Рабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02, “Педиатрия” Факультет педиатрический icon

Рабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02, “Педиатрия” Факультет педиатрический





Скачать 257.54 Kb.
НазваниеРабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02, “Педиатрия” Факультет педиатрический
Дата09.04.2013
Размер257.54 Kb.
ТипРабочая учебная программа
Министерство Здравоохранения Республики Беларусь

УО «Гродненский государственный медицинский университет»


“Утверждаю”

Декан лечебного факультета, профессор

__________________ Мармыш Г.Г.


2006 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА



по лучевой диагностике и лучевой терапии


для специальности 1 – 79 01 02, “Педиатрия”


Факультет педиатрический


Кафедра онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии


Курс III Семестр 5 - 6


Лекции 22 часа


Зачет 5 и 6 семестры


Лабораторные

занятия 52 часа


Всего часов

по дисциплине 74 часа


2006 г.


Рабочая учебная программа составлена на основе типовой программы по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов педиатрических факультетов высших медицинских учебных заведений 2006 г.


Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры онкологии с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии

“___”_________________2006 г.


Заведующий курсом лучевой диагностики и лучевой терапии, доцент

Овчинников В.А.


Рабочая учебная программа прошла экспертную оценку учебно-методического отдела и соответствует требованиям МО РБ

«____»________2006 г.


Начальник уч.-метод. отдела

Доцент К.М.Ковалевич


РУП одобрена и рекомендована к утверждению Методическим советом по терапевтическим дисциплинам____________________________________ УО «ГрГМУ»


2006 г.


Председатель Методического совета

по терапевтическим дисциплинам

профессор В.М.Пырочкин


^ I Введение


II Цели и задачи дисциплины

2.1. Цель


В процессе преддипломной подготовки сформировать у обучающегося знания и практические навыки по комплексному использованию в клинической медицине современных методов лучевой визуализации и методов лучевой терапии различных заболеваний.

2.2. Задачи


Задачи изучения дисциплины заключаются в ознакомлении с методами лучевой диагностики и лучевой терапии, знании показаний и противопоказаний к их назначению и осуществлении подготовки больных, умению распознать на диагностических изображениях основные лучевые симптомы и синдромы.
^

2.3. Требования к знаниям и умениям


Требования к уровню подготовленности студентов

Знать:

1. Виды электромагнитных, ультразвуковых и корпускулярных излучений, применяемых в лучевой диагностике.

2. Принципы противолучевой защиты и меры охраны труда при диагностическом и терапевтическом использовании излучений.

3. Основные и специальные методы получения изображений для лучевой диагностики (рентгенологические, ультразвуковые, радионуклидные и магнитно-резонансном, термографические).

4. Систему цифровой обработки медицинских изображений.

5. Основные рентгенологические симптомы структурных изменений костной ткани.

6. Основные рентгенологические симптомы переломов и вывихов.

7. Основные возрастные особенности переломов костей.

8. Основные рентгенологические симптомы заживления переломов.

9. Симптомы неотложной рентгенодиагностики органов дыхания (пневмоторакс, ателектаз, гидропневмоторакс).

10. Методы лучевой диагностики, используемые при обследовании сердца и крупных сосудов.

11. Основы клинической дозиметрии.

12. Основные показания и противопоказания к лучевой терапии.

13. Принципы и методы лучевой терапии.

Уметь:

1. На основании анамнеза и клинической картины болезни определить показания и противопоказания к лучевому обследованию или лучевому лечению.

2. Оформить направление больного к лучевому диагносту или лучевому терапевту и осуществить подготовку больного к лучевому исследованию или лечению.

3. Совместно с врачом лучевым диагностом наметить объем и последовательность лучевых исследований (рентгенологическое, ультразвуковое, радионуклидное, КТ и МРТ).

4. Совместно с врачом-лучевым терапевтом составить план проведения курса лучевого лечения больного.

5. При консультации лучевого терапевта попробовать оценить клиническое состояние больного и результаты лучевой терапии.

Владеть навыками:

1. Распознать по рентгенограммам основные рентгенологические симптомы патологических процессов костно-суставного аппарата, органов дыхания, органов пищеварения.

2. Оценить морфологические и функциональные изменения при наиболее частых заболеваниях мочеполовой и желчевыделительной систем при радионуклидных исследованиях.

3. Распознать изображение всех органов у детей и указать их основные анатомические структуры на иллюстрациях, визуализирующих органы: рентгенограммах, КТ, МРТ, УЗИ, ПЭТ, сканограммах, сцинтиграммах, термограммах.

4. Определить основные синдромы неотложной рентгенодиагностики (прободение полых органов, кишечная непроходимость, инородные тела ).

5. Распознать основные рентгенологические симптомы переломов и вывихов.

6. Выявить возрастные особенности переломов костей.

7. Оценить рентгенологические симптомы заживления переломов.



    2.4. Излагаемый материал на курсе лучевой диагностики и лучевой терапии опирается на сведения предварительно полученные студентами на кафедрах

Медицинская и биологическая физика

Тема

  1. Ионизирующие излучения.

  2. Основы дозиметрии.

  3. Излучение и поглощение энергии атомов

Нормальная физиология

Тема

  1. Физиология кровообращения.

  2. Физиология дыхания.

  3. Физиология пищеварения.

  4. Физиология желез внутренней секреции.

Нормальная анатомия

  1. Раздел

Остеология

Тема

Рентгенанатомия костей и суставов

  1. Раздел

Пищеварительная система

Тема

Рентгенанатомия пищеварительного тракта

  1. Раздел

Анатомия органов дыхания

Тема

Рентгенанатомия легких

  1. Раздел

Анатомия мочевыделительной системы

Тема

Рентгенанатомия почек и мочевого пузыря
^

III Содержание дисциплины

1. Принципы и методы лучевой диагностики

Цели


Ознакомить студентов с организацией работы рентгеновского отделения, отделения УЗД, радионуклидной лаборатории, принципами противолучевой защиты в клинике, методиками рентгеновского, ультразвукового, радионуклидного, магнитно-резонансного, термографического исследования.

Задачи


Ознакомить студентов с принципом и возможностями рентгеновских, ультразвуковых, радионуклидных, магнитно-резонансных, термографических методов диагностики.

Научить студентов по данным методов клинической визуализации определять примененную методику исследования, область исследования, исследуемый орган, наличие или отсутствие искусственного контрастирования.

Обучить оформлению первичной медицинской документации при направлении пациента в кабинеты лучевой диагностики.

Ознакомить с организацией работы кабинетов рентгеновской, ультразвуковой, радионуклидной диагностики.
^

Неделя 1, 2, 3

Семестр V

Содержание


Лучевая диагностика и лучевая терапия - составные части медицинской радиологии. Их роль в системе преддипломной подготовки врача. Краткая история медицинской радиологии. Виды электромагнитных, ультразвуковых и корпускулярных полей, применяемых в лучевой диагностике. Принципы противолучевой защиты и меры охраны труда при диагностическом использовании излучений. Регламентация лучевых диагностических исследований. Основные методы получения изображения для медицинской диагностики (рентгенологический, ультразвуковой, радионуклидный, магнитно-резонансный, термографический). Визуальный характер изображений.

Методы рентгенологических исследований. Принципы противолучевой защиты

Рентгенологический метод исследования (источник излучения, объект исследования, приемник излучения). Искусственное контрастирование объекта исследования. Основные, частные и специальные методики рентгенологического исследования (рентгенография, рентгеноскопия, флюорография, линейная и компьютерная томография, ангиография и др.). Компьютерная рентгеновская томография (КТ). Принцип получения компьютерных томограмм. Особенности изображения органов и тканей на них. Денситометрия компьютерных рентгеновских изображений. Пункция органов и патологических образований под контролем КТ. Организация работы рентгенологического отделения.

Принципы противолучевой защиты и меры охраны труда при диагностическом использовании излучений. Регламентация лучевых диагностических исследований.

Основы ультразвукового исследования

Принципы диагностического ультразвукового исследования (УЗИ). Методики УЗИ - одномерная эхография, ультразвуковое сканирование, допплерография, дуплексная сонография. Визуализация органов и тканей. Приоритеты использования. Пункция органов и патологических образований под контролем УЗИ.

Принципы регистрации излучений в радионуклидной диагностике. Магнитно-резонансный метод исследования. Термография

Радиофармацевтические препараты (РФП). Методики радионуклидного исследования - клиническая и лабораторная радиометрия, радиография, радионуклидная визуализация (сцинтиграфия, однофотонная и позитронная эмиссионная томография). Клиническая радиологическая биохимия. Принципы радиоиммунологического исследования. Лучевые методы активационного анализа. Радиоизотопная диагностическая лаборатория.

Магнитно-резонансная томография (МРТ). Принципы использования в диагностике. Магнитно-резонансная спектроскопия. Особенности изображения органов и тканей на МР-томограммах.

Медицинская термография. Принципы термографического метода исследования (тепловидения).
^

2 Физические и биологические основы лучевой терапии


Цели

Ознакомить студентов с видами ионизирующих излучений, применяемых в медицинской радиологии, их биологическим действием на организм человека, понятием «доза» и «радиочувствительность».

Задачи

  • Физические характеристики ионизирующих излучений. Понятие энергии и линейной передачи энергии ионизирующего излучения. Процессы взаимодействия ионизирующих излучений с веществом.

  • Понятие дозы. Клиническая дозиметрия.

  • Биологическое действие ионизирующего излучения. Понятие радиочувствительности и радиотерапевтического интервала. Способы модификации радиотерапевтического интервала.

Неделя 4

Семестр V

Содержание

Передача энергии ионизирующих излучений веществу. Дозиметрическая оценка поглощения энергии излучения, распределение доз в теле человека при использовании различных видов ионизирующего излучения. Источники тормозного и корпускулярного излучения для лучевой терапии.

Принципы и биологические основы лучевой терапии

Первичные радиационно-химические реакции, особенности биологического действия ионизирующих излучений. Понятие о радиотерапевтическом интервале. Факторы способствующие увеличению радиотерапевтического интервала.
^

3. Методы лучевой терапии опухолей и неопухолевых заболеваний

Цели


Ознакомить студентов с планированием лучевой терапии в предлучевом, лучевом и постлучевом периоде, способами искусственной модификации радиочувствительности злокачественных опухолей, защиты здоровых тканей от воздействия ионизирующего излучения, методами лучевой терапии, ознакомить студентов с возможными лучевыми реакциями и лучевыми повреждениями при проведении лучевой терапии и способами их профилактики и лечения.

Задачи


 Знание принципов и основных понятий лучевой терапии.

  • Знание подготовки пациента к лучевой терапии.

  • Знание принципов модификации радиочуствительности злокачественных опухолей.

  • Знание вопросов защиты пациентов и персонала от ионизирующего излучения в медицинской радиологии.

  • Показания и противопоказания к проведению лучевой терапии. Подготовка больного к каждому виду лучевой терапии. Индивидуальная топографо-анатоми­чес­кая карта. Способы подведения дозы. Понятия толерантности, кумулятивного радиационного эффекта, номинальной стандартной дозы, фактора “время, доза, фракционирование”. Понятия поля облучения, дозного поля, изодозной кривой, РИО, РИК.

  • Классификация методов лучевой терапии. Источники ионизирующего излучения в лучевой терапии. Дистанционный, короткофокусный и контактные методы лучевой терапии. Технические устройства и варианты методов лучевой терапии. Показания.

  • Знать этиологию и патогенез лучевых реакций и повреждений при лучевой терапии и лкчевой диагностике.

  • Знать классификацию лучевых реакций и повреждений при лучевой терапии и лучевой диагностике.

  • Изучение клинической картины лучевых реакций и повреждений.

  • Знать основные принципы ограничения медицинского облучения, меры профилактики и лечения лучевых реакций и повреждений в медицинской радиологии.



^

Неделя 5, 6, 7

Семестр V

Содержание


Организация лучевой терапии в медицинских учреждениях. Показания и противопоказания к лучевой терапии. Особенности проведения лучевого лечения у детей. Общие сведения о ТNM классификации (Протоколы диагностики и лечения злокачественных новообразований). Проведение сочетанного, комбинированного и комплексного лечения злокачественных опухолей. Показания и противопоказания к лучевой терапии неопухолевых заболеваний.

Планирование лучевой терапии

Элементы лечебного плана. Предлучевая топометрическая подготовка.

Методы лучевой терапии

Основные способы дистанционного облучения больного (статистическое и подвижное дальнедистанционное облучение, ближнедистанционное облучение). Контактные способы лучевой терапии.

Лучевые реакции и повреждения в медицинской радиологии

Лучевые реакции и повреждения возникающие при лучевой терапии и лучевой диагностике. Ограничение медицинского облучения.
^

4. Лучевая диагностика повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата

Цели


Ознакомить студентов с методами лучевой диагностики, применяемыми при различных заболеваниях опорно-двигательного аппарата, изучить их возможности, показания и противопоказания к назначению, способы подготовки больных к разным видам исследования.

Задачи


  • Познакомить студентов с основными рентгеновскими и сцинтиграфическими симптомами проявления повреждений и заболеваний опорно-двигательной аппарата (ОДА), обучить методике описания рентгенограмм, научить выявлению травматической патологии.

  • Ознакомить студентов с возможностями рентгеновского, ультразвукового, радио-нуклидного, термографического и магнитно-резонансного методов в диагностике повреждений и заболеваний ОДА.

  • Научить студентов определению показаний и противопоказаний к назначению методов лучевой диагностики при различных заболеваниях ОДА.

  • По данным методов клинической визуализации обучить студентов определять примененную методику исследования, область исследования, исследуемый орган, наличие патологических изменений в нем с последующим их описанием и синдромным заключением.

  • Изучить рентгенанатомию нормального скелета, виды костей, возрастные особенности формирования ОДА.

  • Научить выявлять травматические повреждения ОДА: вывихи, переломы, осложнения их заживления.

  • Обучить студентов выявлению рентгенологических признаков остеомиелита, туберкулеза, опухолей, дегенеративно-дистрофических и системных заболеваний, костей.

  • Изучить рентгенологические признаки воспалительных и дегенеративно-дистрофических заболеваний суставов.


Неделя 8, 9
^

Семестр V

Содержание


Методы лучевой диагностики в остеологии

Основные принципы и методики лучевого исследования костей. Лучевая анатомия скелета. Возрастные особенности костей и суставов.

Рентгенологические синдромы при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Рентгенологические признаки перестройки кости. Разновидности морфологических изменений костей в рентгеновском изображении.

Лучевое исследование при повреждениях и заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Распознавание повреждений опорно-двигательного аппарата: вывихов, переломов и их заживления. Лучевая картина заболеваний костей и суставов: системных и распространенных (авитаминозы, дистрофии, болезни крови), очаговых (остеомиелит, туберкулез, дегенеративно-дистрофические поражения, опухоли).
^

5. Лучевая диагностика заболеваний легких

Цели


Ознакомить студентов с возможностями рентгеновского, ультразвукового, радионуклидного, магнитно-резонансного, термографического методов в диагностике заболеваний органов дыхания, изучить их возможности, показания и противопоказания к назначению, способы подготовки больных к разным видам исследования. По данным методов клинической визуализации научить студентов определять область исследования, исследуемый орган, наличие патологических симптомов и синдромов, примененную методику лучевого исследования.

Задачи


  • Ознакомить студентов с возможностями рентгеновского, ультразвукового, радионуклидного, термографического и магнитно-резонансного методов в диагностике повреждений и заболеваний легких.

  • Изучить рентгенанатомию нормальной грудной клетки.

  • Познакомить студентов с основными рентгеновскими и сцинтиграфическими синдромами проявления заболеваний, обучить методике описания рентгенограмм. На основании знания рентгеновских синдромов, научить студентов описанию последних.

  • Изучить рентгенологические признаки пневмонии, плеврита и опухолей.

  • Научить студентов выявлению рентгенологических признаков при инородных телах трахеи и бронхов, пневмотораксе, тромбоэмболии ветвей легочной артерии (ТЭЛА).
^

Неделя 10, 11

Семестр VI

Содержание


Методы лучевой диагностики в пульмонологии

Основные принципы и методики лучевого исследования легких. Лучевая анатомия и физиология легких.

Лучевое исследование при повреждениях и заболеваниях органов дыхания

Лучевая картина наиболее частых поражений легких: повреждения, инородные тела трахеи и бронхов острые пневмонии, тромбоэмболия легочной артерии, хронические бронхиты, эмфизема легких, ограниченные неспецифические пневмосклерозы и хронические пневмонии, пневмокониозы, туберкулез, первичный и метастатический рак, плевриты.
^

6. Лучевая диагностика заболеваний сердца и сосудов

Цели


Ознакомить студентов с возможностями рентгеновского, ультразвукового, радионуклидного и термографического метода в диагностике заболеваний сердечно-сосудистой системы, научить определению показаний, противопоказаний к назначению методик исследования, проведению подготовки больных.

Задачи


  • Ознакомить студентов с возможностями рентгеновского, ультразвукового, радионуклидного и термографического метода в диагностике заболеваний сердечно-сосудистой системы.

  • Научить студентов определению показаний и противопоказаний при назначении методов лучевой диагностики при различных заболеваниях ССС.

  • Обучить рентгеноанатомии сердца и крупных сосудов норме, анализу дуг сердца.

  • Обучить лучевым признакам приобретенных и врожденных пороков сердца, заболеваний миокарда, перикарда.

  • Ознакомить студентов с возможностями интервенционной радиологии.

  • Научить студентов определению показаний и противопоказаний при назначении методов интервенционной радиологии.
^

Неделя 12, 13

Семестр VI

Содержание


Рентгенологические и ультразвуковые исследования сердца и сосудов

Основные принципы и методики рентгенологического исследования сердца и сосудов. Рентгенологические симптомы и синдромы поражения сердца и сосудов. Рентгеноэндоваскулярные вмешательства. Основные принципы и методики УЗИ сердца и сосудов. Ультразвуковая анатомия и физиология сердца и сосудов. Ультразвуковые симптомы и синдромы при поражениях сердца и сосудов.

Радионуклидные и комплексные лучевые исследования сердца и сосудов

Основные принципы и методики радионуклидного исследования сердца и сосудов. Лучевая картина наиболее частых поражений сердца - ишемическая болезнь, инфаркт миокарда, приобретенные и врожденные пороки, синдромы поражения сосудов (грудной и брюшной аорты, артерий и вен нижних конечностей).

Интервенционная радиология

Основные направления интервенционной радиологии: эндоваскулярные (дилатация, эмболизация, установка кавафильтра и др.), эндобронхиальные.
^

7. Лучевая диагностика заболеваний органов пищеварения

Цели


Ознакомить студентов с возможностями методов лучевой диагностики в диагностике заболеваний желудочно-кишечного тракта, печени и поджелудочной железы, научить определению показаний, противопоказаний к назначению методик исследования, проведению подготовки больных.

Задачи


  • Ознакомить студентов с возможностями рентгеновского, ультразвукового, радионуклидного метода в диагностике заболеваний и повреждений желудочно-кишечного тракта (ЖКТ).

  • Научить студентов определению показаний и противопоказаний к назначению методов лучевой диагностики при различной патологии ЖКТ.

  • Научить студентов определению рентгенодиагнологических признаков инородных тел пищевода, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, осложнений язвы желудка, пороков развития ЖКТ, воспалительных и опухолевых заболеваний.

  • Ознакомить студентов с возможностями рентгеновского, ультразвукового, радионуклидного, магнитно-резонансного методов в диагностике заболеваний и повреждений печени и поджелудочной железы.

  • Научить студентов определению лучевых признаков частых поражений печени и желчных путей (гепатиты, циррозы, холециститы, желчнокаменная болезнь, опухоли). Лучевые признаки заболеваний поджелудочной железы (панкреатиты, кисты, опухоли).
^

Неделя 14, 15

Семестр VI

Содержание


Рентгенологическое и ультразвуковое исследование органов пищеварения

Основные принципы и методики рентгенологического исследования органов пищеварения. Рентгенанатомия и физиология органов пищеварения. Рентгенологические симптомы и синдромы при поражениях органов пищеварения. Основные принципы и методики УЗИ органов пищеварения. Ультразвуковая анатомия и физиология органов пищеварения. Ультразвуковые симптомы и синдромы при поражениях органов пищеварения.

Радионуклидное и комплексное лучевое исследование органов пищеварения

Основные принципы и методы радионуклидного исследования органов пищеварения. Комплексное лучевое исследование при частых заболеваниях пищеварительного канала (инородные тела, рак, язвенная болезнь, хронические гастриты, колиты, грыжа пищеводного отверстия диафрагмы, послеожоговые стенозы). Тактика лучевого исследования и лучевая картина острых состояний: абдоминальная травма, прободение язвы, желудочно-кишечное кровотечение, острая непроходимость кишечника.

Лучевая картина частых поражений печени и желчных путей (гепатиты, циррозы, холециститы, желчнокаменная болезнь, опухоли). Лучевая картина заболеваний поджелудочной железы (панкреатиты, кисты, опухоли).


8. Радионуклидная и комплексная лучевая диагностика заболеваний эндокринной системы


Цели

Ознакомить студентов с возможностями методов лучевой диагностики заболеваний щитовидной железы, паращитовидных желез, надпочечников, научить определению показаний, противопоказаний к назначению методик исследования, проведению подготовки больных.

Задачи

  • Ознакомить студентов с возможностями рентгеновского, ультразвукового и радионуклидного методов и магнитно-резонансной томографии в диагностике заболеваний эндокринной системы.

  • Научить студентов определению показаний и противопоказаний при назначении методов лучевой диагностики при различных заболеваниях эндокринной системы.

  • По данным методов клинической визуализации обучить студентов определять примененную методику исследования, область исследования, исследуемую железу внутренней секреции.

  • Изучить лучевую анатомию и физиологию щитовидной железы, лучевые признаки ее частых поражений (диффузный зоб, узловой зоб, киста, опухоль).



Неделя 16


Семестр VI


Cодержание

Лучевое исследование органов эндокринной системы. Лучевая анатомия и физиология щитовидной железы, диагностика ее частых поражений (диффузный зоб, узловой зоб, киста, опухоль, аномалии развития).


9. Лучевые исследования в неврологии

Цели

Ознакомить студентов с возможностями методов лучевой диагностики эаболеваний гипофиза, головного и спинного мозга, научить определению показаний к назначению методик исследования, проведению подготовки больных.

Задачи

  • Ознакомить студентов с возможностями рентгеновского, ультразвукового и радионуклидного методов магнитно-резонансной томографиии в диагностике заболеваний и повреждений центральной нервной системы.

  • Научить студентов определению показаний и противопоказаний при назначении методов лучевой диагностики при различных заболеваниях нервной системы.

  • По данным методов клинической визуализации обучить студентов определять примененную методику исследования, область исследования, наличие патологических изменений (инсульты: ишемический, геморрагический; травмы, опухоли, гипертензионный синдром). Вертеброгенный болевой синдром.


Неделя 17


Семестр VI


Содержание


Лучевые исследования центральной нервной системы. Лучевая анатомия черепа и позвоночника, головного и спинного мозга, лучевые признаки патологических изменений (инсульты: ишемический, геморрагический; травмы, опухоли, гипертензионный синдром). Вертеброгенный болевой синдром.
^

10. Радионуклидная и комплексная лучевая диагностика в урологии и нефрологии

Цели


Ознакомить студентов с возможностями рентгеновского метода в диагностике заболеваний мочевыводящей системы, научить определению показаний, противопоказаний к назначению методик исследования, проведению подготовки больных.

Задачи


  • Ознакомить студентов с возможностями рентгеновского, ультразвукового и радионуклидных методов в диагностике заболеваний и повреждений мочевыделительной системы.

  • Научить студентов определению показаний и противопоказаний при назначении методов лучевой диагностики при различных заболеваниях мочеполовой системы.

  • По данным методов клинической визуализации обучить студентов определять примененную методику исследования, область исследования, исследуемый орган, наличие патологических изменений в нем (нефрит, пиелонефрит, мочекаменная болезнь, абсцесс).


Неделя 18
^

Семестр VI

Содержание


Рентгенологическое исследование в урологии и нефрологии

Основные принципы и методы рентгенологического исследования в урологии и нефрологии. Рентгенанатомия и физиология органов мочевыделения.

Радионуклидные и комплексные лучевые исследования в урологии и нефрологии

Основные принципы и методы радионуклидного и ультразвукового исследований в урологии и нефрологии. Радионуклидные и ультразвуковые симптомы и синдромы поражений мочевыделительной системы.

Комплексное лучевое исследование при поражении почек (нефрит, пиелонефрит, мочекаменная болезнь, абсцесс, киста, опухоль). Тактика лучевого исследования при почечной колике, гипертензии почечного генеза.

^

Темы лекций:




Тематика

Кол-во
часов

Замечания

1

Принципы и методы лучевой диагностики.

2 часа



2*

Физико-технические и биологические основы лучевой терапии

2 часа



3

Методы лучевой терапии опухолей и неопухолевых заболеваний

2 часа



4

Лучевые реакции и повреждения в медицинской радиологии. Ограничение медицинского облучения.

2



5

Лучевая диагностика повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

2 часа



6

Лучевая диагностика заболеваний органов дыхания

2 часа



7

Лучевая диагностика заболеваний сердца и сосудов.

2 часа



8

Лучевая диагностика заболеваний органов пищеварения.

2 часа



9*

Радионуклидная и комплексная лучевая диагностика заболеваний эндокринной системы

2 часа



10

Комплексная лучевая диагностика в урологии и нефрологии.

2 часа



11

Интервенционная радиология.

2 часа


^

* – темы указанных лекций изучаются при помощи КСР.

Темы лабораторных занятий:







Тематика

Кол-во
часов

Замечания

1

Организация работы отделений лучевой диагностики. Методы рентгенологических и ультразвуковых исследований. Принципы противолучевой защиты.

3 часа



2

Принципы регистрации излучений в радионуклидной диагностике. Магнитно-резонансный метод исследования. Термография.

3 часа



3

Принципы и биологические основы лучевой терапии. Планирование лучевой терапии

3 часа



4

Методы лучевой терапии

3 часа



5

Лучевые поражения при лучевой терапии

3 часа



6

Лучевое исследование опорно-двигательного аппарата детей. Рентгеносемиотика патологических процессов.

3 часа



7

Лучевые признаки повреждений и заболеваний опорно-двигательного аппарата.

3 часа



8

Лучевые методы исследования органов дыхания у детей. Рентгеносемиотика заболеваний легких.

3 часа



9

Лучевые признаки повреждений и основных заболеваний органов дыхания и средостения.

3 часа



10

Рентгенологические и ультразвуковые исследования сердца и сосудов.

3 часа



11

Радионуклидные и комплексные лучевые исследования сердца и сосудов.

3 часа



12

Рентгенологические и ультразвуковые исследования органов пищеварения.

3 часа



13

Радионуклидные и комплексные лучевые исследования органов пищеварения.

3 часа



14

Комплексные лучевые исследования в эндокринологии.

3 часа



15

Комплексные лучевые исследования в неврологии.

3 часа



16

Рентгенологические исследования в урологии и нефрологии.

3 часа



17

Комплексные лучевые исследования в урологии и нефрологии.

3 часа



18

Дифференцированный зачет




^

Учебно-методические материалы по дисциплине


  1. книги:

    1. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология. М. Медицина, 2000.

    2. Линденбратен Л.Д., Королюк И.П. Медицинская радиология. М. Медицина, 1993.

    3. Линденбратен Л.Д., Наумов Л.Б. Медицинская рентгенология. М. Медицина, 1984.

  2. учебно-методические пособия:

    1. Методические разработки к практическим занятиям по рентгенологии для студентов III курса. Гродно, 1981.

    2. Галкин Л.П., Переплетчиков А.М. Введение в лучевую диагностику. Методическое пособие для студентов. Гомель, 1996.

  3. другая литература:

    1. Михайлов А.Н. Руководство по медицинской визуализации. Минск, Вышейшая школа, 1996.

    2. Клиническая рентгенорадиология (руководство). Т. 5: Лучевая терапия опухолей и неопухолевых заболеваний/ Под. ред. Г.А. Зедгенидзе / АМН СССР. – М.: Медицина, 1985.



Перечень наглядных пособий

оборудование ТСО:

Рентгеновский аппарат.

Ультразвуковой аппарат.

Гамма-камера.

Рентгеновский компьютерный томограф.

Магнитно-резонансный томограф

Аппарат радиоиммунного анализа.

Слайды.

Набор рентгенограмм и томограмм.

Набор сонограмм.

Набор сцинтиграмм и радиограмм.

Компьютерная программа “Libra”

Таблицы


^




Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности




Название дисциплины, изучение которой связано с дисциплиной РУП (смежной)

Кафедра, обеспечивающая изучение (смежной) дисциплины

Предложения кафедры об изменениях в содержании РУП

Принятое решение кафедрой, разработавшей РУП (с указанием даты и № протокола)

1

2

3

4

Педиатрия

Кафедра педиатрии №1

нет

Согласовано 28.08.06 г.




Терапия

Кафедра госпитальной терапии

нет

Согласовано 28.08.06 г.



Хирургия

Кафедра хирургических болезней №1

нет

Согласовано 28.08.06 г.





Утверждаю”

Первый проректор, профессор

__________________ Жук И.Г.


2006 г.


Дополнения и изменения в РУП

на 2006/2007 учебный год по по лучевой диагностике и лучевой терапии


В рабочую учебную программу вносятся изменения

1.

2.


Дополнения и изменения к рабочей учебной программе пересмотрены и одобрены на заседании кафедры «_____» ____________2006 г., протокол __


Заведующий кафедрой онкологии

с курсом лучевой диагностики и лучевой терапии,


профессор К.Н. Угляница


Дополнения и изменения к рабочей учебной программе прошли экспертную оценку учебно-методическим отделом «____» ______________ 2006 г.


Начальник уч.-метод.отдела

Доцент К.М.Ковалевич


Контролируемая самостоятельная работа (КСР) студента


1.Тема: Физико-технические и биологические основы лучевой терапии

Методика:

Рекомендованная литература

Кол-во часов


2.Тема: Комплексные лучевые исследования в эндокринологии.

Методика:

Рекомендованная литература

Кол-во часов


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02, “Педиатрия” Факультет педиатрический iconРабочая программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности М. 01. 01. 00 -лечебно-профилактическое

Рабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02, “Педиатрия” Факультет педиатрический iconТиповая программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов педиатрических факультетов

Рабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02, “Педиатрия” Факультет педиатрический iconТиповая программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов лечебно-профилактических

Рабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02, “Педиатрия” Факультет педиатрический iconУчебная программа для специальности: 1-79 01 02 педиатрия факультет: педиатрический

Рабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02, “Педиатрия” Факультет педиатрический iconВопросы к зачету по лучевой диагностике и лучевой терапии для лечебного и педиатрического факультетов

Рабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02, “Педиатрия” Факультет педиатрический iconВопросы к зачету по лучевой диагностике и лучевой терапии для лечебного и педиатрического факультетов

Рабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02, “Педиатрия” Факультет педиатрический iconМетодическое пособие к практическим занятиям по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов

Рабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02, “Педиатрия” Факультет педиатрический iconТематический план лекций по лучевой диагностике и лучевой терапии для студентов 3 курса лечебного

Рабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02, “Педиатрия” Факультет педиатрический iconРабочая программа по судебной медицине для специальности педиатрия факультет педиатрический 2040200

Рабочая учебная программа по лучевой диагностике и лучевой терапии для специальности 1 79 01 02, “Педиатрия” Факультет педиатрический iconРабочая программа по медицинской генетике для специальности Педиатрия (060103) Факультет Педиатрический

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы