Содержание
Характеристика детского контингента ЦентраОсобенности и типы коррекционных занятий в Центре Перечень направлений учебного плана Учебный план социально-педагогической направленности на 2011-2012 учебный год Наименование дисциплин |
Пояснительная записка Цель - формирование компенсаторных способов деятельности с коррекцией отклонений в развитии детей с нарушением зрения для обеспечения максимальной интеграции их в социум. Задачи коррекционной работы 1 .Нормализовать ход психического и физического развития детей с нарушением зрения. 2. Устранить или ослабить вторичные отклонения в развитии детей, обусловленные зрительными дефектами и другими нарушениями центральной нервной системы. 3. Сформировать адекватные личностные качества ребенка, подготовить его к жизни и труду, к успешной интеграции в общество. ^ Участниками образовательного процесса в Центре являются дети от рождения до 18 лет с нарушением зрения. К числу детей с нарушением зрения относятся лица с разным характером зрительной патологии (в том числе дети со сложной структурой зрительного дефекта), разной остротой зрения, клиническими формами, а также с разными компенсаторными возможностями развития, коррекции и восстановления нарушенных функций зрительной системы и дети группы риска по зрению. Все это обуславливает своеобразие развития, обучения, воспитания и лечения таких детей. Так же участниками образовательного процесса могут являться дети без нарушения зрения, но имеющие проблемы в развитии психических процессов, эмоционально-волевой сфере, трудности в общении со сверстниками и со взрослыми. ^ Занятия проводят специалисты Центра длительностью: ранний возраст 10-15 мин., дошкольники 15-20 мин., младшие школьники 30-40 мин., подростки 60-90 мин. Занятия проходят индивидуально, малыми группами (2-5 человек), групповые занятия (10-20 чел.) Занятия проводятся 1-2 раза в неделю по одному направлению с обязательным включением зрительных гимнастик, динамических пауз. Ход и результаты занятий фиксируются в индивидуальных картах развития детей и специальных протоколах, составленных по определенной форме. ^ 1.Направления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение зрения Развитие зрительного восприятия. В естественных жизненных условиях ребенок с нормальным зрением подвергается воздействиям систематически и многократно повторяемой визуальной стимуляции. Значительное снижение зрения существенно ограничивает естественную стимуляцию, вследствие чего ребенок не может приобрести такой же сенсорно-перцептивный опыт, как нормально видящий. Дети с нарушением зрения находятся в обедненной зрительной среде, при которой генетические предпосылки развития восприятия теряют свою силу. Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия в этом возрасте способствует существенному улучшению сенсорной основы когнитивного развития. Развитие осязания и мелкой моторики. Низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук происходит потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями. Коррекционные занятия направлены на формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного мира, а также обучение их приемам выполнения предметно-практических действий с помощью сохранных анализаторов. Ориентировка в пространстве. Для детей с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них, по сравнению с нормально видящими сверстниками, значительно хуже развиты пространственные представления, возможности практической микро- и макроориентировки, словесные обозначения пространственных обозначений. Нарушения глазодвигательных функций вызывает ошибки выделения детьми формы, величины, пространственного расположения предметов. В ходе коррекционных занятий дети учатся выделять и анализировать различные пространственные признаки и отношения, получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы (слуха, обоняния и т.д.) Социально-бытовая ориентировка. Занятия по социально-бытовой ориентировке, прежде всего, направлены на решение проблем социализации детей с нарушением зрения, формирование у него навыков социально-адаптивного поведения. Успешность социализации детей с нарушением зрения определяется умением рационально пользоваться зрением, получать с его помощью максимально полные представления об окружающем мире, опираясь в процессе познания и общения на информацию, поступающую через сохранные анализаторы (осязание, слух, двигательно-активную, вкусовую, обонятельную и температурную чувствительность), умением самостоятельно ориентироваться в пространстве, определенным запасом представлений об элементарных социально-бытовых ситуациях, умением общаться и успешно взаимодействовать с окружающими. 2.Направления коррекционной работы с детьми, имеющими нарушение речи - коррекция звукопроизносительной стороны речи, формирование артикуляционных дифференцировок; - автоматизация звуков на материале слогов, слов, словосочетаний, фраз; - развитие фонематического слуха; - преодоление нарушений слоговой структуры речи; - развитие темпо-ритмической речи; - формирование правильного речевого дыхания; - развитие связной речи. Развитие речи осуществляется во всех видах деятельности детей и является необходимой частью коррекционно-воспитательной работы для детей с нарушением зрения. Из-за недостаточности сенсорного опыта у детей с нарушением зрения наблюдается некоторый разрыв между предметным практическим действием и его словесным обозначением. Для развития речи большое значение имеет формирование у детей реальных представлений об окружающем мире. Поэтому применение средств наглядности осуществляется с учетом своеобразия зрительного восприятия. Коррекционная работа логопеда также направлена на развитие познавательной деятельности и активизацию деятельности сохранных анализаторов моторной деятельности, двигательной сферы ребенка. 3. Адаптивная физкультура. Для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата рекомендованы групповые занятия по адаптивной физкультуре, с целью коррекции нарушений осанки и плоскостопия посредством тренировки мышц туловища, конечностей и стопы с помощью специальных корригирующих и общеразвивающих упражнений. Вследствие трудностей зрительно-двигательной ориентации у детей с нарушением зрения наблюдается гиподинамия, нарушение осанки, плоскостопие, снижение функциональной деятельности дыхания и сердечнососудистой системы. Адаптивная физкультура имеет большое значение для работы всех органов грудной и брюшной полости, для исправления неправильной осанки, плоской запавшей грудной клетки, для улучшения вентиляции легких и усиления притока кислорода к крови. Дозировка и последовательность физических упражнений зависит от вида заболевания органа зрения и состояния зрительных функций ребенка. 4. Психолого-педагогическое направление. - с детьми раннего возраста проводятся занятия по профилактике и коррекции задержек психического развития, целью которых является развитие целостной личности ребенка. - с детьми в возрасте от 3 до 8 лет с выявленными отклонениями в познавательной сфере рекомендованы развивающие занятия на оборудовании «Пертра» с целью развития памяти, внимания, воображения, формирования произвольности и навыков самоконтроля. - психологическая подготовка к школе для детей старшего дошкольного возраста, имеющих нарушение зрения. Занятия строятся по принципу «от простого – к сложному», помогая детям эффективнее понимать и реализовывать на практике полученные умения. - коррекция эмоционально-волевой сферы детей 6-13 лет с элементами музыкально-пластических, театрализованных действий и средствами изотерапии, песочной терапии, сказкотерапии и музыкотерапии. - для детей возраста 6-8 лет и 8-11 лет организованы группы коррекции и развития учебных навыков и группы эмоционального развития. - для подростков в возрасте 15-17 лет (9,11 классов) рекомендованы развивающие занятия по программе «Психологическая подготовка к ЕГЭ», целью которой является повышение эффективности подготовки к экзамену. - для подростков 14-16 лет проводятся занятия по развитию и коррекции эмоционально-волевых навыков, коррекция познавательной сферы, развитию лидерских качеств и профессиональных предпочтений в рамках профессионального самоопределения подростков. Знание особенностей психики детей с нарушением зрения, своеобразие их познавательной деятельности. Психические процессы связаны и зависят от структурно-функциональных показателей патологии, глубины и сложности дефекта. Научно-экспериментальные данные, полученные в специальной психологии, говорят о том, что у детей с нарушением зрения имеются потенциальные возможности в коррекционно-компенсаторном преодолении дефекта за счет формирования высших психических функций. 5. Просветительское направление Просветительская программа занятий «Этикет для малышей» направлена на развитие потребности в доброжелательном общении с окружающими, формировании навыков поведения и общения. Воспитывать навыки вежливого поведения возможно только с раннего возраста, прививая ребенку вежливость, закладывается «фундамент», на основе которого будет строиться общение, приниматься жизненно-важные решения. Программа занятий реализуется в игровой форме, с использованием ТСО, вовлекая детей в атмосферу игры и сказки. 6. Профилактическое направление Программа профилактических групповых занятий с детьми, имеющими зрение в норме или входящих в группу риска по зрению, предназначена для сохранения природного зрения детей в возрасте от 5 до 10 лет. Данная программа позволяет решать проблему профилактики и улучшения состояния зрения путем создания щадящих условий, комплекса общеукрепляющих упражнений, обучения приемам снятия зрительного утомления и напряжения, развития зрительного восприятия, памяти, внимания, обучения навыкам расслабления всего тела. ^
|
![]() |
Правовые основы и практическая реализация обеспечения доступности и качества ранней коррекционной |
![]() |
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для детей с нарушением зрения в старшей группе «Прогулка |
![]() |
Формирование деятельности корково-подкорковых структур головного мозга у детей, механизмы развития |
![]() |
Специфика работы учителя-логопеда в группе для детей с нарушением зрения |
![]() |
Анализ программы «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование Цель: совершенствование работы педагогов в образовательных областях «Безопасность», «Здоровье», формирование... |
![]() |
Пояснительная записка. Основная цель уроков укрепление здоровья детей и совершенствование их физического |
![]() |
К вопросу об интеграции детей с нарушением слуха в общеобразовательную среду Любимов М. Л |
![]() |
Задачи: формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения; формирование у детей представлений |
![]() |
«Особенности коррекционной работы по развитию речи с дошкольниками имеющими отклонения в интеллектуальном |
![]() |
Примерные комплексы общеразвивающих упражнений для детей с нарушением зрения |