

1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель преподавания дисциплины
Учебный курс “Деонтология социальной работы” входит в базовую часть профессионального цикла дисциплин ФГОС ВПО по направлению «Социальная работа» (бакалавриат, 2 з.е., 72 ч) и включает в себя основные компоненты профессиональных этико-аксиологических знаний по деонтологии социальной работы, необходимых социальному работнику в его практической и научной деятельности. Курс составлен с учетом наличия у студентов системных знаний, полученных в процессе изучения общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин и учитывает как общие, так и особенные черты современной социальной работы.
^ – формирование у студентов целостного, системного представления о деонтологии социальной работы в современном мире.
Социальная работа, как особый вид профессиональной деятельности, обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Деонтология в социальной работе – одна из неотъемлемых составляющих повседневной деятельности, наряду с теоретическим обоснованием необходимости действий, законодательно предусмотренной возможностью действовать, определением наиболее эффективного пути решения проблемы, его экономическим обеспечением и организацией выполнения принятого решения. Знание норм и принципов профессиональной деонтологии, неукоснительное их применение в повседневной деятельности помогает социальному работнику осуществлять взаимодействие с клиентами, их близкими, коллегами, представителями общественных, государственных и негосударственных организаций и учреждений. Деонтология социальной работы не является каким-либо эксклюзивным, противоречащим другим механизмам, регулятором поведения специалистов. Её нормы и принципы служат тем же целям, что и требования нормативно-правовой базы или технологического процесса в социальной работе.
Социальная работа представляет собой разновидность социальной деятельности общества, направленной на содействие социализации личности и создание для этого благоприятных условий в обществе. Особенности социальной работы как профессиональной деятельности определяют сущность и специфику ценностно-этического регулирования деятельности специалистов, обусловливают требования к его личностным качествам, и тем самым детерминируют содержание данного курса.
Профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых деонтологическая компетентность специалиста является значимой компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Вследствие этого учебный курс “Деонтология социальной работы” является неотъемлемой компонентой профессиональной подготовки будущего специалиста по социальной работе, выступает основанием для его последующего личностного и профессионального развития и совершенствования. Данный курс формирует следующие компетенции: ОК-3, 5, 8; ПК-5, 7, 12, 28.
^
формирование четких представлений о профессиональном долге социального работника;
формирование представлений о медицинской деонтологии (первой профессиональной деонтологии);
развитие ценностного отношения к открытым моральным проблемам современной деонтологии, связанным с продлением и прерыванием человеческой жизни (смертная казнь, эвтаназия, аборт, трансплантация органов, хирургическое вмешательство и т.д.);
изучение деонтологических вопросов социальной работы;
изучение гендерных аспектов деонтологии социальной работы;
формирование умений социальной работы с отдельными группами клиентов с учетом требований деонтологии.
^
Место курса в профессиональной подготовке выпускника определяется тем, что профессиональная социальная работа относится к видам деятельности, в которых деонтологическая компетентность специалиста является существенной компонентой профессионализма и способствует формированию целостного профессионального мышления практического и научного работника в области социальной работы. Учебный курс изучается после того, как студентами уже в основном изучены теоретические основы социальной работы («Введение в профессию «Социальная работа», «Теория социальной работы», «Технология социальной работы», «Методы исследования в социальной работе», «Возрастную и социальную психологию», «Этические основы социальной работы») и сформировано представление об ее смысле и содержании. Учебный курс «Деонтология социальной работы» является основой для последующего изучения студентами дисциплин из профессионального цикла (в первую очередь таких как «Управление в социальной работе», «Опыт социальной работы с различными группами населения и в различных сферах деятельности», «Медико-социальная помощь отдельным группам населения», «Социальная работа с молодежью» и т.д.).
^
Вид учебной работы
|
Всего
зачетных единиц
(часов)
|
Семестр
|
6
|
|
|
|
^
|
2 (72)
|
2 (72)
|
|
|
|
Аудиторные занятия:
|
1 (36)
|
1 (36)
|
|
|
|
лекции
|
0
|
0
|
|
|
|
практические занятия (ПЗ)
|
1 (36)
|
1 (36)
|
|
|
|
семинарские занятия (СЗ)
|
0
|
0
|
|
|
|
лабораторные работы (ЛР)
|
0
|
0
|
|
|
|
другие виды аудиторных занятий
|
0
|
0
|
|
|
|
промежуточный контроль
|
0
|
0
|
|
|
|
Самостоятельная работа:
|
1 (36)
|
1 (36)
|
|
|
|
изучение теоретического курса (ТО)
|
0,4 (14,4)
|
0,4 (14,4)
|
|
|
|
курсовой проект (работа):
|
0,3 (10,8)
|
0,3 (10,8)
|
|
|
|
расчетно-графические задания (РГЗ)
|
0
|
0
|
|
|
|
реферат
|
0,3 (10,8)
|
0,3 (10,8)
|
|
|
|
задачи
|
0
|
0
|
|
|
|
задания (тесты)
|
0
|
0
|
|
|
|
другие виды самостоятельной работы
|
0
|
0
|
|
|
|
^ зачет, экзамен)
|
0
|
0
|
|
|
|
3 Содержание дисциплины
^
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Лекции
зачетных единиц
(часов)
|
ПЗ или СЗ
зачетных единиц
(часов)
|
ЛР
зачетных единиц
(часов)
|
Самостоятельная работа зачетных единиц
(часов)
|
Реализуемые компетенции
|
1
|
Деонтология как учение о профессиональном долге. Медицинская деонтология как первая профессиональная деонтология
|
0
|
0,1
(4)
|
0
|
0,25
(9)
|
ПК-5, 7, 12, 28.
|
2
|
Открытые моральные проблемы в современной деонтологии
|
0
|
0,1
(4)
|
0
|
0,25
(9)
|
ОК-3, 5, 8; ПК-5, 7, 12, 28
|
3
|
Деонтология в системе современной социальной работы
|
0
|
0,3
(10)
|
0
|
0,25
(9)
|
ОК-3, 5, 8; ПК-5, 7, 12, 28
|
4
|
Деонтология социальной работы с отдельными группами клиентов
|
0
|
0,5
(18)
|
0
|
0,25
(9)
|
ПК-5, 7, 12, 28
|
3.2 Лекции по учебной дисциплине не предусмотрены учебным планом
^
№
п/п
|
№ раздела
дисциплины
|
Наименование практических занятий,
объем в часах
|
1
|
1
|
Деонтология как учение о профессиональном долге и должном поведении (1 час)
Теоретические вопросы:
Понятие деонтологии.
Бентам как основоположник деонтологии.
Деонтология как учение о долге и должном поведении.
|
2
|
1
|
Медицинская деонтология как первая профессиональная деонтология (3 часа)
Темы для докладов и дискуссии:
Медицинская деонтология: основные понятия.
Долг и ответственность врача перед обществом и государством, перед профессией и профессиональной группой, перед клиентом и его близкими.
Врачебная тайна, её виды.
Врачебная тайна и принципы анонимности и конфиденциальности в социальной работе: общее и особенное.
Требования к профессионально-значимым личностным качествам врача.
Типы реагирования пациента на болезнь.
Деонтологические социально-медицинские проблемы.
Болезни, вызванные словом врача (иатрогении, алярмизм, дидактогении).
|
3
|
2
|
Открытые моральные проблемы в современной деонтологии, связанные с прерыванием человеческой жизни (2 часа)
Вопросы для докладов (с презентациями) и дискуссии:
Смертная казнь.
Эвтаназия.
Аборт.
|
4
|
2
|
Открытые моральные проблемы в современной деонтологии, связанные с продлением человеческой жизни (2 часа)
Вопросы для докладов (с презентациями) и дискуссии:
Хирургическое вмешательство, переливание крови.
Трансплантация органов.
Генетическое моделирование человека, клонирование.
Использование «эмбрионального материала».
|
5
|
3
|
Понятие, принципы и уровни деонтологии социальной работы (4 часа)
Теоретические вопросы:
Место и роль деонтологии в этической системе и системе ценностей профессиональной социальной работы.
Основные понятия и категории деонтологии социальной работы.
Понятия профессионального долга, профессиональной ответственности в социальной работе, их смысл и содержание.
Принципы деонтологии социальной работы.
Сущность и содержание должных отношений, поведения, действий. Ценность профессионального долга и должного поведения, отношений, действий социального работника.
Смысл и содержание профессионального долга социального работника. Долг и ответственность социального работника перед обществом и государством.
Долг и ответственность социального работника перед профессией и профессиональной группой.
Долг и ответственность социального работника перед клиентом и его близкими.
Долг социального работника перед самим собой.
Дискуссия:
Моральный релятивизм и толерантность социального работника: пределы допустимого.
Задание для работы в группах и/или для индивидуального выполнения.
|
6
|
3
|
^ (4 часа)
Темы для докладов и дискуссии:
Профессионально-этические особенности социальной работы с мужчинами.
Профессионально-этические особенности социальной работы с женщинами.
Ролевая игра.
|
7
|
3
|
Возрастная психология в деонтологии социальной работы (2 часа)
Темы для докладов и дискуссии:
Деонтология социальной работы с детьми.
Деонтология социальной работы с подростками.
Деонтология социальной работы с пожилыми.
|
8
|
4
|
Деонтология общения с клиентом социального работника и его окружением (2 часа)
Темы для докладов и дискуссии:
Этические проблемы взаимоотношений между социальным работником и клиентом.
Этические принципы общения и взаимодействия с социальным окружением клиента.
|
9
|
4
|
^ (16 часов)
Темы для докладов и дискуссии:
Учет этнических особенностей и деонтология социальной работы.
Деонтологические особенности общения с представителями религиозной секты.
Деонтология социальной работы с пожилыми людьми.
Деонтология социальной работы с детьми и подростками.
Деонтология социальной работы с инвалидами.
Деонтология социальной работы с семьей ребенка-инвалида.
Деонтология социальной работы с женщинами - жертвами насилия.
Деонтология социальной работы с детьми - жертвами насилия.
Деонтология социальной работы с безработными.
Деонтология социальной работы с гомосексуалистами (мужчинами).
Деонтология социальной работы с гомосексуалистами (женщинами).
Деонтология социальной работы с неблагополучными семьями.
Деонтология социальной работы с детьми из неблагополучной семьи.
Деонтология социальной работы с беременными.
Деонтология социальной работы с несовершеннолетними беременными.
Деонтология социальной работы с психически больным (недееспособным).
Деонтология социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Деонтология социальной работы с несовершеннолетними осужденными.
Деонтология социальной работы с осужденными.
Деонтология социальной работы с освобожденными из мест лишения свободы.
Деонтология социальной работы с умирающими.
Деонтология социальной работы с жертвами торговли людьми.
Деонтология социальной работы с женщиной, отказывающейся от ребенка в родильном доме.
Ролевые игры по деонтологии социальной работы с отдельными группами клиентов.
|
^
Самостоятельная работа студентов включает в себя:
самостоятельное изучение теоретического материала и подготовку к семинарским занятиям, повторение и осмысление изученного материала, изучение новейшей научной литературы при самостоятельной подготовке студентов к практическим занятиям (0,4 кредита, 14,4 часа);
выполнение контрольной работы (реферата объемом не менее 10 страниц) на предложенную тему (0,3 кредита, 10,8 часов);
выполнение курсовой работы (объемом не менее 15 страниц) на предложенную тему (0,3 кредита, 10,8 часов).
Задания на самостоятельную работу можно получить у методиста кафедры теории и методики социальной работы. Методические материалы, необходимые для самостоятельной работы находятся в методическом кабинете по проблемам теории и практики социальной работы на полке «Деонтология социальной работе» и в библиотеке на студенческом абонементе.
Требования к оформлению реферата (технические): Реферат сдается в печатном виде на листах формата А 4. Объем реферата не менее 10 страниц. Оформление списка литературы, сносок и титульного листа производится в соответствии с текущим ГОСТом.
Требования к оформлению реферата (содержательные): Реферат должен состоять из двух частей (общей и частной, в соотношении 3:7). В реферате должны быть отражены общие деонтологические вопросы социальной работы и частная деонтологическая проблема (например, этические проблемы общения с пожилыми женщинами-клиентами социального работника), исследованию которой посвящен реферат. В реферате должны быть: 1)выявлены специфика и проблемы (типа или группы клиентов), в результате которых возникает деонтологическая специфика взаимодействия социального работника с клиентами и этические проблемы (например, специфика и проблемы пожилого возраста, особенности возрастной психологии, особенности поведения, реагирования и т.д. женщин-клиентов, некоторые ролевые стереотипы восприятия и т.п.); 2)описаны предложения и рекомендации по профессионально-этическому разрешению стандартных ситуаций, возникающих при работе или общении с клиентами определенного типа или группы, и общие рекомендации по проведению социальной работы с данным типом клиентов или данной социальной группой.
Сдача реферата производится методисту кафедры теории и методики социальной работы не позднее, чем за две недели до начала зачетной сессии.
^
№
п/п
|
Раздел дисциплины
|
Лекции
зачетных единиц
(часов)
|
ПЗ или СЗ
зачетных единиц
(часов)
|
ЛР
зачетных единиц
(часов)
|
Самостоятельная работа зачетных единиц
(часов)
|
Реализуемые компетенции
|
Модуль 1: Общие вопросы деонтологии социальной работы
|
|
0,2
(8)
|
0
|
0,5
(18)
|
ОК-3, 5, 8; ПК-5, 7, 12, 28
|
|
Раздел 1: Деонтология как учение о профессиональном долге. Медицинская деонтология как первая профессиональная деонтология
Тема 1. Деонтология как учение о профессиональном долге и должном поведении. Тема 2. Медицинская деонтология как первая профессиональная деонтология.
|
|
0,1
(4)
|
0
|
0,25
(9)
|
ПК-5, 7, 12, 28
|
|
Раздел 2: Открытые моральные проблемы в современной деонтологии
Тема 3: Открытые моральные проблемы в современной деонтологии, связанные с прерыванием человеческой жизни. Тема 4. Открытые моральные проблемы в современной деонтологии, связанные с продлением человеческой жизни
|
|
0,1
(4)
|
0
|
0,25
(9)
|
ОК-3, 5, 8; ПК-5, 7, 12, 28
|
Модуль 2: Частные вопросы деонтологии социальной работы
|
|
0,8
(28)
|
0
|
0,5
(18)
|
ОК-3, 5, 8; ПК-5, 7, 12, 28
|
|
Раздел 3: Деонтология в системе современной социальной работы
Тема 5. Понятие, принципы и уровни деонтологии социальной работы. Тема 6. Гендерные аспекты в деонтологии социальной работы. Тема 7. Возрастная психология в деонтологии социальной работы.
|
|
0,3
(10)
|
0
|
0,25
(9)
|
ОК-3, 5, 8; ПК-5, 7, 12, 28
|
|
Раздел 4: Деонтология социальной работы с отдельными группами клиентов. Тема 8: Деонтология общения с клиентом социального работника и его окружением. Тема 9. Деонтологические требования к работе с отдельными группами клиентов социального работника
|
|
0,5
(18)
|
0
|
0,25
(9)
|
ПК-5, 7, 12, 28
|
4 Учебно-методические материалы по дисциплине
^
Жижко Е.В. Профессионально-этические основы социальной работы : учеб. пособие / Е.В. Жижко. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. 183 с.
Жижко Е.В. Профессионально-этические основы социальной работы : практикум по этическим кодексам / Е.В. Жижко, Н.В. Мыльникова. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2010. 82 с.
Жижко Е.В. Профессионально-этические основы социальной работы: Рабочая программа и учебно-методические материалы / Е.В. Жижко. Красноярск: ЮИ КрасГУ, 2005. 90 с.
Жижко Е.В. Трансформация трудовой этики в современной России : монография / Е.В. Жижко. Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2009. 228 с.
Жижко Е.В. Христианская трудовая этика и социальная работа / Е.В. Жижко // Введение в социальную работу: теоретические и прикладные аспекты (учебное пособие). Гл. 5. Красноярск: изд-во КрасГУ, 1998. С. 99-117.
Медведева Г.П. Этика социальной работы / Г.П. Медведева. М.: ВЛАДОС, 1999.
Медведева Г.П. Профессионально-этические основы социальной работы: Курс лекций / Г.П. Медведева. М.: Изд-во МГСУ, 2002.
Рекомендуемая литература (дополнительная):
Антология социальной работы. В 3т. Сост. Фирсов М.В. М.: Сварогъ, 1995.
Бербешкина З.А. Этика социального работника / З.А. Бербешкина // Теория и практика социальной работы: проблемы, прогнозы, технологии. Под ред. Холостовой Е.И. М.: РГСИ, 1993.
Бренн Л. Деловой этикет / Л. Бренн. М.: РИПОЛ Кллассик, 2008. 464 с.
Выгорбина А.Е. Этика внутриколлективных отношений / А.Е. Выгорбина. М.: Вузовская книга, 1999.
Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности / А.А. Гусейнов. М.: Молодая гвардия, 1988.
Гусейнов А.А. Этика / А.А. Гусейнов, Р.Г. Апресян. М.: Гардарика, 1998.
Данакин Н.С. Смысл и профессиональные особенности социальной работы / Н.С. Данакин // Российский журнал социальной работы, 1995. №1.
Жижко Е.В. Конфессионально-этические основания социальной работы в христианских странах / Е.В. Жижко // Этика социальной работы: Материалы всероссийского методологического семинара преподавателей этики социальной работы. М.: СТИ, 2000. С. 58-75.
Золотарева Т.П., Минингалиева М.Р. Основы психологической самопомощи социального работника: Учеб. пособие / Т.П. Золотарева, М.Р. Минингалиева. М.: Изд-во МГСУ, 2001.Капто А.С. Профессиональная этика. В 2-х ч. Учебное пособие / А.С. Капто. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 1997.
Кодекс юриста Европейского сообщества // Юридический Консультант. 2000. № 7. С. 4-8.
Коныгина М.Н. Профессионально-этические основы социальной работы: Учебно-методическое пособие / М.Н. Коныгина. Ставрополь, 2002.
Лаврененко И.М. Личность и профессиональная деятельность социального работника (международный опыт) / И.М. Лаврененко // Российский журнал социальной работы, 1996, № 2.
Медицинская этика и деонтология / Под ред. Г.В. Морозова, Г.И. Царегородцева. М.: Медицина, 1983.
Медведева Г.П. Проблемы формирования ценностного сознания специалиста в области социальной работы / Г.П. Медведева // Ученые записки МГСУ: научно-теоретический сборник. М.: изд-во МГСУ “Союз”, 2000. № 3.
Милосердие / Под ред. М.П. Мчедлова. М.: РОССПЭН, 1998.
Миренков В.И. Профессиональный долг / В.И. Миренков. Л.: Знание, 1986.
Миренков В.И. Профессия и мораль / В.И. Миренков. Л.: Знание, 1982.
Панин Д.М. Этические законы в жизни человека / Д.М. Панин. Теория густот. М., 1993. С. 119-120.
Писаренко В.И. Педагогическая этика / В.И. Писаренко, И.Я. Писаренко. Минск: “Народная асвета”, 1977.
Профессионально-этические нормы социальной работы. М.: Социальное здоровье России, 1993.
Романов А.А. Грамматика деловых бесед / А.А. Романов. Тверь, 1995.
Телешевская М.Э. Вопросы врачебной деонтологии / М.Э. Телешевская, Н.И. Погибко. Л.: «Медицина», 1978.
Федоренко Е.Г. Профессиональная этика / Е.Г. Федоренко. Киев: Вiща школа, 1983.
Фирсов М.В. Введение в специальность и основы профессиональной этики социального работника / М.В. Фирсов. М.: МПА, 1993.
Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М.: Союз, 1993.
Шмелева Н.Б. Ценностные ориентации, мотивации и психологические установки в профессиональной подготовке социального работника / Н.Б. Шмелева. // Российский журнал социальной работы. 1997. № 1/5.
Роль профессиональной этики в управлении нравственным воспитанием / Под ред. Э.А. Гришина, Ю.В. Согомонова. Владимир, 1980.
Словарь по этике / Под ред. И.С. Кона. М.: Политиздат, 1981.
Социальная работа: Российский энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Жукова. М.: Союз, 1997.
Толстых А.В. Морально-этические проблемы психологической практики / А.В. Толстых. М.: Наука, 1988.
Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб / Л.В. Топчий. М., 1996.
Топчий Л.В. Кадровое обеспечение социальных служб: состояние и перспективы развития / Л.В. Топчий. М., 1997.
Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учебное пособие / М.В. Фирсов. М.: Изд-во Союз, 1998. – 295с.
Холостова Е.И. Профессиональный и духовно-нравственный портрет социального работника. М., 1993.
Шадриков В.Д. Происхождение человечности / В.Д. Шадриков. М.: Логос, 1999.
Шмелева Н.Б. Профессиональное развитие личности социального работника в системе подготовки и переподготовки кадров / Н.Б. Шмелева. Ульяновск, 1994.
Энциклопедия социальной работы / Пер. с англ. Т.3. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1994 (Словар. статьи «Этика социальной работы», «Этика социальных исследований»).
Этика: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова и Е.Л. Дубко. – М.: Гардарики, 1999.
Этика социальной работы: принципы и стандарты (принято на общем собрании МФСР) // Российский журнал социальной работы. 1995. № 2.
Этика социальной работы: материалы методологического семинара. М., 2000.
Юнгхолм С.-Э. Гуманистические ценности социальной работы / С.-Э. Юнгхолм. М.: Союз. 1996.
Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы / Е. Ярская-Смирнова. М.: КЛЮЧ-С, 1999. 95 с.
^
Наглядные пособия:
Этический кодекс Ассоциации социальных работников США.
Этический кодекс Ассоциации социальных работников Великобритании.
Этика социальной работы: принципы и стандарты (профессиональный этический кодекс МФСР – Международной федерации социальных работников).
Профессионально-этический кодекс социального работника России.
Кодекс юриста Европейского сообщества.
Клятва Гиппократа.
Присяга советского врача.
Профессионально-этические нормы социальной работы.
Должностная инструкция специалиста по социальной работе.
Видеофильмы:
«Социальная работа с инвалидами в Германии».
«Социально-правовая помощь женщинам-жертвам насилия».
«Социальная работа с молодежью в Германии».
«Социальная работа с детьми - социальными сиротами».
«Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в Германии».
«Социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями в России».
«Профессионально-этические основы социальной работы с престарелыми в интернатных учреждениях в Германии».
Комплекты фотографий:
«Профессионально-этические основы социальной работы в Германии»
«Профессионально-этические основы социальной работы в Канаде»
«Профессионально-этические основы социальной работы в Голландии»
^
Контроль знаний студентов включает в себя оценку знаний студентов на основе их участия в практических занятиях, оценку уровня формальных знаний по итогам тестирования и оценку глубины их знаний и уровня ценностно-этического мышления по итогам выполнения самостоятельных письменных работ. Итоговый зачет по всему курсу предусматривает оценку знаний студентов в области деонтологических основ социальной работы и умения творчески применять их на практике. В итоге изучения курса знания и навыки студента должны соответствовать требованиям минимума знаний и умений государственного образовательного стандарта.
^
Т аблица 5.1
№
п/п
|
Наименование модуля,
срок его реализации
|
Перечень тем лекционного курса, входящих
в модуль
(Перечень тем в соответствии с п. 3.2)
|
Перечень практических и семинарских занятий, входящих
в модуль
(Перечень
тем в соответствии с п. 3.3)
|
Перечень лабораторных занятий, входящих в модуль
(Перечень лабораторных работ в соответствии с п. 3.4)
|
Перечень самостоятельных видов работ, входящих в модуль, их конкретное наполнение
(Перечень видов работ и их содержания в соответствии с п.3.5)
|
Реализуемые компетенции
|
Умения
|
Навыки
|
Знания
|
1
|
Модуль 1
«Общие вопросы деонтологии социальной работы»
1-ая неделя –
4-ая неделя
|
|
Практические занятия: 1, 2, 3, 4.
|
-
|
ВРФ – выдача тем рефератов
Самостоятельное изучение теоретического курса по отдельным вопросам по темам: 1, 2, 3, 4
|
ОК-3, 5, 8; ПК-5, 7, 12, 28
|
Формировать коммуникативный процесс с клиентами в сфере социального обслуживания; давать этическую оценку профессиональной деятельности специалиста по социальной работе
|
Владеть способностью обеспечивать высокий уровень профессиональной и общей культурой своей деятельности как социального работника, гражданина своей страны; коммуникативными технологиями в сфере социального обслуживания; основными навыками профессионального взаимодействия с клиентами и коллегами
|
Деонтология как учение о долге и должном поведении. Медицинская деонтология. Врачебная тайна, её виды. Врачебная тайна и принципы анонимности и конфиденциальности в социальной работе. Деонтологические социально-медицинские проблемы.
|
2
|
Модуль 2
«Частные вопросы деонтологии социальной работы»
5-ая неделя –
18-ая неделя.
|
|
Практические занятия: 5, 6, 7, 8, 9
|
-
|
Самостоятельное изучение теоретического курса по отдельным вопросам по темам: 5, 6, 7, 8, 9
РФ – выполнение реферата
КР – выполнение курсовой работы
|
ОК-3, 5, 8; ПК-5, 7, 12, 28
|
Умение выявлять зоны конфликтов в социальной работе с разными типами клиентов
|
Навыки ценностно-этической самооценки и самоконтроля, самовоспитания и самосовершенствования
|
Этические особенности общения с клиентами-женщинами и клиентами-мужчинами, представителями религиозной секты. Деонтология социальной работы с пожилыми людьми, детьми и подростками, инвалидами, семьей ребенка-инвалида, женщинами - жертвами насилия, детьми - жертвами насилия, безработными, гомосексуалистами, неблагополучными семьями, психически больным (недееспособным), с несовершеннолетними правонарушителями, несовершеннолетними осужденными, освобожденными из мест лишения свободы, умирающими.
|
^
Деонтология социальной работы
^
№
п/п
|
Название модульной дисциплины:
«Деонтология социальной работы»
|
Срок реализации модуля
|
Текущая работа (50 %)
|
Аттестация
(50 %)
|
Итого
|
Виды текущей работы
|
Сдача зачета
|
Сдача экзамена
|
Посещение лекций
|
Посещение семинаров
|
Работа на семинарах
|
Выполнение тестовых заданий
|
Написание реферата
|
Самостоятельное изучение теоретического материала
|
Защита реферата
|
Написание курсовой работы
|
Защита курсовой
работы
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
1.
|
Всего
зачетных единиц
|
6 сем
|
0
|
10
|
10
|
0
|
10
|
0
|
5
|
10
|
5
|
50
|
|
100
|
1.1
|
Модуль
№ 1 «Общие вопросы деонтологии социальной работы»
|
6 сем
|
0
|
5
|
5
|
0
|
10
|
0
|
5
|
0
|
0
|
0
|
|
25
|
1.2
|
Модуль
№ 2 «Частные вопросы деонтологии социальной работы»
|
6 сем
|
0
|
5
|
5
|
0
|
0
|
0
|
0
|
10
|
5
|
50
|
0
|
75
|
ГРАФИК
учебного процесса и самостоятельной работы студентов по дисциплине
^
направления социальная работа , Юридического института, 3 курса на 6 семестр
№ п/п
|
Наименование
дисциплины
|
Семестр
|
Число часов
аудиторных занятий
|
Форма
контроля
|
Часов на самостоятельную работу
|
^
|
Всего
|
По видам
|
Всего
|
По видам
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
1
|
Деонтология
социальной
работы
|
6
|
36
|
Лекции – 0
|
|
36
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
ТО
|
Практические – 36
|
зачет
|
РФ
|
ВРФ
|
|
СРФ
|
ЗРФ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лабораторные – 0
|
КР
|
|
вкр
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
кр
|
|
|
|
|
|
КН
|
|
|
|
|
1КН
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2КН
|
|
|
|
ВТ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^ ТО – изучение теоретического курса; РЗ – расчетное задание; ВРЗ – выдача расчетного задания; СРЗ – сдача расчетного задания; КР – курсовая работа; ВКР – выдача курсовой работы; СКР – сдача курсовой работы; КП – курсовой проект; ВКП – выдача курсового проекта; СКП – сдача курсового проекта; РФ – реферат; ВРФ – выдача темы реферата; СРФ – сдача реферата; ЛР – лабораторные работы; ВЛР – выполнение лабораторной работы; ЗЛР – защита лабораторной работы; КН – контрольная неделя (аттестационная неделя); ВТ – входное тестирование по дисциплине.
Заведующий кафедрой: Е.В. Жижко
Директор Юридического института:
«30» марта 2011 г.
|