|
Скачать 322.25 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Форма 1 «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по учебной работе профессор В.Б. Мандриков _________________________ «______»_____________2007 г. Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М Апо Основам реаниматологии для специальности – 0406 "Сестринское дело" квалификация специалиста – медицинская сестра (Базовый уровень среднего профессионального образования) факультет медицинский колледж кафедра Клинической фармакологии и интенсивной терапии курс IV семестр – VII лекции - 18 часов практические занятия - 18 часов самостоятельная работа – 12 часов, форма контроля – выполнение УИРС, заданий тестового контроля. зачет - в YII семестре ^ - 48 час Рабочая программа составлена на основании Программы по Основам реаниматологии по специальности 0406 "Сестринское дело", Базовый уровень среднего профессионального образования Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образованию, утвержденной в 2003 году генеральным директором Государственного образовательного учреждения Всероссийского учебно–научно-методического Центра по непрерывному медицинскому и фармацевтическому образовани П.А. Душенковым (г.Москва) Индекс ___________________________________ Рабочая программа, разработанная ассистентом кафедры, Бутрановой О.И., обсуждена на заседании кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии с курсами клинической фармакологии ФУВ, клинической аллергологии ФУВ, восстановительной терапии и курортологии ФУВ ВолГМУ 17 сентября 2007 года (протокол № 3 ). ^ фармакологии и интенсивной терапии академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор В.И. ПЕТРОВ Рабочая программа обсуждена и утверждена цикловой методической комиссией фармацевтического факультета 19 сентября 2007 года (протокол №1 ) «_____»_________________2007 года ^ факультета, д.х.н., профессор А.К. БРЕЛЬ
Совершенно очевидно, что дисциплина Основы реаниматологии является одной из важнейших в подготовке среднего медицинского персонала. Подготовка работников сферы здравоохранения, начиная со среднего звена, должна строится с учетом преподавания предмета Основы реаниматологии с целью обеспечения адекватного задачам практической деятельности уровня знаний. Практическая деятельность медицинской сестры связана с непосредственным контактом с пациентами, уходом за ними, в связи с чем, знания по оказанию неотложной помощи представляют собой основу успешной терапии пациента. В связи с этим в системе подготовки квалифицированной медицинской сестры студентам необходимо обладать знаниями дисциплины "Основы реаниматологии". Основы реаниматологии базируются на знаниях, полученных на предыдущих курсах дисциплин: "Сестринское дело в терапии с курсом первичной помощи", "Сестринское дело в педиатрии", "Сестринское дело при инфекционных болезнях с курсом ВИЧ-инфекции и эпидемиологии", "Сестринское дело в акушерстве и гинекологии", «Фармакология». Предмет «Основы реаниматологии» изучается на 4 курсе в цикле специальных дисциплин базового уровня СПО. Курс рассчитан на 48 ч аудиторного времени; из них 18 ч – теоретические занятия (лекции), 18 ч – практические занятия, 12 ч – самостоятельная работа. Лекции дополняют и разъясняют материал учебника, обобщают учебный материал крупных разделов курса. Лекции сопровождаются учебными фильмами, слайдами, таблицами. На семинарах проверяется усвоение учебного материала с помощью различных методов контроля. На практических занятиях осуществляется углубление и закрепление знаний студентов путем отработки практических навыков на специальном оборудовании. ^ . Цель изучения данной дисциплины состоит в том, чтобы в процессе теоретической и практической подготовки дать базовые медицинские знания, необходимые для осуществления неотложной помощи, осмысленного выполнения назначений врача. структуру отделений реанимации и интенсивной терапии; ^ Учебно-целевые задачи по разделу учебной программы направлены на формирование основополагающих знаний об обязанностях медицинской сестры в процессе проведения лечебно-диагностических мероприятий; юридических и этических аспектах работы в отделениях интенсивной терапии и реанимации; факторах риска, клинических проявлениях и профилактике развития острой дыхательной недостаточности, острой сердечно-сосудистой недостаточности, шоковых и коматозных состояний; методы сердечно-легочной реанимации; опираясь на:
В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к уровню подготовки выпускника по специальности 0406 "Сестринское дело" с квалификацией «сестра» студенты средних медицинских учебных заведений после изучения дисциплины Основы реаниматологии должны ЗНАТЬ:
Студент после изучения дисциплины Основы реаниматологии должен УМЕТЬ:
Перечень дисциплин с указанием разделов, усвоение которых студентами необходимо для изучения курса Основы реаниматологии. Изучение Основ реаниматологии должно базироваться на знании студентом следующих разделов:
Изучение Основ реаниматологии необходимо для полноценной подготовки будущего работника среднего медицинского персонала, как амбулаторного, так и стационарного звена, имеющего в повседневной практической деятельности непосредственный контакт с больными. Грамотное выполнение врачебных назначений медицинской сестрой является одним из основополагающих компонентов успешной терапии пациента, способствует улучшению показателей исхода лечения, повышает его результативность. Знание курса Основ реаниматологии позволит студенту приобрести умения по оказанию неотложной помощи в различных ситуациях, требующих немедленного оказания медицинской помощи.
В соответствии с учебным планом по специальности преподавание Основ реаниматологии для студентов медицинских колледжей осуществляется в 8-ом семестре (IV курс) в объеме 48 часов с зачетом в 8-ом семестре. По учебному плану курс включает 48 часов. Студенты изучают Основы реаниматологии на базе кафедры клинической фармакологии и интенсивной терапии ВолГМУ. Лекционный курс состоит из 6 лекций (18 часов). В лекционный курс вынесены темы, которые особенно трудны для самостоятельной подготовки, требуют детального изучения и важны для более полного усвоения материала на практических занятиях. Лекции не дублируют темы практических занятий, а только дополняют их. На лекциях освещаются вопросы общей реаниматологии, дается детальное представление о разделах дисциплины, методах оценки дыхательной функции, оценки гемостаза, принципах длительной инфузионной терапии, принципах анестезиологии, принципах предоперационной подготовки пациентов, интенсивной терапии в послеоперационном периоде. Тематический план лекций по Основам реаниматологии для студентов IV курса медицинского колледжа (VIII семестр).
На практические занятия студентов отведено 18 часов. На практических занятиях разбираются вопросы общей и частной реаниматологии в соответствие с тематическим планом преподавания дисциплины. После завершения изучения дисциплины студенты сдают зачет. Тематический план практических занятий по Основам реаниматологии для студентов IV курса медицинского колледжа (YIII семестр).
После изучения теоретического курса по Основам реаниматологии проводится зачетное занятие. Зачетное занятие представляет по структуре 3-х этапную аттестацию знаний учащихся. Студенты проходят компьютерное тестирование, затем осуществляется письменный тестовый контроль и устное собеседование по билетам. Всего билетов – 25. В каждом билете содержится 3 вопроса. На самостоятельную работу студентов выделяется 12 часов. Самостоятельная работа студентов строится в соответствие со следующим планом. 1. Аудиторная самостоятельная работа: на каждом практическом занятии выделяется 20 минут, во время которых студенты занимаются решением ситуационных задач, проводят расчеты доз препаратов для различных контингентов пациентов по заданию преподавателя, тренируют практические навыки по дисциплине. 2. Внеаудиторная самостоятельная работа: студенты выполняют УИРС по тематике занятий, пользуются Internet-ресурсами с целью поиска заданных на самостоятельный разбор вопросов, используют специально разработанные компьютерные обучающие программы. На кафедре разработано учебно-методическое пособие для студентов IV курса медицинского колледжа, в котором даны подробные рекомендации по самостоятельному изучению Основ реаниматологии, студенты обеспечиваются перечнем дополнительной учебной литературы, научных журналов для осуществления внеаудиторной подготовки по предмету. Аннотация лекционного курса.. Лекция 1. Оценка жизненно важных функций организма при реанимации: Электроэнцефалография (норма, на фоне наркоза, признаки гипоксии, гиперкапнии, гипокапнии). Оценка дыхательной функции. Оценка гемодинамики. ЭКГ. Оценка кровопотери и ОЦК. Оценка газового состава крови и КЩС. Оценка вводно-электролитного баланса. Оценка выделительной функции. Оценка риска анестезии. Методика выполнения ЭЭГ, принципы анализа полученных данных, показания. Изучение принципов диагностики гипоксии, гиперкапнии, гипокапнии. Понятие о функции внешнего дыхания, параметрах ФВД, их значении в диагностике дыхательной недостаточности. Понятие о пульсоксиметрии. Методика съемки ЭКГ. Показания к проведению. Принципы оценки кровопотери, определение степени кровопотери. Принципы диагностики нарушений вводно-электролитного баланса и интерпретации результатов. принципы методов оценки нарушения мочевыделительных органов. Понятие олигурии, анурии – значение, диагностика. Принципы оценки риска анестезии у пациентов с сопутствующей патологией. Лекция 2. Гемостаз. Острые коагулопатии. ДВС-синдром. Особенности интенсивной терапии и реанимации ДВС-синдрома на фоне сепсиса. Критерии и принципы оценки гемостаза. Понятие о патогенезе и диагностике острых коагулопатий. Условия возникновения, риски развития ДВС-синдрома. Патогенез ДВС-синдрома. Диагностика ДВС-синдрома. Неотложная помощь при ДВС-синдроме. Особенности помощи пациентам с ДВС-синдромом на фоне сепсиса. Лекция 3. Интенсивная терапия и реанимация при экзогенных (острые отравления) и эндогенных (острая печеночная и почечная недостаточность) интоксикациях. Антидоты. Экстракорпоральные методы детоксикации (гемодиализ, гемо- и лимфосорбция, плазмоферез). Трансумбикальная инфузионная терапия. Эндолимфатическая терапия. Понятие об экзогенных (острые отравления) и эндогенных (острая печеночная и почечная недостаточность) интоксикациях. Причины возникновения. Клиника. Принципы дезинтоксикационной терапии. Антидоты. Класссификация, показания к применению. Методика проведения гемодиализа, гемо-, лимфосорбции, плазмофереза. Показания к проведению. Противопоказания. Понятие о трансумбикальной и эндолимфатической терапии. Показания к проведению. Противопоказания. Лекция 4. Общие принципы длительной инфузионной терапии. Техника. инфузионные среды. Программа инфузионной терапии. Кровозаменители. переливание крови и ее препаратов. Парентеральное питание. Энтеральное питание. Предупреждение инфекционных и трофических осложнений. Показания к длительной инфузионной терапии. Понятие об инфузионных средах. Принципы длительной инфузионной терапии. Осложнения длительной инфузионной терапии. Программа длительной инфузионной терапии. Основные характеристики кровезамещающих препаратов. Препараты крови и ее компонентов. Условия применения, показания к применению, противопоказания, осложнения терапии. Понятие об энтеральном и парентеральном питании. Условия проведения, показания. Осложнения инфекционной и трофической природы на фоне длительной инфузионной терапии. Лекция 5. Общи вопросы анестезиологии. Подготовка и общие правила проведения анестезии. Ингаляционная анестезия, аппаратная анестезия. Неингаляционная анестезия. Комбинированная общая анестезия. Местная анестезия. Выбор анестезии при плановых и экстренных хирургических вмешательствах. Осложнения анестезии. Понятие об анестезиологии. Принципы обезболивания. Характеристика препаратов для проведения анестезии. Правила проведения анестезии. Местная анестезия. Препараты для местной анестезии. Техника местной анестезии. Общая анестезия. Препараты для общей анестезии. Техника общей анестезии. Понятие об ингаляционной анестезии. Комбинированная анестезия. Оценка состояния пациентов перед проведением анестезии. Мониторинг состояния жизненно важных функций и систем при анестезии Лекция 6. Предоперационная подготовка у больных с сопутствующими заболеваниями. Интенсивная терапия в послеоперационном периоде. Оценка состояния пациента в предоперационном периоде. Влияние сопутствующей патологии на прогноз течения операции. Правила ухода за пациентов в предоперационном периоде. Оценка рисков. Направления интенсивной терапии в послеоперационном периоде. Мониторинг функций жизненно важных органов и систем. Аннотация тем практических занятий Занятие 1. Предмет и задачи интенсивной терапии и реаниматологии. Терминальное состояние. Клиническая, биологическая и социальная смерть. патофизиология, клинические признаки. Патогенез смерти при электротравме, утоплении. Методы оживления организма. Сердечно-легочная реанимация. Отработка практических навыков реанимации на фантоме. Знакомство с организацией работы и оборудованием ПИТ и АРО. Цель занятия. Знать содержание понятий «интенсивная терапия», «анестезиология», «реаниматология»;структуру и задачи реаниматологии; устройство и оснащение реанимационного отделения; права и обязанности медицинской сестры реанимационного отделения; юридические и этические аспекты работы медицинской сестры в отделениях интенсивной терапии и реанимации; медицинскую документацию реанимационного отделения; исторические этапы становления реаниматологии как науки. После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ:
С о д е р ж а н и е з а н я т и я. План проведения занятия. Занятие проводится в учебной комнате кафедры с проведением экскурсии в ПИТ и АРО клиники. На занятии обязательно проводится отработка навыков сердечно-легочной реанимации на фантоме. Контроль самостоятельной теоретической подготовки студентов по данной теме курса в форме контрольной работы по билетам, в каждом билете – 3 вопроса, всего 25 билетов. Разбор материалов по теме занятия: Реаниматология, интенсивная терапия, анестезиология – новые медицинские специальности, основные принципы. Организация реаниматологической помощи населению. Структура и задачи реаниматологии.Этико–деонтологические проблемы в работе реанимационно-анестезиологических отделений. Устройство и оснащение отделений реанимации и интенсивной терапии. Права и обязанности медицинской сестры, работа с медицинской документацией. История развития реаниматологии, попытки оживления организма Везалием, Горвеем, Парацельсом. Занятие 2. Острая дыхательная недостаточность. Этиология, патогенез, клиника, диагностика. Искусственная вентиляция легких. Реанимация и интенсивная терапия при инородном теле верхних дыхательных путей, асфиксии, стенозе гортани, отеке Квинке, при астатическом статусе, респираторном дистресс-синдроме, массивной пневмонии. Трахеостомия. Ингаляционная терапия. ^ Знать причины и классификацию острой дыхательной недостаточности; клинические симптомы острой дыхательной недостаточности; этапы сестринского процесса при оказании неотложной помощи и уходе за больными с повреждениями и заболеваниями грудной клетки и органов грудной полости, с астматическим статусом, «шоковым легким», с обструкцией верхних дыхательных путей. После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ:
С о д е р ж а н и е з а н я т и я. План проведения занятия. Занятие проводится в учебной комнате кафедры. В начале занятия осуществляется контроль подготовки студентов по теме занятия в форме контрольной работы по билетам, в билете 3 вопоса, всего 25 билетов. Демонстрация больных с острой дыхательной недостаточностью, находящихся на искусственной вентиляции легких, больных с трахеостомой. Изучение разделов темы: Острая дыхательная недостаточность: причины, классификация, симптомы. Клиническая патология, приводящая к развитию острой дыхательной недостаточности: астматический статус, травма грудной клетки и органов грудной полости, острые отравления, обтурация дыхательных путей инородными телами, «шоковое легкое». Методы искусственного обеспечения газообмена в легких, неотложная помощь, лечение. Обучение методам: оказания неотложной помощи при обструкции дыхательных путей инородным телом, оксигенотерапии через носовой катетер, маску. Обучениие сестринскому процессу при уходе за больными, находящимися на искусственной вентиляции легких, с трахеостомой. Занятие 3. Острая сердечно-сосудистая недостаточность. Особенности интенсивной терапии и реанимации. Левожелудочковая недостаточность. Острый коронарный синдром. Острый инфаркт миокарда. Сердечная астма. Отек легких. Аритмические осложнения течения ОИМ. Медикаментозная дефибрилляция сердца. Показания к электроимпульсной терапии. правожелудочковая недостаточность. ТЭЛа. Сосудистая недостаточность. коллапс. ^ Знать причины острой сердечно-сосудистой недостаточности; клинические проявления острой сердечно-сосудистой недостаточности; этапы оказания неотложной помощи и ухода за больными при остром инфаркте миокарда, кардиогенном шоке, левожелудочковой сердечной недостаточности, гипертоническом кризе, асистолии. После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ:
С о д е р ж а н и е з а н я т и я. План проведения занятия. Занятие проводится в учебной комнате кафедры. В начале занятия осуществляется контроль подготовки студентов по теме занятия в форме контрольной работы по билетам, в билете 3 вопроса, всего 25 билетов. Затем осуществляется разбор материалов занятия по следующему плану: Причины и клинические проявления острых состояний в кардиологии: острая сердечная недостаточность, острая сосудистая недостаточность, острые нарушения сердечного ритма, гипертонический криз, внезапная остановка сердца. Интенсивная терапия и реанимация при отеке легких, остром инфаркте миокарда, кардиогенном шоке, тромбоэмболии легочной артерии, фибрилляции желудочков сердца, гипертоническом кризе, тампонаде сердца. Методы искусственного поддержания кровообращения, электрическая дефибрилляция, прекардиальный удар, медикаментозная стимуляция сердечной деятельности. Демонстрация больных с острой сердечно-сосудистой недостаточностью, обучение сестринскому процессу при уходе за данной категорией больных. Обучение методике непрямого массажа сердца, прекардиального удара. В конце занятия - знакомство с работой и оборудованием кардиологического отделения, работой медсестры кардиологического отделения. Занятие 4. Интенсивная терапия и реанимация при шоке различной этиологии (кардиогенный шок, геморрагический, травматический, ожоговый, токсико-инфекционный, анафилактический шок). Курация больных. ^ Знать основные причины шоковых состояний; классификацию шоков в зависимости от генеза; основные показатели тяжести шока; содержание сестринских вмешательств при оказании первой медицинской помощи при травматическом и анафилактическом шоках. После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ:
С о д е р ж а н и е з а н я т и я. План проведения занятия. Занятие проводится учебной комнате клиники. В начале занятия осуществляется контроль подготовки студентов по теме занятия в форме контрольной работы по билетам, в билете 3 вопоса, всего 25 билетов. Затем осуществляется разбор материалов занятия по следующему плану: Определение шока, причины, классификация. Клиническая симптоматика. Варианты течения. Интенсивная терапия и реанимационные мероприятия при анафилактическом, травматическом, кардиогенном шоке. Общие принципы противошоковой терапии, профилактика нафилактического шока. Демонстрация больных. Обучение распознаванию глубины шока по гемодинамическим показателям. Формирование аптечки неотложной помощи при анафилактическом шоке. Формирование набора инструментов для подключичной катетеризации. Формирование набора для новокаиновой блокады. Занятие 5. Комы. Виды (травматические, апоплексические, в результате отравлений, дисметаболические). Патогенез, клиника, диагностика. Особенности интенсивной терапии и реанимации диабетических ком, уремической, печеночной, хлоргидропенической, эпилептической, острого нарушения мозгового кровообращения, отека мозга (первая помощь при тепловом, солнечном ударе, обмороке, коллпсе, инсульте). Коррекция нарушений кислотно-щелочного состояния и вводно-электролитного баланса. ^ Знать причины и клинические симптомы острого нарушения мозгового кровообращения; причины и клинические симптомы судорожного синдрома; неотложную помощь при эпилептическом статусе, столбняке; неотложную помощь и способы транспортировки при черепно-мозговых травмах; этапы сестринского процесса при оказании помощи и уходе за больными с инсультом. виды расстройства сознания; классификацию коматозных состояний; причины и клинические проявления комы. После проведения практического занятия студент должен УМЕТЬ:
С о д е р ж а н и е з а н я т и я. План проведения занятия. Занятие проводится в учебной комнате кафедры. Контроль самостоятельной подготовки студентов в форме контрольной работы (3 вопроса, 25 билетов). Разбор материалов занятия по теме: Острые нарушения мозгового кровообращения. Классификация, клиника, интенсивная терапия и прогноз при ишемическом и геморрагическом инсультах. Оказание экстренной недифференцированной помощи, транспортировка. Черепно-мозговая травма, классификация, особенности клинических симптомов при сотрясениях, ушибах, сдавлениях головного мозга, переломах черепа. Оказание неотложной помощи и транспортировка. Интенсивная терапия и неотложная помощь при эпилептическом статусе. Кома. Виды расстройств сознания, определение коматозных состояний, классификация ком. Интенсивная терапия, уход при кетоацидотической, гипогликемической, печеночной, уремической комах. Демонстрация больных в коматозном состоянии. Обучение оказанию неотложной помощи и осуществлению ухода при судорожном синдроме, рвоте и аспирации рвотными массами, оказанию помощи при западении языка. Формирование набора для спинномозговой пункции. Занятие 6. Зачетное занятие. Зачетное занятие включает в себя 3-х этапную аттестацию знаний учащихся по теоретической и практической базе знаний. Проводится компьютерное тестирование. Зачет практических навыков, полученных в рамках изучения Клинической фармакологии. Затем – устное собеседование со студентами по билетам, в каждом билете содержится 3 вопроса, всего 25 билетов. Тематика вопросов включает информацию по всем темам, изученным в рамках курса. Вопросы к зачетному занятию по курсу для студентов медицинского колледжа.
Перечень обязательных практических умений (оценивается владение каждым из данных практических навыков с выставлением отдельных оценок) Студент должен:
3. Учебно-методические материалы по дисциплине. 1. Бутранова О.И. Методические рекомендации для преподавателей по проведению практических занятий цикла Основы реаниматологии для студентов колледжа (всего 6 тем, по 1 на каждое занятие). Имеется 10 экз. 2. Бутранова О.И. Методические рекомендации для преподавателей по организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов IV курса медицинского колледжа на практических занятиях цикла Основы реаниматологии (на каждое занятие). Имеется в наличии 50 экз. 3. Бутранова О.И. Тестовые задания по Основам реаниатологии – 50 экз. Обязательная литература по дисциплине Клиническая фармакология
Дополнительная литература по дисциплине Клиническая фармакология
|