Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Казанский государственный медицинский университет»
Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию
Кафедра госпитальной терапии
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель ЦКМС
Проректор по учебной работе
к.м.н., доцент Ф.Г.Биккинеев
___________________________
«_____»_______________2010 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине: поликлиническая терапия
Для специальности: лечебное дело,060101
Факультет лечебный
Кафедра госпитальной терапии
Курс 6
Семестр XI, XII
Лекций 44 часа
Практические занятия 86 часов
Самостоятельная работа студента 67 часов
Всего 197 часов
^
Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060101 "лечебное дело" в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной "__"_____20__г.
Разработчики программы:
Заведующий кафедрой
Госпитальной терапии ____________(Салихов И.Г.)
Ассистент кафедры
Госпитальной терапии ____________(Костерина А.В.)
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры госпитальной терапии "31" августа 2010 г.
Заведующий кафедрой ____________________ (проф. И.Г. Салихов)
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии терапевтических дисциплин "___" _________ 20__ г.
Председатель ПМК (проф. В.Н. Ослопов)
^
2.1.Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
2.1.1.Цель: обучить студентов навыкам амбулаторной работы в качестве терапевта поликлиники на современном этапе развития здравоохранения.
Поликлиническая терапия, входя в курс внутренних болезней, не дублирует его, а выносит на более высокий уровень стратегию и тактику ведения терапевтических больных в общей популяции населения. В системе профессиональной подготовки специалистов лечебного профиля имеет важное значение, поскольку суммирует и упорядочивает знания студентов в области внутренней медицины и организации здравоохранения.
2.1.2.Задачи:
Освоить основные принципы организации лечебно-профилактической помощи основной массе населения в условиях поликлиники.
Уяснить особенности организации и объем работы врача-терапевта поликлиники.
Ознакомить с современными диагностическими возможностями поликлинической службы и обучить их рациональному использованию
Развить навыки клинического мышления по ранней диагностике в поликлинике наиболее часто встречающихся заболеваний с учетом особенностей их течения, лечения, первичной и вторичной профилактики, диспансеризации, экспертизы трудоспособности.
Научить оказанию неотложной помощи на догоспитальном этапе при острых заболеваниях и ургентных состояниях
Обучить особенностям работы в дневном стационаре поликлиники.
Тренировать такие практические аспекты деятельности врача-терапевта как работу со Стандартами и Протоколами лечения болезней внутренних органов, с формулярами лекарственных средств, проведением экспертизы временной нетрудоспособности.
2.1.3.Перечень знаний и умений студентов:
уметь правильно заполнять документацию участкового терапевта,
уметь в ограниченное время провести осмотр пациента и выявить основные объективные данные,
определить минимум необходимых для установления диагноза лабораторных и инструментальных исследований,
интерпретировать результаты исследования (анализа крови, мочи, ЭКГ, данные эндоскопии, УЗИ, рентгеноскопии и рентгенографии),
составлять план лечения и профилактики для конкретного больного,
уметь выписать рецепты с учетом социальных прав на льготные лекарства, согласно формуляру, наркотические и приравненные к ним лекарства,
уметь оказать первую врачебную помощь в экстренных случаях до приезда скорой помощи,
определять показания для госпитализации больных терапевтического профиля и реализовать госпитализацию в экстренном и плановом порядке,
знать законодательные документы по экспертизе нетрудоспособности и уметь оформить соответствующие документы,
своевременно выявить признаки инвалидности, оформить документы для направления на медико-социальную экспертизу,
уметь распределить больных по группам диспансерного учета, оформить соответствующую документацию, оценить эффективность диспансеризации, составить программу реабилитации,
дать пациенту рекомендации по первичной профилактике, здоровому образу жизни с учетом состояния его здоровья.
2.1.4.Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:
Внутренние болезни
Социальная медицина и организация здравоохранения,
Клиническая фармакология
Хирургия.
2.2. Содержание дисциплины.
Специфика работы врача поликлиники требует большой оперативности. Необходима подготовка со студенческой скамьи, прививая навыки «быстрого» процесса работы с больными в рамках ограниченного времени на приеме в поликлинике, на дому, при оказании неотложной помощи на догоспитальном этапе. Сложность работы врача поликлиники и неподготовленность к ней обуславливают негативное отношение студентов к поликлинике вообще и их нежелание работать в этих лечебных учреждениях.
На 6-ом курсе студент должен полностью освоить все должностные обязанности участкового терапевта. Он должен самостоятельно вести прием больных в поликлинике, выполнять вызовы на дому, заполнять всю медицинскую документацию, заниматься профилактикой и диспансеризацией, познакомиться с работой узких специалистов, преподаватель при этом выполняет функции консультанта.
2.2.1. Лекционный курс.
^
|
Содержание лекции
|
Кол-во.
Часов
|
Организация и особенности работы врача терапевта в поликлинике. Вопросы ВТЭ.
|
Структура городской поликлиники и роль в ней терапевта, особенности функциональной деятельности участкового врача. Основы врачебно-трудовой экспертизы.
|
2 часа
|
Паранеопластические синдромы в клинике внутренних болезней
|
Понятие паранеопластического синдрома. Патогенез, классификация. Клинические маски. Важность в дифференциальной диагностике заболеваний в работе участкового терапевта.
|
2 часа
|
Дифференциальный.диагноз болевого синдрома в конечностях в амбулаторных условиях.
|
Структура суставного синдрома. Алгоритм работы с больными диффузными болезнями соединительной ткани.
|
2 часа
|
2.2.2. Практические и семинарские занятия.
^
Название темы
|
Ча-сы
|
Краткое содержание
|
Аудиторная самостоятельная работа
|
Внеаудиторная самостоятельная работа
|
Контроль
|
Организация работы врача терапевта в поликлинике.
|
5
|
Функции врача-терапевта. Организация амбулаторно-поликлинической деятельности терапевта. Ознакомление с медицинской документацией. Организация работы дневного стационара. Организация работы цехового терапевта. Понятие о предварительном и периодическом медосмотре. Особенности организации амбулаторной службы в сельской местности.
|
Ознакомление с основной документацией терапевта.
|
Самостоятельное заполнение талона амбулаторного пациента и др. бланков документов.
|
Проверка заполненных бланков.
|
Порядок выписывания рецептов участковым терапевтом
|
5
|
Правила выписывания рецептов на бланках 107-у и 148-1у-88, правила выписки наркотических средств, сильнодействующих средств, льготных медикаментов.
|
Изучение приказа №328, правил выписки наркотических, сильнодействующих, льготных лекарственных средств.
|
Тренинг по выписыванию льготных медикаментов.
|
Проверка ситуационных рецептов.
|
Роль терапевта в экспертизе трудоспособности
|
5
|
Временная нетрудоспособность и ее виды, организационные и законодательные аспекты экспертизы временной нетрудоспособности, правила оформления листков нетрудоспособности, функции КЭК, МСЭК, стойкая нетрудоспособность, группы инвалидности.
|
Изучение блока информации по правилам заполнения листка нетрудоспособности. Тренинг на заполнение листка нетрудоспособности
Тест по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности.
|
Изучение инструкции по выдаче листков нетрудоспособности.
Изучение ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных заболеваниях.
|
Проверка теста
Проверка заполненных листков нетрудоспособности.
|
Современные основы профилактики
|
5
|
Технологии медицинской профилактики. Уровни медицинской профилактики. Кабинет профилактики как структурное подразделение поликлиники.Формирование здорового образа жизни. Диспансеризация.
|
Изучение блока информации по правилам заполнения карты диспансерного наблюдения. Тренинг по заполнению карты диспансерного наблюдения.
|
Ознакомление с документацией по проведению диспансеризации.
|
Проверка заполненных карт
|
Онкологическая настороженность
|
5
|
"Синдром малых признаков". Паранеопластические синдромы в амбулаторной практике терапевта. Организационные основы выявления и ведения больных онкологическими заболеваниями в поликлинике.
|
Тесты по паранеопластическим состояниям. Ситуационные задачи.
|
Изучение методического пособия «Паранеопластические синдромы в клинике внутренних болезней».
|
Проверка теста, решений ситуационных задач
|
Особенности соматической патологии при беременности
|
5
|
Особенности течения заболеваний различных систем при беременности, медицинские показания к прерыванию беременности. Клиническая фармакология при беременности. Вопросы этики и деонтологии.
|
Решение ситуационных задач.
|
Самостоятельная подготовка сообщений об особенностях течения соматических заболеваний при беременности.
|
Проверка сообщений
|
Особенности ведения геронтологических больных
|
5
|
Возрастная градация и структура заболеваемости, особенности течения и лечения заболеваний в пожилом и старческом возрасте, вопросы этики и деонтологии.
|
Осмотр пожилых больных.
|
Самостоятельная подготовка сообщений об особенностях течения соматических заболеваний у больных пожилого возраста
|
Проверка сообщений
|
XII семестр
Амбулаторная ревматология.
|
5
|
Структура суставного синдрома, этапы диагностического поиска, функции врача-ревматолога поликлиники.
Профилактика ревматических заболеваний
|
Тесты, ситуационные задачи
Тематический амбулаторный прием.
|
Изучение информации по амбулаторному ведению больных с ревматическими заболеваниями
|
Контроль теста, ситуационных задач
|
Амбулаторная нефрология
|
5
|
Мочевой синдром. Этапы диагностиеского поиска. Амбулаторное ведение больных с хроническим пиелонефритом и хроническим гломерулонефритом.
Профилактика заболеваний почек.
|
Ситуационные задачи.
|
Изучение информации по амбулаторному ведению больных с патологией почек
|
Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.
|
Амбулаторная гематология.
|
5
|
Роль участкового терапевта в распознавании заболеваний системы кроветворения. Этапы диагностического поиска при анемиях.
Профилактика анемий.
|
Ситуационные задачи.
|
Изучение информации по амбулаторному ведению больных с анемией.
|
Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.
|
Амбулаторная гастроэнтерология.
|
5
|
Диагностический поиск при болевом абдоминальном синдроме. Функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта, дифференциальный диагноз, тактика ведения в поликлинике, показания к госпитализации, поликлинический этап реабилитации. Профилактика функциональной патологии ЖКТ
|
Ситуационные задачи.
Тренинг со стандартами и протоколами по заболеваниям органов пищеварения.
|
Изучение информации по амбулаторному ведению больных с синдромом болей в животе.
|
Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.
|
Амбулаторная кардиология.
|
5
|
Дифференциальный диагноз болевого синдрома в левой половине грудной клетки. Стандарты и протоколы диагностики и лечения больных ИБС, ХСН. Профилактика ИБС. Артериальная гипертензия как самая частая амбулаторная проблема. Длительное наблюдение больных гипертонической болезнью. Показания к госпитализации. Стандарты диагностики и лечения больных ГБ. Профилактика артериальной гипертензии.
|
Ситуационные задачи с разбором ЭКГ.
Осмотр больных.
Тренинг со стандартами и протоколами при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.
|
Изучение информации по амбулаторному ведению больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы
|
Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.
|
Амбулаторная пульмонология
|
5
|
Основные синдромы в пульмонологии.
ХОБЛ, пневмония и бронхиальная астма в практике участкового терапевта. Стандарты обследования и лечения больных с заболеваниями легких
|
Ситуационные задачи.
Тренинг со стандартами и протоколами при заболеваниях органов дыхания.
|
Изучение информации по амбулаторному ведению больных с органов дыхания
|
Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.
|
Амбулаторная эндокринология
|
5
|
Круг компетенции врача общей практики при длительном наблюдении больных сахарным диабетом и патологией щитовидной железы.
Профилактика сахарного диабета, заболеваний щитовидной железы.
|
Тематический прием. Ситуационные задачи.
|
Изучение информации по амбулаторному ведению больных с эндокринными заболеваниями.
|
Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.
|
Лихорадка неясного генеза и длительный субфебрилетет
|
5
|
Нормальная температура тела и гипертермия. Механизмы возникновения лихорадки. Дифференциальная диагностика лихорадочных состояний. Симптоматическая терапия лихорадки, показания к ней.
|
Ситуационные задачи.
|
Изучение информации по амбулаторному ведению больных с длительным повышением температуры.
|
Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.
|
Основы организации неотложной помощи в амбулаторных условиях
|
5
|
Принципы и объем оказания неотложной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинической практике. Показания к госпитализации при наиболее часто встречающихся состояниях.
|
Тематический обход в дневном стационаре.
|
Самостоятельная подготовка сообщений по клинике, диагностике, терапии неотложных состояний
|
Проверка сообщений
|
Итоговое занятие (зачет)
|
6
|
Проверка проектов амбулаторных карт.
|
|
|
Проверка проекта амбулаторных карт.
|
2.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
2.3.1. Основная литература:
Внутренние болезни. Учебник в 2-х томах, под редакцией А.И. Мартынова, Н.А.Мухина, В.С.Моисеева, А.С.Галявича М. ГЭОТАР.Мед, 2001, 600 с.
Клинические рекомендации + фрамакологический справочник/Под ред.И.Н.Денисова, Ю.Л.Шевченко.-М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004.-1184 С.
Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики/ Под ред. Акад.РАМН И.Н.Денисова.-М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001.-720 С.
Справочник врача общей практики в 2-х томах, под редакцией академика РАМН Н.Р.Палеева, Москва, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002г. 990 с.
Приказ МЗ РТ № 506 от 24.05.2000 «Стандарты ( протоколы) диагностики и лечения больных с заболеваниями органов пищеварения (взрослое население)
Приказ МЗ РТ №513 от 15.11.2004 «Об утверждении Протоколов ведения больных пневмониями (взрослое население) И Протоколов ведения больных хронической обструктивной болезнью легких (взрослое население) в медцинских уреждениях Республики Татарстан».
Приказ МЗ РТ №554 от 21.06.2005 г. «Протоколы ведения больных с заболеваниями органов кровообращения».
Дополнительная литература
Справочник- путеводитель практикующего врача. 2000 болезней от А до Я. Под редакцией И.Н Денисова и Э.Г.Улумбекова- ГЭОТАР-МЕД, 2003, 1344 с.
Клинические рекомендации, основанные на доказательной медицине. Перевод с анг., под ред.И.Н.Денисова, В.И.Кулакова, Р.М.Хаитова.- М. ГЭОТАР-МЕД, 2001,1248с.
3,4,5. Внутренние болезни (в 10 книгах). Перевод с английского. Под редакцией Е.Браунвальда, К.Дж.ИссельбахнраД.Д.Вильсон, Д.Б.Мартина, А.С.Фаучи, Москва, м»Медицина»:
• Книга 5- выпуск 1995г,448с.,
• Книга 6, выпуск 1995г, 416с,
• Книга 7, выпуск 1996г,720с.
Справочник участкового терапевта.-М.: Изд-вл Эксмо, 2005.-464 с.
Грабер М.А., .Лантернер М.Л. Руководство по семейной медицине. Пер с англ. М.: «Бином-Пресс»Ж, 2002.-752 с.
Мёрта Дж. Справочник врача общей практики. Пер. с англ. М., Практика, 1998.-1230 с.
И.Л.Денисов, Б.Л.Мовшович. Общая врачебная практика: внутренние болезни – интернология. Практическое руководство – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.- 496 С.
Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания: Рук. Для практикующих врачей/А.г.Чучалин, С.Н.Авдевв, В.в. Архипов и др.-М., Литтерра,.: 2004, 874 с.
Рациональная антимикробная фармакотерапия: Рук. Для прпактикующих врачей/В.П.Яковлев, С.В.Яковлев и др.- М.: Литтерра, 2003.-1008 с.
Рациональная фармакотерапия сердечно-сосудистых заболеваний: Рук. Для практикующих врачей/Е.И.Чазов, Ю.Н.Беленков, Е.О.Борисова, Е.Е.Гогин и др.- М.: Литтерра, 2004.-972 с.
Рациональная фармакотерапия заболеваний органов пищеварения: Рук. Для практикующих врачей/В.Т.Ивашкин, Т.Л.Лапина и др.- М.: Литтерра, 2003.-1046.
Рациональная фармакотерапия ревматических щзаболеваний: Руководство для практикующих врачей/В.А.Насонова, Е.Л.Насонов, Р.Т.Алекперов, Л.И.Алексеева и др.- М.: Литтерра, 2003.-507 с.
Миняев В.А. Поликлиническое дело М.Медицина, 1987г
Виноградов А.В. «Дифференциальный диагноз внутренних болезней». Справочное руководство для врачей- 2 издание, М, Мед, 2987г,592с
Р Хегглин «Дифференциальная диагностика внутренних болезней»М. Издательство «Инженер», 1993г,795с.
3.3.3. Учебно-методическая литература
И.Г.Салихов Некоторые терапевтические проблемы в акушерстве. Учебно-методическое пособие. Казань,2000г,78с.
И.Г.Салихов Дифференциальная диагностика синдрома артериальной гипертонии. Учебно-методическое пособие. Казань, 2000г,20с.
И.Г.Салихов «Хроническая недостаточность кровообращения» Учебно-методическое пособие, Казань, 2000г, 78с.
И.Г.Салихов «Бронхиальная астма». Учебно-методическое пособие, Казань, 2000г,,63с.
И.Г.Салихов «Хронический панкреатит». Учебно-методическое пособие, Казань, 2000г, 63с.
О.Н.Сигитова. «Пиелонефрит» Учебно-методическое пособие, Казань, 2000г, 32с.
Л.Л.Фомина «Паранеопластические состояния в клинике внутренних болезней.». Учебно-методическое пособие, Казань, 2002г- 21с.
И.Г.Салихов и др. Неотложные состояния в практике терапевта.- Казань, Мастер Лайн, 2000.- 320 с.
И.Г.Салихов и др. Особенности возникновения и течения заболеваний внутренних органов при злоупотреблении алкоголем.- Казань, 2003.- 153 с.
2.3.4.Перечень наглядных пособий, используемых в процессе обучения таблицы,
бланки документов участкового врача
рентгенограммы,
ЭКГ,
Данные УЗИ,
Данные ФГДС
Данные лабораторных анализов
Больные
Классификатор МКБ-10
2.3.5. Програмное и техническое обеспечение дисциплины.
Видеофильм « Артериальная гипертензия: гид амбулаторной работы», «Практические приемы осмотра больного», «Профилактика ИБС», «Профилактика остеоартроза».
Оверхед, транспаранты для лекций.
Мультимедиарная установка (просмотр презентаций) – в здании 1 гор.больницы.
Контрольно-обучающие компьютерные программы «Кардиология», «Внутренние болезни».
|