|
Скачать 1.5 Mb.
|
КРАНЫ ГРУЗОПОДЪЕМНЫЕ. ТИПОВЫЕ ПРОГРАММЫ И МЕТОДИКИ ИСПЫТАНИЙ РД 22-28-36-01 Согласован с Госгортехнадзором России письмом от 13.09.01 № 12-07/938 Утвержден ГУП «Специальное конструкторско-технологическое бюро башенного краностроения» Дата введения: 01-10-2001 г. Взамен РТМ 2201-79-93. Введен впервые Содержание Введение 1. Область применения 2 Термины и определения 3. Нормативные документы 4. Объект испытаний 5. Условия и общие требования к проведению испытаний 6. Программа проведения испытаний 7. Методика проведения испытаний 8. Техническое обеспечение испытаний 9. Средства измерений 10. Оформление результатов испытаний 11. Требования безопасности Приложение А (справочное). Перечень использованных нормативных документов Приложение Б (обязательное). Инструкция по проведению технического освидетельствования крана (ИТОс 22-01-01) Приложение В. Акт предварительных (заводских) испытаний опытного/головного образца крана (форма) Приложение Г. Акт (государственных) приемочных/квалификационных испытаний опытного/головного образца крана (форма) Приложение Д. Акт периодических (квалификационных, типовых) испытаний крана (форма) ВВЕДЕНИЕ Настоящий Руководящий нормативный документ разработан в соответствии с требованиями п. 3.1.14 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382—00) и служит основой для составления рабочих программ и методик на различные виды испытаний для конкретных кранов. Документ предназначен для организаций, разрабатывающих рабочие программы и методики испытаний башенных, мачтовых, стреловых несамоходных кранов и кранов-лесопогрузчиков на следующих стадиях: при подготовке к постановке на серийное производство; в процессе производства; в процессе эксплуатации. Новый документ, разработанный с учетом отечественных и международных стандартов (ИСО и МЭК), устанавливает общие требования к проведению предварительных (заводских), приемочных, квалификационных, периодических, типовых и приемо-сдаточных испытаний, а также испытаний при техническом освидетельствовании кранов. Настоящий документ не распространяется на сертифицированные испытания, которые в силу специфики предъявляемых к ним требований и условий проведения этого вида испытаний практически не могут быть объединены в одном документе с указанными выше испытаниями. Рабочие программы и методики по сертификационным испытаниям следует составлять по отдельной типовой программе и методике сертификационных испытаний ГУП «СКТБ БК». В связи с резким старением парка кранов в настоящем документе большое внимание уделено проведению испытаний в условиях эксплуатации при техническом освидетельствовании. Для облегчения проведения указанного освидетельствования в рамках настоящего РД разработана конкретная «Инструкция по проведению технического освидетельствования», которая при конкретизации параметров кранов владельцем может служить готовой рабочей программой для проведения различных видов технического освидетельствования. Необходимость в разработке указанной Инструкции вызвана тем, что конкретный полный объем работ при освидетельствовании не приводится ни в эксплуатационной документации, ни в ПБ 10-382—00. ^ 1.1. Настоящий Руководящий документ (РД) распространяется на башенные, мачтовые, стреловые несамоходные грузоподъемные краны и краны-лесопогрузчики (далее — просто «краны»), но может использоваться при проведении испытаний и других грузоподъемных кранов (с учетом специфики их конструкции и условий работы). 1.2. РД устанавливает требования к следующим видам испытаний, проводимым при постановке кранов на производство, в процессе производства и при их эксплуатации: предварительные (заводские) — сокращенно З приемочные — » » Пр квалификационные — » » К периодические — » » Пер типовые — » » Т приемо-сдаточные — » » ПС при техническом освидетельствовании — » » ТОс 1.3. Цель проведения каждого из указанных в п. 1.2 видов испытаний приводится в п. 2 настоящего РД. ^ 2.1. В настоящем документе применяются следующие термины и их определения: 2.1.1. Испытания квалификационные — контрольные испытания образцов установочной серии (первый промышленной партии), проводимые с целью оценки готовности предприятия к выпуску продукции данного типа и в заданном объеме (ГОСТ 16504)*, а также контрольные испытания опытных/головных образцов машин с целью оценки готовности к выпуску машин в заданном объеме и решения вопроса о запуске в производство кранов, ранее освоенных на другом предприятии. _________________ * В скобках указан документ, из которого принят термин и его определение. 2.1.2. Испытания периодические — контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые в объемах и в сроки, установленные нормативными документами с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения ее выпуска (ГОСТ 16504). 2.1.3. Испытания предварительные (заводские) — контрольные испытания опытных/головных образцов и (или) опытных партий машин с целью определения возможности их предъявления на приемочные испытания (ГОСТ 16504). 2.1.4. Испытания приемочные — контрольные испытания опытных/головных образцов, опытных партий машин или изделий единичного производства, проводимые соответственно с целью решения вопроса о целесообразности постановки продукции на производство и/или использования ее по назначению (ГОСТ 16504). Приемочные испытания называются «государственными приемочными испытаниями», если продукция создается по государственным или муниципальным заказам, а также по другим заказам, финансируемым из федерального бюджета или бюджета субъектов Российской Федерации. 2.1.5. Испытания типовые — контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые с целью оценки эффективности и целесообразности вносимых изменений в конструкцию или технологический процесс (ГОСТ 16504). 2.1.6. Испытания приемосдаточные — контрольные испытания продукции при приемочном контроле (ГОСТ 16504). 2.1.7. Техническое освидетельствование — проверка технического состояния крана, правильности его установки, оценки действенности системы технического обслуживания и надзора с целью выявления возможности дальнейшей безопасной эксплуатации крана. 2.1.8. Опытный образец крана — первый образец крана, изготовленный и испытываемый с целью проверки качества изготовления, оценки уровня разработанного крана и решения вопроса о возможности серийного производства этого крана. 2.1.9. Головной образец крана — первый образец крана, изготовленный и испытываемый с целью проверки качества изготовления, оценки уровня разработанного крана и решения вопроса о возможности несерийного или единичного производства этого крана. ^ 3.1. В настоящем РД использованы ссылки на нормативные документы, приведенные в приложении А. 4. ОБЪЕКТ ИСПЫТАНИЙ 4.1. К проведению испытаний должен предъявляться опытный или головной образец нового или модернизированного крана, серийный образец или кран, находящийся в эксплуатации, согласно табл. 1 настоящего РД. Техническая характеристика крана (со всеми исполнениями) должна приводиться в рабочих программах и методиках. Техническая характеристика составляется по форме, приведенной в табл. 3. 4.2. В зависимости от конструкции конкретного крана табл. 3 может быть сокращена или дополнена характерными для конкретной модели параметрами. 4.3. Если кран имеет несколько исполнений, то на испытаниях представляется наиболее нагруженное исполнение. При этом результаты испытаний распространяются и на другие исполнения крана, указанные в табл. 3, что должно быть отражено в РПМ. 4.4. Кран представляется для испытаний в полностью смонтированном виде, укомплектованный в соответствии с требованиями ГОСТ 13556. 4.5. Приставные и универсальные краны допускается испытывать без крепления к зданию в исполнении, соответствующем максимально возможной высоте подъема, допускающей работу без крепления к зданию. ^
___________ * Допускается проводить испытания на объекте эксплуатации. ** Проводятся, если изменения конструкции носят локальный характер. *** Первое ПТОс может проводиться на предприятии-изготовителе. ^
____________ * В дальнейшем все указанные в данной графе документы для краткости будут обозначаться «РПМ». ^ 5.1. Виды испытаний, на которые распространяется настоящий РД, объект, место и время их проведения приведены в табл. 1. 5.2. Все испытания должны проводиться по рабочим программам и методикам (РПМ), которые разрабатывают организации, приведенные в табл. 3. В этой же таблице приводятся организации, согласовывающие и утверждающие РПМ, а также документы, которые должны оформляться по окончании испытаний. 5.3. Настоящий РД служит основой: для разработки рабочих программ и методик на проведение различных видов испытаний конкретных типов кранов; для уточнения, при необходимости, технологического процесса (технических условий) приемки продукции в процессе приемосдаточных испытаний; для прямого использования при проведении технического освидетельствования в качестве инструкции, приведенной в приложении Б к настоящему РД. 5.4. Рабочие программы и методики предварительных и приемочных испытаний, как правило, разрабатываются одновременно и оформляются в виде единого документа: Рабочая программа и методика предварительных и приемочных испытаний. 5.5. Для облегчения проведения технического освидетельствования в приложении Б приведена Инструкция по проведению технического освидетельствования, являющаяся проектом рабочей программы и методики технического освидетельствования. Инструкция не отменяет требований руководства (инструкции) по эксплуатации и в случае, если в Руководстве по эксплуатации (РЭ) приводятся более жесткие нормы, чем в Инструкции, для испытаний следует принимать нормы по РЭ. 5.6. Рабочие программы и методики, если они не соответствуют настоящей типовой программе и методике испытаний, должны быть аттестованы в установленном порядке. ^
___________ * Для приставных и универсальных кранов указывается высота в свободно стоящем исполнении и при креплении к зданию ** Дня передвижных кранов на рельсовом ходу 5.7. Перед началом испытаний рекомендуется провести работы по техническому обслуживанию крана (ТО-1 или ТО-2), предусмотренные Руководством (инструкцией) по эксплуатации. В обязательном порядке должен быть проконтролирован уровень смазочного материала (наличие смазки) в редукторах и зубчатых передачах всех механизмов и, при необходимости, доведен до проектной отметки. 5.8. Дефекты, обнаруженные при техническом обслуживании, влияющие на результаты испытаний, должны быть устранены до начала испытаний. 5.9. Ответственность за подготовку крана и испытательной площадки к испытаниям несет: разработчик проекта при предварительных, приемочных (квалификационных — при постановке на производство) испытаниях; заказчик при государственных приемочных испытаниях; предприятие-изготовитель при периодических (квалификационных — при освоении производства), типовых и приемосдаточных испытаниях; владелец крана при проведении технического освидетельствования крана. 5.10. Для обеспечения проведения испытаний организация, ответственная за их проведение, должна своим приказом назначить комиссию с участием представителей организаций, приведенных в табл. 1. Приказом должен быть назначен специалист из числа аттестованных инженерно-технических работников, ответственный за безопасное производство работ при проведении испытаний крана. При приемо-сдаточных испытаниях, проводимых силами ОТК предприятия-изготовителя, издание приказа не требуется. 5.11. Предприятие-изготовитель или владелец крана должны выделить рабочих (крановщиков, стропальщиков, слесарей, электромонтеров, монтажную бригаду), которые будут участвовать в проведении испытаний. 5.12. Рекомендуемый состав бригады рабочих для проведения испытаний в общем случае включает: крановщик башенного крана 5—6 разряда со стажем работы не менее 2 лет; помощник крановщика (при необходимости); стропальщик; слесарь; электромонтер; наладчик приборов безопасности; монтажная бригада — 4 человека (в случае проведения монтажа). Стропальщик и электромонтер могут входить в состав бригады; крановщик стрелового крана 5—6 разряда; водитель. Монтажная бригада, крановщик стрелового крана и водитель могут включаться в общий состав бригады, участвующей в испытаниях, в случае, если в процессе испытаний будет проводиться его монтаж и перевозка. 5.13. Указанный состав бригады по п. 5.12 может изменяться в зависимости от вида испытаний и сложности конструкции крана. |