|
Скачать 195.19 Kb.
|
Дидактические материалы для тематического контроля результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Биология. 9 класс» Руководитель творческой группы: Гомон О.Б., учитель биологии ГУО «Средняя школа №5 г. Сморгони» 2012 ![]() Тема 1. Общий обзор организма человека вариант 1
а) группа, разновидности б) особенности строения в) местоположение в организме г) выполняемые функции
1.Объяснить биологические понятия.
2. Дать характеристику тканям внутренней среды и нервной ткани тела человека по плану: а) группа, разновидности б) особенности строения в) местоположение в организме г) выполняемые функции
Тема 2. Нервная система вариант 1
- синапс; - белое вещество; - нейрон. 3. Какие главные борозды имеют полушария головного мозга и, на какие доли они его разграничивают. 4. Дать общую характеристику соматической нервной системе. 5. Определить отделы автономной нервной системы: А – симпатической Б – парасимпатической ответственные за эффекты действия:
6. Составить последовательность прохождения нервного импульса по трехнейронной рефлекторной дуге соматического рефлекса, используя все перечисленные элементы: 1) тело двигательного нейрона; 2) тело вставочного нейрона; 3) чувствительное нервное волокно; 4) спинномозговой ганглий; 5) мышца; 6) аксон двигательного нейрона; 7) аксон чувствительного нейрона; 8) аксон вставочного нейрона вариант 2
- медиатор; - серое вещество; - нерв. 3. Какие отделы образуют ствол мозга? (перечислить по порядку снизу). 4. Дать общую характеристику автономной (вегетативной) нервной системе. 5. Установить соответствие между отделами головного мозга и их строением
6. Составьте последовательность прохождения нервного импульса трехнейронной рефлекторной дуге симпатического рефлекса человека, используя все перечисленные элементы 1) тело вставочного нейрона; 2) преганглионарное волокно; 3) постганглионарное волокно; 4) аксон чувствительного нейрона; 5) чувствительное нервное волокно; 6) тело двигательного ганглионарного нейрона; 7) спинномозговой ганглий; 8) рабочий орган Тема 3. Эндокринная система вариант 1 Задание 1. Дать определение биологическим понятиям: гомеостаз; эндокринные железы; гиперфункция железы. Задание 2. Выбрать один правильный ответ: 1) указать железы смешанной секреции: а) половые; б) гипофиз; в) надпочечники. 2) какой гормон выделяется задней долей гипофиза: а) окситоцин; б) тироксин; в) прогестерон; г) адреналин? 3) тиреотропный гормон стимулирует деятельность… а) гипофиза; б) щитовидной железы; в) слюнных желез; г) надпочечников. 4) гормон вазопрессин… а) понижает давление; б) стимулирует деятельность слюнных желез; г) уменьшает выделение мочи. 5) какая болезнь возникает при недостатке гормона соматотропина у человека: а) микседема; б) карликовость; в) гигантизм; г) кретинизм? 6) какие гормоны выделяются щитовидной железой: а) адреналин и норадреналин; б) тироксин и трийодтиронин; в) инсулин и глюкагон; г) тиреотропин и тироксин? 7) какая болезнь развивается при гиперфункции щитовидной железы: а) микседема; б) эндемический зоб; в) бронзовая болезнь; г) базедова болезнь? 8) какая болезнь развивается при недостаточном образовании гормонов коры надпочечников: а) микседема; б) карликовость; в) базедова болезнь; г) бронзовая болезнь? 9) какой гормон выделяется поджелудочной железой: а) адреналин; б) тироксин; в) эстрон; г) инсулин? 10) какой гормон выделяется мужскими половыми железами: а) адреналин; б) тироксин; в )андрогены; г) эстрогены. Задание 3. Какие гормоны гипофиза влияют на деятельность эндокринных желез, а какие - регулируют функции других органов? вариант 2 Задание 1. Дать определение биологическим понятиям: саморегуляция; железы смешанной секреции; гипофункция железы. Задание 2. Выбрать один правильный ответ: 1) указать железы внутренней секреции: а) половые; б) сальные; в) надпочечники. 2) какой гормон выделяется передней долей гипофиза: а) окситоцин; б) тироксин; в) тиреотропин; г )адреналин? 3) гормон вазопрессин выделяется. а) эпифизом; б)гипофизом; в) надпочечникоми; г) щитовидной железой. 4) какая болезнь возникает при избытке гормона соматотропина у детей: а) микседема; б) карликовость; в) гигантизм; г) кретинизм? 5) гормоны передней доли гипофиза влияют на деятельность: а) половых; б) сальных; в) слюнных; г) слезных желез. 6) какая болезнь развивается у человека при недостатке в воде и пище иода: а) микседема; б) эндемический зоб; в) кретинизм; г) базедова болезнь? 7) какая болезнь развивается при гипофункции щитовидной железы у взрослого человека: а )микседема; б) эндемический зоб; в) бронзовая болезнь; г) базедова болезнь? 8) какая болезнь развивается при недостаточном образовании гормона инсулина: а) микседема; б)сахарный диабет; в)базедова болезнь; г)бронзовая болезнь? 9) какой гормон выделяется мозговым слоем надпочечников: а) адреналин; б) тироксин; в) эстрон; г) инсулин? 10) какие гормоны выделяются корковым слоем надпочечников : а) адреналин и норадреналин; б) тироксин и трийодтиронин; в) андрогены; г)кортизон и альдостерон. Задание 3. Приведите примеры связей гипофиза с другими эндокринными железами вариант 3 1 уровень
А) надпочечники; б) слёзные железы; в) слюнные железы; г) железы желудка. 2. Инсулин – это гормон … А) надпочечников; б) щитовидной железы; в) поджелудочной железы; г) гипофиза. 3. Адреналин … А) усиливает работу сердца; б) сужает кровеносные сосуды; в) повышает давление; г) все ответы верны. 4. К железам смешанной секреции относятся … А) потовые железы; б) гипофиз; в) половые железы; г) молочные железы. 5. Железы внутренней секреции вырабатывают … А) слюну; б) пот; в) гормоны; г) ферменты. 6. Сахарный диабет возникает при нехватке гормона … А) поджелудочной железы; б) надпочечников; в) гипофиза; г) щитовидной железы. 7. Глюкагон главным образом воздействует на обмен … А) белков; б) жиров; в) углеводов; г) солей. 2 уровень
3 уровень
А) гормоны гипофиза влияют на гипоталамус; б) гормоны щитовидной железы влияют на гипофиз; в) гормоны гипофиза влияют на щитовидную железу; г) а + б; д) а + б + в. 4. Укажите неправильный ответ. Экзокринные железы отличаются от эндокринных тем, что они: А) крупнее эндокринных; б) имеют выводные протоки; в) выделяют секреты в полости тела или во внешнюю среду; г) вырабатывают ферменты. 4 уровень
5 уровень
Примечание: из предложенных заданий можно составить несколько вариантов проверочных работ, исходя из количества учащихся в классе и уровня их подготовленности ^ «Опорно-двигательный аппарат», «Эндокринная и нервная системы» вариант 1 Задание 1. Из предложенного перечня выписать гормоны гипофиза: мозжечок, кость, тиреотропин, кровь, гипофиз, чувствительный нейрон, адренолин, мышца, пролактин, рецепторы, вазопрессин, нервный центр, окситоцин, тестостерон, двигательный нейрон, гонадотропин, сколиоз, миозин. Задание 2. Дать определения понятиям: сколиоз, антагонисты, рефлекс, гуморальная регуляция. Задание 3.
Задание 4. Охарактеризовать скелет головы и верхних конечностей (перечислить кости данного отдела, их виды и соединения) Задание 5. Зависит ли эффективность мышечной деятельности от работы органов дыхания и кровообращения. Ответ аргументируйте вариант 2 Задание 1. Из предложенного перечня выписать элементы рефлекторной дуги: мозжечок, кость, тиреотропин, кровь, гипофиз, чувствительный нейрон, адренолин, мышца, пролактин, рецепторы, вазопрессин, нервный центр, окситоцин, тестостерон, двигательный нейрон, гонадотропин, сколиоз, миозин. Задание 2. Дать определения понятиям: плоскостопие, синергисты, гормоны, нервная регуляция. Задание 3.
Задание 4. Охарактеризовать скелет туловища и нижних конечностей (перечислить кости данного отдела, их виды и соединения) Задание 5. Каким образом смена видов деятельности предупреждает быстрое развитие утомления? Тема 5. Кровь. Кровообращение вариант 1 Задание 1. А) перечислить функции крови Б) строение артерий. Задание 2. Дать определение терминам: диастола, донор, врожденный иммунитет, эпикард. Задание 3. Дать характеристику лейкоцитам как форменным элементам крови. Задание 4. Из предложенного перечня выбрать необходимые элементы, которые охарактеризуют большой круг кровообращения по мере протекания крови по сосудам: правый желудочек, правое предсердие, левый желудочек, левое предсердие, венозная кровь, смешанная кровь, артериальная кровь, капилляры, аорта, легочный ствол, венулы, артериолы, нижняя полая вена, верхняя полая вена, легочная вена. Задание 5. При лечении заболевания сердца использовали лекарство в виде внутримышечных инъекций в ягодичную мышцу. Проследите путь перемещения лекарства в организме человека до органа-мишени, выбрав все подходящие элементы из предложенных:
вариант 2 Задание 1. А) состав плазмы крови; Б) строение вен. Задание 2. Дать определение терминам: систола, реципиент, приобретенный иммунитет, эндокард. Задание 3. Дать характеристику эритроцитам как форменным элементам крови. Как происходит процесс свертывания крови? Задание 4. Из предложенного перечня выбрать необходимые элементы, которые охарактеризуют малый круг кровообращения по мере протекания крови по сосудам: правый желудочек, правое предсердие, левый желудочек, левое предсердие, венозная кровь, смешанная кровь, артериальная кровь, капилляры, аорта, легочный ствол, венулы, артериолы, нижняя полая вена, верхняя полая вена, легочная вена. Задание 5. При лечении заболевания печени использовали лекарство в виде внутримышечных инъекций в ягодичную мышцу. Проследите путь перемещения лекарства в организме человека до органа-мишени, выбрав все подходящие элементы из предложенных: ^ вариант 3
а) да; б) нет 2. белок фибриноген выполняет функцию: а) каталитическую; б) иммунитета; в) свертывания крови; г) фагоцитоза. 3. агглютинины содержаться в (на): а) плазме; б) эритроцитах; г) лейкоцитах. 4. тромб состоит из нерастворимого белка, нити которого образуют густую сеть: а) тромбина; б) фибрина; в) фибриногена; г) гемоглобина; 5. группы крови у человека отличаются друг от друга: а) солевым составом плазмы; б) содержанием глюкозы; в) содержанием фибриногена; г) видами белков, содержащихся в плазме и на эритроцитах; 6. гемофилия – это заболевание: а) при котором скорость свертывания крови пониженная; б) при котором скорость свертывания крови повышена; в) которым болеют преимущественно мужчины; г) которым болеют преимущественно женщины; д) носителем патологического гена которого являются женщины 7. к периферическим органам иммунной системы относят: а) красный костный мозг; б) миндалины; в) лимфатические узлы; г) селезенка; 8. Сравните естественный и искусственный иммунитеты. 9. Правильно ли воспаление называть болезнью? Ответ обоснуйте вариант 4 1. Выполняет ли кровь транспортную функцию? а) да; б) нет; 2. к белкам плазмы крови не относят: а) альбумины; б) глобулины; в) пепсин; г) протромбин; 3. агглютиногены содержатся в (на): а) эритроцитах; б) лейкоцитах; в) плазме; г) тромбоцитах; 4. при повреждении стенок сосудов из тромбоцитов высвобождается: а) гемоглобин; б) фибрин; в) тромбопластин; г) протромбин; 5. в чем различия действия на организм прививок и лечебных сывороток: а) при прививке в теле человека образуются антитела, а при введении лечебных сывороток – не образуются; б) при введении лечебных сывороток в организм вводятся готовые антитела; в) действие прививки сохраняется долго, а лечебной сыворотки – недолго; г) все ответы верны 6. анемия – это: а) уменьшение количества эритроцитов; б) снижение количества гемоглобина; в) повышение количества гемоглобина; 7. наиболее выраженной фагоцитарной активностью обладают клетки крови: а) эритроциты; б) тромбоциты; в) лимфоциты; г) нейтрофилы 8. к центральным органам иммунной системы относят: а) красный костный мозг; б) вилочковую железу; в) желтый костный мозг; г) селезенку. 9. Сравните эритроциты и лейкоциты 10. В чем преимущества профилактики заболеваний перед их лечением Тема 6. Дыхательная система вариант 1 Задание 1. а) какие функции включает дыхание человека? Б) что происходит раньше: сокращение диафрагмы или вдох? Задание 2. Дать определение понятиям: диафрагма, трахея, воздушно-капельная инфекция, дыхательный объем. Задание 3. а) как происходит газообмен между альвеолами и капиллярами? б) как функции воздухоносных путей связаны с их строением? Задание 4. а) укажите последовательность прохождения воздуха при выдохе; б) как происходит гуморальная регуляция дыхания? Задание 5. а) какие действия вы предпримите при оказании первой помощи тонувшему человеку? б) если стакан с известковой водой долго находится в помещении с большим количеством людей, то можно заметить помутнение известковой воды. Почему? вариант 2 Задание 1. а) какие объемы включает жизненная емкость легких? б) почему легкие следуют за грудной клеткой при вдохе и выдохе? Задание 2. Дать определение понятиям: дыхательный центр, бронхи, искусственное дыхание, плевральная полость. Задание 3. а) как происходит обмен газов в тканях? б) как связано строение легких с выполняемой ими функцией? Задание 4. а) укажите последовательность прохождения воздуха при вдохе; б) как происходит нервная регуляция дыхания? Задание 5. а) в каких случаях необходимо сочетать искусственное дыхание с непрямым массажем сердца? Ваши действия. б) как реагирует система органов дыхания на увеличение физической нагрузки? Объясните физиологические процессы ^ вариант 1
углекислый газ; муцин; амилаза; вода; пепсин; соляная кислота; мальтаза; лизоцим; аммиак; липаза; желчь; дентин; мочевина.
ферменты; цинга; лизоцим; печень.
вариант 2
углекислый газ; муцин; амилаза; вода; пепсин; соляная кислота; мальтаза; лизоцим; аммиак; липаза; желчь; дентин; мочевина.
пищеварение; рахит; желчь; поджелудочная железа.
Тема 8. Мочевыделительная система. Кожа 1 уровень
а) защитную; б) газообменную; в) выделительную; г) осязательную; д) терморегуляции; е) питательную? 2. Где образуется моча: а) в мочевом пузыре; б) в почках; в) в мочеточниках? 3. Выпишите те железы, которые находятся в коже: слезные, сальные, слюнные, потовые. 4. Наружный слой кожи называется: а) дермой; б) кожей; в) эпидермисом; г) подкожной клетчаткой. 5. Мочеточники соединяют: а) почки и мочевой пузырь; б) почки и мочеиспускательный канал; в) мочевой пузырь и мочеиспускательный канал. 2 уровень
3 уровень
а) перед поступлением в мочеточники моча собирается в почечной лоханке; б) через почки из организма удаляются вода, избыток минеральных солей, мочевина, мочевая кислота, в) вторичная моча образуется в капиллярах почечных клубочков. 5. Спрогнозируйте, какой механизм усиления теплоотдачи у человека будет наиболее эффективным при температуре окружающей среды + 280 С и нормальной влажности воздуха: а) сужение периферических сосудов кожи; б) расширение периферических сосудов кожи; в) уменьшение потоотделения; г) увеличение потоотделения. 6. Укажите симптомы, соответствующие определенной степени ожога:
4 уровень
5 уровень
^ вариант 1
а) сосудистая оболочка; б) радужка; в) склера; 2. наружное ухо отделено от среднего…. 3. в какой оболочке глаза находятся рецепторы палочек и колбочек а) склера; б) сосудистая; в) сетчатка; 4. защиту глаз от попадания пота осуществляют… 5. изображение предмета в близоруких глазах находится: а) на сетчатке; б) перед сетчаткой; в) за сетчаткой; 6. звуковая волна вызывает колебание в первую очередь: а) волосковых клеток; б) жидкости улитки; в) мембраны улитки; г) барабанной перепонки; 7. зрительный рецепторный аппарат располагается: а) височных долях коры больших полушарий; б) глазном яблоке; в) зрительном нерве; г) затылочной доле коры больших полушарий. 8. Причиной воспаления среднего уха являются патогенные микроорганизмы, попавшие в барабанную полость. Как это происходит? 9. Человек обладает хорошо развитым обонянием. Однако, находясь в загрязненном помещении, например в прокуренной комнате, люди перестают ощущать неприятные запахи. Почему? 10. Существуют три типа дальтоников, различающихся по нарушению в восприятии цветов. Почему таких типов именно три? С чем это связано? С помощью каких тестов это можно установить, с каким именно типом нарушения цветоощущения мы имеем дело? вариант 2
а) периферического; б) проводникового; в) промежуточного; г)центрального; 2. ткань радужки состоит… 3. слуховые косточки соединены: а) подвижно; б) неподвижно; в) полуподвижно; 4. защиту глаз от пыли и солнечных лучей осуществляют…. 5. изображение предмета в дальнозорких глазах находится: а) на сетчатке; б) перед сетчаткой; в) за сетчаткой; 6. при ярком свете зрачок….. 7. величина зрачка зависит от: а) наличия меланина; б) освещенности объекта; в) преломления световых лучей; г) количества кровеносных сосудов, питающих глазное яблоко. 8. Известно, что при сильном насморке пища кажется безвкусной. О чем это говорит? 9. Какие гигиенические замечания можно сделать спортсменке, если у нее выщипаны брови? 10. У человека перестали функционировать слезные железы. Какие последствия следует ожидать у такого больного и почему? |