«Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания» icon

«Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания»





Название«Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания»
страница1/4
Дата30.01.2013
Размер1.12 Mb.
ТипПояснительная записка
  1   2   3   4
Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Балашовское медицинское училище»

Сборник теоретических материалов по сестринскому делу в педиатрии

Для преподавателей по разделу «Сестринский процесс при различных заболеваниях у детей».

Специальность 0406 «Сестринское дело» количество часов: 10 учебных часов, курс - 3 семестр- 6 Преподаватель Уланова ТВ.

Утверждена на заседании ЦМК акушерства и педиатрии протокол № от «____________»


Балашов 2011


Содержание:

  1. Пояснительная записка

  2. Схема интегративных связей

  3. Цели изучения

  4. Содержание сборника теоретических материалов:

а) «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания»

б) «Сестринский процесс при врожденных пороках сердца и ревматизме»;

в) «Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыделения»

г) «Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста»

  1. Словарь медицинских терминов

  2. Материально-техническое оснащение занятий

  3. Литература

  4. Приложение







Пояснительная записка

В системе медицинского образования предмет сестринское дело в педиатрии занимает значительное место в подготовке к самостоятельной работе медицинской сестры, которая требует от нее умения выявить проблемы и составить план сестринских вмешательств, дать рекомендации по дальнейшему наблюдению за больным ребенком.

В процессе обучения студент должен принимать профессиональные решения, анализировать, обобщать и оценивать возникшую ситуацию.

В качестве теоретического материала для обучения учащихся может быть использована данная работа.

В сборник теоретических материалов по сестринскому делу в педиатрии вошли следующие темы;

  • « Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания»;

  • « Сестринский процесс при врожденных пороках сердца и ревматизме»;

  • « Сестринский процесс при заболеваниях органов мочевыведения»;

  • « Сестринский процесс при заболеваниях органов пищеварения у детей старшего возраста».

В каждой теме указаны причинные факторы заболеваний, клинические симптомы, диагностические методы исследования, принципы лечения и ухода за больным ребенком. Отдельно выделены особенности сестринского процесса в зависимости от возникающих проблем. Даны рекомендации по наблюдению за больным ребенком.

Данный теоретический материал позволяет преподавателю раскрыть соответствующие темы, обеспечить студентов необходимыми знаниями в области патологии детского возраста, закрепить полученные знания для работы в лечебно-профилактических учреждениях по уходу и воспитанию детей.

Для повышения творческой активности учащихся следует привлекать их к самостоятельной работе с информационными источниками. Данный теорети­ческий материал может быть использован для самоподготовки студентов.




Цели изучения

Учебные:

После изучения теоретических материалов по сестринскому делу в педиатрии учащийся будет представлять:

  • механизм развития патологического процесса при заболеваниях органов дыхания, при ревматизме, пиелонефрите и гломерулонефрите, язвенной болезни желудка и 12 перстной кишки;

  • структуру и классификацию заболеваний органов кровообращения, органов мочевыделения, органов пищеварения.

Знать:

  • анатомо-физиологические особенности органов дыхания, кровообращения, мочевыделения, пищеварения;

  • причины, факторы риска, проблемы, осложнения, принципы лечения, ухода, профилактики;

  • современные методы исследования и подготовку к ним.

Уметь:

  • выполнять все этапы планирования сестринского процесса по уходу за детьми при заболеваниях органов дыхания, кровообращения, мочевыделения, пищеварения;

  • подготовить ребенка к инструментальным методам исследования;

  • оказывать доврачебную помощь при неотложных состояниях у детей. Воспитательные:

  • воспитание дисциплинированности, чувства долга, добросовестного отношения к будущей профессии;

  • воспитание бережного отношения к больным, милосердия и сострадания;

  • формирование познавательного интереса и стремления к знаниям. Развивающие:

  • развитие способности к анализу, мышлению;

  • умение применять теоретические знания на практике;

  • умение обобщать, сопоставлять, делать выводы.

ГАОУ СПО

«Балашовское медицинское училище»

Методическая разработка

Для преподавателей лекционного занятия по теме: «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания»

Специальность 0406-«Сестринское дело» Количество часов: 4 учебных часа Курс-3, семестр-6 Преподаватель Уланова Т.В.

Утверждена на заседании ЦМК акушерства и педиатрии протокол №

от «____________________»


Пояснительная записка

В структуре заболеваемости детей патология органов дыхания занимает одно из первых мест. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы, несовершенство иммунитета, наличие сопутствующих заболеваний, влияние факторов внешней среды, объясняют частоту и тяжесть заболеваний органов дыхания у детей.

Содержание темы «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания» включает информацию о причинах, факторах риска, проблемах, клинических признаках, принципах лечения и профилактики заболеваний:

  • острый ринит, острый отит, ангина, ларинготрахеит, острый бронхит, пневмонии, бронхиальная астма.

Раскрывает значение медицинской сестры в подготовке к лабораторно­инструментальным методам исследования.

Приводит алгоритм неотложной доврачебной помощи при ларинготрахеите, приступе бронхиальной астмы.

Данный теоретический материал предусматривает использование его для обучения учащихся.




Цели занятия:

Учебные:

После изучения темы учащийся будет представлять:

  • механизм развития патологического процесса при заболеваниях органов дыхания;

Знать:

  • анатомо-физиологические особенности органов дыхания;

-причины, факторы риска, проблемы, осложнения, принципы лечения, ухода, профилактики;

-современные методы исследования и подготовку к ним.

Уметь:

  • выполнять все этапы планирования сестринского процесса по уходу за детьми при заболеваниях органов дыхания;

  • подготовить ребенка к инструментальным методам исследования;

  • оказать доврачебную помощь при неотложных состояниях:

  • гипертермии;

  • стенозирующем ларинготрахеите;

  • приступе бронхиальной астмы.

Воспитательные:

  • воспитание бережного отношения к больным, милосердия и сострадания;

  • воспитания добросовестного отношения к будущей профессии;

  • формирование познавательного интереса и стремления к знаниям;

  • творческого отношения к труду.

Развивающие:

  • развитие мышления, способности к анализу;

  • умение квалифицировать, применять теоретические знания на практике;

  • умение обосновывать, обобщать, оценивать;

  • умение конспектировать материал, выделять главное;

  • развитие познавательной активности, поисковой деятельности.




ТЕМА: «Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания».

План лекции:

  1. Острый ринит. Этиология , клиника , лечение .

  2. Острый отит. Причины , факторы риска, клиника, принципы лечения и профилактики.

  3. Ангина. Причины, факторы риска, клиника, принципы лечения и профилактики.

4.Острый ларинготрахеит. Причины, факторы риска , клиника , лечение , неотложная помощь при стенозе.

5.Острый бронхит. Причины, факторы риска, клиника, принципы лечения и профилактики.

  1. Пневмонии (острая, очаговая, сегментарная, долевая, интерстициальная, стафилоккоковая ). Причины, клиника, принципы лечения и профилактики.

  2. Бронхиальная астма. Причины, факторы, клиника, критерии тяжести, принципы лечения. Неотложная помощь. Астматический статус. Неотложная помощь .



^ Острый ринит-это острое воспаление слизистой оболочки полости носа. Этиология:

Возбудителями ринита явл. различные вирусы, однако, наибольшее значение имеют риновирусы, широко распространённые в окружающей среде. Вирусы находятся в секретах носоглотки непосредственно до заболевания и в первые дни болезни, после чего на их месте располагается бактериальная флора. Инкубационный период: от 1 до 2-х дней.

^ Пути передачи:

-воздушно-капельный.

-контактно-бытовой.

Клиника:

У детей раннего возраста: ребёнок вялый, температура субфебрильная, сон беспокойный, непродолжительный. Носовое дыхание затруднено,

носовая секреция - водянисто-слизистая, позже густая и слизисто-гнойная. Акт дыхания и сосания нарушены. В зеве: небольшая гиперемия нёбных дужек. Возможны рвота и диспептические расстройства.

У детей старшего возраста: сопровождается обильной секрецией и длительно Выраженной субфебрильной температурой (7-10 дней)Осложнения: фарингит, ларингит, синусит, бронхит, катаральный или гнойный отит.

^ Принципы лечения.

Жаропонижающие по показаниям.

Капли в нос: 0,05% нафтизин, галазолин( не > 3 дней), интерферон, 2% колларгол , 20% сульфацил натрия, пинасол.

Отвлекающая терапия: ножные ванны и др.

^ Острый отит-это острое воспаление среднего уха.

Причины: гемолитический стрептококк группы А, стафилококк, пневмококк, вирусы.

^ Предрасполагающие факторы:

  • особенности строения барабанной полости и евстахиевой трубы у детей раннего возраста;

-частые респираторно-вирусные инфекции;

-снижение иммунитета;

-переохлаждения;

-хронические очаги инфекции.

Клиника:

-общее беспокойство ребенка, вскрикивание при сосании, отказ от груди; -повышение температуры тела;

-характерные боли: покалывающие, стреляющие, пульсирующие, иррадиирующие в шею;

-резкая боль при надавливании на козелок уха;

-понижение слуха;

-при осложненном течении происходит перфорация барабанной перегородки и выделение серозного или гнойного содержимого.

^ Принципы лечения:

1 .Симтоматическая терапия.

  1. Антибактериальная терапия.

  2. Местно: обезболивающие и противовоспалительные средства:

-софрадекс, отинум, отолган, отофа в наружный слуховой проход; -сосудосуживающие капли в нос;

-тепло на ухо;

-физиотерапия.

Профилактика.

1 .Оберегать от контакта с инфекцией.

  1. Санировать полость носа.

  2. Избегать переохлаждений.

4.Закаливание.


Ангина-это острое инфекционное заболевание с поражением лимфоидной ткани небных миндалин и региональных лимфоузлов.

Этиология:

-гемолитический стрептококк группы А;

-золотистый стафилококк;

-вирусы;

-грибы.

Источники:

-больные ангиной;

-бактерионосители.

Пути передачи:

-воздушно-капельный;

-контактно-бытовой;

-алиментарный.

Факторы риска:

-переохлаждения;

-хронические очаги инфекции;

-снижение иммунитета;

-хроническая тонзилярная инфекция в семье.

Виды ангин:

Катаральная: выражена гиперемия миндалин и передних дужек неба. Фолликулярная ангина: воспаление в паренхиме миндалин, нагнаивающие фолликулы в виде желтоватых горошин, отечность и гиперемия миндалин. Лакунарная ангина: миндалины отечны, гиперемированы, разрыхлены, гнойно-воспалительный процесс в лакунах.

Флегманозная ангина: воспаление в глубоких тканях миндалин с формированием абсцесса.

Клиника.

-общие симптомы интоксикации: высокая лихорадка, головная боль, озноб, ломота в суставах, отсутствие аппетита, может быть рвота;

-боль при глотании, неприятный запах изо рта;

-местные симптомы: отечность, яркая гиперемия мягкого неба и миндалин, при этом на поверхности и в углублениях миндалин обнаруживаются гнойные налеты беловато-желтого цвета;

-региональный лимфаденит( подчелюстные лимфоузлы увеличены, болезненные при пальпации).

Продолжительность ангины 5-10 дней.

Осложнения.

Отит, ревмокардит, гломерулонефрит.

Принципы лечения.

  1. Постельный режим на 5-7 дней.

  2. Обильное теплое питье.

  3. Атибактериальная терапия: пенициллин, ампициллин, оксациллин, эритромицин и др. курс 7-10 дней.

  4. Полоскание зева настоями ромашки, шалфея, календулы, эвкалипта, зверобоя до 6-8 раз в сутки.

  5. Жаропонижающие средства: парацитамол, панадол и др.

  6. Антигистаминные средства.

  7. Витаминотерапия.

Профилактика.

  1. Санация хронических очагов инфекции.

  2. Рациональное питание.

  3. Закаливание организма.

  4. Избегать тесного контакта с больными ангиной.



Острый ларинготрахеит- это острое воспаление слизистой оболочки гортани и дыхательных путей.

Чаще встречается у детей раннего возраста на фоне ОРВИ или других инфекционных заболеваний.

Этиология:

-вирусы ( парагрипп, кори, рино- и аденовирусы);

  • гемолитический стрептококк группы А;

-коринебактерии.

^ Факторы риска:

-анатомо-физиологические особенности гортани;

-склонность детей раннего возраста к ларингоспазму;

-фоновые состояния ( аллергический диатез).

Клиника.

Различают 4 степени стеноза гортани:

  1. степень (компенсированный круп):

-чаще ночью внезапно сухой кашель, навязчивый, переходящий в лающий; -осиплый голос;

-инспираторная одышка.

  1. степень ( круп неполной компенсации):

-состояние ухудшается, выражено беспокойство, чувство страха, потливость -голос осиплый, кашель резко лающий;

-дыхание стенотическое, инспираторная одышка, слышимая на расстоянии.

  1. степень ( декомпенсированный круп):

-состояние ребенка тяжелое, периоды беспокойства сменяются периодами адинамии, заторможенности;

-признаки дыхательной недостаточности: периоральный цианоз, при аускультации- ослабленное дыхание;

-тахикардия, снижение АД.

  1. степень (асфиксия):

-крайне тяжелое состояние, адинамия, заторможенность, выраженная бледность;

-дыхание аритмичное, поверхностное или пародоксальное;

-резко снижено АД, брадикардия, пульс малый, едва пульсируется; -периодически возникают судороги.

Принципы лечения.

  1. Режим щадящий с удлиненным сном.

  2. Оксигенотерапия с увлажнением вдыхаемого воздуха.

  3. Введение бронходилятаторов: эуфиллина, солутана, бронхолитина и

др.

  1. Гормонотерапия: преднизалон или гидрокартизон.

  2. Антибактериальная терапия ( по показаниям).

  3. Ингаляции с муколитиками и бронхолитиками.

  4. Витаминотерапия.

  5. Антигистаминные препараты.

  6. Физиотерапия.

10.Отвлекающие процедуры.

При стенозе третьей или четвертой степени - интубация трахеи и ИВЛ.

^ Острый бронхит- это воспалительный процесс, локализующийся в слизистой оболочке бронхиального дерева, сопровождающийся выделением слизи.

Развитию бронхита предшествуют:

-вирусные инфекции;

-бактериальная инфекция;

-хломидиоз, микоплазменная и цитомегаловирусная инфекции.

^ Факторы риска:

-охлаждения;

-неблагоприятная экологическая обстановка( загрязнение среды токсичными газами);

-пищевая, лекарственная, бытовая аллергия;

-хронические очаги инфекции;

-снижение иммунитета;

-пассивное курение.

Клиника.

Начальные признаки:

  • повышение температуры несколько дней;

  • катаральные явления в носоглотке и в зеве;

  • неприятные ощущения за грудиной.

Основные признаки бронхита:

  • умеренно выраженные симптомы интоксикации, фебрильная температура;

  • в начальном периоде - кашель без выделения мокроты, сухой, надрывный, болезненный, усиливающийся по ночам;

  • с 5- го дня - кашель влажный с отделением слизистой мокроты, вязкой, беловато- желтоватого цвета, иногда гнойная;

  • дети раннего возраста мокроту проглатывают, поэтому она выходит у них с рвотой;

-в легких прослушиваются сначала сухие хрипы, затем влажные среднепузырчатые.

Принципы лечения:

  1. Постельный режим на период лихорадки, в дальнейшем щадящий с удлиненным сном.

  2. Бронходилятаторы: эуфиллин, солутан, бронхолитин, бронхикум и др.

3 .Пртивокашлевые средства: либексин, тусупрекс, паксиладин, фалиминт, кол дреке.

  1. Муколитики: мукалтин, мукодин, бромгексин, отвары грудного сбора.

  2. Ингаляции с муколитиками, бронхолитиками и протеолитическими ферментами.

  3. Антибактериальная терапия при затяжном и рецидивирующем течении бронхитов и детям раннего возраста.

  4. Витаминотерапия.

  5. Атигистаминные препараты при аллергических проявлениях.

9.Отвлекающая терапия: горчичники, согревающие компрессы.

  1. Физиотерапия: УВЧ, электрофорез с иодидом калия на грудную клетку. Профилактика бронхита.

  1. Предупреждение ОРВИ.

  2. Своевременное лечение заболеваний верхних дыхательных путей.

  3. Регулярная санация хронических очагов инфекции.

  4. Курсы общеукрепляющей терапии, закаливание.

Пневмония - острое ифекционно-воспалительное заболевание легких с поражением альвеол наличием экссудации.

Этиология.

  1. Патогенные микроорганизмы: пневмококки, гемофильная палочка, стафилококки, грамотрицательные бактерии кишечной группы.

  2. Вирусы.

  3. Внутриклеточные паразиты.

  4. Паразиты (пневмоциста).

  5. Патогенные грибы.

В зависимости от условий инфицирования выделяют:

  1. Домашнюю пневмонию.

  1. Внутрибольничную пневмонию.

  1. . Внутриутробную.

  1. Пневмонию у больных с иммунодифицитными состояниями.

Пути распространения инфекции:

  • бронхогенный;

  • гематогенный;

  • лимфогенный.

Классификация острых пневмоний по локализации:

  1. Очаговая пневмония.

  2. Сегментарная пневмония.

  3. Долевая (крупозная ) пневмония.

  4. Интерстициальная пневмония.

Очаговая пневмония - воспаление респираторных альвеол с вовлечением в процесс паренхимы легкого.

Клиника:

  • нарастают симптомы интоксикации: беспокойство, возбуждение, отказ от еды, нарушение сна, повторный подъем температуры до 38-39;

присоединяются признаки патологического процесса в легких: непрерывный, навязчивый кашель, стонущее дыхание на выдохе, нарушение частоты и ритма дыхания, периоральный цианоз, в акт дыхания вовлекается дыхательная мускулатура; физикальные изменения - укорочение перкуторного звука, здесь же выслушиваются мел ко пузырчатые хрипы.

  • расширение границ сердца, тахикардия, глухость тонов, функциональный шум;

  • могут быть явления менингизма: рвота, напряжение затылочных мышц, судороги;

  • абдоминальный синдром: боли и вздутие живота, разжижение стула;

  • в периферической крови: лейкоцитоз, ускоренное СОЭ.

Особенности течения очаговой пневмонии у новорожденных и недоношенных:

  • ведущими являются симптомы интоксикации;

  • отсутствует температурная реакция;

  • кашель может отсутствовать или могут быть «хрюкающие» звуки при дыхании, пенка около рта, раздувание крыльев носа;

  • скудные физикальные данные;

  • отсутствие или запаздывание изменений со стороны крови.

^ Сегментарная пневмония - это пневмония, занимающая один или несколько сегментов, в патологический процесс может вовлекаться плевра. Сегментарная пневмония имеет более тяжелое течение.

Клиника:

  • значительно выражены симптомы интоксикации;

  • признаки вовлечения в процесс легких;

  • рентгенологические изменения: инфильтративная тень над сегментом;

  • изменения в периферической крови: лейкоцитоз, увеличение СОЭ.

Долевая пневмония - характеризуется преимущественным поражением доли легкого и плевру, вызывается пневмококком.

Болеют дети старшего возраста.

Клиника:

  • резко выражены симптомы интоксикации;

  • боли в правом боку или в животе;

  • одышка в покое, поверхностный, щадящий кашель в начале сухой, затем с отхождением мокроты красно - коричневого цвета, в первые 3 дня появляется крепитация, а затем на 7-10 день крепитирующие хрипы;

  • при вовлечении в процесс плевры: щадящая экскурсия легких на стороне поражения, ослабленное дыхание и шум трения плевры;

  • рентгенологические изменения: сплошное равномерное затемнение над долей легкого;

  • изменения в периферической крови: лейкоцитоз, сдвиг формулы влево, увеличение СОЭ.

Интерстициальная пневмония — характеризуется воспалительным процессом в соединительной и межальвеолярной ткани легкого и сопровождается микроателектазами.

Клиника.

Выделяют два варианта течения:

Острое (манифестное) течение: развивается у детей раннего возраста, характеризуется тяжелой дыхательной недостаточностью, поражением сердечно - сосудистой системы, нарушением функции ЦНС и желудочно- кишечного тракта. Протекает с частым мучительным кашлем, мокрота скудная, пенистая. Грудная клетка вздута, перкуторно тимпанический звук, дыхание ослабленное, выслушиваются крепитирующие хрипы.

Подострое (малосимтомное) течение: у детей школьного возраста, характеризуется умеренно выраженными симптомами интоксикации, одышкой при физической нагрузке. В легких выслушиваются единичные сухие хрипы.

Стафилококковая пневмония характеризуется деструктивными процессами в легких, гнойным поражением легких и плевры.

Встречается чаще у детей первого года, родившихся недоношенными и имеющих фоновые состояния, вызывается « госпитальными» штаммами золотистого стафилококка.

Клиника:

  • острое начало, высокая лихорадка;

  • быстро нарастающий токсикоз;

  • быстро нарастающая дыхательная недостаточность;

  • рентгенологические изменения в легких: четкие, хорошо очерченные округлой формы просветления- буллы, позднее определяется горизонтальный уровень жидкости, а при прорыве гнойного очага в плевру отмечаются признаки пиоторакса или пневмоторакса;

  • изменения в периферической крови: лейкоцитоз, нейтрофилез, повышение СОЭ.

Принципы лечения.

  1. Госпитализация новорожденных и детей с тяжелым течением, с угрозой развития осложнений и при неэффективности терапии в течение 24-36 часов.

  2. Создание лечебно-охранительного режима.

  3. Питание полноценное в соответствии с возрастом.

  4. Организация питьевого режима: суточный объем жидкости не менее 700-1000 мл.

  5. Оксигенотерапия - по показаниям.

  6. Антибактериальная терапия препаратами широкого спектра действия.

  7. Противокашлевые средства: либексин, паксиладин, тусупрекс.

  8. Мукалитики: мукалтин, мукофальк, пульмозим, альфа-ДНК-аза и др.

  9. Отвары из отхаркивающих трав: солодки, термопсиса, мать- и -мачехи, девясила, чабреца и др.

  10. Симптоматическая терапия: жаропонижающие, дезинтаксикационные, сердечные препараты и пр.

  11. Стимулирующая терапия: амиксин, ликопид, дибазол, нуклеинат натрия и др.

  12. Дренаж положением, вибрационный массаж.

13.Отвлекающая терапия.

  1. Физиотерапия: УВЧ, СВЧ, электрофорез с никотиновой кислотой, кальцием, алоэ.

  2. Лечебная физкультура, массаж.

Профилактика.

  1. Предупреждение острых респираторных вирусных инфекций.

  2. Закаливание организма, занятия физической культурой.

  3. Своевременная санация хронических очагов инфекции.

  4. Курсы общеукрепляющей и иммунокоррегирующей терапии.

^ Бронхиальная астма- заболевание, характеризующееся обструкцией дыхательных путей, вызванной хроническим аллергическим воспалением и гиперреактивностью бронхов. Бронхиальная астма проявляется периодически возникающим кашлем приступообразным, затруднением дыхания или приступами удушья.

Причинные факторы:

  • пищевые аллергены;

  • лекарственные аллергены;

  • аллергены клещей домашней пыли;

  • аллергены шерсти животных, пыльцы растений, плесени;

-частые вирусные инфекции;

  • резкие перепады температур;

  • неблагоприятная экологическая обстановка;

  • психические и физические перегрузки.

Клиника.

Различают следующие периоды течения бронхиальной астмы:

  1. Период предвестников.

  2. Приступ удушья.

  3. Постприступный период.

  4. Межприступный период.

Период предвестников начинается за несколько часов или за 1-2 дня до приступа и проявляется:

  • раздражительностью, беспокойством или сонливостью, слабостью;

  • першением в горле, сдавлением в груди;

  • вегетативными расстройствами;

  • аллергическими поражениями кожи и слизистых.

Период удушья:

  • начало острое, чаще ночью или вечером, с общего беспокойства;

  • усиливается кашель, отрывистый, мучительный с ощущением нехватки воздуха, экспираторной одышки, в акте дыхания участвует вспомогательная мускулатура, дыхание свистящее, затрудненное, ребенок принимает положение ортопное;

-изменения в легких: свистящие хрипы на выдохе, над легкими коробочный оттенок перкуторного звука;

-тахикардия, приглушены тоны сердца, повышение АД;

-кожа бледная, периоральный цианоз, цианоз губ.

Приступ завершается отхождением густой мокроты. Продолжительность от нескольких минут до нескольких часов или дней. Если приступ не купируется в течении 6 часов, то развивается астматический статус.

В послеприступном периоде:

  • общая слабость, сонливость;

  • выслушивается бронхиальное дыхание, сухие хрипы на выдохе;

  • брадикардия, снижение АД.

В межприступном периоде- состояние зависит от степени тяжести заболевания.

Выделяют три степени тяжести бронхиальной астмы.

  1. Легкая степень: приступы редкие реже 1 раза в мес., в периоде ремиссии общее состояние не нарушено, показатели внешнего дыхания в норме.

  2. Среднетяжелая степень: приступы удушья 3-4 раза в месяц, с выраженными нарушениями дыхания и кровообращения. Показатели внешнего дыхания от 60 до 80%.

  3. Тяжелая степень: частые приступы удушья, на фоне выраженных изменений в легких. Показатели функции внешнего дыхания менее 60%.

Принципы лечения.

  1. Определение и исключение аллергена.

  2. Ликвидация или уменьшение клинических проявлений заболевания.

  3. Уменьшение частоты и выраженности обострений.

  4. Улучшение показателей внешнего дыхания.

  5. Восстановление жизненной активности.

  6. Выбор адекватной терапии.

  7. Отмена или снижение потребности в бронхолитической терапии.

  8. предотвращение побочного действия от лекарственной терапии.

  9. Обучение пациентов управлять своим состоянием.

  10. Предупреждение инвалидизации.

  11. Предупреждение угрожающих жизни состояний.

Базисная терапия заключается в длительном противовоспалительном лечении:

-недокромил натрия;

-кромогликат натрия;

-ингаляционные кортикостероиды.

Бронхорасширяющие препараты:

-теофиллин и адреномиметики или комбинированныепрепараты.

В период приступа астмы назначаются:

-адреномиметики короткого действия;

-теофиллины короткого действия;

-адреналин.

В послеприступный период проводят медикаментозное лечение в амбулаторных условиях. Рекомендуется продолжить базисную терапию.

^ Астматический статус - тяжелый приступ удушья, не купирующийся в течении 6-8 часов.

Клиника:

  • задыхающийся, испуганный ребенок сидит в положении ортопноэ;

  • усиливается экспираторная одышка, быстро наростает цианоз;

  • слышны на расстоянии свистящие хрипы;

легкие эмфизематозно вздуты.

Неотложная помощь при астматическом статусе:

  1. Создать положение удобное, полусидя.

  2. Дать увлажненный кислород.

  3. Оценить предшествующую терапию.

  4. Введение бронхоспазмолитиков: сальбутамола, фенотерона, тербуталина.

  5. При положительном эффекте продолжить ингаляционную терапию.

  6. Инъекции адреномиметиков.

  7. Теофиллин в\в медленно.

  8. Преднизолон в\в.

Профилактика бронхиальной астмы.

  1. Исключение причинно- значимых аллергенов.

  2. Создать режим антигенного щажения.

  3. Проведение гипосенсибилизации. Ведение дневника жизни.

  4. Санация хронических очагов инфекции.

  5. Общеукрепляющие мероприятия.


  1   2   3   4

отлично
  1
Ваша оценка:

Похожие:

«Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания» icon«Сестринский процесс при заболеваниях органов кровообращения» > Понятия «артериальная гипертония»,

«Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания» icon«Сестринский процесс при заболеваниях эндокринной системы и крови»

«Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания» icon«Сестринский процесс при заболеваниях сердечно-сосудистой системы»
Цель лекции: Знать основные проявления при заболеваниях сердечно-сосудистой системы; особенности...
«Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания» iconКурс: 2 Время: 50 минут Караганда-2011г. Тема: Сестринский процесс при заболеваниях почек и мочевыделительной

«Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания» iconТема: Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания

«Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания» icon«Основные клинические синдромы при заболеваниях органов дыхания»

«Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания» iconСистема оздоровления доктора Скачко при заболеваниях органов дыхания

«Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания» iconМетодика расспроса больных при заболеваниях органов дыхания. Осмотр грудной клетки

«Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания» icon«Сестринский процесс при пневмониях»

«Сестринский процесс при заболеваниях органов дыхания» iconПрограмма "Свободное дыхание, чистая кожа" (при аллергических заболеваниях органов дыхания, кожи).

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы