|
Скачать 47.94 Kb.
|
Т. ТЕМИРОВ, кандидат психологических наук ОСОБЕННОСТИ СИНДРОМА «ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ» В отечественной психологии исследователи обращают внимание на типологические, характерологические и личностно-профессиональные особенности, связанные с синдромом «психического выгорания». В последнее время изучается влияние таких факторов, как особенности профессиональной мотивации, защитные механизмы, состояние здоровья, рефлексивность. Синдром выгорания рассматривается в основном как процесс, который носит стадиальный характер (М. Burish, 1994) и связывается с возникновением устойчивых изменений личности, таких, как личностная тревожность, неудовлетворенность собой, агрессивность (Л.Н. Корнеева). Развитие синдрома выгорания, как правило, характеризуется наличием различных стадий или этапов. Сначала наблюдаются большие энергетические затраты – следствие чрезмерно высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития данного синдрома появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется снижением интереса к своей работе, разочарованием. С. Maslach выделяет четыре стадии, на которых последовательно главенствуют: идеализм и чрезмерные требования к себе; эмоциональное и психическое истощение; дегуманизация как способ защиты; синдром отвращения (и к окружающим, и к собственной личности). Все перечисленные выше особенности приводит к негативному разрешению состояния (увольнению или болезни)1. Согласно утверждению В.В. Бойко, синдром эмоционального выгорания развивается поэтапно, для каждого этапа характерны определенные признаки, которые продуцируются определенными факторами. Эмоциональное выгорание обычно минует три фазы развития: напряжение, резистенцию, истощение. Каждая из этих фаз может быть диагностирована по набору симптомов, в нее входящих. Фаза напряжения характеризуется следующими симптомами: неудовлетворенностью собой, ощущением безвыходности, неспособностью изменить что-либо, общим состоянием тревоги и депрессии, острым переживанием психотравмирующих обстоятельств, связанных с профессиональной деятельностью. Для фазы резистенции характерно расширение сферы экономии эмоций (сложности с эмоциональным реагированием не только в профессиональной деятельности, но и в межличностном общении с семьей, близкими, друзьями), эмоциональное реагирование избирательного характера по отношению к заказчикам, коллегам, ученикам, эмоционально-нравственная дезориентация, редукция профессиональных обязанностей. Фаза истощения характеризуется симптомами эмоциональной отстраненности (почти полное отсутствие эмоциональных реакций на эмоциогенные стимулы, как отрицательные, так и положительные), личностной отстраненности, или деперсонализации (отношение к клиенту как к неодушевленному предмету, с которым нужно что-то делать), эмоционального дефицита (неспособность эмоционально помогать клиентам в профессиональной деятельности), психосоматическими и психовегетативными нарушениями2. Термин «профессиональное выгорание» используется в более широком контексте, не только в связи с эмоциональными состояниями, но и с личностными особенностями, отношением к собственной личности (эго-идентичностью). В модели, упоминаемой в работах В.В. Бойко, только отмечается отношение индивида к себе самому (неудовлетворенность собой, личностная отстраненность), что говорит о том, что при выгорании возникает нарушение эго-идентичности. С точки зрения, приводимой в концепции М. Burish, в развитии синдрома профессионального выгорания можно выделить несколько основных фаз: а) предупреждающая фаза: - чрезмерное участие: повышенная активность, чувство собственной незаменимости, отказ от личных потребностей, не связанных с работой, вытеснение неудач и разочарований, ограничение прочих социальных контактов; - истощение: постоянное чувство усталости, бессонница, риск подвергнуться несчастному случаю; б) снижение уровня собственного участия: - по отношению к ученикам и коллегам: потеря положительного восприятия коллег, переход от помощи к надзору и контролю, перенос вины за собственные неудачи на других, доминирование стереотипов поведения по отношению к сотрудникам, ученикам – яркие проявления негуманного подхода к людям; - по отношению ко всем окружающим: циничные оценки отсутствие эмпатии, безразличие; - по отношению к профессиональным обязанностям: нежелание выполнять их, опоздания, уход с работы раньше времени, искусственное продление перерывов в работе, акцентирование на материальном аспекте при общей неудовлетворенности своей работой; - увеличение требований: концентрация на собственных потребностях, зависть, ощущение неадекватности трудовых затрат, потеря жизненного идеала; в) эмоциональные реакции: - депрессия: снижение самооценки, безосновательные страхи, лабильность настроений, постоянное чувство вины, апатия, - агрессия: конфликты с окружением, обвинение других, игнорирование своего участия в неудачах, отсутствие толерантности и способности к компромиссу, защитные установки, подозрительность; г) фаза деструктивного поведения: - сфера интеллекта: отсутствие способности к выполнению сложных заданий, ригидность мышления, отсутствие воображения, снижение концентрации внимания; - сфера мотивации: снижение эффективности деятельности, выполнение заданий исключительно по инструкции, отсутствие собственной инициативы; - эмоционально-социальная сфера: самодостаточность, одиночество, отказ от хобби, скука, безразличие, избегание неформальных контактов, отсутствие участия в жизни других людей либо чрезмерная привязанность к конкретному лицу, избегание тем, связанных с работой; д) психосоматические реакции: расстройства пищеварения, зависимость от никотина, кофеина, алкоголя; разочарование: отрицательная жизненная установка, чувство беспомощности и бессмысленности жизни, экзистенциальное отчаяния, снижение иммунитета, неспособность к релаксации в свободное время, бессонница, сексуальные расстройства, повышенное давление, тахикардия, головные боли, боли в позвоночнике3. 1 Maslach C. Burnout: A multidimensional perspective // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach, T. Marek. Washington D. C: Taylor &Trancis, 1993. P. 19–32. 2 Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других М.: Наука, 1996. 3 Burish M. Das Burnout-Syndrom – Theorie der inneren Erschopfung. Berlin, Heidelberg: Springer, 1989. |
![]() |
Р. О. Агавелян Кандидат психологических наук, доцент |
![]() |
О. Ю. Ширяев кандидат психологических наук, доцент |
![]() |
Галина грибанова, кандидат психологических наук |
![]() |
Е. С. Калмыкова кандидат психологических наук, ст науч сотр лаб психологии посттравматического стресса |
![]() |
И. Н. Бокарев доктор медицинских наук, профессор, > А. М. Доронина кандидат медицинских наук, > Т. |
![]() |
Врач высшей категории Левин А. С., кандидат медицинских наук Николаева В. В., кандидат медицинских |
![]() |
Кандидат медицинских наук Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»,... |
![]() |
Кандидат медицинских наук, доцент И. И. Пикиреня Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»,... |
![]() |
Научный доктор медицинских наук Щудло Михаил Моисеевич, Официальные оппоненты: доктор медицинских |
![]() |
Утверждаю Составитель: доктор психологических наук, профессор Р. С. Немов. Кафедра общей психологии |