|
Скачать 90.19 Kb.
|
Коньшин Игорь Васильевич Код автора: SC – 3452 Использование информационно – коммуникационных технологий в изучении дисциплины анатомия и физиология человека. Преподавая дисциплину «Анатомия и физиология человека» в системе среднего профессионального образования, преподавателю приходится сталкиваться с рядом сложностей, одной из которых является «сжатость» учебного времени на изложение нового материала, с другой стороны растут требования к углубленному уровню усвоения материала. Все это требует от преподавателя максимально эффективно использовать учебное время. Как один из вариантов современного, эффективного и углубленного изложения нового материала, предлагается рассмотреть возможность использования информационно – коммуникационных технологий при изучении дисциплины «Анатомия и физиология человека». В качестве примера можно рассмотреть тему «Сердечно – сосудистая система организма человека» с использованием информационно – коммуникационных технологий. За последние годы во всем мире наметилась тенденция к росту числа сердечно – сосудистых заболеваний, растет и процент смертности от них. По официальным данным департамента здравоохранения Краснодарского края в издании: «Показатели деятельности системы здравоохранения Краснодарского края в 2011 году» приводятся следующие данные. Среди взрослого населения края в 2010 году в структуре общей заболеваемости лидируют болезни системы кровообращения (16,0%), на втором месте – заболевания органов дыхания (14,8%), на третьем месте – болезни органов костно-мышечной системы и соединительной ткани (8,1%). В период с 2006 года заболеваемость болезнями системы кровообращения возросла на 3,1%, в том числе уровень болезней, характеризующихся повышенным кровяным давлением, возрос на 8%, заболеваемость инфарктом миокарда взрослого населения – на 15,3%. В структуре смертности в крае, на первом месте стоят болезни системы кровообращения. Исходя из вышеизложенного, изучение основ строения, расположения и функционирования сердечно – сосудистой системы создают тот фундамент, на котором будущие медицинские работники будут выстраивать систему диагностики, лечения и профилактики данных заболеваний. При изложении материала предлагаю рассмотреть лишь отдельные вопросы, которые можно доступно излагать с использованием информационно – коммуникационных технологий. Технологическая карта учебного (лекционного) занятия прилагается. Лекционный вопрос: ^ Сердечно – сосудистая система объединяет в себе кровеносную и лимфатическую системы. Кровеносной называется замкнутая система сосудов (полых трубок) и сердце. Сердце выполняет роль биологического насоса, который обеспечивает ток крови по сосудам. Сосуды, несущие кровь, обогащенную кислородом, от сердца к органам и тканям, называются артериями. Вены – это сосуды, по которым кровь, содержащая большое количество углекислого газа, идет от тканей к сердцу. Кроме кровеносной системы, существуют и лимфатическая система, в которой движение жидкости, называемой лимфой, происходит от тканей к центру. Лимфатическая система является добавочной по отношению к кровеносной, лимфатические сосуды повторяют ход венозных. Кроме того, лимфатическая система выступает в роли биологического фильтра и части системы иммунной защиты. Однако существуют различия: кровь переносит растворимые вещества, лимфа – малорастворимые, более крупные частицы, преимущественно жирорастворимые и т. д. При изложении данного материала, студенты на интерактивной доске наглядно видят все структуры осуществляющие кровообращение, учебные программы позволяют увеличивать, перемещать изображения, размещать их под выгодным узлом зрения, менять цвета, «разрезать», переворачивать, демонстрировать органы и системы органов в формате 3D, выделять определенные фрагменты, рисовать, демонстрировать в сравнении органы и системы органов (например, артерии, вены и лимфатические сосуды), запускать фрагменты учебных фильмов, использовать метод анимации и сравнительной анимации. При изложении материала очень важно иметь обратную связь с аудиторией, быть уверенным в том, что излагаемый новый материал, усваивается и всем понятен. Современные технологии приходят на помощь и позволяют в любой момент выставить контрольные вопросы по излагаемому материалу, в том числе и в форме тестирования, видеосюжетов, неподписанных таблиц, схем, рисунков и т.д. Контрольное тестирование можно осуществлять как для целой группы студентов, подгруппы так и индивидуально. Лекционный вопрос: ^ Микроциркуляция – это процесс направленного движения жидкостей в тканях, окружающих микрососуды, и обеспечивающий газообмен и гемеокинез. Часть кровеносной и лимфатической системы, в которой осуществляются процессы обмена веществ, называется микроциркуляторным руслом. К нему относятся артериолы, прекапиляры, капилляры, посткапиляры и венулы. Прекапиляры и посткапиляры играют роль сфинктеров, регулируя кровоток и распределяя его на микроскопическом уровне. На уровне капилляров происходит обмен веществ между их стенкой и тканями. Ток крови в микроциркуляторном русле называется транскапиллярным. Микроциркуляторное русло закладывается во 2 –м периоде эмбриогенеза и внутриутробно выполняет функцию овального окна, т.е. сброса смешанной крови. Микроциркуляторное русло имеет свои особенности в различных органах и системах и т. д. При изложении данного вопроса очень важно чтобы студенты наглядно увидели, как осуществляется переход от артерий к венам, увидеть в сравнении строение стенок артериол, прекапилляров, капилляров, посткапилляров и венул. Интерактивная доска и современные обучающие программы позволяют успешно решить эти вопросы. Учебные фильмы наглядно демонстрируют процессы обмена веществ между тканями и капиллярами, 3Д изображения позволяют «заглянуть» внутрь органов и увидеть особенности микроциркуляции в каждом из них. Именно использование современных электронных обучающих средств позволяет наглядно продемонстрировать, что общая длина всех капилляров организма человека составляет более 100 000 километров. ^ Дисциплина (профессиональный модуль): Анатомия и физиология человека Специальность: 060101 «Лечебное дело» Курс: I Семестр: I Тема: «Анатомо – физиологические особенности сердечно – сосудистой системы» Преподаватель: Коньшин Игорь Васильевич Продолжительность: 90 минут ^ Образовательная: научить студентов особенностям строения и функции сердечно – сосудистой системы в организме человека Развивающая: развить способность находить главные отличительные признаки в сердечно – сосудистой системе человека Воспитательная: воспитать чуткость, гуманизм, толерантность по отношению к больному. ^ Знать: анатомию и физиологию сердечно – сосудистой системы организма человека. Уметь: находить, классифицировать, отличать, определять главные элементы сердечно – сосудистой системы человека. ^ информационно – проблемная. Образовательные технологии: информационно – коммуникационные технологии. Методы и приемы обучения: объяснительно – иллюстративный, аналитический. ^ Атласы, схемы, таблицы, интерактивная доска. Электронные ресурсы: мультимедийные презентации, обучающие программы, учебные фильмы, электронные атласы. Литература: Основные учебные издания: Н.И. Федюкович «Анатомия и физиология человека», издательство «Феникс» 2009 год; Л.В. Горелова, И.М. Таюрская «Анатомия в схемах и таблицах», издательство «Феникс» 2007 год; С.Д. Барышников «Практикум по анатомии и физиологии человека с основами патологии». Дополнительная литература: М.Р. Сапин, Д.Б. Никитюк «Анатомия человека (с элементами физиологии)», издательство «Медицина» 2007 год; О.А. Буданова «Анатомия человека», издательство Феникс 2008 год; Р.Д. Синельников, Я.Р. Синельников «Атлас анатомии человека», издательство «Медицина» 2007 год. ^ Анатомия человека – физиология человека – общая патология – пропедевтика - терапия – хирургия – акушерство – латинский язык Внутрипредметные связи: Анатомия человека – физиология человека – латинский язык ^
^ По данным Всемирной организации здравоохранения заболевания сердечно – сосудистой системы не только прочно заминают свои лидирующие позиции в структуре других заболеваний, но и имеют тенденцию к увеличению числа роста. Растет процент смертности от сердечно – сосудистых заболеваний, отмечается нарастающая тенденция к омоложению данных заболеваний. Наиболее частой причиной смерти в структуре сердечно – сосудистой системы выступают такие заболевания как инфаркт миокарда, инсульты (ишемические, геморрагические). Ранняя диагностика, лечение, профилактика сердечно – сосудистых заболеваний невозможна без фундаментальных знаний по анатомии и физиологии данной системы. Изложение нового материала:
^ Демонстрация сюжетного учебного фильма «Анатомия и физиология человека» и последующей поэтапной систематизацией всех составляющих сердечно – сосудистой системы. ^ При изучении рекомендуемой литературы в обязательном порядке соотносить текстовый материал с таблицами, схемами и рисунками в атласах. ^ Проводится оценка уровня усвоения материала студентами путем выборочного фронтального опроса и тестирования (входящего в учебные электронные программы), акцентируется внимания на наиболее значимых вопросах данной темы. Даются рекомендации по изучению литературы, просмотру учебных фильмов. Таким образом, использование современных информационно – коммуникационных технологий позволяют на современном уровне, в доступной и наглядной форме не только эффективно излагать новый материал, но и своевременно контролировать уровень его усвоения студентами. |