|
Скачать 193.72 Kb.
|
МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 51» Учитель биологии Сулейманова Раиса Андреевна, первая квалификационная категория Формирование знаний о здоровье на уроках биологии. Здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Образовательный процесс должен осуществляться параллельно с оздоровительным, поскольку разностороннее развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и физического здоровья индивида. Чем крепче здоровье, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Содержание образования включает в себя все виды человеческой деятельности от системы знаний о природе, обществе, способах деятельности до практических умений и навыков. Их усвоение необходимо человеку вне зависимости от вида деятельности, которую изберут наши воспитанники. Такие категории, как «здоровье», «здоровый образ жизни», «культура здоровья», «индивидуальное развитие» могут широко использоваться учителями-предметниками и создавать условия, благодаря которым достигаются соответствующие результаты обучения. Комплекс школьных предметов, при соответствующей направленности учителей, позволит представить ребенку целостную картину мира, сформировать ценностное отношение к ней и найти свое место в этом мире. Предметы гуманитарного цикла способствуют формированию нравственного здоровья обучающихся на основе приобщения к общечеловеческим и культурно-национальным ценностям. На уроках с позиций конкретной науки раскрывается особенность взаимовлияния общих для гуманитарных дисциплин объектов изучения – индивидуального и общественного здоровья. В то же время предметы естественнонаучного цикла дают возможность для познания законов, механизмов развития, функционирования и взаимодействия объектов живой и неживой природы как факторов, обусловливающих здоровье человека. Предметы естественного цикла дают возможность в полной мере представить обучающимся информацию о факторах, обусловливающих здоровье человека. Наиболее разработаны вопросы формирования валеологического сознания и грамотности в содержании следующих школьных предметов: биологии, психологии, ОБЖ, физической культуры. Биология является приоритетной школьной дисциплиной в вопросах овладения знаниями о здоровом образе жизни; формировании ценностных ориентаций на сбережение здоровья, трудоспособности в течение всей жизни; развитии социально значимых качеств личности, способных противостоять асоциальному поведению и социально-патологическим привычкам; привитии научных, гуманных, милосердных взглядов на свое здоровье, здоровье окружающих и будущих поколений. Биология, как никакой другой предмет, раскрывает основы жизнедеятельности, общественной и личной гигиены, дает знания о вредном воздействии на организм человека наркотических, психотропных средств, формирует сексуальную культуру и др. При изучении ботаники обучающимся необходимо объяснить, что растения являются основным источником витаминов и пищи для организма человека, из них изготавливают одежду, они обогревают жилье человека. При изучении темы «Клетка»» важно познакомить обучающихся с действием токсических веществ на клетки растений, а также на рост и развитие целого растительного организма. Содержание лабораторной работы «Приготовление препарата кожицы чешуи лука», «Клеточное строение растительного организма» можно расширить, введя дополнительный вопрос о действии токсических веществ на клетки. При этом необходимо предварительно ознакомить обучающихся с понятием «токсические вещества» и правилами работы с ними. В теме «Побег» при организации наблюдений целесообразна постановка опыта, иллюстрирующего влияние токсических веществ на их рост и развитие. Опыт заключается в том, что три вазона с ростками поливают по-разному: один росток – чистой водой, другой – 40% раствором этилового спирта, третий – взвесью синтетического клея в воде. В ходе опыта школьники видят, как токсические вещества губительны для растений. Аналогичное наблюдение можно организовать и при изучении темы «Цветок и плод». Знакомясь с покрытосеменными растениями, можно поговорить об их применении в качестве лекарственных; вводя понятия «органические вещества» и «неорганические вещества», важно рассказать об их значении для человека. На практических и лабораторных занятиях и экскурсиях по ботанике обучающиеся могут познакомиться с правилами сбора и хранения растений, чтобы в последующем с максимальной пользой для здоровья человека использовать эти знания. При изучении темы «Корень» уместно рассказать о значении обработки почвы, осторожном внесении удобрений, о накоплении в корнеплодах, клубнях, луковицах нитратов. Например, избыточное внесение навоза в почву увеличивает содержание нитратов в овощах и может вызвать загрязнение продукции яйцами гельминтов и другими возбудителями заболеваний. При выращивании сельскохозяйственных культур используются гербициды для борьбы с сорняками, ядохимикаты для борьбы с вредителями: колорадским жуком, саранчой и другими. Эти вещества накапливаются в частях растений и попадают в организм человека, вызывая различные отравления. Накопление пестицидов в организме человека приводит к возникновению различных заболеваний. В районах Казахстана и Средней Азии резко возрос процент заболеваний раком, так как пестициды в больших количествах оказались в воде. Изучение фотосинтеза позволяет понять, что качество воздуха, которым дышит человек, зависит не только от последствий хозяйственной деятельности людей, но и от степени озеленения населенных пунктов и помещений. На улицах городов лучшие «фильтры» - тополя и вязы, в помещениях для очищения воздуха можно использовать хлорофитумы и пеларгонию. В быту используются также растения, ароматы которых влияют на самочувствие людей. Например, гвоздика, ирис, смородина обладают тонизирующим действием, а запах апельсина, валерианы, розы успокаивает. Способствуют улучшению зрения лимон, герань. Поддержат работу сердца запахи сосны, сирени и ели. Облегчат дыхание ароматы березы, липы, душицы и эвкалипта. Но применять их нужно осторожно, так как у некоторых людей возможны аллергические реакции. Знания по систематике растений также несут необходимую валеологическую информацию: значение в народном хозяйстве и жизни человека растений различных систематических групп; роль водорослей в газообмене атмосферы, значение их в медицине (агар-агар,йод) и питании людей; роль бактерий, их распространенность в организме человека, их значение в медицине, сельском хозяйстве; болезнетворные бактерии, борьба с ними; грибы и лишайники, ядовитые и съедобные грибы, оказание помощи при отравлении грибами, пенициллин, приготовление антибиотиков; дрожжи, их применение в сельском хозяйстве и пищевой промышленности. Знания о животных, их влиянии на здоровье людей включают информацию о простейших (малярийный плазмодий, дизентерийная амеба). При изучении явления регенерации у кишечнополостных необходимо обсудить правила пред- осторожности при встрече с ними, о стрекательных клетках медуз. Знакомясь с многообразием паразитических червей, обучающиеся должны узнать о мерах профилактики и гигиены человека. Необходимо расширить знания детей о клещах (тип Членистоногие) как переносчиках и возбудителях многих опасных болезней человека, о мерах борьбы с ними. При изучении насекомых полезно вспомнить о продуктах жизнедеятельности пчелы (мед, прополис, пчелиный яд, их использовании человеком. В теме «Хордовые» обучающиеся получают представление о мерах предосторожности при встречах с опасными рыбами – акулой, скатом, пираньей; с ядовитыми змеями (класс Пресмыкающиеся), о правилах оказания первой помощи при укусах. Изучение класса «Птицы» помогает школьником расширить знания о птицах как источнике диетического питания, как переносчиках ряда заболеваний. Уроки по теме «Класс Млекопитающие» знакомят их с ролью млекопитающих в жизни человека, в том числе – домашних и др. Наибольшие возможности в формировании здорового образа жизни обучающихся заложены в материале раздела «Человек и его здоровье». Важную роль при изучении этого раздела занимает профилактика нарушений и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Среди функциональных отклонений у обучающихся – нарушение осанки, среди хронических болезней – плоскостопие, сколиоз, кифоз, лордоз, остеохондроз. На формирование костно-мышечной системы негативно влияет несоответствие размеров школьной мебели росту обучающихся, чрезмерный рост портфелей и ранцев с учебниками, низкая физическая активность школьников, нерациональное питание, избыточный вес, а также низкая двигательная активность. Образование должно быть ориентировано не только на расширение объема знаний, но и на обучение школьников конкретным методам его сохранения и укрепления. Их нужно учить тому, как следует правильно ходить, стоять, сидеть, лежать во время сна, чтобы избежать развития не только заболеваний костно-мышечной системы, но и внутренних органов и систем. Для этого целесообразно провести серию уроков здоровья для школьников средних классов. Обучающиеся должны научиться также приемам оказания первой помощи при растяжении, ушибе, вывихе, переломе. При изучении темы «^ » необходимо информировать обучающихся об иммунитете, инфекционных заболеваниях и борьбе с ними(прививки), этической проблеме донорства; уделить внимание выявлению взаимосвязи образа жизни и сердечно-сосудистых заболеваний, приобретению навыков оказания первой помощи при кровотечениях, подсчета частоты сердечных сокращений, измерения артериального давления. При изучении органов дыхания, пищеварения, выделения, кожи, желез внутренней секреции, нервной системы обучающиеся узнают об их значении для жизни и обеспечения здоровья человека; факторах, которые помогу повлечь дисфункциональные изменения, нездоровье; о приемах оказания первой помощи при различных повреждениях и болезнях. Школьники получают также необходимые знания и навыки гигиены. При изучении гигиенических вопросов большую роль играют опыты и самонаблюдения. Так, например, обычный опыт по изучению состава и свойств кости может быть использован для разъяснения основ гигиены скелета. При изучении кожи учащиеся рассматривают с помощью лупы кожу ладоней и находят поры – выходные отверстия потовых желез. В ходе обсуждения правил гигиены они приходят к выводу о необходимости содержания кожи в чистоте для того, чтобы грязь не закупоривала поры и не нарушала кожного дыхания, осуществляемого через потовые железы. Валеологическая грамотность не ограничивается знаниями о способах сохранения здоровья. Знания лишь ориентируют обучающихся в окружающем мире, но не определяют их поведение. Для того, чтобы обучающиеся в своей повседневной жизни ориентировались на полученные знания, следовали принципам здорового образа жизни, необходимо сформировать у них убеждения и соответствующие умения сохранения своего здоровья. В связи с этим важно научить школьников проводить самонаблюдения, анализировать поступки и образ жизни с точки зрения их влияния на здоровье; оценивать функциональное состояние своего организма и отдельных систем органов; проводить при необходимости оздоровительные действия. Можно обучающимся предложить несколько практических работ для оценки функционального состояния своего организма. Целесообразнее проводить их в конце учебного года, когда школьники уже знакомы с особенностями функционирования почти всех систем органов и имеют необходимые знания о здоровом образе жизни. Раскрывая проблемы здоровьесбережения в курсе «Общая биология» важно обратить внимание на приспособляемость организма к условиям обитания, биосоциальную сущность человека, на влияние общественной жизни и социального прогресса на здоровье людей. Тема «Размножение и индивидуальное развитие» позволяет познакомиться с ролью генов, ДНК в наследственном здоровье; с вредным влиянием алкоголя и никотина на наследственность; с последствиями загрязнения природной среды мутагенами. Уместно рассказать о современных исследовательских направлениях в области биотехнологии, генной инженерии, селекции. Культура взаимоотношения полов, медико-биологическая направленность сексологии, планирование семьи и рождение ребенка – вот неполный перечень вопросов, рассматриваемых при изучении темы «Воспроизведение и развитие человека», «Размножение и индивидуальное развитие организмов». Важны следующие вопросы: повреждающее действие вредных привычек - алкоголя, наркотиков, табака, а также возбудителей инфекционных заболеваний – на развитие плода, задержку развития ребенка, на его здоровье; опасность абортов, аборт как фактор бесплодия; венерические заболевания, их влияние на здоровье будущей матери; критические периоды онтогенеза, возрастные и половые различия; забота о старости – долг каждого гражданина. Тема «^ » помогает обучающимся увидеть зависимость здоровья человека от окружающей среды, например, при изучении таких понятий, как биоритмы, адаптация, акклиматизация. Тема «^ » помогает воспитанию здравоохранительного сознания. Это не только призывы, но и попытка разобраться в том, что человек – это часть природы, а значит, его здоровье зависит не только от социальных, но и экологических воздействий. Обучающиеся должны знать общие законы воздействия факторов окружающей среды на организм человека, санитарно-гигиенические принципы организации промышленного производства, основные нарушения в биосфере, вызываемые деятельностью человека. Говоря об экологической перспективе и экономической демографии, важно уделить внимание серьезной проблеме, которая стоит перед российским обществом, - проблеме сокращения численности населения. Одним из подходов к решению данной проблемы являются вопросы планирования семьи, ведения здорового образа жизни. Способность к адекватной адаптации является показателем здоровья, поэтому необходимо рассматривать различные виды адаптации: анатомо-морфологическую, физиологическую, биохимическую, поведенческую, стресс-реакцию. Обучающиеся должны понять, что антропогенный стресс отрицательно влияет на здоровье, ведет к изменению сроков жизни. Различные факторы космической биосферы и внутрипланетной среды (магнетизм, космическая энергия, гравитация, озоновый слой, внутрипланетное тепло) также могут создавать определенную проблему для адаптационных возможностей организма. Каждая учебная дисциплина в школе обладает большими потенциальными возможностями для внедрения здоровьесберегающих образовательных технологий, направленных на воспитание у обучающихся культуры здоровья, формирование представлений о здоровье как ценности. Здоровьеформирующее содержание школьных курсов возможно только в случае изменения профессионально-педагогического подхода, заключающегося в следующем: учитель должен осознать себя не столько «биологом», «химиком», «математиком», сколько педагогом, профессиональным качеством которого является доброе, бережное отношение к ребенку, его здоровью. Главным принципом его работы должна стать гуманная педагогика с «валеологическим эффектом» ^
Литература Биология, экология, здоровый образ жизни/В.В.Балабанова//Волгоград: Учитель,2003. Журналы «Биология в школе» Журналы «Здоровье» Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: Методическое пособие:/Под.ред.Э.М.Казина, Н.А.Заруба. Кемерово,2004. Здоровью надо учить! (Валеология через школьные предметы):Методич. пособие для учителей/Под.ред.Н.П.Абаскаловой.-Новосибирск:ОООИзд.комп.»Лада»,2000 Качан Л.Г. Формирование современных знаний о здоровье и здоровом образе жизни: Методич.пособие/Л.Г.Качан; Под.ред.Н.ЭКасаткиной.-Новокузнецк,2002. Лебедева Н.Г.Школа и здоровье учащихся:Метод. пособие/Н.Г.Лебедева.-Минск,1998 Пугал Н.А. и др. Биология. Человек. Практикум по гигиене. Москва: Аркти,2002. |