ПРОЕКТ
примерная ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01. Проведение лабораторных
общеклинических исследований
по специальности 060604. 51 Лабораторная диагностика
2012
Примерная программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальностям среднего профессионального образования 060604.51 Лабораторная диагностика, квалификация медицинский лабораторный техник
Организации-разработчики:
^ «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Свердловский областной медицинский колледж».
Разработчики:
Альтман Ирина Израилевна, преподаватель ФГОУ СПО «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
^
Каблукова Наталья Александровна, преподаватель ФГОУ СПО «Омский медицинский колледж» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
^
Пучкова Маргарита Сергеевна, преподаватель ГОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ 3
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО 6
МОДУЛЯ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ 8
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ 26
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 29
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
(ВИДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
1. ПАСПОРТ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ. 01. ПРОВЕДЕНИЕ ЛАБОРАТОРНЫХ ОБЩЕКЛИНИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
1.1. Область применения программы
Примерная программа профессионального модуля (далее программа) - является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 060604.51 Лабораторная диагностика в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД):
осуществление общеклинических лабораторных исследований и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 1.1. Готовить рабочее место для проведения лабораторных общеклинических исследований.
ПК 1.2. Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.
ПК 1.3. Регистрировать результаты лабораторных общеклинических исследований.
ПК 1.4. Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
Примерная программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников клинико-дагностических лабораторий по разделам «Проведение лабораторного исследования мокроты, ликвора, выпотных жидкостей», «Проведение лабораторного исследования отделяемого половых органов».
^
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
определения физических и химических свойств, микроскопического исследования биологических материалов (мочи, кала, дуоденального содержимого, отделяемого половых органов, ликвора, выпотных жидкостей; кожи, волос, ногтей);
уметь:
готовить биологический материал, реактивы, лабораторную посуду, оборудование;
проводить общий анализ мочи: определять её физические и химические свойства, приготовить и исследовать под микроскопом осадок;
проводить функциональные пробы;
проводить дополнительные химические исследования мочи (определение желчных пигментов, кетоновых тел, и др);
проводить количественную микроскопию осадка мочи;
исследовать кал: определять его физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопии, проводить микроскопическое исследование;
определять физические и химические свойства дуоденального содержимого; проводить микроскопическое исследование желчи;
исследовать спинномозговую жидкость: определять физические и химические свойства, подсчитывать количество форменных элементов;
исследовать экссудаты и транссудаты: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического исследования;
исследовать мокроту: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического и бактериоскопического исследования;
исследовать отделяемое женских половых органов: готовить препараты для микроскопического исследования, определять степени чистоты;
исследовать эякулят: определять физические и химические свойства, готовить препараты для микроскопического исследования;
оценивать результат проведенных исследований;
вести учетно-отчетную документацию;
осуществлять подготовку реактивов, лабораторного оборудования аппаратуры для исследования;
проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию, используемой в лаборатории посуды, инструментария, средств защиты, рабочего места и аппаратуры;
работать на современном лабораторном оборудовании.
знать:
задачи, структуру, оборудование, правила работы и техники безопасности в лаборатории клинических исследований;
основные методы и диагностическое значение исследований физических, химических показателей мочи; морфологию клеточных и других элементов мочи;
основные методы и диагностическое значение исследований физических, химических показателей кала;
форменные элементы кала, их выявление;
физико-химический состав содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки;
изменение состава содержимого желудка и двенадцатиперстной кишки при различных заболеваниях пищеварительной системы;
лабораторные показатели при исследовании мокроты (физические свойства, морфология форменных элементов) для диагностики заболеваний дыхательных путей;
морфологический состав, физико-химические свойства спинномозговой жидкости, лабораторные показатели при инфекционно-воспалительных процессах, травмах, опухолях и др.;
морфологический состав, физико-химические свойства выпотных жидкостей, лабораторные показатели при инфекцинно-воспалительных процессах, травмах, опухолях др.
^
всего - 470 часов, в том числе:
- максимальной учебной нагрузки обучающегося – 290 часов, включая:
- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 190 часов;
- самостоятельной работы обучающегося – 100 часов;
- учебной и производственной практики по профилю специальности - 180 часов (36 и 144 часа).
^
Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видами профессиональной деятельности - осуществление лабораторных общеклинических исследований, в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
|
Наименование результата обучения
|
ПК 1.1.
|
Готовить рабочее место и аппаратуру для проведения лабораторных общеклинических исследований.
|
ПК 1.2.
|
Проводить лабораторные общеклинические исследования биологических материалов; участвовать в контроле качества.
|
ПК 1.3.
|
Регистрировать результаты лабораторных общеклинических исследований.
|
ПК 1.4.
|
Проводить утилизацию отработанного материала, дезинфекцию и стерилизацию использованной лабораторной посуды, инструментария, средств защиты.
|
ОК 1.
|
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
|
ОК 2.
|
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
|
ОК З.
|
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
|
ОК 4.
|
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
|
ОК 5.
|
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
|
ОК 6.
|
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, пациентами.
|
ОК 7.
|
Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
|
ОК 8.
|
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
|
ОК 9.
|
Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
|
ОК 10.
|
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
|
ОК 11.
|
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
|
ОК 12.
|
Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
|
ОК 13.
|
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
|
ОК 14.
|
Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей.
|
ОК 15.
|
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний.
|
^
^
|
Наименования разделов
профессионального модуля*
|
Всего
часов
(макс, учебная нагрузка и практики)
|
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
|
Практика
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
|
^
|
Учебная,
часов
|
Производственная
(по профилю специальности) практика
часов
|
Всего,
часов
|
в т.ч. лабораторные
работы и практические занятия, часов
|
в т.ч. курсовая
работа (проект),
часов
|
Всего,
часов
|
в т.ч., курсовая
работа (проект),
часов
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4.
|
Раздел 1. Организация работы клинико-диагностической лаборатории, подготовка рабочего места для проведения лабораторных общеклинических исследований.
|
4
|
4
|
4
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4.
|
Раздел 2. Проведение лабораторного исследования мочи.
|
102
|
74
|
66
|
-
|
28
|
-
|
-
|
-
|
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4.
|
Раздел З. Проведение лабораторного исследования содержимого желудочно-кишечного тракта.
|
82
|
34
|
26
|
-
|
12
|
-
|
36
|
-
|
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4.
|
Раздел 4. Проведение лабораторного исследования мокроты, ликвора, выпотных жидкостей.
|
70
|
46
|
36
|
-
|
24
|
-
|
-
|
|
ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.4.
|
Раздел 5. Проведение лабораторного исследования отделяемого половых органов
|
66
|
32
|
28
|
-
|
36
|
-
|
-
|
|
|
^ часов
|
144
|
|
|
|
144
|
|
Всего:
|
470
|
190
|
160
|
-
|
100
|
-
|
36
|
144
|
|