема и темпа задания, отработка речевой формулы программы, затем ее совмещение с предметным действием.



^ Классификация типов органической деменции у детей по Г.Е.Сухаревой.

Первый тип

Преобладает низкий уровень обобщений

Второй тип

На первом плане грубые нейродинамические расстройства. Это проявляется в резкой замедленности и плохой переключаемости мыслительных процессов, тяжелой пси­хической истощаемости, неспособности к напряжению. Наблюдаются нарушение логического строя мышления, выраженная на­клонность к персеверациям.

Третий тип

Преобладает недостаточность побуждений к деятельности

с вялостью, апатией, резким снижением активно­сти мышления.

Четвертый тип

Нарушения критики и целенаправленности мышления с грубыми расстройствами внимания, рез­кой отвлекаемостью, «полевым поведением».



^ Классификация форм детского церебрального паралича поК.А.Семеновой

1.Спастическая диплегия

Ноги поражены больше чем руки

2.Двойная гемиплегия

Тяжелое поражение всех конечностей

3.Гиперкинетическая форма

Гиперкинезы + парезы или параличи

4.Атонически-астатическая форма

Снижение мышечного тонуса + парезы

5.Гемипаретическая форма

Парезы одной стороны тела



Группы РДА по О.С. Никольской с соавторами по степени нарушения взаимодействия с внешней средой

1. Отрешенность

Полевое поведение, мутизм, отсутствие контакта

2. Отвержение

Стереотипии: двигательные, сенсорные, речевые

3. Замещение

Патологические влечения, компенсаторные фантазии,

4.Сверхтормозимоть

Неврозоподобные расстройства: тормозимость, робость, пугливость, особенно в контактах



^ Классификация типов дисгармонического развития

Типы дисгармонического развития

^ Типы нарушений

Конституциональные психопатии

(наследственные)

Шизоидные

Эпилептоидные

Циклоидные

Психастенические

Истерические

Психопатии типа неустойчивых

(дисгармонический инфантилизм)





Органические психопатии

(раннее поражение нервной системы)


Возбудимый тип

Безтормозный тип


Патологическое развитие личности

(«воспитание» патологических черт характера)

Аффективно-возбудимый

Тормозимый

Истероидный

Неустойчивый


Невропатии

(неустойчивость регуляции вегетативных функций)





Отклонения темпа полового созревания

Задержка полового развития

Ускоренное половое созревание



^ Модели психологической помощи детям и подросткам


Педагогическая модель

включает в себя оказание помощи родителям в воспитании детей. Педагог-консультант анализирует вместе с родителями сложившуюся ситуацию и вырабатывает программу мер, направленных на ее изменение.

^ Диагностическая модель


Объект диагностики – дети или подростки с трудностями в учебе, с отклонениями в поведении. Процесс диагностики должен быть комплексным и предполагает участие группы специалистов для проведения медицинской, педагогической и психологической диагностики. Диагностическая модель используется в медико-психолого-педагогических комиссиях, где рассматривается вопрос о дальнейшем обучении ребенка.

^ Социальная модель

помощи как правило применяется в семейной консультации. Например, знакомство родителей детей с проблемами в развитии друг с другом с целью общения, знакомство родителей с социальными службами: родительскими ассоциациями, семейными клубами и др.

^ Медицинская модель

помощи предполагает убеждение родителей в необходимости лечения, реабилитации детей с проблемами в развитии, а также помощь в психической адаптации здоровых членов семьи к особенностям больного ребенка.

^ Психологическая модель

помощи предполагает анализ особенностей формирования познавательных процессов и личности ребенка или подростка с проблемами в развитии и разработку адекватных методов психологического воздействия.

Психологическая помощь детям с проблемами включает психодиагностику, психологическое консультирование, психокоррекцию, психологическую поддержку



^ Принципы психологической помощи

Название принципов

Содержание принципов

Принцип комплексности

Комплекс клинико-психолого-педагогических воздействий

Принцип единства диагностики и коррекции

Коррекция должна строится с учетом данных психодиагностики

Принцип личностного подхода

В процессе психологической коррекции необходимо ориентироваться на создание условий для развития психологических качеств каждого ребенка

Принцип деятельностного подхода

Психокоррекцию необходимо проводить с учетом основного ведущего типа деятельности ребенка, а также личностно значимого для ребенка вида деятельности

Иерархический принцип

Коррекция должна строится как формирование психологических новообразований с учетом возраста ребенка

Каузальный принцип

Психокоррекция должна быть направлена на устранение причин и источников отклонений в психическом развитии ребенка

средне
  1
отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития icon Задержка психического развития у детей (зпр) Нормы развития ребенка: Примерные данные для ориентировки

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития icon Учебно-методический комплекс дисциплины нарушения психического развития ребенка специальность 030301.

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития icon Лебединский В. В. Нарушения психического развития у детей

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития icon В. В. Лебединский Нарушения психического развития в детском возрасте

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития icon Условия нормального развития ребенка. Биологические факторы отклонений в развитии

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития icon Нарушения восприятия “себя”, как основная причина формирования искаженного психического развития

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития icon Особенности речевого развития детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития icon Рда особая аномалия психического развития, при которой прежде всего нарушено формирование эмоционального

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития icon Л. И. Станиславчик Вопросы к экзамену по курсу «Психология аномального развития ребенка» для студентов

Схемы к курсу «Нарушения психического развития ребенка» Биологические причины нарушений развития icon Темы: История развития учения о нарушениях речи, характеризующихся неправильным резонированием и
Тема история изучения проблемы нарушений речи при аномалиях строения периферического отдела артикуляционного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы