Скачать 332.38 Kb.
|
![]() СоставителИ: Р.В.Хурса, заведующая кафедрой поликлинической терапии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; Е.В.Яковлева, доцент кафедры поликлинической терапии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент Рецензенты: Кафедра общей врачебной практики Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»; К.Н.Егоров, доцент кафедры поликлинической терапии Учреждения образования «Витебский государственный ордена Дружбы народов медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент ^ Кафедрой поликлинической терапии Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 5 от 08.11.2010 г.); Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 25.05.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 5 от 27.05.2011 г.) Пояснительная записка «Поликлиническая терапия» – учебная дисциплина, содержащая систематизированные научные знания и методики по амбулаторным аспектам терапевтической патологии (диагностика, лечение, врачебная тактика, медико-социальная экспертиза, диспансеризация, реабилитация) и первичной профилактике заболеваний. Типовая учебная программа дисциплины «Поликлиническая терапия» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
Типовая учебная программа дисциплины «Поликлиническая терапия» включает новейшие научные данные по амбулаторным аспектам диагностики, лечения и профилактики наиболее распространенных заболеваний внутренних органов, а также общие вопросы практической организации работы участкового врача-терапевта. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения дисциплины «Поликлиническая терапия» состоит в систематизации и закреплении знаний по внутренним болезням, амбулаторным аспектам врачебной деятельности и в приобретении навыков свободного использования их на практике. Задачи изучения дисциплины состоят в приобретении студентами академической компетенции, основу которой составляет способность к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:
Специфика подготовки врачей по дисциплине «Поликлиническая терапия» по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» заключается в соблюдении преемственности обучения. Практическое освоение всех аспектов работы участкового врача-терапевта должно осуществляться с 4-го курса, продолжаться на 5-ом и заканчиваться на 6-ом курсе (субординатура по терапии). Желательно, чтобы преподавание дисциплины «Поликлиническая терапия» в течение учебного года проводилось после изучения дисциплины «Внутренние болезни» и тем самым являлось продолжением развития клинического мышления студентов. При этом одновременно студенты на практике знакомятся с организацией терапевтической помощи населению в амбулаторных условиях, ее диагностическими и другими возможностями. В процессе обучения на кафедре поликлинической терапии предусматривается: на 4-ом курсе ознакомление с организацией терапевтической помощи в амбулаторных условиях на базе городской клинической поликлиники, общими вопросами медико-социальной экспертизы, содержанием и объемом работы участкового врача-терапевта, методикой амбулаторного приема пациентов, амбулаторными аспектами диагностики и тактики участкового врача-терапевта при отдельных терапевтических заболеваниях с клиническим разбором пациентов. Особое внимание уделяется первичной и вторичной профилактике основных терапевтических заболеваний с изучением основ здорового образа жизни, выделения групп повышенного риска развития неинфекционных заболеваний у пациентов и целенаправленной работы с ними. В связи с отсутствием у студентов достаточных теоретических знаний и навыков по диагностике и лечению терапевтических заболеваний целесообразно ознакомление их, в первую очередь, с методикой амбулаторного приема пациентов в поликлинике (4 – 6 учебных часов) и оформлением основной медицинской документации, написанием учебной медицинской карты амбулаторного больного и проведением клинических разборов пациентов по теме занятия с преподавателем. Полученные знания должны быть закреплены во время летней производственной практики. на 5-м курсе продолжается обучение студентов поликлиническим аспектам диагностики и врачебной тактики при ряде терапевтических заболеваний с обязательным клиническим разбором пациентов с преподавателем и решением ситуационных клинических задач. При этом основное внимание уделяется ранним симптомам и симтомокомплексам, их значимости в диагностике, возможностям амбулаторного обследования пациентов, интерпретации результатов исследований, формулировке диагноза, особенностям лечения, диспансеризации пациентов и медико-социальной экспертизе. на 6-м курсе (субординатура по терапии) студент должен полностью освоить должностные обязанности участкового врача-терапевта (амбулаторный прием и выполнение визитов к пациентам на дом, оформление медицинской документации, в т.ч. листков и справок о временной нетрудоспособности, проведение диспансеризации и др.), принимать участие в работе врачебно-консультационной комиссии (ВКК), ознакомиться с работой других врачей-специалистов поликлиники и работой отделения дневного пребывания поликлиники (ОДП). Преподавание и успешное освоение студентами дисциплины «Поликлиническая терапия» обеспечивается предшествующим или параллельным изучением следующих дисциплин: Фармакология Принципы фармакодинамики и фармакокинетики лекарственных средств. Индивидуальная стратегия фармакотерапии. Основные средства лекарственной терапии при различных патологических процессах и наиболее распространенных болезнях. Рецептура. Выписывание фармацевтических препаратов в различных лекарственных формах. ^ Методика обследования здорового и больного человека. Семиотика и синдромы основных поражений органов и систем. Основы рационального питания при терапевтических болезнях в различных возрастных группах. Международная классификация болезней (МКБ-10). ^ Медико-биологические последствия радиации и принципы снижения радиационного воздействия на население. Радиоэкологическая ситуация в Республике Беларусь. Гигиеническое воспитание, обучение, диспансеризация, оздоровление, защита населения, подвергшегося воздействию радиации. Экологические проблемы питания. ^ Психология личности. Психологические особенности контакта врача с пациентом, основы психогигиены. Внутренняя картина болезни и реакция личности на болезнь. Медицинская деонтология. ^ Этиология, патогенез и профилактика наиболее часто встречающихся хирургических заболеваний. Оказание первичной медицинской помощи при острых хирургических заболеваниях и травмах. ^ Методы диагностики заболеваний внутренних органов. Этиология и патогенез, клинические проявления заболеваний органов дыхания, органов кровообращения, органов пищеварения, почек и мочевых путей, системы крови. Диагностика, семиотический анализ и дифференциальная диагностика, методы и средства терапевтического лечения заболеваний внутренних органов. Профилактика болезней внутренних органов, экспертиза временной нетрудоспособности и программы медицинской реабилитации пациентов. Фтизиопульмонология Обследование пациента с подозрением на туберкулез органов дыхания. Специфическая, санитарная и социальная профилактика туберкулеза. ^ Этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение нервных болезней. Оториноларингология Клинические признаки, диагностика и профилактика основных заболеваний ЛОР-органов. ^ дисциплины «Поликлиническая терапия» включает 6 разделов. Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины Студент должен знать:
Студент должен уметь:
форма 025/у-07 – медицинская карта амбулаторного больного; форма 025-2/у – статистический талон; форма 030/у – контрольная карта диспансерного наблюдения; форма 131/у-Д -- карта учета диспансерного наблюдения; форма 058/у – экстренное извещение об инфекционном заболевании, пищевом, профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку; форма 2-мсэ/у-09 – направление на МРЭК; форма 070/у – справка для получения путевки в санаторно-курортное учреждение; форма 072/у – санаторно-курортная карта; форма 1 здр/у-10 – медицинская справка о состоянии здоровья;
^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студента организуется во время внеаудиторной работы с использованием следующих форм: - подготовка и оформление учебной медицинской карты амбулаторного больного; - решение ситуационных задач; - самостоятельное составление плана лабораторно-инструментального исследования пациента и лечебных мероприятий в амбулаторных условиях; - подготовка рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждого раздела дисциплины, что предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации; - участие в студенческой научно-исследовательской и учебно-исследовательской работе: углубленное изучение специальной литературы, достижений отечественной и зарубежной науки, участие в научных исследованиях под руководством преподавателя, участие в формировании банка наглядных средств обучения и другие формы творчества; - выступления с докладами в учебных группах и на студенческих научных конференциях. Обучение рекомендуется организовывать с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерные презентации лекций, наглядные материалы на CD- и DVD-дисках, компьютерное тестирование по всем разделам и темам, демонстрация регистрации и расшифровка электрокардиограммы), а также интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. Практическая подготовка обеспечивается участием студентов в клинических разборах пациентов, в обходах в ОДП, работой на приеме с участковым врачом-терапевтом, участием в деловых играх и решении ситуационных клинических задач, На практических занятиях студенты под контролем преподавателя проводят обследование пациента, обучаются составлять рациональный план дальнейших исследований для установления диагноза и интерпретировать его результаты, формулировать диагноз терапевтического заболевания согласно действующим классификациям; составлять рациональный индивидуальный план лечения, реабилитации и профилактики основных терапевтических заболеваний. Учатся правильно оформлять основную медицинскую документацию, а также документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность и рецепты. Изучают особенности работы с пациентами в амбулаторных условиях, знакомятся с безопасными условиями труда, международными требованиями и этическими нормами при проведении исследований. Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путём устного опроса и выполнения письменных контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе практических занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов. Распределение бюджета учебного времени по семестрам
Примерный тематический план
Содержание учебного материала
Организация терапевтической помощи в амбулаторных условиях в Республике Беларусь. Терапевтический территориальный участок, понятие о цеховой службе и враче общей практики. Права и обязанности участкового врача-терапевта. Основные разделы работы участкового врача-терапевта. Лечебно-диагностическая работа участкового врача-терапевта. Организация медицинской помощи на дому. Порядок направления пациентов на параклинические исследования. Показания для направления пациентов на госпитализацию в больничную организацию и в ОДП поликлиники, на консультацию в диагностический центр, к «узким» врачам-специалистам, на санаторно-курортное лечение. Медицинская реабилитация в работе участкового врача-терапевта. Общие показания и противопоказания к направлению на санаторно-курортное лечение. Основные направления профилактической работы участкового врача-терапевта. Понятие о диспансеризации населения и методика ее проведения. Группы диспансерного наблюдения. Анализ качества и эффективности диспансеризации. Преемственность в работе участкового врача-терапевта с врачами-специалистами. Основная амбулаторная медицинская документация. Порядок оформления рецептов на лекарственные средства различным категориям пациентов.
Профилактика: понятие, виды. Основные разделы профилактической работы. Основные направления профилактической работы. Понятие о здоровье, о здоровом образе жизни и его критериях. Достаточная физическая активность и рациональное питание как основа здорового образа жизни. Понятие о факторах риска. Понятие о диспансеризации населения как основном методе профилактической работы. Методика диспансеризации. Профилактические осмотры населения, их виды. Группы диспансерного наблюдения. Анализ качества и эффективности диспансеризации. Диспансеризация пациентов, перенесших острый тонзиллит (ангину), пневмонию, профилактика этих заболеваний. Профилактика ишемической болезни сердца (ИБС), диспансеризация пациентов. Профилактика артериальной гипертензии, диспансеризация пациентов. Профилактика хронического гастрита и пептической язвы, диспансеризация пациентов.
Понятие о медико-социальной экспертизе. Временная нетрудоспособность и ее виды. Документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность (листок нетрудоспособности и справка о временной нетрудоспособности). Функции листка нетрудоспособности. Общие правила выдачи и продления листка нетрудоспособности и справки о временной нетрудоспособности в учреждениях здравоохранения. Нарушения предписанного режима при временной нетрудоспособности. Состав и функции ВКК. Стойкая нетрудоспособность, группы инвалидности. Структура, виды и основные функции МРЭК. Показания и порядок направления пациентов на МРЭК.
Понятие о скорой (неотложной) медицинской помощи. Особенности оказания неотложной медицинской помощи на приеме в поликлинике и на дому. Врачебная тактика при неотложных состояниях. Показания и порядок направления в больничную организацию. Неотложная медицинская помощь при гипертермической лихорадочной реакции, при приступе бронхиальной астмы, при приступе сердечной астмы и отеке легких, при ангинозном приступе и остром коронарном синдроме, при острых аритмиях (пароксизм суправентрикулярной или желудочковой тахикардии, пароксизм фибрилляции предсердий, приступ Морганьи – Эдемса – Стокса), при гипертоническом кризе, при «остром животе», при желудочно-кишечном кровотечении, при печеночной и почечной коликах.
Понятие об острых респираторных инфекциях. Этиология и клиника различных острых респираторных вирусных инфекций (ОРВИ). План обследования пациента с ОРВИ, формулировка диагноза. Лечение, показания к антибактериальной терапии ОРВИ, показания к госпитализации. Осложнения ОРВИ. Медико-социальная экспертиза при ОРВИ. Профилактика острых респираторных заболеваний. Острый тонзиллит (ангина): определение понятия, этиология, патогенез, классификация, клиника, осложнения. План обследования пациента с ангиной. Дифференциальная диагностика тонзиллитов. Формулировка диагноза, лечение ангины. Показания к госпитализации. Медико-социальная экспертиза, диспансеризация пациентов, перенесших ангину и профилактика этого заболевания.
Определения понятий острого бронхита и пневмонии, этиология и клиническая картина этих заболеваний. План обследования пациента с острым бронхитом и пневмонией в амбулаторных условиях. Формулировка диагноза, показания к госпитализации. Лечение в амбулаторных условиях, показания к антибактериальной терапии при остром бронхите. Осложнения острого бронхита и пневмонии, медико-социальная экспертиза при остром бронхите и пневмонии. Диспансеризация и реабилитация пациентов, перенесших острый бронхит и пневмонию. Профилактика этих заболеваний.
Понятие об ишемической болезни сердца (ИБС), факторы риска ИБС, классификация. Стенокардия: план обследования пациента в амбулаторных условиях, дифференциальная диагностика. Врачебная тактика при стабильной и нестабильной стенокардии, показания к госпитализации. Лечение пациентов со стенокардией в амбулаторных условиях, медико-социальная экспертиза (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству пациентов, к направлению на МРЭК) и диспансеризация. Профилактика стенокардии. Пароксизмальные нарушения ритма (суправентрикулярная и желудочковая тахикардия, фибрилляция предсердий, приступ Морганьи – Эдемса – Стокса). Неотложная медицинская помощь при ангинозном приступе, остром коронарном синдроме и аритмиях в амбулаторных условиях.
Артериальная гипертензия: определение понятия, классификация. План обследования пациентов с артериальной гипертензией в амбулаторных условиях. Дифференциальная диагностика первичной артериальной гипертензии и различных форм вторичных гипертензий. Основные принципы лечения артериальной гипертензии, показания к госпитализации пациентов. Гипертонические кризы, виды. Неотложная медицинская помощь при гипертонических кризах в амбулаторных условиях. Медико-социальная экспертиза при артериальной гипертензии и кризах (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству пациентов, к направлению на МРЭК). Диспансеризация пациентов с первичной артериальной гипертензией, профилактика этого заболевания. Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы (нейроциркуляторная дистония): определение понятия, классификация, принципы диагностики и лечения.
Определение понятия функциональной диспепсии, хронического гастрита, пептической язвы, классификация этих заболеваний, план обследования пациентов в амбулаторных условиях. Показания к госпитализации пациентов с хроническим гастритом и пептической язвой. Основные принципы лечения пациентов с функциональной диспепсией, хроническим гастритом и пептической язвой, медико-социальная экспертиза (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству пациентов, к направлению на МРЭК). Диспансеризация пациентов с хроническим гастритом и пептической язвой, профилактика этих заболеваний. Неотложная медицинская помощь при острых болях в животе и подозрении на желудочно-кишечное кровотечение в амбулаторных условиях.
Понятие о бронхообструктивном синдроме, основные заболевания, сопровождающиеся этим синдромом. Алгоритм диагностического поиска при бронхообструктивном синдроме. Классификация бронхиальной астмы и ХОБЛ. План обследования пациента с бронхиальной астмой и ХОБЛ в амбулаторных условиях. Показания к госпитализации. Общие принципы лечения бронхиальной астмы и ХОБЛ в амбулаторных условиях, медико-социальная экспертиза (сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству пациентов, к направлению на МРЭК), диспансеризация. Профилактика бронхиальной астмы и ХОБЛ. Неотложная медицинская помощь при приступе бронхиальной астмы и развивающемся астматическом статусе в амбулаторных условиях.
Основные заболевания и патологические состояния, проявляющиеся болью в груди, подобной сердечной (кардиалгией). Особенности болевого синдрома при заболеваниях сердца (ИБС, сухом перикардите, миокардиодистрофиях, миокардите, дилатационной и гипертрофической кардиомиопатиях), при соматоформной дисфункции вегетативной нервной системы (нейроциркуляторной дистонии), пролабировании митрального клапана. Алгоритм диагностического поиска. Дифференциальная диагностика. Особенности болевого синдрома в груди, обусловленного заболеваниями органов брюшной полости, легких и плевры, периферической нервной системы и мышц плечевого пояса (межреберная невралгия, остеохондроз шейно-грудного отдела позвоночника, опоясывающий лишай). Дифференциальная диагностика с заболеваниями сердца. Некоронарогенные заболевания сердца (миокардит, перикардит, миокардиодистрофия, острая ревматическая лихорадка и хроническая ревматическая болезнь сердца): план обследования пациентов в амбулаторных условиях, диагностические критерии. Показания к госпитализации. Общие принципы лечения пациентов с некоронарогенными заболеваниями сердца в амбулаторных условиях. Медико-социальная экспертиза (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству пациентов, к направлению на МРЭК), диспансеризация. Первичная и вторичная профилактика некоронарогенных заболеваний сердца.
Суставной синдром: понятие об артрите, артрозе, артропатии. Методы общего физикального и специального исследования суставов и позвоночника. Основные заболевания, сопровождающиеся суставным синдромом. Алгоритм диагностического поиска при суставном синдроме. Ревматоидный артрит: план обследования, диагностические критерии. Врачебная тактика, показания к госпитализации, общие принципы лечения в амбулаторных условиях, медико-социальная экспертиза (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству пациентов, к направлению на МРЭК), диспансеризация. Реактивный артрит: определение понятия, план обследования, дифференциальная диагностика, врачебная тактика, общие принципы лечения в амбулаторных условиях, медико-социальная экспертиза, диспансеризация. Первичный остеоартроз: диагностические критерии, план обследования, врачебная тактика, лечение в амбулаторных условиях, медико-социальная экспертиза (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству пациентов, к направлению на МРЭК), диспансеризация. Профилактика воспалительных заболеваний суставов и первичного остеоартроза.
Диспепсический синдром как собирательный термин, характеризующий моторную дисфункцию различных отделов пищеварительного тракта: желудка, кишечника, желчевыводящих путей (симптомы, патогенез). Круг заболеваний, сопровождающихся этими симптомами, план обследования пациента в амбулаторных условиях. Причины и виды болей в животе, их патогенез. Понятия об острой и хронической абдоминальной боли, «остром животе», круг заболеваний, обусловливающих эти виды боли. Мальабсорбция, мальдигестия и мальнутриция: понятия, патогенез. Дифференциальная диагностика уровня поражения кишечника (тонкий, толстый). Общие принципы диагностики и дифференциальной диагностики заболеваний, сопровождающихся абдоминальной болью и диспепсическим синдромом. План обследования пациента при подозрении на заболевание кишечника. Синдром раздраженной кишки: диагностические критерии, общие принципы лечения и реабилитации пацентов, профилактика. Симптоматическая терапия диспепсического синдрома (показания к назначению прокинетиков, спазмолитиков, слабительных и обстипирующих средств). Неотложная медицинская помощь и врачебная тактика в амбулаторных условиях при «остром животе» и острой абдоминальной боли.
Желтуха: понятие, классификации. Гепатомегалия, спленомегалия, гиперспленизм: понятие, причины; заболевания, сопровождающиеся гепато- и/или спленомегалией, дифференциальная диагностика. Клинико-лабораторные синдромы поражения печени (цитолиз, мезенхимальное воспаление, холестаз, печеночно-клеточная недостаточность), клиническое значение. Хронический гепатит и цирроз печени: дифференциальная диагностика цирроза с хроническим гепатитом и первичным раком печени. План обследования пациента, общие принципы лечения в амбулаторных условиях, врачебная тактика, медико-социальная экспертиза (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству пациентов, к направлению на МРЭК), диспансеризация. Хронический холецистит, дисфункция желчного пузыря и дисфункция сфинктера Одди: план обследования пациента, дифференциальная диагностика. Амбулаторное лечение, показания для консультации пациента у врача-хирурга, медико-социальная экспертиза (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству пациентов), диспансеризация. Профилактика заболеваний гепатобилиарной системы. Неотложная медицинская помощь при печеночной колике, врачебная тактика.
Понятие о мочевом синдроме, его особенности при пиелонефрите, гломерулонефрите, мочекаменной болезни, уретрите, цистите, раке мочевого пузыря, нефропатиях. Методы диагностики заболеваний почек в амбулаторных условиях. Алгоритм диагностического поиска при мочевом синдроме. План обследования пациента с хроническим пиелонефритом, хроническим гломерулонефритом, хронической почечной недостаточностью в амбулаторных условиях. Показания к госпитализации. Врачебная тактика при хронической почечной недостаточности. Общие принципы лечения пациентов с хроническим пиелонефритом, хроническим гломерулонефритом и хронической почечной недостаточностью в амбулаторных условиях, медико-социальная экспертиза (обоснование и сроки временной нетрудоспособности, показания к рациональному трудоустройству пациентов, к направлению на МРЭК), диспансеризация. Профилактика хронического пиелонефрита, хронического гломерулонефрита и хронической почечной недостаточности. Почечная колика: клиническая картина, неотложная медицинская помощь в амбулаторных условиях, врачебная тактика. ^ Литература Основная:
Дополнительная:
Рекомендуемые средства диагностики Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий вуза. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
Фонд технологий контроля обучения включает:
текущая аттестация по окончании изучения дисциплины с применением устной, письменной, тестовой и иных методик контроля обучения ![]() |