ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
УТВЕРЖДАЮ
Председатель ЦКМС,
проректор по учебной работе,
профессор А. С. Созинов
___________________
"___"________200__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине: сестринское дело в хирургии
для специальности: 040600 - Сеcтринское дело
^
Кафедра: общая хирургия
Курс: 4
Семестр: VI I - VIII
Лекции: VII семестр 20 час.
VIII семестр 20 час.
Практические занятия: VII семестр 20 час.
VIII семестр 20 час.
Всего: час.
Экзамен: VIII семестр
2006г.
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 040600 – Сеcтринское дело в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной в 2000 г.
Разработчик программы - профессор И. В. Клюшкин
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей хирургии "___"____________200__г.
Заведующий кафедрой - профессор С. В. Доброквашин
СОГЛАСОВАНО
Председатель ПМК
по организации
сестринского дела
профессор
Ш.М. Вахитов
_________________
"___"______200___г.
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии по хирургическим дисциплинам "___"______________200___г.
Председатель - профессор Д.М. Красильников
^
Целью преподавания хирургии, реаниматологии, экстренной помощи при неотложных состояниях по специальности 040600 «Сеcтринское дело» является обучение основам этиологии, патогенеза, диагностики и тактики лечения медицинского обеспечения при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях органов и систем человека. Обучение логическому мышлению при постановке диагноза, этике и деонтологии. Значению организации медицинской помощи и улучшению результатов лечения больных с неотложными хирургическими заболеваниями и травматизмом.
^
Студенты должны знать:
— основные принципы организации здравоохранения;
— основы законодательства РФ;
—современные отечественные и зарубежные концепции теоретической и практической медицины, касающиеся вопросов здоровья человека и его заболеваний;
— роль и задачи врача в системе онкологической службы;
—организацию и тактику мед.службы МЧС;
—анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека, взаимосвязь функциональных систем организма, уровни их регуляции;
— современное обеспечение лечебного процесса;
— наиболее часто встречающиеся клинико-лабораторные симптомы хирургических заболеваний и синдромы, проявляющие себя указанной симптоматикой;
— механизмы воздействия на организм фармакотерапевтических препаратов, физиотерапевтических и бальнеологических процедур и врачебной физкультуры, характер индивидуальных реакций на них;
— основы рационального питания здорового и больного человека, режим труда и быта;
— принципы и методы анестезиологии и местного обезболивания, обеспечение его;
— организация и обеспечение хирургической службы.
Студент должен уметь:
1. Квалифицированно обследовать больных с травмами, острыми и хроническими хирургическими заболеваниями (мануально и с помощью современных инструментальных методов) и обосновать полученные данные для установления диагноза и принятия решения о выборе ЛПУ.
2. Подготавливать больных к экстренным и плановым операциям (подготовка всех функциональных систем).
3. Оказывать экстренную помощь при травмах и повреждениях.
4. Обеспечивать операции при:
угрожающих жизни кровотечениях
заболеваниях и повреждениях внутренних органов
тромбозах и эмболиях
черепно-мозговых травмах
переломах костей
травмах груди
5. Производить
переливание крови и кровезаменителей
остановку кровотечений
реанимационные мероприятия при клинической смерти
массаж сердца
искусственное дыхание
дефибрилляции
6. Осуществлять организацию и материальное обеспечение
пункции сердца
новокаиновых блокады
вскрытия абсцессов, панарициев, флегмон
удаления доброкачественных опухолей
наложения гипсовых повязок
скелетного вытяжения
репозиции костей при переломах
пункции суставов
вправления вывихов
извлечения механических штифтов
кожной пластики
обработки ожоговых поверхностей
первичной хирургической обработки ран
типовых операций остеосинтеза
ампутации конечностей
7. Вести больных в послеоперационном периоде, осуществлять контроль за их состоянием.
8. Контролировать и осуществлять реабилитацию, диспансеризацию хирургических больных.
9. Оформлять документацию в хирургической практике.
10. Правильно вести документацию при назначении наркотических средств и подлежащих учету медикаментов, при переливании компонентов крови.
^ ознакомления студентов с отдельными вопросами частной хирургии, уходу за больным с хирургическими заболеваниями, вопросами преподавания среднему медицинскому персоналу этого раздела хирургии. Рассмотрение вопросов медицинской и социальной реабилитации.
№
|
^
|
Кол-во часов
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Введение. История хирургии. Развитие хирургии.
|
2
|
2.
|
Асептика (профилактика хирургической инфекции).Роль главной м/с.
|
6
|
3.
|
Организация хирургической работы. Антисептика. Роль главной м/с.
|
6
|
4.
|
Обезболивание и анестезиологическое обеспечение. Роль главной м/с.
|
6
|
5.
|
Предоперационный период и подготовка больного к операции. Медикаментозное и инструментальное обеспечение. Роль сестринского персонала и главной м/с.
|
10
|
6.
|
Послеоперационный период, обеспечение его, уход за больным после операции . Роль сестринского персонала и главной м/с.
|
10
|
7.
|
Кровотечение и его остановка
|
2
|
8.
|
Переливание крови
|
2
|
9.
|
Переливание заменителей крови и ее компонентов
|
2
|
10.
|
Особенности переливания крови в акушерстве и гинекологии, педиатрии, при патологии внутренних органов, хирургии
|
2
|
11.
|
Повреждения, травматический шок. Первая помощь. Организация первой помощи
|
10
|
12.
|
Повреждения мягких тканей связок (общее понятие). Обеспечение лечебного процесса.
|
8
|
13.
|
Вывихи. Первая помощь ( общие понятия ). Обеспечение лечебного процесса.
|
2
|
14.
|
Переломы ( общее понятие ). Обеспечение лечебного процесса.
|
4
|
15.
|
Ожоги, отморожения, электротравма ( общее понятие ). Обеспечение лечебного процесса.
|
4
|
16.
|
Реанимация
|
4
|
Всего
|
80
|
План лекций на VII семестр.
№
п/п
|
Наименование темы и ее содержание
|
Кол-во
Часов
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Острые гнойные заболевания мягких тканей, флегмоны, абсцессы, инфильтраты.
|
4
|
2.
|
Острые гнойные заболевания кисти. Обеспечение лечебного процесса.
|
2
|
3.
|
Заболевания периферических сосудов. Обеспечение лечебного процесса.
|
2
|
4.
|
Гнойные остеомиелиты, артриты. Абсцесс и гангрена легкого, гнойный плеврит. Роль среднего мед.персонала.
|
2
|
5.
|
Острый аппендицит, острый холецистит и другие острые заболевания, вызывающие перитонит. Обеспечение лечебного процесса, роль главной м/с.
|
4
|
6.
|
Наружные грыжи, их профилактика, особенности лечения. Обеспечение лечебного процесса, роль главной м/с.
|
2
|
7.
|
Сепсис, как осложнение острой и хронической инфекции, его профилактика, специфическая хирургическая инфекция. Обеспечение лечебного процесса, роль главной м/с.
|
2
|
8.
|
Медицинская помощь в экстремальных ситуациях.
|
2
|
Всего
|
20
|
План лекций на VIII семестр.
№
п/п
|
Наименование темы и ее содержание
|
Кол-во
Часов
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Общие вопросы травматологии. Медицинская документация.
|
2
|
2.
|
Повреждения мягких тканей, раны. Роль среднего мед.персонала.
|
2
|
3.
|
Повреждения связок, вывихи. Роль среднего мед.персонала.
|
2
|
4.
|
Переломы. Обеспечение лечения, роль среднего мед.персонала.
|
4
|
5.
|
Черепно-мозговая травма. Обеспечение наблюдения за больными.
|
2
|
6.
|
Термическая травма, ожоги, отморожения, электротравма.
|
2
|
7.
|
Опухоли грудной клетки и органов грудной клетки.
|
2
|
8.
|
Опухоли жкт.
|
2
|
9.
|
Заболевания МПС, их диагностика и лечение.
|
2
|
Всего
|
20
|
Тематический план практических занятий по дисциплине сестринское дело в хирургии для студентов факультета МВСО КГМУ
^ : обучение студентов навыкам всестороннего клинического исследования больных с выбором наиболее рационального обеспечения диагностического алгоритма. Практические занятия предусматривают самостоятельную работу под руководством преподавателя с больными в лабораториях и отделениях. Во время занятий студенты должны освоить обеспечение диагностики и организацию хирургической службы.
План практических занятий на VII семестр.
№
п/п
|
Наименование темы и ее содержание
|
Кол-во
Часов
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Профилактика хирургической инфекции. Студенты знакомятся с устройством отделений хирургии и травматологии. Правилами работы. Соблюдением асептики и антисептики. Препаратами-антисептиками, стерилизацией различных видов инструментов и материалов используемых в хирургической работе. Порядком работы стерилизационной. Нормами и правилами стерилизации.
^ Знакомство с документацией хирургического отделения. Работой старшей операционной сестры и старшей сестры отделения. Выписка медикаментов и учет, расход их. Учет наркотиков, спирта и перевязочного материала. Нормы расхода. Ведение историй болезни, взаимодействие с другими подразделениями больницы.
|
5
|
2.
|
^ Студенты знакомятся с организацией службы обезболивания, учетными формами и документацией отделения анестезиологии; наборами, используемыми в отделении (для трахеостомии, венесекции, пункции магистральных сосудов); устройством места анестезиолога в операционной, приборами и аппаратами для обезболивания. Участвуют в проведении эндотрахеального наркоза. Знакомятся с другими видами наркоза и особенностями их проведения. Реанимация. Студенты знакомятся с основами реанимации, отрабатывают методики оказания помощи при неотложных состояниях. Обучаются методике проведения искусственного дыхания, массажа сердца. Изучают диагностику терминальных состояний. Медицинский и социальный прогноз. Медицинская помощь в экстремальных ситуациях. Студенты знакомятся с порядком сортировки при поступлении большого количества пострадавших. Очередность в оказании помощи. Заполнение соответствующей медицинской документации. Оказание помощи и тактика ведения пострадавших после оказания помощи, прогнозирования исходов здоровья больных после экстремальных ситуаций Аттестация.
|
2
|
3.
|
^ Студенты участвуют в организации подготовки больных к операции, изучают особенности предоперационного периода у различной категории больных с учетом нозологической формы заболевания. Обращается внимание на профилактику осложнений во время операции и в послеоперационном периоде. Изучают особенности подготовки отдельных систем организма перед операцией. Послеоперационный период. Изучается послеоперационное ведение больных. Ранние и поздние осложнения послеоперационного периода у различной категории больных, порядок назначения лечения, уход за дренажами. Перевязка, контроль за состоянием послеоперационной раны, обеспечение послеоперационных перевязок.
|
5
|
4.
|
^ Ознакомление студентов с учением о группах крови, серологические особенности различных групп крови. Проведение всех проб на совместимость, документация по переливанию крови и ее заменителей. Организация службы крови. Аттестация.
|
2
|
5.
|
Десмургия. На практических занятиях с использованием наложения повязок друг на друга изучают различные виды повязок. Закрепляют практические навыки. Работой в перевязочных и операционных во время всего срока обучения. Аттестация.
|
6
|
7.
|
Зачет.
|
|
Всего
|
20
|
План практических занятий на VIII семестр.
№
п/п
|
Наименование темы и ее содержание
|
Кол-во
Часов
|
1
|
2
|
3
|
1.
|
Инфекция в хирургии. Во время занятий студенты знакомятся с больными из гнойного отделения, особенностями ухода за ними. Соблюдения дезрежима, работают в палатах, гнойных перевязочных. Проводят под руководством преподавателя уход за отсасывающими промывающими дренажами. Знакомятся с уходом за больными в амбулаторном периоде, одно занятия проводятся в поликлинике. Гнойные остеомиелиты, артриты. Во время занятий студенты знакомятся с больными по профилю заболевания, причинами их возникновения, ведению больных с гнойными заболеваниями костей и суставов. Наблюдению их в постстационарном периоде. Участвуют в перевязках, социальной реабилитации больных данного профиля. Абсцесс и гангрена легкого. Гнойный плеврит. Студенты участвуют в курации больных этого профиля. Знакомятся с уходом за данной категорией больных, элементами деонтологии, участвуют в обеспечении диагностических и лечебных мероприятий. Сепсис и специфическая хирургическая инфекция. Занятия проводятся в стационаре хирургического отделения и палате интенсивной терапии, где студенты знакомятся с причинами сепсиса, обеспечивают лечебный процесс у больных с сепсисом. Наблюдают за ведением и лечением этой категории больных. Аттестация.
|
4
|
2.
|
Грыжи. Студенты участвуют в диагностике грыж, предоперационной подготовке и послеоперационном ведении. Изучают элементы правильного питания у больных с грыжами после операции, ведения больных в амбулаторном периоде, обеспечения лечебного процесса при грыжах.
|
2
|
3.
|
^ Во время прохождения темы курируют больных с указанной нозологией. Участвуют в перевязках, изучают тактику послеоперационного ведения и лечения больных, послестационарного ведению больных, обеспечивают процесс лечения этой категории больных.
|
2
|
4.
|
^ Студенты курируют больных с заболеваниями сосудов. Знакомятся с современной диагностикой заболеваний сосудов, учатся профилактике заболеваний сосудов, обеспечению лечения этих больных. Занятия проводятся в стационаре. Аттестация.
|
2
|
5.
|
^ Место повреждения в структуре хирургических заболеваний, классификация, социальные аспекты, общие принципы постановки диагноза, первая помощь, диагностика в лечении повреждений. Студенты участвуют в обходе в травматологическом отделении, осматривают раны в перевязочной, закрепляют навыки в десмургии, асептике и антисептике. Черепно-мозговая травма. Повреждения шеи. Студенты осматривают больных в травматологическом отделении с травмами головы, обеспечивают лечение и уход за больных с мозговой комой, знакомятся с методикой обеспечения проведения спинномозговой пункции. Повреждения груди. Студенты осматривают больных с травмами груди и легких, знакомятся с рентгенограммами грудной клетки и легких и у больных с переломами ребер, участвуют при проведении плевральной пункции. Повреждения живота. Студенты закрепляют навыки по осмотру больных с заболеваниями и повреждениями живота во время обхода. Аттестация
|
8
|
6.
|
^ Студенты осматривают больных в травматологическом отделении, участвуют в оказании первой помощи, диагностике повреждений костей. Знакомятся с рентгенограммами, работают в перевязочной и гипсовальной комнатах. Вывихи костей. Студенты участвуют в оказании помощи при вывихах, накладывают повязки; участвуют в снятии гипсов. Ожоги и отморожения. Студенты осматривают больных во время обхода, закрепляют навыки при оказании первой помощи, определяют степень и площадь повреждения, получают сведения по классификации повреждений, хирургической помощи и новым способам лечения.. Опухоли. Студенты знакомятся с больными, у которых имеются доброкачественные и злокачественные опухоли, принципами их выявления, наблюдения и видами лечения, социальной помощи при. запущенных опухолях, новыми способами лечения. Опухоли молочной железы и легких. Осмотр больных с указанными заболеваниями, раннее выявление больных с заболеваниями молочных желез, группы риска. Специальные методики исследования, принципы лечения, прогноз, социальные аспекты Опухоли ЖКТ. Участие в обходе больных. Понятие о своевременной диагностике, приборы, принципы лечения, исходы, социальные аспекты. Опухоли панкреатодуоденальной зоны. Осмотр больных с указанными заболеваниями, раннее выявление больных с заболеваниями молочных желез, группы риска. Специальные методики исследования, принципы лечения, прогноз, социальные аспекты Заболевания и повреждения МПС. Студенты участвуют в осмотре больных с заболеваниями МПС, катетеризируют мочевой пузырь. Первая помощь при почечной колике Основы трансплантации. Ознакомление с основами трансплантологии, иммунологическими, социальными и психологическими аспектами. Аттестация..
|
2
|
7.
|
Зачет.
|
|
8.
|
Всего
|
20
|
Контроль знаний.
Текущий контроль знаний осуществляется оценкой освоенных знаний по темам курса на семинарских занятиях и во время аттестаций.
Написание сестринской историй болезни в конце VII семестра.
Итоговый контроль курса осуществляется сдачей экзамена состоящего из 2 этапов.
1-ый этап выполнение практического навыка в решении ситуационной задачи.
2-ой этап теоретические знания по вопросам программы.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
Гостищев В. К. Общая хирургия: Учебник. М.: Медицина, 2001.
Гостищев В. К. Общая хирургия: Учебник. М.: Медицина, 1997.
Дополнительная литература
Акжигитов Г. Н. Организация и работа хирургического стационара. - М.: Медицина, 1979.
Венцел Р. П. Внутрибольничные инфекции / Пер. с англ. - М.: Медицина, 1990.
Волколаков Я. В. Общая хирургия: Учебник. _ Рига: Звайгзне, 1989.
Горбашко А. И. Диагностика и лечение кровопотери. - Л.: Медицина, 1982.
Гостищев В. К. Руководство к практическим занятиям по общей хирургии. - М.: Медицина, 1987.
Дейбук Г. Д. и др. Хирургические манипуляции. - Киев: Вищашкола, 1985.
Заликина Л. С. Общий уход за больными, 3-е изд. - М.: Медицина, 1984.
Земан М. Техника наложения повязок. Практическая медицина, 1994.
Клиническая ультразвуковая диагностика. В 2 тт. / Под ред. Н. М. Мухарлямова. - М.: Медицина, 1987.
Колесов А. П. и др. Анаэробная инфекция в хирургии. - Л.: Медицина, 1989.
Красильников А. П. Справочник по антисептике. - Минск: Высшая школа, 1995.
Кузин М. И. и др. Раны и раневая инфекция. - М.: Медицина, 1981.
Кузин М. И., Харнас С. Ш. Местное обезболивание. - Медицина, 1982.
Лопаткин Н. А., Лопухин Ю. М. Эффективные методы в медицине, 1989.
Малышев В. Д. Интенсивная терапия водно-электролитных нарушений. - М.: Медицина, 1985.
Перечень наглядных пособий, используемых в процессе обучения
Ситуационные задачи для МВСО.
При проведении практических занятий и лекций на кафедре используются таблицы издания «Медучпособие», соответствующие тематике курса; проводится разбор больных.
Программное и техническое обеспечение курса
Комплекты цветных и черно-белых слайдов издания «Медучпособие», соответствующие тематике лекционного курса.
|