|
Скачать 384.93 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Форма 1 «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор В.Б. Мандриков _________________________ «_____»_____________2008 г. Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М Апо ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ для специальности 040100: Лечебное дело факультет лечебный кафедра клинической фармакологии и интенсивной терапии курс V семестр X лекции 2 (4 часа) экзамен нет практические занятия 8 (34 часа) самостоятельная работа 19 часов ^ 57 Рабочая программа составлена на основании типовой программы всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравмедпрома Российской Федерации по дисциплине «Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия» для студентов высших медицинских учебных заведений, утверждённой начальником Управлением учебных заведений Минздравмедпрома Российской Федерации Н.Н. Володиным 3 августа 1995г. (г.Москва). Индекс ___________________________________ Рабочая программа, разработанная ассистентом кафедры, к.м.н. Магницкой О.В., обсуждена на заседании кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии; клинической аллергологии; восстановительной терапии и курортологии ФУВ ВолГМУ 14 января 2008 года (протокол № 10). ^ фармакологии академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор В.И. ПЕТРОВ Рабочая программа обсуждена и утверждена цикловой методической комиссией лечебного факультета (протокол № 1) «______»_________________2008 года Председатель ЦМК лечебного факультета, д.м.н., профессор С.И. Краюшкин
Цель курса:
Задачи лекционного курса:
Задачи практических занятий:
С целью оптимизации практической подготовки будущих специалистов определен перечень знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть студент по окончании курса интенсивной терапии и реаниматологии. Студент должен знать:
Студент должен уметь:
Студент должен иметь навыки:
В соответствии с типовой программой всероссийского учебно-научно-методического центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию Минздравмедпрома Российской Федерации по дисциплине «Анестезиология, реаниматология и интенсивная терапия» для студентов высших медицинских учебных заведений содержание дисциплины «Интенсивная терапия и реаниматология» должно быть составлено таким образом, чтобы в результате подготовки (независимо от специальности) каждый врач:
В программе ГОС по интенсивной терапии и реаниматологии выделены два раздела: ^ общие вопросы реаниматологии и интенсивной терапии. В этом разделе изучаются:
2-й раздел: клиническая реаниматология. В этом разделе изучаются:
Изучение «Интенсивной терапии» должно базироваться на знании студентом следующих разделов:
Дисциплина «Интенсивная терапия и реанимация» изучается студентами V курса лечебного факультета в X семестре. Освоение дисциплины осуществляется через лекционный курс, практические занятия и использование различных форм самостоятельной работы студентов. В соответствии с учебным планом на V курсе две лекции (4 часа), восемь 4-часовых практических занятий (34 часа) и 19 часов внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
Текущий контроль: проверочная контрольная работа (ежедневно, у всех студентов), опрос студентов на занятии (ежедневно, у выборочных студентов). Промежуточный контроль: тестирование на компьютерах (у всех студентов), проверка заполнения листа ПИТ (у всех студентов), проверка конспектов лекций (у всех студентов). Итоговый контроль: зачётное занятие (у всех студентов на последнем занятии) - устный ответ по билетам, беседа по результатам проверки листа ПИТ.
Результирующая оценка выставляется, исходя из оценок за зачётное занятие, лист ПИТ и результатов ежедневного контроля студента. Основное преимущество имеют оценки за зачётное занятие и лист ПИТ.
«Интенсивная терапия и реаниматология» В соответствии с тематическим планом лекций и практических занятий для студентов V курса лечебного факультета (Х семестр) изучаются следующие темы дисциплины «Интенсивная терапия и реаниматология». ^ ПО ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ
^ ПО ИНТЕНСИВНОЙ ТЕРАПИИ И РЕАНИМАТОЛОГИИ
Оптимальной формой самостоятельной работы (19 часов по учебному плану) является применение системы обучающих заданий: решение многоэтапных ситуационных задач, использование обучающих и контролирующих тестов. В ходе проведения занятий отрабатывается умение студентов пользоваться информационной справочной литературой по интенсивной терапии и реаниматологии. Подготовка научных докладов, название которых определяется по выбору студентов в начале цикла из представляемого преподавателем перечня тем, их представление студентами на научных конференциях в рамках практического занятия. Учебно-исследовательская работа студентов (УИРС) включает оформление студентом листа назначений пациента, находящегося в ПИТ с известным диагнозом, с указанием терапии, диагностических методов исследования и контроля эффективности лечения, расчетов необходимых объёмов и скорости инфузионной терапии. Результаты УИРС студент докладывает на зачётном занятии, которым заканчивается цикл обучения на кафедре клинической фармакологии и интенсивной терапии. Другими составными частями зачёта являются тестовый контроль и устные ответы на вопросы билетов. Аннотация тем практических занятий. Тема 1. Предмет и задачи интенсивной терапии и реаниматологии. Терминальное состояние. Клиническая, биологическая, социальная смерть. Патофизиология, клинические признаки. Патогенез смерти при электротравме, утоплении. Методы оживления организма. Сердечно-легочная реанимация. Отработка практических навыков реанимации на фантоме. Знакомство с организацией работы и оборудованием ПИТ и АРО. ^ является освоение студентом основных принципов сердечно-лёгочной реанимации. После изучения темы студент должен знать:
^ : оценивать признаки внезапной остановки кровообращения, проводить мероприятия первичного реанимационного комплекса. С о д е р ж а н и е з а н я т и я. ^ Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Определение реаниматологии как раздела медицины, изучающего теорию и разрабатывающего методы восстановления жизненно важных функций организма после клинической смерти. Определение интенсивной терапии как метода временного искусственного замещения или управления нарушенных жизненно важных функций организма. Организация отделений реанимации и интенсивной терапии. Оснащение и оборудование. Режим работы. Показания и противопоказания для госпитализации и перевода больных в отделение. Взаимоотношения врача-реаниматолога с врачами других специальностей и с родственниками больных. Классификация терминальных состояний. Патофизиологические изменения при терминальных состояниях. Клиническая смерть. Остановка кровообращения. Причины, предвестники, симптомы, диагностика. Виды остановки сердца, клинические признаки, диагностика. Методы сердечно-легочной реанимации на догоспитальном и госпитальном этапах. Массаж сердца. Виды массажа - прямой (открытый), непрямой (закрытый), методика, показатели эффективности, осложнения. Простейшие методы сердечно-легочной реанимации при оказании помощи одним и двумя реаниматологами. Отработка навыков СЛР на муляже. Электроимпульсная терапия: дефибрилляция, кардиоверсия, электрическая стимуляция. Показания, методика, показатели эффективности, осложнения; медикаментозная терапия. Фармакодинамика веществ, применяемых для восстановления деятельности сердца, показания к их применению, дозы, порядок и пути введения (внутривенное, интратрахеальное, внутрисердечное). Инфузионная терапия при проведении сердечно-легочной реанимации. Зависимость лечебных мероприятий от вида остановки сердца. Последовательность проведения реанимационных мероприятий и методов интенсивной терапии при выведении больного из состояния клинической смерти. Методы контроля за состоянием жизненно важных органов и систем организма при проведении реанимации. Мониторинг. Клинические признаки, свидетельствующие о наступлений «мозговой смерти», биологической смерти. Показания для прекращения реанимационных мероприятий. Вопросы деонтологии при прекращении реанимации. Этические и социально-правовые проблемы, связанные с прекращением реанимации. Понятие о болезни оживленного организма. Ведение больного в раннем постреанимационном периоде. Возможные осложнения, их профилактика и лечение. ^ Тема «Патогенез смерти при электротравме, утоплении. Список оборудования ПИТ и АРО» изучается студентами самостоятельно. Изучение темы заканчивается написанием реферата. Тема 2. Острая дыхательная недостаточность. Этиология, патогенез, клиника, диагностика. Искусственная вентиляция легких. Реанимация и интенсивная терапия при инородном теле верхних дыхательных путей, асфиксии, стенозе гортани, Отеке Квинке, при астматическом статусе, респираторном дистресс-синдроме, массивной пневмонии. Трахеостомия. Ингаляционная терапия. ^ является освоение студентом причин и механизмов развития острой дыхательной недостаточности, показаний и способов проведения искусственной вентиляции лёгких, принципов оказания помощи больному с приступом и обострением бронхиальной астмы и ХОБЛ, тяжёлой пневмонией. После проведения практического занятия студент должен знать:
^ студент должен уметь: оценивать степень тяжести обострения бронхиальной астмы и ХОБЛ и в соответствии с этим проводить дифференцированные лечебные мероприятия; выявлять критерии тяжёлого течения внебольничной и нозокомиальной пневмонии, назначать лечебные и диагностические процедуры при этих состояниях. С о д е р ж а н и е з а н я т и я. ^ Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Этиология, патогенез, патофизиологические и клинические признаки острой дыхательной недостаточности. Методы реанимации и интенсивной терапии при острой дыхательной недостаточности (синдром частичной трахео-бронхиальной непроходимости, расстройство биомеханики дыхания, патологические состояния легких центрального происхождения и др.). Показания и методика проведения кислородотерапии, гелиотерапии, чрескожной катетеризации трахеи и бронхов, лечебной бронхоскопии. Методика проведения вспомогательной и искусственной вентиляции легких, показания к её проведению. Искусственная вентиляция легких простейшими методами «рот в рот», «рот в нос», «рот в нос и рот», мешком типа Амбу, мешком и мехом наркозного аппарата. Аппараты для ИВЛ, их классификация, принцип работы. Длительная искусственная вентиляция легких. Выбор режима. Особенности ИВЛ с положительно-положительным давлением, применение высокочастотной, инжекционной ИВЛ, вспомогательная ИВЛ. Осложнения ИВЛ, их устранение. Показания к трахеостомии. Осложнения. Уход за трахеостомой. Гипербарическая оксигенация. Механизмы действия ГБО на организм. Показания и противопоказания к ГБО в реаниматологии. Реанимация и интенсивная терапия при острой дыхательной недостаточности, развившейся вследствие массивной пневмонии, ателектазов легких, некупирующегося приступа бронхиальной астмы, аспирационного синдрома, бронхо- и ларингоспазма, отека подсвязочного пространства. Респираторный дистресс-синдром. ^ Тема «Искусственная вентиляция лёгких. Острый респираторный дистресс-синдром (ОРДС) - клиника, диагностика, лечение» изучается студентами самостоятельно. Изучение темы заканчивается написанием реферата. Тема 3. Острая сердечно-сосудистая недостаточность. Особенности интенсивной терапии и реанимации. Левожелудочковая недостаточность: Острый коронарный синдром. Острый инфаркт миокарда. Сердечная астма. Отек легких. Аритмические осложнения течения ОИМ. Медикаментозная дефибрилляция сердца. Показания к электроимпульсной терапии. Правожелудочковая недостаточность: ТЭЛа. Сосудистая недостаточность: Коллапс. ^ : освоение студентом способов диагностики и лечения острого коронарного синдрома, диагностики и лечения осложнений инфаркта миокарда (острой левожелудочковой недостаточности, отёка лёгких, нарушений сердечного ритма), факторов риска, профилактики и лечения ТЭЛА. ^
^ проводить диагностику различных видов острого коронарного синдрома и в соответствии с этим проводить дифференцированное лечение; проводить диагностику и лечение острой левожелудочковой недостаточности; выбирать оптимальную тактику терапии различных тахи- и брадиаритмий; устанавливать степень риска развития тромбоэмболических осложнений, проводить диагностику и лечение ТЭЛА. С о д е р ж а н и е з а н я т и я. ^ Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Определение понятия «острый коронарный синдром». Основные причины. Клинические формы ИБС, соответствующие ОКС. Критерии постановки диагноза. Значение лабораторных критериев в дифференциальной диагностике нестабильной стенокардии и инфаркта миокарда. Основные принципы медикаментозной терапии различных видов ОКС. Отличия в терапии ОКС. Реанимация и интенсивная терапия осложнений инфаркта миокарда (кардиогенный шок, отек легких, нарушения ритма). Интенсивная терапия при пароксизмальной тахикардии, мерцательной аритмии, экстрасистолии, синдроме Морганьи-Эдемс-Стокса. Вспомогательное кровообращение. Электроимпульсная терапия (дефибрилляция, кардиоверсия и электростимуляция сердца) при инфаркте миокарда и нарушениях ритма. Тромбоэмболия в системе легочной артерии. Патогенез, клиника, диагностика, реанимация и интенсивная терапия. ^ Тема «Правожелудочковая недостаточность: ТЭЛа. Сосудистая недостаточность: Коллапс» изучается студентами самостоятельно. Изучение темы заканчивается написанием реферата. Тема 4. Интенсивная терапия и реанимация при шоке различной этиологии (кардиогенный шок, геморрагический, травматический, ожоговый, токсико-инфекционный, анафилактический шок). Курация больных (ситуационные задачи для составления листа назначений больного палаты интенсивной терапии или АРО). ^ : освоение студентом способов диагностики и лечения шоков различной этиологии. После проведения практического занятия студент должен знать:
После проведения практического занятия студент должен уметь: проводить диагностику различных видов шоков и в соответствии с этим назначать дифференцированную терапию. С о д е р ж а н и е з а н я т и я. ^ Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Реанимация и интенсивная терапия при шоке различной этиологии. Виды шоков. Гемодинамические профили шоков. Геморрагический шок. Способы оценки объёма кровопотери. Патофизиология, диагностика, реанимационные мероприятия и интенсивная терапия. Травматический шок - патофизиология, реанимационные мероприятия и интенсивная терапия. Особенности реанимационных мероприятий и интенсивной терапии при синдроме длительного раздавливания, при сдавлении грудной клетки. Черепно-мозговая травма, реанимация и интенсивная терапия. Ожоговый шок. Патофизиология, биохимические сдвиги. Реанимационные мероприятия и интенсивная терапия, особенности анестезии, инфузионная терапия. Анафилактический шок. Этиология, патофизиология, реанимационные мероприятия и интенсивная терапия. Особенности реанимации и интенсивной терапии при шоке после введения антибиотиков. Реанимационные мероприятия при трансфузионном шоке вследствие переливания несовместимой крови. Септический шок. Этиология, патофизиология, реанимационные мероприятия и интенсивная терапия. Национальные рекомендации по ведению больных с сепсисом. ^ Тема «Национальные рекомендации по ведению больных с сепсисом. Септический шок» изучается студентами самостоятельно. Работа в Интернет на сайте http://www.consilium-medicum.ru/ Задание УИРС – заполнение листа ПИТ – выполняется самостоятельно до окончания цикла, сдаётся для проверки преподавателю на занятии №7. Тема 5. Комы. Виды (травматические, апоплексические, в результате отравлений, дисметаболические). Патогенез, клиника, диагностика. Особенности интенсивное терапии и реанимации диабетических ком, уремической, печеночной, хлоргидропенической, эпилептической, острого нарушения мозгового кровообращения, отека мозга. Коррекция нарушений кислотно-щелочного состояния и водно-электролитного баланса. ^ : освоение студентом оценки тяжести комы и способов лечения различных коматозных состояний. После проведения практического занятия студент должен знать:
^ проводить оценку степени тяжести комы по шкале Глазго, назначать лечение различных видов коматозных состояний, контролировать эффективность терапии. С о д е р ж а н и е з а н я т и я. ^ Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Общая характеристика коматозного состояния. Стадии комы. Оценка тяжести комы по шкале Глазго-Питсбург. Общий подход к больному, находящемуся в коме: основные принципы диагностики и лечения. Интенсивная терапия коматозных состояний: гипер- и гипогликемическая кома, гиперосмолярная кома, отек мозга, острые нарушения мозгового кровообращения, судорожный синдром. Судорожный синдром. Реанимационные мероприятия. Применение лечебного наркоза, мышечных релаксантов, продленной искусственной вентиляции легких, краниоцеребральной гипотермии. Особенности реанимационных мероприятий и интенсивной терапии при столбняке. Гипертермический синдром. Патофизиология. Клиника. Интенсивная терапия. Злокачественная гипертермия. Методы интенсивной терапии при делириозных состояниях. Основные формы нарушений КЩС и их клинические проявления. Принципы коррекции. Нарушения водно-электролитного баланса. Клинические признаки, диагностика, коррекция. ^ Тема «Особенности интенсивное терапии и реанимации хлоргидропенической, эпилептической комы. Коррекция нарушений кислотно-щелочного состояния и водно-электролитного баланса» изучается студентами самостоятельно. Изучение темы заканчивается написанием реферата. Тема 6. Общие принципы длительной инфузионной терапии. Техника. Инфузионные среды. Программа инфузионной терапии. Кровезаменители. Переливание крови и её препаратов. Парентеральное питание. Энтеральное питание. Предупреждение инфекционных и трофических осложнений. ^ освоение студентом основных принципов проведения инфузионной терапии и необходимых для этого средств. После проведения практического занятия студент должен знать:
После проведения практического занятия студент должен уметь: назначать адекватную инфузионную терапию в зависимости от состояния пациента и проводить контроль её эффективности и безопасности. С о д е р ж а н и е з а н я т и я. ^ Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Основные принципы длительной инфузионной терапии. Показания. Техника. Катетеризация магистральных вен. Составление инфузионных программ. Основные инфузионные среды. Контроль инфузионной терапии. Специальные методы инфузионной терапии (дезинтоксикационная, регидратационная, дегидратационная и др.). Осложнения инфузионной терапии, их профилактика и лечение. Парентеральное питание. Патофизиологическое обоснование парентерального питания. Препараты, используемые для парентерального питания. Методика проведения. ^ Тема «Парентеральное питание. Энтеральное питание. Предупреждение инфекционных и трофических осложнений» изучается студентами самостоятельно. Изучение темы заканчивается написанием реферата. Тема 7. Интенсивная терапия и реанимация при экзогенных (острые отравления) и эндогенных (острая печеночная и почечная недостаточность) интоксикациях. Антидоты. Экстрокорпоральные методы детоксикации (гемодиализ, гемо- и лимфосорбция, плазмоферез). Трансумбиликальная инфузионная терапия. Эндолимфатическая терапия. ^ является освоение студентом основных принципов диагностики и лечения экзогенных и эндогенных отравлений. После проведения практического занятия студент должен знать:
^ установить признаки отравления, назначить адекватную терапию в зависимости от состояния пациента и проводить контроль её эффективности и безопасности. С о д е р ж а н и е з а н я т и я. ^ Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса. Краткий комментарий по теме занятия. Экзогенные интоксикации. Пути попадания токсических веществ в организм. Отравление алкоголем и его суррогатами, снотворными и седативными средствами, ФОС, хлорированными углеводородами, прижигающими жидкостями, угарным газом, грибами. Укус ядовитых змей, насекомых. Патофизиология, клиника, диагностика. Общие принципы лечения острых отравлений. Особенности интенсивной терапии при различных острых отравлениях. Патофизиология, клиника, диагностика, интенсивная терапия при пищевой токсикоинфекции, ботулизме, холере. Основные антидоты. Острая почечная недостаточность. Патофизиология, клиническое течение, интенсивная терапия. Показания к экстракорпоральным методам детоксикации: перитонеальному диализу, гемодиализу и гемофильтрации, лимфосорбции, гемосорбции и плазмаферезу. Острая печеночная недостаточность. Патофизиология, клиническое течение. Печеночная кома. Интенсивная терапия. Показания к гемосорбции, лимфосорбции, использованию гетеротропной печени. ^ Тема «Экстрокорпоральные методы детоксикации (гемодиализ, гемо- и лимфосорбция, плазмоферез). Трансумбиликальная инфузионная терапия. Эндолимфатическая терапия» изучается студентами самостоятельно. Изучение темы заканчивается написанием реферата. Тема 8. Предоперационная подготовка у больных с сопутствующими заболеваниями. Интенсивная терапия в послеоперационном периоде. ЗАЧЕТНОЕ ЗАНЯТИЕ: Компьютерное тестирование теоретической подготовки по курсу Интенсивная терапия и реаниматология. Контроль конспектов лекций. Устный зачет по билетам. ^ контроль усвоения студентом изученных вопросов интенсивной терапии и реаниматологии. После изучения темы студент должен знать:
^ оценивать состояние организма пациента, находящегося в АРО; проводить диагностику и лечение основных критических состояний, контролировать её эффективность и безопасность. С о д е р ж а н и е з а н я т и я. ^ . Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Зачет по курсу «Интенсивная терапия и реаниматология» принимается в два этапа. Первый этап – защита листа ПИТ, выполненного студентом в рамках УИРС, ответы на вопросы преподавателя и студентов. В ходе второго этапа оцениваются приобретённые студентами практические навыки. Второй этап (по выбору преподавателя кафедры) – зачет теоретической подготовки студента по курсу «Интенсивной терапии и реаниматологии» (устно по билетам) или компьютерное тестирование (в компьютерном классе кафедры). Контроль конспектов лекций и заданий самостоятельной работы студентов. Студентам, успешно сдавшим оба этапа зачета, выставляется отметка (зачтено) в зачетную книжку и оценки за каждый сданный практический навык в специальную зачетную книжку студента лечебного факультета по практическим навыкам. ^ Тема «Предоперационная подготовка у больных с сопутствующими заболеваниями. Интенсивная терапия в послеоперационном периоде» изучается студентами самостоятельно. При этом разбираются следующие вопросы: методики интенсивной терапии при подготовке тяжелых хирургических больных к операции (коррекция нарушений гемодинамики, дыхания, водно-электролитного и белкового балансов, КЩС); интенсивная терапия раннего послеоперационного периода; коррекция функциональных нарушений у больных, оперированных по поводу острой кишечной непроходимости, перитонита, стеноза привратника, кишечных свищей; особенности инфузионно-трансфузионной терапии и парентерального питания в послеоперационном периоде у больных, оперированных на органах брюшной полости. Изучение темы заканчивается написанием реферата.
Базовый учебник Анестезиология и реаниматология: Учебник / под ред. О.А. Долиной. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. – 552 с. – (Серия «XXI век»). Основная литература
Дополнительная литература
«Интенсивная терапия и реаниматология» Учебно-методическая карта дисциплины (лекции и практические занятия) – форма №2.
по курсу «Интенсивная терапия и реаниматология» для студентов V курса лечебного факультета
Перечень обязательных практических умений (отдельно оценивается каждый из перечисленных практических навыков) Студент должен УМЕТЬ:
|