Рабочая программа по дисциплине: поликлиническая терапия Для специальности icon

Рабочая программа по дисциплине: поликлиническая терапия Для специальности





Скачать 158.77 Kb.
Название Рабочая программа по дисциплине: поликлиническая терапия Для специальности
Дата 19.03.2013
Размер 158.77 Kb.
Тип Самостоятельная работа
Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра госпитальной терапии


«УТВЕРЖДАЮ»


Председатель ЦКМС

Проректор по учебной работе

к.м.н., доцент Ф.Г.Биккинеев

___________________________


«_____»_______________2010 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине: поликлиническая терапия


Для специальности: лечебное дело,060101

Факультет лечебный

Кафедра госпитальной терапии

Курс 6

Семестр XI, XII

Лекций 44 часа

Практические занятия 86 часов

Самостоятельная работа студента 67 часов


Всего 197 часов


^ 2010 учебный год

Рабочая программа составлена с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 060101 "лечебное дело" в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине, утвержденной "__"_____20__г.


Разработчики программы:

Заведующий кафедрой

Госпитальной терапии ____________(Салихов И.Г.)

Ассистент кафедры

Госпитальной терапии ____________(Костерина А.В.)


Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры госпитальной терапии "31" августа 2010 г.


Заведующий кафедрой ____________________ (проф. И.Г. Салихов)


Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии терапевтических дисциплин "___" _________ 20__ г.


Председатель ПМК (проф. В.Н. Ослопов)


^ 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


2.1.Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе


2.1.1.Цель: обучить студентов навыкам амбулаторной работы в качестве терапевта поликлиники на современном этапе развития здравоохранения.

Поликлиническая терапия, входя в курс внутренних болезней, не дублирует его, а выносит на более высокий уровень стратегию и тактику ведения терапевтических больных в общей популяции населения. В системе профессиональной подготовки специалистов лечебного профиля имеет важное значение, поскольку суммирует и упорядочивает знания студентов в области внутренней медицины и организации здравоохранения.

2.1.2.Задачи:

  • Освоить основные принципы организации лечебно-профилактической помощи основной массе населения в условиях поликлиники.

  • Уяснить особенности организации и объем работы врача-терапевта поликлиники.

  • Ознакомить с современными диагностическими возможностями поликлинической службы и обучить их рациональному использованию

  • Развить навыки клинического мышления по ранней диагностике в поликлинике наиболее часто встречающихся заболеваний с учетом особенностей их течения, лечения, первичной и вторичной профилактики, диспансеризации, экспертизы трудоспособности.

  • Научить оказанию неотложной помощи на догоспитальном этапе при острых заболеваниях и ургентных состояниях

  • Обучить особенностям работы в дневном стационаре поликлиники.

  • Тренировать такие практические аспекты деятельности врача-терапевта как работу со Стандартами и Протоколами лечения болезней внутренних органов, с формулярами лекарственных средств, проведением экспертизы временной нетрудоспособности.

2.1.3.Перечень знаний и умений студентов:

  • уметь правильно заполнять документацию участкового терапевта,

  • уметь в ограниченное время провести осмотр пациента и выявить основные объективные данные,

  • определить минимум необходимых для установления диагноза лабораторных и инструментальных исследований,

  • интерпретировать результаты исследования (анализа крови, мочи, ЭКГ, данные эндоскопии, УЗИ, рентгеноскопии и рентгенографии),

  • составлять план лечения и профилактики для конкретного больного,

  • уметь выписать рецепты с учетом социальных прав на льготные лекарства, согласно формуляру, наркотические и приравненные к ним лекарства,

  • уметь оказать первую врачебную помощь в экстренных случаях до приезда скорой помощи,

  • определять показания для госпитализации больных терапевтического профиля и реализовать госпитализацию в экстренном и плановом порядке,

  • знать законодательные документы по экспертизе нетрудоспособности и уметь оформить соответствующие документы,

  • своевременно выявить признаки инвалидности, оформить документы для направления на медико-социальную экспертизу,

  • уметь распределить больных по группам диспансерного учета, оформить соответствующую документацию, оценить эффективность диспансеризации, составить программу реабилитации,

  • дать пациенту рекомендации по первичной профилактике, здоровому образу жизни с учетом состояния его здоровья.

2.1.4.Перечень дисциплин, усвоение которых необходимо для изучения данной дисциплины:

  1. Внутренние болезни

  2. Социальная медицина и организация здравоохранения,

  3. Клиническая фармакология

  4. Хирургия.


2.2. Содержание дисциплины.

Специфика работы врача поликлиники требует большой оперативности. Необходима подготовка со студенческой скамьи, прививая навыки «быстрого» процесса работы с больными в рамках ограниченного времени на приеме в поликлинике, на дому, при оказании неотложной помощи на догоспитальном этапе. Сложность работы врача поликлиники и неподготовленность к ней обуславливают негативное отношение студентов к поликлинике вообще и их нежелание работать в этих лечебных учреждениях.

На 6-ом курсе студент должен полностью освоить все должностные обязанности участкового терапевта. Он должен самостоятельно вести прием больных в поликлинике, выполнять вызовы на дому, заполнять всю медицинскую документацию, заниматься профилактикой и диспансеризацией, познакомиться с работой узких специалистов, преподаватель при этом выполняет функции консультанта.


2.2.1. Лекционный курс.

^

Темы лекций


Содержание лекции

Кол-во.

Часов

Организация и особенности работы врача терапевта в поликлинике. Вопросы ВТЭ.

Структура городской поликлиники и роль в ней терапевта, особенности функциональной деятельности участкового врача. Основы врачебно-трудовой экспертизы.

2 часа

Паранеопластические синдромы в клинике внутренних болезней

Понятие паранеопластического синдрома. Патогенез, классификация. Клинические маски. Важность в дифференциальной диагностике заболеваний в работе участкового терапевта.

2 часа

Дифференциальный.диагноз болевого синдрома в конечностях в амбулаторных условиях.

Структура суставного синдрома. Алгоритм работы с больными диффузными болезнями соединительной ткани.

2 часа



2.2.2. Практические и семинарские занятия.

^

XI семестр





Название темы

Ча-сы

Краткое содержание

Аудиторная самостоятельная работа

Внеаудиторная самостоятельная работа

Контроль

Организация работы врача терапевта в поликлинике.

5

Функции врача-терапевта. Организация амбулаторно-поликлинической деятельности терапевта. Ознакомление с медицинской документацией. Организация работы дневного стационара. Организация работы цехового терапевта. Понятие о предварительном и периодическом медосмотре. Особенности организации амбулаторной службы в сельской местности.

Ознакомление с основной документацией терапевта.

Самостоятельное заполнение талона амбулаторного пациента и др. бланков документов.

Проверка заполненных бланков.

Порядок выписывания рецептов участковым терапевтом

5

Правила выписывания рецептов на бланках 107-у и 148-1у-88, правила выписки наркотических средств, сильнодействующих средств, льготных медикаментов.

Изучение приказа №328, правил выписки наркотических, сильнодействующих, льготных лекарственных средств.

Тренинг по выписыванию льготных медикаментов.

Проверка ситуационных рецептов.

Роль терапевта в экспертизе трудоспособности

5

Временная нетрудоспособность и ее виды, организационные и законодательные аспекты экспертизы временной нетрудоспособности, правила оформления листков нетрудоспособности, функции КЭК, МСЭК, стойкая нетрудоспособность, группы инвалидности.

Изучение блока информации по правилам заполнения листка нетрудоспособности. Тренинг на заполнение листка нетрудоспособности

Тест по вопросам экспертизы временной нетрудоспособности.

Изучение инструкции по выдаче листков нетрудоспособности.

Изучение ориентировочных сроков временной нетрудоспособности при различных заболеваниях.

Проверка теста

Проверка заполненных листков нетрудоспособности.

Современные основы профилактики

5

Технологии медицинской профилактики. Уровни медицинской профилактики. Кабинет профилактики как структурное подразделение поликлиники.Формирование здорового образа жизни. Диспансеризация.

Изучение блока информации по правилам заполнения карты диспансерного наблюдения. Тренинг по заполнению карты диспансерного наблюдения.

Ознакомление с документацией по проведению диспансеризации.

Проверка заполненных карт

Онкологическая настороженность

5

"Синдром малых признаков". Паранеопластические синдромы в амбулаторной практике терапевта. Организационные основы выявления и ведения больных онкологическими заболеваниями в поликлинике.

Тесты по паранеопластическим состояниям. Ситуационные задачи.

Изучение методического пособия «Паранеопластические синдромы в клинике внутренних болезней».

Проверка теста, решений ситуационных задач

Особенности соматической патологии при беременности

5

Особенности течения заболеваний различных систем при беременности, медицинские показания к прерыванию беременности. Клиническая фармакология при беременности. Вопросы этики и деонтологии.

Решение ситуационных задач.

Самостоятельная подготовка сообщений об особенностях течения соматических заболеваний при беременности.

Проверка сообщений

Особенности ведения геронтологических больных

5

Возрастная градация и структура заболеваемости, особенности течения и лечения заболеваний в пожилом и старческом возрасте, вопросы этики и деонтологии.

Осмотр пожилых больных.

Самостоятельная подготовка сообщений об особенностях течения соматических заболеваний у больных пожилого возраста

Проверка сообщений




XII семестр


Амбулаторная ревматология.

5

Структура суставного синдрома, этапы диагностического поиска, функции врача-ревматолога поликлиники.

Профилактика ревматических заболеваний

Тесты, ситуационные задачи

Тематический амбулаторный прием.

Изучение информации по амбулаторному ведению больных с ревматическими заболеваниями

Контроль теста, ситуационных задач

Амбулаторная нефрология

5

Мочевой синдром. Этапы диагностиеского поиска. Амбулаторное ведение больных с хроническим пиелонефритом и хроническим гломерулонефритом.

Профилактика заболеваний почек.

Ситуационные задачи.

Изучение информации по амбулаторному ведению больных с патологией почек

Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.

Амбулаторная гематология.

5

Роль участкового терапевта в распознавании заболеваний системы кроветворения. Этапы диагностического поиска при анемиях.

Профилактика анемий.

Ситуационные задачи.

Изучение информации по амбулаторному ведению больных с анемией.

Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.

Амбулаторная гастроэнтерология.

5

Диагностический поиск при болевом абдоминальном синдроме. Функциональные заболевания желудочно-кишечного тракта, дифференциальный диагноз, тактика ведения в поликлинике, показания к госпитализации, поликлинический этап реабилитации. Профилактика функциональной патологии ЖКТ

Ситуационные задачи.

Тренинг со стандартами и протоколами по заболеваниям органов пищеварения.

Изучение информации по амбулаторному ведению больных с синдромом болей в животе.

Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.

Амбулаторная кардиология.

5

Дифференциальный диагноз болевого синдрома в левой половине грудной клетки. Стандарты и протоколы диагностики и лечения больных ИБС, ХСН. Профилактика ИБС. Артериальная гипертензия как самая частая амбулаторная проблема. Длительное наблюдение больных гипертонической болезнью. Показания к госпитализации. Стандарты диагностики и лечения больных ГБ. Профилактика артериальной гипертензии.

Ситуационные задачи с разбором ЭКГ.

Осмотр больных.

Тренинг со стандартами и протоколами при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

Изучение информации по амбулаторному ведению больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.

Амбулаторная пульмонология

5

Основные синдромы в пульмонологии.

ХОБЛ, пневмония и бронхиальная астма в практике участкового терапевта. Стандарты обследования и лечения больных с заболеваниями легких

Ситуационные задачи.

Тренинг со стандартами и протоколами при заболеваниях органов дыхания.

Изучение информации по амбулаторному ведению больных с органов дыхания

Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.

Амбулаторная эндокринология

5

Круг компетенции врача общей практики при длительном наблюдении больных сахарным диабетом и патологией щитовидной железы.

Профилактика сахарного диабета, заболеваний щитовидной железы.

Тематический прием. Ситуационные задачи.

Изучение информации по амбулаторному ведению больных с эндокринными заболеваниями.

Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.

Лихорадка неясного генеза и длительный субфебрилетет

5

Нормальная температура тела и гипертермия. Механизмы возникновения лихорадки. Дифференциальная диагностика лихорадочных состояний. Симптоматическая терапия лихорадки, показания к ней.

Ситуационные задачи.


Изучение информации по амбулаторному ведению больных с длительным повышением температуры.

Устный опрос, контроль решения ситуационных задач.

Основы организации неотложной помощи в амбулаторных условиях

5

Принципы и объем оказания неотложной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинической практике. Показания к госпитализации при наиболее часто встречающихся состояниях.

Тематический обход в дневном стационаре.

Самостоятельная подготовка сообщений по клинике, диагностике, терапии неотложных состояний

Проверка сообщений

Итоговое занятие (зачет)

6

Проверка проектов амбулаторных карт.







Проверка проекта амбулаторных карт.


2.3 Учебно-методическое обеспечение дисциплины.


2.3.1. Основная литература:


  1. Внутренние болезни. Учебник в 2-х томах, под редакцией А.И. Мартынова, Н.А.Мухина, В.С.Моисеева, А.С.Галявича М. ГЭОТАР.Мед, 2001, 600 с.

  2. Клинические рекомендации + фрамакологический справочник/Под ред.И.Н.Денисова, Ю.Л.Шевченко.-М.:ГЭОТАР-МЕД, 2004.-1184 С.

  3. Практическое руководство для врачей общей (семейной) практики/ Под ред. Акад.РАМН И.Н.Денисова.-М.:ГЭОТАР-МЕД, 2001.-720 С.

  4. Справочник врача общей практики в 2-х томах, под редакцией академика РАМН Н.Р.Палеева, Москва, ЭКСМО-ПРЕСС, 2002г. 990 с.

  5. Приказ МЗ РТ № 506 от 24.05.2000 «Стандарты ( протоколы) диагностики и лечения больных с заболеваниями органов пищеварения (взрослое население)

  6. Приказ МЗ РТ №513 от 15.11.2004 «Об утверждении Протоколов ведения больных пневмониями (взрослое население) И Протоколов ведения больных хронической обструктивной болезнью легких (взрослое население) в медцинских уреждениях Республики Татарстан».

  7. Приказ МЗ РТ №554 от 21.06.2005 г. «Протоколы ведения больных с заболеваниями органов кровообращения».




      1. Дополнительная литература




  1. Справочник- путеводитель практикующего врача. 2000 болезней от А до Я. Под редакцией И.Н Денисова и Э.Г.Улумбекова- ГЭОТАР-МЕД, 2003, 1344 с.

  2. Клинические рекомендации, основанные на доказательной медицине. Перевод с анг., под ред.И.Н.Денисова, В.И.Кулакова, Р.М.Хаитова.- М. ГЭОТАР-МЕД, 2001,1248с.

3,4,5. Внутренние болезни (в 10 книгах). Перевод с английского. Под редакцией Е.Браунвальда, К.Дж.ИссельбахнраД.Д.Вильсон, Д.Б.Мартина, А.С.Фаучи, Москва, м»Медицина»:

• Книга 5- выпуск 1995г,448с.,

• Книга 6, выпуск 1995г, 416с,

• Книга 7, выпуск 1996г,720с.

  1. Справочник участкового терапевта.-М.: Изд-вл Эксмо, 2005.-464 с.

  2. Грабер М.А., .Лантернер М.Л. Руководство по семейной медицине. Пер с англ. М.: «Бином-Пресс»Ж, 2002.-752 с.

  3. Мёрта Дж. Справочник врача общей практики. Пер. с англ. М., Практика, 1998.-1230 с.

  4. И.Л.Денисов, Б.Л.Мовшович. Общая врачебная практика: внутренние болезни – интернология. Практическое руководство – М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001.- 496 С.

  5. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов дыхания: Рук. Для практикующих врачей/А.г.Чучалин, С.Н.Авдевв, В.в. Архипов и др.-М., Литтерра,.: 2004, 874 с.

  6. Рациональная антимикробная фармакотерапия: Рук. Для прпактикующих врачей/В.П.Яковлев, С.В.Яковлев и др.- М.: Литтерра, 2003.-1008 с.

  7. Рациональная фармакотерапия сердечно-сосудистых заболеваний: Рук. Для практикующих врачей/Е.И.Чазов, Ю.Н.Беленков, Е.О.Борисова, Е.Е.Гогин и др.- М.: Литтерра, 2004.-972 с.

  8. Рациональная фармакотерапия заболеваний органов пищеварения: Рук. Для практикующих врачей/В.Т.Ивашкин, Т.Л.Лапина и др.- М.: Литтерра, 2003.-1046.

  9. Рациональная фармакотерапия ревматических щзаболеваний: Руководство для практикующих врачей/В.А.Насонова, Е.Л.Насонов, Р.Т.Алекперов, Л.И.Алексеева и др.- М.: Литтерра, 2003.-507 с.

  10. Миняев В.А. Поликлиническое дело М.Медицина, 1987г

  11. Виноградов А.В. «Дифференциальный диагноз внутренних болезней». Справочное руководство для врачей- 2 издание, М, Мед, 2987г,592с

  12. Р Хегглин «Дифференциальная диагностика внутренних болезней»М. Издательство «Инженер», 1993г,795с.



3.3.3. Учебно-методическая литература


  1. И.Г.Салихов Некоторые терапевтические проблемы в акушерстве. Учебно-методическое пособие. Казань,2000г,78с.

  2. И.Г.Салихов Дифференциальная диагностика синдрома артериальной гипертонии. Учебно-методическое пособие. Казань, 2000г,20с.

  3. И.Г.Салихов «Хроническая недостаточность кровообращения» Учебно-методическое пособие, Казань, 2000г, 78с.

  4. И.Г.Салихов «Бронхиальная астма». Учебно-методическое пособие, Казань, 2000г,,63с.

  5. И.Г.Салихов «Хронический панкреатит». Учебно-методическое пособие, Казань, 2000г, 63с.

  6. О.Н.Сигитова. «Пиелонефрит» Учебно-методическое пособие, Казань, 2000г, 32с.

  7. Л.Л.Фомина «Паранеопластические состояния в клинике внутренних болезней.». Учебно-методическое пособие, Казань, 2002г- 21с.

  8. И.Г.Салихов и др. Неотложные состояния в практике терапевта.- Казань, Мастер Лайн, 2000.- 320 с.

  9. И.Г.Салихов и др. Особенности возникновения и течения заболеваний внутренних органов при злоупотреблении алкоголем.- Казань, 2003.- 153 с.


2.3.4.Перечень наглядных пособий, используемых в процессе обучения таблицы,

  • бланки документов участкового врача

  • рентгенограммы,

  • ЭКГ,

  • Данные УЗИ,

  • Данные ФГДС

  • Данные лабораторных анализов

  • Больные

  • Классификатор МКБ-10


2.3.5. Програмное и техническое обеспечение дисциплины.


  1. Видеофильм « Артериальная гипертензия: гид амбулаторной работы», «Практические приемы осмотра больного», «Профилактика ИБС», «Профилактика остеоартроза».

  2. Оверхед, транспаранты для лекций.

  3. Мультимедиарная установка (просмотр презентаций) – в здании 1 гор.больницы.

  4. Контрольно-обучающие компьютерные программы «Кардиология», «Внутренние болезни».



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по дисциплине: поликлиническая терапия Для специальности icon Рабочая программа по элективной дисциплине «поликлиническая терапия» Для специальности 060101 (040100)
«Поликлиническая терапия» составлена на основании Программы по поликлинической терапии для студентов...
Рабочая программа по дисциплине: поликлиническая терапия Для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины «поликлиническая терапия» для специальности 060101 (040100)

Рабочая программа по дисциплине: поликлиническая терапия Для специальности icon Рабочая учебная программа по дисциплине внутренние болезни (факультетская терапия) для специальности

Рабочая программа по дисциплине: поликлиническая терапия Для специальности icon Рабочая учебная программа по дисциплине внутренние болезни (факультетская терапия) для специальности

Рабочая программа по дисциплине: поликлиническая терапия Для специальности icon Программа по дисциплине: иммунология для специальности
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа по дисциплине: поликлиническая терапия Для специальности icon Методические рекомендации для студентов п о учебной дисциплине «Поликлиническая терапия»

Рабочая программа по дисциплине: поликлиническая терапия Для специальности icon Тематический план лекций по учебной дисциплине «Поликлиническая терапия» для студентов 6 курса лечебного

Рабочая программа по дисциплине: поликлиническая терапия Для специальности icon Рабочая учебная программа по дисциплине Гематология Для специальности

Рабочая программа по дисциплине: поликлиническая терапия Для специальности icon Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология Для специальности

Рабочая программа по дисциплине: поликлиническая терапия Для специальности icon Рабочая учебная программа по дисциплине Патофизиология Для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы