|
Скачать 0.81 Mb.
|
МОСКОВСКИЙ ГУМАНИТАРНО - ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ВОЛГОГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Волгоград - 2002 ОПД.Ф.17. СПЕЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Понятие психического дизонтогенеза; параметры дизонтогенеза; виды нарушений психического развития: недоразвитие, задержки развития, повреждённое развитие, искаженное развитие; развитие в условиях сложных недостатков в развитии; понятие первичного и вторичного дефектов развития по Л.С.Выготскому; методологический, теоретический и прикладной аспекты профилактики и коррекции отклонений от нормы психического развития у детей с врожденными или приобретёнными дефектами сенсорной, интеллектуальной, эмоциональной сфер; общепсихологические, психофизиологические, клинико-психологические принципы возрастной динамики развития детей с отклонениями в психике и поведении; теоретический анализ направлений и методов корректирующего и восстановительного обучения; прикладные аспекты стимуляции компенсаторных механизмов поведения, психолого-педагогические принципы проектирования и организации ситуаций совместной деятельности в системе воспитатель-ребёнок-родители; методы организации системы комплексных психолого-педагогических служб; психологическое обеспечение эффективной интеграции лиц с отклонениями в развитии в общекультурное и образовательное пространство. (Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 020400 "ПСИХОЛОГИЯ". Квалификация - Психолог. Преподаватель психологии. - М., 2000). Рекомендовано к печати Советом по гуманитарному образованию Волгоградской медицинской академии Рецензенты: доктор медицинских наук, профессор О.Ю.Ширяев кандидат психологических наук, доцент Г.М.Иванова Специальная психология: Методические рекомендации / Сост. проф. В.В.Деларю. - Волгоград, 2002. - 14 с. Данные методические рекомендации составлены с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 020400 "ПСИХОЛОГИЯ (с акцентом на диагностику нарушений психического развития) и предназначены, в первую очередь, для студентов психологических факультетов, а также изучающих смежные дисциплины (педагогику, психиатрию и др.). ^ . Важнейшая особенность детского и подросткового возраста - непрерывный, но неравномерный процесс развития и созревания структур и функций всего организма, в том числе и центральной нервной системы (ЦНС). Этот процесс - процесс развития и созревания - осуществляется в результате контактов ребёнка с окружающей средой и представляет собой взаимодействие биологических и социальных факторов. В силу недостаточной сформированности ЦНС, особенно во внутриутробном периоде, организм ребенка особенно уязвим к действию различных повреждающих факторов. Все пороки развития в зависимости от механизма и этапа их формирования можно разделить на 3 группы. ^ . Обусловлены генетическими ( наследственными) влияниями. Этого рода пороки развития называют генопатиями или генокопиями. ^ . Возникают в результате действия на плод внешних - лучевых, обменных, токсических, инфекционных, механических - факторов на разных этапах его развития. Такие пороки называют фенопатиями ( фенокопиями). Средой, окружающей эмбрион, является организм матери. В этой связи предупреждение вторичных врожденных пороков развития обеспечивается главным образом путём мероприятий, направленных на оздоровление матери. ^ . Могут быть вызваны действием массивных внешних вредностей: интоксикации, инфекции, травмы и асфиксия при рождении, которые изменяют, а нередко и нарушают дальнейшее психическое развитие ребёнка. Вторая и третья группы пороков развития могут быть отнесены в широком плане к дизонтогеням. Швальбе в 1927г. впервые употребил термин "дизонтогении", обозначив ими отклонения структуры организма от нормальной в период внутриутробного развития. Аномалии развития, по данным ВОЗ, наблюдаются у 4-6% новорожденных. У подавляющего большинства из них имеются повреждения функции центральных нервных аппаратов. Собственно, дизонтогенез (от греч. dys - отрицание + ontogenesis - индивидуальное развитие) - неправильное, нарушенное, порочное развитие. Можно выделить общий и психический дизонтогенез. Чаще всего дизонтогенез психики (психический дизонтогенез) определяют как различные нарушения темпа, сроков развития психики в целом и её отдельных составных частей, а также как нарушения соотношения компонентов развивающейся психики ребёнка и подростка. Однако правильнее использовать более широкое понимание дизонтогенеза, которое включает не только как бы "количественные" нарушения (замедление или ускорение развития, недоразвитие), но и "качественные" нарушения и, соответственно, говорить о действительно искаженном, в этих случаях, развитии психики. В этой связи выделяют (преимущественно, психиатры) дизонтогенетические симптомы негативные (недоразвитие, "выпадение" какой-либо психической функции) и продуктивные ("продуцирование" каких-либо патологических проявлений типа эхолалии, эхопраксии, стереотипий, некоторых видов страхов, сверхценных увлечений и интересов). Основными типами дизонтогенеза психики принято считать ретардацию, т.е. запаздывание или приостановка развития всех сторон или, преимущественно, отдельных компонентов психики, и асинхронии развития, т.е. неравномерное, диспропорциональное психическое развитие, при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают или происходит усиленное развитие отдельных свойств формирующейся личности, характера, которое ведёт к его дисгармонии, т.е. асинхронию развития часто создаёт ретардация одних качеств и акселерация других (случаи развития, в которых одна или несколько функциональных систем развиваются, значительно обгоняя типичную для них хронологию, обозначают термином акселерация; принято выделять 4 функциональные системы, последовательно формирующиеся в онтогенезе: моторную, сенсомоторную, аффективную и идеаторную). Асннхронии развития наиболее полно раскрываются в периоды возрастных кризов. Случаи идеального (синхронного) развития достаточно редки, однако в большинстве случаев различия в формировании функциональных систем незначительны, разброс как бы находится в пределах нормальных величин и на таких детей не обращается внимание. К ретардациям принято, в первую очередь, относить олигофрении и так называемые задержки психического развития (ЗПР), включая состояния психического инфантилизма. В психологии также принято выделять ведущий дефект, который проявляется в виде недостаточности интеллекта, речи, зрения. слуха, моторики, нарушений эмоционально-волевой сферы, поведения. Нередко встречается несколько нарушений, тогда говорят об осложненном или сложном дефекте. Сложный дефект характеризуется сочетанием двух или более нарушений, в одинаковой степени определяющих структуру аномального развития и трудности обучения и воспитания ребёнка. При осложненном дефекте возможно выделение ведущего, или главного, нарушения и осложняющих его расстройств. Как ведущий, так и осложняющий дефект могут иметь характер как повреждения, так и недоразвития; нередко наблюдается их сочетание. Также выделяют первичные нарушения развития и вторичные. Структура последних зависит от характера ведущего дефекта. Например, отставание психического развития у детей с системным недоразвитием речи прежде всего будет проявляться в слабости вербальной (словесной) памяти и мышления; у детей с церебральным параличом - в недостаточности пространственных представлений и конструктивной деятельности. Вторичные нарушения в развитии затрагивают прежде всего те психические функции, которые наиболее интенсивно развиваются в раннем и дошкольном возрасте (речь, тонкая дифференцированная моторика, пространственные представления, произвольная регуляция деятельности). Диагностика отклонений развития основывается на сравнительном анализе общих и специфических закономерностей психического развития и носит комплексный характер. т.е. при её проведении учитываются данные детской психоневрологии, медицинской генетики, педиатрии, психологии, дефектологии. Оценка интеллекта - это оценка, в первую очередь, мышления, а также и предпосылок интеллекта - объема знаний, памяти, умственной работоспособности, внимательности. Основные синдромы нарушенного интеллекта - слабоумие и малоумие. ^ Слабоумие (деменция) - вызванная патологическим процессом стойкая, трудно восполнимая утрата интеллектуальных способностей, т.е. обратное развитие, снижение, носящее приобретенный характер. Наблюдается снижение памяти, ослабление познавательных способностей, оскуднение эмоциональной сферы и изменение поведения. Малоумие (олигофрения) - врожденное состояние умственной недостаточности различной степени. Малоумие является результатом того, что мозг поражается патологическим процессом внутриутробно, во время родов или после рождения ребенка на начальном этапе его развития, так и не успев сформироваться (условно, в первые 3 года). Если слабоумие - снижение интеллекта от нормального уровня, то при олигофрении интеллект так и не достигает уровня взрослого человека. Синдром олигофрении является достаточно стабильным состоянием - выраженность олигофрении не нарастает и не уменьшается (имеется в виду состояние собственно интеллекта, в то время как предпосылки интеллекта, эмоционально-волевая сфера в определенной мере могут развиваться и/или коррегироваться). При олигофрении в наибольшей степени страдает абстрактное мышление (наблюдается различной степени выраженности конкретизация мышления - затруднения разграничения главного и второстепенного), другие психические функции - память, эмоциональная, волевая сфера и соматическое развитие в меньшей степени; как правило есть параллели между выраженностью снижения интеллекта и нарушением других функций (при легких формах олигофрении подобных нарушений может и не быть). Выделяют следующие степени олигофрении: идиотию, имбецильность и дебильность. При идиотии отсутствует речь, не вырабатываются навыки, ребенок не в состоянии себя элементарно обслужить (даже отсутствует инстинкт самосохранения), эмоционально не выделяет близких людей их окружающих, обучение невозможно. При имбецильности речь косноязычна, словарный запас около 200 простейших слов, фразы из 2-3-х слов, грамматически часто не связанных, обучение во вспомогательной школе практически невозможно, под присмотром и при постоянной стимуляции могут выполнять простейшие виды деятельности, имеются элементарны навыки самообслуживания. При дебильности люди нередко получают начальное или неполное среднее образование, формально могут и полное среднее, но учатся с трудом, преимущественно путем зазубривания материала. Возможны простейшие обобщения (особенно при легких проявлениях дебильности), доступно понимание обыденных правил (при совершении правонарушений чаще признаются вменяемыми), могут работать и выполнять простейшие виды деятельности и хорошо адаптироваться в обществе, но действуют, преимущественно, по шаблону, однообразно. Отличаются повышенной внушаемостью в одних ситуациях, что сочетается с повышенной упрямостью в других. Раннее развитие (когда начали сидеть, ходить, произносит первые слова) может быть без особенностей и нередко вопрос об олигофрении (в степени легкой дебильности) встаёт в 4-6 лет, когда ребёнка начинает учиться считать, читать, писать и становится заметным его отставание от сверстников (в прошлом особенно часто олигофрения в степени легкой дебильности обнаруживалась, когда ребенок начинал ходить в школу). Выделяют 3 основные группы олигофрений: ^ : олигофрении эндогенной природы, вызванные поражением генеративных клеток родителей. Сюда относятся (одни из наиболее частых):
Характерен внешний вид: голова маленькая, затылок уплощен; косой разрез глаз, с кожной складкой во внутреннем углу (третье веко, эпикант); круглое широкое лицо с румянцем на щеках, маленький нос и маленькая верхняя челюсть; язык и верхняя губа увеличены; зубы редкие и мелкие; рот небольшой, открыт, слюнотечение; пальцы кисти толстые и короткие; имеются уродства развития внутренних органов.
^ : олигофрении, обусловленные внутриутробными вредностями (эмбрио- и фетопатии). Сюда относят формы, в происхождении которых имеет значение поражение зародышевых тканей вирусами (при заболеваниях гриппом, гепатитом, эпидемическим паротитом, нейроинфекциями). Одна из распространенных форм - рубеолярная эмбриопатия, умственная отсталость при ней резко выражена (идиотия, иногда имбецильность; имеется глухота, врожденные пороки сердца). Наряду с вирусами, олигофрении могут вызывать бактериальные инфекции, в частности сифилис матери (умственная отсталость может быть различной - от легкой дебильности до глубокой идиотии). К этой группе также относятся формы, обусловленные токсоплазмозом и при гемолитической болезни новорожденных (резус-конфликте; умственная отсталость различна - от дебильности до идиотии). ^ : олигофрении, обусловленные постнатальными вредностями, т.е. развившимися в результате действия вредностей во время родов и в раннем детстве - родовые травмы и асфиксия, перенесенные в возрасте до 3-х лет травмы головы и нейроинфекции. Наряду с биологически повреждающими факторами, к олигофрении (преимущественно, к дебильности) могут приводить и отрицательные микросоциальные факторы, в первую очередь такие виды депривации, как материнская, сенсорная и социальная депривация, особенно в их сочетании (депривация- лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма). Раньше диагноз "Олигофрения" был как бы "официальным" диагнозом, но МКБ-10 ("Классификация психических и поведенческих расстройств") данный термин не предполагает, а использует "умственная отсталость" (термин "умственная отсталость", фактически, объединяет случаи олигофрении и рано возникшей деменции).
^ В отечественной литературе распространены термины "задержка психического развития" (ЗПР), "задержка темпа психического развития" (ЗПР встречается у 5-11% младших школьников). Состояния, относящиеся к ЗПР, являются составной частью более широкого понятия - "пограничной интеллектуальной недостаточности". По МКБ-10 при пограничной умственной отсталости IQ в пределах 70-80 (шифруется чаще всего как F89 "Неуточненное расстройство психологического развития" или в рубриках F00- F09 "Органические, включая симптоматические, психические расстройства). Выделяют тотальную ЗПР, при которой задерживаются в развитии все психические функции и парциальную ЗПР, проявляющуюся задержками отдельных сторон психического развития, включая а) недоразвитие отдельных сторон психических функций, б) недоразвитие моторных функций, в) инфантилизм (эмоциональную и социальную незрелость) и г) невропатию (вегетативную незрелость). В отличие от олигофрении, при ЗПР отсутствует инертность психических процессов - дети способны не только принимать и использовать помощь, но и переносить усвоенные навыки умственной деятельности в другие ситуации. Психологический аспект готовности к обучению подразумевает сформированность определенного уровня:
Дети с ЗПР оказываются не готовыми к обучению по всем этим параметрам, причем они не только сами негативны к обучению в школе, но и оказывают отрицательное влияние на своих одноклассников. Характерные особенности детей с ЗПР:
Различают 4 этиологических (по происхождению) варианта ЗПР:
С точки зрения медико-психологических проявлений можно выделить следующие виды пограничных состояний интеллектуальной недостаточности: 1. Дизонтогенетические формы пограничной интеллектуальной недостаточности. 1.1. Интеллектуальная недостаточность при состояниях психического инфантилизма. Ускоренное созревание подростков как массовое явление принято называть акселерацией, а рано созревающих подростков - акселератами. У мальчиков - акселератов вторичные половые признаки становятся заметными уже на 11-м году жизни, а максимальный рост приходится на 13-й год. Их поздно созревающие ровесники - так называемые ретарданты - отстают примерно на 2 года. Мальчики-акселераты в течение целого ряда лет выше, тяжелее и сильнее остальных, максимум различий приходится на 14-16 лет; у девочек - на 12-14 лет. Об акселерации очень много говорилось в 1970-х годах, затем стали отмечать ее окончание, а с конца 1980-х годов принято считать, что преобладают проявления инфантильности, а не акселерации. Об инфантилизме говорят в тех случаях, когда случаи отставания, задержки развития (т.е. ретардации) бывают достаточно заметны. Физический инфантилизм часто сочетается с психическим, т.е. с незрелостью для календарного возраста поведения, интересов, с недостаточной самостоятельностью, недоразвитием чувства долга, ответственности при вполне удовлетворительном интеллекте. Выделяют: 1. ^ - начинает выделяться с первых классов школы, но особенно заметным становится в подростковом возрасте. Характерны тонкое телосложение, мелкие черты лица, его не по возрасту "детское выражение", а также эмоциональная и вегетативная лабильность. Поведение соответствует более младшему возрасту, даже в 15-16 лет доминирует интерес к играм. Такие подростки любят компании более младших товарищей и отличаются несамостоятельностью, детской требовательностью и капризностью ("хочу"), некоторой наивностью при достаточно развитом интеллекте; учатся вполне удовлетворительно, даже старательно, обладают неплохим запасом общих знаний. 2. ^ - обнаруживается в 13-16 лет. Касается прежде всего интересов и поведения. Задерживается развитие чувства долга, ответственности, умения согласовывать свои желания с интересами других, гибко учитывать ситуацию. Медленно формируются морально-этические принципы. Бросается в глаза физическое созревание. 3. ^ связан в первую очередь с нарушением функций гипофиза и половых желез. 4. Соматогенный инфантилизм встречается у детей и подростков, которые в силу какого-то заболевания были надолго прикованы к постели или крайне ограничены в двигательной активности. Характерно преимущественное отставание в развитии костно-мышечной системы и моторики при удовлетворительном, а иногда и ускоренном половом созревании. Психические черты инфантилизма более всего касаются навыков им умений, а отсюда беспомощность, зависимость от старших, тяготение к обществу малышей. 5. ^ чаще всего встречается при сочетании в воспитании элементов "кумира семьи" с чрезмерной опекой. Стремление оградить ребенка от сверстников, избавление от всякого самообслуживания, ограничения в подвижных играх, потакание прихотям приводят к задержке развития навыков и умений моторной неловкости, недостаточной физической силе, неумению общаться со сверстниками, неспособность сдерживать желания. Отсюда тяготение к обществу младших, где легче маскировать свою несостоятельность, а также недостаточное развитие чувства долга и ответственности. Психофизический и дисгармоничный инфантилизм обусловлены какими-то внутренними факторами, в том числе возможна их генетическая обусловленность. С возрастом проявления этих видов инфантилизма несколько сглаживаются, но никогда не проходят полностью. До пожилого возраста такие лица остаются моложавыми, но зато старение наступает рано и бурно. Соматогенный инфантилизм в благоприятных условиях нивелируется. Инфантилизирующее воспитание может оставить печать на всю жизнь в виде истероидных черт характера. Психическая незрелость - это, собственно, легкое (невыраженное) проявление инфантилизма. ^ - кроме незрелости психики имеется такая патология как церебрастенические проявления (результат, как правило, легких органических повреждений головного мозга), невротические расстройства, соматические и эндокринные заболевания, при отсутствии такой патологии - простой психический инфантилизм.
При парциальных задержках речевого развития в отличие от общих форм речевого недоразвития (алалии; чаще встречается моторная алалия - недостаточность или полное отсутствие речевой продукции при сохранности понимания речи; сенсорная алалия - нарушение понимания речи при сохранности и раннем появлении речевой активности) не сформированными в нормальные возрастные сроки оказываются отдельные компоненты речевой функции - например, способность воспринимать и четко дифференцировать части слышимой речи и использовать её в собственной речи, а также при чтении и письме. Даже при легком недоразвитии этой функции могут возникать серьезные проблемы при овладении грамотой и они не любят читать, пересказывать. У таких детей отмечаются нарушения различных близких фонем, звонких и глухих согласных (б-п, д-т, г-к), свистящих и шипящих (с-з, ж-ш), ошибки при сочетании нескольких согласных. В то же время успеваемость по другим предметам, в т.ч. и по математике, удовлетворительная; моторика не страдает. Показателем правильного развития детской речи является способность ребёнка 2.5-3-х лет строить предложения из 3-4 и более слов и употреблять знакомые слова в нескольких грамматических формах (дай - дает - не дам или киса - кису - кисе). Допустимо, что к 4-м годам у ребенка с хорошо развитой речью может остаться неусвоенными отдельные согласные звуки, например, звук "р" или звуки "л", "ш" или "ч"; если в этом возрасте дети не выговаривают много звуков, то их следует проконсультировать у логопеда. У некоторых детей могут наблюдаться парциальные (частичные) расстройства навыков письма, чтения и счета при отсутствии признаков нарушенного речевого развития. Эти расстройства проявляются в процессе обучения и могут быть связаны с запаздыванием созревания и функциональной слабостью соответствующих корковых механизмов. Нарушения счета, напоминающие акалькулию у взрослых, относительно редко наблюдаются у детей в изолированном виде, имеют негрубый характер и подвергаются коррекции в процессе специальных занятий. Они проявляются в неузнавании или смешении отдельных цифр, плохой дифференцировке арифметических знаков, замедленном усвоении числа и его разрядного строения при удовлетворительной способности к логическому мышлению. В школьном возрасте могут встречаться проявления парциального моторного инфантилизма. При этом преобладают избыточность движений, непоседливость, недостаточность корковой моторики при целенаправленных видах деятельности (плохая координированность движений, неспособность к тонким, изолированным двигательным актам, затруднения в выполнении комбинированных движений, нарушения пространственной организации движений). 1.3. ^ . Ранний детский аутизм (РДА) может встречаться в рамках различных состояний - как вариант синдрома Каннера (самостоятельная аномалия развития), как синдром Аспергера (формирующееся шизоидное расстройство личности по МКБ-10 или шизоидная психопатия по МКБ-9), при органических поражениях головного мозга и при шизофреническом процессе. В последнем случаи проявления РДА наиболее выражены и наблюдаются следующие нарушения:
- игнорирование окружающего (в т.ч. слабая реакция на мать); - активное отвержение или избегание окружающего.
- сверхценные, типичные для детского возраста вообще; - обусловленные характерной аффективной и сенсорной гиперчувствительностью (например, страхи различных бытовых шумов); - неадекватные, бредоподобные (предпосылка к бредовым образованиям).
- эхолалии, в основном, отставленные; - нередко первые слова необычные, малоупотребляемые; - особые обозначения людей и предметов, неологизмы; - преобладание комментирующего характера фраз; - относительно большой запас знаний в самых неожиданных областях; - любовь к слушанию чтения, особенно стихов (часто на втором году жизни декларируют много стихов при минимальной речи в общении).
2.1. Церебрастенические синдромы с запаздыванием развития школьных навыков. На первый план выступает повышенная утомляемость и истощаемость при незначительных физических и психических нагрузках, особенно в младшем школьном возрасте, когда ребёнку предъявляют не просто повышенные, а новые требования. При этом после отдыха и лечения эффективность интеллектуальной деятельности возрастает. 2.2. ^ . Наряду с явлениями церебрастении отмечаются другие расстройства - эмоционально-волевые (повышенная раздражительность, неустойчивость настроения, безразличие и др.). В выраженных случаях психоорганический синдром проявляется снижением памяти, ригидность (плохой переключаемостью) психических функций, конкретизацией мышления. 2.3. ^ . Основу детского церебрального паралича (ДЦП) составляет мозговой органический дефект. Особенность психологического развития при ДЦП является не только его замедленный темп, но и неравномерный характер - отмечается диссоциация между относительно удовлетворительным уровнем развития абстрактного мышления и недоразвитием функций пространственного анализа и синтеза, праксиса., счетных способностей. 2.4. ^ . В детском возрасте наблюдается отсутствие лепета. Первые слова возникают лишь с 2-3 лет или позднее; фразовая речь появляется к 5-6 годам и состоит из упрощенных предложений, включающих 2-3 слова. Обнаруживаются грубые расстройства всех сторон речи. Важной особенностью является то, что при понимании обиходных фраз ребёнок почти не владеет самостоятельной речью.
Основными механизмами задержанного интеллектуального развития у детей с врожденной или рано приобретённой глухотой или тугоухостью являются замедление и искажение формирования речи в первые годы жизни ребёнка. Степень и характер задержки речевого развития зависят не только от степени снижения слуха, но и от времени возникновения слухового дефекта. В тоже время дети с нарушениями слуха проявляют достаточную способность к выполнению довольно сложных конструктивных заданий (кубики Кооса, создание по образцам моделей из конструктора, рисование, лепка и др.). В отличие от детей с нарушениями слуха у слепых и слабовидящих отмечается высокий уровень развития вербальной памяти; в структуре интеллектуальной недостаточности у таких детей преобладает недостаточность тех функций, в развитии которых ощущениям и представлениям принадлежит важная или ведущая роль. 4. ^ (педагогическая запущенность). В основе - социальная незрелость личности и недостаточность таких её высших функций как система интересов и идеалов, нравственных установок. Отсутствие или недостаточная сформированность интеллектуальных интересов, потребности в труде, недостаточность чувства долга. Ответственности, незрелость и искаженное понимание нравственных обязанностей ведут к отклонениям в поведении и отказу от посещения школы, нежеланию учиться, стремлению к легкой жизни, непосредственному удовлетворению элементарных интересов, пренебрежению обязанностями. Объем знаний таких детей меньше, чем у их сверстников; у них относительно бедная речь. ^ задержки психического развития Основные затруднения, возникающие при необходимости разграничения ЗПР с легкой дебильностью, с одной стороны, и с вариантами интеллектуальной нормы - с другой, связаны главным образом с необходимостью возможно более полной и точной оценки структуры и уровня нарушений интеллектуальной деятельности ребёнка. Не менее значимым является и анализ особенностей эмоционально-волевой сферы ребёнка. Кроме того, качественная неоднородность детей с ЗПР требует внутренней дифференциации, которая должна рассматриваться как обязательное условие для оптимального выбора форм и методов психолого-педагогической и медицинской коррекции. (Принцип комплексности заключается так же и в том, что отставание в развитии не просто лечится, а преодолевается совместными усилиями специалистов разного профиля - невропатологами, психиатрами, психологами, логопедами, педагогами и другими специалистами при активном участии родителей). Поэтому методы психологической диагностики ЗПР должны обеспечить достаточно полный охват различных компонентов психологической деятельности ребёнка. Существенное значение имеет оценка степени выраженности тех или иных её нарушений. Поэтому применяемые методики должны быть не только стандартизированы, но и давать количественные показатели. При этом целесообразно противопоставление качественного и количественного подходов, т.к. это позволяет, с одной стороны, дать содержательную психологическую трактовку выявляемых особенностей психологического развития ребёнка и, с другой стороны, сопоставить их по степени выраженности как с возрастной нормой, так и с легкой дебильностью. Существующие в теории и практике психологической диагностики разделение на вербальные и невербальные методики более, чем условно; при этом используемый для психодиагностики стимульный материал может использоваться и для психокоррекционной работы Особенности происхождения и проявлений пограничных форм интеллектуальной недостаточности определяют дифференцированное применение мер социальной адаптации и реабилитации при них (в частности, более интенсивное медикаментозное лечение требуется при энцефалопатических формах и раннем детском аутизме). Для детей с ЗПР требуется более длительное время на ознакомление с наглядными пособиями, текстами и т.д. Зрительно воспринимаемый материал, предназначенный для этих детей, должен содержать небольшое число деталей, сопровождаться дополнительными комментариями, облегчающими объединение отдельных элементов материала в интегральный образ. Занятия с детьми должны строиться по типу игр. Рекомендации родителям:
Определенную помощь могут оказать различные общественные организации, помогающие детям с отклонениями в развитии (в частности, в 1990г. создан Фонд помощи детям с отклонениями в развитии им. Л.С.Выготского), различные встречи-семинары самих родителей. ^
Приложение 1. ВОЗРАСТНАЯ ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА (в норме) 2-6 мес. Поворачивает голову на звук, удерживает предмет, помещенный в руку (3-4 мес.); тянется за предметом и хватает его, даже если он не помещен в руку (с 5-ти мес.). Улыбка при общении со взрослыми; комплекс оживления при общении; ориентировочная реакция на общение, сменяющаяся оживлением или реакцией страха (с 5-ти мес.); при виде матери беспокоится или оживляется; рассматривает окружающие предметы и людей. 6-12 мес. Перекладывает предметы из одной руки в другую, жуёт, сам ест печенье (6-7 мес.). Внимательно рассматривает взрослых, дифференцирует "своих" и "чужих"; лепет и жест как средство коммуникации (с 8 мес.); голосом сигнализирует о биологических нуждах; машет на прощанье рукой, хлопает в ладоши, играя в ладушки (9-10 мес.); выполняет некоторые инструкции, помогает одевать его - держит руку для рубашки, ногу для ботинка или перемещает предмет из одной руки в другую, чтобы засунуть руку в рукав (9-10 мес.); избирательное отношение к окружающим (в конце года); общается со взрослыми с помощью звукосочетаний. 1-2 года. Говорит 2-3 одиночных слова (13 мес.). Бросает предметы, ходит без помощи (13-15 мес.). Ест сам, если позволяют, то берёт чашку, пьёт. Ставит её без помощи взрослых (15 мес.). Прекращает бросать вещи, тянет все предметы в рот (15 мес.). Копирует домашнюю работу матери: вытирание пыли, стирку, уборку (15-18 мес. ). Начинает просить на горшок (1,5 года). При необходимости обращается за помощью к взрослому, ищет внимания к себе и старается его сохранить. Взаимодействует, ждет, пытается помочь, начинает проявлять гордость при достижении цели, проявляет эмоции возбуждения, восхищения, гнева, зависти. Наслаждается компанией сверстников. Играет один в присутствии взрослых. 2 года. Бегает хорошо, ударяет ногой мяч, ходит самостоятельно вверх и вниз по лестнице, ступая двумя ногами на каждую ступеньку. Открывает двери. Забирается на мебель. Сам произносит 2-3 слова вместе, сочетает 3 слова в предложении ( местоимение, глагол, существительное). Хорошо обращается с ложкой. Говорит о непосредственно с ним происшедшем. Помогает одевать и раздевать себя. Слушает рассказы по картинкам. Употребляет "ты", "мне". Строит башню из 6 кубиков. Копирует карандашом горизонтальную линию, пытается чертить круг. Подражая, складывает один раз бумагу. Переворачивает одну страницу книги. Может назвать несколько картинок и предметов. Завершает доску Сегена (круг, квадрат, треугольник); помещает квадрат в квадратную прорезь. 2,5 года. Играет самостоятельно, проявляет фантазию. Любит нравиться другим, подражает сверстникам. Прыгает на двух ногах. Помогает прятать вещи. Когда просят, может ходить на цыпочках. Знает полное имя. Называет себя "я". Может делать на бумаге складки. Строит башню из 8-ми кубиков. Копирует карандашом горизонтальные и вертикальные линии. Просится на горшок. 3 года. Поднимается по лестнице, наступая на каждую ступеньку ногой. Ездит на трехколёсном велосипеде. Стоит несколько секунд на одной ноге. Играет в простые игры. Любит давать игрушки и брать их у других. Любит общаться с детьми и взрослыми; любит помогать взрослым. Застегивает пуговицы, надевает туфли. Сам хорошо ест. Наливает из кувшина. Повторяет 3 числа или предложение из 6 слогов. Знает возраст и пол, считает правильно 3 предмета. Имитирует конструкцию моста из 3-х кубиков. Копирует карандашом изображение креста и круга. Путает правую и левую ноги. Может использовать местоимения. Неоднократно спрашивает "почему ?". 4 года. Прыгает на одной ноге. Бросает рукой мяч. Хорошо взбирается. Использует ножницы, чтобы вырезать картинки. Правильно считает 4 монеты. Играет с несколькими детьми, начиная имитировать социальные роли. Один ходит в туалет. Может придумывать истории. Копирует мосты по модели, имитирует конструкцию ворот из 5 кубиков. Рисует человека с 2-4-мя частями (помимо головы). Может выделить более длинную линию из двух. 5 лет. Скачет. Задаёт вопросы о значении слов. Одевается и раздевается, шнурует ботинки. Пытается помочь в домашней работе. Считает 10 монет. Копирует квадрат, звезду, треугольник. Называет 4 цвета. Может определить более тяжелую из 2-х вещей. Повторяет предложение из 10 слогов. Определяет предметы в мешке. Приложение 2. КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ 1. Методы исследования нарушений психических процессов и состояний у детей.
2. Современное состояние и перспективы применения психологических методик в диагностике аномального развития.
3. Влияние отклонений в психическом развитии на формирование личности.
4. Нарушения темпа психического развития (задержка психического развития; недоразвитие психических процессов).
6. Мыслительная деятельность у детей с ЗПР.
7. Интеллектуальная недостаточность при церебрастенических и психоорганических синдромах, детских церебральных параличах и общих недоразвитиях речи. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами анализаторов и органов чувств (при врождённой или рано приобретенной глухоте и тугоухости, при слепоте и слабовидении, возникших в раннем детстве); вследствие дефектов воспитания и дефицита информации с раннего детства.
8. Современные методы психологической коррекции и консультирования детей.
9. Изменение социальной ситуации развития ребёнка как один из методов психологической коррекции.
10. Коррекционно-развивающая работа с детьми младшего школьного возраста.
Приложение 3. ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
Приложение 4. ВОПРОСЫ К ТЕСТИРОВАНИЮ 1. Видами дизонтогенеза являются: а) искаженное, асинхроннное развитие г) верно а) и б) б) запазжывающее развитие д) все перечисленное в) акселерация 2. Искаженное, диспропорциональное, дисгармоничное психическое развитие определяется как: а) ретардация б) асинхрония развития в) акселерация 3. К возможным причинам психического дизонтогенеза относятся: а) генетические факторы б) экзогенно-органические факторы в) длительное неблагоприятное воздействие микро-социально-психологического фактора г) разнообразные сочетание тех и других 4. Запаздывание или приостановка психического развития определяется как: а) асинхрония развития б) акселерация в) ретардация г) высвобождение более ранних форм нервно-психического реагирования 5. К варианту дизонтогенеза, клиническим выражением которого является синдром невропатии, относится: а) акселерация б) асинхрония в) парциальная ретардация 6. К олигофрениям относят: а) только врожденное слабоумие б) приобретенное слабоумие с полным распадом психической деятельности в) только рано приобретенное слабоумие без признаков распада психической деятельности г) врожденное и рано приобретенное слабоумие с признаками недоразвития психики в целом, но преимущественно - интеллекта д) приобретенное в различные сроки жизни слабоумие с преимущественным поражением интеллектуальной сферы 7. Недоразвитие отдельных психич. функций и форм познавательной деятельности - речи, счетных операций, пространственной ориентации можно отнести к: а) общей (тотальной) ретардации б) асинхронии психического развития в) дизонтогенезу по типу парциальной ретардации 8. Вариантом дизонтогенеза, соответствующим психич. инфантилизму, является: а) асинхрония в) тотальная психическая ретардация б) акселерация г) парциальная психическая ретардация 9. Олигофрения является выражением: а) парциальной психической ретардации в) асинхронии психического развития б) тотальной психической ретардации г) регресса психических функций 10. Термин "умственная отсталость": а) тождественен термину "олигофрения" б) тождественен термину "деменция" в) объединяет случаи олигофрении и рано возникшей деменции г) объединяет случаи деменции, возникшей в раннем детстве и подростковом возрасте 11. При олигофрении возможно все перечисленное, кроме: а) признаков прогредиентности б) периодов компенсации в) периодов декомпенсации под влиянием возрастных кризов г) периодов декомпенсации под влиянием психических факторов 12. Оценка коэффициента интеллекта опирается на сопоставление: а) паспортного возраста и уровня образования б) умственного и эмоционального возраста в) интеллектуального и паспортного возраста г) максимальных и минимальных показателей 13. Какое из утверждений точнее всего определяет коэффициент интеллекта: а) характеристика имеющихся познавательных способностей б) характеристика врожденных способностей в) мера приобретенных интеллектуальных навыков г) характеристика зоны ближайшего развития 14. Легкой умственной отсталости соответствует коэффициент IQ: а) 40-49 б) 40-59 в) 50-69 г) 60-79 д) 70-89 15. Умеренной умственной отсталости соответствует коэффициент IQ: а) 25-39 б) 35-49 в) 45-59 г) 55-64 д) 55-74 16. Тяжелой (резко выраженной) умственной отсталости соответствует IQ: а) до 20 б) 20-34 в) 30-44 г) 40-54 д) 45-64 17. Глубокой умственной отсталости соответствует коэффициент IQ менее: а) 10 б) 15 в) 20 г) 30 д) 40 18. Пограничной интеллект. недостаточности соответствует коэффициент IQ: а) 50-60 б) 60-70 в) 70-80 г) 80-90 д) 90-100 19. Этиологические факторы олигофрении в зависимости от времени воздействия подразделяются: а) на наследственные г) на все перечисленные б) на внутриутробные д) всё перечисленное неверно в) на перинатальные и первых 3-х лет жизни 20. Когда заражение беременной женщины краснухой вероятнее всего приведет к психическому недоразвитию у ребенка: а) первый триместр беременности в) третий триместр беременности б) второй триместр беременности г) четвертый триместр беременности 21. Основные группами олигофрении в соответствии с этиологическими факторами являются: а) олигофрении эндогенной природы б) эмбрио- и фетопатии в) олигофрении, возникающие в связи с различными вредностями во время родов и в раннем детстве г) все перечисленные д) ни одна из перечисленных 22. К атипичным формам олигофрении относят случаи: а) с неравномерной структурой психического недоразвития б) с выраженным наследственным отягощением в) с наличием психопатоподобных расстройств г) с наличием эпилептиформных расстройств д) с прогрессирующим слабоумием 23. Для речи больных олигфренией характерны все перечисленные особенности, исключая: а) маловыразительность, односложность г) дизартрию б) неправильное смысловое употребление слов д) употребление неологизмов в) аграмматичность построения фраз 24. Для больных олигофренией характерны: а) медлительность, неловкость движений г) все перечисленные б) бедность мимики и жестикуляции д) ничего из перечисленного в) малая дифференцированность эмоций 25. Для больных с идиотией характерно: а) IQ менее 20 б) речь из предложений с 3-4-мя словами в) владение элементарными навыками самообслуживания г) потребность в периодическом надзоре д) верно а) и в) 26. Для больных с имбецильностью верно: а) возможность обучения письму и счету г) IQ от 20 до 50 б) элементарные навыки самообслуживания д) верно б) и г) в) способность к самостоятельной трудовой деятельности е) ничто из перчисленного 27. Для больных с дебильностью характерно: а) IQ от 50 до 70 г) неспособность к труду б) способность к обучению д) верно а) и б) в) плохая механическая память 28. Умственная отсталость наиболее часто выявляется: а) в раннем постнатальном возрасте г) в младшем школьном возрасте б) в дошкольном возрасте д) в подростковом возрасте 29. К методам, используемым для максимально ранней диагности4ки нарушений обмена и генных дефектов плода, относится: а) определение резус-фактора родителей б) биохимическое исследование беременной в) исследование амниотической жидкости и клеток хориона 30. Для игровой деятельности детей с олигофренией типичным является: а) примитивизм или манипуляторный характер г) отсутствие специфики б) сверхценный характер д) верно а) и в) в) нежелание играть с другими детьми 31. Основные критерии дифференциальной диагностики олигофрении и деменции основаны на всём перечисленном, кроме: а) особенностей соматических аномалий б) времени (возраста) возникновения слабоумия в) наличия или отсутствия нормального интеллекта до возникновения слабоумия г) наличия или отсутствия прогредиентности интеллектуальных расстройств 32. В критериях дифференциальной диагностики олигофрении и задержки психического развития имеют значение: а) особенности эмоциональной сферы г) и то, и другое б) особенности адаптации д) ни то, ни другое 33. Основное отличие пограничной интеллектуальной недостаточности от умственной отсталости состоит: а) в более развитом абстрактном мышлении б) в лучшем развитии памяти в) в более гармоничном развитии сферы мотиваций г) в более высокой работоспособности 34. Основная причина пограничной интеллектуальной недостаточности состоит: а) в повышении требований к интеллектуальным возможностям в современном обществе б) в недостатках системы общего воспитания в) в неблагоприятном сочетании биологических и микросоциальных факторов г) во всём перечисленном 35. При гармоничном инфантилизме преобладающим расстройством является а) нарушение механической памяти г) нарушение работоспособности б) личностная незрелость д) гипердинамический синдром в) личностная незрелость в сочетании со слабой памятью 36. Органический инфантилизм включает в себя все перечисленное, исключая: а) конкретности мышления г) личностной незрелости б) эйфории, благодушия д) психопатоподобных расстройств в) психоорганического синдрома 37. К концу 2-го года жизни становится очевидным, что ребенок не реагирует на людей, сопротивляется родительской ласке, не обращается к людям. Скорее всего, у ребёнка: а) болезнь Дауна г) олигофрения в степени имбецильности б) задержка развития д) олигофрения в степени дебильности в) алалия е) детский аутизм 38. Аутичные дети обычно обнаруживают привязанность к: а) домашним животным в) сибсам б) матери г) неодушевленным предметам 39. Ведущее нарушение при раннем детском аутизме: а) психоорганический синдром г) слабость побуждений б) нарушение высших корковых функций д) верно в) и г) в) низкая потребность в общении с окружающими 40. Для синдрома Каннера наиболее характерно: а) слабость эмоционального реагирования б) склонность к стереотипным движениям в) отсутствие потребности в контактах с окружающими г) боязнь всего нового 41. Ведущее нарушение при энцефалопатических формах пограничной интеллектуальной недостаточности: а) гипердинамический синдром б) психоорганический синдром в) аффективная неустойчивость 42. Интеллектуальная недостаточность, связанная с дефектами воспитания и дефицитом информации с раннего детства, проявляется: а) в примитивизме мотиваций г) в повышенной истощаемости б) в низком объёме знаний д) верно а) и б) в) в нарушениях мнестической деятельности 43. IQ наиболее высок при: а) раннем детском аутизме в) гармоничном (гармоническом) инфантилизме б) органическом инфантилизме 44. IQ наиболее низок при: а) органическом инфантилизме в) микросоциально-педагогической запущенности б) инфантилизме, осложненной невропатией 45. Основная причина школьной дезадаптации при пограничной интеллектуальной недостаточности связана: а) с репрессиями или слабыми знаниями учителей б) с неправильным поведением родителей в) с несоответствием требований программы массовой школы возможностям ребёнка 46. Основную роль в компенсации пограничной интеллектуальной недостаточности играет: а) психотерапия в) терапия психостимуляторами б) терапия ноотропами г) адекватная система обучения 47. В массовой школе способны успешно обучаться дети: а) с органическим инфантилизмом г) со всеми перечисленными формами б) с гармоничным инфантилизмом д) ни с одной из перечисленных форм в) с энцефалопатическими формами пограничной интеллектуальной недостаточности 48. Группа расстройств, которые могут встречаться по отдельности или вместе и обуславливают нарушения школьного обучения, называются: а) когнитивными расстройствами детства б) специфическими расстройствами развития школьных навыков в) задержкой развития г) педагогической запущенностью 49. Частота специфических расстройств развития школьных навыков у детей: а) 1-2% б) 3-10% в) 10-15% г) 15-25% 50. Дислалия характеризуется нарушением: а) темпа и ритма речи б) речи при тугоухости в) звкукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата 51. Дизартрия (нарушение произносительной стороны речи) обусловлена: а) анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата б) первичной задержкой психического развития в) недостаточностью иннервации речевого аппарата 52. Для исследования детей 5-7-ми лет с подозрением на ЗПР из психологических методик применяют: а) тест Роршаха г) MMPI б) тест Люшера д) пробы Крепелина в) простые аналогии е) ничего из перечисленного 53. Шкала Стенфорд-Бине используется для оценки интеллекта у испытуемых какого возраста: а) детей до 5-ти лет в) подростков б) детей 5-7-ми лет г) взрослых
а) может проводиться на фоне приёма детьми психотропных препаратов б) обязательно проводится в присутствии родителя (родителей) в) должно длится не более 15-20 минут г) нежелательно использовать вербальные методики д) ничего из перечисленного не подходит
а) рисование человек в) срисовывание букв б) предметный счет г) срисовывание групп точек
а) для исследования интеллектуального развития детей б) для оценки памяти и наблюдательности детей в) для прожективного исследования личности у детей г) как способ выявления внутриличностных конфликтов у детей с алалией д) для оценки внутрисемейных отношений е) для оценки эффективности психотерапевтической (психокоррекционной) работы 57. Основная помощь, направленная на исправление речи при дислалии, включает: а) медикаментозную терапию в) раннюю логопедическую коррекцию б) психотерапию г) лечебную педагогику 58. Нецелесообразно применением ноотропов и психостимуляторов при следующей форме пограничной интеллектуальной недостаточности: а) раннем детском аутизме г) микросоциально-педагогической запущенности б) гармоничном инфантилизме д) ничего не подходит в) органическом инфантилизме 59. Групповые формы детской психотерапии используются в работе с детьми, начиная с возраста: а) 2-4 года в) 7-8 лет б) 4-7 лет г) 8-11 лет 60. Семейная психотерапия при олигофрении направлена на: а) повышение уровня интеллектуального развития ребёнка б) коррекцию дисфункциональных когнитивных паттернов ребенка в) проработку ранних конфликтов ребёнка г) коррекцию дезадаптивных механизмов психологической защиты, обусловливающих выученную беспомощность и низкую самооценку пациента 61. Большинство специалистов считает умственную отсталость некурабельной, однако психическое развитие ребенка может быть улучшено: а) психохирургическими методами г) методами народной медицины б) антипсихотическими препаратами д) ранним комплексным вмешательством в) строгими наказаниями ребенка е) ничем из перечисленного 62. Сеансы психокоррекционной работы с 5-7-ми летними детьми с ЗПР: а) должны длится не более 10-15 минут б) должны проводиться не чаще, чем 2 раза в неделю в) обязательно должны проводиться в присутствии родителей г) нежелательны на фоне приёма ребёнком психотропных препаратов д) ничего из перечисленного не подходит 63. В поведении психолога, сообщающего семье умственно отсталого ребёнка заключение, безусловной ошибкой будет: а) избегание четких, конкретных оценочных суждений б) акцент на сохранных сторонах психики вместо развернутого анализа недостаточности/дефекта в) заключение о принципиальной невозможности помощи такому ребенку г) ориентировка на возможность социальной адаптации 64. Первичная профилактика умственной отсталости включает все, кроме: а) семейного консультирования б) медико-генетического консультирования в) программы специального пренатального и постнатального медицинского обслуживания малообеспеченных людей г) стерилизации умственно отсталых людей у которых родился также умственно отсталый ребенок 65. Основными направлениями первичной профилактики пограничной интеллектуальной недостаточности следует считать все перечисленные, кроме: а) санации микросоциальных условий б) санитарно-гигиенич. и психолого-педагогического просвещения будущих родителей в) медико-генетического консультирования г) устранения экзогенных вредностей 66. Основными направлениями вторичной профилактики пограничной интеллектуальной недостаточности следует считать: а) своевременную диагностику задержки психического развития б) адекватную систему обучения в) активную медикаментозную терапию г) верно а) и б) д) верно а) и в) Ответы на вопросы:
|