Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней» icon

Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней»





Скачать 254.34 Kb.
НазваниеРабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней»
Дата20.03.2013
Размер254.34 Kb.
ТипРабочая программа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО КУРСУ

«ПРОПЕДЕВТИКА ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ»

для студентов II–III курса педиатрического факультета

по специальности- 040200 «Педиатрия»

Составители:

  1. Л.Г. Чибыева – зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, профессор, д.м.н.

  2. А.П. Жирков – доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, к.м.н.

  3. С.С. Сосина – доцент кафедры пропедевтики внутренних болезней, к.м.н.




УЧЕБНЫЙ ПЛАН


В соответствии с действующим учебным планом и на основании Госстандарта высшего медицинского образования пропедевтика внутренних болезней для студентов педиатрического факультета преподается в следующем объеме:

Учебный план в часах

Семестр

Учебные недели

Часов

в неделю

Всего

часов

Аудит часы всего

В том числе

СРС

Лекции

Практ. зан.

Семинары

4

18

5

114

86

24

54

5

28

5

19

4

134

79

16

51

12

55

Итого

37




248

165

40

105

20

83



^ Требования государстенного образовательного стандарта высшего медицинского образования по специальности «Педиатрия» (040200)


Квалификационная характеристика выпускника.

Объектом профессиональной деятельности выпускников является пациент.

Врач-выпускник по специальности 040200 Педиатрия имеет право выполнять лечебно-профилактическую деятельность только под контролем сертифицированных специалистов. Он также имеет право занимать врачебные должности, не связанные с непосредственным ведением больных: научно-исследовательская и лабораторная деятельность по теоретическим и фундаментальным направлениям медицины.

Выпускники по специальности 040200 Педиатрия могут быть подготовлены к выполнению следующих видов профессиональной деятельности:

• профилактической,

• диагностической,

• лечебной,

• медико-просветительской,

• организационно-управленческой,

• научно-исследовательской.

Врач – выпускник по специальности - 040200 "Педиатрия" подготовлен к решению следующих задач:

• проведение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний населения (здоровых, больных, членов их семьи и коллективов);

• диагностика заболеваний, прежде всего ранних и типичных проявлений болезни, а также малосимптомных и атипичных их вариантов течения заболевания на основе владения пропедевтическими и лабораторно-инструментальными методами исследования;

• диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;

• диагностика и оказание первой помощи при неотложных состояниях;

• лечение с использованием терапевтических и хирургических методов;

• диагностика и ведение физиологической беременности, прием родов;

• экспертиза трудоспособности больных;

• судебно-медицинской экспертиза;

• гигиеническое воспитание больных и членов их семей;

• организация труда в медицинских учреждениях и ведение медицинской документации;

• медицинская помощь населению в экстремальных условиях эпидемий, в очагах массового поражения;

• самостоятельная работа с информацией (учебной, научной, нормативной справочной литературой и другими источниками).

Врач должен уметь:

• осуществлять индивидуальную и популяционную профилактику заболеваний, диспансеризацию здоровых и больных;

• диагностировать и лечить больных при оказании плановой и неотложной медицинской помощи с заболеваниями и патологическими состояниями, изучение которых предусмотрено учебной программой и планами обучения в медицинском вузе;

• вести учетно-отчетную медицинскую документацию;

• проводить судебно-медицинскую экспертизу;

• оказывать медицинскую помощь в очагах массового поражения населения;

• организовать работу подчиненного ему медицинского персонала в отделениях учреждений здравоохранения с учетом требований техники безопасности и в соответствии с нормативными документами службы здравоохранения;

• эффективно вести работу по санитарному просвещению среди больных, членов их семей и медицинского персонала.

Возможности продолжения образования выпускника, освоившего основную образовательную программу высшего профессионального образования по специальности 040200 -Педиатрия.

Выпускник подготовлен для продолжения образования в интернатуре, ординатуре, аспирантуре (на теоретических кафедрах) по программам послевузовского профессионального образования.

^ Требования к профессиональной подготовленности специалиста.

Выпускник должен уметь решать задачи, соответствующие его квалификации указанной в государственном образовательном стандарте.

В результате клинической подготовки по терапевтическим и хирургическим дисциплинам, акушерству и гинекологии, педиатрии, а также по остальным клиническим дисциплинам и курсам, у специалиста должно быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и применение им алгоритма врачебной деятельности по оказанию медицинской помощи при неотложных и угрожающих жизни состояниях, по профилактике, диагностике, лечению и реабилитации больных.

Специалист должен уметь:

– организовать и оказать лечебно-профилактическую помощь населению (с учетом социально-профессиональной и возрастно-половой структуры населения); организовать и участвовать в проведении профилактических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий;

– анализировать и оценивать состояние здоровья населения, влияние на него факторов окружающей и производственной среды, и качество медицинской помощи;

– применять современные методы научного познания, средства и методы педагогического воздействия на личность, знания общих и индивидуальных особенностей психики человека;

– решать с использованием математических методов профессиональные задачи и работать с ЭВМ;

– пропагандировать здоровый образ жизни, значение занятий физической культурой для здоровья.

Специалист в своей профессиональной деятельности должен применять знания:

– основных физических, химических, биологических и (физиологических закономерностей, процессов и явлений в норме и патологии, а также работы с лечебно-диагностической аппаратурой;

– строения, топографии и развития клеток, тканей, органов и систем организма во взаимосвязи с их функцией в норме и патологии, особенностей организменного и популяционного уровней организации жизни;


^ Принципы построения курса


ПРИНЦИПЫ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Основание для про­ведения курса

Госстандарт высшего медицинского образования, учебный план медицинского института ЯГУ, программы учебной дис­циплины по пропедевтике внутренних болезней.

2. Адресант курса

Студенты 2–3 курса педиатрического факультета МИ ЯГУ.

3. Главная цель курса

Изучение симптоматологии болезней и обучение методам клинического обследования больного, формирование клинического мышления, воспитание профессиональных личност­ных качеств.

4. Ядро курса

Получить умения:

– по проведению расспроса, физического и инструментально­го обследования больного;

– диагностировать основные клинические синдромы, сформулировать клинический диагноз;

– оценить результаты общего анализа крови, мочи, мокроты и т.д.;

– изложить результаты обследования больного в виде истории болезни;

– оказать медицинскую помощь и проводить реанимационные мероприятия в случаях возникновения неотложных и угрожающих жизни состояниях.

5. Требования к начальной подготовке

Знание основ медицинской психологии, этики и деонтологии, анатомии, гистологии, микробиологии, физиологии, фармакологии, биологии с генетикой, биохимии, латинского языка.

6. Объем курса

Лекционных – 40 часов.

Практических занятий – 105 часов.

Семинаров – 20 часов.

СРС – 83 часов.

7. Область применения

Повседневной профессиональной врачебной деятельности.

8. Организация контроля

– тестовый контроль;

– ситуационные задачи, академическая история болезни, ре­фераты, контрольные работы;

– экзамен.



цели курса пропедевтики внутренних болезней


Основными целями курса пропедевтики внутренних болезней являются следующие:

Студент должен знать:

1.4.1 – Анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека.

1.4.2 – Причины возникновения основных «патологических процессов в организме и

механизмы их развития.

1.4.3 – Клинические симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов и механизмы их возникновения, развития.

1.4.4 – Симптоматологию наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной классической форме.

1.4.5 – Основные принципы лечения больных с заболеваниями внутренних органов.

1.4.6 – Симптоматологию и принципы оказания медицинской помощи при основных неотложных состояниях.

Студент должен уметь:

Методически грамотно:

1.4.7 – провести расспрос больного (или родственников) для получения полной информации о состоянии здоровья пациента, установив возможные причины его возникновения в типичных случаях;

1.4.8 – провести физическое обследование больного (осмотр, перкуссия, пальпация, аускультация и т.п.) и выявить объективные признаки заболевания;

1.4.9 – составить план дополнительного лабораторного и инструментального исследования больного для подтверждения и уточнения диагноза;

1.4.10 – диагностировать основные клинические синдромы и обосновать их;

1.4.11 – установить и сформулировать клинический диагноз наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной форме и обосновать его.

Описывать:

1.4.12 – ЭКГ в стандартных в 12 отведениях здорового человека, а также больных с наиболее частыми нарушениями ритма и проводимости, с гипертрофией различных отделов сердца;

1.4.13 – Спирограмму, ФКГ при основных формах патологии;

1.4.14 – выявить основные формы инфаркта миокарда с описанием зон поражения, распространенности и стадий;

1.4.15 – оценить результаты общего анализа крови. Мочи, мокроты, желудочного и дуоденального содержимого, плеврального выпота, а также биохимического анализа крови;

1.4.16 – изложить результаты обследования больного в виде истории болезни с обоснованием диагноза, оформлением температурного листа, составлением плана дальнейшего обследования больного и других разделов истории болезни;

1.4.17 – оказать неотложную помощь при наиболее распространенных патологических состояниях;

1.4.18 – проводить реанимационные мероприятия в случаях возникновения клинической смерти.


Контрольные вопросы

по курсу пропедевтики внутренних болезней

Общие вопросы:

  1. История развития учения о внутренних болезнях и краткая характеристика

  2. Русских терапевтических школ. Выдающиеся отечественные клиницисты.

  3. Роль пропедевтики внутренних болезней в общеклинической подготовке врачей.

  4. История развития учения о диагностике.

  5. История введения в мед.практику метода аускультации.

  6. Роль С.П. Боткина в развитии отечественной школы терапевтов.

  7. Понятие о симптоме и синдроме.

  8. Врачебная деонтология.

  9. Вклад отечественных ученых в развитии пропедевтической терапии (Образцов В.П.
    Стражеско Н.Д.Василенко В.Х.).

Методы исследования:

  1. Осмотр больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы

  2. Характер пульса. Определение качеств пульса.

  3. Симптом «шипка», «жгута» их диагностическое значение.

  4. Верхушечный и сердечный толчок и их значение.

  5. Границы сердца в норме, конфигурация сердца при пороках. Относительная и абсолютная тупость сердца.

  6. Методика и техника выслушивания сердца. Порядок выслушивания сердца.

  7. Конституционные типы. Осмотр отдельных частей тела.

  8. Термометрия. Лихорадка и ее типы. Техника измерения температуры.

  9. Пальпация лимфоузлов и характеристика получаемых данных.

  10. Антропометрические измерения: рост, вес, окружность грудной клетки. Их соотношения. Оценка и значение антропометрических измерений для клиники.

  11. Происхождение и характер тонов сердца. Изменение тонов сердца.

  12. Нормальная электрокардиография.

  13. Данные внешнего осмотра больных с легочной патологией.

  14. Данные внешнего осмотра и перкуссия при эмфиземе легких.

  15. Осмотр и пальпация грудной клетки. Голосовое дрожание.

  16. Перкуссия. Развитие учения о перкуссии. Понятие и происхождение перкуторных звуков.

  17. Сравнительная и топографическая перкуссия легких.

18. Определение подвижности нижнего края легких.

  1. Аускультация. Исторический очерк (ЛАЭННЕК). Общие правила аускультации.

  2. Аускультация легких. Техника плевральной пункции легких.

  3. Исследование живота, конфигурация величины, коллатеральное кровообращение, видимая перистальтика и т.д.)

  4. Пальпация органов брюшной полости по Образцову-Стражеско.

  5. Пальпация толстого кишечника, тонкого кишечника, желудка. Печени, селезенки, желчного пузыря, почек.

  6. Перкуссия печени, желудка, селезенки.

  7. Осмотр больных с эндокринологическими патологиями.

26. Осмотр больных с заболеваниями почек, системы крови
Система кровообращения:

  1. Ревматизм.

  2. Затяжной септический эндокардит.

  3. Приобретенные пороки сердца.

  4. Атеросклероз.

  5. Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия. Инфаркт миокарда.

  6. Гипертоническая болезнь.

7. Кардиосклероз

8. Сердечная недостаточность.

Система органов дыхания:

1. Острые и хронические бронхиты.

  1. Бронхиальная астма.

  2. Острые и хронические пневмонии.

  3. Абсцесс и гангрена легких.

  4. Плевриты.

  5. Бронхоэктатическая болезнь.

  6. Эмфизема и пневмосклероз легких.

  7. Дыхательная недостаточность.

  8. Функции внешнего дыхания.

  9. Дополнительные методы исследования.

Желудочно-кишечный тракт:

  1. Острый и хронический гастрит.

  2. Рак пищевода и желудка.

  3. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки.

  4. Острые и хронические гепатиты.

  5. Циррозы печени.

  6. Острые и хронические колиты.

  7. Печеночные синдромы

  8. Острые и хронические колиты.

  9. Дополнительные методы исследования при заболеваниях органов пищеварения.

Гематология:

  1. Анемии.

  2. Геморрагический синдром.

  3. Лейкозы.

Нефрология:

  1. Острые и хронические гломерулонефриты.

  2. Острые и хронические пиелонефриты.

  3. Почечные синдромы.

  4. Амилоидоз почек.

Эндокринная система:

  1. Диффузный токсический зоб.

  2. Сахарный диабет.

Функциональные методы исследования:

  1. Функция внешнего дыхания (спирография, пневмотахометрия).

  2. Электрокардиография.

Лабораторные методы:

1. Морфологический анализ крови.

2. Исследование мочи.

3. Определение сахара в крови и моче.

4. Исследование желудочных соков и дуоденальных секретов.

5. Копрограмма.

6. Исследование мокроты, плевральной жидкости.


Студент должен знать:

  1. Виды дыхания, их происхождение.

  2. Хрипы их происхождение.

  3. Крепитация, ее происхождение.

  4. Шум трения плевры.

  5. Типография легочных долей.

  6. Дыхательную недостаточность. Типы нарушения вентиляции легких и их происхождение.

  7. Симптоматику и их происхождение: при острой пневмонии.

  8. При остром бронхите.

  9. При хроническом бронхите

  10. При бронхиальной астме

  11. При эмфиземе легких

  12. При пневмосклерозе

  13. При бронхоэктатической болезни

Система кровообращения:

  1. Местоположение отдельных частей сердца и крупных сосудов.

  2. Признаки гипертрофии левого и правого желудочков сердца.

  3. Происхождение тонов сердца. Изменения тонов сердца и их происхождение.

  4. Происхождение шумов сердца. Отношение шумов сердца к фазам сердечной деятельности.

  5. Симптомы острой сердечной недостаточности.

  6. Симптомы хронической сердечной недостаточности.

  7. Симптомы стенокардии.

  8. Симптомы инфаркта миокарда.

  9. Симптомы подострого бактериального эндокардита.

  10. Симптомы гипертонической болезни.

  11. Симптомы ревматизма.

  12. Симптомы недостаточности митрального клапана.

  13. Симптомы стеноза левого атриовентрикулярного отверстия.

  14. Симптомы недостаточности портального клапана.

  15. Симптомы стеноза устья аорты.

Система органов пищеварения:

  1. Желтухи и ее причины.

  2. Портальная гипертония и ее происхождение.

  3. Печеночная недостаточность.

  4. Симптомы и происхождение хронического гепатита.

  5. Симптомы и происхождение циррозов печени.

  6. Происхождение симптомов острого гастрита.

  7. Происхождение симптомов хронического гастрита.

  8. Происхождение симптомов язвенной болезни.

  9. Происхождение симптомов рака желудка.

Система мочеотделения:

  1. Нефротический синдром

  2. Артериальная гипертония.

  3. Острая почечная недостаточность

4. Хроническая почечная недостаточность.
Система крови:

  1. Происхождение симптомов постгеморрагической анемии.

  2. Происхождение симптомов железодефицитной анемии.

  3. Происхождение симптомов В12-дефицитной анемии.

  4. Симптомы острого лейкоза.

  5. Симптомы хронического лейкоза.

  6. Симптомы геморрагического диатеза.

Система желез внутренней секреции:

  1. Происхождение симптомов диффузного токсического зоба.

  2. Происхождение симптомов гипотиреоза.

  3. Происхождение симптомов сахарного диабета.

Важнейшие синдромы внутренних болезней:

  1. Лихорадочные состояния.

  2. Цианоз.

  3. Потери сознания (комы).

  4. Одышка.

  5. Отеки.

  6. Анемии.

  7. Геморрагические диатезы.

  8. Лимфадениты.

  9. Боли в груди.

  10. Нарушения сердечного ритма.

  11. Артериальная гипертония.

  12. Артериальная гипотония.

  13. Боли в области живота.

  14. Поносы.


Экзаменационные вопросы по пропедевтике внутренних болезней


Общие вопросы

История развития учения о внутренних болезнях, краткая характеристика русских терапевтических школ. Выдающиеся отечественные клиницисты.

  1. Роль пропедевтики внутренних болезней в общеклинической подготовке врачей. Вклад в учение о диагностике внутренних болезней отечественного ученого М.Г. Курлова.

  2. История развития учения о диагностике. Этиология и патогенез болезни.

  3. Г.А. Захарьин. Его вклад в отечественную медицину.

  4. Аускультация. Исторический очерк. Общие правила аускультации.

  5. С.П. Боткин. Его вклад в развитие отечественной медицины.

  6. Врачебная деонтология.

  7. Вклад В.П. Образцова и Н.Д. Стражеско в методику обследования больных.

  8. Значение школ Корвизара, Р.Г. Лаэннека, М.Я. Мудрова, В.П.
    Образцова, Н.Д. Стражеско и др. ученых в методике обследования больных.

  1. История измрения артериального давления. Заслуги Н.С. Короткова.

  2. Синдром уплотнения легочной ткани.

  3. М.Я. Мудров. Его вклад в медицинскую науку.

  4. Н.А. Семашко. Его роль в становлении Советской медицины.

  5. Академик Д.Д. Яблоков, его вклад в развитие медицинской науки.

  6. М.П. Кончаловский. Его роль в развитии отечественной медицины.

  7. Ученые, внесшие вклад в методику аускультации ( Р.Г. Лаэннек, Г.И. Сокольский и др.).
Методы исследования

  1. Общий осмотр больного при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

  2. Характеристика пульса. Определение качества пульса.

  3. Симптом "щипка", "жгута" и их диагностическое значение.

  4. Верхушечный и сердечный толчки, механизм их появления и диагностическое значение их определения.

  5. Глубокая и скользящая пальпация. Методическая пальпация по Образцову-Стражеско органов брюшной полости.

  6. Границы сердца в норме и при пороках сердца.

  7. Аускультация сердца. Места проекции клапанов и точки выслушивания. Происхождение тонов сердца. Механизм изменил тонов сердца.

  1. Значение осмотра кожных покровов в диагностике внутренних болезней.

  2. Значение осмотра и пальпации в диагностике заболеваний сердечно­ сосудистой системы.

  1. Методика пальпации и ее диагностическая значимость.

  2. Данные общего осмотра больного с почечной патологией.

  3. Отеки и их происхождение.

  4. Осмотр грудной клетки. Типы грудной клетки в норме. Варианты патологических форм грудной клетки.

  5. Общий осмотр больного. Положение его в постели, выражение лица, состояние сознания. Конституциональные типы телосложения.

  6. Сравнительная перкуссия грудной клетки.

  7. Понятие о конституциональных типах.

  8. Термометрия. Лихорадка и ее типы. Степени повышения температуры. Диагностическое значение термометрии.

  9. Пальпация лимфоузлов и характеристика полученных данных.

  10. Антропометрические методы исследования. Индекс Пенье.

  11. Пальпация грудной клетки, голосовое дрожание.

  12. Топографическая перкуссия легких.

  13. Правила аускультации легких.

  14. Определение подвижности нижнего края легких.

  15. Одышка, виды одышки по происхождению и по клинической картине.

  16. Пальпация толстого кишечника.

  17. Осмотр и пальпация грудной клетки.

  18. Развитие учения о перкуссии. Варианты перкураторного звука в диагностике внутренних болезней.

  19. Пальпация и перкуссия селезенки.

  20. Правила пальпации живота, поверхностная пальпация живота.

  21. Электрокардиография.

  22. Правила пальпации почек.

  23. Аускультация. Исторический очерк (Лавнек). Общие правила выслушивания. Аускультация посредственная, непосредственная, сравнительная.

  24. Правила пальпаторного обследования желчного пузыря.

  25. Методика и техника плевральной пункции.

  26. Понятие и симптоме и синдроме.

  27. Происхождение и характер тонов сердца, изменение тонов сердца.

  28. Значение перкуссии при обследовании больного эксудативным плевритом.

  29. Инструментальные и лабораторные исследования при заболеваниях органов дыхания.

  30. Исследование сосудов. Характеристика пульса.

  31. Исследование функции внешнего дыхания в диагностике болезней бронхо-легочной системы.

  1. Функция внешнего дыхания. Понятие о недостаточности функции внешнего дыхания, виды его, степень выраженности (дать определение I, II, III степени недостаточности).

  2. Аускультативные данные при недостаточности 3-х створчатого клапана.

  3. Физикальные методы исследования щитовидной железы.

  4. Данные внешнего осмотра больных с легочной патологией.

  5. Правила обследования больного с тиреотоксикозом.

  6. Осмотр больного стенозом митрального отвертсия и недостаточности аортального клапана.

  7. Данные внешнего осмотра и перкуссия при эмфиземе легких.

  8. Определение границ сердечной тупости, правила перкуссии

  9. Исследование живота.

  10. Изменения легочного перкуторного звука при патологических процессах в легких и плевральной полости.
Система кровообращения

  1. Ревматизм. Этиология, клиническая симптоматология, критерии ревматизма, профилактики и лечения.

  2. Пальпация области сердца, ее значение в диагностике заболеваний сердца.

  3. Аускультация сердца. Происхождение тонов и шумов сердца.

  4. Затяжной септический эндокардит. Недостаточность аортального клапана. Гемодинамика, диагностика.

  5. Стеноз левого атриовентикулярного отверстия. Гемодинамика, симптоматология.

  6. Недостаточность митрального клапана. Гемодинамика, симптоматология.

  7. Стеноз устья аорты. Гемодинамика, симптоматология.

  8. Атеросклероз.

  9. Ишемическая болезнь сердца. Стенокардия. Клинические критерии. Диагностика, лечение.

  1. Инфаркт миокарда. Этиология, клинические варианты, виды, формы инфаркта миокарда. Диагностика, принципы лечения.

  2. Гипертоническая болезнь. Вторичная артериальная гипертензия. Этиология, симптоматика клинической картины, принципы лечения.

  3. Шумы сердца. Механизм образования интракардиальных шумов, места выслушивания.

  4. Отличие сердечной астмы от бронхиальной.

  5. Недостаточность аортального клапана. Гемодинамика симптоматология.

  6. Нарушения ритма сердца.
Система органов дыхания

  1. Хронический бронхит. Этиология, симптоматология, принципы лечения.

  2. Острый бронхит. Этиология, симптоматика клинического течения, лечение.

  3. Бронхиальная астма. Этиология, симптоматика клинического течения, принципы лечения. Синдром нарушения проходимости тромбов.

  4. Крупозная пневмония. Этиология, патогенез и клиническая симптоматология. Лечение.

  5. Абсцесс легких. Характер жалоб, клиника, данные перкуссии и аускультации.

  6. Правила определения голосового дрожания, ее изменения.

  7. Плевриты. Симптоматология, диагностика. Синдром скопления жидкости в плевральной полости.

  8. Бронхоэктатическая болезнь. Этиология, симптоматология, диагностика.

  9. Жалобы больного при заболеваниях органов дыхания, их патогенетическая основа.

  1. Изменение легочного перкуторного звука при патологических процессах в легких и плевральной полости.

  2. Отличие экссудата и транссудата.

  3. Побочные дыхательные шумы и причины их возникновения.

  4. Хрипы сухие и влажные, крепитация. Механизм образования. Синдром крупозного и очагового уплотнения легочной ткани (данные пальпации, перкуссии , аускультации).
Желудочно-кишечный тракт

  1. Общий осмотр больных с заболеваниями печени и желчевыводящх путей.

  2. Рак пищевода. Симптоматология, диагностика.

  3. Острый гастрит. Этиология, симптоматика, диагностика, принципы лечения.

  4. Хронический гастрит. Этиология, симптоматология, методы диагностики и принципы лечения.

  5. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки. Симптоматология, диагностика.

  6. Значение осмотра при патологии ЖКТ.

  7. Современные методы исследования желудочно-кишечного тракта.

  1. Правила пальпации печени. Границы печени по Курлову.

  2. Рак желудка. Симптоматология, диагностика.

  1. Острые и хронические колиты.

  2. Физикальные методы исследования при заболеваниях желчного пузыря.

  3. Холециститы. Этиология, симптоматология, принципы лечения.

  4. Цирроз печени. Симптоматология, диагностика, принципы лечения печеночной комы.

  5. Асцит, причины и механизм возникновения его при заболеваниях печени.

  6. Жалобы больных с заболеваниями ЖКТ.

  7. Методика пальпации желчного пузыря.

  8. Панкреатиты. Этиология, симптомы клинической картины, диагностика, принципы лечения.

  9. Гиперспленизм.

  10. Язвенная болезнь с локализацией процесса в 12-перстной кишке. Симптоматология, методы диагностики, принципы лечения.

  11. Хронические гепатиты. Этиология, симптоматология, диагностика, принципы лечения.

  12. Основные клинические синдромы: желтуха, портальная гипертензия, гепатолиенальныи синдром, печеночная недостаточность, кома.

Эндокринная система.

  1. Сахарный диабет. Диабетическая кома. Симптоматика, лечение.

  2. Гипотиреоз. Этиология, симптомы клинической картины, диагностика. Принципы лечения.

  1. Токсичекий зоб. Этиология, симптоматика клинического течения, диагностика, принципы лечения.

  2. Эутиреоидный зоб. Гипотиреоз.

Мочевыделительная система.

  1. Нефрит подострый.

  2. Нефрит острый

  3. Амилоидный нефроз. Этиология, патогенез, лечение.

  4. Хроничекий гломерулонефрит. Этиология, симптоматология, диагностика.

  5. Мочевой синдром при нефритах и амилоидозе почек.

  1. Почечно-каменная болезнь.

  2. Характерные жалобы больных с заболеваниями почек.

  3. Острый пиелонефрит. Этиология, патогенез, клиническая картина, диагностика, лечение.

  4. Основные клиничекие синдромы (нефротичекий синдром, артериальная гипертензия, эклампсия, почечная недостаточность, уремическая кома).

  1. Хронический пиелонефрит. Симптоматология, диагностика, лечение.

  2. Исследование мочи.

Болезни системы кроветворения.

  1. Гематологические синдромы при заболеваниях внутренних органов.

  2. Обследование гематологических больных.

  3. Анемии. Этиология, симптоматика клинической картины. Лечение.

  4. Острый лейкоз. Этиология, симптомы клинического течения. Методы диагностики.

  5. Анемия Аддисона-Бирмера.

  6. Геморрагические васкулиты. Симптоматика и диагностика.

  7. Хронический лейкоз. Симптоматика, диагностика.

Лабораторные методы.

  1. Содержание глюкозы в сыворотке крови и моче.

  2. Анализ мочи по Зимницкому, проба Реберга.

  3. Морфологический анализ периферической крови.

  4. Исследование мочи.

  5. Понятие о протеинурии и качественная реакция определения белка.

  6. Нарушения диуреза.

  7. Определение гемоглобина, подсчет эритроцитов, вычисление цветного показателя.

  8. Взятие желудочного сока фракционным методом.

  9. Функциональные пробы при диагностике болезней почек.

  1. Копрограмма. Обмен билирубина в норме и патологии.

  2. Методика дуоденального зондирования.

  3. Техника плевральной пункции. Проба Ривальта и Лукереньи.

  4. Скорость оседания эритроцитов (значение теста при диагностике воспалительных заболеваний)

  5. Анализ мочи на уробилин и желчные пигменты.

  6. Исследование мокроты, плевральной жидкости.

  1. Пробы Нечипоренко, Томпсона и Реберга.

  2. Пробы Нечипоренко, Каковского-Аддиса, Реберга.

  3. Функциональное исследование печени (Углеводный, пигментный, белковый обмен).

  4. Понятие и гипо-, нормо- и гиперхромных анемиях. Вычисление цветного показателя.

  5. Методы определения кислотности желудочного содержимого. Диагностическое значение определения кислотности.



^

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА



1. Пропедевтика внутренних болезней. Гребенев А. Л., 5-е изд. М., 2002.

2. Пропедевтика внутренних болезней. Учебное пособие. Под ред. Шамова И. А., М., 1986.

3. Внутренние болезни. Руководство к практ. занятиям. Под ред. Шамова И. А., М., 1987.

4. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. Ивашкин В. С., Султанов В. В., С-Пб., 2002.

5. Пропедевтика внутренних болезней. Учебное пособие. Смирнова Е. В., 2002.

6. Внутренние болезни. Учебник. Рябова С. И., Алмазова В. А., Шляхто Е. В.М., 2001.

7. Энциклопедия клинического обследования больного. В. Веllts (перевод Денисов И. Н. с соавторами). 1998.

8. Основы семиотики. Струтынский А. В. 1997.

9. Атлас пропедевтики внутренних болезней. Струтынский А. В. 1999.

10. Физические методы диагностики. Авербах М.М., М., 1986.


Методические разработки:


  1. Методическое пособие к проведению практических занятий студентов 3 курса. Безродных А.А., Якутск, 1993.

  2. Методическое пособие к проведению практических занятий по клинической лабораторной диагностике. Безродных А. А., Чибыева Л.Г., Миронова Г.Е., Сосина С.С. Якутск, 1994.

  3. Методические разработки к проведению практических занятий по пропедевтической терапии. Безродных А. А., Васильев Е.П. Якутск, 1994.

  4. Программированное обучение по выслушиванию сердца. Васильев Е.П., Карелин А.П., Якутск, 1997.

  5. Схема истории болезни. Васильев Е.П., Якутск, 1997.

  6. Аускультация тонов сердца. Карелин А.П., Якутск, 2001.

  7. Симптоматика при заболеваниях суставов. Карелин А.П. Якутск, 2001.

  8. Рекомендации по производственной практике, Чибыева Л.Г., Николаева Т.Я., Якутск, 2002.

  9. Немедикаментозное лечение больных с бронхальной астмой методами восточной медицины, Бехбат Мятавдорж, Якутск, 2002.

  10. Основы клинической электрокардиографии, Чибыева Л.Г., Васильев Е.П., Жирков А.П., Донская А.А., Карелин А.П., Сосина С.С., Дайбанырова Л.В., Якутск, 2002.

  11. Учебное пособие к практическим занятиям по пропедевтической терапии: Семиотика заболеваний внутренних органов. Чибыева Л.Г., Васильев Е.П., Жирков А.П., Донская А.А., Карелин А.П., Сосина С.С., Н.С. Дьячковский, А.П. Слепцов, Дайбанырова Л.В., Якутск, 2003.

  12. Учебное пособие к практическим занятиям по пропедевтической терапии: Семиотика болезней органов дыхания. Чибыева Л.Г., Васильев Е.П., Жирков А.П., Донская А.А., Карелин А.П., Сосина С.С., Н.С. Дьячковский, А.П. Слепцов, Дайбанырова Л.В., Якутск, 2003.



^

Дополнительная литература


по курсу пропедевтики внутренних болезней

Врачебная деонтология

1. Вангер Е. А. Раздумье о врачебном долге. Пермь. 1986.

2. Под ред. Морозова Г. В.. Царегородского Г. И. Медицинская этика и деонтология. М., 1983.

3. Под ред. Петровского Б. В. Деонтология в медицине. М.. 1988.

4. Макманов И. Я. Врачебная деонтология, М.. 1998.

Клиническая кардиология

1. Василенко В. X., Фельдман С. Б.. Могилевский Э. В. Пороки сердца. Ташкент. 1983.

2. Гасилин В. С., Сидоренко В. А. стенокардия. М.. 1981.

3. Гогин Е. Е., Семенко А. Н.. Тюрин Е. И. Артериальные гипертензии. Ленинград. 1983.

4. Дощицин В. Л. Практическая электрокардиография. М.. 1987.

5. Маколкин В. И. Приобретение пороков сердца. М.. 1986.

6. Мурашко В. В., Струтинский А. В. Электрокардиография. М., 1987.

7. Руда М. Я., Зыско А. П. Инфаркт миокарда. М.. 1981.

8. Сумароков А. В., Моисеев В. С. Клиническая кардиология. М., 1986.

Пульмонология

1. Палеев Н. Р., Царькова Л. Н., Ворохов А. И. Хронические неспецифические заболевания легких. М., 1985.

2. Путов Н. В., Федосеев Г. Б. Руководство по пульмонологии. Ленинград, 1989.

Гастроэнтерология

1. Блюгер А. Ф., Новицкий И. Н. Практическая гепатология. Рига, 1984.

2. Под ред. Бурчинского Г. И. Клиническая гастроэнтерология. Киев. 1979.

3. Маколкин В. И.. Овчаренко С. И. Внутренние болезни. Руководство к практическим занятиям. М., 1987.

4. Под ред. Мацевича Ц. Г. Болезни органов пищеварения. Ленинград. 1975.

5. Григорьев П. А., Яковенко Э. П. Диагностика и лечение хронических болезней органов пищеварения. М., 1990.

6. Барановский А. Ю. Реабилитация гастроэнтерологических больных в работе терапевта и семейного врача. С-Пб., 2001.

7. Григорьев П. Я., Яковенко А. В. Клиническая гастроэнтерология. М., 2001.

8. Значение суточного мониторирования внутрипищеводного рН в диагностике гастроэзофагенальной рефлюксной болезни и оценке эффективности лекарственных препаратов//Клиническая медицина. 1999 г. № 7.

9. Гастроэзофагенальная рефлюксная болезнь. Шептулин А. А. М., 2001 г.

Болезни почек

1. Под ред. Тареева Е. М. Клиническая нефрология. М., 1983.

2. Эрман М. В. Нефрология детского возраста в схемах и таблицах. Справочник. М., 2001.

Эндокринология

1. Балаболкин М. И., Гаврилюк Л. И. Сахарный диабет. Кишинев, 1983.

2. Потемкин В. В. Эндокринология. М., 1986.

Гематология

1. Воробьев А. И., Лорие Ю. И. Руководство по гематологии. М., 1979.

2. Меньшиков В. В. Справочник. Лабораторные методы исследования в клинике. М., 1987.

3. Абдулкадыров К. М., Рукавицын О. А., Удальева В. Ю., Шилова Е. Р. Гематологические синдромы в общей клинической практике. М., 2002.

4. Лабораторная диагностика заболеваний внутренних болезней. Ройтберг Г. Е., М., 1999.


Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней» iconРабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней»
В соответствии с действующим учебным планом и на основании Госстандарта высшего медицинского образования...
Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней» iconРабочая программа по дисциплине пропедевтика внутренних болезней рекомендуется для специальности

Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней» iconРабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По

Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней» iconРабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности

Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней» iconРабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия

Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней» iconПропедевтика внутренних болезней

Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней» iconКафедра пропедевтика внутренних болезней

Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней» iconМухин Н. А., Моисеев B. C. Пропедевтика внутренних болезней

Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней» icon«пропедевтика внутренних болезней» для специальности

Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней» iconВопросы промежуточных опросов по предмету пропедевтика внутренних болезней

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы