ПРОЕКТ
примерная ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 06. Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований
по специальности 060604.51 Лабораторная диагностика
2012
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 060604.51 Лабораторная диагностика, квалификация медицинский лабораторный техник.
Организации-разработчики:
Федеральное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Государственное Автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Казанский медицинский колледж»
Разработчики:
Перешивко Наталья Степановна, кандидат медицинских наук, преподаватель первой квалификационной категории ФГОУ СПО «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Стрелец Валентина Ивановна, преподаватель первой квалификационной категории ФГОУ СПО «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Кучугурная Людмила Александровна, преподаватель первой квалификационной категории ФГОУ СПО «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Борисова Г.Н., преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО «Казанский медицинский колледж».
Шакурова Н.С. преподаватель высшей квалификационной категории ГАОУ СПО «Казанский медицинский колледж».
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
^
|
4
|
результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
6
|
-
^
|
8
|
-
условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
|
15
|
Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
|
18
|
паспорт примерной ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ 06. «Проведение лабораторных санитарно-гигиенических
исследований»
1.1. Область применения программы
Примерная программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы учебного заведения в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604.51 «Лабораторная диагностика» в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований в учреждениях здравоохранения и научно-исследовательских институтах и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 6.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно- гигиенических исследований.
ПК 6.2. Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.
ПК 6.3.Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.
ПК 6.4. Регистрировать полученные результаты.
ПК 6.5. Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
^
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
осуществления качественного и количественного анализа проб объектов внешней среды и пищевых продуктов.
уметь:
- осуществлять отбор, транспортировку и хранение проб объектов внешней среды и пищевых продуктов;
- готовить исследуемый материал для физико-химического исследования;
- определять физические и химические свойства объектов внешней среды и пищевых продуктов;
- вести учетно-отчетную документацию;
знать:
- механизмы функционирования природных экосистем;
- задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в санитарно- гигиенических лабораториях;
- нормативно-правовые аспекты санитарно-гигиенических исследований;
-гигиенические условия проживания населения и мероприятия, обеспечивающие благоприятную среду обитания человека.
Предшествуют освоению данного модуля ОП. 06. Физико-химические методы и техника лабораторных работ, ОП. 01. Основы латинского языка с медицинской терминологией, ОП. 02. Анатомия и физиология человека, ОП. 05. Химия.
^
Всего 267 часов, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося - 195 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 130 часов;
самостоятельной работы обучающегося - 65 часов;
учебной и производственной практики – 72 часа.
^
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности «Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 6.1.
|
Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно- гигиенических исследований.
|
ПК 6.2.
|
Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.
|
ПК 6.3.
|
Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.
|
ПК 6.4.
|
Регистрировать полученные результаты.
|
ПК 6.5.
|
Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
|
ОК.1.
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
ОК.2.
|
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
ОК.3.
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
|
ОК.4.
|
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
ОК.5.
|
Использовать информационно- коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
ОК.6.
|
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
|
ОК.7.
|
Брать ответственность за работу членов команды( подчиненных), за результат выполнения заданий.
|
ОК.8.
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
|
ОК.9.
|
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
|
ОК.10.
|
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
|
ОК.11.
|
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
|
ОК.12.
|
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
|
ОК.13.
|
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
|
ОК.14.
|
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
|
ОК 15.
|
Исполнять воинскую обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
^
^
|
Наименования разделов профессионального модуля
|
Всего часов
|
^
|
Практика
|
|
^
|
Самостоятельная работа обучающегося
|
Учебная,
часов
|
^
часов
|
|
Всего
часов
|
в т.ч. практические занятия,
часов
|
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
|
Всего,
часов
|
в т.ч., курсовая работа (проект),
часов
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
|
ПК 6.1., ПК 6.2., ПК 6.3., ПК 6.4.
|
Раздел ПМ 1. Предмет гигиены и экологии человека, организация работы санитарно-гигиенической лаборатории
|
17
|
8
|
4
|
-
|
9
|
-
|
|
-
|
|
ПК 6.1., ПК 6.2., ПК 6.3., ПК 6.4 .
|
Раздел ПМ 2. Гигиена окружающей среды.
|
60
|
44
|
32
|
-
|
16
|
-
|
-
|
-
|
|
ПК 6.1., ПК 6.2., ПК 6.3., ПК 6.4.
|
Раздел ПМ 3. Урбоэкология, ЗОЖ.
|
24
|
10
|
4
|
-
|
14
|
-
|
-
|
-
|
|
ПК 6.1., ПК 6.2., ПК 6.3., ПК 6.4, 6,5.
|
Раздел ПМ 4. Экологические и гигиенические проблемы питания.
|
50
|
40
|
30
|
-
|
10
|
-
|
-
|
-
|
|
ПК 6.1., ПК 6.2., ПК 6.3., ПК 6.4.
|
Раздел ПМ 5. Влияние производственных факторов на состояние здоровья и жизнедеятельность человека.
|
44
|
28
|
20
|
-
|
16
|
-
|
-
|
-
|
|
|
Производственная практика
|
72
|
|
72
|
|
|
Всего:
|
267
|
130
|
90
|
|
65
|
-
|
-
|
72
|
36
|
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
^
|
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект).
|
^
|
Уровень освоения
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Раздел 1. Изучение предмета гигиены и экологии человека
|
|
17
|
|
|
Тема 1.1. Изучение предмета, содержание гигиены и экологии человека. Организация работы санитарно-гигиенической лаборатории.
|
Содержание
|
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
|
Изучение предмета и содержания гигиены.
Изучение истории возникновения и развития гигиены и экологии.
Изучение основных задач гигиены, объекта изучения гигиены, понятий окружающей среды и ее факторов.
Изучение понятия «санитария».
Изучение трех уровней профилактики.
Изучение методов гигиенических исследований.
Изучение предмета и содержания экологии человека.
Изучение взаимосвязи гигиены и экологии человека.
Изучение факторов, влияющих на состояние здоровья человека.
Изучение экосистемы как главного предмета экологии.
Изучение биосферы и ее эволюции.
Изучение понятий: среда обитания, экологические факторы среды, адаптация к факторам среды.
Изучение глобальных экологических проблем.
Использование нормативных документов при организации работы в санитарно-гигиенической лаборатории.
|
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
|
|
^
|
|
|
|
1.
|
Организация работы в санитарно-гигиенической лаборатории.
|
^
|
9
|
|
Примерная тематика домашних заданий
^
2. Роль лабораторной службы в охране здоровья граждан.
|
|
Раздел 2. Изучение гигиены окружающей среды.
|
|
60
|
Тема 2.1. Изучение гигиены и экологии атмосферного воздуха.
|
Содержание
|
|
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
|
Изучение физических свойств воздуха, влияние на здоровье.
Изучение значения воздушной среды, атмосферы земли, ее структуры и свойств.
Изучение гигиенического значения физических свойств атмосферного воздуха (температуры, влажности, перемещения воздушных масс, атмосферного давления).
Изучение гигиенического значения электромагнитных полей.
Изучение гигиенического и экологического значения солнечной радиации.
Изучение путей отдачи тепла, гигиенического значения климата и погоды.
|
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
3
2
|
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
|
Изучение химического состава атмосферного воздуха, источников его загрязнения
Изучение воздушной среды как смеси газов.
Изучение гигиенического значения нормальных составных частей воздуха.
Изучение гигиенического значения вредных газообразных примесей.
Изучение гигиенического значения механических примесей в воздухе.
Изучение влияния загрязнения воздуха на здоровье населения (химическое, биологическое загрязнение).
Изучение понятия о предельно-допустимой концентрации (ПДК).
Изучение Законодательства РФ о воздушной среде.
Изучений мероприятий по профилактике загрязнения атмосферного воздуха.
|
|
^
|
|
|
|
1.
2.
|
Определение и оценка температурного режима и влажности воздуха.
Определение скорости движения и атмосферного давления воздуха.
|
^
|
Содержание
|
|
|
|
Изучение значения водного фактора в жизни человека.
|
2
|
|
Изучение нормы потребления воды.
|
2
|
|
Изучение минерального состава воды.
|
2
|
|
Изучение роли воды в возникновение заболеваний. Эндемические и эпидемиологические заболевания.
|
2
|
|
Изучение физиологического, гигиенического, экологического значения воды.
|
2
|
|
|
Изучение источников водоснабжения, их санитарно-гигиенической характеристики.
|
2
|
|
Изучение систем водоснабжения.
|
2
|
|
|
Изучение источников загрязнения водоемов.
|
|
2
|
|
|
Изучение методов улучшения качества питьевой воды.
|
2
|
|
Изучение экологической проблемы водной среды в РФ и регионах.
|
2
|
|
Изучение санитарной охраны водных ресурсов и объектов водопользования.
|
2
|
|
Изучение законодательства в области охраны водоисточников.
|
3
|
|
Изучение гигиенических требований к качеству питьевой воды.
|
3
|
|
^
|
|
|
1.
|
Отбор проб воды для лабораторного исследования. Определение органолептических свойств воды.
|
2.
|
Определение хлоридов и остаточного хлора в питьевой воде.
|
3.
|
Определение щелочности и жесткости воды.
|
4.
|
Определение сульфатов и окисляемости воды.
|
5.
|
Занятие по теме «Вода как фактор внешней среды и ее эпидемиологическое значение».
|
|
Тема 2.3. Изучение гигиены почвы, санитарная очистка населенных мест.
|
Содержание
|
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Изучение гигиенического значения почвы, ее состава, свойств.
Изучение роли почвы в передаче эпидемиологических, инфекционных и паразитарных заболеваний.
Изучение загрязнения и самоочищения почвы.
Изучение способов очистки населенных мест.
Изучение способов утилизации медицинских отходов.
Изучение санитарной охраны почвы.
|
2
2
2
2
2
2
|
6.
|
|
^
|
|
|
1.
|
Отбор проб почвы для физико-химического анализа.
|
Самостоятельная работа при изучении раздела 2. «Гигиена окружающей среды»
|
16
|
|
^
1. Работа с учебным материалом по темам:
Мероприятия по охране атмосферного воздуха.
Законодательство РФ «Об охране окружающей природной среды.
Гигиенические требования к источникам местного водоснабжения.
Гигиеническое и экологическое значение почвы. Мероприятия по санитарной охране почвы.
|
|
^
|
.
|
24
|
Тема 3.1. Изучение влияния жилищных условий на здоровье населения.
|
Содержание
|
|
|
|
-
|
Изучение урбанизации, гигиенических и экологических проблем.
|
2
|
-
|
Изучение планировки и застройки населенных пунктов.
|
2
|
-
|
Изучение гигиенических требований к жилищам.
|
3
|
-
|
Изучение санитарно-технических систем жилых и общественных зданий.
|
2
|
-
|
Изучение освещения жилищ и общественных зданий, инсоляции.
|
3
|
-
|
Изучение вентиляции, отопления в жилых зданиях и их значение в поддержании благоприятных условий.
|
2
|
|
^
|
2
|
|
Практическое занятие
|
|
|
1.
|
Определение и оценка естественного и искусственного освещения в помещении.
|
|
Самостоятельная работа при изучении раздела «Урбоэкология, ЗОЖ»
|
14
|
|
^
Работа с учебным материалом по темам:
1. Урбанизация населенных мест. Гигиеническое значение.
2. Источники загрязнения воздушной среды помещений.
Составление рефератов, санитарных бюллетеней на тему:
1. ЗОЖ и пути его формирования.
|
|
Раздел 4. Изучение экологических и гигиенических проблем питания.
|
|
50
|
|
Тема 4.1. Изучение питания, как фактора сохранения и укрепления здоровья.
|
Содержание
|
|
|
|
-
|
Изучение научных основ рационального питания.
|
2
|
-
|
Изучения пищи – важнейшего фактора окружающей среды, гигиенических принципов рационального питания.
|
2
|
-
|
Изучение гигиенической характеристики пищевых веществ.
|
2
|
-
|
Изучение значения белков, углеводов, жиров, витаминов, микроэлементов их норм и источников поступления в организм.
|
2
|
-
|
Изучение болезней неправильного питания.
|
2
|
-
|
Изучение недостаточного и избыточного поступления пищевых веществ.
|
2
|
|
-
|
Изучение пищевых отравлений и их профилактики.
|
2
|
|
Практические занятия
|
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
|
Изучение стандартизации пищевых продуктов.
Изучение расчета суточного рациона по меню-раскладке.
Изучение контроля энергетической адекватности питания. Оценка режима питания взрослого населения.
Изучение санитарной экспертизы молока и молочных продуктов.
Изучение санитарной экспертизы пищевых жиров.
Изучение определение витамина «С» в плодах и овощах.
Изучение санитарной экспертизы изделий из рубленого мяса.
Занятие по разделу «Изучение экологических и гигиенических проблем питания»
|
|
|
^
Тематика домашних заданий
Составление реферата на тему:
1. Отравления немикробной природы. Профилактика.
|
10
|
|
Раздел 5. Изучение влияния производственных факторов на состояние здоровья и жизнедеятельность человека.
|
|
44
|
Тема 5.1. Изучение воздействия факторов производства на жизнедеятельность человека.
|
Содержание
|
|
|
|
Изучение гигиены труда, физиологии труда, форм трудовой деятельности, условий труда.
|
|
2
|
|
Изучение понятий: утомление и переутомление.
|
3
|
|
Изучение профессиональных вредностей и их классификация.
|
2
|
|
Изучение понятия: профессиональные заболевания и их профилактика.
|
2
|
|
Изучение действия на организм производственных ядов. Профилактика.
|
3
|
|
Изучение профессиональных вредностей в системе здравоохранения.
|
2
|
|
Изучение излучения ЭМП и их профилактика.
|
2
|
|
|
Изучение действия на организм производственной пыли, шума, вибрации. Профилактика.
|
|
3
|
^
|
|
|
1.
2.
3.
4.
5.
|
Изучение правил отбора проб воздуха. Определение пыли весовым методом.
Изучение экспресс – метода определения окиси углерода в воздухе.
Изучение определения сернистого газа в воздухе рабочей зоны.
Изучение определения окислов азота в воздухе рабочей зоны.
Зачет по всем разделам модуля.
|
^
|
16
|
|
|
^
Работа с учебным материалом на темы:
Производственная травма, причины и профилактика.
Профессиональные вредности в системе здравоохранения и их профилактика.
^
1. Гигиеническая оценка условий труда медицинского персонала.
|
|
Производственная практика
Виды работ:
1.Знакомство с целями, задачами и объемом работы, принципами организации и оборудованием лабораторий ФГУЗ «Центра гигиены и эпидемиологии».
2.Организация рабочего места лаборанта. Работа с лабораторным оборудованием, посудой, инструментарием, приборами. Подготовка, мытье, сушка лабораторной посуды.
3.Работа со справочной, методической литературой, инструкциями, приборами.
4.Отбор образцов проб объектов внешней среды и продуктов питания, заполнение сопроводительных документов.
5.Приготовление растворов реактивов для лабораторных исследований.
6.Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований:
-исследование физических свойств воздуха, определение вредного вещества в воздухе;
-определение физических свойств и химического состава воды;
-определение показателей естественного и искусственного освещения помещений;
-исследование пищевых продуктов.
|
72
|
^
4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы модуля предполагает наличие:
учебного кабинета;
лекционной аудитории.
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
специализированное оборудование.
Технические средства обучения:
аудиовизуальные: телевизор, видеомагнитофон.
компьютер: мультимедиа - система, система Интернет.
информационный фонд: видеофильмы, контролирующие и обучающие программы.
Информационное обеспечение обучения.
Перечень рекомендуемых учебных изданий. Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
Законодательные и нормативные акты:
ФЗ «Закон об охране окружающей природной среды»
ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»
ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии»
Положение о государственной санитарно-эпидемиологической службе
Временные рекомендации по охране труда при работе в лабораториях (отделениях, отделах) санитарно-эпидемиологических учреждений Минздрава России от 11.04.2002.
Приказ МЗ РТ от 09.06.2006 г. № 569 «О соблюдении требований при сборе, хранении и удалении медицинских отходов в лечебно-профилактических учреждениях».
СанПиН 2.1.4.1110-02. «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения».
СанПиН 2.1.6.1032-01. «Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест».
СанПиН 2.1.7.1287-03 от 15.06.2003 г. «Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы».
СанПиН 2.1.7.728-98. «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».
СанПиН 2.1.7.728-99. «Правила сбора, хранения и удаления отходов лечебно-профилактических учреждений».
СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества».
СанПиН 2.1.4.1175-02 «Требования к качеству воды
нецентрализованного водоснабжения. Санитарная охрана источников».
СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям».
СанПиН 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
СанПиН 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям
СанПиН 2.3.2.1078-01«Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов».
Учебные и справочные издания:
Трушкина Л.Ю., Трушкин А.Г., Демьянова Л.М., Гигиена и экология человека. М.: Проспект,2006г
Крымская И.Г., Рубан Э.Д., Гигиена и основа экологии человека. Учебное пособие г. Ростов на Дону, Феникс, 2007г.
Коробкин В.И., Передельский Л.В., Экология. Учебник г. Ростов на Дону, Феникс,2005г.
Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека под ред. Пивоварова Ю.П. - М: Академия, 2006г.
Гигиена и основы экологии человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов под ред. Пивоварова Ю.П. - М: Академия, 2006г.
Гигиена и экология человека. Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования под ред. Н.А. Матвеева - М: Академия, 2008г.
Интернет-ресурсы:
Информационно – правовое обеспечение:
Система «Консультант»
Профильные web – сайты Интернета:
Министерство здравоохранения и социального развития РФ (http//www.minzdravsoc.ru)
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.rospotrebnadzor.ru)
ФГУЗ Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (http//www.fcgsen.ru)
Информационно – методический центр «Экспертиза» (http//www.crc.ru)
Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения (http//www.mednet.ru)
Дополнительные источники:
Руководство к практическим занятиям по общей гигиене с основами экологии человека. Учебник для медицинских ВУЗов под ред. Катаева В.А. - М, Медицина, 2005г.
Большаков A.M., Маймулов В.Г., Общая гигиена. Учебное пособие для студентов медвузов. г. Ярославль, Гринго, 2006г.
Шилов В.Н., Коршевер Е.Н., Гигиена. Учебное пособие. Конспекты лекций для медвузов. М., ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005г.
Елисеев Ю.Ю., Данилов А.Н. и др. Общая гигиена: конспект лекций. М., ЭКСМО, 2006г.
Королёв А.А., Мазаев В.Т., Коммунальная гигиена. - М., ГЭОТАР-Медиа, 2005г.
Прохоров Б.Б. Экология человека. Учебное пособие для студентов ВУЗов - М: Академия. 2007г.
Назарова Е.Н., Жилов Ю.Д. Здоровый образ жизни и его составляющие. Учебное пособие для студентов ВУЗов. М: Академия, 2007г.
Митяева A.M. Здоровый образ жизни. Учебное пособие, рекомендуемое УМО. М; Академия, 2008г.
Королев А.А. Гигиена питания. Учебник по специальности 040300 медико-профилактическое дело. М., Академия, 2006г.
Маврищев В.В. Общая экология. Минск: Новое знание, 2005г.
Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. Гигиена и экология человека г. Ростов на Дону: Феникс 2006г.
Черникова Л.П. Охрана труда и здоровья с основами санитарии и гигиены в сфере торговли и коммерции. Москва-Ростов, МарТ, 2005г.
^
Освоение программы модуля базируется на освоении общепрофессиональных дисциплин ОП 06 Физико-химические методы исследования и техника лабораторных работ, ОП 01 Основы латинского языка с медицинской терминологий, ОП 02 Анатомия и физиология человека, ОП 05 Химия.
При проведении практических занятий предусмотрено деление группы на подгруппы численностью не более 8 человек.
Производственная практика (по профилю специальности) проводится в профильных лабораториях «Центра гигиены и эпидемиологии в Омской области».
Аттестация по итогам производственной практики (по профилю специальности) проводится на основании результатов подтверждаемых отчетами и дневниками практики студентов, а также отзывами руководителей практики.
Изучение программы модуля завершается итоговой аттестацией, результаты которой оцениваются в форме дифференциального запроса, как комплексной оценки выполнения студентами зачетных мероприятий по модулю.
^
Требования к квалификации педагогических кадров обеспечивающих обучение по профессиональному модулю «Проведение лабораторных санитарно-гигиенических исследований» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее медицинское образование квалификация санитарный врач и высшее химическое образование квалификация химик-эксперт. Преподаватели должны проходить стажировку в профильных учреждениях не реже одного раза в 5 лет.
Требования к квалификации кадров, осуществляющих руководство производственной практикой по профилю специальности:
высшее медицинское образование, врач лаборант;
среднее медицинское образование – медицинский технолог, медицинский лабораторный техник с опытом работы в санитарно- гигиенической лаборатории.
^
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
|
^
|
Формы и методы контроля и оценки
|
ПК 6.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных санитарно- гигиенических исследований.
ПК 6.2. Проводить отбор проб объектов внешней среды и продуктов питания.
ПК 6.3. Проводить лабораторные санитарно-гигиенические исследования.
ПК 6.4. Регистрировать результаты.
ПК 6.5. Проводить утилизацию отработанного материала, обработку использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
|
Правильность, последовательность, аккуратность, рациональность подготовки рабочего места Последовательность, полнота соблюдения правил техники безопасности и санитарно-эпидемического режима при работе в лаборатории.
Обоснованность, последовательность, полнота соответствия действий методике отбора образцов проб, соблюдение их качественного и количественного состава. Грамотность и точность оформления акта отбора образцов проб.
Обоснованность, последовательность, полнота соответствия действий методикам проведения лабораторных санитарно-гигиенических исследований.
Правильность, точность, полнота, грамотность оформления протоколов измерения. Правильность, точность, полнота гигиенической оценки исследуемых факторов внешней среды.
Полнота знаний нормативных документов по утилизации, дезинфекции отработанного материала, лабораторной посуды, инструментария, средств защиты. Правильность последовательность утилизации отработанного материала, лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
|
Наблюдение и оценка выполнения практических действий;
Наблюдение и оценка выполнения практических действий.
Тестовый контроль с применением информационных технологий; наблюдение и оценка выполнения практических действий; решение ситуационных
задач
Наблюдение и оценка выполнения практических действий.
Наблюдение и оценка выполнения практических действий.
|
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
|
^
|
Формы и методы контроля и оценки
|
OK 1. Понимать сущность и
социальную значимость
своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый
интерес.
ОК 2. Организовать
собственную деятельность,
выбирать типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивать их эффективность
и качество.
^ . Осуществлять поиск
и использование
информации, необходимой
для эффективного
выполнения
профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития.
ОК 5. Использовать
информационно-
коммуникационные
технологии в
профессиональной
деятельности.
^ Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
^ . Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
^ . Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
ОК 13. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
ОК 14. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
ОК 15. Исполнять воинскую
обязанность, в т.ч. с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
|
Полнота, своевременность, аккуратность выполнения задания для реализации профессиональных задач. Демонстрация интереса к будущей профессии. Положительные отзывы с производственной практики.
Обоснованность выбора
типовых методов и способов
выполнения
профессиональных задач; Эффективность и
качество выполнения профессиональных задач.
Адекватность, своевременность, точность и быстрота оценки
ситуации и правильное
принятие решения в
стандартных и
нестандартных ситуациях, способность нести за них ответственность.
Полнота знаний и умений при поиске и использовании необходимой
информации для
эффективного выполнения
профессиональных
задач, профессионального и
личностного развития.
Правильность выбора и полнота использования информационно-коммуникационных технологий в
профессиональной
деятельности.
Уровень культуры, общения в коллективе, с преподавателями, сотрудниками организации, в которой проходит практика. Положительные отзывы с производственной практики.
Уровень проявления ответственного отношения к результатам выполнения своих профессиональных обязанностей.
Полнота выполнения аудиторных и внеаудиторных самостоятельных и курсовых работ.
Уровень проявления интереса к инновациям в области профессиональной деятельности.
Бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям народа. Толерантность к представителям социальных, культурных и религиозных различий.
Бережное отношение к окружающей среде. Полнота соблюдения правил и норм взаимоотношений в обществе.
Уровень знаний, умений оказания первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Правильность, точность, последовательность соблюдения требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Умение пропагандировать здоровый образ жизни. Стремление к укреплению своего здоровья и ведение здорового образа жизни. Стремление к достижению жизненных и профессиональных целей.
Выполнение воинской обязанности.
|
Интерпретация
результатов
наблюдений за
деятельностью
обучающегося
в процессе
освоения
образовательной программы.
Экспертное наблюдение и оценка деятельности студента в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении работ по производственной практике.
Экспертное наблюдение и оценка активности студента при принятии решений в стандартных и нестандартных ситуациях..
Экспертное наблюдение и оценка деятельности студента в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по производственной практике.
Экспертное наблюдение и оценка деятельности студента в процессе освоения образовательной программы на практических занятиях, в ходе компьютерного тестирования, подготовки электронных презентаций при выполнении индивидуальных домашних заданий, работ по производственной практике.
Экспертное наблюдение и оценка активности студентов при работе в коллективе, команде, с руководством, коллегами.
Экспертное наблюдение и оценка активности студентов при работе в командах и принятие ответственности за результаты выполненных заданий.
Экспертное наблюдение и оценка активности студентов при организации самообразования, повышения квалификации, личного и профессионального развития.
Экспертное наблюдение и оценка активности студентов при изучении смены технологий профессиональной деятельности.
Экспертное наблюдение и оценка активности студентов по бережному отношению к историческому наследию культурным и религиозным различиям.
Экспертное наблюдение и оценка готовности студентов брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
Экспертное наблюдение и оценка деятельности студентов по оказанию первой медицинской помощи при неотложных состояниях.
Экспертное наблюдение и оценка деятельности студентов при организации рабочего места с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии и противопожарной безопасности.
Экспертное наблюдение и оценка деятельности студентов в процессе формирования здорового образа жизни, достижения жизненных и профессиональных целей.
Экспертное наблюдение и оценка деятельности студентов по исполнению воинской обязанности с применением полученных профессиональных знаний.
|
|