Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности icon

Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности





Скачать 0.6 Mb.
Название Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности
страница 1/3
Дата 07.03.2013
Размер 0.6 Mb.
Тип Рабочая программа
  1   2   3
Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Волгоградский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития


Российской Федерации


“УТВЕРЖДАЮ”

Проректор по учебной работе ВолгГМУ

профессор В.Б. Мандриков

________________________________

“_____”____________________2012 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ


Для специальности: 040200 - педиатрия

Квалификация выпускника – Врач

Факультет: педиатрический

Кафедра: детских болезней

Курс – III, IV

Семестр – VI-VII

Форма обучения - очная

Лекции - 36 часов

Практические занятия - 145 часов

Самостоятельная внеаудиторная работа - 89 часов

Экзамен - VII семестр

Всего часов – 180 часов


Волгоград, 2012 год.

^ Разработчики программы:

заведующий кафедрой детских болезней д.м.н., профессор М.Я.Ледяев

доцент кафедры детских болезней, к.м.н. О.В.Степанова


^ Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры детских болезней

протокол № 11 от «25» июня 2012 года


Заведующий кафедрой детских болезней

д.м.н., профессор М.Я. Ледяев


^ Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол № 5 от «27»июня 2012 года


Председатель УМК,

декан педиатрического факультета Н.В. Малюжинская


^ Внешняя рецензия дана заведующим кафедрой госпитальной педиатрии Астраханского государственного медицинской академии, профессором Н.С. Черкасовым «___» ____________ 2012 г. (прилагается)


^ Рабочая программа согласована с научной фундаментальной библиотекой

Заведующая библиотекой Долгова В.В.


Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета

протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года


Председатель ЦМС

профессор Мандриков В.Б.


^ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОПЕДЕВТИКЕ ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ с курсом здорового ребенка ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПЕДИАТРИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА


Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. Квалифицированное, ориентированное на профилактику заболеваемости наблюдение за семьей может быть осуществлено только врачом, хорошо знакомым с особенностями детского организма, методами воспитания здорового ребенка, спецификой основной патологии детского возраста. Пропедевтика детских болезней с курсами здорового ребенка и общим уходом за детьми – первая клиническая дисциплина в подготовке врача-педиатра. Пропедевтика детских болезней является связующим звеном между теоретическими дисциплинами младших курсов и клиническими дисциплинами старших курсов.


^ 1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.


    1. Цель преподавания дисциплины – научить студентов педиатрического факультета методикам исследования систем и органов ребенка различного возраста; научить интерпретировать полученные результаты с выявлением основных симптомов и синдромов поражения органов и систем у детей; научить принципам рационального питания, контроля за гармоничным развитием ребенка в различные возрастные периоды и формирования здорового образа жизни.




    1. ^ Задачи преподавания дисциплины: - научить студентов навыкам общения со здоровым и больным ребенком различного возраста и его родителями, умению устанавливать психологический и речевой контакт с детьми и их родителями, строить правильные взаимоотношения между ними и медицинским персоналом;

- изучение клинической анатомии, гистологии, физиологии, биохимии детей и подростков, возрастных особенностей развития отдельных органов и систем, особенностей методики исследования систем и органов детей различного возраста;

- изучение семиотики и основных синдромов поражения органов и систем у детей и подростков;

- изучение принципов рационального вскармливания детей раннего возраста и питания детей старшего возраста.


По окончании изучения дисциплины студент должен знать:

  1. вопросы деонтологии и медицинской этики;

  2. клинические анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка;

  3. методы оценки физического, нервно-психического, полового развития детей и подростков, основы воспитания и организации здорового образа жизни;

  4. наиболее часто используемые лабораторные и инструментальные методы исследования, их диагностическую значимость;

  5. семиотику и основные синдромы поражения органов и систем у детей и подростков;

  6. критерии оценки тяжести состояния больного ребенка;

  7. принципы рационального вскармливания детей в соответствии с современными рекомендациями;

студент должен уметь:

  1. общаться со здоровым и больным ребенком и его родителями;

  2. собрать анамнез болезни и жизни, сделать заключение по анамнезу;

  3. оценить физическое и нервно-психическое развитие ребенка;

  4. провести объективное обследование детей с выявлением основных симптомов и синдромов поражения органов и систем у детей; анализировать результаты дополнительных методов обследования в возрастном аспекте;

  5. определить группу здоровья ребенка;

  6. составить рацион питания детям в возрасте до одного года, находящимся на различных видах вскармливания;

студент должен обладать навыками:

  1. общения со здоровым и больным ребенком и его родителями;

  2. проводить объективное обследование детей, получать объективные данные при физикальном обследовании ребенка, интерпретировать полученные данные и результаты дополнительных методов исследования с учетом анатомо-физиологических особенностей и возрастных норм;

  3. оценки физического и нервно-психического развития детей в различные возрастные периоды;

  4. составления рациона питания детям раннего возраста при различных видах вскармливания.


^ 1.3. Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:


  1. История философских учений: этика и деонтология в медицине, мировоззрение и медицина, законы диалектического материализма в медицине.

  2. Биология: общебиологические законы развития, генетика.

  3. Гистология: эмбриогенез тканей и систем органов, гистологическое строение различных органов и систем.

  4. Анатомия: анатомия органов и систем у детей.

  5. Общая химия: минеральный состав организма, потребность в химических элементах, применение химических веществ в качестве лечебных средств, токсичность некоторых химических элементов для детского организма.

  6. Биохимия: особенности обмена веществ (белкового, жирового, углеводного, витаминного, энергетического).

  7. Физика: физические свойства, явления применительно к человеку, детскому организму в частности, принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получаю­щих отображение в медицине.

  8. Нормальная физиология: физиология органов и систем. Техника снятия ЭКГ.

  9. Патологическая физиология: вопросы патогенеза заболеваний.

  10. Патологическая анатомия: морфологические изменения при заболеваниях детского и подросткового возраста.

  11. Общая и гигиена: группы здоровья в детском возрасте, рациональное питание и режим дня в различные периоды детства, показатели физического развития детей, школьной зрелости, закаливание детей, организация внешней среды для детей различного возраста, включая санитарно-гигиенические условия в детских коллективах, физическое воспитание и закаливание детей.

  12. Социальная гигиена и организация здравоохранения: истоки педиатрии, государственная система организации охраны здоровья матери и ребенка в стране, программа ВОЗ на улучшение здоровья матери и ребенка.

  13. Пропедевтическая терапия: методика обследования здорового и больного пациента.


^ 1.4. Формы организации обучения и виды контроля:

Программа обучения по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка» для студентов педиатрического факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс), практическую подготовку (практические занятия), а также самостоятельную работу студентов с учебной и научной литературой. Обучение проводится в течение двух семестров и включает в себя 18 лекций (36 часов в VI и VII семестрах), 145 часов аудиторной практической подготовки (VI, VII семестры) и 89 часов внеаудиторной самостоятельной работы (всего 270 часов).

На лекциях освещаются узловые вопросы темы и обобщаются новейшие научные знания, разбираются наиболее трудные для освоения разделы предмета с внесением соответствующих корректив в связи с новыми фактами и открытиями. Продолжительность лекции – 2 часа.

На практических занятиях студенты приобретают основные практические умения. Занятия проводятся на клинических базах кафедры – в отделениях детских больниц. Продолжительность практических занятий 4 часа при фронтальном расписании и 4,5 часа при цикловом расписании. Практические занятия проводятся непосредственно у постели больного и ставят своей целью научить каждого студента методике исследования детей.

Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Промежуточный контроль включает в себя итоговое занятие по пройденному блоку тем и состоит из оценки выработанных студентами во время цикла занятий практических навыков и умений, тестового контроля теоретических знаний и защиты учебной истории болезни.

По окончании лекционного и практического курса осуществляется итоговый контроль в форме трехэтапного экзамена по пропедевтике детских болезней с курсом здорового ребенка (VII семестр).


^ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ:


2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:


Факультет

Семестр

Количество

часов

Лекции

Практические занятия

Самосто

ятельная

работа

Экзамен

Педиатри-ческий

VI

127

18

67

42




VII

143

18

78

47

VII семестр

Всего




270

36

145

89





^ 2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий:


1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке. История отечественной педиатрии. Вопросы деонтологии и медицинской этики в педиатрии. Определение "здоровья", связь здоровья и развития ребенка. Критерии оценки здоровья, группы здоровья. Периоды детства, их характеристика. (2 часа)


2. Физическое развитие детей и подростков. Факторы, влияющие на физическое развитие. Законы физического развития и принципы оценки. Семиотика нарушений. (2 часа)


3. Нервно-психическое развитие детей в связи с возрастными особенностями центральной нервной системы. Критерии оценки нервно-психического развития. (2 часа)


4. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки. Температура тела и терморегуляция у детей. Понятие о гипо- и гипертермии. Возрастные особенности мышечной и костной систем и семиотика их поражений у детей. (2 часа)


5. Возрастные особенности системы дыхания у детей, связь с патологией. Особенности и оценка функциональных показателей системы дыхания у детей. Семиотика и основные синдромы поражения системы дыхания у детей и подростков (синдром обструкции дыхательных путей, признаки и степени дыхательной недостаточности). (2 часа)


6. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы и гемодинамики у детей различного возраста, связь с патологией. Особенности и оценка функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у детей. (2 часа)


7. Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы (синдромы поражения миокарда, эндокарда, перикарда, наиболее частые виды врожденных пороков сердца; признаки и степени сердечной недостаточности, сосудистая недостаточность). (2 часа)


8. Возрастные особенности органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков, связь с патологией. Особенности и оценка функциональных показателей этой системы у детей. (2 часа)


9. Семиотика и основные синдромы поражения органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков (синдромы отечный, артериальной гипертензии, токсикоза, синдром почечной недостаточности). Особенности водно-солевого обмена у детей и семиотика его нарушений. (2 часа)


10. Возрастные особенности органов пищеварения у детей и подростков, связь с патологией. Особенности и оценка функциональных показателей системы пищеварения у детей. (2 часа)


11. Семиотика и основные синдромы поражения пищеварительной системы у детей и подростков (болевой абдоминальный и диспепсический синдромы, синдром рвоты, синдромы поражения пищевода, гастродуоденальной области, тонкой и толстой кишок, печени и билиарного тракта, поджелудочной железы и др.). (2 часа)


12. Основные принципы рационального питания детей раннего возраста. Естественное вскармливание, его значение для правильного развития ребенка. Важнейшие принципы стимуляции и поддержки лактации. Показания для коррекции питания. Прикорм. (2 часа)


13. Искусственное и смешанное вскармливание. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания и докорма при смешанном вскармливании. Принципы выбора молочных смесей. Правила искусственного и смешанного вскармливания. (2 часа)


14. Возрастные особенности системы кроветворения и состава периферической крови у детей и подростков. Особенности миелограммы у детей и ее оценка. Семиотика и основные синдромы поражения органов кроветворения и состава периферической крови у детей (анемический, геморрагический синдромы, синдром увеличения лимфатических узлов). Понятие о гипоплазии и дисплазии костного мозга. (2 часа)


15. Развитие иммунитета у детей и подростков, связь с заболеваемостью детей различного возраста. Синдромы задержки развития и нарушения различных звеньев иммунитета и неспецифических факторов резистентности. (2 часа)


16. Возрастные особенности эндокринной системы у детей и подростков. Половое развитие детей. Основные синдромы поражения эндокринных желез. (2 часа)


17. Особенности энергетического обмена у детей и подростков. Потребность в энергии и ее расходование у детей различного возраста. Болезни нарушения обмена веществ. Особенности белкового обмена у детей и подростков. Потребность детей различного возраста в белке и аминокислотах. Синдромы нарушения белкового обмена. (2 часа)


18. Особенности углеводного и жирового обмена у детей и подростков и семиотика их нарушений. (2 часа)


^ 2.3. Практические занятия, их содержание, объем в часах:

(Продолжительность практических занятий 4 часа при фронтальном расписании и 4,5 часа при цикловом расписании.)


1. Краткое введение в предмет пропедевтики детских болезней с курсом здорового ребенка. Цели и задачи обучения студентов. Общий осмотр здорового и больного ребенка. Клинические критерии оценки тяжести состояния больного ребенка. Понятие о стигмах дисморфогенеза. Схема истории болезни (развития). – 4 часа.


1а. Самостоятельная работа с детьми – осмотр с оценкой положения ребенка, сознания, с акцентированием внимания на выявлении стигм дисэмбриогенеза.


2. Методика сбора анамнеза жизни и болезни ребенка. Оценка анамнеза жизни для понимания особенностей развития ребенка и выделения факторов риска нарушения здоровья. – 4 часа.


2а. Самостоятельный сбор у курируемых детей и их родителей анамнеза жизни и болезни. Обсуждение с преподавателем сделанного по анамнезу жизни и болезни заключения.


3. Методика оценки физического развития детей и подростков. Техника антропометрии. Семиотика нарушений физического развития. Методика оценки биологического возраста. – 4 часа.


3а. Самостоятельное проведение антропометрии у детей раннего и старшего возраста (измерение роста, массы тела, окружностей головы, груди), оценка полученных результатов с использованием центильных таблиц, формирование заключения по физическому развитию ребенка.


4. Критерии оценки нервно-психического развития детей и подростков. Этапы становления статики, моторики. Развитие речи, эмоций и форм общения. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие. Понятие об умственной отсталости, энцефалопатии. – 4 часа.


4а. Самостоятельная работа: оценка нервно-психического развития детей раннего возраста, определение безусловных рефлексов у детей первого года жизни.


5. Особенности воспитания детей различного возраста, включая подростковый. Сон, режим дня, подбор игрушек, занятия с детьми раннего возраста. Социальное развитие детей и подростков, принципы оценки. – 4 часа.


5а. Самостоятельная работа: составление режима дня для детей различного возраста.


6. Методика исследования кожи, подкожно-жирового слоя. Оценка состояния питания (понятия о нормо-, гипо- и паратрофии). Семиотика поражения кожи и подкожно-жировой клетчатки. – 4 часа.


6а. Самостоятельное исследование у курируемых больных состояния кожи, подкожной клетчатки. Оценка соответствия полученных данных возрастным нормам. Закрепление на нескольких больных навыков определения дермографизма, эластичности кожи, толщины подкожно-жирового слоя, тургора тканей, наличия отеков. Оценка состояния питания курируемых больных.


7. Методика исследования костной и мышечной систем. Пропорции телосложения, изменения с возрастом. Семиотика поражений костной и мышечной систем. Допустимые физические нагрузки детей различного возраста. – 4 часа.


7а. Самостоятельное исследование у курируемых больных состояния мышц, костей. Оценка соответствия полученных данных возрастным нормам. Закрепление на нескольких больных навыков определения силы и тонуса мышц, деформации костей, конфигурации, размеров и функции суставов. Оценка черепных швов и родничков у детей первого года жизни


8-9. Методика исследования органов дыхания у детей и подростков. – 8 часов.


8а-9а. Самостоятельная работа: закрепление умений подсчета частоты дыханий у детей различного возраста, пальпации грудной клетки с определением ее резистентности и голосового дрожания, сравнительной и топографической перкуссии легких, аускультации легких, определение наличия и характера одышки.


10. Семиотика и синдромы поражения органов дыхания у детей различного возраста. – 4 часа.


10а. Самостоятельное выявление и оценка у курируемых больных выделений из носовых ходов, изменения голоса, кашля, одышки, цианоза, изменения перкуторных и аускультативных данных, определение наличия и степени дыхательной недостаточности.


11-12. Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей и подростков. – 8 часов.


11а-12а. Самостоятельная работа: закрепление умений пальпации, перкуссии и аускультации сердца, определение границ сердца у курируемых больных и оценка полученного результата в соответствии с возрастными нормами. Измерение артериального давления, подсчет пульса, оценка полученных результатов.


13. Семиотика и синдромы основных поражений сердечно-сосудистой системы у детей. – 4 часа.


13а. Самостоятельная работа с детьми – выявление симптомов поражения сердечно-сосудистой системы при физикальном исследовании больного, формирование заключения по результатам обследования.


14-15. Функциональные и инструментальные методы исследования дыхания и кровообращения у детей. – 8 часов.


14а-15а. Самостоятельная работа: измерение артериального давления, подсчет пульса и дыхания, проведение функциональных проб (Штанге, Генча, Шалкова), оценка функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем по результатам проб. Самостоятельный анализ рентгенограмм, ЭКГ, спирограмм у курируемых больных, заключение по ним.


16. Методика исследования органов пищеварения у детей и подростков. – 4 часа.


16а. Самостоятельная работа: закрепление навыков исследования пищеварительной системы – осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация живота, перкуссия печени, выявление симптомов холепатии, пальпация болевых точек и болевых рефлексогенных зон у детей с патологией желудочно-кишечного тракта.


17. Контрольное занятие по пройденным методикам исследования. – 4 часа.


17а. Самостоятельная работа с детьми - закрепление навыков и умений по пройденным темам.

Контроль преподавателем усвоения студентами методики исследования отдельных органов и систем, знания ими возрастных анатомо-физиологических особенностей и отдельных симптомов и синдромов, семиотики поражения этих органов и систем организма ребенка.


18-19. Инструментальные и лабораторные методы исследования органов пищеварения у детей и подростков. Семиотика и основные синдромы поражения – 9 часов.


18а-19а. Самостоятельная работа: оценка анализов крови, мочи, кала, характеризующих функциональное состояние пищеварительной системы у нескольких больных, результатов желудочного и фракционного дуоденального зондирования, ультразвукового исследования, рентгенограмм, формирование заключения по результатам с выявлением основных синдромов поражения.


20. Методика исследования органов кроветворения у детей и подростков. - 4,5 часа.


20а. Самостоятельная работа с детьми - общий осмотр, оценка цвета кожи, наличия и характера геморрагических высыпаний на коже и слизистых, пальпация лимфатических узлов, пальпация и перкуссия печени и селезенки.


21-22. Оценка состава периферической крови у детей различного возраста. Семиотика и основные синдромы поражения органов кроветворения у детей и подростков. – 9 часов.


21а-22а. Самостоятельная работа: закрепление умений оценки анализов периферической крови у детей и подростков, пунктата костного мозга, гематологического статуса и сопоставления данных лабораторных исследований с клиническими проявлениями повышенной кровоточивости, анемического синдрома.


23. Методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков. - 4,5 часа.


23а. Самостоятельная работа: осмотр курируемых детей, выявление отеков и клиническая дифференциальная диагностика отеков почечного и сердечного происхождения, пальпация почек и мочевого пузыря, болевых мочеточниковых точек, определение симптома Пастернацкого, перкуссия мочевого пузыря.


24-25. Инструментальные и лабораторные методы исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков, оценка результатов. Семиотика и основные синдромы поражения. – 9 часов.


24а-25а. Самостоятельная работа: закрепление умений оценки анализов мочи, уровня азотистых шлаков, функционального состояния мочевыводящих органов. Комплексная оценка функции почек у одного из больных в виде заключения по анализам с фиксацией его в учебной истории болезни.


26. Второе контрольное занятие по методикам исследования. - 4,5 часа.


26а. Самостоятельная работа с детьми - закрепление навыков и умений физикального обследования пациента.

Контроль преподавателем усвоения студентами методики обследования пациента, знания возрастных анатомо-физиологических особенностей организма ребенка различного возраста, отдельных симптомов и синдромов поражения органов и систем организма ребенка.


27. Обследование детей для написания истории болезни (развития). - 4,5 часа.


27а. Самостоятельная работа с детьми - выявление жалоб, сбор анамнеза заболевания и жизни у курируемого больного (беседа с родителями или детьми). Проведение объективного исследования по органам и системам с привлечением результатов параклинического исследования больных. Написание статуса курируемого больного в учебной истории болезни с оценкой тяжести состояния и формулировкой заключения по результатам обследования.


28. Комплексная оценка состояния здоровья детей различного возраста. Критерии оценки. Группы здоровья. - 4,5 часа.


28а. Самостоятельная работа: определение группы здоровья у курируемых детей. Решение ситуационных задач на определение группы здоровья ребенка.


29. Естественное вскармливание до введения прикорма. - 4,5 часа.


29а. Самостоятельная работа: курация детей первого года жизни, находящихся на естественном вскармливании. Составление режима и рациона питания, меню-раскладки для курируемого ребенка. Составление плана предупреждения гипогалактии или стимуляции лактации для матери курируемого ребенка. Решение ситуационных задач.


30. Прикорм и необходимость его введения детям. Блюда прикорма. Сроки и правила введения. Критерии оценки достаточности питания ребенка при естественном вскармливании. - 4,5 часа.


30а. Самостоятельная работа: курация детей первого года жизни, находящихся на естественном вскармливании с оценкой достаточности питания. Составление режима и рациона питания, меню-раскладки для курируемого ребенка. Составление плана предупреждения гипогалактии или стимуляции лактации для матери курируемого ребенка. Решение ситуационных задач.


31. Искусственное вскармливание. Молочные смеси - адаптированные, частично адаптированные и неадаптированные. Принципы их выбора. Правила искусственного вскармливания. - 4,5 часа.


31а. Самостоятельная работа: курация детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании. Составление режима и рациона питания, меню-раскладки для курируемого ребенка. Решение ситуационных задач.


32. Смешанное вскармливание. Понятие о докорме. Степени недостаточности грудного молока. Правила смешанного вскармливания. - 4,5 часа.


32а. Самостоятельная работа: курация детей первого года жизни, находящихся на смешанном вскармливании. Составление режима и рациона питания, меню-раскладки для курируемого ребенка. Составление плана предупреждения гипогалактии или стимуляции лактации для матери курируемого ребенка. Решение ситуационных задач.


33. Принципы рационального питания детей раннего возраста. Знакомство с организацией питания в детских учреждениях. Понятие о физиологических столах. - 4,5 часа.


33а. Самостоятельная работа: составление рациона и расчет питания для нескольких детей разных возрастов, в том числе недоношенных и в возрасте 1-3 лет, находящихся на естественном, смешанном и искусственном вскармливании, составление меню для детей старше 3 лет.


34. Коллоквиум по диететике. Защита историй болезни. Итоговое контрольное занятие по методикам исследования здорового и больного ребенка. Производственное совещание. - 4,5 часа.


34а. Самостоятельная работа: решение ситуационных задач на различные виды вскармливания детей первого года жизни, составление рациона питания детям старше года. Курация больных для выяснения их вскармливания, питания, обнаружение ошибок и назначение правильного вскармливания. Составление меню для ребенка на 1 день.

Самостоятельная работа с детьми - закрепление навыков и умений физикального обследования пациента.


Контроль преподавателем усвоения студентами методики обследования пациента, знания возрастных анатомо-физиологических особенностей организма ребенка различного возраста, отдельных симптомов и синдромов поражения органов и систем организма ребенка.

На производственном совещании общие выводы по характеристике группы, отдельных студентов с дальнейшими рекомендациями при обучении. Выяснение мнения студентов о занятиях, их пожелания кафедре, сотрудникам в оптимизации учебного процесса.


^ 2.4. Темы, вынесенные на самостоятельное изучение (внеаудиторная самостоятельная работа):


  1. Особенности воспитания детей разного возраста. Режим дня для детей различного возраста. Подбор игрушек, занятия с детьми раннего возраста.

  2. Половое развитие детей.

  3. Инструментальные методы исследования сердечно-сосудистой системы у детей. ЭКГ – диагностика. Особенности ЭКГ у детей.

  4. Методики исследования органов пищеварения у детей и подростков: желудочное и дуоденальное зондирование, исследование кала, биохимический анализ крови (лабораторные тесты синдромов холестаза, цитолиза, гепато-депрессивного и мезенхимально-воспалительного синдромов).

  5. Особенности водно-солевого обмена у детей и семиотика его нарушений.

  6. Основные синдромы поражения эндокринных желез.

  7. Синдромы задержки развития и нарушения различных звеньев иммунитета у детей и подростков. Приобретенные иммунодефициты у детей и подростков.


^ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ:


3.1. Рекомендуемая литература:


Основная литература:

1. Пропедевтика детских болезней./ А.В. Мазурин, И.М. Воронцов.-СПб.: Фолиант, 2010 г.

2. Пропедевтика детских болезней. [Электронный ресурс]: учебник для вузов/Под. ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С., М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru.

3. Пропедевтика детских болезней [Электронный ресурс]/ под. ред. А.С.

Калмыковой. - М.: ГЕОТАР. Медиа, 2010. – Режим доступа:

http://www.studmedlib.ru.


Дополнительная литература:

  1. Типовые тестовые задания для итоговой гос. аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности “Педиатрия”/ под ред. Н.Н.Володина, М.А.Фадеевой.- 2-е изд. - М.: ВУНМЦ, 1998 г.

  2. Типовые тестовые задания для итоговой гос. аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности “Педиатрия”/ под ред. Н.Н.Володина, М.А.Фадеевой.- 3-е изд. - М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001 г.

  3. Пропедевтика детских болезней. /Под редакцией профессора А.С. Калмыковой.- Москва, «ГЭОТАР-Медиа», 2010. – 914 с.

  4. Капитан Т.В. Пропедевтика детских болезней с уходом за детьми. М.: МЕДпресс-информ, 2007

  5. Шабалов Н.П. Детские болезни., в 2 томах - СПб., 2006 г.

  6. Эрман Л.В. Нефрология детского возраста в схемах и таблицах. - СПб., 1997 г.

  7. Воронцов И.М., Фатеева Е.М. Естественное вскармливание, его значение и поддержка: Учебное пособие для студентов и врачей. - СПб.: Фолиант, 1998 г.

  8. Физиология роста развития детей и подростков (2 тома). Под ред. А.А.Баранова, 2006 г.


  1   2   3

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины «пропедевтика детских болезней» Специальность: 060103 Педиатрия

Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности icon Методические разработки к практическим занятиям для студентов 3-4 курса педиатрического факультета

Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности icon Рабочая программа по дисциплине пропедевтика внутренних болезней рекомендуется для специальности

Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины хирургические болезни, впх. Для специальности
Рф профессором, д м н. Б. С. Брискиным; зав кафедрой хирургических болезней с курсом клинической...
Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности icon Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней»
В соответствии с действующим учебным планом и на основании Госстандарта высшего медицинского образования...
Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол №5...
Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности
Рабочая программа согласована с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол №5...
Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности icon Рабочая программа по курсу «пропедевтика внутренних болезней»
В соответствии с действующим учебным планом и на основании Госстандарта высшего медицинского образования...
Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии,
Рабочая программа дисциплины биоэтика федерального компонента цикла гэс гос впо составлена на основании...
Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика детских болезней для специальности icon Рабочая программа учебной дисциплины педиатрия Для специальности

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы