Вопросы к ГАК по специализации «Социально-педагогическая работа с семьёй»
I. Вопросы по дисциплине «Методика работы с семьей»
Педагогические и социально-психологические функции семьи.
Методика оказания социально-педагогической и психологической помощи семьям младших школьников.
Практика работы социального педагога с неблагополучной семьёй.
Социально-психологическое обеспечение социальной работы с благополучными семьями.
Формы и методы коррекции отношений детей и родителей.
Содержание и направления социально-педагогической деятельности в семьях, имеющих детей с физическими и психическими отклонениями.
Методы и формы психолого-педагогического просвещения родителей.
Воспитание детей в семьях верующих.
Содержание, формы и методы работы социального педагога с «семьей риска».
Технология подготовки и проведения индивидуального консультирования родителей подростков, склонных к суициду.
Коррекционно-педагогическая помощь родителям подростков с аддиктивным поведением.
Формы и методы работы с семьей подростка с делинквентным поведением.
Технология индивидуального консультирования родителей осужденных детей и подростков.
Функции социального педагога образовательного учреждения в работе с семьями учащихся.
Методика и технология организации помощи семье, переживающей кризис развода.
Технология организации социально-педагогической помощи малоимущим семьям.
Социально-педагогическое и психологическое консультирование в работе социального педагога с семьей.
Методы работы социального педагога с семьями безработных граждан.
Профилактика дисфункциональных семейных взаимоотношений: направления, формы и методы профилактической работы с семьей.
Реабилитация семей беженцев и вынужденных переселенцев.
Формы и методы работы социального педагога с многодетными семьями.
Психологическая реабилитация детей – жертв семейного насилия.
Специфика деятельности социального педагога по профилактике девиантного материнства.
Формы работы социального педагога с замещающими семьями.
Формы и способы социально-педагогической поддержки молодых семей.
^
Состояние и проблемы семейно-брачных отношений современной семьи. Классификация семейных отношений.
Добрачные факторы, положительно и негативно влияющие на стабильность брака.
Внутрисемейные факторы, положительно и негативно влияющие на стабильность брака.
Факторы (кризисные периоды) влияющие на конфликтность супружеских отношений.
Типы конфликтных семей. Их характеристика.
Психотравмирующие последствия семейных конфликтов.
Предупреждение и разрешение супружеских конфликтов.
Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.
Психологическое консультирование конфликтных семей.
Стадии развития супружеских отношений.
Особенности повторного брака.
Внутренние проблемы супружеской пары.
Влияние родителей и близких родственников на супружеские отношения.
Влияние друзей, знакомых и других лиц на супружеские отношения.
Внебрачные контакты и связи и их влияние на супружеские отношения.
Влияние работы, учёбы, функциональных нагрузок на супружеские отношения.
Проблема лидерства в семье.
Особенности супружеских отношений при неравенстве семейного статуса.
Проблема перегруженности женщины в семье.
Проблема неадекватности престижности супругов.
Неадекватность престижности партнёров связанная с выбором супруга и при вступлении в брак.
Дисгармоничность супружеских отношений.
Влияние примера родителей на супружеские отношения.
Неравенство семейного статуса супругов.
Двойственная психология женщины в супружеских отношениях.
Вопросы к ГАК по специализации «Социально-педагогическая реабилитация детей с девиантным поведением»
^
Коррекционная программа для трудновоспитуемых школьников.
Подросток с девиантным поведением. Личностные характеристики. Понятия.
История изучения несовершеннолетних правонарушителей и безнадзорных.
Профилактическая работа с группами семей педагогически запущенных школьников.
Семейное неблагополучие и его влияние на подростков «группы риска». Условия, недостатки, ошибки родителей.
Типология неформальных объединений и их характеристика.
Факторы возникновения алкоголизма и наркомании у детей и подростков: социальные, социально-психологические и психологические.
Психопрофилактика стрессов как важнейшее условие профилактики возникновения девиантного поведения.
Профилактика и коррекция аддиктивного поведения.
Принципы возникновения, развития и функционирования неформальных объединений.
Влияние средств массовой информации на подростков с девиантным поведением.
Воспитательно-предупредительные меры. Понятие. Содержание. Характеристика. Место социального педагога как субъекта ВПМ.
Роль личности воспитателя в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Профилактика правонарушений несовершеннолетних. Задачи. Содержание. Направленность.
Роль телефона доверия в оказании первичной психологической помощи подросткам и молодёжи.
Влияние ПАВ (психоактивных веществ) на психику детей и подростков.
«Профилактика». Понятие. Содержание. Направленность.
Деятельность комиссии по делам несовершеннолетних.
Роль школы в профилактической работе среди несовершеннолетних правонарушителей.
Свободное время подростков. Его значение и влияние на состояние детской преступности.
Система учреждений социальной защиты подростков в России. Перспективы и направления развития.
Функции предупредительной работы с несовершеннолетними правонарушителями.
Профилактика беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.
Профилактика виктимного поведения несовершеннолетних.
Формирование правовой культуры несовершеннолетних.
^
Понятие неформальной группы. Её характеристика.
Классификации неформальных объединений.
Структура неформальных объединений.
Лидер и законы неформальных объединений.
Функции неформальных молодёжных объединений.
Неформальные объединения молодёжи как фактор социализации подростков.
Методика деятельности социального педагога по составлению паспорта неформальной подростковой группы.
Личностные особенности подростков- членов неформальных молодёжных объединений.
Содержание психолого-педагогической диагностики личности подростка – члена неформального молодёжного объединения.
Практическая деятельность социального педагога по выявлению причин вхождения подростков в неформальные группы.
Понятие молодёжной субкультуры.
Вовлечение детей и молодёжи в деструктивные религиозные группы как социальные проблема.
Проблемы вовлечения детей и молодёжи в группы социально-девиантной направленности.
Проблема включения подростков с особенностями психофизического развития в неформальные группы.
Задачи, содержание и организация социально-педагогической работы в неформальной среде.
Педагогическая работа с подростками-членами неформальных молодёжных объединений. Понятия. Содержание. Принципы.
Работа социального педагога по предупреждению вовлечения подростков в неформальные молодёжные объединения.(Первичная профилактика)
Специальная работа с подростками – членами неформальных молодёжных объединений по переориентации их с антисоциальной деятельности на просоциальную. (Вторичная профилактика)
Работа социального педагога по профилактике экстремистских проявлений.
Организация деятельности социального педагога с социально-нейтральными (озорными) группами общения.
Организация деятельности социального педагога с предкриминальными или асоциальными группами подражания.
Организация деятельности социального педагога с неустойчивыми криминальными или антиобщественными группами.
Организация деятельности социального педагога с устойчивыми криминальными или преступными группами несовершеннолетних.
Работа по переориентации и разобщению групп несовершеннолетних правонарушителей.
Совершенствование профессионализма социального педагога, работающего с неформальными молодёжными объединениями.
Вопросы к ГАК по специализации «Социально-педагогическая деятельность в детских домах и учреждениях интернатного типа»
^
1. Виды, типы, характеристика образовательных учреждений интернатного типа.
2. Институциональный подход (ребёнок в сиротском учреждении).
3. Профилактика синдрома «эмоционального сгорания» у специалистов по социальной работе в УИТ
4. Принципы воспитания детей и подростков «группы риска»
5. Развитие семейных форм устройства детей-сирот
6. Понятие депривации, виды депривации, депривационный синдром воспитанников детских интернатных учреждений.
7. Содержание деятельности интернатных учреждений для детей-сирот, на современном этапе
8. Основные направления социальной защиты детей и подростков интернатных учреждений в России
9. Процедура определения детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения интернатного типа
10. Функциональные обязанности социального педагога в работе с выпускниками интернатных учреждений
11. Коррекционно-профилактические, педагогические методы и приёмы воздействия и взаимодействия в условиях интернатного учреждения
12. Угрозы и риски в жизнедеятельности воспитанников интернатных образовательных учреждений
13. Организация общения воспитателей и воспитанников в интернатном образовательном учреждении
14. Гуманизация жизни интернатных образовательных учреждений
15. Подготовка воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни
16. Технология безопасности общения и отношений воспитанников детских домов и школ-интернатов
17. Профилактика социального сиротства среди воспитанников детских домов и школ-интернатов
18. Социально-педагогическая поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
19. Нормативно – правовая база социальной защиты детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
20. Характеристика условий социально-педагогической деятельности в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
21. Психолого-педагогическое сопровождение детей и подростков различных проблемных групп в интернатных учреждениях
22. Организация трудового воспитания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в детском доме.
23. Социальная адаптация детей-сирот в интернатных учреждениях.
24. Безопасная педагогическая деятельность и деятельность сотрудников в ИУ.
25. Экономическое образование детей-сирот.
^
Цели и задачи социально-психологической службы в интернатных учреждениях.
Общие принципы организации социально-психологической службы в интернатных учреждениях.
Состав, строение и структура социально-психологической службы в интернатных учреждениях.
Психодиагностика в системе деятельности социально-психологической службы в интернатных учреждениях: предмет, объект, процедуры и методы социально-психологической диагностики.
Комплексная психодиагностика педагогической запущенности детей – воспитанников интернатных учреждений.
Методы социально-психологической диагностики межличностных отношений в группе детей – воспитанников интернатных учреждений.
Специфика психологического консультирования в интернатных учреждениях.
Психокоррекция как направление деятельности социально-психологической службы в интернатных учреждениях.
Основные формы, содержание и методы психокоррекционной работы в интернатных учреждениях.
Технологии коррекции межличностного взаимодействия в группах детей дошкольного возраста - воспитанников интернатных учреждений.
Коррекция аффективного поведения детей дошкольного возраста – воспитанников интернатных учреждений.
Направленность и содержание деятельности социально-психологической службы по психологическому сопровождению развития личности ребенка-сироты.
Социально-психологическая помощь детям, воспитывающимся в интернатных учреждениях, в случае школьной дезадаптации.
Социально-психологическое сопровождение акцентуированных подростков – воспитанников интернатных учреждениях.
Социально-психологическая помощь подросткам – воспитанникам интернатных учреждений, имеющим коммуникативные проблемы. Формы, виды и технологии помощи.
Социально-психологическая помощь подросткам с ограниченными возможностями в условиях интернатного учреждения. Основные направления, методы и формы помощи.
Социально-психологическая помощь в профессионально-личностном становлении подростков с ограниченными возможностями.
Профилактика и коррекция социально-педагогической запущенности подростков в условиях интернатного учреждения.
Общие принципы, направления и технологии коррекции агрессивных проявлений у детей и подростков – воспитанников интернатных учреждений.
Формы и методы профилактики суицидального поведения в условиях интернатных учреждений.
Психологическая диагностика, профилактика и коррекция аддиктивного поведения в условиях интернатных учреждений.
Экстренная социально-психологическая помощь детям подвергшимся насилию.
Реабилитация детей, пострадавшим от насилия, в условиях интернатного учреждения.
Психопрофилактика насилия в подростковых группах воспитанников интернатных учреждений.
Психопрофилактика и социально-психологическая помощь в разрешении конфликтов среди подростков – воспитанников интернатных учреждений.
|