|
Скачать 34.21 Kb.
|
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ Моливер Е.С. ([email protected]) МОУ «Гимназия №5», г. Юбилейный, Московская область По прогнозам специалистов …человек до 40% своего учебного времени будет отводить дистантным формам обучения, еще около 40% – очным и 20% – самообразованию. В связи с распространением Интернет-технологий в ближайшее время предстоит изменение не только форм и содержания школьного образования, но и его целей, смысла, перспектив развития. Использование Интернет-технологий в процессе обучения позволяет добиться качественно более высокого уровня наглядности урока, значительно расширяет возможности активизации деятельности школьников, а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что ведет к формированию положительного отношения к изучаемому материалу. Использование Интернет-ресурсов и Интернет-технологий в целом на уроках биологии далеко не полно отражено в соответствующих методических изданиях. Например, в журнале «Биология в школе» за период с 1996 по 2003 год было опубликовано 2 статьи по использованию компьютера на уроках биологии. Мы попытались использовать ресурсы сети Интернет на уроках биологии в курсе «Анатомия, физиология и гигиена» в 9 классе при изучении двух тем: «Сердечно-сосудистая система» и «Мочевыделительная система». Использование Интернет-технологий для поисковой работы при изучении темы «Сердечно-сосудистая система». Целью данного урока было исследование таких аспектов темы, как заболевания сердечно-сосудистой системы, влияние алкоголя и никотина, других вредных факторов, операции на сердце, искусственные клапаны сердца. Урок проходил в Интернет-кафе недалеко от нашей гимназии. Ученики владели некоторыми навыками работы с поисковыми системами, работой с гипертекстом. Использовались поисковые системы Yandex и Rambler. Предварительно ученикам были даны ключевые слова для поиска: Инфаркт миокарда, инсульт, атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, алкоголь и сердце, никотин и сердце, клапаны сердца, операции на сердце. Урок проводился совместно с учителем информатики. В течение урока учитель биологии мог корректировать поиск, помогать учащимся, затрудняющимся в выборе или поиске информации. Результаты поиска были изложены учащимися на обобщающем уроке в виде устных или письменных сообщений. Потрясающий эмоциональный настрой присутствовал весь урок, работал каждый ученик, не было неработающих или скучающих детей, все нашли необходимый материал, причем разнообразный. Многие ребята посетили удивительно интересные сайты медицинских учреждений, НИИ, и даже «побывали» в виртуальной операционной во время операции на сердце. В отличие от традиционных способов получения информации, используя Интернет, ученики выбирают наиболее интересный и доступный материал из огромного объема информации и создают свой образовательный продукт. Некоторые адреса сайтов, найденные во время урока: www.mst.ru/new www.city.kchepetsk.ru www.cvspartner.spb.ru www.medmedia.ru Поисковая работа побуждает учащихся осознанно подойти к выбору информации, прививает навыки работы с образовательными Интернет-ресурсами, расширяет спектр поиска информационных сайтов, активизирует исследовательскую работу. Использование Интернет-технологий на уроках биологии в 9 классе позволило провести урок изучения нового материала «Строение и функци органов выделения» в теме «Мочевыделительная система» Цели урока: изучение строения мочевыделительной системы, макро- и микростроения почек (без детального изучения функций). После вводной беседы с классом учитель акцентирует внимание на теме урока и предлагает зайти на учебный сайт www.vschool.km.ru. Изучаются следующие схемы:
На этапе проверки знаний на экран с помощью мультимедийных средств выводятся немые схемы мочевыделительной системы, макростроения и микростроения почек. Учащиеся называют части схем. Для актуализации знаний о выделительной системе учителем демонстрируется фотография аппарата искусственной почки, найденная на сайте www.bbmed.ru/dialog/dialog.html. Методика проведения уроков с использованием Интернет-ресурсов позволяет применять такие формы обучения, как беседа, самостоятельная работа с текстом, схемами, записи в тетрадях основных терминов, воспроизводство содержания схем. Преимущество перед традиционным уроком заключается в использовании современных ярких схем и дополнительной информации. Ученики могут работать со схемами в индивидуальном режиме, а наиболее успевающие могут знакомиться и с дополнительной информацией. Вместе с тем выявлены и недостатки такого урока: если ученики не владеют в достаточной мере навыками работы с сетью Интернет, гиперссылками, то на поиск информации тратится много времени. |