Государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Кировская государственная медицинская академия»
Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации
|
УТВЕРЖДАЮ
|
|
Ректор
_________________ И.В. Шешунов
|
|
«____»_________________20___г.
|
^ Учебной дисциплины
«ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ»
Специальность: 060103 Педиатрия
Форма обучения: очная
Срок освоения ООП: 6 лет
Кафедра пропедевтики детских болезней
При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:
ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия, утвержденный Министерством образования и науки РФ «8»ноября 2010г. №1122.
Учебный план по специальности 060103 Педиатрия, одобренный ученым Советом ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития России 27 мая 2011 г. Протокол № 5.
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры пропедевтики детских болезней от «15» февраля 2012г. Протокол № 6.
Заведующий кафедрой (В.А. Беляков)
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена Советом педиатрического факультета от «_____» ____________2012 г. Протокол № _____
Председатель Совета факультета (В.А. Беляков)
Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена центральным методическим Советом от «_____» ____________2012 г. Протокол № _____
Председатель ЦМС (А.Л. Бондаренко)
Разработчики:
доцент кафедры пропедевтики
детских болезней Кировской ГМА, к.м.н. И.В.Попова
Рецензенты
- заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, д.м.н., профессор В.И. Макарова.
- заведующий кафедрой педиатрии Кировской ГМА, д.м.н., профессор Я.Ю.Иллек.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Стр.
1. Общие положения 2
2. Вводная часть 4
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля) 4
2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп академии 4
2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля) 4
3. Основная часть 6
3.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы 6
3.2. Содержание учебной дисциплины 7
3.3. Самостоятельная работа студента 20
3.4. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной 21
3.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины 26
3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля) 27
3.7. Образовательные технологии 27
3.8. Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи
с последующими дисциплинами 28
4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 28
5. Протокол согласования рабочей программы с другими кафедрами 30
6. Дополнения и изменения в рабочей программе 30
^
2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)
Цель освоения учебной дисциплины (модуля) является ознакомление студентов с анатомо-физиологическими особенностями детского организма, основными симптомами и синдромами заболеваний, в овладении знаниями особенностей методик исследования органов и систем детей различного возраста.
При этом задачами дисциплины являются :
- приобретение студентами знаний возрастных особенностей развития отдельных органов и систем,
- обучение студентов методикам исследования больного ребенка; позволяющим выделить основные симптомы и синдромы поражения отдельных органов и систем,
- обучение студентов умению выделить ведущие признаки, симптомы, синдромы.
- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;
-формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;
^
2.2.1. Учебная дисциплина (модуль) относится к циклу С.3 Профессиональный цикл, базовая часть
^
- анатомия
Знания: анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма ребенка и подростка
Умения: пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов
Навыки: медико-анатомическим понятийным аппаратом
Патофизиология, клиническая патофизиология
Знания: функциональные системы организма детей и подростков, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах
Умения: интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах детей и подростков
Навыки:медико-анатомическим понятийным аппаратом.
^
2.3.1. Изучение данной дисциплины направлено на подготовку к следующим видам профессиональной деятельности:
диагностическая деятельность
научно-исследовательская деятельность
^
№ п/п
|
Номер/ индекс компетенции
|
Содержание компетенции (или ее части)
|
^
|
Знать
|
Уметь
|
Владеть
|
Оценочные средства
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
ОК-8
|
способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм
|
морально-этические нормы, правила и принципы профессионального поведения
|
выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива
|
принципами деонтологии и медицинской этики
|
индивидуальные домашние задания, реферат
|
2.
|
ПК-5
|
способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка
|
клинические проявления основных синдромов;
современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков,
|
собрать анамнез; провести опрос ребенка и подростка, его родственников, провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение характеристик пульса, частоты дыхания), направить детей и подростков на лабораторно-инструментальное обследование
|
методами общего клинического обследования детей и подростков;
интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у детей и подростков;
|
коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное, индивидуальные домашние задания, реферат
|
3.
|
ПК-16
|
способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов
|
современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков,
|
провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение характеристик пульса, частоты дыхания), направить детей и подростков на лабораторно-инструментальное обследование
|
методами общего клинического обследования детей и подростков;
интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у детей и подростков;
|
коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное, индивидуальные домашние задания, реферат
|
4.
|
ПК-18
|
способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей организма ребенка.
|
современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков,
|
интерпретировать результаты обследования, поставить ребенку и подростку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза
|
интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у детей и подростков;
|
коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное, индивидуальные домашние задания, реферат
|
^
3.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы
Вид учебной работы
|
Всего часов/ зачетных единиц
|
Семестры
|
№ 5
|
№6
|
часов
|
часов
|
1
|
2
|
3
|
4
|
^ , в том числе:
|
120/3,3
|
60
|
60
|
Лекции (Л)
|
24
|
12
|
12
|
Практические занятия (ПЗ),
|
96
|
48
|
48
|
Семинары (С)
|
|
|
|
Лабораторные работы (ЛР)
|
|
|
|
^ ,в том числе:
|
60/1,7
|
30
|
30
|
История болезни (ИБ)
|
|
|
2
|
^
|
|
|
|
Реферат (Реф)
|
|
4
|
2
|
^
|
|
16
|
12
|
Подготовка к текущему контролю (ПТК))
|
|
8
|
8
|
^
|
|
|
4
|
Подготовка к тестированию
|
|
2
|
2
|
^
|
зачет (З)
|
|
|
|
экзамен (Э)
|
36
|
|
экзамен
|
^
|
час.
|
216
|
90
|
126
|
ЗЕТ
|
6
|
2,5
|
3,5
|
^
№ п/п
|
№ компетенции
|
Наименование раздела учебной дисциплины
|
^
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
ОК-8
ПК-16
ПК-18
|
Анатомо-физиологические особенности и методики обследования различных органов и систем у детей
|
Особенности анамнеза, методики обследования при расстройствах роста и изменениях массы тела
|
Анатомо- физиологические особенности, особенности анамнеза, методики обследования при заболеваниях кожи, подкожно-жировой клетчатки. Функциональные и инструментальные методы диагностики.
|
Анатомо-физиологические особенности мышечной и костной систем и семиотика их поражения у детей. Основные методы обследования
|
Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Основные методы обследования
|
Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Основные методы обследования
|
Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Основные методы обследования
|
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Основные инструментальные методы обследования
|
Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения у детей. Основные методы обследования
|
Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы. Основные методы обследования
|
|
ПК -5
ПК-31
|
Семиотика и синдромы поражения органов и систем.
|
Семиотика и синдромы поражения дыхательной системы. Критерии и степени дыхательной недостаточности.
|
Семиотика и синдромы поражения при расстройствах роста и изменениях массы тела.
|
Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы (синдромы поражения миокарда, эндокарда, наиболее частые виды врожденных пороков сердца).
|
Семиотика нарушений и основные синдромы поражения ЖКТ
|
Семиотика и синдромы поражения мочевыделительной системы.
|
Семиотика и синдромы поражения кроветворной системы
|
Семиотика и синдромы заболеваний кожи, подкожно-жировой клетчатки.
|
^
№ п/п
|
№ семестра
|
Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)
|
^
(в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
|
Л
|
ЛР
|
ПЗ
|
СРС
|
всего
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
|
5,6
|
Анатомо-физиологические особенности и методики обследования различных органов и систем у детей
|
12
|
|
39
|
28
|
79
|
1 – 32 недели: собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное
|
|
5,6
|
Семиотика и синдромы поражения органов и систем.
|
12
|
|
57
|
32
|
101
|
|
|
ИТОГО:
|
24
|
|
96
|
60
|
180
|
|
^
№
п/п
|
№ раздела дисциплины
|
Название тем лекций
|
^
|
Трудоемкость
(час)
|
5
сем.
|
6
сем.
|
__
сем.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1.
|
1,2
|
Семиотика и синдромы поражения при расстройствах роста и изменениях массы тела. Анатомофизиологические особенности, семиотика и синдромы заболеваний нервной системы. Основные методы обследования
|
Понятие о нанизме, гигантизме, гипостатуре. Классификация задержки роста. Понятие о дистрофии. Гипотрофия, причины, степени. Ожирение и паратрофия.
Основные этапы полового развития. Вторичные половые признаки. Оценка полового созревания. Понятие о биологическом возрасте. Комплексная оценка физического развития детей Морфологические и функциональные особенности мозга у ребенка. Рост и дифференцировка структур ЦНС после рождения ребенка. Сроки формирования и угасания основных рефлексов новорожденных. Особенности развития органов чувств. Семиотика изменений ликвора. Закономерности формирования двигательной активности. Роль импритинга, ухода и воспитания в НПР ребенка. Условно-рефлекторная деятельность. Ведущие линии НПР детей старше года.
|
2
|
|
|
2.
|
1,2
|
Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной жировой клетчатки. Семиотика и синдромы нарушений
|
Морфологические и функциональные особенности кожи у детей. Функции кожи. Распределение подкожно-жирового слоя у детей. Химический состав жира. Основные морфологические элементы сыпи. Семиотика сыпи у детей. Синдромы поражения кожи. Пеленочный дерматит (опрелости). Поражение кожи при аллергических заболеваниях. Склерема. Склередема. Значение ухода для предупреждения поражения кожи.
|
2
|
|
|
3.
|
1,2
|
Анатомо-физиологические особенности мышечной и костной систем и семиотика их поражения у детей
|
Анатомо-физиологические особенности мышечной системы. Семиотика мышечной гипо-,гипертонии, гипер-трофии. Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей. Семиотика нарушений костной ткани (остеомаляция, остеопороз, разрастание остеоидной ткани). Изменение костной ткани при рахите.
|
2
|
|
|
4.
|
1
|
Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Основные методы обследования
|
Анатомо-физиологические особенности системы дыхания. Типы и частота дыхания в различные возрастные периоды. Возрастные особенности этапов дыхания (легочное и тканевое). Инструментальные и функциональные методы исследования органов дыхания (спирогафия, пневмотахометрия, пикфлоуметрия, бронхолегочные методы, рентгенография легких)
|
2
|
|
|
5.
|
2
|
Семиотика и синдромы поражения дыхательной системы. Критерии и степени дыхательной недостаточности.
|
Семиотика поражения ВДП (ринит, фарингит). Симптомы крупа и стеноза гортани. Семиотика кашля. Виды одышки. Боль в грудной клетке. Семиотика изменений перкуторного звука и характера дыхания при аускультации. Синдром нарушения бронхиальной проводимости. Патогенез развития синдрома скопления жидкости и газа в плевральной полости. Синдром дыхательной недостаточности (вентиляционная, диффузная). Степень дыхательной недостаточности у детей. Особенности течения синдромов дыхательной недостаточности у детей раннего возраста.
|
2
|
|
|
6.
|
1
|
Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Основные методы обследования
|
Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у детей различных возрастных периодов. Кровообращение плода и новорожденного. Функциональные показатели сердечно-сосудистой деятельности в возрастном аспекте. Возрастные особенности электро-фонокардиограммы у детей. Изменение ЭКГ при перегрузке предсердий и желудочков
|
2
|
|
|
7.
|
2
|
Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы (синдромы поражения миокарда, эндокарда, наиболее частые виды врожденных пороков сердца).
|
Семиотика изменения пульса. Семиотика изменений границ относительной и абсолютной сердечной тупости. Семиотика сердечных шумов, отличие «функциональных» шумов от органических. Семиотика нарушений ритма сердца. Клинические признаки основных врожденных пороков сердца (ДМЖП, ДМПП, ОАП, понятие о комбинированных пороках сердца, пороки Фалло). Сидром поражения миокарда, синдром приобретенного порока сердца. Синдром поражения перикарда. Синдромы с/сосудистой недостаточности, ее степени
|
|
2
|
|
8.
|
1
|
Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Основные инструментальные методы обследования
|
АФО пищеварительной системы. Функциональная и инструментальная диагностика заболеваний желудочно-кишечного тракта. Стул у детей в зависимости от возраста. Состав микрофлоры кишечника. Понятие о дисбиозе кишечника. Копрограмма: ее нарушения при поражениях различных отделов ЖКТ
|
|
2
|
|
9.
|
2
|
Семиотика нарушений и основные синдромы поражения ЖКТ
|
Основные жалобы при заболеваниях ЖКТ. Семиотика основных нарушений печени, желчных путей. Синдром поражения верхних отделов пищеварительного тракта. Клинические симптомы трахео-пищеводных свищей. Синдром поражения желудка. Симптомы наличия язвы желудка и 12-перстной кишки. Синдром поражения тонкого и толстого кишечника. Основные копрологические симптомы. Синдром поражения печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей.
|
|
2
|
|
10.
|
1
|
Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения у детей.
|
Анатомо-физиологические особенности почек у детей различного возраста. Количество и состав мочи у детей различного возраста, суточная экскреция различных веществ с мочой. Диурез у детей и семиотика олиго-, полиурии, поллакиурии и других дизурических явлений. Специфические жалобы и данные анамнеза у детей с патологией мочевыделительной системы. Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка. Функциональные и инструментальные методы исследования почек. Понятия об энурезе. Экстраренальные проявления поражения мочевыделительной системы у детей
|
|
2
|
|
11
|
2
|
Семиотика и синдромы поражения мочевыделительной системы.
|
Синдром поражения клубочков. Синдром поражения канальцев (дистальных и проксиамльных), синдром поражения мочевыводящих путей. Дифференциально-диагностические признаки поражения верхних и нижних мочевыводящих путей. Почечная недостаточность, ее виды, стадии. Клинические и лабораторные признаки
|
|
2
|
|
12
|
1,2
|
Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы. Семиотика и синдромы поражения кроветворной системы.
|
Этапы эмбрионального кроветворения у плода и особенности форменных элементов крови плода. Кроветворение после рождения. Особенности состава периферической крови детей различного возраста, изменение типов гемоглобина. Миелограмма у детей различного возраста. Особенности жалоб и данных анамнезов у детей с поражением системы крови. Лабораторные и инструментальные методы исследования системы крови и кроветворения. Семиотика увеличения лимфатических узлов. Значение дистрофических изменений кожи и слизистых. Семиотика увеличения печени и селезенки. Семиотика изменений лабораторных показателей при обследовании детей с патологий органов кроветворения. Семиотика изменений коагулограммы и миелограммы. Основные симптомы при заболевании крови и органов кроветворения: анемический синдром, лейкопенический, гранулоцитопенический, тромбоцитопенический, синдром нарушенной пролиферации и дифференцировки, геморрагический синдром.
|
|
2
|
|
|
Итого:
|
12
|
12
|
|
|