Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По направлению подготовки 060103 «Педиатрия» icon

Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По направлению подготовки 060103 «Педиатрия»





Скачать 495.29 Kb.
Название Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По направлению подготовки 060103 «Педиатрия»
Дата 20.03.2013
Размер 495.29 Kb.
Тип Программа




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации



«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ПВБ Декан факультета

к.м.н. Хлопина И.А. к.м.н., доц.Старцева О.Г.

_________________ _____________________

«___»_______________20 г. «___»_______________20 г.


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА


По дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика»

По направлению подготовки – 060103 «Педиатрия»

Курс – II, III

Семестр – IV, V

Вид промежуточной аттестации – экзамен

Кафедра – «Пропедевтика внутренних болезней»

Общая трудоемкость 216 час, 6 зач.ед.


Архангельск

2012


^ 1. Цель преподавания дисциплины: формирование у будущего специалиста основ клинического мышления – овладение методикой обследования больного.


Задачи обучения дисциплины:


1. Уметь собирать жалобы и анамнестические данные у пациентов.

2. Проводить физикальное обследование больного.

3. Знать ведущие синдромы в клинике внутренних болезней.

4. Правильно оценивать данные лабораторных и инструментальных исследований.

5. Овладеть приемами оказания неотложной доврачебной помощи.


^ 2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «педиатрия». Дисциплина входит в федеральный компонент профессионального цикла (С.3) и является обязательной для изучения. Для изучения данной дисциплины необходимо освоение таких дисциплин, как «анатомия человека», «патологическая анатомия», «патологическая физиология» и «фармакология».

Преподавание курса пропедевтики внутренних болезней должно проводиться на базах общетерапевтических и специализированных отделений. Учебный материал по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней» осваивается студентами посистемно, при этом изучение вопросов семиотики по соответствующему разделу внутренних болезней предшествует преподаванию основ частной патологии. Основное внимание уделяется методике обследования, используя знания о современных концепциях этиологии и патогенеза заболеваний, а также новых методов инструментальной и лабораторной диагностики.


^ 3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины


Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:



^ Коды формируемых компетенций

Компетенции




Общекультурные компетенции

ОК-1

Способность и готовность использовать на практике методы клинических наук в различных видах профессиональной деятельности.

ОК5

Способность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии и полемики, к редактированию текстов профессионального содержания, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности.

ОК-8

Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать правила врачебной этики, законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией, сохранять врачебную тайну.




^ Профессиональные компетенции:

общепрофессиональные

ПК-1

Способность и готовность реализовывать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками.

ПК-3

способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности.

ПК-5

Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту стационарного больного.

ПК-6

Способность и готовность проводить патофизиологический анализ клинических синдромов, обосновывать патогенетически оправданные методы (принципы) диагностики, лечения, реабилитации и профилактики среди взрослого населения и подростков с учетом их возрастно-половых групп.

ПК-9

Способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных компьютерных технологий для решения профессиональных задач.




^ Профессиональные компетенции:

в диагностической деятельности

ПК-15

Способность и готовность к постановке диагноза на основании результатов биохимических исследований биологических жидкостей с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом.

ПК-16

Способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека для современной диагностики заболеваний и патологических процессов.

ПК-17

Способность и готовность выявлять у пациентов основные патологические симптомы и синдромы заболеваний, используя знания основ медико-биологических и клинических дисциплин с учетом законов течения патологии по органам, системам и организма в целом, анализировать закономерности функционирования различных органов и систем при различных заболеваниях и патологических процессах, выполнять основные диагностические мероприятия по выявлению неотложных и угрожающих жизни состояний.




^ Профессиональные компетенции:

в лечебной деятельности

ПК - 19

Способность и готовность своевременно выявлять жизнеугрожающих состояний, использовать методики их немедленного устранения.



^ В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


знать:

Анатомо-физиологические, возрастные и половые особенности здорового и больного человека;

Причины возникновения основных патологических процессов в организме, механизмы их развития;

Основные клинические симптомы и синдромы заболеваний внутренних органов и механизмы их возникновения;

Симптоматологию наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной классической форме;

Симптоматологию и принципы оказания медицинской помощи при некоторых основных неотложных состояниях.

Деонтологические принципы врачебной деятельности с коллегами и больными.

уметь:

  1. Провести расспрос больного и/или родственников и получить полную информацию о заболевании, установив возможные причины его возникновения в типичных условиях;

  2. Провести физическое обследование больного (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация, измерение АД, определение свойств артериального пульса и т.д.) и выявить объективные признаки заболевания;

  3. Расшифровать типичные ЭКГ в 12 отведениях у здорового человека, а также у больных с простыми нарушениями ритма и проводимости, острым инфарктом миокарда;

  4. Расшифровать спирограмму при основных формах патологии;

  5. Оценить результаты общего анализа крови, мочи, мокроты, кала, анализа желудочного сока, дуоденального содержимого, плеврального выпота, биохимического анализа крови;

  6. Составить план дополнительного лабораторного и инструментального исследования больного;

  7. Самостоятельно диагностировать основные клинические патологические синдромы и обосновать этот диагноз;

  8. Установить клинический диагноз наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, протекающих в типичной форме, и обосновать этот диагноз;

  9. Уметь изложить результаты обследования больного в виде истории болезни с обоснованием предварительного диагноза;

  10. Оказать неотложную помощь при наиболее распространенных патологических состояниях;

  11. Проводить реанимационные мероприятия в случаях возникновения клинической смерти.


владеть:

  1. Методикой объективного исследования больного (расспрос, детализация жалоб, история настоящего заболевания и жизни больного, общий осмотр).

  2. Методикой осмотра больного по отдельным системам: дыхательной, пищеварительной, сердечно-сосудистой, эндокринной, мочевыделительной.

  3. Техникой пальпации: лимфатических узлов, периферических сосудов, грудной клетки при патологии органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, области живота при патологии органов желудочно-кишечного тракта.

  4. Техникой топографической и сравнительной перкуссии для определения границ органов (легких, сердца, печени, селезенки) и выявления патологических очагов.

  5. Техникой аускультации легких, сердца, кишечника.



^ 4. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц (216 час).


^ Вид учебной работы

Всего часов


Семестр


Аудиторные занятия (всего)

120

IV, V

В том числе:







Лекции (Л)

40




Практические занятия (ПЗ)

80




Семинары (С)







Лабораторные практикумы (ЛП)







Клинические практические занятия (КПЗ)







^ Самостоятельная работа (всего)

60




Экзамен

36




Общая трудоемкость (час.)


216





^ 5. Содержание дисциплины:


5.1. Содержание разделов дисциплины



Разделы

Лекции

Практические занятия

1

Объективный и субъективный методы исследования больного

1. Цель преподавания дисциплины. Предмет и задачи пропедевтики внутренних болезней.

Схема истории болезни. Расспрос и общий осмотр больного.

1. Субъективный метод исследования больного.

2. Объективный метод обследования больного.

2

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов дыхания

1. Органы дыхания: жалобы, осмотр, пальпация и перкуссия легких.

2. Понятие об аускультации. Аускультация легких.

3. Основные синдромы при заболеваниях легких (1)

4. Основные синдромы при заболеваниях легких (2)

1. Расспрос и осмотр в пульмонологии. Перкуссия легких.

2. Аускультация легких.

3. Синдром уплотнения. Плевральный синдром (анализ плевральной жидкости). Синдром полости. Анализ мокроты.

4.Синдром бронхиальной обструкции. Синдром повышенной воздушности. Синдром дыхательной недостаточности. Анализ спирограммы.

3

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов пищеварения

1. Желудок и кишечник: жалобы, осмотр, исследование жел. сока, рН-метрия. Анализ копрограммы.

2. Гастриты, язвенная болезнь.

3. Печень: жалобы, осмотр, синдромы.

4. Синдромы при заболеваниях печени.


1. Расспрос больных с заболеваниями желудка и кишечника. Пальпация живота, анализ желудочного сока, рН-метрия. Анализ копрограммы.

2.Гастриты, язвенная болезнь.

3. Расспрос больных с заболеваниями печени и ЖВП. Пальпация и перкуссия печени, дуоденальное зондирование.

4. Синдромы желтухи, портальной гипертензии, гиперспленизма, печеночно-клеточной недостаточности.

4

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов кровообращения

1.Система кровообращения: жалобы, осмотр, пальпация, исследование пульса.

2. Аускультация сердца.

3. Формирование и анализ нормальной ЭКГ.

4. ИБС: стенокардия, инфаркт миокарда.

5. Приобретенные пороки сердца.

6. Артериальная гипертензия. Функциональные методы исследования ССС.

7. Нарушения сердечного ритма и проводимости.

8. Недостаточность кровообращения, сосудистая недостаточность.


1. Расспрос и осмотр в кардиологии. Пальпация, исследование пульса.

2. Перкуссия сердца.

3. Аускультация сердца.

4. Анализ ЭКГ.

5. Артериальная гипертензия.

Понятие о функциональных методах исследования ССС.

6.ИБС: стенокардия, инфаркт миокарда.

7. Аортальные приобретенные пороки сердца.

8. Митральные приобретенные пороки сердца.

9. Нарушения сердечного ритма

Нарушения проводимости сердца.

10. Недостаточность кровообращения, сосудистая недостаточность.

5

Методы исследования и симптоматология заболеваний почек и мочевыводящих путей

1. Почки: жалобы, осмотр, исследование мочи. Синдромы при заболеваниях почек.

1. Расспрос больных с заболеваниями почек, методы обследования. 2. Синдромы: мочевой, нефротический, гипертонический, отечный.

6

Методы исследования и симптоматология заболеваний эндокринной системы

1. Сахарный диабет.

2. Клинические синдромы в эндокринологии.

1. Сахарный диабет.

2. Эндокринология: основные клинические синдромы: тиреотоксикоз, гипотиреоз, ожирение.




Методы исследования и симптоматология заболеваний органов кроветворения

1. Гематология: общий анализ крови, анемии.

2. Миелопластический и геморрагический синдромы.

1. Гематология: анемический и миелопластический и геморрагический синдромы.

7

Неотложные состояния в клинике внутренних болезней

Неотложные состояния в клинике внутренних болезней.




8

Симптоматология заболеваний костно-мышечной системы и суставов

Симптоматология заболеваний костно-мышечной системы и суставов

1. Симптоматология заболеваний костно-мышечной системы и суставов.

9

Лучевая диагностика

1.Рентгенодиагностика заболеваний органов дыхания.

1. Рентгенодиагностика заболеваний органов дыхания.

2. Рентгенодиагностика пороков сердца:

3. Рентгенодиагностика заболеваний желудочно-кишечного тракта.

4. Лучевая анатомия печени, желчных путей, поджелудочной железы.

5. Рентгенодиагностика заболеваний мочевыводящей и эндокринной системы.




Курация больных




Курация больных


5.2. Разделы дисциплин и виды занятий




п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Объективный и субъективный методы исследования больного

2











4

5

11

2

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов дыхания

8












14

9

29

3

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов пищеварения

8












14

9

29

4

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов кровообращения

16












24

12

48

5

Методы исследования и симптоматология заболеваний почек и мочевыводящих путей

2












4

3

9

6

Методы исследования и симптоматология заболеваний эндокринной системы

2













2

4

7

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов кроветворения

2













3

10

8

Неотложные состояния в клинике внутренних болезней

2













6

18

9

Симптоматология заболеваний костно-мышечной системы и суставов

2













3

7

10

Лучевая диагностика

2










10

6

18



^ 6. Интерактивные формы проведения занятий





п/п

Наименование раздела дисциплины

Интерактивные формы проведения занятий

Длительность

(час.)

1

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов дыхания


Деловая игра.

3

2

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов кровообращения

Деловая игра.

3

Итого (час.)

6

Итого (% от аудиторных занятий)

5%


^ 7. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов




п/п

Наименование раздела дисциплины

Виды самостоятельной работы

^ Формы контроля

1

Объективный и субъективный методы исследования больного

Подготовка истории болезни.


Письменное представление истории болезни.

2

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов дыхания

Просмотр на сайте кафедры фильма по методике объективного обследования, спирограмм, анализов мокроты.

Тестирование.

Ситуационные задачи.

3

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов пищеварения

Просмотр на сайте кафедры фильма по методике объективного обследования, копрограмм.

Тестирование.

Ситуационные задачи.

4

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов кровообращения

Просмотр на сайте кафедры фильма по методике объективного обследования, ЭКГ.

Тестирование.

Ситуационные задачи.

5

Методы исследования и симптоматология заболеваний почек и мочевыводящих путей

Просмотр на сайте кафедры анализов мочи с заключением.

Тестирование.

Ситуационные задачи.

6

Методы исследования и симптоматология заболеваний эндокринной системы

Ознакомление с методическими рекомендациями.

Тестирование.

Ситуационные задачи.

7

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов кроветворения

Просмотр на сайте кафедры анализов крови с заключением.

Тестирование.

Ситуационные задачи.

8

Неотложные состояния в клинике внутренних болезней

Ознакомление с медицинской литературой.

Тестирование.

9

Симптоматология заболеваний костно-мышечной системы и суставов




Тестирование.

10

Лучевая диагностика

Ознакомление с рентгенограммами на кафедре.

Тестирование.


^ 8. Формы контроля


8.1. Текущий контроль

Формы контроля: текущий тестовый контроль во время аудиторных занятий, рубежный контроль теоретических знаний и практических умений (по модулям изучения дисциплины).

8.1.1. Содержание текущего тестового контроля. Задания для текущего контроля знаний представляют собой тесты закрытого типа первого уровня сложности, при решении которых необходимо выбрать один правильный ответ из предложенных вариантов. Тестовый контроль проводится в начале занятия; его цель – определить уровень готовности студентов к аудиторной работе.

Пример текущего тестового контроля по теме «Общий осмотр больного».

  1. Состояние сознания, при котором больной плохо ориентируется в окружающей обстановке, на вопросы отвечает с запозданием и медленно, называется:

  1. Ясное

  2. Ступорозное

  3. Сопорозное

  4. Коматозное

2. Положение больного, при котором он сидит, крепко упираясь о край кровати со слегка наклоненным вперед туловищем, называется:

  1. Активное в постели

  2. Пассивное

  3. Вынужденное

  4. Ортопноэ

3. Для астенического типа телосложения характерно:

  1. Широкие межреберные промежутки

  2. Преобладание поперечных размеров тела над продольными

  3. Отставание лопаток от грудной клетки

  4. Брюшной отдел туловища равен грудному

4. Чему соответствует следующее описание: лицо отечное, желтовато-бледная окраска кожных покровов с синеватым оттенком, рот полуоткрыт, цианоз губ, слипающиеся тусклые глаза:

  1. «Маска Паркинсона»

  2. «Лицо Корвизара»

  3. Лицо «восковой куклы»

  4. Микседематозное лицо

5. Лихорадка, характеризующаяся фебрильной температурой с суточными колебаниями в пределах 1ºС называется:

  1. Истощающей

  2. Извращенной

  3. Перемежающейся

  4. Постоянной

6. Слегка возвышающийся гиперемированный участок кожи, резко отграниченный от нормальных участков, называется:

  1. Эритема

  2. Пурпура

  3. пустула

  4. бугорок

7. У больной 50 лет при общем осмотре было выявлено отечное лицо со сглаженными контурами, отсутствие волос на наружной половине бровей, редкие волосы на голове, сухость и бледность кожных покровов, энофтальм, сужение глазных щелей, ломкость ногтей. Можно предположить следующее:

  1. Базедову болезнь

  2. Микседему

  3. Болезнь Иценко-Кушинга

  4. Акромегалию

8. Скопление жидкости в брюшной полости называется:

  1. Гидроторакс

  2. Гидроперикард

  3. Асцит

  4. Анасарка

9. Для лимфаденита (воспалительного процесса в лимфоузлах) не характерно:

  1. Болезненность

  2. Спаянность с подкожной клетчаткой

  3. Покраснение кожи над увеличенными лимфоузлами

  4. Мягкая консистенция лимфоузла

10. Искривление позвоночника в сторону называется:

  1. Кифоз

  2. Лордоз

  3. Сколиоз

  4. «Сутулая спина»


8.1.2. Содержание рубежного контроля. Задания для рубежного контроля знаний по дисциплине представляют собой тесты второго уровня сложности. Тест-билет состоит из заданий закрытого и открытого типов. Рубежный тестовый контроль проводится, после изучения студентами модулей дисциплины. Всего разработано по 10 тест-билетов для 3 основных модулей: семиотика заболеваний органов дыхания, семиотика заболеваний органов пищеварения, семиотика заболеваний сердечно-сосудистой системы. Результаты тестирования включаются в общую рейтинговую оценку студента.

Выдержка из тест-билета для рубежного контроля по модулю «Семиотика заболеваний органов дыхания» (вариант 2)

1. Выберите правильное утверждение:

1. розеола - кровоизлияние в кожу

2. эритема - полостной элемент размером от 1 до 5 мм

3. папула - участок гиперемированной кожи

4. пузырек - заполнен прозрачным содержимым

5. геморрагия - пятнышко бледно-розового или красного цвета

2. Выберите правильное утверждение:

6. дыхание Чейн-Стокса - это продолжительная пауза на фоне равномерных, ритмических движений

7. дыхание Куссмауля - постепенное нарастание, а затем постепенное уменьшение глубины дыхания с переходом в апное

8. дыхание Биота - слабое поверхностное дыхание с последующим нарастанием глубины дыхательных движений, а затем его уменьшение

9. дыхание Грокка - продолжительная пауза на фоне равномерных, ритмических дыхательных движений

8.2. Итоговый контроль

Форма итогового контроля – экзамен, который проводится в три этапа:

  1. Проверка теоретических знаний – тестовый контроль с использованием бумажных носителей.

  2. Проверка практических умений у постели больного.

  3. Собеседование по билетам на экзамене.

8.2.1. Содержание итогового тестового контроля.

Для итогового контроля используются тесты 2-3 уровней сложности. Всего разработано 10 тест-билетов, каждый из которых состоит из 15 заданий: 13 заданий закрытого типа и 2 задания открытого типа. Контрольное мероприятие проводится во время практического занятия №34, на решение тест-билета отводится 50 минут. Результаты тестирования включаются в общую рейтинговую оценку студента.

Выдержка из тест-билета для итогового контроля (вариант 5)

1. Выберите правильные утверждения:

1. stupor - отупение

2. febris remittens - состояние лихорадки

3. celer - малый

4. sistola - растяжение

5. billis - желчь

2. Выберите правильные утверждения:

6. симптом - признак, имеющий диагностическое значение

7. чувствительность симптома - способность симптома не давать ложноположительных результатов

8. специфичность симптома - частота появления данного симптома при данной нозологической форме

9. “комплайенс” - метод выявления заболеваний при массовых обследованиях

10. эритема - кровоизлияние в кожу


8.2.2. Контроль уровня сформированности практических умений по дисциплине проводится в качестве текущего и итогового контроля. Каждый студент должен у постели больного продемонстрировать практические умения, указанные в выбранном билете (всего – 3 по ключевым разделам дисциплины). Результаты проверки фиксируются на специальном бланке и включаются в общую рейтинговую оценку студента.

Перечень вопросов для контроля практических умений по дисциплине:

  1. Назовите последовательность отражения настоящего состояния больного.

  2. Определите общее состояние больного. Перечислите виды общего состояния.

  3. Определите положение больного. Перечислите основные виды положений больного.

  4. Определите состояние сознания больного. Дайте характеристику различных видов нарушения сознания.

  5. Определите тип телосложения больного. Дайте характеристику типов телосложения.

  6. Оцените окраску кожи, определите степень ее чистоты. Дайте характеристику основных видов кожных сыпей.

  7. Оцените эластичность кожного покрова, состояние придатков кожи и степень развития подкожной жировой клетчатки.

  8. Установите наличие отеков, их локализацию, степень выраженности. Перечислите методы выявления отеков.

  9. Продемонстрируйте последовательность пальпации периферических лимфатических узлов. Какие признаки необходимо оценить при исследовании лимфоузлов?

  10. Оцените состояние мышечной системы больного.

  11. Определите правильность развития костного скелета, установите наличие деформаций костей, искривление позвоночника.

  12. Дайте характеристику состояния суставов, определите их подвижность, объем движений, конфигурацию.

  13. Определите форму грудной клетки у больного. Назовите нормальные и патологические формы грудной клетки.

  14. Проведите осмотр грудной клетки у больного с патологией органов дыхания. Дайте характеристику дыхания.

  15. Проведите пальпацию грудной клетки у больного с патологией органов дыхания.

  16. Продемонстрируйте методику определения голосового дрожания, дайте характеристику в норме и патологии.

  17. Продемонстрируйте разновидности перкуторного звука, дайте характеристику в норме и патологии.

  18. Определите высоту стояния верхушек легких спереди и сзади, дайте характеристику в норме и патологии.

  19. Определите ширину полей Кренига, дайте характеристику в норме и патологии.

  20. Определите нижнюю границу левого легкого, дайте характеристику в норме и патологии.

  21. Определите нижнюю границу правого легкого, дайте характеристику в норме и патологии.

  22. Определите максимальную подвижность нижнего края легких, дайте характеристику в норме и патологии.

  23. Продемонстрируйте методику проведения сравнительной перкуссии легких.

  24. Проведите аускультацию легких; дайте характеристику основных дыхательных шумов.

  25. Проведите аускультацию легких; назовите дифференциально-диагностические признаки влажных хрипов.

  26. Проведите аускультацию легких; назовите дифференциально-диагностические признаки сухих хрипов

  27. Проведите аускультацию легких; назовите дифференциально-диагностические признаки крепитации.

  28. Проведите аускультацию легких, назовите дифференциально-диагностические признаки шума трения плевры.

  29. Продемонстрируйте методику исследования бронхофонии.

  30. Проведите общий осмотр больного с заболеванием сердечно-сосудистой системы, назовите наиболее часто встречающиеся патологические признаки

  31. Перечислите последовательность объективного исследования сердечной области. Что выявляют при осмотре сердечной области?

  32. Проведите пальпацию верхушечного толчка, дайте его характеристику в норме и при патологии.

  33. Продемонстрируйте методику пальпации сердечного толчка, эпигастральной пульсации, симптома «кошачьего мурлыканья».

  34. Продемонстрируйте методику исследования пульса и назовите его свойства. На каких артериях исследуют пульс?

  35. Определите правую границу относительной сердечной тупости, дайте ее характеристику в норме и патологии.

  36. Определите правую границу абсолютной сердечной тупости, дайте ее характеристику в норме и при патологии.

  37. Определите верхнюю границу относительной сердечной тупости, дайте ее характеристику в норме и при патологии.

  38. Определите верхнюю границу абсолютной сердечной тупости, дайте ее характеристику в норме и при патологии.

  39. Определите левую границу относительной сердечной тупости, дайте ее характеристику в норме и при патологии.

  40. Определите левую границу абсолютной сердечной тупости, дайте ее характеристику в норме и при патологии.

  41. Определите ширину сосудистого пучка, дайте его характеристику в норме и при патологии.

  42. Продемонстрируйте последовательность аускультации сердца. Назовите дифференциально-диагностические признаки I тона.

  43. Проведите аускультацию сердца. Назовите дифференциально-диагностические признаки II тона.

  44. Определите акцент II тона на аорте, объясните механизм и причины его появления.

  45. Определите акцент II тона на легочном стволе, назовите механизмы и причины его появления.

  46. Проведите аускультацию сердца. Дайте характеристику систолических внутрисердечных шумов.

  47. Проведите аускультацию сердца. Дайте характеристику диастолических внутрисердечных шумов.

  48. Проведите аускультацию сердца. Назовите дифференциально-диагностические признаки шума трения перикарда.

  49. Определите артериальное давление по методу Н.С. Короткова. Дайте характеристику пульсового давления, оцените степень гипертензии.

  50. Проведите общий осмотр больного с заболеванием печени, назовите наиболее часто встречающиеся патологические признаки.

  51. Проведите осмотр живота, назовите способы уточнения причин увеличения живота.

  52. Проведите поверхностную пальпацию живота.

  53. Пропальпируйте сигмовидную кишку.

  54. Пропальпируйте слепую кишку.

  55. Пропальпируйте восходящий отдел толстой кишки.

  56. Пропальпируйте нисходящий отдел толстого кишечника.

  57. Пропальпируйте поперечно-ободочную кишку.

  58. Пропальпируйте большую кривизну желудка.

  59. Пропальпируйте пилорический отдел желудка.

  60. Пропальпируйте печень.

  61. Пропальпируйте селезенку.

  62. Определите размеры печени по М.Г. Курлову. Какова их величина в норме?

  63. Продемонстрируйте способы отличия увеличения печени от опущения.

  64. Определите размеры селезенки. Какова их величина в норме?

  65. Определите наличие у больного свободной жидкости в брюшной полости.

  66. Определите нижнюю границу желудка.


Перечень вопросов для экзамена:

1. Субъективный метод обследования больного. Жалобы, их детализация, история развития заболевания, история жизни.

  1. Объективный метод обследования больного. Типы те­лосложения. Диагностические лица, их характеристика.

  2. Объективный метод обследования больного. Положе­ние больного. Оценка общего состояния больного.

  3. Объективный метод обследования больного. Состояние сознания больного. Виды нарушения сознания. Признаки комы, основные виды ком.

  4. Объективный метод обследования больного. Оценка состояния подкожной жировой клетчатки. Пальпация периферических лимфоуз­лов, последовательность и оценка результатов исследования.

  5. Расспрос больных с заболеваниями органов дыхания. Механизм формирования основных жалоб, их характеристика.

  6. Осмотр больных с заболеваниями органов дыхания. Типы грудной клетки.

  7. Пальпация груд­ной клетки. Изменение голосового дрожания при патологии легких.

  8. Перкуссия легких: виды перкуссии, последовательность перкуссии. Изменения перкуторного звука при патологии легких.

  9. Аускультация легких. Везикулярное дыхание, его признаки, механизм формиро­вания, изменение в нормальных и патологических условиях. Жесткое дыхание.

  10. Бронхиальное дыхание: условия формирования и клиническое значение.

  11. Влажные хрипы: механизм формирования, классификация, клиническое значе­ние.

  12. Сухие хрипы: механизм формирования, классификация, клиническое значение.

  13. Крепитация и шум трения плевры: механизм формирования, дифференциально-диагностические признаки, клиническое значение.

  14. Синдром инфильтративного уплотнения легочной ткани. Клинические признаки крупозной пневмонии.

  15. Синдром скопления жидкости в плевральной полости. Клинические признаки экссудативного плеврита. Техника и диагностическое значение плевральной пункции. Признаки отличия транссудата от экссудата.

  16. Синдром пневмоторакса: классификация, клинические признаки.

  17. Синдром бронхиальной обструкции. Клинические признаки хронического бронхита. Анализ мокроты. Спирографические признаки хронического бронхита.

  18. Синдром бронхиальной обструкции. Клинические признаки бронхиальной астмы. Анализ мокроты. Спирографические признаки бронхиальной астмы.

  19. Синдром полости в легком. Клинические признаки абсцесса легкого.

  20. Синдром повышенной воздушности легочной ткани: механизм формирования, основные клинические симптомы эмфиземы легких.

  21. Синдром дыхательной недостаточности. Клинические и спирографические признаки обструктивного типа дыхательной недостаточности, астматический статус.

  22. Синдром дыхательной недостаточности. Клинические и спирографические признаки рестриктивного типа дыхательной недостаточности.

  23. Лабораторное исследование мокроты и клиническая оценка результатов.

  24. Спирография: основные показатели, анализ спирограммы.

  25. Расспрос больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: механизм формирования основных жалоб, их характеристика.

  26. Осмотр больных с заболеваниями сердечно-сосудистой системы: механизм формирования и характеристика цианоза, сердечных отеков. Методы определения отеков.

  27. Пальпация области сердца: механизм формирования сердечного и верхушечно­го толчка, свойства верхушечного толчка, их клиническая оценка.

  28. Исследование пульса: свойства и значение в клинической практике.

  29. Перкуссия сердца: понятие о границах сердца и сосудистого пучка, причины из­менения границ относительной и абсолютной сердечной тупости.

  30. Аускультация сердца: правила и точки аускультации, последовательность вы­слушивания сердца.

  31. Тоны сердца: механизм формирования, дифференциально-диагностические признаки, причины изменения тонов сердца.

  32. Шумы сердца: классификация, механизм их возникновения, клиническая оценка. Дифференциально-диагностические признаки орга­нических и функциональных сердечных шумов.

  33. Метод электрокардиографии: правила снятия электрокардиограммы, электро­кардиографические отведения. Анализ электрокардиограммы.

  34. Понятие о функциональных методах исследования сердечно-сосудистой систе­мы и возможности их применения: измерение артериального давле­ния, фонокардиография, эхокардиография, велоэргометрия, холтер-мониторирование.

  35. ^ Синдром артериальной гипертензии: классификация, определение степени и группы риска гипертензии. Методы обследования больных с АГ.

  36. Клинические симптомы гипертонической болезни, стадии ГБ. Варианты течения. Гипертонические кризы. Осложнения ГБ.

  37. Ишемическая болезнь сердца. Классификация стенокардии, клинические симптомы, методы диагностики.

  38. Инфаркт миокарда: клинические признаки и лабораторные методы диагностики. Атипичные формы инфаркта миокарда.

  39. Инфаркт миокарда: электрокардиографическая диагностика стадий, определение локализации инфаркта миокарда.

  40. Синдром недостаточности митрального клапана: субъективные, объективные и инструментальные методы диагностики.

  41. Синдром стеноза левого атриовентрикулярного отверстия: субъективные, объективные и инструментальные методы диагностики.

  42. Синдром недостаточности аортального клапана: субъективные, объективные и инструментальные методы диагностики.

  43. Синдром аортального стеноза: субъективные, объективные и инструментальные методы диагностики.

  44. Синдром недостаточности трехстворчатого клапана: субъективные, объективные и инструментальные методы диагностики.

  45. Нарушения ритма сердца. ЭКГ-признаки нарушений ритма - пароксизмальной наджелудочковой и желудочковой тахикардии, экстрасистолии, мерцательной аритмии.

  46. Нарушения проводимости. ЭКГ-признаки предсердной блокады, атриовентрикулярной блокады и ее степеней, внутрижелудочковой блокады.

  47. Синдром хронической сердечной недостаточности: клас­сификация. Левожелудочковая сердечная недостаточность: клинические симптомы, стадии.

  48. Синдром хронической правожелудочковой сердечной недостаточности; причины и стадии сердечной недостаточности.

  49. Синдром острой левожелудочковой сердечной недостаточности: причины и клинические симптомы сердечной астмы, отека легкого.

  50. Синдром острой сосудистой недостаточности: механизм фор­мирования, клинические признаки обморока, коллапса, шока.

  51. Жалобы больных с заболеваниями желудка и кишечника, механизм их формирования. Осмотр больных с заболеваниями желудочно-кишечного тракта.

  52. Хронические гастриты: классификация, клинические симптомы, методы диагно­стики.

  53. Язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки: основные клинические симптомы, методы диагно­стики.

  54. Симптоматология осложнений язвенной болезни: желудочно-кишечное кровоте­чение, перфорация, пенетрация, стеноз привратника, малигнизация.

  55. Современные методы исследования желудка. Исследова­ние желудочного сока и рН-метрия, клинический анализ результатов.

  56. Понятие о диагностических возможностях методов фиброгастродуоденоскопии, биопсии, рентгеноскопии и рентгенографии желудка.

  57. Расспрос больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей, механизм формирования основных жалоб, значение анамнеза.

  58. Осмотр больных с заболеваниями печени и желчевыводящих путей.

  59. Синдром желтухи: дифференциально-диагностические клинические и лабораторные признаки паренхиматоз­ной, механической и гемолитической желтух.

  60. Синдром портальной гипертензии: механизм формирования, клинические про­явления.

  61. Основные биохимические синдромы при заболеваниях печени: цитолиза, холестаза, мезенхимального воспаления - критерии диагностики.

  62. Синдром печеночно-клеточной недостаточности: кли­нические и лабораторные признаки.

  63. Современные методы диагностики заболеваний печени и желчевыводящих пу­тей: методика дуоденального зондирования, клинический анализ результатов исследования дуоденального содержимого. Понятие об УЗИ, биопсии печени.

  64. Расспрос и осмотр больных с заболеваниями почек и мочевыводящих путей, особенности сбора анамнеза, симптомы нарушения мочеотделения.

  65. Диагностическое значение общего анализа мочи, количественные методы ис­следования мочи, их интерпретация (Нечипоренко, Аддиса-Каковского).

  66. Лабораторные методы исследования функции почек и их клиническая оценка (пробы Зимницкого, Реберга). Их значение в клинической практике.

  67. Мочевой синдром: гематурия, протеинурия, лейкоцитурия. Механизм формирования. Лабораторная диагностика, значение в клинической практике.

  68. Симптоматическая почечная гипертония. Механизм формирования, особенности клиники.

  69. Нефротический синдром: причины, клинические и лабораторные призна­ки.

  70. Синдром хронической почечной недостаточности: механизм формирования, клинические и лабораторные признаки, стадии, симптоматология уремической комы.

  71. Основные жалобы и осмотр больных с заболеваниями эндокринной системы.

  72. Клинические синдромы у больных с заболеваниями эндокринной сис­темы: тиреотоксикоз, гипотиреоз, ожирение.

  73. Сахарный диабет: классификация, основные клинические симптомы и синдро­мы, лабораторная диагностика сахарного диабета.

  74. Острые осложнения сахарного диабета: признаки диабетической (кетоацидотической) и гипогликемической комы.

  75. Диагностическое значение общего анализа крови.

  76. Основные клинические синдромы у больных с заболеваниями системы крови: миелопластический, геморрагический.

  77. Анемический синдром: клинические симптомы и лабораторные признаки железодефицитной анемии.

  78. Анемический синдром: клинические симптомы и лабораторные признаки В12-дефицитной анемии.

  79. Расспрос и объективное исследование больных с заболеваниями суставов.



^ 9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

1.Врачебные методы диагностики
(осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация): учеб. пособие для студентов мед. вузов / В. Г. Кукес [и др.]. -М.: ГЭОТАР-Медиа, 2006. - 716 с: ил.

^ 2.Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. для студентов мед. вузов / А. Л. Гребенев. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Медицина , 2009. -655 с: ил.:[8] л.

3.Пропедевтика внутренних болезней: учеб. для студентов мед. вузов / Под ред. В.Х. Василенко, А.Л. Гребенева. - 3-е изд., перераб. и доп.. -М.: Медицина, 1989. -511 с: ил:[8] л. ил.

^ 4.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 648 с.


Дополнительная литература:


1.Гребенев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней: Учебник. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Медицина, 2001. – 592 с.

2.Ивашкин, Владимир Трофимович. Пропедевтика внутренних болезней: практикум: учеб.-метод, пособие для студентов мед. вузов / В. Т. Ивашкин, В. К. Султанов, О. М. Драпкина. - 3-е изд., перераб. и доп.. - М.: Литтерра, 2007. - 554 с. - (Библиотека терапевта)

3.Методическое обследование, симптомы и симптомокомплексы в клинике внутренних болезней: Руководство для студентов и врачей/ В.К. Милькаманович. Минск: Полифакт Альфа, 1994.

4.Мурашко В.В., Струтынский А.В., Электрокардиография: Учеб.пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ООО "МЕДпресс"; - Элиста.: АПП "Джангар", 2000. - 313с.

5.Мухин Н. А. Пропедевтика внутренних болезней: учеб. с прил. на компакт-диске для студентов мед. вузов / Н. А. Мухин, В. С. Моисеев. -2-е изд., доп. и перераб.. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2007. - 847 с: [6] л. цв. ил., ил.

6.Пропедевтика внутренних болезней: ключевые моменты: учеб. пособие для мед. вузов/ [Ю. В. Котовская и др.]; под ред.: Ж. Д. Кобалава, В. С. Моисеева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 397 с: ил

7.Практикум по пропедевтике внутренних болезней: учеб. пособие для мед. вузов / [С. В. Виллевальде и др.]; под ред.: Ж. Д. Кобалавой, В. С. Моисеева. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 199 с.

8.Пропедевтика клинических дисциплин / Учебное пособие под ред. Э.М.Аванесьянца, Б.В.Кабарухина. Ростов-на-Дону, Феникс, 2003. - 445 с.

9.Пропедевтика внутренних болезней: Атлас: Пер. с англ. / Под ред. И.Н.Денисова с соавт. – М.: Геотар-мед, 2003. – 720 с.

10.Пропедевтика внутренних болезней: Учеб. пособие для мед. вузов/ Под ред. Ю.С. Малова. - 2-е изд., испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2003. - 303 с: ил.


Интернет-сайты

http://www.klinrek.ru (Клинические рекомендации профессиональных медицинских обществ России)

http://www.formular.ru (Формулярная система в России)

http://www.nemb.ru (Национальная электронная медицинская библиотека) http://www.asmok.ru (Ассоциация медицинских обществ по качеству)

http://www.kzid.ru (Кодекс здоровья и долголетия)

http://www.familymedicine.ru [Ассоциация врачей общей практики (се­мейных врачей)]

http://www.mnioi.ru/133 (Ассоциация онкологов России) http://www.rheumatolog.ru (Ассоциация ревматологов России) http://www.cardiosite.ru (Всероссийское научное общество кардиологов)

http://www.nabi.ru (Национальная ассоциация по борьбе с инсультом)

http://www.intensive.ru (Национальное научно-практическое общество скорой медицинской помощи)

http://www.raaci.ru (Российская ассоциация аллергологов и клиничес­ких иммунологов)

http://www.gastro.ru (Российская гастроэнтерологическая ассоциация)


http://www.uro.ru (Российское общество урологов)

http://www.pulmonology.ru (Российское респираторное общество)

http://www.pediatr-russia.ru (Союз педиатров России)

http://www.antibiotic.ru (Межрегиональная ассоциация микробиологов и клинических иммунологов (МАКМАХ)


^ 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Приводится перечень:

- аудиторий – 6 (с кушетками и стульями);

- аудиовизуальных – 1 аудиомагнитофон, компьютеров – 2, ноутбук – 1, проектор – 1;

- наглядных пособий (настенные таблицы).


^ 11. Оценка студентами содержания и качества учебного процесса по дисциплине





Анкета-отзыв на дисциплину «________________» (анонимная)


Просим Вас заполнить анкету-отзыв по прочитанной дисциплине «_____________». Обобщенные данные анкет будут использованы для ее совершенствования. По каждому вопросу поставьте соответствующие оценки по шкале от 1 до 10 баллов (обведите выбранный Вами балл). В случае необходимости впишите свои комментарии.

^ 1. Насколько Вы удовлетворены содержанием дисциплины в целом?

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


2. Насколько Вы удовлетворены общим стилем преподавания?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий____________________________________________________

________________________________________________________________


3. Как Вы оцениваете качество подготовки предложенных методических материалов?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий_____________________________________________________

_________________________________________________________________


^ 4. Насколько вы удовлетворены использованием преподавателем активных методов обучения (моделирование процессов, кейсы, интерактивные лекции и т.п.)?


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Комментарий______________________________________________________

__________________________________________________________________


5. Какой из разделов дисциплины Вы считаете наиболее полезным, ценным с точки зрения дальнейшего обучения и / или применения в последующей практической деятельности?

____________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Что бы Вы предложили изменить в методическом и содержательном плане для совершенствования преподавания данной дисциплины?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

СПАСИБО!


Автор (ы):


Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись






























Рецензент (ы):


Место работы

Занимаемая должность

Фамилия, инициалы

Подпись










































п/п

Наименование раздела дисциплины

Л

ПЗ

С

ЛП


КПЗ

СРС

Всего часов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

3

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов пищеварения

8












12

9

29

4

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов кровообращения

16












28

12

56

5

Методы исследования и симптоматология заболеваний почек и мочевыводящих путей

2












4

3

9

6

Методы исследования и симптоматология заболеваний эндокринной системы

4












4

3

11

7

Методы исследования и симптоматология заболеваний органов кроветворения

2












2

3

10

8

Неотложные состояния в клинике внутренних болезней

2











-

6

18

9

Симптоматология заболеваний костно-мышечной системы и суставов

2











2

3

7

10

Лучевая диагностика

2










10

6







№ занятия

Тема занятия



Всего

часов

1

Субъективный метод исследования больного.

3

2

Объективный метод обследования больного.

3

3

Расспрос и осмотр в пульмонологии. Перкуссия легких.

3

4

Аускультация легких.

3

5

Синдром уплотнения. Плевральный синдром (анализ плевральной жидкости). Синдром полости (абсцесс). Синдром ателектаза. Анализ мокроты.

3

6

Синдром бронхиальной обструкции. Синдром повышенной воздушности. Синдром дыхательной недостаточности. Анализ спирограммы.

3

7

Расспрос больных с заболеваниями желудка и кишечника. Пальпация живота, анализ желудочного сока, рН-метрия. Анализ копрограммы.

3

8

Гастриты, язвенная болезнь.

3

9

Расспрос больных с заболеваниями печени и ЖВП. Пальпация и перкуссия печени, дуоденальное зондирование.

3

10

Синдромы желтухи, портальной гипертензии, гиперспленизма, печеночно-клеточной недостаточности.

3

11

Расспрос и осмотр в кардиологии. Пальпация, исследование пульса.

3

12

Перкуссия сердца.

3

13

Аускультация сердца.

3

14

Анализ ЭКГ.

3

15

Артериальная гипертензия.

Понятие о функциональных методах исследования ССС.

3

16

ИБС: стенокардия, инфаркт миокарда.

3

17

Аортальные приобретенные пороки сердца.

3

18

Митральные приобретенные пороки сердца.

2

19

Нарушения сердечного ритма.

2

20

Нарушения проводимости сердца.

2

21

Недостаточность кровообращения, сосудистая недостаточность.

2

22

Расспрос больных с заболеваниями почек, методы обследования.

2

23

Синдромы: мочевой, нефротический, гипертонический, отечный.

2

24

Сахарный диабет.

2

25

Эндокринология: основные клинические синдромы: тиреотоксикоз, гипотиреоз, ожирение.

2

26

Гематология: анемический и миелопластический и геморрагический синдромы.

2

27

Симптоматология заболеваний костно-мышечной системы и суставов.

2

28

Рентгенодиагностика заболеваний органов дыхания.

2

29

Рентгенодиагностика пороков сердца.

2

30

Рентгенодиагностика заболеваний желудочно-кишечного тракта.

2

31

Лучевая анатомия печени, желчных путей, поджелудочной железы.

2

32

Рентгенодиагностика заболеваний мочевыводящей и эндокринной системы.

2



Рассмотрено на заседании кафедры пропедевтики внутренних болезней

" " 2012 г.

протокол №1

Зав. кафедрой ___________________________________________________________

(ФИО подпись)

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По направлению подготовки 060103 «Педиатрия» icon Рабочая учебная программа по дисциплине Анатомия По направлению подготовки 060103 Педиатрия
Программа составлена в соответствии с требованиями фгос впо по направлению подготовки фгос-03 Педиатрия
Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По направлению подготовки 060103 «Педиатрия» icon Рабочая учебная программа по дисциплине Общая хирургия, лучевая диагностика По направлению подготовки

Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По направлению подготовки 060103 «Педиатрия» icon Рабочая учебная программа по дисциплине Учебная практика по направлению подготовки 060103

Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По направлению подготовки 060103 «Педиатрия» icon Рабочая учебная программа по дисциплине микробиология, вирусология По направлению подготовки 060103

Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По направлению подготовки 060103 «Педиатрия» icon Рабочая учебная программа дисциплины общая хирургия, лучевая диагностика для специальности 060103.

Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По направлению подготовки 060103 «Педиатрия» icon Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060103 «педиатрия»

Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По направлению подготовки 060103 «Педиатрия» icon Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия

Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По направлению подготовки 060103 «Педиатрия» icon Учебно-методическое пособие по дисциплине «пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика»

Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По направлению подготовки 060103 «Педиатрия» icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика» По направлению подготовки 060201 Стоматология
Терапевтической стоматологии, ортопедической стоматологии, челюстно-лицевой хирургии и хирургической...
Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По направлению подготовки 060103 «Педиатрия» icon Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней»
В соответствии с действующим учебным планом и на основании Госстандарта высшего медицинского образования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы