Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се c icon

Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се c





Скачать 208.61 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се c
Дата 04.05.2013
Размер 208.61 Kb.
Тип Рабочая программа
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


УТВЕРЖДАЮ


Председатель ЦКМС,

проректор по учебной работе,

профессор А. С. Созинов


___________________


"___"________200__г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по дисциплине: сестринское дело в хирургии

для специальности: 040600 - Сеcтринское дело

^ Факультет: Менеджмент и высшее сестринское образование ( заоч. Отд. )

Кафедра: общая хирургия

Курс: 4

Семестр: VI I - VIII


Лекции: VII семестр 20 час.

VIII семестр 20 час.


Практические занятия: VII семестр 20 час.

VIII семестр 20 час.


Всего: час.


Экзамен: VIII семестр


2006г.


Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности: 040600 – Сеcтринское дело в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной в 2000 г.


Разработчик программы - профессор И. В. Клюшкин


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей хирургии "___"____________200__г.


Заведующий кафедрой - профессор С. В. Доброквашин


СОГЛАСОВАНО


Председатель ПМК

по организации

сестринского дела

профессор

Ш.М. Вахитов


_________________


"___"______200___г.


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии по хирургическим дисциплинам "___"______________200___г.


Председатель - профессор Д.М. Красильников


^ Цель и задачи обучения


Целью преподавания хирургии, реаниматологии, экстренной помощи при неотложных состояниях по специальности 040600 «Сеcтринское дело» является обучение основам этиологии, патогенеза, диагностики и тактики лечения медицинского обеспечения при наиболее часто встречающихся хирургических заболеваниях органов и систем человека. Обучение логическому мышлению при постановке диагноза, этике и деонтологии. Значению организации медицинской помощи и улучшению результатов лечения больных с неотложными хирургическими заболеваниями и травматизмом.


^ Задачи обучения:


Студенты должны знать:


— основные принципы организации здравоохранения;

— основы законодательства РФ;

—современные отечественные и зарубежные концепции теоретической и практической медицины, касающиеся вопросов здоровья человека и его заболеваний;

— роль и задачи врача в системе онкологической службы;

—организацию и тактику мед.службы МЧС;

—анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека, взаимосвязь функциональных систем организма, уровни их регуляции;

— современное обеспечение лечебного процесса;

— наиболее часто встречающиеся клинико-лабораторные симптомы хирургических заболеваний и синдромы, проявляющие себя указанной симптоматикой;

— механизмы воздействия на организм фармакотерапевтических препаратов, физиотерапевтических и бальнеологических процедур и врачебной физкультуры, характер индивидуальных реакций на них;

— основы рационального питания здорового и больного человека, режим труда и быта;

— принципы и методы анестезиологии и местного обезболивания, обеспечение его;

— организация и обеспечение хирургической службы.


Студент должен уметь:


1. Квалифицированно обследовать больных с травмами, острыми и хроническими хирургическими заболеваниями (мануально и с помощью современных инструментальных методов) и обосновать полученные данные для установления диагноза и принятия решения о выборе ЛПУ.

2. Подготавливать больных к экстренным и плановым операциям (подготовка всех функциональных систем).

3. Оказывать экстренную помощь при травмах и повреждениях.

4. Обеспечивать операции при:

  • угрожающих жизни кровотечениях

  • заболеваниях и повреждениях внутренних органов

  • тромбозах и эмболиях

  • черепно-мозговых травмах

  • переломах костей

  • травмах груди

5. Производить

  • переливание крови и кровезаменителей

  • остановку кровотечений

  • реанимационные мероприятия при клинической смерти

  • массаж сердца

  • искусственное дыхание

  • дефибрилляции

6. Осуществлять организацию и материальное обеспечение

  • пункции сердца

  • новокаиновых блокады

  • вскрытия абсцессов, панарициев, флегмон

  • удаления доброкачественных опухолей

  • наложения гипсовых повязок

  • скелетного вытяжения

  • репозиции костей при переломах

  • пункции суставов

  • вправления вывихов

  • извлечения механических штифтов

  • кожной пластики

  • обработки ожоговых поверхностей

  • первичной хирургической обработки ран

  • типовых операций остеосинтеза

  • ампутации конечностей

7. Вести больных в послеоперационном периоде, осуществлять контроль за их состоянием.

8. Контролировать и осуществлять реабилитацию, диспансеризацию хирургических больных.

9. Оформлять документацию в хирургической практике.

10. Правильно вести документацию при назначении наркотических средств и подлежащих учету медикаментов, при переливании компонентов крови.


^ Теоретический курс преследует цель ознакомления студентов с отдельными вопросами частной хирургии, уходу за больным с хирургическими заболеваниями, вопросами преподавания среднему медицинскому персоналу этого раздела хирургии. Рассмотрение вопросов медицинской и социальной реабилитации.





^ Наименование темы

Кол-во часов

1

2

3

1.

Введение. История хирургии. Развитие хирургии.

2

2.

Асептика (профилактика хирургической инфекции).Роль главной м/с.

6

3.

Организация хирургической работы. Антисептика. Роль главной м/с.

6

4.

Обезболивание и анестезиологическое обеспечение. Роль главной м/с.

6

5.

Предоперационный период и подготовка больного к операции. Медикаментозное и инструментальное обеспечение. Роль сестринского персонала и главной м/с.

10

6.

Послеоперационный период, обеспечение его, уход за больным после операции . Роль сестринского персонала и главной м/с.

10

7.

Кровотечение и его остановка

2

8.

Переливание крови

2

9.

Переливание заменителей крови и ее компонентов

2

10.

Особенности переливания крови в акушерстве и гинекологии, педиатрии, при патологии внутренних органов, хирургии

2

11.

Повреждения, травматический шок. Первая помощь. Организация первой помощи

10

12.

Повреждения мягких тканей связок (общее понятие). Обеспечение лечебного процесса.

8

13.

Вывихи. Первая помощь ( общие понятия ). Обеспечение лечебного процесса.

2

14.

Переломы ( общее понятие ). Обеспечение лечебного процесса.

4

15.

Ожоги, отморожения, электротравма ( общее понятие ). Обеспечение лечебного процесса.

4

16.

Реанимация

4

Всего

80



План лекций на VII семестр.





п/п

Наименование темы и ее содержание

Кол-во

Часов

1

2

3

1.

Острые гнойные заболевания мягких тканей, флегмоны, абсцессы, инфильтраты.

4

2.

Острые гнойные заболевания кисти. Обеспечение лечебного процесса.

2

3.

Заболевания периферических сосудов. Обеспечение лечебного процесса.

2

4.

Гнойные остеомиелиты, артриты. Абсцесс и гангрена легкого, гнойный плеврит. Роль среднего мед.персонала.

2

5.

Острый аппендицит, острый холецистит и другие острые заболевания, вызывающие перитонит. Обеспечение лечебного процесса, роль главной м/с.

4

6.

Наружные грыжи, их профилактика, особенности лечения. Обеспечение лечебного процесса, роль главной м/с.

2

7.

Сепсис, как осложнение острой и хронической инфекции, его профилактика, специфическая хирургическая инфекция. Обеспечение лечебного процесса, роль главной м/с.

2

8.

Медицинская помощь в экстремальных ситуациях.

2

Всего

20



План лекций на VIII семестр.





п/п

Наименование темы и ее содержание

Кол-во

Часов

1

2

3

1.

Общие вопросы травматологии. Медицинская документация.

2

2.

Повреждения мягких тканей, раны. Роль среднего мед.персонала.

2

3.

Повреждения связок, вывихи. Роль среднего мед.персонала.

2

4.

Переломы. Обеспечение лечения, роль среднего мед.персонала.

4

5.

Черепно-мозговая травма. Обеспечение наблюдения за больными.

2

6.

Термическая травма, ожоги, отморожения, электротравма.

2

7.

Опухоли грудной клетки и органов грудной клетки.

2

8.

Опухоли жкт.

2

9.

Заболевания МПС, их диагностика и лечение.

2

Всего

20



Тематический план практических занятий по дисциплине сестринское дело в хирургии для студентов факультета МВСО КГМУ


^ Цель практических занятий: обучение студентов навыкам всестороннего клинического исследования больных с выбором наиболее рационального обеспечения диагностического алгоритма. Практические занятия предусматривают самостоятельную работу под руководством преподавателя с больными в лабораториях и отделениях. Во время занятий студенты должны освоить обеспечение диагностики и организацию хирургической службы.


План практических занятий на VII семестр.





п/п

Наименование темы и ее содержание

Кол-во

Часов

1

2

3


1.

Профилактика хирургической инфекции. Студенты знакомятся с устройством отделений хирургии и травматологии. Правилами работы. Соблюдением асептики и антисептики. Препаратами-антисептиками, стерилизацией различных видов инструментов и материалов используемых в хирургической работе. Порядком работы стерилизационной. Нормами и правилами стерилизации.

^ Организация хирургической работы. Знакомство с документацией хирургического отделения. Работой старшей операционной сестры и старшей сестры отделения. Выписка медикаментов и учет, расход их. Учет наркотиков, спирта и перевязочного материала. Нормы расхода. Ведение историй болезни, взаимодействие с другими подразделениями больницы.


5


2.

^ Обезболивание и организация анестезиологической службы. Работа с наркотиками и обезболива­ющими препаратами. Студенты знакомятся с органи­зацией службы обезболивания, учетными формами и документацией отделения анестезиологии; наборами, используемыми в отделении (для трахеостомии, венесекции, пункции магистральных сосудов); устройством места анестезиолога в операционной, приборами и аппаратами для обезболивания. Участвуют в проведении эндотрахеального наркоза. Знакомятся с другими видами нар­коза и особенностями их проведения. Реанимация. Студенты знакомятся с основами реанимации, отрабатывают методики оказания помощи при неотложных состояниях. Обучаются методике проведения искусственного дыхания, массажа сердца. Изучают диагностику терминальных состояний. Медицинский и социальный прогноз. Медицинская помощь в экстремальных ситуациях. Студенты знакомятся с порядком сортировки при поступлении большого количества пострадавших. Очередность в оказании помощи. Заполнение соответствующей медицинской документации. Оказание помощи и тактика ведения пострадавших после оказания помощи, прогнозирования исходов здоровья больных после экстремальных ситуаций Аттестация.



2


3.

^ Предоперационный период. Студенты участвуют в организации подготовки больных к операции, изучают особенности предоперационного периода у различной категории боль­ных с учетом нозологической формы заболевания. Обращается внимание на профилактику осложнений во время операции и в послеоперационном периоде. Изучают осо­бенности подготовки отдельных систем организма перед операцией. Послеоперационный период. Изучается послеоперационное ведение больных. Ранние и поздние осложнения послеоперационного периода у различной категории больных, порядок назначения лечения, уход за дренажами. Перевязка, контроль за состоянием послеоперационной раны, обеспечение послеоперационных перевязок.


5


4.

^ Переливание крови. Ознакомление студентов с учением о группах крови, серологические особенности различных групп крови. Проведение всех проб на совместимость, документация по переливанию крови и ее заме­нителей. Организация службы крови. Аттестация.


2


5.

Десмургия. На практических занятиях с использованием наложения повязок друг на друга изучают различные виды повязок. Закрепляют практические навыки. Рабо­той в перевязочных и операционных во время всего сро­ка обучения. Аттестация.


6


7.

Зачет.




Всего


20



План практических занятий на VIII семестр.





п/п

Наименование темы и ее содержание

Кол-во

Часов

1

2

3


1.

Инфекция в хирургии. Во время занятий студенты знакомятся с больными из гнойного отделения, особенностями ухода за ними. Соблюдения дезрежима, работают в палатах, гнойных перевязочных. Проводят под руководством преподавателя уход за отсасывающими промывающими дренажами. Знакомятся с уходом за больными в амбулаторном периоде, одно занятия проводятся в поликлинике. Гнойные остеомиелиты, артриты. Во время занятий студенты знакомятся с больными по профилю заболевания, причинами их возникновения, ведению больных с гнойными заболеваниями костей и суста­вов. Наблюдению их в постстационарном периоде. Участвуют в перевязках, социальной реабилитации больных данного профиля. Абсцесс и гангрена легкого. Гнойный плеврит. Студенты участвуют в курации больных этого профиля. Знакомятся с уходом за данной категорией больных, элементами деонтологии, участвуют в обеспечении диагностических и лечебных мероприятий. Сепсис и специфическая хирургическая инфекция. Занятия проводятся в стационаре хирургического отделения и палате интенсивной терапии, где студенты знакомятся с причинами сепсиса, обеспечивают лечебный процесс у больных с сепсисом. Наблюдают за ведением и лечением этой категории больных. Аттестация.



4

2.

Грыжи. Студенты участвуют в диагностике грыж, предоперационной подготовке и послеоперационном ведении. Изучают элементы правильного питания у больных с грыжами после операции, ведения больных в амбулаторном периоде, обеспечения лечебного процесса при грыжах.

2


3.

^ Заболевания брюшной полости. Во время прохождения темы курируют больных с указанной нозологией. Участвуют в перевязках, изучают тактику послеоперационного ведения и лечения больных, послестационарного ведению больных, обеспечивают процесс лечения этой категории больных.



2


4.

^ Заболевания периферических сосудов. Студенты курируют больных с заболеваниями сосудов. Зна­комятся с современной диагностикой заболеваний сосудов, учатся профилактике заболеваний сосудов, обеспечению лечения этих больных. Занятия проводятся в стационаре. Аттестация.


2


5.

^ Общие вопросы травматологии и повреждения мягких тканей. Место повреждения в структуре хи­рургических заболеваний, классификация, социаль­ные аспекты, общие принципы постановки диагноза, первая помощь, диагностика в лечении повреждений. Студенты участвуют в обходе в травматологическом отделении, осматривают раны в перевя­зочной, закрепляют навыки в десмургии, асептике и антисептике. Черепно-мозговая травма. Повреждения шеи. Студенты осматривают больных в травматологическом отделении с травмами головы, обеспечивают лечение и уход за больных с мозговой комой, знакомятся с методикой обеспечения проведения спинномозговой пункции. Повреждения груди. Студенты осматривают больных с травмами груди и легких, знакомятся с рентгенограммами грудной клетки и легких и у больных с переломами ребер, участвуют при проведении плевральной пункции. Повреждения живота. Студенты закрепляют навыки по осмотру больных с заболеваниями и повреждениями живота во время обхода. Аттестация


8


6.

^ Переломы костей. Студенты осматривают больных в травматологическом отделении, участвуют в оказании первой помощи, диагностике повреждений костей. Знакомятся с рентгенограммами, работают в перевязочной и гипсовальной комнатах. Вывихи костей. Студенты участвуют в оказании помощи при вывихах, накладывают повязки; участвуют в снятии гипсов. Ожоги и отморожения. Студенты осматривают больных во время обхода, закрепляют навыки при оказании первой помощи, определяют степень и площадь по­вреждения, получают сведения по классификации повреждений, хирургической помощи и новым способам лечения.. Опухоли. Студенты знакомятся с больными, у которых имеются доброкачественные и злокачественные опухоли, принципами их выявления, наблюдения и видами лечения, социальной помощи при. запущенных опухолях, новыми способами лечения. Опухоли молочной железы и легких. Осмотр больных с указанными заболеваниями, раннее выявление больных с заболеваниями молочных желез, группы риска. Специальные методики исследования, принципы лечения, прогноз, социальные аспекты Опухоли ЖКТ. Участие в обходе больных. Понятие о своевременной диагностике, приборы, принципы лечения, исходы, социальные аспекты. Опухоли панкреатодуоденальной зоны. Осмотр больных с указанными заболеваниями, раннее выявление больных с заболеваниями молочных желез, группы риска. Специальные методики исследования, принципы лечения, прогноз, социальные аспекты Заболевания и повреждения МПС. Студенты участвуют в осмотре больных с заболеваниями МПС, катетеризируют мочевой пузырь. Первая помощь при почечной колике Основы трансплантации. Ознакомление с основами трансплантологии, иммунологическими, социальными и психологическими аспектами. Аттестация..



2


7.



Зачет.





8.

Всего


20



Контроль знаний.


  • Текущий контроль знаний осуществляется оценкой освоенных знаний по темам курса на семинарских занятиях и во время аттестаций.

  • Написание сестринской историй болезни в конце VII семестра.

  • Итоговый контроль курса осуществляется сдачей экзамена состоящего из 2 этапов.

1-ый этап выполнение практического навыка в решении ситуационной задачи.

2-ой этап теоретические знания по вопросам программы.


Учебно-методическое обеспечение дисциплины


Основная литература


  1. Гостищев В. К. Общая хирургия: Учебник. М.: Медицина, 2001.

  2. Гостищев В. К. Общая хирургия: Учебник. М.: Медицина, 1997.


Дополнительная литература


  1. Акжигитов Г. Н. Организация и работа хирургического стационара. - М.: Медицина, 1979.

  2. Венцел Р. П. Внутрибольничные инфекции / Пер. с англ. - М.: Медицина, 1990.

  3. Волколаков Я. В. Общая хирургия: Учебник. _ Рига: Звайгзне, 1989.

  4. Горбашко А. И. Диагностика и лечение кровопотери. - Л.: Медицина, 1982.

  5. Гостищев В. К. Руководство к практическим занятиям по общей хирургии. - М.: Медицина, 1987.

  6. Дейбук Г. Д. и др. Хирургические манипуляции. - Киев: Вищашкола, 1985.

  7. Заликина Л. С. Общий уход за больными, 3-е изд. - М.: Медицина, 1984.

  8. Земан М. Техника наложения повязок. Практическая медицина, 1994.

  9. Клиническая ультразвуковая диагностика. В 2 тт. / Под ред. Н. М. Мухарлямова. - М.: Медицина, 1987.

  10. Колесов А. П. и др. Анаэробная инфекция в хирургии. - Л.: Медицина, 1989.

  11. Красильников А. П. Справочник по антисептике. - Минск: Высшая школа, 1995.

  12. Кузин М. И. и др. Раны и раневая инфекция. - М.: Медицина, 1981.

  13. Кузин М. И., Харнас С. Ш. Местное обезболивание. - Медицина, 1982.

  14. Лопаткин Н. А., Лопухин Ю. М. Эффективные методы в медицине, 1989.

  15. Малышев В. Д. Интенсивная терапия водно-электролитных нарушений. - М.: Медицина, 1985.


Перечень наглядных пособий, используемых в процессе обучения

  • Ситуационные задачи для МВСО.

  • При проведении практических занятий и лекций на кафедре используются таблицы издания «Медучпособие», соответствующие тематике курса; проводится разбор больных.


Программное и техническое обеспечение курса


Комплекты цветных и черно-белых слайдов издания «Медучпособие», соответствующие тематике лекционного курса.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се c icon Рабочая программа производственной (профессиональной) практики по дисциплине сестринское дело в хирургии

Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се c icon Рабочая программа Дисциплины Сестринское дело в акушерстве и гинекологии по специальности 0406 Сестринское

Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се c icon Для подготовки и проведения государственного экзамена по дисциплине «Сестринское дело в хирургии»

Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се c icon Вопросы по защите производственной практики по дисциплине «Сестринское дело в терапии» для специальности

Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се c icon Учебно-методическое пособие по сестринскому делу в психиатрии для студентов заочного отделения по

Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се c icon Учебно-методическое пособие по сестринскому делу в психиатрии для студентов заочного отделения по

Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се c icon Рабочая программа по сд в семейной медицине (заочная форма обучения) для специальности 060109 Сестринское
«Сестринское дело», утвержденной Департаментом научно-исследовательских и образовательных медицинских...
Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се c icon Рабочая программа по Основам реаниматологии для специальности 0406 "Сестринское дело"

Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се c icon Правила приготовления дезинфицирующих растворов для уборки палат и подсобных помещений отделения.
Вопросы к дифзачету II этапа аттестации практики по профилю специальности по дисциплине «Сестринское...
Рабочая программа по дисциплине: сестринское дело в хирургии для специальности: 040600 Се c icon Учебное пособие Рекомендовано Учебно-медицинским объединением по медицинскому и фармацевтическому

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы