|
Скачать 412.76 Kb.
|
На правах рукописи![]() Кропачева Марина Леонидовна ПРИОБЩЕНИЕ СТУДЕНТОВ медицинского вуза к профессиональной этико-деонтологической культуре (на материале преподавания гуманитарных дисциплин) Специальность 13.00.08 – теория и методика профессионального образования АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук Ижевск 2012 Работа выполнена в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Удмуртский государственный университет»
Защита состоится «14» сентября 2012 г. в 10.00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.275.02 при Удмуртском государственном университете по адресу: 426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корпус 1, ауд. 003. С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» по адресу: г. Ижевск, ул. Университетская, 1, корп. 2. Автореферат разослан «13» августа 2012 г. Ученый секретарь диссертационного совета, к ![]() ^ Актуальность исследования. Востребованность медицинского работника, обладающего высокой этико-деонтологической культурой, в условиях наметившейся тенденции дегуманизации медицины в связи с реформами и реструктуризацией системы здравоохранения, безусловно, велика. Личность современного студента формируется в период, когда в обществе отмечается некоторая «размытость» системы ценностей. Ценности, пропагандируемые средствами массовой информации, зачастую являются противоположными тем, которые традиционно были присущи лучшим представителям отечественной медицины. Учитывая, что влияние социальной среды оказывается сильнее воздействия системы образования, особую значимость приобретает создание в медицинских вузах образовательной среды, способствующей формированию этико-деонтологической культуры будущего специалиста. В отечественной и зарубежной литературе, посвящённой вопросам этической и деонтологической подготовки в медицинском вузе, подчёркивается, что деонтологическое воспитание должно осуществляться в рамках каждой учебной дисциплины с первого курса и до полного формирования в сознании будущих врачей деонтологических нравственных стереотипов. По мнению исследователей, именно гуманитарные предметы могут оказать наибольшее влияние на формирование этических ценностей. В образовательной практике медицинских вузов латинский язык рассматривается, в основном, как средство расширения кругозора учащихся, развития их гуманитарной и эстетической культуры. Возможности дисциплины для решения задач профессиональной деонтологической подготовки обсуждаются в педагогических публикациях, однако глубокого исследования данного вопроса и разработанной методики приобщения студентов к этико-деонтологической культуре на занятиях по латинскому языку обнаружить не удалось. Вышеизложенное позволяет говорить о ряде имеющихся противоречий:
Выявленные противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы способы приобщения будущих врачей к профессиональной этико-деонтологической культуре в процессе изучения дисциплины «Латинский язык и основы медицинской терминологии»? Актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы, а также интерес автора обусловили выбор темы исследования: «Приобщение будущих врачей к профессиональной этико-деонтологической культуре». ^ : процесс профессиональной подготовки будущих врачей. Предмет исследования: методика приобщения студентов медицинского вуза к профессиональной этико-деонтологической культуре в процессе изучения дисциплины «латинский язык и основы терминологии». ^ является разработка, теоретическое обоснование и экспериментальная проверка методики приобщения студентов медицинского вуза к профессиональной этико-деонтологической культуре в процессе обучения латинскому языку. ^ основана на предположении о том, что процесс приобщения будущих врачей к профессиональной этико-деонтологической культуре будет успешным, если:
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были сформулированы следующие задачи исследования:
^ исследования составляют: положения культурологического (В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, С.И. Гессен, А.С. Запесоцкий, Н.Б. Крылова и др.), аксиологического (Н.А. Асташова, В.А. Караковский, А.В. Кирьякова, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.) и компетентностного (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, В.С. Меськов, Ю.Г. Татур, Г.С. Трофимова, А.В. Хуторской и др.) подходов. ^ исследования являются:
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
^ исследования: государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия». Общая выборка испытуемых – 220 человек. ^ :
^ :
^ :
^ :
^ обеспечиваются методологической непротиворечивостью и логичностью теоретических положений исследования; использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования; репрезентативностью выборки испытуемых; практическим подтверждением основных положений исследования в ходе эксперимента. ^ состоит в разработке основных идей и положений по теме «Приобщение будущих врачей к профессиональной этико-деонтологической культуре», в непосредственном проведении экспериментальной работы и получении эмпирических данных, их теоретическом обобщении и интерпретации. ^
^ Основные положения и результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на аспирантских семинарах при кафедре педагогики и педагогической психологии ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», были представлены на международных, всероссийских, межрегиональных, республиканских научных конференциях, в научных сборниках и журналах. По проблеме исследования опубликовано 14 работ. Материалы исследования внедрены в образовательный процесс на кафедре иностранных языков ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия». ^ Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 234 наименования, из них 8 на иностранном языке, и 8 приложений. ^ Во введении обоснована актуальность исследования; определены проблема, объект, предмет, цель, задачи и методы исследования; сформулированы его гипотеза, методологическая и теоретическая основы; охарактеризованы основные этапы исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость; указана сфера апробации и внедрения полученных результатов; представлены положения, выносимые на защиту. В первой главе «Теоретические основы исследования проблемы приобщения студентов-медиков к этико-деонтологической культуре» на основе анализа философских, психологических и педагогических трудов рассмотрены понятия «индивидуальная культура» («культура личности»), «профессиональная культура», «этическая культура», «деонтологическая культура»; определено содержание понятия «этико-деонтологическая культура» и выявлена её структура; изучены современные подходы к этическому и деонтологическому воспитанию. Различные аспекты исследования индивидуальной культуры в контексте образования нашли отражение в трудах О.С. Газмана, Э.Н. Гусинского, А.А. Деркача, И.А. Зимней, Н.Б. Крыловой, Ю.И. Турчаниновой. Индивидуальная культура, или культура личности, рассматривается как целостная система, включающая знания, умения, навыки; интеллект и чувства; обычаи и привычки; сознание и самосознание; нормы, идеалы и ценностные ориентации; эта система используется человеком в процессе его активной жизнедеятельности и во взаимодействии с другими людьми и позволяет ему жить в гармонии с общечеловеческой, культурой, развивать общество и индивидуальное своеобразие своей личности. Далее рассматривается термин «профессиональная культура», анализирующийся в работах В.К. Белолипецкого, В.Л. Бенина, В.Г. Игнатова, Н.Б. Крыловой, В.А. Сластёнина. Профессиональная культура как часть общей культуры личности является интегративной характеристикой личности специалиста, отражающей уровень образованности и развития личности и профессионала. По мнению В.А. Сластёнина, профессиональная культура представляет собой систему общечеловеческих ценностей, профессионально-ценностных ориентаций и качеств личности, универсальных способов познания и гуманистических технологий профессиональной деятельности. Профессиональная этическая культура в последнее время всё чаще становится предметом изучения. Педагогами рассматриваются проблемы формирования этической культуры будущих менеджеров организации (Ч.Ф. Валиуллина) и менеджеров по туризму (Е.А. Лукина), будущих учителей (Н.П. Степанова, Л.М. Шарова), социальных педагогов (И.В. Шарова), специалистов по социальной работе (Н.И. Агронина), будущих юристов (Е.В. Бараник), курсантов образовательных учреждений МВД (Г.И. Андреев). В то же время понятие «деонтологическая культура» в научных публикациях практически не встречается. Вопросы, связанные с развитием деонтологической культуры, разработаны в исследовании Г.А. Карахановой применительно к профессиональной подготовке учителя. Изучение работ по проблемам профессиональной этической культуры показало, что в их основе лежит рассмотрение этики в контексте профессиональной специализации. Поэтому логика нашего исследования потребовала изучения теоретических аспектов медицинской этики и деонтологии. Анализ работ А.А. Грандо, А.Я. Иванюшкина, А.М. Изуткина, И.А. Кассирского, Ф.И. Комарова, Ю.П. Лисицына, В.Ф. Матвеева, И.Ф. Матюшина, Т.В. Мишаткиной, В.П. Петленко, И.А. Шамова, Н.В. Эльштейна и др. выявил отсутствие единой точки зрения на соотношение и содержание понятий «медицинская этика» и «медицинская деонтология». По А.Я. Иванюшкину, под медицинской этикой понимается профессиональная медицинская мораль, представляющая собой совокупность нравственных норм и оценок, а также сами моральные отношения, регулирующие медицинскую практику. Большинство исследователей полагают, что медицинская этика охватывает более широкую сферу нравственных отношений, чем деонтология, и называют деонтологию практическим воплощением медицинской этики. Рассматривая понятие «медицинская деонтология», мы приняли за основу определение, предложенное Б.В. Петровским, который считает, что деонтология должна рассматриваться как наука о моральном, эстетическом и интеллектуальном облике медицинского работника, о том, каковы должны быть взаимоотношения между медиками, больными и их родственниками, а также между коллегами в медицинском коллективе и целыми учреждениями, участвующими в борьбе за жизнь и здоровье людей. Проведённый анализ содержания понятий «медицинская этика» и «медицинская деонтология» свидетельствует о том, что они воспринимаются специалистами в неразрывном единстве. Это позволило нам обосновать использование термина «этико-деонтологическая культура» применительно к одной из составляющих профессиональной культуры медицинского работника. В настоящем исследовании мы трактуем этико-деонтологическую культуру как гуманистическую направленность ценностных ориентаций врача, а также совокупность усвоенных этико-деонтологических норм и сформированность деонтологически значимых качеств личности специалиста, реализующихся в профессиональной деятельности. Анализ научно-теоретической литературы показал, что, рассматривая различные виды культур – профессиональную, экономическую, политическую, этическую, научную, коммуникативную, эстетическую, психологическую и т. д. – исследователи (А.М. Багаутдинов, Ч.Ф. Валиуллина, С.Л. Герасименко, И.И. Зарецкая, З.З. Сабирова, А.А. Сысоева и др.) выделяют в их структуре схожие компоненты: когнитивный, ценностный (эмоционально-ценностный, ценностно-мотивационный, потребностно-мотивационный), поведенческий (практически-деятельный, операционально-деятельностный, деятельностно-креативный). В ходе исследования выяснилось, что философской основой этой структуры можно считать концепцию В.И. Бакштановского, который провёл детальный анализ структуры и сущности нравственной культуры. По В.И. Бакштановскому, нравственная культура представляет собой единство культуры нравственного сознания и культуры нравственного поведения. В свою очередь культура нравственного сознания делится на культуру этического мышления («знает», «умеет применять знания») и культуру нравственного чувства («стремится»), а культура нравственного поведения - на культуру поступка и этикет («эффективно действует»). Спроецировав эту структуру на этико-деонтологическую культуру, мы получили следующее содержательное наполнение элементов:
Три указанных компонента можно рассматривать как три последовательных уровня овладения тем или иным аспектом культуры. Однако эта последовательность условна, поскольку на практике все компоненты взаимосвязаны. Анализ педагогических публикаций свидетельствует о том, что невозможно непосредственно транслировать культуру, передавать её от одного человека другому, в частности, от педагога к учащемуся. Культура вызревает как собственный уникальный образ мыслей и действий; как итог ознакомления с жизнью на уровне культуры, формирования отношения к жизни и её ценностям и умения взаимодействовать с окружающим миром на уровне культуры. В научно-теоретической литературе отмечается, что деонтологическое воспитание в высшей медицинской школе должно опираться на активные методы обучения, которые давали бы эмоциональный заряд, побуждали к самостоятельным ответственным творческим решениям. В современных педагогических исследованиях как актуальная технология рассматривается построение учебного процесса на диалогической основе. Эти исследования опираются на концепцию М.М. Бахтина и В.С. Библера, согласно которой диалог – основа бытия и мышления современного человека, диалогические отношения пронизывают все отношения и проявления человеческой жизни. В работах С.Ю. Курганова, Ю.В. Сенько, В.В. Серикова, А.И. Шемшуриной, Н.Е. Щурковой и других исследователей затрагиваются вопросы диалогизации обучения. Специально разработанный этический диалог рассматривается в концепции формирования этической культуры А.И. Шемшуриной как принцип и средство гуманистического воспитания. Во второй главе «Экспериментальная работа по проверке эффективности программы приобщения будущих врачей к этико-деонтологической культуре» представлена разработанная методика приобщения будущих врачей к этико-деонтологической культуре средствами учебной дисциплины «латинский язык и основы терминологии» и описаны педагогические условия её реализации, приведена экспериментальная программа приобщения к этико-деонтологической культуре, описываются этапы, содержание и итоги экспериментальной работы по реализации разработанной методики. На основе анализа понятия «приобщение» в исследованиях, посвящённых проблемам приобщения к различным видам культуры, мы пришли к выводу, что приобщение будущих врачей к профессиональной этико-деонтологической культуре как процесс подразумевает организацию учебно-воспитательной деятельности по освоению и присвоению студентами этических ценностей и деонтологических норм, которая будет способствовать развитию эмпатии, формированию гуманистической направленности ценностных ориентаций студента и деонтологически значимых качеств личности специалиста-медика. Результатом этого процесса будут основы профессиональной этико-деонтологической культуры, дальнейшее формирование которой будет происходить как во время обучения в вузе, так и в период профессиональной деятельности в процессе непрерывного профессионального образования. Изучение федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для медицинских специальностей показало, что приобщение будущих врачей к этико-деонтологической культуре позволяет заложить основы для формирования таких компетенций, как способность и готовность осуществлять свою деятельность с учётом принятых в обществе моральных и правовых норм; соблюдать правила врачебной этики (общекультурная компетенция); способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками (профессиональная компетенция). Исследуя возможности дисциплины «Латинский язык и основы медицинской терминологии» для приобщения будущих врачей к профессиональной этико-деонтологической культуре, мы опирались на точку зрения И.Э. Ярмакеева, согласно которой решение задачи реализации воспитательного потенциала учебной дисциплины проходит три этапа: 1) тщательное изучение и выявление воспитательного потенциала дисциплины; 2) определение комплекса условий актуализации данного потенциала; 3) проектирование, конструирование и апробация научно-педагогической системы. Эти этапы представлены в диссертации. 1. Исходя из требований государственного образовательного стандарта и положений программы по дисциплине «Латинский язык и основы терминологии», мы установили, что достаточно эффективным средством профессиональной этико-деонтологической подготовки медиков являются латинские пословицы, поговорки и афоризмы. В исследованиях и педагогов, и филологов (Г.Н. Волков, Н.С. Гринбаум, Н.Л. Кацман, Л.И. Сокольская, Н.Т. Федоренко, А.Г. Хамурзова и др.) отмечается, что пословицы, поговорки и афоризмы расширяют мир духовных запросов людей и формируют их моральные убеждения; они могут мобилизовать волю врача на борьбу с препятствиями. Анализ соответствующей литературы показал, что количество латинских изречений этической и деонтологической направленности огромно. Корпус отобранных для изучения высказываний составил 300 единиц. 2. На основе наблюдения и изучения научно-теоретической литературы мы выделили следующие педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса приобщения к профессиональной этико-деонтологической культуре на занятиях по латинскому языку:
3. ^ разработана авторская методика изучения латинских афоризмов, направленная на приобщение студентов-медиков к профессиональной этико-деонтологической культуре (Таблица 1). Таблица 1 – Фрагмент методики приобщения будущих врачей к профессиональной этико-деонтологической культуре
Для работы по авторской методике были созданы компетентностно ориентированные дидактические материалы, включающие латинские афоризмы, пословицы, поговорки и сопровождающие их тексты с заданиями. Материалы были объединены в учебное пособие «Освоение азов этико-деонтологической культуры». Фрагмент дидактических материалов к одному из занятий приведён в Таблице 2. Таблица 2 – Образец дидактического материала к занятию по латинскому языку.
В качестве текстов были подобраны отрывки из книг известных врачей. По дидактической направленности тексты являются ценностно-ориентированными или эмоциогенными и представляют собой истории из жизни выдающихся деятелей медицины, случаи из реальной врачебной практики, рассуждения знаменитых врачей о медицине и своей профессии. Содержание текста таково, что в процессе изучения текста могут быть осознаны, пережиты и внутренне приняты как простые деонтологические правила: вежливое и уважительное обращение к больным, внимание к тревогам и страданиям пациента, тщательный сбор анамнеза; так и важнейшие этические ценности: ценность человеческой жизни, равенство всех людей, приоритет интересов больного. При анализе текстов студенты вступают во внутренний диалог с опытными врачами. Происходит сопоставление и личностное осмысление накопленных студентами представлений о профессии врача с тем образом, который сформировался у специалистов-медиков – авторов текстов – за долгие годы врачебной практики. Основным средством профессиональной подготовки стал диалог, реализующийся в виде беседы или дискуссии. Диалог со студентами начинается с предложения представить себя в ситуации, подобной той, что описана в тексте, или другого вопроса, сформулированного в задании к тексту. Важным условием успешности диалогического взаимодействия является правильная постановка вопросов. С помощью вопросов и стимулирующих реплик, включая приёмы активного слушания, необходимо сделать обсуждаемую проблему личностно значимой для учащегося, способствовать привлечению собственного жизненного и нравственного опыта студента для подведения его к собственному выводу и формулированию собственной точки зрения. В этом случае педагогическое воздействие опирается на механизмы мышления и памяти, согласно которым высказанные вслух мысли, рождённые во время дискуссии, становятся личностным убеждением. Такой подход наиболее значим для развития культуры нравственных чувств: проявления эмпатии, формирования отношения к этическим и деонтологическим нормам и правилам. При разработке методики были приняты во внимание возрастные особенности учащихся. Студенты первого курса, возраст которых в нашем исследовании варьировался от 17 до 21 года, находятся на разных стадиях перехода от ранней юности к позднему юношескому возрасту. Этот возрастной период, по данным научных исследований, характеризуется наиболее активным развитием нравственных чувств, повышением интереса к моральным проблемам, построением и переоценкой системы ценностей, усилением сознательных мотивов поведения, формированием активной жизненной позиции. Диалогические методы обучения отвечают стремлениям этого возраста к независимости суждений и мнений, желанию самостоятельно прийти к определённому выводу. Важно, что в юношеском возрасте усиливается внимание к личностным, психологическим качествам людей. Вместе с тем возрастает критичное отношение как к содержанию получаемых знаний, так и к преподавателям. Поэтому беседа представляет собой совместный поиск истины студентами и преподавателем. Поскольку этические принципы и нормы в конкретной ситуации могут приходить в противоречие друг с другом, однозначное решение проблемы может быть не найдено. В этом случае цель состоит в том, чтобы заставить студента задуматься над сложностью принятия правильного решения. Пробуждение самостоятельного мышления является важнейшей педагогической задачей. Профессиональную направленность имеет и сам процесс проведения дискуссии: он способствует формированию профессионально важных качеств врача – позволяет научиться проявлять терпимость к чужому мнению, вежливость и уважение к собеседнику, развить коммуникативные навыки и умение сдерживать свои эмоции. Помимо бесед и дискуссий применялся метод ролевой игры. Например, учащемуся, исполняющему роль врача, предлагалось отреагировать на реплики «пациента», используя латинские изречения. Такое моделирование будущей профессиональной деятельности позволяет формировать навыки деонтологически правильного профессионального поведения. Работа по авторской методике легла в основу экспериментальной программы (таблица 3). Внедрение программы в образовательную практику осуществлялось на формирующем этапе экспериментальной работы. Помимо внедрения экспериментальной программы, ориентация на гуманизацию образовательного процесса подразумевала создание в процессе обучения благоприятной воспитывающей атмосферы. При изучении основного материала курса латинского языка и медицинской терминологии практиковались задания, направленные на организацию взаимодействия студентов, при котором они приобретали опыт проявления деонтологически значимых личностных качеств. Например, при работе в парах студентам предлагалось изучить разные разделы грамматики или словообразования, а затем объяснить тему партнёру. При этом делался акцент на том, что одним из профессионально важных качеств врача является умение доходчиво и терпеливо давать объяснения, в случае необходимости спокойно рассказать ещё раз, ответить на вопросы собеседника, не раздражаясь и проявляя к нему уважение. Проверка эффективности реализации экспериментальной программы осуществлялась на базе государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Ижевская государственная медицинская академия». В исследовании участвовали студенты первого курса лечебного и педиатрического факультета. Общая выборка испытуемых составила 220 человек. Экспериментальная работа проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. На констатирующем этапе эксперимента проводилась первичная диагностика уровня этико-деонтологической культуры учащихся в экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) выборках. В соответствии с выделенными структурными компонентами этико-деонтологической культуры определены показатели выраженности каждого из компонентов. Для выявления уровня когнитивного компонента изучались представления студентов о деонтологически значимых личностных качествах врача и самооценка сформированности этих качеств; для выявления уровня эмоционально-ценностного компонента определялась эмпатичность и гуманистическая направленность личности, интерес к деятельности в сфере «человек – человек»; для выявления уровня деятельностного компонента анализировалась ориентация на этичное профессиональное поведение с помощью контент-анализа продуктов деятельности (сочинений). С целью изучения представлений студентов о деонтологически значимых личностных качествах врача анализировались ответы на вопрос: «Каким, по Вашему мнению, должен быть хороший врач?». Для оценки сформированности у студентов деонтологически значимых личностных качеств из существующей модели современного врача были отобраны качества, которые должны быть сформированы у врача, обладающего этико-деонтологической культурой. Указанные качества оценивались студентами Таблица 3 – Фрагмент экспериментальной программы приобщения будущих врачей к профессиональной этико-деонтологической культуре
методом субъективного шкалирования. Для диагностики эмпатии применялась методика И. М. Юсупова; для выявления интереса к деятельности в сфере «человек – человек» использовался дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова; гуманистическая направленность личности оценивалась с помощью методики определения направленности личности И.Д. Егорычевой. Результаты первичной диагностики говорят о том, что в исследуемой выборке достаточно высокими оказались показатели эмпатичности и гуманистической направленности личности, в то же время интерес к работе в сфере «человек – человек» доминировал только у 26% студентов ЭГ и у 34% студентов КГ. На формирующем этапе была реализована экспериментальная программа приобщения будущих врачей к профессиональной этико-деонтологической культуре. Целью мотивационно-установочного этапа программы было создание психологической установки студентов на профессиональное становление и самовоспитание. Рефлексивный анализ представлений студентов о том, каким должен быть «хороший» врач, и какие недостатки они видят в поведении современных врачей, был призван дать студентам возможность задуматься о том, какими они хотят видеть себя после окончания медицинского вуза. Беседа подводила студентов к выводу о том, что каждый из преподаваемых в вузе предметов является профессионально ориентированным, и изучение латыни, веками накапливавшей мудрость человечества, нацелено, в частности, и на то, чтобы помочь им осознать особенности своей будущей профессии, оценить свои личностные качества и начать формировать своё профессиональное «Я». На коммуникативно-деятельностном этапе осуществлялась работа по описанной выше экспериментальной методике. На рефлексивно-оценочном этапе подводился итог работе по приобщению к профессиональной этико-деонтологической культуре. Студенты писали сочинение «Один день из жизни врача», представив себя спустя несколько лет квалифицированным специалистом. Задание было направлено на то, чтобы дать возможность студентам смоделировать свою будущую профессиональную деятельность и таким образом выявить их ориентацию на этичное профессиональное поведение. Кроме того, на данном этапе проводилась взаимная оценка каждого члена группы как будущего профессионала, направленная на развитие рефлексии, повышение самооценки и уверенности в себе, стимулирования стремления к самосовершенствованию. На контрольном этапе педагогического эксперимента была проведена повторная диагностика, направленная на выявление степени приобщения к профессиональной этико-деонтологической культуры. Сравнительный анализ показателей эмпатичности, гуманистической направленности личности и интереса к работе в сфере «человек – человек», полученных по итогам первичной и контрольной диагностики представлен в таблице 4. Показатели, представленные в таблице 4, свидетельствуют о позитивной динамике по показателям поликоммуникативной эмпатии и склонности к работе в сфере «человек – человек» в экспериментальной выборке. По показателю направленности личности выявлено отсутствие изменений уровня гуманистической направленности в экспериментальной выборке, то время как в контрольной выборке наблюдалось снижение этого уровня, что можно рассматривать как положительный результат экспериментальной работы. Кроме этого, следует отметить изменения в структуре гуманистической направленности личности в экспериментальной выборке, выразившиеся в увеличении количества испытуемых с альтруистической акцентуацией. Таблица 4 – Показатели профессиональной этико-деонтологической культуры в контрольной и экспериментальной выборках до и после экспериментального обучения
Полученные в ходе эксперимента результаты диагностики уровня склонности к деятельности в сфере «человек – человек» и уровня поликоммуникативной эмпатии были подвергнуты математической обработке в статистической программе SPSS версия 11.5 rus. Для выбора критериев статистического анализа была проведена проверка выборки эмпирического распределения показателей на нормальность распределения по тесту Колмогорова-Смирнова. Проверка показала, что большинство показателей достаточно хорошо подчиняется закону нормального распределения, поэтому при расчётах были использованы параметрические критерии: t-критерий Стьюдента для независимых выборок и t-критерий Стьюдента для связных выборок. Были выявлены статистически значимые сдвиги в экспериментальной выборке (Таблица 5). Положительная динамика в когнитивном компоненте этико-деонтологической культуры проявилась в том, что если при первичной диагностике студенты экспериментальной выборки в качестве наиболее важных качеств врача называли доброту (22%) и любовь к своей работе (19%), во время повторной диагностики испытуемые чаще всего акцентировали внимание на необходимости проявлять терпение (36%). В два раза увеличилось количество студентов, осознающих важность «понимания больного» (33%). Таким образом, в сознании студентов экспериментальной выборки произошёл положительный сдвиг в сторону значимости качеств, характеризующих сферу взаимоотношений, то есть тех качеств, которые ярче всего свидетельствуют о наличии или отсутствии этическо-деонтологической культуры врача. Таблица 5 – Достоверность различий показателей поликоммуникативной эмпатии и склонности к деятельности в сфере «человек – человек» у студентов в экспериментальной и контрольной выборках
Сравнительный анализ самооценки деонтологически значимых личностных качеств показал, что в экспериментальной выборке студенты стали более критичными к себе, причём в большинстве случаев эта более критичная оценка оказалась ближе к оценке экспертов. Оценка своих личностных качеств студентами контрольной выборки практически не изменилась. Оценка деятельностного компонента проводилась с помощью контент-анализа сочинений. Контент-анализ выявил, что в профессиональной деятельности, смоделированной студентами в сочинениях, чаще всего проявлялись такие качества, как врачебный оптимизм, оптимистическое настраивание пациентов, умение внушить больному надежду на выздоровление (30%). Сочинения отразили процесс формирования у первокурсников чувства долга, выражающийся в осознании необходимости выполнять свои обязанности, нередко преодолевая себя (29%). 28% студентов продемонстрировали поведение профессионала, способного использовать психотерапию, обладающего важным умением убедить, утешить и успокоить больного. В сочинениях прослеживались проявления трудолюбия и работоспособности (26%), чуткости и внимательного отношения к больному (24%), интереса и любви к своей профессии (21%). Заслуживают внимания данные опроса, проведённого после формирующего эксперимента. Цель опроса состояла в том, чтобы выяснить, какое значение имели для испытуемых занятия по латинскому языку. Воспитательная направленность дисциплины нашла отражение в 43% ответов. Ответы показали, что работа по экспериментальной методике позволила изменить отношение студентов к своей будущей профессии, получить новые знания о деонтологически правильном поведении врача и мотивацию к самосовершенствованию. Результаты эксперимента подтверждают, что реализация экспериментальной программы, основным компонентом которой является авторская методика, способствует приобщению будущих врачей к профессиональной этическо-деонтологической культуре. ^ диссертации подведены итоги исследования и сформулированы основные выводы:
В ходе педагогического эксперимента получены результаты, свидетельствующие об эффективности программы, разработанной на основе созданной методики, что даёт основание для утверждения о правильности выдвинутой гипотезы. Проведённое исследование затрагивает лишь несколько аспектов проблемы воспитания в процессе профессиональной подготовки в медицинском вузе. Перспективными представляются вопросы разработки целостной системы приобщения к этико-деонтологической культуре в рамках всех дисциплин гуманитарного цикла с учётом преемственности. Основные положения диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора: ^ 1. Кропачева, М. Л. Приобщение студентов медицинского вуза к этико-деонтологической культуре / М. Л. Кропачева // Вестник Ижевского государственного технического университета. – 2011. – №2 (50). – С. 219–221. 2. Кропачева, М. Л. Методика приобщения студентов медицинского вуза к профессиональной этико-деонтологической культуре на занятиях по латинскому языку / М. Л. Кропачева // Казанская наука. – 2012. – №6. – С. 182–185. 3. Кропачева, М. Л. Роль гуманитарных дисциплин в процессе формирования этико-деонтологической культуры студентов медицинского вуза / М. Л. Кропачева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2012. – №7. – С. 86–94. Публикации в других изданиях и сборниках материалов конференций: 4. Кропачева, М. Л. О роли латинского языка в этико-деонтологическом воспитании будущих врачей / М. Л. Кропачева // Междисциплинарный подход к изучению языка специальности : материалы и тез. докл. респ. науч.-практ. конф. / под ред. Г. С. Трофимовой. – Ижевск : УдГУ, 2009. – С. 72–75. 5. Кропачева, М. Л. Опыт педагогической диагностики личности будущего врача / М. Л. Кропачева // Труды Ижевской государственной медицинской академии: сб. науч. статей. – Т. 47. – Ижевск : ИГМА, 2009. – С. 169–170. 6. Кропачева, М. Л. К вопросу об этико-деонтологическом воспитании будущих врачей / М. Л. Кропачева, Е. В. Радыгина // Научные и методические проблемы медицинской терминологии : Материалы Междунар. учеб.-науч.-метод. конф. зав. каф. (курсами) лат. яз. и основ терминологии высш. мед. и фармацевт. учеб. заведений, / под ред. В. И. Мидленко. – Ульяновск : Вектор-С, 2009. – С. 158–159. (3/4) 7. Кропачева, М. Л. К вопросу о деонтологическом воспитании / М. Л. Кропачева // УЧИТЕЛЬ ХХI ВЕКА: стратегии профессионального взаимодействия и саморазвития : материалы Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 23-24 марта 2010 г. / под ред. Т. Ф. Вострокнутовой. – Ижевск : Изд-во Удмурт. ун-та, 2010. – Ч. 1. – С. 301–302. 8. Кропачева, М. Л. Об этико-деонтологическом воспитании на занятиях по латинскому языку в медицинском вузе / М. Л. Кропачева // Социальный мир человека : материалы 3 Всерос. науч.-практ. конф. «Человек и мир: социальные миры изменяющейся России», 24-25 июня 2010 г. / под ред. Н. И. Леонова. – Ижевск : ERGO, 2010. – Вып. 3, ч. 1. – С. 200–201. 9. Кропачева, М. Л. Этико-деонтологическое воспитание – важная составляющая профессиональной подготовки будущего врача / М. Л. Кропачева // Профессиональное и личностное развитие обучающихся в медицинских вузах : материалы межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием, 8–9 дек. 2010 г. / под ред. И. В. Шешунова, Л. А. Копысовой – Киров : Кировская гос. мед. академия, 2010. – С. 30–31. 10. Кропачева, М. Л. Новый образовательный стандарт и этико-деонтологическое воспитание студентов медицинского вуза / М. Л. Кропачева // Пути внедрения идей компетентностного подхода в образовательную практику вуза : материалы межвуз. науч.-метод. сессии, 9-10 февр. 2011 г. / под ред. Г. С. Трофимовой. – Ижевск : УдГУ, 2011. – С. 56–61. 11. Кропачева, М. Л. К вопросу о реализации культурологического подхода в процессе преподавания латинского языка в медицинском вузе / М.Л. Кропачева // Этнокультурное самосознание нации в контексте мировых культурных процессов: динамика и сопоставление : материалы и тез. докл. Всерос. науч.-практ. конф., 20-21 апр. 2011 г. / под ред.: А. Х. Мерзляковой, Л. А. Юшковой. – Ижевск : УдГУ, 2011. – С. 293–296. 12. Кропачева, М. Л. Приобщение к этико-деонтологической культуре в процессе изучения латинского языка в медицинском вузе / М. Л. Кропачева // Актуальные проблемы современного научного знания: материалы 4 междунар. науч. конф. / под общ. ред. Н.А. Стадульской. – Пятигорск : Изд-во ПГЛУ, 2011. – С. 316–320. 13. Кропачева, М. Л. Латинский язык в рамках нового образовательного стандарта и этико-деонтологическое воспитание студентов медицинского вуза / М. Л. Кропачева // Формирование иноязычных компетенций у студентов неязыковых вузов: материалы межрегион. науч.-практ. конф., 18-19 апр. 2012 г., Ижевск / отв. ред.: В. В. Поздеев, Н. Н. Изметинская. – Ижевск : ИГМА, 2012. – С. 35–40. Учебные пособия: 14. Освоение азов этико-деонтологической культуры: сборник заданий по курсу латинского языка / сост. М.Л. Кропачева. – Ижевск : ИГМА, 2012. – 122 с. ![]() |