Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия icon

Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия





Скачать 0.61 Mb.
Название Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия
страница 1/3
Дата 29.06.2013
Размер 0.61 Mb.
Тип Рабочая программа
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Кировская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации






УТВЕРЖДАЮ




Ректор

_________________ И.В. Шешунов




«____»_________________20___г.



^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины

«ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ»


Специальность: 060103 Педиатрия


Форма обучения: очная


Срок освоения ООП: 6 лет


Кафедра пропедевтики детских болезней


При разработке рабочей программы учебной дисциплины (модуля) в основу положены:


  1. ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 060103 Педиатрия, утвержденный Министерством образования и науки РФ «8»ноября 2010г. №1122.

  2. Учебный план по специальности 060103 Педиатрия, одобренный ученым Советом ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздравсоцразвития России 27 мая 2011 г. Протокол № 5.



Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена на заседании кафедры пропедевтики детских болезней от «15» февраля 2012г. Протокол № 6.


Заведующий кафедрой (В.А. Беляков)


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена Советом педиатрического факультета от «_____» ____________2012 г. Протокол № _____


Председатель Совета факультета (В.А. Беляков)


Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена центральным методическим Советом от «_____» ____________2012 г. Протокол № _____


Председатель ЦМС (А.Л. Бондаренко)


Разработчики:

доцент кафедры пропедевтики

детских болезней Кировской ГМА, к.м.н. И.В.Попова


Рецензенты

- заведующая кафедрой пропедевтики детских болезней и поликлинической педиатрии ГБОУ ВПО «Северный государственный медицинский университет» Минздравсоцразвития России, д.м.н., профессор В.И. Макарова.

- заведующий кафедрой педиатрии Кировской ГМА, д.м.н., профессор Я.Ю.Иллек.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.

1. Общие положения 2

2. Вводная часть 4

2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля) 4

2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп академии 4

2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля) 4

3. Основная часть 6

3.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы 6

3.2. Содержание учебной дисциплины 7

3.3. Самостоятельная работа студента 20

3.4. Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной 21

3.5. Учебно-методическое и информационное обеспечение учебной дисциплины 26

3.6. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины (модуля) 27

3.7. Образовательные технологии 27

3.8. Разделы учебной дисциплины (модуля) и междисциплинарные связи

с последующими дисциплинами 28

4. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины 28

5. Протокол согласования рабочей программы с другими кафедрами 30

6. Дополнения и изменения в рабочей программе 30


^ 2. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ


2.1. Цель и задачи освоения дисциплины (модуля)

Цель освоения учебной дисциплины (модуля) является ознакомление студентов с анатомо-физиологическими особенностями детского организма, основными симптомами и синдромами заболеваний, в овладении знаниями особенностей методик исследования органов и систем детей различного возраста.

При этом задачами дисциплины являются :

- приобретение студентами знаний возраст­ных особенностей развития отдельных органов и систем,

- обучение студентов методикам исследования больного ребенка; позволяющим выделить основные симптомы и синдромы поражения отдельных органов и систем,

- обучение студентов умению выделить ведущие признаки, симптомы, синдромы.

- формирование навыков изучения научной литературы и официальных статистических обзоров;

-формирование навыков общения с больным с учетом этики и деонтологии в зависимости от выявленной патологии и характерологических особенностей пациентов;

^ 2.2. Место учебной дисциплины (модуля) в структуре ооп академии

2.2.1. Учебная дисциплина (модуль)
относится к циклу С.3 Профессиональный цикл, базовая часть

^ 2.2.2. Для изучения данной учебной дисциплины (модуля) необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

- анатомия

Знания: анатомо-физиологические, возрастно-половые и индивидуальные особенности строения и развития здорового и больного организма ребенка и подростка

Умения: пальпировать на человеке основные костные ориентиры, обрисовать топографические контуры органов и основных сосудистых и нервных стволов

Навыки: медико-анатомическим понятийным аппаратом

Патофизиология, клиническая патофизиология

Знания: функциональные системы организма детей и подростков, их регуляция и саморегуляция при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах

Умения: интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах детей и подростков

Навыки:медико-анатомическим понятийным аппаратом.

^ 2.3. Требования к результатам освоения учебной дисциплины (модуля)

2.3.1. Изучение данной дисциплины направлено на подготовку к следующим видам профессиональной деятельности:

  1. диагностическая деятельность

  2. научно-исследовательская деятельность



^ 2.3.2. Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций


п/п

Номер/ индекс компетенции

Содержание компетенции (или ее части)

^ В результате изучения учебной дисциплины обучающиеся должны:

Знать

Уметь

Владеть

Оценочные средства

1

2

3

4

5

6

7

1.

ОК-8

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм

морально-этические нормы, правила и принципы профессионального поведения

выстраивать и поддерживать рабочие отношения с другими членами коллектива

принципами деонтологии и медицинской этики

индивидуальные домашние задания, реферат

2.

ПК-5

способностью и готовностью проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, у больных детей и подростков, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного ребенка и подростка

клинические проявления основных синдромов;

современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков,

собрать анамнез; провести опрос ребенка и подростка, его родственников, провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение характеристик пульса, частоты дыхания), направить детей и подростков на лабораторно-инструментальное обследование

методами общего клинического обследования детей и подростков;

интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у детей и подростков;


коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное, индивидуальные домашние задания, реферат

3.

ПК-16

способностью и готовностью анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинического обследования и оценки функционального состояния организма детей и подростков для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов

современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков,

провести физикальное обследование пациента различного возраста (осмотр, пальпация, аускультация, измерение артериального давления, определение характеристик пульса, частоты дыхания), направить детей и подростков на лабораторно-инструментальное обследование

методами общего клинического обследования детей и подростков;

интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у детей и подростков;


коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное, индивидуальные домашние задания, реферат

4.

ПК-18

способностью и готовностью анализировать и интерпретировать результаты современных диагностических технологий по возрастно-половым группам детей и подростков с учетом их физиологических особенностей организма ребенка.

современные методы клинической, лабораторной и инструментальной диагностики больных детей и подростков,

интерпретировать результаты обследования, поставить ребенку и подростку предварительный диагноз, наметить объем дополнительных исследований для уточнения диагноза


интерпретацией результатов лабораторных, инструментальных методов диагностики у детей и подростков;


коллоквиум, собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное, индивидуальные домашние задания, реферат

^ 3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

3.1. Объем учебной дисциплины (модуля) и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов/ зачетных единиц

Семестры

5

6

часов

часов

1

2

3

4

^ Аудиторные занятия (всего), в том числе:

120/3,3

60

60

Лекции (Л)

24

12

12

Практические занятия (ПЗ),

96

48

48

Семинары (С)










Лабораторные работы (ЛР)










^ Самостоятельная работа студента (СРС),в том числе:

60/1,7

30

30

История болезни (ИБ)







2

^ Курсовая работа (КР)










Реферат (Реф)




4

2

^ Подготовка к занятиям(ПЗ)




16

12

Подготовка к текущему контролю (ПТК))




8

8

^ Подготовка к промежуточному контролю (ППК))







4

Подготовка к тестированию




2

2

^ Вид промежуточной аттестации

зачет (З)










экзамен (Э)

36




экзамен

^ ИТОГО: Общая трудоемкость

час.

216

90

126

ЗЕТ

6

2,5

3,5



^ 3.2. Содержание учебной дисциплины


3.2.1. Разделы учебной дисциплины и компетенции, которые должны быть освоены при их изучении


п/п

компетенции

Наименование раздела учебной дисциплины

^ Содержание раздела в дидактических единицах (темы разделов)

1

2

3

4



ОК-8

ПК-16

ПК-18

Анатомо-физиологические особенности и методики обследования различных органов и систем у детей

Особенности анамнеза, методики обследования при расстройствах роста и изменениях массы тела

Анатомо- физиологические особенности, особенности анамнеза, методики обследования при заболеваниях кожи, подкожно-жировой клетчатки. Функциональные и инструментальные методы диагностики.

Анатомо-физиологические особенности мышечной и костной систем и семио­тика их поражения у детей. Основные методы обследования

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Основные методы обследования

Анатомо-физиологические особенности нервной системы. Основные методы обследования

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Основные методы обследования

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Основные инструментальные методы обследования

Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения у детей. Основные методы обследования

Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы. Основные методы обследования



ПК -5

ПК-31

Семиотика и синдромы поражения органов и систем.

Семиотика и синдромы поражения дыхательной системы. Критерии и степени дыхательной недостаточности.

Семиотика и синдромы поражения при расстройствах роста и изменениях массы тела.

Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы (синдромы поражения миокарда, эндокарда, наиболее частые виды врожденных пороков сердца).

Семиотика нарушений и основные синдромы поражения ЖКТ

Семиотика и синдромы поражения мочевыделительной системы.

Семиотика и синдромы поражения кроветворной системы

Семиотика и синдромы заболеваний кожи, подкожно-жировой клетчатки.

^ 3.2.2. Разделы учебной дисциплины (модуля), виды учебной деятельности и формы контроля

п/п

семестра

Наименование раздела учебной дисциплины (модуля)

^ Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов

(в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Л

ЛР

ПЗ

СРС

всего

1

2

3

4

5

6

7

8

9



5,6

Анатомо-физиологические особенности и методики обследования различных органов и систем у детей

12




39

28

79

1 – 32 недели: собеседование по ситуационным задачам, тестирование письменное



5,6

Семиотика и синдромы поражения органов и систем.

12




57

32

101







ИТОГО:

24




96

60

180




^ 3.2.3. Название тем лекций и количество часов по семестрам изучения учебной дисциплины (модуля)



п/п

раздела дисциплины

Название тем лекций

^ Содержание лекций

Трудоемкость

(час)

5

сем.

6

сем.

__

сем.

1

2

3

4

5

6

7

1.

1,2

Семиотика и синдромы поражения при расстройствах роста и изменениях массы тела. Анатомофизиологические особенности, семиотика и синдромы заболеваний нервной системы. Основные методы обследования

Понятие о нанизме, гигантизме, гипостатуре. Классификация задержки роста. Понятие о дистрофии. Гипотрофия, причины, степени. Ожирение и паратрофия.

Основные этапы полового развития. Вторичные половые признаки. Оценка полового созревания. Понятие о биологическом возрасте. Комплексная оценка физического развития детей Морфологические и функциональные особенности мозга у ребенка. Рост и дифференцировка структур ЦНС после рождения ребенка. Сроки формирования и угасания основных рефлексов новорожденных. Особенности развития органов чувств. Семиотика изменений ликвора. Закономерности формирования двигательной активности. Роль импритинга, ухода и воспитания в НПР ребенка. Условно-рефлекторная деятельность. Ведущие линии НПР детей старше года.

2







2.

1,2

Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожной жировой клетчатки. Семиотика и синдромы нарушений

Морфологические и функциональные особенности кожи у детей. Функции кожи. Распределение подкожно-жирового слоя у детей. Химический состав жира. Основные морфологические элементы сыпи. Семиотика сыпи у детей. Синдромы поражения кожи. Пеленочный дерматит (опрелости). Поражение кожи при аллергических заболеваниях. Склерема. Склередема. Значение ухода для предупреждения поражения кожи.

2







3.

1,2

Анатомо-физиологические особенности мышечной и костной систем и семио­тика их поражения у детей

Анатомо-физиологические особенности мышечной системы. Семиотика мышечной гипо-,гипертонии, гипер-трофии. Анатомо-физиологические особенности костной системы у детей. Семиотика нарушений костной ткани (остеомаляция, остеопороз, разрастание остеоидной ткани). Изменение костной ткани при рахите.

2







4.

1

Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы. Основные методы обследования

Анатомо-физиологические особенности системы дыхания. Типы и частота дыхания в различные возрастные периоды. Возрастные особенности этапов дыхания (легочное и тканевое). Инструментальные и функциональные методы исследования органов дыхания (спирогафия, пневмотахометрия, пикфлоуметрия, бронхолегочные методы, рентгенография легких)

2







5.

2

Семиотика и синдромы поражения дыхательной системы. Критерии и степени дыхательной недостаточности.

Семиотика поражения ВДП (ринит, фарингит). Симптомы крупа и стеноза гортани. Семиотика кашля. Виды одышки. Боль в грудной клетке. Семиотика изменений перкуторного звука и характера дыхания при аускультации. Синдром нарушения бронхиальной проводимости. Патогенез развития синдрома скопления жидкости и газа в плевральной полости. Синдром дыхательной недостаточности (вентиляционная, диффузная). Степень дыхательной недостаточности у детей. Особенности течения синдромов дыхательной недостаточности у детей раннего возраста.

2







6.

1

Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы. Основные методы обследования

Анатомо-физиологические особенности сердца и сосудов у детей различных возрастных периодов. Кровообращение плода и новорожденного. Функциональные показатели сердечно-сосудистой деятельности в возрастном аспекте. Возрастные особенности электро-фонокардиограммы у детей. Изменение ЭКГ при перегрузке предсердий и желудочков

2







7.

2

Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы (синдромы поражения миокарда, эндокарда, наиболее частые виды врожденных пороков сердца).

Семиотика изменения пульса. Семиотика изменений границ относительной и абсолютной сердечной тупости. Семиотика сердечных шумов, отличие «функциональных» шумов от органических. Семиотика нарушений ритма сердца. Клинические признаки основных врожденных пороков сердца (ДМЖП, ДМПП, ОАП, понятие о комбинированных пороках сердца, пороки Фалло). Сидром поражения миокарда, синдром приобретенного порока сердца. Синдром поражения перикарда. Синдромы с/сосудистой недостаточности, ее степени




2




8.

1

Анатомо-физиологические особенности органов пищеварения у детей. Основные инструментальные методы обследования

АФО пищеварительной системы. Функциональная и инструментальная диагностика заболеваний желудочно-кишечного тракта. Стул у детей в зависимости от возраста. Состав микрофлоры кишечника. Понятие о дисбиозе кишечника. Копрограмма: ее нарушения при поражениях различных отделов ЖКТ




2




9.

2

Семиотика нарушений и основные синдромы поражения ЖКТ

Основные жалобы при заболеваниях ЖКТ. Семиотика основных нарушений печени, желчных путей. Синдром поражения верхних отделов пищеварительного тракта. Клинические симптомы трахео-пищеводных свищей. Синдром поражения желудка. Симптомы наличия язвы желудка и 12-перстной кишки. Синдром поражения тонкого и толстого кишечника. Основные копрологические симптомы. Синдром поражения печени, желчного пузыря и желчевыводящих путей.




2




10.

1

Анатомо-физиологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения у детей.

Анатомо-физиологические особенности почек у детей различного возраста. Количество и состав мочи у детей различного возраста, суточная экскреция различных веществ с мочой. Диурез у детей и семиотика олиго-, полиурии, поллакиурии и других дизурических явлений. Специфические жалобы и данные анамнеза у детей с патологией мочевыделительной системы. Семиотика микроскопических изменений мочевого осадка. Функциональные и инструментальные методы исследования почек. Понятия об энурезе. Экстраренальные проявления поражения мочевыделительной системы у детей




2




11

2

Семиотика и синдромы поражения мочевыделительной системы.

Синдром поражения клубочков. Синдром поражения канальцев (дистальных и проксиамльных), синдром поражения мочевыводящих путей. Дифференциально-диагностические признаки поражения верхних и нижних мочевыводящих путей. Почечная недостаточность, ее виды, стадии. Клинические и лабораторные признаки




2




12

1,2

Анатомо-физиологические особенности кроветворной системы. Семиотика и синдромы поражения кроветворной системы.

Этапы эмбрионального кроветворения у плода и особенности форменных элементов крови плода. Кроветворение после рождения. Особенности состава периферической крови детей различного возраста, изменение типов гемоглобина. Миелограмма у детей различного возраста. Особенности жалоб и данных анамнезов у детей с поражением системы крови. Лабораторные и инструментальные методы исследования системы крови и кроветворения. Семиотика увеличения лимфатических узлов. Значение дистрофических изменений кожи и слизистых. Семиотика увеличения печени и селезенки. Семиотика изменений лабораторных показателей при обследовании детей с патологий органов кроветворения. Семиотика изменений коагулограммы и миелограммы. Основные симптомы при заболевании крови и органов кроветворения: анемический синдром, лейкопенический, гранулоцитопенический, тромбоцитопенический, синдром нарушенной пролиферации и дифференцировки, геморрагический синдром.




2







Итого:

12

12



  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия icon Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия icon Рабочая учебная программа по дисциплине «Пропедевтика внутренних болезней, лучевая диагностика» По

Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия icon Рабочая программа учебной дисциплины фтизиопульмонология Для специальности 060103 педиатрия

Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия icon Рабочая программа учебной дисциплины хирургические болезни для специальности: 060103 педиатрия. Факультет

Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия icon Рабочая программа учебной дисциплины для специальности: 060101- лечебное дело, 060103- педиатрия

Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия icon Рабочая учебная программа по дисциплине «инфекционные болезни» для специальности 060103 «педиатрия»

Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия icon Рабочая программа учебной дисциплины судебная психиатрия Специальность 030501. 65 «Юриспруденция»
Рабочая программа учебной дисциплины одобрена на заседании методической комиссии факультета
Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия icon Методические разработки к практическим занятиям для студентов 3-4 курса педиатрического факультета

Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия icon Рабочая программа по общей хирургии специальность 060103. 65 «педиатрия»

Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия icon Рабочая программа хирургические болезни специальность 060103 «Педиатрия» Квалификация Врач-педиатр

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы