Примерная программа профессионального модуля проведение лабораторных icon

Примерная программа профессионального модуля проведение лабораторных





Скачать 413.24 Kb.
Название Примерная программа профессионального модуля проведение лабораторных
Дата 22.03.2013
Размер 413.24 Kb.
Тип Примерная программа
примерная ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Проведение лабораторных

общеклинических исследований

по специальности 060604. 51 (52) Лабораторная диагностика


2012

Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060604.51 (52) Лабораторная диагностика, квалификация медицинский лабораторный техник, медицинский технолог.


Организация-разработчик:


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Свердловский областной медицинский колледж»

Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.


Разработчики:

Ледянкина О.В. к.фарм.н., зам.директора по научно-методической работе, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»

^ Пучкова М. С., преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»

Фатьянова А.С., преподаватель ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж»»

^ Альтман И. И., преподаватель ФГОУ СПО «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Дзюба В. А., преподаватель ФГОУ СПО «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

^ Каблукова Н. А., преподаватель ФГОУ СПО «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ^ ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ 3

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 6

МОДУЛЯ


  1. ^ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 8

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 26

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


  1. ^ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 29

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)


1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

^ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

ПМ. 01. ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ОБЩЕКЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.


1.1. Область применения программы

Примерная программа профессионального модуля (далее программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604.51(52) Лабораторная диагностика в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД) Проведение лабораторных общеклинических исследований и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.

ПК 1.3. Регистрировать результаты лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

Примерная программа профессионального модуля может быть использована при реализации программ дополнительного профессионального образования, в том числе профессиональной переподготовке по специальности 060604.51 Лабораторная диагностика, а также при реализации ОПОП углубленной подготовки по специальности 060604.52 «Лабораторная диагностика».


1.2. Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

определения физических и химических свойств, микроскопического исследования биологических материалов (мочи, кала, дуоденального содержимого, отделяемого половых органов, мокроты, спинномозговой жидкости, выпотных жидкостей; кожи, волос, ногтей);

уметь:

  • готовить биологический материал, реактивы, лабораторную посуду, оборудование;

  • проводить общий анализ мочи: определять её физические и химические свойства, приготовить и исследовать под микроскопом осадок;

  • проводить функциональные пробы;

  • проводить дополнительные химические исследования мочи (определение желчных пигментов, кетонов и пр.);

  • проводить количественную микроскопию осадка мочи;

  • работать на анализаторах мочи;

  • исследовать кал: определять его физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопирования, проводить микроскопическое исследование;

  • определять физические и химические свойства дуоденального содержимого; проводить микроскопическое исследование желчи;

  • исследовать спинномозговую жидкость: определять физические и химические свойства, подсчитывать количество форменных элементов;

  • исследовать экссудаты и транссудаты: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического исследования;

  • исследовать мокроту: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического и бактериоскопического исследования;

  • исследовать отделяемое женских половых органов: готовить препараты для микроскопического исследования, определять степени чистоты;

  • исследовать эякулят: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического исследования;

  • работать на спермоанализаторах;

  • знать:

  • задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в лаборатории клинических исследований;

  • основные методы и диагностическое значение исследований физических, химических показателей мочи; морфологию клеточных и других элементов мочи;

  • основные методы и диагностическое значение исследований физических, химических показателей кала;

  • форменные элементы кала, их выявление;

  • физико-химический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;

  • лабораторные показатели при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;

  • морфологический состав, физико-химические свойства спинномозговой жидкости, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;

  • морфологический состав, физико-химические свойства выпотных жидкостей, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях др.;

- принципы и методы исследования отделяемого половых органов.

^ 1.3. Рекомендуемое количество часов на освоение программы профессионального модуля:


всего - 470 часов, в том числе:

- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 285 часов, включая:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 190 часов;

- самостоятельной работы обучающегося – 95 часов;

- учебной и производственной практики по профилю специальности - 180 часов (36 и 144 часа).


^ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ


Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности - проведение лабораторных общеклинических исследований, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1.

Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.2.

Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.

ПК 1.3.

Регистрировать результаты лабораторных общеклинических исследований.

ПК 1.4.

Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК З.

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9.

Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10.

Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

ОК 11.

Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отно­шению к природе, обществу и человеку.

ОК 12.

Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных со­стояниях.

ОК 13.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

ОК 14.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.

ОК 15.

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


^ 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3.1. Тематический план профессионального модуля


^ Коды профессиональных компетенций

Наименования разделов

профессионального модуля*

Всего

часов

(макс, учебная нагрузка и практики)


Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)

Практика

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося

^ Самостоятельная работа обучающегося

Учебная,

часов

Производственная (по профилю специальности),

часов если предусмотрена рассредоточенная практика)

Всего,

часов

в т.ч. лабораторные

работы и практические занятия, часов

в т.ч., курсовая

работа (проект),

часов

Всего,

часов

в т.ч., курсовая

работа (проект),

часов













285

190

160




95




36

144

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10




МДК 01.01

Теория и практика лабораторных общеклинических исследований

























ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4.

Раздел 1. Организационно-функциональные основы проведения общеклинических лабораторных исследований


12

8

6




4








ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4.

Раздел 2.

Проведение общеклинических лабораторных исследований мочевыделительной системы


84

64

54




20










ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4.

Раздел 3

Проведение общеклинических лабораторных

исследований содержимого желудочно-кишечного тракта


45

30

24




15










ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4.

Раздел 4

Проведение общеклинических лабораторных исследований

мокроты

28

18

16




10










ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4.

Раздел 5

Проведение общеклинических лабораторных исследований

спинномозговой жидкости

24

16

14




8










ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4.

Раздел 6

Проведение общеклинических лабораторных исследований

жидкостей из серозных полостей

32

20

18




12










ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4.

Раздел 7

Проведение общеклинических лабораторных исследований

содержимого из мочеполовых органов

44

24

20




20










ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4.

Раздел 8.

Проведение общеклинических лабораторных исследований

при грибковых поражениях

16

10

8




6













^ Учебная практика Производственная практика (по профилю специальности), часов

Преддипломная практика










36

144




Всего:

285

190

160




95




36

144
^

3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)




^ Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены

^ Объем часов

Уровень освоения

МДК 01.01 Теория и практика лабораторных общеклинических исследований










Раздел 1.

Организационно-функциональные основы проведения общеклинических лабораторных исследований





8




Тема 1.1.

Роль общеклинических лабораторных методов исследования в медицинской практике

Содержание

Лабораторная диагностика, как медицинская научная дисциплина, ее источники и составные части, методы исследований;

Значение общеклинических лабораторных исследований для практической медицины;

Факторы, влияющие на результаты лабораторных общеклинических исследований;



1


2



Тема 1.2.

Требования к организации и проведению лабораторных общеклинических исследований

Содержание

Знакомство с нормативными документами, регламентирующими деятельность клинико-диагностических лабораторий

Квалификационная характеристика и функциональные обязанности медицинского лабораторного техника.

Изучение устройства, оборудования, организации работы, структурных

подразделений клинико-диагностической лаборатории.

Правила санэпидрежима и техники безопасности при работе в КДЛ;

Правила пожарной безопасности при работе в лаборатории.

Внедрение информационных технологий в профессиональную деятельность

1


2






^ Практические занятия

Изучение устройства и оборудования клинико-диагностической лаборатории.

6

2




Самостоятельная работа

Работа с нормативными документами, регламентирующими проведение лабораторных общеклинических исследований


4

2

Раздел 2.

Проведение общеклинических лабораторных исследований мочевыделительной системы





84





Тема 2.1 Образование, состав мочи. Функциональные методы исследования почек

Содержание

Анатомо-физиологическое строение почек и механизм образования мочи;

Роль лабораторного исследования мочи для диагностики заболеваний различных отделов мочевыделительной системы;

Функции почек и методы их исследования;

Правила сбора мочи для различных лабораторных исследований;

Характеристика состава мочи в норме и при патологических состояниях, принципы их появления;

.

2


2



Тема 2.2. Исследование физических свойств мочи

Содержание

Характеристика физических свойств мочи: количество, относительная плотность, цвет, прозрачность, запах в норме и при различных заболеваниях.

2



2


Практические занятия

Определение физических свойств мочи различными методами, в том числе автоматизированными и дифференциация результатов на уровне норма-патология

Проведение пробы Зимницкого


6

2

Тема 2.3.

Исследований химических свойств мочи


Содержание

Виды химического исследования мочи;

Протеинурия: определение понятия, причины появления, виды;

Лабораторная диагностика протеинурии

Глюкозурия – определение понятия;

Понятие о пороговых и не пороговых веществах, о “сахарном пороге”;

Регуляция углеводного обмена;

Симтомы патологии углеводного обмена;

Связь гипергликимии с глюкозурией, их классификация и характеристика;

Кетонурия – определение понятия, классификация;

Лабораторная диагностика сахарного диабета.

Пигменты мочи: образование и превращение билирубина, его виды и свойства;

Уробилиноиды: образование, причины повышения и отсутствия в моче;

Гипербилирубинемия: патогенез, синдромы,

Лабораторная диагностика желтух.


2


2




Практические занятия

Определение химических свойств мочи различными методами, в том числе автоматизированными и дифференциация результатов на уровне норма-патология



12



2

Тема .2.4.

Микроскопическое исследование мочи


Содержание

Диагностическое значение исследования осадка мочи;

Понятие об ориентировочном и количественном методах исследования осадка мочи.

Классификация осадков мочи;

“Мочевой синдром” – определение понятия, лабораторная диагностика;

Гематурия: классификация, характеристика;

Лабораторная диагностика гематурии, морфологическая характеристика эритроцитов;

Лейкоцитурия – морфологическая характеристика клеток, диагностическая оценка;

Цилиндриурия – механизм образования, виды, диагностическая оценка;

Виды эпителия мочевыделительной системы;

Характеристика неорганизованных осадков;


2


2


Практические занятия

Проведение микроскопического и исследования осадка мочи и дифференциация результатов на уровне норма-патология

24

2

Тема 2.5.

Количественные методы определения форменных элементов в моче

Содержание

Определение количества эритроцитов, лейкоцитов и цилиндров в моче, диагностическое значение исследования:

- методом Нечипоренко

- методом Аддис - Каковского

• Значение лабораторных исследований мочи для диагностики заболеваний различных отделов мочевыделительной системы.

2



2



Практические занятия

Определение форменных элементов в моче количественными методами;


12

2

Самостоятельная работа по разделу

  • Составление сравнительных таблиц:

- «Методы количественного подсчета клеточных элементов осадка мочи»

- Дифферинциально – диагностическое значение появления желчных пигментов в моче.

  • Подготовить сообщение, используя информационные технологии:

- изменение состава мочи при заболеваниях почек и мочевыводящих путей

- микроскопическое исследование мочи

( характеристика элементов организованного и неорганизованного осадка мочи);

• Составление конспекта по теме:

- определение белка Бенс- Джонса, индикана в моче, диагностическая оценка данных исследований.

20

2

Раздел 3

Проведение общеклинических лабораторных

исследований содержимого желудочно-кишечного тракта





45




Тема 3.1.

Общеклиническое лабораторное исследование желудочного и дуоденального содержимого

Содержание

Краткие сведения о строении и функциях органов пищеварения.

Основные функции желудка. Состав желудочного сока в норме;

Характер желудочного содержимого при некоторых заболеваниях желудка;

Способы получения дуоденального содержимого;

Физико-химический состав желудочного и дуоденального содержимого;

Характеристика элементов, встречающихся при микроскопии желудочного и дуоденального содержимого;

Методы исследования физико-химического состава желудочного и дуоденального содержимого


2

2






^ Практические занятия

Проведение общеклинического лабораторного исследования желудочного и дуоденального содержимого и оценка результатов на уровне норма – патология;


6

2

Тема 3.2.

Общеклиническое лабораторное копрологическое исследование

Содержание

Анатомо-физиологическое строение кишечника. Состав каловых масс в норме;

Физические свойства каловых масс: количество, цвет, реакция, консистенция, запах, в норме и при заболеваниях;

Химическое исследование кала, диагностическое значение определения скрытой крови, билирубина, стеркобилина, белка;

Морфологическая характеристика клеточных элементов, остатков пищевого происхождения и кристаллических образований встречающихся при микроскопическом исследовании кала;

Копрограмма при различных заболеваниях желудочно-кишечного тракта.



4



2






^ Практические занятия

Проведение общеклинического лабораторного исследования кала и оценка результатов на уровне норма – патология;


18

2

Самостоятельная работа

Составление таблицы «Сравнительная характеристика копрограммы при заболеваниях ЖКТ»;

Подготовить сообщение по теме «Морфологическая характеристика элементов пищевого происхождения»

15

2



Раздел 4

Проведение общеклинических лабораторных исследований

мокроты





28







Содержание

Происхождение мокроты. Правила сбора, транспортировки, хранения мокроты. Строение и функции дыхательной системы.

Физико-химические характеристики и особенности микроскопического исследования мокроты при различных заболеваниях дыхательных путей;

2


2





^ Практические занятия

Проведение общеклинического лабораторного исследования мокроты и оценка результатов на уровне норма – патология;


16

2

^ Самостоятельная работа

Составление таблицы «Сравнительная характеристика состава мокроты при заболеваниях дыхательных путей».

10

2

Раздел 5

Проведение общеклинических лабораторных исследований

спинномозговой жидкости




24







Содержание

Изучение механизма образования ликвора.

Физиологическая роль и физические свойства ликвора;

Химический и клеточный состав ликвора в норме, и при патологии

Изучение морфологии элементов, встречающихся при микроскопии окрашенного препарата ликвора.


2

2




^ Практические занятия

Проведение общеклинического лабораторного исследования ликвора и оценка результатов на уровне норма – патология



14

2

^ Самостоятельная работа

Составить таблицу «Состав ликвора при заболеваниях центральной нервной системы».


8

2

Раздел 6

Проведение общеклинических лабораторных исследований

жидкостей из серозных полостей




32







Содержание

Механизм образования и виды жидкостей из серозных полостей;

Лабораторные дифференциально – диагностические признаки экссудатов и транссудатов;

Физические свойства и химический состав выпотных жидкостей;

Микроскопическое исследование выпотных жидкостей, - характеристика клеточного состава.

2

2




^ Практические занятия

Проведение общеклинического лабораторного исследования жидкостей из серозных полостей и оценка результатов на уровне норма – патология;


18

2

^ Самостоятельная работа

Подготовить сообщение по теме Морфологические особенности клеточного состава опухоли серозных оболочек.


12

2

Раздел 7

Проведение общеклинических лабораторных исследований

содержимого из мочеполовых органов




44




Тема 7.1.

Изучение клеточного состава и степени чистоты влагалищного мазка.

Содержание

Нормальный менструальный цикл и влияние гормонов яичника на клетки влагалища в разные фазы цикла.

Состав влагалищной флоры и клеточного состава гинекологических мазков в норме и при патологии.

Изменения влагалищной флоры в разные возрастные периоды.

Степень чистоты влагалища.


2



2






^ Практические занятия

Изучение клеточного состава влагалищного мазка и

степени чистоты влагалища. Дифференциация результатов лабораторного исследования на уровне норма-патология.


8

2

Тема 7.4. Общеклиническое лабораторное исследование отделяемого половых органов при заболеваниях, передающихся половым путем.

Содержание

Этиология, эпидемиология, патогенез и классификация заболеваний, передающихся половым путем (гонорея, трихомониаз, сифилис, кандидоз, хламидиоз).

Методы лабораторной диагностики гонореи, трихомониаза, сифилиса, бактериального вагиноза, кандидоза.

1


2






^ Практические занятия

Проведение общеклинического лабораторного исследования отделяемого половых органов при заболеваниях, передающихся половым путем. и оценка результатов на уровне норма – патология;


6

2

Тема 7.3. Исследование эякулята


Содержание

Состав семенной жидкости, методы исследования эякулята, физические свойства эякулята, морфология сперматозоидов (сперматогенез);


1



2






^ Практические занятия

Проведение общеклинического лабораторного исследования эякулята и оценка результатов на уровне норма – патология;


6

2

^ Самостоятельная работа

Подготовка сообщений на темы:

- Экосистема влагалища. Бактериальный вагиноз.

- Урогенитальные инфекции(хламидиоз, кандидоз, микоплазмоз, мико-уриаплазмоз, герпетические инфекции).

20

2

Раздел 8.

Проведение общеклинических лабораторных исследований

при грибковых поражениях



12







Содержание

Классификация грибковых поражений, локализация патологического процесса, пути передачи инфекции;

Лабораторные методы диагностики микозов.

2

2




^ Практические занятия

Проведение общеклинического лабораторного исследования при грибковых поражениях и оценка результатов на уровне норма – патология;


8

2

^ Самостоятельная работа при изучении раздела « Исследования при грибковых поражениях»

  • Составить таблицу «Сравнительная характеристика морфологии грибов при различных грибковых поражениях».




2

2

Учебная практика, Производственная практика (по профилю специальности)

Виды работ

  1. Подготовка рабочего места для проведения лабораторных общеклинических исследований.

  2. Прием и регистрация биологического материала

  3. Проведение различных общеклинических исследований

  4. Участие в контроле качества общеклинических исследований.

  5. Регистрация полученных результатов исследования.

  6. Проведение утилизации различного биологического материала

  7. Проведение дезинфекции и стерилизации использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

180






^ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ.


4.1. Требования к материально-техническому обеспечению.

Реализация профессионального модуля (МДК 01.01) предполагает наличие учебной лаборатории для проведения общеклинических лабораторных методов исследования.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории должно обеспечивать выполнение всех практических работ обозначенных в программе.

Реализация профессионального модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику в лабораториях выполняющих общеклинические исследования ведущих медицинских организаций региона.


^ Оборудование учебной лаборатории

- мебель для организации рабочего места преподавателя;

- мебель для организации рабочих мест обучающихся;

- мебель для рационального размещения и хранения средств обучения (секционные комбинированные шкафы);

- тумбочки для ТСО;

- комплект учебно-наглядных пособий по модулю;

Технологическое оснащение лаборатории:

  • мойка;

  • вытяжной шкаф

  • микроскопы;

  • КФК-3

  • центрифуга;

  • счетные камеры;

  • наборы микропрепаратов различного биологического материала;

  • лабораторная посуда;

  • инструменты;

  • химические реактивы;

  • цитологические красители.


Технические средства обучения

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением,

  • комплект мультимедийного оборудования,

  • электронные образовательные ресурсы.

  • видеоприставки к микроскопам.


^ 4.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, дополнительной литературы, Интернет-ресурсов.



Законодательные и нормативные акты


  1. Приказ МЗ России № 380 от 25.12.1997 г. «О состоянии и мерах по совершенствованию лабораторного обеспечения диагностики и лечения пациентов в учреждениях здравоохранения Российской Федерации».

  2. Приказ МЗ России № 45 от 07.02.2000 г. «О системе мер по повышению качества клинических лабораторных исследований в учреждениях Российской Федерации».

  3. Приказ МЗ России № 220 от 26.05.2003 г. «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила проведения внутрилабораторного контроля качества количественных методов клинических лабораторных исследований с использованием контрольных материалов».

  4. Приказ МЗ России № 408 от 12.07.1989 г. «О мерах по снижению заболеваемости вирусным гепатитом в стране».

  5. Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.2322-08 «Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности (опасности) и возбудителями паразитарных болезней».

  6. Приказ МЗ России № 109 от 21. 03. 2003 г «О совершенствовании противотуберкулёзных мероприятий».

  7. Приказ МЗ России № 87 от 26.03.2001 г. «О совершенствовании серологической диагностики сифилиса».


Основные источники


  1. Вахрушев Я.М. Лабораторные методы диагностики. / Я.М. Вахрушев. Е.Ю. Шкатова - Ростов – на Дону.: Феникс, 2007

  2. Белевитина А.Б. Клиническая интерпретация лабораторных исследований / Белевитина А.Б., Щербак С.Г. – Спб.: ЭЛБИ-Спб, 2006.



Интернет- ресурсы


  1. Юнимед – Общеклинические исследования – www.unimedau.ru

  2. Лабораторная диагностика - www. dic.academic.ru.

  3. Общеклинические исследования, исследование мочи -

http://www.babyblog.ru/user/Larisa13/338054


Дополнительные источники


  1. Анализы полный справочник. – Под редакцией проф. Елисеева П.М., - М.: Издательство Эксмо, 2006.

  2. Кишкун А.А. Клиническая лабораторная диагностика: учебное пособие для медицинских сестер. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2008.

  3. Альтман И.И. Лабораторная диагностика заболеваний, передающихся половым путем (учебное пособие) / Альтман И.И., Андреева Н.М., Дзюба В.А., Каблукова Н.А., Попова Н.С. – Издатель: ОМК, Омск, 2010.

  4. Журнал. Справочник заведующего КДЛ – Издатель: ЗАО «МЦФЭР»

  5. Журнал Клиническая лабораторная диагностика – Издательство «Медицина».



    1. Общие требования к организации образовательного процесса



Содержанием практических занятий является изучение современных общеклинических методов исследований, формирование и отработка компетенций по технике проведения унифицированных методов исследования, и работы с современными аналитическими системами в исследовании биологического материала (описание физико-химического и клеточного состава). Студенты осваивают обработку и дезинфекцию биологического материала в свете современных требований санэпидрежима, в т.ч. по предупреждению гепатита В,С, ВИЧ-инфекции, туберкулеза; выполняют требования по охране труда и технике безопасности, в т.ч. противопожарной.

Практические занятия проводятся в специальной лаборатории, где у каждого студента имеется оборудованное рабочее место согласно теме занятий. Для рациональной организации деятельности студентов на практических занятиях, формирование умений самостоятельной работы в области гематологических методов исследований используются «Рекомендации по выполнению практических работ», содержащие:

  • дополнительную учебную информацию по теме занятия;

  • алгоритм выполнения практической работы в целом или определенных исследований;

  • форма записей результатов проведенных исследований в дневнике;

  • контрольные вопросы и ситуационные задачи для «входного» контроля знаний.

С целью формирования у студентов общих компетенций, навыков самостоятельной работы с учебной дополнительной литературой, развитие логического мышления, умение выделять главное в изучаемом материале; анализировать дифференцировать и систематизировать информацию используются: составление таблиц, схем, рисунков, графиков, написание рефератов, а также учебные пособия для организации самостоятельной работы студентов.

Освоение программы модуля базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин: «Анатомия и физиология человека», «Химия», «Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ». Также связано с общепрофессиональной дисциплиной «Основы патологии», так как патологические процессы в организме человека ведут к специфическим изменениям, которые можно выявить при помощи общеклинических методов исследования.

При освоении ПМ 01. теоретические занятия проводятся на группу, а при проведении практических занятий необходимо деление группы на подгруппы.

Обязательным условиям допуска к производственной практике (по профилю специальности) в рамках профессионального модуля: «Проведение лабораторных общеклинических исследований» является освоение учебной практики и профессионального модуля.


    1. ^ Кадровое обеспечение образовательного процесса.


Требования к квалификации педагогических кадров, обеспечивающих обучение по профессиональному модулю:

высшее медицинское (профильное) образование, опыт работы в клинико-диагностической лаборатории с обязательной стажировкой на рабочем месте один раз в три года.

Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой: практикующие специалисты лабораторной службы учреждений здравоохранения с высшим и средним профессиональным образованием, имеющие высшую квалификационную категорию и стаж работы в общеклиническом разделе КДЛ не менее 3 лет, обладающие необходимыми организационными способностями.



  1. ^ КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ (ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).




Результаты

(освоенные профессиональные компетенции)

^ Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

ПК 1. 1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований.



Соблюдение алгоритма подготовки рабочего места с учетом соблюдения правил работы и техники безопасности проведения общеклинических исследований.



^ Контроль по каждой теме:

- результатов работы на практических занятиях;

- результатов выполнения домашних заданий;

- результатов тестирования;

- результатов решения проблемно-ситуационных задач.

Экспертная оценка освоения профессиональных компетенций в ходе проведения учебной и производственной практики.

^ Контроль по каждой теме:

экспертное наблюдение за алгоритмом, точностью и правильностью выполнения общеклинических лабораторных исследований


^ Итоговый контроль:

- результатов зачета по производственной практике (по профилю специальности и преддипломная);

- результатов промежуточной аттестации;

- результатов итоговой аттестации в форме квалификационного экзамена.

^ Характеристики работодателя по итогам производственной практики

Комплексный экзамен по итогам модуля

Оценка на итоговой государственной аттестации


ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования, участвовать в контроле качества.



Правильность сбора и подготовки биологического материала к исследованию; точность проведения исследования биологического материала с учетом участия в проведении контроля качества.


ПК 1.3. Регистрировать результаты лабораторных общеклинических исследований.

Правильность оформления медицинской документации и регистрация результатов лабораторных исследований.


ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.

Соблюдение правил утилизации отработанного материала, проведении дезинфекции использованной лабораторной посуды, инструментов, средств защиты.





Формы и методы контроля и оценки результатов обучения позволяют проверить у студентов не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений и знаний.


^ Результаты (освоенные общие компетенции)

Основные показатели оценки результата.

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

проявление интереса к будущей профессии


Экспертное наблюдение и оценка деятельности студента в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, в ходе подготовки и при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по учебной практике и практики по профилю специальности.

Экспертное наблюдение и оценка использования студентом коммуникативных методов и приёмов и оценка уровня ответственности студента при подготовке и проведении учебно-воспитательных мероприятий различной тематики.

Экспертное наблюдение и оценка динамики достижений студента в учебной и общественной деятельности


ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

самоанализ и коррекция результатов собственной работы


ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

правильность и эффективность решения стандартных и нестандартных профессиональных задач в области проведении лабораторных исследований

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

использование различных источников информации , включая электронные

работа на высокотехнологическом лабораторном оборудовании


ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.


умение пользоваться информацией с профильных интернет-сайтов и порталов

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами руководством, пациентами.

анализ эффективности взаимодействия с обучающимися, преподавателями, руководителями производственной практики, пациентами

ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.


анализ выполнения групповых заданий

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.


организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля

ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.


анализ инноваций в области гематологических исследований

ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.


анализ исторического наследия и культурных традиций народа, уважение религиозных различий

ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.


.

бережное отношение к природе, ответственность за свои поступки, действия

ОК 12. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

умение проводить доврачебные мероприятия при неотложных со­стояниях

владение экспресс-диагностикой состояний, требующих оказания неотложной доврачебной помощи

ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.



соблюдение техники безопасности при работе с биологическим материалом

ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой, и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.


участие в спортивных мероприятиях, группе здоровья, кружках, секциях, отсутствие вредных привычек

ОК 15. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.

демонстрация готовности к исполнению воинской обязанности



Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Примерная программа профессионального модуля проведение лабораторных icon Примерная программа профессионального модуля пм. 01. Проведение лабораторных общеклинических исследований

Примерная программа профессионального модуля проведение лабораторных icon Примерная программа профессионального модуля пм. 03. Проведение лабораторных биохимических исследований

Примерная программа профессионального модуля проведение лабораторных icon Примерная программа профессионального модуля пм. 04 Изготовление ортодонтических аппаратов 2012 г
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного...
Примерная программа профессионального модуля проведение лабораторных icon Примерная программа профессионального модуля изготовление челюстно-лицевых аппаратов 2012 г
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного...
Примерная программа профессионального модуля проведение лабораторных icon Примерная программа профессионального модуля пм 04. Проведение лечебной физической культуры 2011

Примерная программа профессионального модуля проведение лабораторных icon Примерная программа профессионального модуля проведение индивидуальной и профессиональной гигиены

Примерная программа профессионального модуля проведение лабораторных icon Примерная программа профессионального модуля пм. 06

Примерная программа профессионального модуля проведение лабораторных icon Примерная программа профессионального модуля

Примерная программа профессионального модуля проведение лабораторных icon Примерная программа профессионального модуля

Примерная программа профессионального модуля проведение лабораторных icon Примерная программа профессионального модуля

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы