Программа рассмотрена и утверждена методическим советом фпк и ппс гбоу впо казанский гму минздравсоцразвития России (протокол № от 2012 г.) icon

Программа рассмотрена и утверждена методическим советом фпк и ппс гбоу впо казанский гму минздравсоцразвития России (протокол № от 2012 г.)





Скачать 2.05 Mb.
Название Программа рассмотрена и утверждена методическим советом фпк и ппс гбоу впо казанский гму минздравсоцразвития России (протокол № от 2012 г.)
страница 1/9
Дата 20.03.2013
Размер 2.05 Mb.
Тип Программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

«УТВЕРЖДАЮ»

Ректор А.С. Созинов

____________________

«_____»_____________2012 г.

ОСНОВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

«ТЕРАПИЯ»

(интернатура)

Форма обучения: очная

Факультет повышения квалификации и

профессиональной переподготовки специалистов

Казань, 2012

Основная профессиональная образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «ТЕРАПИЯ» (интернатура) разработана сотрудниками кафедры внутренних болезней №2 КГМУ профессором, д.м.н. Хамитовым Р.Ф.; доцентом, к.м.н. Подольской А.А.; ассистентом, к.м.н. Гайфуллиной Р.Ф.; ассистентом, к.м.н. Пальмовой Л.Ю.; доцентом, к.м.н. Якуповой З.Н. (заведующий кафедрой: профессор Хамитов Р.Ф.).


Рекомендована к утверждению рецензентами:

  1. Заведующий кафедрой терапии ГБОУ ДПО «Казанская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития России профессор, д.м.н. Р.Г. Сайфутдинов



  1. Профессор, д.м.н. кафедры внутренних болезней №1 с курсом клинической фармакологии и курсом эндокринологии ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия» Минздравсоцразвития   Е.К. Бельтюков



Программа рассмотрена и утверждена методическим советом ФПК и ППС ГБОУ ВПО Казанский ГМУ Минздравсоцразвития России (протокол №___ от «__»____________ 2012 г.)


Председатель методического совета,

д.ф.н., профессор Егорова С.Н.


СОГЛАСОВАНО:


Декан ФПКиППС, д.м.н., доцент Акрамов Н.Р.


«__» ____________ 2012 г.


Проректор по учебно-методической работе,

к.м.н., доцент Биккинеев Ф.Г.


«__»____________ 2012 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Состав рабочей группы и консультантов по разработке основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «терапия»

4

Пояснительная записка

5

Требования к уровню подготовки врача-специалиста, успешно освоившего основную профессиональную образовательную программу послевузовского профессионального образования по специальности «терапия»

8

Профессиональные компетенции врача-специалиста

8

Перечень знаний, умений и владений врача-специалиста по терапии

10

Перечень практических навыков врача-специалиста по терапии

15

Требования к государственной (итоговой) аттестации

21

Рабочие программы дисциплин (модулей) по специальности «терапия»



22

ОД.И.00 Обязательные дисциплины

22

ОД.И.01 Специальные дисциплины

22

Раздел 1 «Кардиология»

22

Раздел 2 «Гастроэнтерология»

24

Раздел 3 «Пульмонология»

25

Раздел 4 «Эндокринология»

26

Раздел 5 «Поликлиническая терапия»

27

Раздел 6 «Ревматология»

28

Раздел 7 «Нефрология»

29

Раздел 8 «Гематология»

30

Раздел 9 «Функциональная диагностика»

30

Раздел 10 «Реанимация и неотложная терапия»

30

Список литературы

32

^ ОД.И.02 Смежные дисциплины

37

ОД.И.02.01 Профпатология

37

ОД.И.02.02 Фтизиатрия

38

ОД.И.02.03 Инфекционные болезни

40

Список литературы

41

^ ОД.И.03 Фундаментальные дисциплины

43

ОД.И.03.01 Патологияческая анатомия

43

ОД.И.03.02 Клиническая биохимия

44

ОД.И.03.03 Клиническая патфизиология

46

ОД.И.03.04 Общественное здоровье и здравоохранение

48

Список литературы

50

^ ОД.И.04 Дисциплины по выбору ординатора

50

ОД.И.04.01 Инструментальная диагностика заболеваний сердца

50

ОД.И.04.02 Инструментальная диагностика заболеваний легких

53

ФД.И.00 Факультативные дисциплины

53

Английский язык

53

Татарский язык

53

ОСК.И.00 Обучающий симуляционный курс послевузовского профессионального образования по специальности «Терапия»

56

П.И.00 Программа практики послевузовского профессионального образования врачей по специальности «Терапия»

70

Учебный план основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «Терапия»

72

Законодательные и нормативно-правовые документы

81


Рабочая программа составлена в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) по специальности «Терапия».


^ СОСТАВ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ И КОНСУЛЬТАНТОВ

по разработке образовательной программы послевузовского профессионального

образования по специальности «ТЕРАПИЯ»



Ф.И.О.

Ученая степень, звание

Занимаемая должность

Место работы



Биккинеев Фарид Гакифович

к.м.н., доцент

Проректор по учебно-методической работе

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Акрамов Наиль Рамилович

д.м.н., доцент

Декан ФПКиППС

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Хамитов Рустем Фидагиевич

д.м.н.,

профессор

заведующий кафедры внутренних болезней №2

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Подольская Алла Анатольевна

к.м.н., доцент

доцент кафедры внутренних болезней №2

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Гайфуллина Раушания Фаритовна

к.м.н.

ассистент кафедры внутренних болезней №2

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Пальмова Любовь Юрьевна

к.м.н.

ассистент кафедры внутренних болезней №2

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Якупова Зухарья Нафкатовна


к.м.н., доцент

доцент кафедры внутренних болезней №2

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ

^ По методическим вопросам



Егорова С.Н.

д.м.н., профессор

заведующая кафедры фармации председатель методического совета ФПКиППС

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Амиров Н.Б.

д.м.н., профессор

профессор кафедры общей врачебной практики

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Алтунбаев Р.А.

д.м.н., профессор

профессор кафедры неврологии и реабилитации

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Галеева З.М.

к.м.н., доцент

доцент кафедры факультетской терапии

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Гасиловская Т.А.

к.м.н., доцент

заведующая кафедрой медицинской экспертизы

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Камашева Г.Р.

к.м.н.

ассистент кафедры общей врачебной практики

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Ксембаев С.С.

д.м.н., профессор

профессор кафедры стоматологии детского возраста

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Кравченко И.Э.

к.м.н., доцент

доцент кафедры инфекционных болезней

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



Мамлеев Р.Н.

к.м.н., доцент

доцент кафедры госпитальной педиатрии

ГБОУ ВПО Казанский ГМУ



^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «ТЕРАПИЯ» (интернатура) является нормативно-методическим документом, регламентирующим содержание и организационно-методические формы обучения по направлению «ТЕРАПИЯ» в послевузовском профессиональном образовании врачей.

Интернатура рассматривается как основная форма первичной специализации по терапии.

Цель послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности «ТЕРАПИЯ» – подготовка квалифицированного врача-интерна по терапии, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового для самостоятельной профессиональной деятельности преимущественно в условиях: первичной медико-санитарной помощи; неотложной; скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи; а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

Задачи послевузовского профессионального образования врача-интерна по специальности «ТЕРАПИЯ»

  1. Обеспечить общепрофессиональную подготовку врача-специалиста, включая основы фундаментальных дисциплин, вопросы этиологии, патогенеза, клинических проявлений заболеваний, лабораторных и функциональных исследований, постановки диагноза, определения видов и этапов лечения с учетом современных достижений медицины и профилактики заболеваний.

  2. Сформировать профессиональные знания, умения, навыки, владения врача по профильным направлениям специалистов с целью самостоятельного ведения больных преимущественно в амбулаторно­поликлинических условиях работы, а также специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.

  3. Совершенствовать знания, умения, навыки по клинической лабораторной и функциональной диагностике, инструментальным и аппаратным исследованиям в целях формирования умения оценки результатов исследований в диагностике, дифференциальной диагностике, прогнозе заболеваний, выборе адекватного лечения.

  4. Совершенствовать знания по фармакотерапии, включая вопросы фармакодинамики, фармакокинетики, показаний, противопоказаний, предупреждений и совместимости при назначении лечебных препаратов.

  5. Сформировать знания об амбулаторно-поликлинической службе как звена организации лечебно-профилактической помощи в системе здравоохранения. Совершенствовать знания и навыки по вопросам профилактики заболеваний, диспансеризации больных с хроническими заболеваниями, принципам реабилитации больных.

  6. Совершенствовать знания, умения, навыки по основам организации и оказания неотложной помощи при ургентных состояниях.

  7. Совершенствовать знания основ социальной гигиены и общественного здоровья населения страны, задач здравоохранения страны в области охраны здоровья населения и перспектив развития здравоохранения.

  8. Сформировать умение оценки основных показателей состояния здоровья населения страны, региона. Совершенствовать знания по вопросам социально опасных заболеваний (ВИЧ и др.) и их профилактики.

  9. Совершенствовать знания основ медицинского страхования.

  10. Совершенствовать знания основ медицинской этики и деонтологии врача, основам медицинской психологии.

В интернатуру принимаются врачи, имеющие высшее профессиональное образование по одной из специальностей: «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело» (указать в соответствии с положениями Приказа М3 и СР РФ от 07.07.2009 г. N 415н «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения»). Обучение ведется с отрывом от основного места работы.

Основная профессиональная программа послевузовского профессионального образования по специальности «ТЕРАПИЯ» (интернатура) включает в себя учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей), программу практики. Содержание образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ТЕРАПИЯ» (интернатура) представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики по терапии.

В рабочих программах дисциплин (модулей) выделяют: а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору интерна; б) факультативные дисциплины. Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел - на темы, тема - на элементы, каждый элемент - на подэлементы.

Таким образом, содержание рабочих программ представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

За время обучения в интернатуре обучающиеся овладевают не только теорией, но и учатся применять свои знания в профессиональной деятельности. В программе практики предусмотрены: 1) практика в поликлинике по избранной специальности (терапия); 2) практика в стационаре.

Основная цель практики - закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения (врача- интерна и формирование профессиональных компетенций врача-интерна), т.е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.

Практика в содержании основной образовательной программы послевузовского профессионального образования (интернатура) составляет 63% учебного времени.

Практический курс обучения включает лекции, разборы, семинарские занятия, курацию больных, уделяя основное внимание особенностям патогенетического подхода диагностики и лечения различных нозологических форм, как в условиях стационара, так и поликлиники. Проведение практических занятий предусматривает наличие специально оборудованных кабинетов, оснащённых специальной аппаратурой, где врачи должны получать соответствующие навыки.

Работа врача осуществляется в терапевтическом отделении стационара и поликлиники, включая блок кардиореанимации (блок интенсивной терапии).

В процессе обучения врач обязан:

  • курировать больных: 8-10 пациентов под руководством ассистента (доцента) или заведующего отделением;

  • участвовать в обследовании курируемых больных;

  • дежурить в терапевтическом отделении стационара два раза в месяц, в поликлинике – четыре раза в месяц;

  • развивать необходимые по специальности практические навыки;

  • посещать лекции, принимать участие в обходах профессоров, а также в теоретических семинарах и общеклинических разборах заболеваний;

  • посещать научные конференции университета, заседания научного общества терапевтического профиля;

  • систематически читать современные монографии и периодическую литературу о заболеваниях курируемых больных;

  • регулярно проводить санитарно-просветительскую работу среди больных;

Самостоятельная работа предусматривает также написание рефератов, проведение анализа архивных материалов, решения ситуационных задач различной направленности, работу в клинических отделениях и поликлинике, участие в проведении апробации лекарственных средств.

Практические навыки постоянно контролируются в процессе лечебно-диагностической работы в течение всего срока обучения.

Контроль и руководство за ходом обучения осуществляет заведующий кафедрой, доцент, а самообучение происходит в процессе совместной работы с ассистентами, доцентом и заведующим отделением, к которому прикреплён обучаемый врач.

В процессе обучения применяются различные методы и формы контроля. В конце семестра (или окончания работы в специализированном отделении) проводится зачёт в виде решения тестовых задач, ситуационных задач, собеседования, исследования больного. Зачёты проводятся также после прохождения смежных дисциплин, элективов.

Другой важной составной частью образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ТЕРАПИЯ» (интернатура) является учебный план. Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

Для реализации основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ТЕРАПИЯ» (интернатура) университет располагает наличием:

1) учебно-методической документации и материалов по всем разделам дисциплины (модуля);

2) учебно-методической литературы для внеаудиторной работы обучающихся;

3) материально-технической базы, обеспечивающей организацию всех видов дисциплинарной подготовки:

  • учебные аудитории и кабинеты, оснащенные материалами и оборудованием для проведения учебного процесса;

  • клинические базы в лечебно-профилактических, научно- исследовательских и других учреждениях Минздравсоцразвития Республики Татарстан.

В процессе подготовки врача-интерна по специальности «ТЕРАПИЯ» (интернатура) обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков обучающихся перед началом обучения. По окончании изучения каждого модуля проводится этапный (рубежный) контроль. При этом используются различные формы контроля: решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ и др. Теоретическая подготовка врачей-специалистов (интернатура) предусматривает обязательное участие в семинарских занятиях, больничных научно-практических и патологоанатомических конференциях, а также самостоятельное изучение литературы по программе послевузовского профессионального образования врачей-интернов по специальности «ТЕРАПИЯ», написание рефератов, используя для этого специальную медицинскую литературу и архивный материал отделения.

Врач-интерн в процессе подготовки должен овладеть диагностикой, дифференциальной диагностикой, лечением и профилактикой распространенных заболеваний внутренних органов и рядом смежных дисциплин; при этом в процессе обучения врач-интерн должен получить или закрепить общие и специальные знания и умения в объеме требований квалификационной характеристики специалиста врача-терапевта.

По окончании обучения в интернатуре проводится государственная (итоговая) аттестация, осуществляемая посредством проведения экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации - выявление теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «ТЕРАПИЯ» (интернатура).

^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВРАЧА-

СПЕЦИАЛИСТА ТЕРАПЕВТА УСПЕШНО ОСВОИВШЕГО

ОСНОВНУЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

^ ПОСЛЕВУЗОВСКОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТЕРАПИЯ»

(интернатура)


Врач-интерн по специальности «ТЕРАПИЯ» должен обладать общекультурными (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):


^ Общекультурные компетенции характеризуются (ОК 1-4):

  1. способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах своей профессиональной деятельности (ОК1);

  2. способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального терапевтического содержания, осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности(ОК2);

  3. способностью и готовностью использовать методы управления, организовывать работу исполнителей, находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции по специальности «ТЕРАПИЯ» (ОК3);

  4. способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну (ОК4).


Профессиональные компетенции характеризуются (ПК 1-13):

в диагностической деятельности.

  1. способностью и готовностью к постановке диагноза на основании диагностического исследования в области терапии (ПК1);

  2. способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма пациентов для своевременной диагностики терапевтической группы заболеваний и патологических процессов (ПК2);

  3. способностью и готовностью выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы терапевтических заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования органов и систем при терапевтических заболеваниях и патологических процессах, использовать алгоритм постановки диагноза (основного, сопутствующего, осложнений) с учетом Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ), выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний в терапевтической группе заболеваний (ПК3);

в лечебной деятельности:

  1. способностью и готовностью выполнять основные лечебные мероприятия при терапевтических заболеваниях среди пациентов той или иной группы нозологических форм, способных вызвать тяжелые осложнения и (или) летальный исход (особенности заболеваний нервной, иммунной, сердечно-сосудистой, эндокринной, дыхательной, пищеварительной, мочеполовой систем и крови); своевременно выявлять жизнеопасные терапевтические нарушения, использовать методики их немедленного устранения, осуществлять противошоковые мероприятия (ПК4);

  2. способностью и готовностью назначать терапевтическим больным адекватное лечение в соответствии с поставленным диагнозом, осуществлять алгоритм выбора медикаментозной и немедикаментозной терапии как профильным терапевтическим больным, больным с инфекционными и неинфекционными заболеваниями, к ведению беременности, приему родов (ПК5);

в реабилитационной деятельности:

  1. способностью и готовностью применять различные реабилитационные мероприятия (медицинские, социальные, психологические) при наиболее распространенных патологических состояниях и повреждениях организма (ПК6);

  2. способностью и готовностью давать рекомендации по выбору оптимального режима в период реабилитации терапевтических больных (двигательной активности в период реабилитации) (ПК7)

в профилактической деятельности:

  1. способностью и готовностью применять современные гигиенические методики сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья по специальности «Терапия» (взрослого населения на уровне различных подразделений медицинских организаций) в целях разработки научно обоснованных мер по улучшению и сохранению здоровья населения (ПК8);

  2. способностью и готовностью использовать методы оценки природных и медико-социальных факторов в развитии терапевтических болезней, проводить их коррекцию, осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению инфекционных, паразитарных и неинфекционных болезней, проводить санитарно- просветительскую работу по гигиеническим вопросам (ПК9);

в организационно-управленческой деятельности:

  1. способностью и готовностью использовать нормативную документацию, принятую в здравоохранении (законы Российской Федерации, технические регламенты, международные и национальные стандарты, приказы, рекомендации, международную систему единиц (СИ), действующие международные классификации), а также документацию для оценки качества и эффективности работы медицинских организаций по терапии (ПК10);

  2. способностью и готовностью использовать знания организационной структуры по терапии (ПК11);

  3. управленческой и экономической деятельности медицинских организаций различных типов по оказанию медицинской помощи, анализировать показатели работы их структурных подразделений по терапии, проводить оценку эффективности современных медико-организационных и социально-экономических технологий при оказании медицинских услуг пациентам терапевтического профиля (ПК12);

  4. формирование профессиональных компетенций врача-специалиста предполагает овладение врачом системой профессиональных знаний, умений, навыков, владений (ПК13).



Перечень знаний1, умений2 и владений3врача-терапевта (интерна)


Врач-специалист по терапии должен знать (Зн):


  • основы законодательства по здравоохранению и директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения;

  • общие вопросы организации терапевтической помощи в стране; работу больнично-поликлинических учреждений, организацию работы скорой и неотложной помощи взрослому и детскому населению (Зн1);

  • основные вопросы нормальной и патологической анатомии, нормальной и патологической физиологии, взаимосвязь функциональных систем организма и уровни их регуляции (Зн2);

  • основы водно-электролитного обмена, кислотно-щелочной баланс; возможные типы их нарушений и принципы лечения (Зн3);

  • систему кроветворения и гемостаза, физиологию и патофизиологию свертывающей системы крови, основы кровезаместительной терапии, показатели гомеостаза в норме и патологии (Зн4);

  • клиническую симптоматику и патогенез основных терапевтических заболеваний у взрослых и детей, их профилактику, диагностику и лечение, клиническую симптоматику пограничных состояний в терапевтической клинике (Зн5);

  • основы фармакотерапии в клинике внутренних болезней, фармакодинамику и фармакокинетику основных групп лекарственных средств, осложнения, вызванные применением лекарств, методы их коррекции (Зн6);

  • основы иммунобиологии и реактивности организма(Зн7);

  • организацию службы интенсивной терапии и реанимации в терапевтической клинике, оборудование палат интенсивной терапии и реанимации(Зн8);

  • основы немедикаментозной терапии, физиотерапии, лечебной физкультуры и врачебного контроля, показания и противопоказания к санаторно-курортному лечению (Зн9);

  • основы рационального питания здоровых лиц, принципы диетотерапии терапевтических больных (Зн10);

  • противоэпидемические мероприятия в случае возникновения очага инфекции;

  • медико-социальную экспертизу (МСЭ) при внутренних болезнях(Зн11);

  • диспансерное наблюдение за здоровыми и больными, проблемы профилактики;

  • формы и методы санитарно-просветительной работы (Зн12);

  • принципы организации службы медицины катастроф (Зн13).


Врач-специалист по терапии должен уметь:

  1. Общие умения:

  • получать информацию о заболевании, применять объективные методы обследования больного, выявлять общие и специфические признаки заболевания;

  • оценивать тяжесть состояния больного, принимать необходимые меры для выведения больного из такого состояния, определять объем и последовательность реанимационных мероприятий, оказывать необходимую срочную помощь;

  • определять специальные методы исследования (лабораторные, рентгенологические и функциональные);

  • определять показания для госпитализации и организовывать ее;

  • проводить дифференциальную диагностику, обосновывать клинический диагноз, план и тактику ведения больного;

  • оценивать электрокардиограмму, спирограмму, данные рентгенологического обследования и давать по ним заключение;

  • определять степень нарушения гомеостаза и выполнять все мероприятия по его нормализации;

  • назначать необходимые лекарственные средства и другие лечебные мероприятия;

  • определять вопросы трудоспособности больного – временной или стойкой нетрудоспособности, перевода на другую работу;

  • проводить необходимые противоэпидемические мероприятия при выявлении инфекционного больного;

  • проводить диспансеризацию здоровых и больных, уметь анализировать результаты;

  • оформлять медицинскую документацию, предусмотренную законодательством по здравоохранению.




  1. Специальные знания и умения:

Врач-терапевт должен уметь установить диагноз и провести необходимое лечение при следующих заболеваниях:

Заболевания сердечно-сосудистой системы –

  • ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда и его осложнения (аневризма сердца и др.);

  • гипертоническая болезнь и симптоматические артериальные гипертонии;

  • миокардиты;

  • перикардиты;

  • врожденные пороки сердца (открытый артериальный проток, дефекты перегородки сердца, коарктация аорты, синдром Эйзенменгера);

  • нейроциркуляторная дистония;

  • миокардиодистрофия (алкогольная, тонзиллогенная, вегетативно-дисгормо-нальная);

  • кардиомиопатии;

  • инфекционный эндокардит;

  • нарушения сердечного ритма и проводимости;

  • острая и хроническая недостаточность кровообращения (лево- и правожелудочковая, комбинированная).


Болезни органов дыхания –

  • бронхит (острый, хронический);

  • пневмония (острая, затяжная, хроническая);

  • бронхоэктатическая болезнь, ателектаз легкого, абсцесс и гангрена легкого;

  • бронхиальная астма;

  • сухой и экссудативный плеврит;

  • спонтанный пневмоторакс, гидроторакс, пиопневмоторакс;

  • эмфизема легких;

  • дыхательная недостаточность;

  • легочное сердце (острое, подострое, хроническое);

  • туберкулез легкого, плевриты;

  • рак легкого;

  • профессиональные заболевания легких.


Болезни органов пищеварения –

  • заболевания пищевода (дискинезия, ахалазия пищевода, эзофагит, пептическая язва, рак пищевода);

  • острый и хронический гастриты;

  • язвенная болезнь желудка и 12-ти перстной кишки;

  • постгастрорезекционные расстройства;

  • хронический энтерит и колит;

  • острый и хронический панкреатит;

  • дискинезия желчных путей, острый и хронический холецистит, холангит, рак печени и желчного пузыря;

  • острый и хронический гепатиты, гепатозы, цирроз печени, печеночная недостаточность;

  • рак желудка;

  • рак кишечника.


Болезни мочевыделительной системы –

  • гломерулонефрит (острый и хронический);

  • пиелонефрит (острый и хронический);

  • почечная гипертония;

  • нефротический синдром;

  • амилоидоз;

  • почечно-каменная болезнь;

  • острая и хроническая почечная недостаточность;

  • рак почки;

  • цистит;

  • уретрит.


Болезни системы кроветворения –

  • железодефицитная, постгеморрагическая, В-12 и фолиеводефицитная анемия;

  • острый лейкоз, хронический миелолейкоз, хронический лимфолейкоз;

  • миеломная болезнь;

  • лимфогранулематоз, агранулоцитоз;

  • геморрагические диатезы;

  • ДВС-синдром.

Болезни эндокринной системы –

  • сахарный диабет;

  • тиреоидит, диффузно-токсический зоб, гипотиреоз;

  • болезни гипофизарно-надпочечниковой системы (болезнь Иценко-Кушинга, акромегалия, феохромоцитома);

  • ожирение.


Ревматические болезни –

  • острая ревматическая лихорадка;

  • ревматические пороки сердца;

  • ревматоидный артрит;

  • анкилозирующий спондилоартрит (болезнь Бехтерева);

  • болезнь Рейтера;

  • реактивные артриты;

  • остеохондроз позвоночника;

  • первично деформирующий остеоартроз;

  • псориатический артрит;

  • подагра;

  • диффузные заболевания соединительной ткани (системная красная волчанка, склеродермия, дерматомиозит, узелковый периартрит).


Инфекционные заболевания –

  • грипп, ОРВИ;

  • пищевые токсикоинфекции, сальмонеллез, ботулизм, брюшной тиф и паратифы, бруцеллез, дизентерия, протозойные колиты;

  • ишерихиоз, инфекционный мононуклеоз, иерсинеоз, лептоспироз, туляремия, орнитоз, желтая лихорадка, токсоплазмоз, лейшманиоз, сап, ящур, холера, малярия, стафилококковая инфекция, сыпной тиф, сибирская язва, чума, бешенство, менингококковая инфекция, натуральная оспа, столбняк, полиомиелит, дифтерия, коклюш, корь, скарлатина, ветряная оспа, инфекционный паротит, СПИД.


Профессиональные заболевания –

  • химической этиологии (токсический ринофарингит, бронхит, бронхиолит и пневмония, бронхиальная астма, интоксикация химическими веществами, токсическое поражение кроветворного аппарата, гепатобиллиарной системы, почек и мочевыводящей путей, нервной системы);

  • кожи (аллергические заболевания, дерматозы, микозы, эризипелоид, кандидозы);

  • органов дыхания пылевой этиологии (бронхиты, пневмокониозы, эмфизема легких);

  • вызванные действием физических факторов (вибрационная болезнь, лучевая болезнь, воздействие шума, повышенного и пониженного давления, радиации, лазерного излучения и др.);

  • вызванные перенапряжением отдельных органов и систем;

  • аллергические инфекционные и онкологические, вызванные воздействием производственных факторов.


Неотложные состояния в клинике внутренних болезней –

  • острая дыхательная недостаточность, гипоксическая кома, тромбоэмболия легочной артерии;

  • астматический статус при бронхиальной астме;

  • пневмоторакс;

  • острая сердечно-сосудистая недостаточность, обморок, сердечная астма, отек легких, шок;

  • нарушения ритма сердца, аритмический шок;

  • болевой и геморрагический шок;

  • токсикоинфекционный шок;

  • гипертонический криз и острое нарушение мозгового кровообращения;

  • анафилактический шок и острые аллергические состояния;

  • печеночная недостаточность;

  • острая почечная недостаточность, острая токсическая почка, почечная колика;

  • кома (диабетическая, гипогликемическая, гиперосмолярная);

  • нарушение проводимости сердца и синдром Морганьи-Эдемса-Стокса;

  • ожоги, отморожения, поражение электрическим током, молнией, тепловой и солнечный удар, утопление, внезапная смерть.


Острые хирургические заболевания –

  • клинику, диагностику и лечение острого аппендицита, ущемленной грыжи; перфоративной язвы желудка и 12-перстной кишки, кишечной непроходимости, острого холецистита и панкреатита, острого гастродуоденального кровотечения, перитонита, тромбоза мезентериальных сосудов, острой задержки мочи, внематочной беременности.


Акушерство и гинекология –

  • заболевания сердца и других органов при беременности;

  • лечение внутренних болезней у беременных.

4.Функциональные и специальные методы диагностики и терапии:


Врач-терапевт должен уметь оценить:

  • морфологические и биохимические показатели крови, мочи, мокроты;

  • формы нарушения водно-солевого обмена;

  • показатели коагулограммы;

  • данные рентгеноскопии и рентгенографии органов грудной клетки и брюшной полости;

  • данные электрокардиографии, векторографии, фонокардиографии;

  • показатели исследования центральной гемодинамики;

  • показатели функции внешнего дыхания;

  • данные функционального исследования желудочно-кишечного тракта (желудочный сок, панкреато-дуоденальная зона, кишечная функция);

  • данные клиренса мочи и функциональные пробы почек;

  • данные функционального исследования легких (спирометрия, спирография, остаточные объемы, газовый состав).

5.Манипуляции:

  • искусственное дыхание;

  • массаж сердца;

  • трахеотомия;

  • остановка наружного и внутреннего кровотечения;

  • наложение повязки на рану;

  • подкожные, внутримышечные и внутривенные вливания;

  • определение группы и видовой принадлежности крови, внутривенное переливание крови;

  • катетеризация мочевого пузыря;

  • пункция брюшной и плевральной полостей;

  • желудочное и дуоденальное зондирование;

  • определение кровопотери по удельному весу, гемоглобину и гематокриту;

  • промывание желудка;

  • лаваж трахеобронхиального дерева;

  • снятие и расшифровка электрокардиограммы.


1Знание - понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные понятия, факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы и т. д.).

2 Умение - это способность применения усваиваемых знаний на практике. Например, врач-терапевт должен уметь проводить дифференциальную диагностику между терапевтическими заболеваниями (например, между бронхиальной астмы и хронической обструктивной болезнью сердца).

3Владение - это интегративное состояние, при котором обучающийся способен использовать систему формируемых знаний, умений в решении конкретной задачи. Например, владеть методами комплексного обследования кардиологических больных.

Перечень практических навыков4

врача- терапевта (интерна)


^ Врач-терапевт должен владеть следующими практическими навыками:



№№ п/п




Наименование

1

2

3







I. Клиническое обследование больного

1.




Полное клиническое обследование больного по всем органам и системам: анамнез, осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация, включая исследования:




1.1.

центральной и периферической нервной системы (состояние сознания, двигательная и чувствительная сфера, оболочечные симптомы);




1.2.

органы чувств, полости рта, глотки;




1.3.

кожных покровов;




1.4.

периферического кровообращения;




1.5.

молочных желез;




1.6.

наружных половых органов.




1.7.

Сформулировать и обосновать предварительный диагноз.




1.8.

Составить план исследования больного.




1.9.

Составить план лечения с учетом предварительного диагноза.




1.10.

Сформулировать полный диагноз, провести необходимую дифференциальную диагностику.

2.




Определение признаков клинической и биологической смерти.







II. Лабораторные и инструментальные исследования.

1.




Оценка клинических анализов крови, мочи, кала, мокроты, плевральной и асцитической жидкости, биохимических анализов крови, желудочного и дуоденального сока.

2.




Время свертываемости, АЧТВ, протромбиновый индекс.

3.




Оценка показателей электролитного и кислотно-щелочного баланса крови.

4.




Оценка результатов серологического исследования (РА, РСК, РНГА, РТГА), антигенов гепатита.

5.




Методика и оценка:







- анализа мочи (проба Нечипоренко, проба Зимницкого);







- пробы Реберга;







- посева мочи и крови;







- гликемического профиля;







- теста толерантности к глюкозе;







- ацидотеста.

6.




Оценка гормональных исследований крови (ТТГ, Т3, Т4, катехоламины, ренин, альдостерон).

7.




Оценка миелограммы.

8.




Аллергологическое исследование.

9




Иммунохимическое исследование (иммуноглобулины).

10.




Запись, расшифровка и оценка ЭКГ.

11..




Спирография.

12.




Методика подготовки и анализ рентгенограмм при основных заболеваниях бронхолегочной, сердечно-сосудистой систем, желудочно-кишечного тракта, почек, желчных путей, суставов, позвоночника, черепа.

13.




Исследования глазного дна.

14.




Специальные исследования:




14.1

- эндоскопия (ЭГДС, колоноскопия, ректороманоскопия);




14.2

- бронхоскопия;




14.3

- компьютерная томография;




14.4

- ЭХО- и допплерокардиография;




14.5

- УЗИ органов брюшной полости, почек;




14.6

- пробы с физической нагрузкой;




14.7

- суточное ЭКГ-мониторирование;




14.8

- коронаро- и артериография;




14.9

- биопсия лимфатических узлов, печени, почек;




14.10

- магнитно-резонансная томография;




14.11

- радиоизотопное сканирование;




14.12

- основные показатели гемодинамики (ОЦК, ЦВД, УО, МО, фракция выброса, ОПС).







III. Лечебные и диагностические процедуры.

1




Подкожные и внутримышечные инъекции.

2.




Внутривенные вливания (струйные, капельные).

3.




Взятие крови из вены.

4.




Определение группы крови, резус-фактора.

5.




Переливание крови и её компонентов.

6.




Промывание желудка через зонд.

7.




Дуоденальное зондирование.

8.




Плевральная пункция.

9.




Абдоминальная пункция.

10.




Клизмы (очистительная, лечебная).

11.




Стернальная пункция.

12.




Закрытый массаж сердца, искусственная вентиляция легких «рот в рот».

13.




Электроимпульсная терапия.

14.




Передняя тампонада носа.

15.




Пальцевое исследование прямой кишки.

16.




Пальпаторное исследование внутриглазного давления.

17.




Туберкулиновые пробы.

18.




Методы экстракорпоральной детоксикации крови (гемодиализ, гемосорбция, плазмаферез).

19.




Первая врачебная помощь при неотложных состояниях:







  • обморок.







  • гипертонический криз,







  • стенокардия,







  • инфаркт миокарда,







  • отек легких,







  • тромбоэмболия легочной артерии,







  • приступ бронхиальной астмы, астматический статус,







  • острая дыхательная недостаточность,







  • острая артериальная непроходимость,







  • шок (кардиогенный, анафилактический),







  • пароксизмальная тахикардия, тахиаритмии,







  • приступ Морганьи-Эдемса-Стокса,







  • желудочно-кишечное кровотечение,







  • легочное кровотечение,







  • почечная колика,







  • кома гипергликемическая, гипогликемическая, анемическая, мозговая, неясная,







  • острые аллергические реакции,







  • ОНМК,







  • острые заболевания органов брюшной полости,







  • синдром дегидратации,







  • психомоторное возбуждение различного генеза.







IV.Документация, организация врачебного дела.

1




Заполнение и ведение клинической истории болезни, выписки из истории болезни.

2




Заполнение и ведение медицинской документации в поликлинике: амбулаторной карты Ф-025; статистического талона Ф-025/у; листа нетрудоспособности; направления на госпитализацию Ф-28; санаторно-курортной карты Ф-072/у и других.

3




Рецепты: льготные, на наркотические и наркосодержащие препараты.

4




Медико-социальная экспертиза:







  • направление на МСЭ,







  • вынесение обоснованного решения о состоянии трудоспособности,







  • участие в составлении индивидуальной программы реабилитационных мероприятий по профилактике инвалидности.

5




Организация диспансеризации на участке, анализ заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

6




Добровольное и обязательное медицинское страхование.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа рассмотрена и утверждена методическим советом фпк и ппс гбоу впо казанский гму минздравсоцразвития России (протокол № от 2012 г.) icon Кафедра анестезиологии, реаниматологии и трансфузиологии фпк и ппс гбоу впо кубгму минздравсоцразвития

Программа рассмотрена и утверждена методическим советом фпк и ппс гбоу впо казанский гму минздравсоцразвития России (протокол № от 2012 г.) icon Рабочая программа повышения квалификации по курсу «Болезни мелких домашних животных» рассмотрена

Программа рассмотрена и утверждена методическим советом фпк и ппс гбоу впо казанский гму минздравсоцразвития России (протокол № от 2012 г.) icon Рабочая программа учебной дисциплины клиническая фармакология (наименование учебной дисциплины)
Ученым советом гбоу впо волггму минздравсоцразвития России 2011 г., Протокол №
Программа рассмотрена и утверждена методическим советом фпк и ппс гбоу впо казанский гму минздравсоцразвития России (протокол № от 2012 г.) icon Кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии фпк и ппс гбоу впо «Тюменская гма»

Программа рассмотрена и утверждена методическим советом фпк и ппс гбоу впо казанский гму минздравсоцразвития России (протокол № от 2012 г.) icon Научная программа томск, 26-28 сентября 2012 года Организаторы: гбоу впо «Сибирский государственный

Программа рассмотрена и утверждена методическим советом фпк и ппс гбоу впо казанский гму минздравсоцразвития России (протокол № от 2012 г.) icon Программа по специальности 111201. 65 “Ветеринария” (полная форма обучения) (шифр наименование)
Рабочая программа по дисциплине: “Биология и патология рыб” рассмотрена и утверждена методической...
Программа рассмотрена и утверждена методическим советом фпк и ппс гбоу впо казанский гму минздравсоцразвития России (протокол № от 2012 г.) icon Протокол ведения больных гингивит
Протокол ведения больных «Гингивит» разработан гбоу впо «мгмсу» Минздравсоцразвития РФ (Янушевич...
Программа рассмотрена и утверждена методическим советом фпк и ппс гбоу впо казанский гму минздравсоцразвития России (протокол № от 2012 г.) icon Гбоу впо агма минздравсоцразвития России

Программа рассмотрена и утверждена методическим советом фпк и ппс гбоу впо казанский гму минздравсоцразвития России (протокол № от 2012 г.) icon Гбоу впо двгму минздравсоцразвития России

Программа рассмотрена и утверждена методическим советом фпк и ппс гбоу впо казанский гму минздравсоцразвития России (протокол № от 2012 г.) icon Протокол ведения больных пародонтит
Гбоу впо «мгмсу им. А. И. Евдокимова» Минздравсоцразвития РФ (Янушевич О. О., Кузьмина Э. М., Максимовский...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы