
СоставителИ:
В.И.Твардовский, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;
О.Н.Волкова, доцент кафедры пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент
Рецензенты:
Кафедра педиатрии №1 Учреждения образования «Гродненский государственный медицинский университет»;
Л.М.Беляева, заведующая кафедрой педиатрии Государственного учреждения образования «Белорусская медицинская академия последипломного образования»; доктор медицинских наук, профессор
^
Кафедрой пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»
(протокол № 7 от 22.04.2011 г.);
Научно-методическим советом Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»
(протокол № 3 от 14.12.2011 г.);
Секцией по специальности 1-79 01 01 «Лечебное дело» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию
(протокол № 2 от 15.12.2011 г.)
^
Педиатрия - учебная дисциплина, содержащая современные научные данные об этиологии, патогенезе, клинической картине, диагностике, лечении и профилактике заболеваний органов и систем у детей всех возрастных групп.
Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 «Лечебное дело» (ОС РБ 1-79 01 01-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;
типовым учебным планом по специализации высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 01 01 «Военно-медицинское дело» (регистрационный № L 79-006/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.
Типовая учебная программа дисциплины «Педиатрия» включает новейшие научные данные по диагностике и лечению наиболее распространенных заболеваний у детей. Особенность новой типовой учебной программы состоит в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.
Цель преподавания и изучения дисциплины «Педиатрия» состоит в формировании у студентов и приобретении ими научных взглядов и знаний о современных концепциях патогенеза, клиники, диагностики и лечения детских болезней с учетом анатомо-физиологических особенностей органов и систем ребенка.
Преподавание и успешное изучение дисциплины «Педиатрия» осуществляется на базе приобретенных студентами знаний и умений по разделам следующих дисциплин:
^ Строение, функции и обмен аминокислот, нуклеиновых кислот, белков, углеводов липидов. Биосинтез нуклеиновых кислот и белков. Энергетический обмен в клетке. Клеточные мембраны. Пассивный и активный транспорт веществ через мембранные структуры клеток. Основы молекулярной генетики.
^ Биологические основы жизнедеятельности человека. Наследственность и изменчивость. Человек и биосфера. Биологические аспекты экологии человека.
^ Строение тела человека, составляющих его систем, органов, тканей, половые и возрастные особенности организма.
Гистология, цитология, эмбриология. Кровь и лимфа. Органы кроветворения и иммунной защиты (центральные и периферические), строение, иммуногенез. Морфологические основы иммунных реакций.
^ . Организм и его защитные системы. Основные принципы формирования и регуляции физиологических функций. Кровь, лимфа, тканевая жидкость. Железы внутренней секреции – значение тимуса, его роль в иммунологических реакциях.
^ Воспаление – понятие, этиология и патогенез, классификация (банальное воспаление, специфическое воспаление). Иммунологические процессы Аллергические реакции, аутоиммунные болезни.
^ Учение о патогенезе. Болезнетворное воздействие факторов внешней среды (биологические факторы – вирусы, бактерии, простейшие). Роль реактивности организма в патологии. Аллергическая реактивность организма. Патологическая физиология инфекционного процесса.
Структура учебной программы дисциплины «Педиатрия» включает пятнадцать тем.
^
Студент должен знать:
основные анатомо-физиологические особенности органов и систем ребенка в возрастном аспекте;
функциональные показатели органов и систем у ребенка;
показатели реактивных свойств организма, характеристики наследственности, конституции, факторы внешней среды, влияющие на возникновение, развитие и исход заболеваний у детей;
этиологию, классификацию, патогенез, клиническую картину, диагностику и дифференциальную диагностику, методы профилактики и лечения наиболее частых неинфекционных и инфекционных заболеваний у детей и подростков;
особенности применения лекарственных средств, физиотерапевтических и бальнеологических процедур, лечебной физкультуры в лечении детей;
методы лечения отравлений лекарственными и токсическими веществами.
Студент должен уметь:
обследовать детей и подростков;
определять показания к дополнительным методам диагностики и осуществлять клиническую интерпретацию полученных данных;
проводить дифференциальную диагностику заболеваний, обосновывать клинический диагноз и соответственно диагнозу составлять план обследования и лечения;
давать рекомендации по режиму, питанию, здоровому образу жизни;
оказывать неотложную помощь при анафилактическом шоке и других состояниях, угрожающих жизни.
^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Самостоятельная работа студентов включает:
подготовку рефератов в целях усвоения, закрепления и углубления знаний каждой темы дисциплины. Подготовка реферата предполагает сбор, обработку, анализ и систематизацию научной информации;
решение студентами ситуационных задач.
Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и практических занятий, видеофильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.
Практические занятия рекомендуется проводить на базе детских отделений клинических больниц. На практических занятиях под контролем преподавателя студенты самостоятельно осматривают больного ребенка, анализируют полученные результаты, учатся правильно представлять полученные данные и пишут учебную историю болезни.
Студентов знакомят с безопасными условиями труда, приемами и особенностями работы с больными детьми. Контроль подготовки студентов, качества обучения рекомендуется осуществлять путем устного опроса и выполнения контрольных заданий (в том числе тестовых) в процессе практических занятий.
Для изучения дисциплины предусмотрено 240 часов, из них 134 часа аудиторных занятий, в т.ч. 34 часа лекций и 100 часов практических занятий. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме экзамена в 9 семестре. Рекомендуется использование компьютерного тестового контроля знаний студентов.
Распределение бюджета учебного времени по семестрам
Шифр, название
специальности
|
Семестр
|
Количество часов учебных занятий
|
Форма
аттестации
|
всего
|
аудиторных
|
из них
|
Самостоятельных внеаудиторных
|
лекций
|
лабораторных
|
практических
|
семинаров
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
|
9
|
1-79 01 01 01 «Военно-медицинское дело»
|
7
|
73
|
43
|
8
|
-
|
35
|
-
|
30
|
-
|
8
|
77
|
47
|
12
|
-
|
35
|
-
|
30
|
-
|
9
|
90
|
44
|
14
|
-
|
30
|
-
|
46
|
экзамен
|
^
|
|
240
|
134
|
34
|
-
|
100
|
-
|
106
|
|
Примерный тематический план
Наименование раздела (темы)
|
Количество часов
аудиторных занятий
|
лекций
|
практических
|
1. Введение в педиатрию. Периоды детского возраста. Новорожденный ребенок
|
2
|
5
|
2. Принципы рационального вскармливания детей первого года жизни
|
2
|
5
|
3. Физическое и нервно-психическое развитие ребенка
|
2
|
10
|
4. Болезни минерального обмена у детей раннего возраста. Рахит, спазмофилия, гипервитаминоз Д
|
2
|
5
|
5. Заболевания органов дыхания
|
4
|
10
|
6. Заболевания сердечно-сосудистой системы
|
4
|
15
|
7. Заболевания соединительной ткани
|
-
|
5
|
8. Хронические воспалительные заболевания кишечника
|
-
|
5
|
9. Заболевания желудка и 12-перстной кишки
|
2
|
5
|
10. Болезни почек и мочевыводящих путей
|
4
|
10
|
11. Аллергические заболевания у детей
|
4
|
10
|
12. Анемии у детей
|
2
|
5
|
13. Геморрагические диатезы
|
2
|
5
|
14. Лейкоз
|
2
|
-
|
15. Неотложные состояния
|
2
|
5
|
Всего часов
|
34
|
100
|
Содержание учебного материала
1. Введение в педиатрию. Периоды детского возраста. Новорожденный ребенок
Педиатрия как наука о здоровом и больном ребенке. Основные принципы организации медицинской помощи детям в Беларуси. Знакомство с организацией работы детской поликлиники и участкового врача. Основные показатели работы педиатрической службы. Периоды детского возраста. В.А.Леонов, И.Н.Усов и др. ученые-педиатры, внесшие существенный вклад в развитие педиатрии в Республике Беларусь.
^
Лактогенез, рефлекс молокоотдачи, молозиво, зрелое молоко, питание кормящей женщины, гипогалактия. Сроки прикладывания ребенка к груди, вскармливание новорожденных и детей раннего возраста. Техника грудного вскармливания, порядок отнятия ребенка от груди. Блюда и продукты прикорма. Смешанное и искусственное вскармливание. Режим питания. Молочные смеси для детей первого года жизни. Потребность детей в основных пищевых ингредиентах.
^
Лейкоз
Этиология, патогенез, клиника. Принципы лечения.
Неотложные состояния
Шок. Патогенез, клиника, лечение. Гипертермический и судорожный синдром.
Информационно-методическая часть
Литература
Основная:
Воронцов, И.М. Пропедевтика детских болезней / И.М.Воронцов, А.В.Мазурин. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб: ООО «Издательство Фолиант», 2009. – 1008 с.
Детские болезни / Л.А.Исаева [и др.]. - М.: Медицина. 1998. – 565 с.
Шабалов, Н.П. Детские болезни / Н.П.Шабалов.- 3-е изд., доп. и перераб. – СПб: Сотис, 1993. – 557 с.
Дополнительная:
Диагностика детских болезней: справочник / М.В.Чичко [и др.]. – Мн.: Беларусь, 2002. – 575 с.
Детское питание / М.В.Чичко [и др.]. – Мн.: Современное слово, 2001.– 256 с.
Критерии оценок результатов учебной деятельности
10 баллов — десять:
систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы, а также по основным вопросам, выходящим за ее пределы;
точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
безупречное владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
выраженная способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации;
полное и глубокое усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
умение ориентироваться в теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку, использовать научные достижения других дисциплин;
творческая самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, активное участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
9 баллов - девять:
систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
точное использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы;
владение инструментарием учебной дисциплины, умение его эффективно использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
способность самостоятельно и творчески решать сложные проблемы в нестандартной ситуации в рамках учебной программы;
полное усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;
самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, творческое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
8 баллов - восемь:
систематизированные, глубокие и полные знания по всем поставленным вопросам в объеме учебной программы;
использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
владение инструментарием учебной дисциплины (методами комплексного анализа, техникой информационных технологий), умение его использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
способность самостоятельно решать сложные проблемы в рамках учебной программы;
усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку с позиций государственной идеологии (по дисциплинам социально-гуманитарного цикла);
активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, систематическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
7 баллов - семь:
систематизированные, глубокие и полные знания по всем разделам учебной программы;
использование научной терминологии (в том числе на иностранном языке), лингвистически и логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
владение инструментарием учебной дисциплины, умение ее использовать в постановке и решении научных и профессиональных задач;
усвоение основной и дополнительной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
умение ориентироваться в основных теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им критическую оценку;
самостоятельная работа на практических, лабораторных знаниях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
достаточно полные и систематизированные знания в объеме учебной программы;
использование необходимой научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать обоснованные выводы;
владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;
активная самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, периодическое участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
5 баллов - пять:
достаточные знания в объеме учебной программы;
использование научной терминологии, стилистически грамотное, логически правильное изложение ответа на вопросы, умение делать выводы;
владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении учебных и профессиональных задач;
способность самостоятельно применять типовые решения в рамках учебной программы;
усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
умение ориентироваться в базовых теориях, концепциях и направлениях по изучаемой дисциплине и давать им сравнительную оценку;
самостоятельная работа на практических, лабораторных занятиях, участие в групповых обсуждениях, высокий уровень культуры исполнения заданий.
4 балла - четыре, ЗАЧТЕНО:
достаточный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
усвоение основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
использование научной терминологии, стилистическое и логическое изложение ответа на вопросы, умение делать выводы без существенных ошибок;
владение инструментарием учебной дисциплины, умение его использовать в решении стандартных (типовых) задач;
умение под руководством преподавателя решать стандартные (типовые) задачи;
умение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях по изучаемой дисциплине и давать им оценку;
работа под руководством преподавателя на практических, лабораторных занятиях, допустимый уровень культуры исполнения заданий.
3 балла - три, НЕЗАЧТЕНО:
недостаточно полный объем знаний в рамках образовательного стандарта;
знание части основной литературы, рекомендованной учебной программой дисциплины;
использование научной терминологии, изложение ответа на вопрос с существенными лингвистическими и логическими ошибками;
слабое владение инструментарием учебной дисциплины, некомпетентность в решении стандартных (типовых) задач;
неумение ориентироваться в основных теориях, концепциях, направлениях изучаемой дисциплины;
пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
2 балла - два, НЕЗАЧТЕНО:
фрагментарные знания в рамках образовательного стандарта;
знания отдельных литературных источников, рекомендованных учебной программой дисциплины;
неумение использовать научную терминологию дисциплины, наличие в ответе грубых стилистических и логических ошибок;
пассивность на практических и лабораторных занятиях, низкий уровень культуры исполнения заданий.
^
отсутствие знаний и компетенций в рамках образовательного стандарта или отказ от ответа.
Рекомендуемые средства диагностики
Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий учреждения высшего образования. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
типовые задания в различных формах (устные, письменные, тестовые, ситуационные и т.п.);
контрольные работы;
учебные истории болезни и результаты дополнительных методов исследования (лабораторных, функциональных, лучевых и т.п.);
учебно-исследовательские работы студентов;
иные средства диагностики в соответствии с учебной программой.
Фонд технологий контроля обучения включает:
устный опрос;
графические работы;
итоговое занятие (коллоквиум);
защиту реферата по теме учебной программы дисциплины;
текущую аттестацию по окончании изучения дисциплины с применением устной, письменной, тестовой и иных методик контроля обучения.

^
Фамилия, имя, отчество
|
Твардовский Владимир Илларионович
|
Должность, ученая степень, ученое звание
|
Заведующий кафедрой, кандидат медицинских наук, доцент.
|
служебный
|
340-29-44
|
|
|
|
|
Фамилия, имя, отчество
|
Волкова Оксана Николаевна
|
Должность, ученая степень, ученое звание
|
Доцент кафедры пропедевтики детских болезней, кандидат медицинских наук, доцент
|
служебный
|
341-72-88
|
|