ВОПРОСЫ ДЛЯ ЭКЗАМЕНОВ ПО МИКРОБИОЛОГИИ, ВИРУСОЛОГИИ, ИММУНОЛОГИИ
для студентов стоматологического факультета
I раздел — Частная микробиология
Стафилококки и стафилококковые инфекции (стафилококкозы).
Стрептококки и заболевания, вызываемые ими (гнойные, кишечные, аллергические). Пневмококк.
Стрептококки, их роль в развитии кариеса и его осложнениях.
Менингококки и менингококковые инфекции
Гонококк и гонококковые инфекции.
Псевдомонада — синегнойная палочка, ее роль в патологии человека.
Эшерихии и эшерихиозы, сальмонеллы и сальмонеллезы — брюшной тиф, паратифы, (пищевые токсикоинфекции и их возбудители), шигеллы и шигеллезы.
Клебсиеллы и заболевания, вызываемые ими (очаговая пневмония, риносклерома)
Иерсинии (возбудители чумы, псевдотуберкулеза, кишечного иерсиниоза). Роль в патологии.
Холера и холерные вибрионы (классический холерный и Эль-Тор).
Пищевые интоксикации (стафилококковые, ботулизм, шигеллезные и пр.)
Бруцеллы и бруцеллез, туляремия и ее возбудитель, особо опасный бациллез — сибирская язва.
Бордетеллы и бордетеллиозы (коклюш и паракоклюш).
Патогенные клостридии и возбудители раневого анаэробиоза — столбняка.
Коринебактери и коринебактериозы (дифтерия, ксерозит).
Патогенные микобактерии — возбудители туберкулеза, лепры.
Патогенные актиномицеты и актиномикозы.
Патогенные спирохеты, венерический спирохитоз (сифилис).
Септические (кровяные) инфекции: боррелиозы - возвратный тиф (эпидемический, эндемический), лептоспироз, риккетсиозы (эпидемический сыпной тиф и эндемические риккетсиозы).
Патогенные микоплазмы и заболевания вызываемые ими.
Дерматропные вирусные инфекции: натуральная оспа и ветряная оспа.
Герпес-вирусы, простой и рецидивирующий герпес.
Патогенные хламидии и хламидиозы (трахома, урогенитальный хламидиоз).
Респираторные вирусные инфекции – грипп, парагрипп, аденовирусы.
Нейротропные вирусные инфекции: зоонозные (бешенство), зоонозно-трансмисивные (энцефалиты – клещевой, комариный), антропонозные (полиомиелит).
Тогавирусы, как возбудители геморрагических лихорадок (крымской, ярославской, омской, дальневосточной, Эбола).
Гепатовирусы — гепатита А, В, С, Д, Е, G их роль в патологии печени и вирусоносительстве.
Ретровирусы. ВИЧ-инфекция (СПИД), и ее возбудители.
ВИЧ – ассоциированные (оппортунистические) инфекции, осложняющие СПИД.
Острые бактериальные инфекции полости рта.
Хронические бактериальные инфекции полости рта.
Патогенные грибы — возбудители профессиональных и бытовых микозов (мукоромикоз, аспергиллез, пенициллиозы и пр.), условно-патогенные грибы — возбудители кандидомикоза, роль условий в их развитии.
Патогенные грибы: поверхностные и глубокие микозы.
Микозы, поражающие слизистую оболочку полости рта.
Вирусные поражения оболочки полости рта.
Протозоозы: малярия, трипаносомоз, амебиаз, балантидиоз, лямблиоз, лейшманиоз.
Токсоплазмы и токсоплазмоз.
Инфекционные «болезни цивилизации» (легионеллез, псевдотуберкулез, ВИЧ-инфекция).
Трихомонады и трихомониаз.
Легионеллы и легионеллез.
Госпитальные (внутрибольничные) инфекции и их возбудители.
Дисбактериозы, роль различных микроорганизмов в их развитии и предрасполагающие условия.
Инфекционные заболевания в медицине катастроф.
Медленные инфекции—прионозы.
Роль микроорганизмов в развитии кариеса, заболеваний пародонта.
II раздел — Общая микробиология.
Основные исторические этапы развития микробиологии, вклад отечественных и зарубежных ученых. Разделы микробиологии.
Основные исторические этапы развития вирусологии, вклад отечественных и зарубежных ученых в ее развитие. Разделы вирусологии.
Основные исторические этапы развития иммунологии и аллергии. Современные разделы иммунологии и их значение для медицины.
Микробиология и иммунология в народном хозяйстве и медицине. Микробиологическая и иммуно-аллергологическая биотехнология.
Космическая микробиология и гнотобиология (цели, задачи, достижения и их применение в медицине).
Значение микробиологии, вирусологии, иммунологии, в деятельности врача - стоматолога.
Основные принципы классификации микробов и их номенклатура. Понятие о штамме, клоне, культуре, колонии микроорганизмов.
Основные принципы классификации вирусов (генетическая, структурная, органотропная систематика). Понятие о ретровирусах, дефектных вирусах.
Морфология и основные структурные элементы бактерий, методы выявления, функциональное значение. Временные структурные элементы бактериальной клетки (споры, капсулы), их функциональное значение и обнаружение.
Подвижность микроорганизмов, органеллы движения и методы определения (прямые, косвенные). Примеры непостоянства движения при наличии органелл.
Спирохеты, их классификация, общие биологические свойства, особенности разных групп выявления. Экология.
Вирусы, структура вириона. Экология.
Понятие о прионах и прионозах.
Грибы их классификация, патогенные и условно-патогенные виды, методы выявления. Экология.
Патогенные простейшие, их классификация, методы выявления. Экология.
Риккетсии, их классификация, методы выявления. Экология.
Хламидии, их морфофизиология, способы выявления. Экология.
Микоплазмы, их морфология, структура, физиологические особенности, методы выявления. Экология.
Микроскопический метод исследования: микроскопы, методы приготовления мазков, фиксация, способы окраски, тинкториальные свойства микробов.
Питание микробов, его виды. Питательные среды, сущность их конструирования, виды, назначение, контроль. Экология.
Дыхание микробов, его варианты, сущность, механизмы аэробного и анаэробного дыхания, определение типа. Экология.
Методы культивирования анаэробов в лабораторных условиях.
Культуральные свойства микроорганизмов, их своеобразие у различных видов и обеспечение в лабораторных условиях.
Биохимическая активность микроорганизмов, ее определение и дифференциально-диагностическое значение.
Понятие о патогенности, вирулентности, единицы ее измерения. Факторы патогенности микробов, их выявление.
Генетический аппарат микроорганизмов разной сложности организации. Понятие о плазмидах, их виды, значение.
Репродукция вирусов, особенности ее обеспечения в лабораторных условиях. Методы культивирования вирусов. Особенности репродукции ретровирусов. Экология.
Пол бактерий и плазмиды фертильности, видовая и межвидовая конъюгация бактерий. Их значение для изменчивости микроорганизмов.
Направленная изменчивость микроорганизмов, ее практическое применение в генной инженерии.
Фенотипическая изменчивость, сущность, формы, практическое значение. Роль экологии.
Влияние физических и химических факторов на микробы. Мутация и ее значение для практической медицины. Примеры. Значение экологии
Генотипическая изменчивость. Трансформационная и рекомбинационная изменчивость, их значение для диагностики и профилактики инфекционных заболеваний. Роль экологии.
Генотипическая изменчивость. Трансдукция и лизогенная конверсия, их значение для науки и практики. Примеры использования в профилактике инфекций.
Бактериоциногения, ее генетическая сущность, отличие от бактериофагии, методы определения, использование.
Вирусы бактерий — бактериофаги, их биологическая характеристика, научно-практическое значение и использование. Экология. Выявление бактериофагов из различных объектов внешней среды и определение его титра. Реакция нарастания титра бактериофага и ее применение.
Химиопрофилактика и химиотерапия. Понятие о химиотерапевтическом индексе. Чувствительность бактерий к лекарственным веществам, методы определения, практическое значение. Способы преодоления лекарственной резистентности.
Стерилизация, сущность, метод, техника, применение. Контроль качества стерилизации.
Влияние химических факторов среды на микробы и их источники. дезинфекция, дезинсекция, дератизация, их метод, назначение. Контроль эффективности.
Принципы и последовательность выделения чистой культуры микробов — аэробов, их идентификация, принципы обоснования заключения.
Особенности культивирования, выделения и идентификации чистой культуры анаэробов.
Нормальная микрофлора человека. Ее значение для жизнедеятельности организма и его здоровья. Способы восстановления микрофлоры. Экология.
Нормальная микрофлора полости рта. Её значение для здоровья. Зависимость от экологического неблагополучия.
Формы взаимоотношения между микробами и другими биологическими объектами. Антибиотики разной природы, фитонциды, принципы их поиска и приме нения. Экология.
Микрофлора воздуха, ее значение для здоровья человека. Методы определения и дифференцированной оценки. Способы оздоровления воздушной среды. Экология.
Микрофлора воды и ее значение для здоровья человека. Принципы санитарно-бактериологического анализа и оценки. Способы очистки воды от микробов. Экология.
Микрофлора и санитарно-гигиенический контроль рук, инструментария, растворов. Личная защита от инфицирования.
Понятие об экзо- и эндогенной, очаговой и генерализованной, острой и подострой, хронической, абортивной, смешанной, вторичной инфекциях. Реинфекция. Суперинфекция. Рецидив. Понятие о внутриутробных, профессиональных инфекциях. Примеры.
Персистенция микроорганизмов, их инвазионно-колонизационная активность и здоровое носительство возбудителей инфекционных заболеваний. Значение латентных инфекций. Роль экологии.
Микробная колонизация полости рта.
^
Иммунитет и аллергия.
Неспецифическая резистентность организма к инфекции, ее гуморальные факторы, их значение и определение. Значение экологии.
Неспецифическая резистентность полости рта.
Клеточно-фагоцитарная защита организма. Виды фагоцитирующих клеток, сущность и этапы фагоцитоза, его качественно- количественная оценка. Роль в специфическом иммунном ответе.
Механические факторы неспецифической защиты от инфекций и элиминирующая роль выделительной функции.
Иммунитет и его виды. Понятие о наследственном и приобретенном иммунитете. Примеры.
Значение экологических условий и прочих факторов для формирования напряженного иммунитета.
Иммунная биотехнология, трансплантология, трансплантация в стоматологии, гибридология и антитела, вклад отечественных и зарубежных ученых в ее развитие.
Антигены их виды и материальная основа, функции, определение. Назначение в практической медицине вакцин, диагностикумов, ал лергенов.
Понятие об “К” - антигенах, аутоантигенах, изоантигенах организма. Примеры.
Роль иммунодифицитных состояний в развитии заболеваний полости рта.
Токсины и ферменты как антигены, их значение в развитии иммунитета.
Иммунная система организма: лимфоидные органы, стволовые клетки, Т-, В-лимфоциты, тимус, макрофаги; их кооперация. Роль аппендикса и небных миндалин в реализации иммунного ответа.
Генетические механизмы иммунного ответа и основы первичных (врожденных) иммунодефицитов. Их диагностика и принципы иммунокоррекции.
Антитела, их виды, материальная основа, функции. Иммуноглобулины основных классов, структурные и функциональные особенности, динамика биосинтеза, значение при инфекционных заболеваниях.
Современные представления о механизмах и сущности антителообразования. Роль антигена в антителогенезе.
Аутоантитела, значение в патогенезе инфекционных и аутоиммунных заболеваний. Коллагенозы.
Современные представления о сущности иммунитета. Взаимоотношения специфических и неспецифических факторов и формирование защитных реакций организма.
Иммунодефициты (первичные, вторичные), их значение в патологии человека. Способы и тесты выявления.
Нестерильный инфекционный иммунитет, его сущность, выявление, значение в защищенности организма от инфекций. Примеры, способы выявления.
Особенности иммунитета при вирусных инфекциях, понятие об интерфероне и интерфероногенах, их практическое применение.
Особенности иммунитета при протозойных инфекциях, его механизмы. Особенности иммунитета при микозах, его механизмы.
Убитые вакцины и техника их приготовления; контроль. Химические вакцины, виды, способы приготовления. Живые вакцины, методы аттенуации вакцинных штаммов и особенности их применения.
Условия, определяющие эффективность иммунопрофилактики. Иммунологическая память, способы ее контроля и закрепления.
Вакцинопрофилактика и вакцинотерапия. Основные принципы их использования. Аутовакцины, приготовление, контроль качества, назначение.
Реакция агглютинации, сущность, техника, варианты, применение. Реакция гемагглютинации (прямая, непрямая), реакция торможения гемагглютинации, их диагностическое значение при инфекциях. Реакция гемадсорбции и реакция торможения гемадсорбции, их диагностическое значение при вирусных инфекциях.
Реакция связывания комплемента, сущность, техника, применение. Специфичность РСК при вирусных инфекциях.
Реакция преципитации, сущность, техника, варианты, применение. Приготовление преципитиногенов.
Варианты постановки реакции нейтрализации вирусов при вирусных инфекциях. Особенности учета.
Реакция нейтрализации токсина антитоксином: сущность, техника, варианты, применение in vitro и in vivo.
Реакция иммунофлюоресценции (прямая-РИФ, и непрямая-РНИФ) как метод экспресс-диагностики инфекционных заболеваний.
Иммуноферментный и радиоиммунологический методы анализа антител, их сущность, применение. Полимеразная цепная реакция (ПЦР).
Иммунопатологические процессы в полости рта.
Иммунопрофилактика, иммунотерапия с помощью иммунных сывороток, их применение, возможные осложнения и их предупреждение.
Иммунные сыворотки лечебного и диагностического назначения, их приготовление, очистка, повышение специфичности и определение сил. Понятие о монорецепторных (моноклональных) антителах.
Аллергия, виды аллергических состояний у человека, сущность и диагностика in vitro и in vivo.
Гиперчувствительность немедленного типа (В-зависимая аллергия), механизмы, принципы лечения. Иммунологические механизмы анафилаксии. Сывороточная болезнь. Способы предупреждения.
Гиперчувствительность замедленного типа (Т-зависимая аллергия). Особенности инфекционной аллергии, ее сущность, формы, проявление, диагностика. Значение экологии.
Специфическая и неспецифическая десенсибилизация, сущность, метод. Понятие об аллергенах и толерогенах, их использование в медицине.
^
Вокруг больного зуба пациента выраженное воспаление с отеком и болезненностью. Дать предварительный диагноз и наметить план лабораторных исследований.
Из околозубного пространства пациента сочится гной. Поставьте предположительный микробиологический диагноз и наметьте план профилактики пародонтита.
На слизистой щек и на небе у маленького пациента красные бархатистые пятна размером с чечевицу, повышена температура. Что можно заподозрить в этом случае?
На большом пальце стоматолога твердый безболезненный инфильтрат. Какую этиологию он может иметь? Наметить план подтверждения.
К стоматологу привели ребенка с зубной болью, при осмотре зев больного ярко-красный, на щеках, лбу – мелкие точечного характера сыпные элементы, температура повышена. Какую инфекцию можно предположить и как подтвердить диагноз?
Ребенок жалуется на трудное глотание, болей в зеве нет. При осмотре – некротические наслоения на миндалинах, воспаление не выражено. Наметить план постановки диагноза и его микробиологического подтверждения. Какие инфекции можно предположить?
Правильно ли поступает стоматолог, работая с пациентом без перчаток и маски? Надо ли их менять и почему? Чем грозит это врачу и пациенту?
Сколько наборов инструментария надо иметь стоматологу лечебного и хирургического профиля для работы в течение смены? Достаточно ли его выдерживать в дезинфицирующих растворах? Распространение каких инфекций при этом возможно и, кому они угрожают: врачу, пациенту?
Должен ли подвергаться воздух стоматологического кабинета межсменному облучению бактерицидными лампами? Зачем? Как проконтролировать их эффективность?
В лабораторию поступила мокрота больного с патологическим процессом в легких. Наметить план лабораторного исследования.
Как оценить положительную реакцию Вассермана только с кардиолипиновым антигеном (РИФ, РИТ - отрицательно) у женщины на 8, 12, 24 неделях беременности? У больного раком легкого? У больного с туберкулезом?
Как оценить положительную реакцию Вассермана со специфическим спирохетозным антигеном, положительные РИФ, РИТ у беременных на 8, 12, 24 неделях беременности?
У больного выявлена резкоположительная РСК с токсоплазменным антигеном (+++, 1/80), ВПК с токсоплазмином отрицательна. Как оценить реакцию, какой диагноз можно поставить?
У беременной женщины РСК с токсоплазменным антигеном отрицательная, ВПК с токсоплазмином ++++. Как оценить реакцию? Что рекомендовать женщине?
Из носоглоточного смыва выделена чистая культура золотистого стафилококка. Всегда ли можно утверждать, что она причина болезни. Как доказать, что данный штамм – возбудитель заболевания?
Из организма практически здорового человека выделен заведомо патогенный вид микроба. О чем это свидетельствует? Почему возбудитель болезни присутствует в организме, а заболевание не проявляется?
От 2 человек выделена культура стафилококка. Один из них болел пиодермией, второй – здоров. От чего это зависит, от каких качеств микроба? Как доказать, что выделенный штамм стафилококка причастен к развитию болезни? Как определить возможный источник?
В детскую инфекционную больницу поступил ребенок с диагнозом «дифтерия», «скарлатина». Как уточнить этиологию заболевания? Возможно ли сочетание этих болезней?
У больного гриппом выявлена пневмония, вызванная стафилококком. Как называется такая форма инфекции? Объясните причины ее возникновения. Приведите другие примеры такого сочетания.
В воздухе стоматологического кабинета обнаружено 150 мт/м3 золотистого стафилококка, 10 мт/м3 туберкулезных палочек, 2700 мт/м3 сапрофитного стафилококка. Оценить воздушную среду и дать рекомендации по ее дальнейшему использованию.
Спустя неделю после прогулки подростков в лесу у двух человек появилась боль в горле, опухли подчелюстные лимфатические узлы, у одного – заболели зубы, в связи с чем, он обратился за медицинской помощью к врачу – стоматологу. С каким инфицированием можно связать выявленную патологию и наметить план уточнения этиологии.
В течение смены врач-стоматолог не меняет перчатки и маску. Отвечает ли это требованиям санитарии и гигиены? Что и почему Вы можете ему рекомендовать?
Чего, на Ваш взгляд, не хватает действующим в городе и на селе стоматологическим кабинетам? Дайте рекомендации для приведения их в современное цивилизованное состояние.
Вам надо осуществить допуск к работе медицинской сестры в стоматологическом кабинете. Какие сведения и справки Вы должны от нее потребовать?
|