|
Скачать 0.6 Mb.
|
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Волгоградский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации “УТВЕРЖДАЮ” Проректор по учебной работе ВолгГМУ профессор В.Б. Мандриков ________________________________ “_____”____________________2012 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ПРОПЕДЕВТИКА ДЕТСКИХ БОЛЕЗНЕЙ Для специальности: 040200 - педиатрия Квалификация выпускника – Врач Факультет: педиатрический Кафедра: детских болезней Курс – III, IV Семестр – VI-VII Форма обучения - очная Лекции - 36 часов Практические занятия - 145 часов Самостоятельная внеаудиторная работа - 89 часов Экзамен - VII семестр Всего часов – 180 часов Волгоград, 2012 год. ^ : заведующий кафедрой детских болезней д.м.н., профессор М.Я.Ледяев доцент кафедры детских болезней, к.м.н. О.В.Степанова ^ на заседании кафедры детских болезней протокол № 11 от «25» июня 2012 года Заведующий кафедрой детских болезней д.м.н., профессор М.Я. Ледяев ^ с учебно-методической комиссией педиатрических дисциплин протокол № 5 от «27»июня 2012 года Председатель УМК, декан педиатрического факультета Н.В. Малюжинская ^ дана заведующим кафедрой госпитальной педиатрии Астраханского государственного медицинской академии, профессором Н.С. Черкасовым «___» ____________ 2012 г. (прилагается) ^ с научной фундаментальной библиотекой Заведующая библиотекой Долгова В.В. Рабочая программа утверждена на заседании Центрального методического совета протокол №_______ от «_____»______________________ 201_ года Председатель ЦМС профессор Мандриков В.Б. ^ Профилактика многих функциональных расстройств и заболеваний взрослых должна начинаться с рождения ребенка, а нередко и в антенатальном периоде. Квалифицированное, ориентированное на профилактику заболеваемости наблюдение за семьей может быть осуществлено только врачом, хорошо знакомым с особенностями детского организма, методами воспитания здорового ребенка, спецификой основной патологии детского возраста. Пропедевтика детских болезней с курсами здорового ребенка и общим уходом за детьми – первая клиническая дисциплина в подготовке врача-педиатра. Пропедевтика детских болезней является связующим звеном между теоретическими дисциплинами младших курсов и клиническими дисциплинами старших курсов. ^
- изучение клинической анатомии, гистологии, физиологии, биохимии детей и подростков, возрастных особенностей развития отдельных органов и систем, особенностей методики исследования систем и органов детей различного возраста; - изучение семиотики и основных синдромов поражения органов и систем у детей и подростков; - изучение принципов рационального вскармливания детей раннего возраста и питания детей старшего возраста. По окончании изучения дисциплины студент должен знать:
студент должен уметь:
студент должен обладать навыками:
^
^ Программа обучения по дисциплине «Пропедевтика детских болезней с курсом здорового ребенка» для студентов педиатрического факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс), практическую подготовку (практические занятия), а также самостоятельную работу студентов с учебной и научной литературой. Обучение проводится в течение двух семестров и включает в себя 18 лекций (36 часов в VI и VII семестрах), 145 часов аудиторной практической подготовки (VI, VII семестры) и 89 часов внеаудиторной самостоятельной работы (всего 270 часов). На лекциях освещаются узловые вопросы темы и обобщаются новейшие научные знания, разбираются наиболее трудные для освоения разделы предмета с внесением соответствующих корректив в связи с новыми фактами и открытиями. Продолжительность лекции – 2 часа. На практических занятиях студенты приобретают основные практические умения. Занятия проводятся на клинических базах кафедры – в отделениях детских больниц. Продолжительность практических занятий 4 часа при фронтальном расписании и 4,5 часа при цикловом расписании. Практические занятия проводятся непосредственно у постели больного и ставят своей целью научить каждого студента методике исследования детей. Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью программированного и тестового контролей. Промежуточный контроль включает в себя итоговое занятие по пройденному блоку тем и состоит из оценки выработанных студентами во время цикла занятий практических навыков и умений, тестового контроля теоретических знаний и защиты учебной истории болезни. По окончании лекционного и практического курса осуществляется итоговый контроль в форме трехэтапного экзамена по пропедевтике детских болезней с курсом здорового ребенка (VII семестр). ^ 2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы:
^ 1. Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке. История отечественной педиатрии. Вопросы деонтологии и медицинской этики в педиатрии. Определение "здоровья", связь здоровья и развития ребенка. Критерии оценки здоровья, группы здоровья. Периоды детства, их характеристика. (2 часа) 2. Физическое развитие детей и подростков. Факторы, влияющие на физическое развитие. Законы физического развития и принципы оценки. Семиотика нарушений. (2 часа) 3. Нервно-психическое развитие детей в связи с возрастными особенностями центральной нервной системы. Критерии оценки нервно-психического развития. (2 часа) 4. Анатомо-физиологические особенности кожи, подкожно-жировой клетчатки. Температура тела и терморегуляция у детей. Понятие о гипо- и гипертермии. Возрастные особенности мышечной и костной систем и семиотика их поражений у детей. (2 часа) 5. Возрастные особенности системы дыхания у детей, связь с патологией. Особенности и оценка функциональных показателей системы дыхания у детей. Семиотика и основные синдромы поражения системы дыхания у детей и подростков (синдром обструкции дыхательных путей, признаки и степени дыхательной недостаточности). (2 часа) 6. Возрастные особенности сердечно-сосудистой системы и гемодинамики у детей различного возраста, связь с патологией. Особенности и оценка функциональных показателей сердечно-сосудистой системы у детей. (2 часа) 7. Семиотика основных поражений сердечно-сосудистой системы (синдромы поражения миокарда, эндокарда, перикарда, наиболее частые виды врожденных пороков сердца; признаки и степени сердечной недостаточности, сосудистая недостаточность). (2 часа) 8. Возрастные особенности органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков, связь с патологией. Особенности и оценка функциональных показателей этой системы у детей. (2 часа) 9. Семиотика и основные синдромы поражения органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков (синдромы отечный, артериальной гипертензии, токсикоза, синдром почечной недостаточности). Особенности водно-солевого обмена у детей и семиотика его нарушений. (2 часа) 10. Возрастные особенности органов пищеварения у детей и подростков, связь с патологией. Особенности и оценка функциональных показателей системы пищеварения у детей. (2 часа) 11. Семиотика и основные синдромы поражения пищеварительной системы у детей и подростков (болевой абдоминальный и диспепсический синдромы, синдром рвоты, синдромы поражения пищевода, гастродуоденальной области, тонкой и толстой кишок, печени и билиарного тракта, поджелудочной железы и др.). (2 часа) 12. Основные принципы рационального питания детей раннего возраста. Естественное вскармливание, его значение для правильного развития ребенка. Важнейшие принципы стимуляции и поддержки лактации. Показания для коррекции питания. Прикорм. (2 часа) 13. Искусственное и смешанное вскармливание. Классификация молочных смесей для искусственного вскармливания и докорма при смешанном вскармливании. Принципы выбора молочных смесей. Правила искусственного и смешанного вскармливания. (2 часа) 14. Возрастные особенности системы кроветворения и состава периферической крови у детей и подростков. Особенности миелограммы у детей и ее оценка. Семиотика и основные синдромы поражения органов кроветворения и состава периферической крови у детей (анемический, геморрагический синдромы, синдром увеличения лимфатических узлов). Понятие о гипоплазии и дисплазии костного мозга. (2 часа) 15. Развитие иммунитета у детей и подростков, связь с заболеваемостью детей различного возраста. Синдромы задержки развития и нарушения различных звеньев иммунитета и неспецифических факторов резистентности. (2 часа) 16. Возрастные особенности эндокринной системы у детей и подростков. Половое развитие детей. Основные синдромы поражения эндокринных желез. (2 часа) 17. Особенности энергетического обмена у детей и подростков. Потребность в энергии и ее расходование у детей различного возраста. Болезни нарушения обмена веществ. Особенности белкового обмена у детей и подростков. Потребность детей различного возраста в белке и аминокислотах. Синдромы нарушения белкового обмена. (2 часа) 18. Особенности углеводного и жирового обмена у детей и подростков и семиотика их нарушений. (2 часа) ^ (Продолжительность практических занятий 4 часа при фронтальном расписании и 4,5 часа при цикловом расписании.) 1. Краткое введение в предмет пропедевтики детских болезней с курсом здорового ребенка. Цели и задачи обучения студентов. Общий осмотр здорового и больного ребенка. Клинические критерии оценки тяжести состояния больного ребенка. Понятие о стигмах дисморфогенеза. Схема истории болезни (развития). – 4 часа. 1а. Самостоятельная работа с детьми – осмотр с оценкой положения ребенка, сознания, с акцентированием внимания на выявлении стигм дисэмбриогенеза. 2. Методика сбора анамнеза жизни и болезни ребенка. Оценка анамнеза жизни для понимания особенностей развития ребенка и выделения факторов риска нарушения здоровья. – 4 часа. 2а. Самостоятельный сбор у курируемых детей и их родителей анамнеза жизни и болезни. Обсуждение с преподавателем сделанного по анамнезу жизни и болезни заключения. 3. Методика оценки физического развития детей и подростков. Техника антропометрии. Семиотика нарушений физического развития. Методика оценки биологического возраста. – 4 часа. 3а. Самостоятельное проведение антропометрии у детей раннего и старшего возраста (измерение роста, массы тела, окружностей головы, груди), оценка полученных результатов с использованием центильных таблиц, формирование заключения по физическому развитию ребенка. 4. Критерии оценки нервно-психического развития детей и подростков. Этапы становления статики, моторики. Развитие речи, эмоций и форм общения. Факторы, влияющие на нервно-психическое развитие. Понятие об умственной отсталости, энцефалопатии. – 4 часа. 4а. Самостоятельная работа: оценка нервно-психического развития детей раннего возраста, определение безусловных рефлексов у детей первого года жизни. 5. Особенности воспитания детей различного возраста, включая подростковый. Сон, режим дня, подбор игрушек, занятия с детьми раннего возраста. Социальное развитие детей и подростков, принципы оценки. – 4 часа. 5а. Самостоятельная работа: составление режима дня для детей различного возраста. 6. Методика исследования кожи, подкожно-жирового слоя. Оценка состояния питания (понятия о нормо-, гипо- и паратрофии). Семиотика поражения кожи и подкожно-жировой клетчатки. – 4 часа. 6а. Самостоятельное исследование у курируемых больных состояния кожи, подкожной клетчатки. Оценка соответствия полученных данных возрастным нормам. Закрепление на нескольких больных навыков определения дермографизма, эластичности кожи, толщины подкожно-жирового слоя, тургора тканей, наличия отеков. Оценка состояния питания курируемых больных. 7. Методика исследования костной и мышечной систем. Пропорции телосложения, изменения с возрастом. Семиотика поражений костной и мышечной систем. Допустимые физические нагрузки детей различного возраста. – 4 часа. 7а. Самостоятельное исследование у курируемых больных состояния мышц, костей. Оценка соответствия полученных данных возрастным нормам. Закрепление на нескольких больных навыков определения силы и тонуса мышц, деформации костей, конфигурации, размеров и функции суставов. Оценка черепных швов и родничков у детей первого года жизни 8-9. Методика исследования органов дыхания у детей и подростков. – 8 часов. 8а-9а. Самостоятельная работа: закрепление умений подсчета частоты дыханий у детей различного возраста, пальпации грудной клетки с определением ее резистентности и голосового дрожания, сравнительной и топографической перкуссии легких, аускультации легких, определение наличия и характера одышки. 10. Семиотика и синдромы поражения органов дыхания у детей различного возраста. – 4 часа. 10а. Самостоятельное выявление и оценка у курируемых больных выделений из носовых ходов, изменения голоса, кашля, одышки, цианоза, изменения перкуторных и аускультативных данных, определение наличия и степени дыхательной недостаточности. 11-12. Методика исследования сердечно-сосудистой системы у детей и подростков. – 8 часов. 11а-12а. Самостоятельная работа: закрепление умений пальпации, перкуссии и аускультации сердца, определение границ сердца у курируемых больных и оценка полученного результата в соответствии с возрастными нормами. Измерение артериального давления, подсчет пульса, оценка полученных результатов. 13. Семиотика и синдромы основных поражений сердечно-сосудистой системы у детей. – 4 часа. 13а. Самостоятельная работа с детьми – выявление симптомов поражения сердечно-сосудистой системы при физикальном исследовании больного, формирование заключения по результатам обследования. 14-15. Функциональные и инструментальные методы исследования дыхания и кровообращения у детей. – 8 часов. 14а-15а. Самостоятельная работа: измерение артериального давления, подсчет пульса и дыхания, проведение функциональных проб (Штанге, Генча, Шалкова), оценка функционального состояния дыхательной и сердечно-сосудистой систем по результатам проб. Самостоятельный анализ рентгенограмм, ЭКГ, спирограмм у курируемых больных, заключение по ним. 16. Методика исследования органов пищеварения у детей и подростков. – 4 часа. 16а. Самостоятельная работа: закрепление навыков исследования пищеварительной системы – осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация живота, перкуссия печени, выявление симптомов холепатии, пальпация болевых точек и болевых рефлексогенных зон у детей с патологией желудочно-кишечного тракта. 17. Контрольное занятие по пройденным методикам исследования. – 4 часа. 17а. Самостоятельная работа с детьми - закрепление навыков и умений по пройденным темам. Контроль преподавателем усвоения студентами методики исследования отдельных органов и систем, знания ими возрастных анатомо-физиологических особенностей и отдельных симптомов и синдромов, семиотики поражения этих органов и систем организма ребенка. 18-19. Инструментальные и лабораторные методы исследования органов пищеварения у детей и подростков. Семиотика и основные синдромы поражения – 9 часов. 18а-19а. Самостоятельная работа: оценка анализов крови, мочи, кала, характеризующих функциональное состояние пищеварительной системы у нескольких больных, результатов желудочного и фракционного дуоденального зондирования, ультразвукового исследования, рентгенограмм, формирование заключения по результатам с выявлением основных синдромов поражения. 20. Методика исследования органов кроветворения у детей и подростков. - 4,5 часа. 20а. Самостоятельная работа с детьми - общий осмотр, оценка цвета кожи, наличия и характера геморрагических высыпаний на коже и слизистых, пальпация лимфатических узлов, пальпация и перкуссия печени и селезенки. 21-22. Оценка состава периферической крови у детей различного возраста. Семиотика и основные синдромы поражения органов кроветворения у детей и подростков. – 9 часов. 21а-22а. Самостоятельная работа: закрепление умений оценки анализов периферической крови у детей и подростков, пунктата костного мозга, гематологического статуса и сопоставления данных лабораторных исследований с клиническими проявлениями повышенной кровоточивости, анемического синдрома. 23. Методика исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков. - 4,5 часа. 23а. Самостоятельная работа: осмотр курируемых детей, выявление отеков и клиническая дифференциальная диагностика отеков почечного и сердечного происхождения, пальпация почек и мочевого пузыря, болевых мочеточниковых точек, определение симптома Пастернацкого, перкуссия мочевого пузыря. 24-25. Инструментальные и лабораторные методы исследования органов мочеобразования и мочеотделения у детей и подростков, оценка результатов. Семиотика и основные синдромы поражения. – 9 часов. 24а-25а. Самостоятельная работа: закрепление умений оценки анализов мочи, уровня азотистых шлаков, функционального состояния мочевыводящих органов. Комплексная оценка функции почек у одного из больных в виде заключения по анализам с фиксацией его в учебной истории болезни. 26. Второе контрольное занятие по методикам исследования. - 4,5 часа. 26а. Самостоятельная работа с детьми - закрепление навыков и умений физикального обследования пациента. Контроль преподавателем усвоения студентами методики обследования пациента, знания возрастных анатомо-физиологических особенностей организма ребенка различного возраста, отдельных симптомов и синдромов поражения органов и систем организма ребенка. 27. Обследование детей для написания истории болезни (развития). - 4,5 часа. 27а. Самостоятельная работа с детьми - выявление жалоб, сбор анамнеза заболевания и жизни у курируемого больного (беседа с родителями или детьми). Проведение объективного исследования по органам и системам с привлечением результатов параклинического исследования больных. Написание статуса курируемого больного в учебной истории болезни с оценкой тяжести состояния и формулировкой заключения по результатам обследования. 28. Комплексная оценка состояния здоровья детей различного возраста. Критерии оценки. Группы здоровья. - 4,5 часа. 28а. Самостоятельная работа: определение группы здоровья у курируемых детей. Решение ситуационных задач на определение группы здоровья ребенка. 29. Естественное вскармливание до введения прикорма. - 4,5 часа. 29а. Самостоятельная работа: курация детей первого года жизни, находящихся на естественном вскармливании. Составление режима и рациона питания, меню-раскладки для курируемого ребенка. Составление плана предупреждения гипогалактии или стимуляции лактации для матери курируемого ребенка. Решение ситуационных задач. 30. Прикорм и необходимость его введения детям. Блюда прикорма. Сроки и правила введения. Критерии оценки достаточности питания ребенка при естественном вскармливании. - 4,5 часа. 30а. Самостоятельная работа: курация детей первого года жизни, находящихся на естественном вскармливании с оценкой достаточности питания. Составление режима и рациона питания, меню-раскладки для курируемого ребенка. Составление плана предупреждения гипогалактии или стимуляции лактации для матери курируемого ребенка. Решение ситуационных задач. 31. Искусственное вскармливание. Молочные смеси - адаптированные, частично адаптированные и неадаптированные. Принципы их выбора. Правила искусственного вскармливания. - 4,5 часа. 31а. Самостоятельная работа: курация детей первого года жизни, находящихся на искусственном вскармливании. Составление режима и рациона питания, меню-раскладки для курируемого ребенка. Решение ситуационных задач. 32. Смешанное вскармливание. Понятие о докорме. Степени недостаточности грудного молока. Правила смешанного вскармливания. - 4,5 часа. 32а. Самостоятельная работа: курация детей первого года жизни, находящихся на смешанном вскармливании. Составление режима и рациона питания, меню-раскладки для курируемого ребенка. Составление плана предупреждения гипогалактии или стимуляции лактации для матери курируемого ребенка. Решение ситуационных задач. 33. Принципы рационального питания детей раннего возраста. Знакомство с организацией питания в детских учреждениях. Понятие о физиологических столах. - 4,5 часа. 33а. Самостоятельная работа: составление рациона и расчет питания для нескольких детей разных возрастов, в том числе недоношенных и в возрасте 1-3 лет, находящихся на естественном, смешанном и искусственном вскармливании, составление меню для детей старше 3 лет. 34. Коллоквиум по диететике. Защита историй болезни. Итоговое контрольное занятие по методикам исследования здорового и больного ребенка. Производственное совещание. - 4,5 часа. 34а. Самостоятельная работа: решение ситуационных задач на различные виды вскармливания детей первого года жизни, составление рациона питания детям старше года. Курация больных для выяснения их вскармливания, питания, обнаружение ошибок и назначение правильного вскармливания. Составление меню для ребенка на 1 день. Самостоятельная работа с детьми - закрепление навыков и умений физикального обследования пациента. Контроль преподавателем усвоения студентами методики обследования пациента, знания возрастных анатомо-физиологических особенностей организма ребенка различного возраста, отдельных симптомов и синдромов поражения органов и систем организма ребенка. На производственном совещании общие выводы по характеристике группы, отдельных студентов с дальнейшими рекомендациями при обучении. Выяснение мнения студентов о занятиях, их пожелания кафедре, сотрудникам в оптимизации учебного процесса. ^
^ 3.1. Рекомендуемая литература: Основная литература: 1. Пропедевтика детских болезней./ А.В. Мазурин, И.М. Воронцов.-СПб.: Фолиант, 2010 г. 2. Пропедевтика детских болезней. [Электронный ресурс]: учебник для вузов/Под. ред. Геппе Н.А., Подчерняевой Н.С., М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.- 464 с. - Режим доступа: http://www.studmedlib.ru. 3. Пропедевтика детских болезней [Электронный ресурс]/ под. ред. А.С. Калмыковой. - М.: ГЕОТАР. Медиа, 2010. – Режим доступа: http://www.studmedlib.ru. Дополнительная литература:
|