Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами icon

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами





Скачать 314.88 Kb.
Название Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами
Дата конвертации 11.02.2013
Размер 314.88 Kb.
Тип Программа


СОСТАВИТЕЛИ:

Т.П.Павлович, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент;

И.И.Халямина, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»;

М.В.Мальковец, доцент кафедры менеджмента и организации здравоохранения Учреждения образования «Белорусский государственный университет», кандидат медицинских наук, доцент

^ РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ В КАЧЕСТВЕ ТИПОВОЙ:

Кафедрой общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от 19.09.2010 г.);

Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет»

(протокол № 9 от 25.05.2011 г.);

Секцией по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию

(протокол № 5 от 26.05.2011 г.)

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Общественное здоровье и здравоохранение - учебная дисциплина, содержащая теоретические основы и организационные принципы деятельности здравоохранения с учетом исторического опыта и современного состояния, закономерности общественного здоровья населения и факторы, его определяющие.

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

  • образовательным стандартом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 07 «Стоматология» (ОС РБ 1-79 01 07-2008), утвержденным и введенным в действие постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 2 мая 2008 г. № 40;

  • типовым учебным планом по специальности высшего медицинского образования первой ступени 1-79 01 07 «Стоматология» (регистрационный № L 79-009/тип.), утвержденным Министерством образования Республики Беларусь 16 апреля 2008 г.

На основании письма Министерства образования от 25.10.2001 г. № 25-04-1/864 учебная дисциплина «Социальная гигиена и организация здравоохранения» приведена в соответствие с Номенклатурой специальностей научных работников и получила название «Общественное здоровье и здравоохранение» как наиболее полно отвечающая современному состоянию реформирования здравоохранения и приоритету проблем здоровья населения.

В новой типовой учебной программе дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» нашли свое отражение достижения современной науки и практики в области охраны здоровья населения, новые подходы к рассмотрению важнейших проблем общественного здоровья. В частности, речь идет о государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения, территориальных программах государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием населения административной территории, основах менеджмента в здравоохранении, автоматизированных системах управления в здравоохранении, рынке медицинских услуг, ценообразовании в здравоохранении.

Особенность новой типовой учебной программы состоит также в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции.

Цель преподавания и изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» заключается в формировании у студентов знаний о здоровье населения и факторах его определяющих и приобретении умений организации медицинской помощи населению.

Задачи изучения дисциплины состоят в получении студентами академической компетенции, основа которой заключается в способности к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:

  • принципов государственной политики в области охраны здоровья населения;

  • основ управленческой деятельности, планирования, финансирования и экономики в здравоохранении;

  • основ медицинской статистики;

  • показателей здоровья населения;

  • принципов организации медицинской помощи населению.

Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:

  • методов исследования и оценки состояния здоровья населения;

  • принципов организации медицинской (стоматологической) помощи населению;

  • методов анализа информации с целью разработки управленческих решений для повышения качества и эффективности деятельности организаций здравоохранения;

  • методов управления, планирования, экономики и финансирования здравоохранения.

Преподавание и успешное изучение дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин:

^ Общая гигиена. Здоровье, факторы его определяющие. Образ жизни и его компоненты. Проблемы антропогенного загрязнения окружающей среды и его влияние на здоровье населения. Охрана окружающей среды.

^ Терапевтическая стоматология. Структура и содержание работы городской стоматологической поликлиники. Организация работы врача-стоматолога-терапевта. Экспертиза временной нетрудоспособности. Диспансеризация населения. Профилактическая работа врача-стоматолога-терапевта. Новые организационные формы работы городской стоматологической поликлиники.

^ Радиационная и экологическая медицина. Экологическая ситуация в Беларуси. Связь между экологическим состоянием окружающей среды и заболеваемостью населения.

^ Структура учебной программы «Общественное здоровье и здравоохранение» включает 6 разделов.

Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины

Студент должен знать:

  • основы законодательства Республики Беларусь в области здравоохранения,

  • направления стратегического развития здравоохранения Республики Беларусь;

  • особенности существующих в мире систем здравоохранения;

  • статистические методы изучения общественного здоровья и здравоохранения;

  • основы менеджмента и применения автоматизированных систем управления в здравоохранении;

  • основы организации планово-экономической и финансовой деятельности учреждений и ценообразования в здравоохранении, формы предпринимательской деятельности.

Студент должен уметь:

  • применять статистический метод исследования;

  • оформлять медицинские документы организаций здравоохранения;

  • рассчитывать с использованием компьютерных технологий показатели здоровья населения, деятельности организаций здравоохранения, развития здравоохранения административной территории.

^ Характеристика рекомендуемых методов обучения

При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet.

На лабораторных занятиях студенты проводят расчет и анализ показателей, характеризующих здоровье населения, деятельность организаций здравоохранения; изучают законодательные документы, действующие в области здравоохранения, задачи, функции, должностные обязанности, права, ответственность врача-специалиста при оказании медицинской помощи населению; овладевают методами статистической обработки данных, работы врача-специалиста и руководителя организации здравоохранения, проведения гигиенического воспитания и обучения среди населения. Учатся оформлять учетные и отчетные медицинские документы; анализировать статистические данные, представлять их в виде диаграмм, схем, формулировать выводы, рекомендации и предложения. Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач.

Самостоятельная внеаудиторная работа направлена на повышение качества обучения, углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины, активизацию учебно-познавательной деятельности студентов. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов включает подготовку к аудиторным занятиям (выполнение домашних заданий, изучение части программного материала с последующим текущим или итоговым контролем знаний на лабораторных занятиях), выполнение курсовых работ, подготовку к сдаче зачета и экзамена.

Студентов знакомят с программами статистической обработки медицинских данных, особенностями работы автоматизированных информационно-аналитических систем, техникой безопасности, международными требованиями и этическими нормами при проведении медицинских исследований. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе лабораторных занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета и экзамена.


^ Распределение бюджета учебного времени

Шифр, название

специальности

Семестр

Количество часов учебных занятий

Форма

аттестации

всего

аудиторных

из них

самостоятельных внеаудиторных

лекций

лабораторных

1

2

3

4

5

6

8

9

1-79 01 07

Стоматология

7

37

29

14

15

8

зачет

8

61

25

10

15

36

экзамен

^ Всего часов




98

54

24

30

44




^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование раздела (темы)

^ Количество часов аудиторных занятий

лекций

лабораторных

1. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»

4

-

1.1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности

2

-

1.2. Здравоохранение. Системы здравоохранения

2

-

^ 2. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования

2

10

2.1. Медицинская статистика

2

-

2.2. Организация статистического исследования. Графические изображения

-

5

2.3. Относительные величины. Средние величины

-

5

^ 3. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы

4

10

3.1. Демография, медико-социальные аспекты

2

-

3.2. Методика вычисления и анализ демографических показателей

-

5

3.3. Заболеваемость и инвалидность населения

2

-

3.4. Методы изучения заболеваемости

-

5

^ 4. Охрана здоровья населения

8

10

4.1. Первичная медицинская помощь

2

-

4.2. Организация медицинской помощи в стационарных условиях. Специализированная медицинская помощь

2

-

4.3. Городская поликлиника

-

5

4.4. Городская больница. Анализ деятельности организаций здравоохранения на основе модели конечных результатов

-

5

4.5. Организация медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Организация скорой (неотложной) медицинской помощи населению

2

-

4.6. Организация деятельности службы государственного санитарного надзора в Республике Беларусь

2

-

^ 5. Современные проблемы профилактики

2

-

5.1. Профилактика. Программы профилактики

2

-

^ 6. Основы управления, планирования, экономики и финансирования здравоохранения

4

-

6.1. Управление здравоохранением

2

-

6.2. Экономика и финансирование здравоохранения

2

-
^

Всего часов


24

30

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

  1. Теоретические основы дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение»

^ 1.1. Общественное здоровье и здравоохранение как наука и область практической деятельности

Общественное здоровье и здравоохранение как наука о закономерностях общественного здоровья. Воздействие социальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье. Задачи дисциплины. Объект и предмет изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение».

Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» среди медицинских, гигиенических, биологических и общественных наук. Роль дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в системе медицинского образования, практической деятельности врача-специалиста, работе органов управления и организаций здравоохранения.

Основные методы исследования: исторический, статистический, социологический, метод экспертных оценок, экономико-математический, экспериментальный, моделирования.

^ 1.2. Здравоохранение. Системы здравоохранения

Здравоохранение 
– отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. Современное состояние, основные достижения, проблемы. Организационные принципы государственной системы здравоохранения Республики Беларусь. Обеспечение прав граждан Республики Беларусь на доступное медицинское обслуживание.

Системы здравоохранения. Характеристика, организационные принципы.

Международное сотрудничество в области здравоохранения. Международные медицинские организации, ассоциации, общества.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ее структура, основные направления деятельности. Значение ВОЗ в решении вопросов международного здравоохранения. Участие Республики Беларусь в деятельности ВОЗ.

  1. Основы медицинской статистики. Организация медико-статистического исследования

^ 2.1. Медицинская статистика

Статистика, определение. Содержание, задачи. Использование методов статистики в медико-биологических и медико-социальных исследованиях.

Медицинская статистика, ее содержание, задачи. Статистический метод. Параметрические и непараметрические методы статистической обработки данных в медицине.

^ 2.2. Организация статистического исследования. Графические изображения

Организация статистического исследования

1-й этап – организационный (цель, задачи исследования, составление плана и программы). Объект исследования - статистическая совокупность, ее структура, виды (генеральная, выборочная). Единица наблюдения, учетные признаки (количественные, качественные, факторные, результативные). Виды статистических исследований (сплошное, несплошное); определение объема выборочной совокупности; способы формирования выборки (случайный, механический, типический, серийный, комбинированный отбор).

2-й этап – сбор информации (наблюдение текущее, единовременное); методы сбора материала (непосредственное наблюдение, документальный метод, социологический опрос).

3-й этап – обработка данных (статистическая группировка собранного материала, подготовка материалов для сводки, статистическая сводка); статистические таблицы, современные методы статистической обработки с использованием персональных электронных вычислительных машин (ПЭВМ).

4-й этап – вычисление статистических величин, статистический анализ, оформление результатов статистического исследования.

5-й этап – внедрение результатов исследования в практику. Оценка эффективности предлагаемых мероприятий.

Графические изображения

Графические изображения в медицине, виды. Требования, предъявляемые к оформлению диаграмм. Особенности использования графических изображений в медицине. Этапы построения графических изображений с использованием ПЭВМ.

^ 2.3. Относительные величины. Средние величины

Относительные величины

Относительные величины: интенсивные, экстенсивные, соотношения, наглядности. Определение, способы вычисления, область применения. Использование статистических величин в медицине. Этапы проведения вычислений с использованием ПЭВМ.

Средние величины

Вариационный ряд. Виды вариационных рядов. Величины, характеризующие вариационный ряд (мода, медиана, средняя арифметическая). Методы расчета средних величин. Разнообразие признака в статистической совокупности (лимит, амплитуда, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации), свойства. Применение средних величин в медицине. Этапы проведения вычислений с использованием ПЭВМ.

  1. Общественное здоровье и методы его изучения. Важнейшие медико-социальные проблемы

^ 3.1. Демография, медико-социальные аспекты

Определение медицинской демографии, ее основные разделы. Значение демографических данных для характеристики здоровья населения, анализа и планирования деятельности органов управления и организаций здравоохранения.

Демографическая безопасность, демографические угрозы, демографическая политика, определения. Нормативно-правовые документы, регламентирующие основы демографической безопасности Республики Беларусь. Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь»: правовые и организационные основы обеспечения демографической безопасности. Национальная программа демографической безопасности: цели, задачи, подпрограммы, ожидаемые результаты. Полномочия органов государственной власти в области обеспечения демографической безопасности.

Демографическая политика, понятие, основные направления в различных странах. Современное состояние и основные тенденции демографических процессов в Республике Беларусь и зарубежных странах, факторы их определяющие.

Статика населения. Переписи населения как источник информации о статике населения, история, методика проведения, результаты. Характеристика изменений численности населения, возрастно-полового состава в последние десятилетия. Типы возрастно-половой структуры населения. Старение населения как современная демографическая тенденция развитых стран, медико-социальное значение проблемы.

Динамика населения, ее виды. Виды миграции населения по направлению потока движения, причине, времени, определяющие факторы, основные тенденции. Влияние миграции на здоровье населения, задачи органов управления и организаций здравоохранения. Проблемы урбанизации.

Рождаемость, фертильность (плодовитость). Влияние медико-социальных факторов на их уровень: условия и образ жизни, возрастно-половая структура населения, состояние его здоровья, организация медицинской помощи, законодательство по вопросам брака и семьи и др.

Смертность населения, общие и повозрастные показатели. Уровни, тенденции. Младенческая и перинатальная смертность, основные причины. Материнская смертность, ведущие причины. Факторы, влияющие на уровень и динамику смертности.

Использование демографических показателей в работе врача-специалиста, их значение для оценки деятельности органов управления и организаций здравоохранения.

^ 3.2. Методика вычисления и анализ демографических показателей

Статика населения: численность, плотность, возрастно-половой состав и др. Методики расчета. Типы возрастно-половой структуры населения. Характеристика.

Рождаемость населения, общий и специальные показатели. Методика расчета. Оценка по критериям ВОЗ. Воспроизводство населения, показатели воспроизводства, методика вычисления, определение типа воспроизводства населения.

Смертность населения, общий и повозрастные показатели. Методика расчета. Младенческая, неонатальная и перинатальная смертность, методики расчета. Оценка по критериям ВОЗ. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь.

Естественный прирост населения. Методика вычисления. Характеристика.

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Методики расчета. Оценка. Факторы, влияющие на ожидаемую продолжительность жизни при рождении. Влияние отдельных причин смерти на ожидаемую продолжительность жизни населения.

Анализ демографической ситуации в регионе. Критерии оценки.

Роль медицинских работников в регистрации рождения и смерти. Медицинские учетные документы.

^ 3.3. Заболеваемость и инвалидность населения

Заболеваемость, определение. Роль государственной статистики заболеваемости в изучении состояния здоровья населения. Показатели заболеваемости.

Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр), принципы и особенности построения.

Современное состояние, тенденции и особенности заболеваемости населения (региональные, возрастно-половые, профессиональные и др.), определяющие факторы. Характеристика заболеваемости населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Значение заболеваемости как основного критерия здоровья населения для анализа и планирования работы врачей-специалистов, деятельности органов управления и организаций здравоохранения, оценки качества и эффективности медицинской помощи.

Инвалидность населения. Определение понятий: инвалид, инвалидность, нарушение здоровья, ограничение жизнедеятельности, социальная недостаточность. Показатели инвалидности.

Причины инвалидности. Группы инвалидности, критерии их определения.

^ 3.4. Методы изучения заболеваемости

Методы изучения заболеваемости и их сравнительная характеристика.

Изучение заболеваемости по обращаемости за медицинской помощью. Первичная и общая заболеваемость населения: метод изучения, учетные и отчетный документы, алгоритмы вычисления показателей. Современные уровни и структура первичной и общей заболеваемости населения.

Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (острые инфекционные, важнейшие неэпидемические заболевания, госпитализированная заболеваемость). Учетные и отчетные документы. Показатели. Современные уровни. Направления профилактики.

Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ). Единица наблюдения. Понятие о первичном обращении. Учетные и отчетные документы. Вычисление и оценка показателей с ВУТ. Уровни и структура заболеваемости с ВУТ. Основные пути снижения заболеваемости с ВУТ.

Изучение заболеваемости по данным профилактических медицинских осмотров населения. Методика изучения. Виды профилактических медицинских осмотров (предварительные, периодические и целевые), порядок проведения, учетные документы. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность». Методика вычисления показателей (патологическая и моментная пораженность).

Заболеваемость по данным о причинах смерти: метод изучения, учетные документы, алгоритмы вычисления показателей, уровень. Врачебная регистрация причин смерти.

  1. Охрана здоровья населения

^ 4.1. Первичная медицинская помощь

Медицинская помощь, определение. Виды медицинской помощи. Доступность медицинской помощи населению.

Первичная медицинская помощь — первый этап непрерывного процесса охраны здоровья населения. Принципы, функции, структура. Врач общей практики, функции, организация работы, взаимодействие с врачами–специалистами.

Медицинская помощь населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности.

^ 4.2. Организация медицинской помощи в стационарных условиях. Специализированная медицинская помощь

Виды медицинской помощи.

Организация медицинской помощи в стационарных условиях. Классификация больничных организаций по:

административно-территориальному принципу (республиканские, областные, районные, городские, сельские),

организационному принципу (объединенные с поликлиникой и самостоятельные),

профилю (многопрофильные и специализированные),

мощности (в зависимости от числа коек),

степени интенсивности лечения и ухода (больницы/отделения интенсивного лечения, восстановительного лечения, больницы/дома/отделения сестринского ухода, хосписы),

участию в учебном процессе.

Показатели обеспеченности населения медицинской помощью в стационарных условиях.

Основные направления совершенствования медицинской помощи в стационарных условиях.

Организация специализированной медицинской помощи населению. Специализированные поликлиники. Диспансеры, областные больницы, особенности организации медицинской помощи. Диагностические центры, задачи, организация работы. Центры специализированной медицинской помощи, задачи, структура, порядок направления и приема пациентов.

Больницы/госпитали в системе других ведомств, клиники научно-практических центров: структура, особенности работы.

Основные направления совершенствования специализированной медицинской помощи.

^ 4.3. Городская поликлиника

Поликлиника, роль в организации медицинской помощи населению и изучении его здоровья. Организационная структура поликлиники, функции отделений. Организация приема пациентов, обратившихся с лечебной, диагностической, профилактической целями.

Участково-территориальный принцип поликлинического обслуживания, его значение и реализация в современных условиях. Виды врачебных участков, нормативы. Лечебно-диагностическая деятельность поликлиники. Содержание работы врачей-терапевтов участковых и врачей-специалистов. Взаимосвязь и преемственность с другими организациями здравоохранения (больницами, диспансерами и др.).

Роль поликлиники в формировании здорового образа жизни. Отделение профилактики поликлиники, его задачи. Методы и средства гигиенического воспитания и обучения населения в поликлинике.

Диспансеризация населения. Определение, задачи. Этапы. Организация и содержание диспансеризации в организациях здравоохранения. Группы диспансерного наблюдения взрослого населения. Учетные и отчетные документы. Показатели оценки объема, качества и эффективности диспансеризации.

Учетная и отчетная документация городской поликлиники. Анализ деятельности городской поликлиники: характеристика кадрового состава (показатели укомплектованности, коэффициенты совместительства врачей и среднего медицинского персонала), показатели объема работы врачей-специалистов поликлиники, профилактической работы с пациентами, диспансеризации.

^ 4.4. Городская больница. Анализ деятельности организаций здравоохранения на основе модели конечных результатов

Городская больница

Номенклатура организаций больничного типа.

Городская больница: задачи, организационная структура.

Приемное отделение: структура, задачи, организация работы. Порядок обращения, осмотра и госпитализации пациентов. Документация. Мероприятия по профилактике внутрибольничных инфекций.

Профильные лечебно-профилактические отделения больницы, задачи, организация работы. Учетные документы, порядок заполнения и хранения. Характеристика лечебно-охранительного, противоэпидемического и санитарно-гигиенического режимов больницы.

Клинико-диагностические, лабораторные и другие службы больницы. Хозяйственная служба больницы.

Годовой отчет о деятельности стационара. Анализ деятельности городской больницы: характеристика обеспеченности населения медицинской помощью в стационарных условиях, показатели использования коечного фонда, качества медицинского обслуживания в больнице, хирургической работы.

Анализ деятельности организаций здравоохранения на основе модели конечных результатов

Модель конечных результатов. Определение понятий. Назначение, порядок утверждения. Определение прогнозируемых уровней.

Группы показателей, характеризующие деятельность организаций здравоохранения по модели конечных результатов.

Методика проведения вычислений по модели конечных результатов, их анализ, формулировка выводов, рекомендаций.

^ 4.5. Организация медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Организация скорой (неотложной) медицинской помощи населению

Организация медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности

Организационные принципы и особенности оказания медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Технологические уровни оказания медицинской помощи.

Сельский врачебный участок: структура и функции. Фельдшерско-акушерский пункт: задачи, вид медицинской помощи. Сельская врачебная амбулатория: виды оказываемой медицинской помощи, задачи, штаты, организация работы, учетная документация. Амбулатория общей практики: задачи, структура, штатные должности. Сельская участковая больница: задачи, организация работы, учетная документация.

Центральная районная больница (ЦРБ): задачи, структура и функции. Роль ЦРБ в организации квалифицированной медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Организация скорой (неотложной) медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности. Передвижные формы обслуживания: врачебные амбулатории, клинико-диагностические лаборатории, флюорографические, стоматологические и другие услуги. ЦРБ как организационно-методический центр по руководству организациями здравоохранения района, формы и методы работы.

Межрайонные специализированные центры: задачи, организация работы, выездные формы работы. Диспансеры.

Областные организации здравоохранения. Областная больница. Областная консультативная поликлиника. Их роль в обеспечении медицинской помощью населения, проживающего в сельской местности. Взаимодействие областной больницы с другими организациями здравоохранения.

Основные направления совершенствования медицинской помощи населению, проживающему в сельской местности.

Организация скорой (неотложной) медицинской помощи населению

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность службы скорой (неотложной) медицинской помощи (СНМП).

Принципы организации службы СНМП. Этапы оказания СНМП: догоспитальный и госпитальный. Структура, система управления и обеспечение службы СНМП. Задачи и режимы функционирования службы СНМП. Неотложный, срочный, экстренный вызов бригады СНМП, определение. Порядок приема, регистрации и передачи вызовов бригад СНМП. Бригады СНМП и порядок их деятельности. Анализ деятельности службы СНМП. Больница скорой медицинской помощи, задачи, структура, организация деятельности.

Преемственность и взаимосвязь в работе службы СНМП с организациями здравоохранения амбулаторно-поликлинического и больничного типов.

^ 4.6. Организация деятельности службы государственного санитарного надзора в Республике Беларусь

Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность службы государственного санитарного надзора.

Государственный санитарный надзор, определение, задачи. Органы управления, организации и должностные лица, осуществляющие государственный санитарный надзор. Предупредительный и текущий санитарный надзор, задачи, мероприятия.

Санитарно-эпидемическое благополучие населения, определение. Общие требования по обеспечению санитарно-эпидемического благополучия населения. Место и роль службы государственного санитарного надзора в системе охраны здоровья населения, решении задач профилактики, обеспечении санитарно-эпидемического благополучия населения.

Социально-гигиенический мониторинг, определение.

Служба государственного санитарного надзора, принципы организации, задачи, структура, функции. Номенклатура организаций, осуществляющих государственный санитарный надзор.

Основные направления совершенствования службы государственного санитарного надзора.

  1. Современные проблемы профилактики

^ 5.1. Профилактика. Программы профилактики

Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах.

Основные термины и их определения: здоровье, профилактика.

Показатели, характеризующие здоровье населения. Факторы, обуславливающие здоровье населения.

Цель, задачи, уровни профилактики (государственный, коллективный, семейный, индивидуальный), виды. Первичная, вторичная, третичная профилактика, мероприятия по их осуществлению. Критерии оценки эффективности профилактики.

Понятие о комплексной интегрированной профилактике.

Программы профилактики как составные части программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу.

Порядок составления, рассмотрения и утверждения программ профилактики.

Характеристика основных разделов программы профилактики:

- анализ изучаемой медико-социальной проблемы здоровья населения за предыдущий период;

- реальные и потенциальные угрозы;

- основные направления программы на пятилетний период;

- государственная политика в области охраны здоровья;

- преобразования в области здравоохранения;

- международное сотрудничество, в том числе обмен опытом в разработке, реализации и оценке эффективности предпринимаемых мер, целевых проектов и содействие в их реализации; привлечение международных организаций и стран-доноров к участию в реализации национальных программ и планов;

- ожидаемые результаты.

Программы профилактики, реализуемые на территории Республики Беларусь.

  1. Основы управления, планирования, экономики и финансирования здравоохранения

^ 6.1. Управление здравоохранением

Теоретические основы научного управления. Современная трактовка основных понятий и процесса управления. Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Социальное управление: общие принципы, особенности. Структура управленческого цикла. Виды управленческих решений. Научная организация труда: определение, принципы. Методы управления, их характеристика. Стиль работы руководителя и психология трудовых коллективов.

Здравоохранение, определение. Элементы отрасли здравоохранения. Органы управления здравоохранением Республики Беларусь: центральный и местные органы управления. Министерство здравоохранения: структура, задачи, основные разделы работы главных специалистов.

Основы информатизации здравоохранения. Автоматизированные системы управления (АСУ) здравоохранением, их виды и условия функционирования.

Автоматизированная информационно-аналитическая система здравоохранения Республики Беларусь (ИАС — Здравоохранение): назначение, условия применения.

Законодательство Республики Беларусь о здравоохранении основанное на Конституции Республики Беларусь и состоящее из Законов, актов Президента Республики Беларусь, иных актов законодательства Республики Беларусь, а также международных договоров Республики Беларусь.

Направления стратегического развития здравоохранения Республики Беларусь.

^ 6.2. Экономика и финансирование здравоохранения

Экономика здравоохранения, определение понятий. Объект и предмет изучения. Место экономики здравоохранения в структуре экономических наук. Разделы экономики здравоохранения, задачи, методы. Экономичность и эффективность в здравоохранении.

Структура экономического ущерба. Виды экономических выгод.

Финансирование здравоохранения, определение понятий. Источники финансирования здравоохранения. Экономические модели здравоохранения, особенности финансирования государственной, частной и страховой медицины.

Бюджет здравоохранения и его составные части. Источники формирования бюджета здравоохранения. Планирование расходов здравоохранения. Кредиты. Распорядители кредитов и их права.

Бюджет государства, системы здравоохранения. Порядок утверждения, распределения финансовых средств.

Смета медицинской организации. Составление сметы. Основные статьи сметы.

Внебюджетные источники финансирования организаций здравоохранения, порядок их формирования и расходования.

Литература

Основная:

  1. Глушанко, В.С. Общественное здоровье и здравоохранение: курс лекций / В.С.Глушанко. Витебск: Издательство ВГМУ, 2001. 359 с.

  2. Руководство к практическим занятиям по социальной гигиене и организации здравоохранения / под. ред. Ю.П.Лисицына, Н.Я.Копыт. М.: Медицина, 1984. 512 с.

  3. Социальная гигиена и организация здравоохранения / Учебник для студентов мединститутов / под ред. А.Ф.Серенко, В.В.Ермакова. М.: Медицина, 1984. 639 с.

Дополнительная:

  1. Антипова, Е.А. Геодемографические проблемы и территориальная структура сельского расселения Беларуси / Е.А.Антипова. Мн: БГУ, 2008. 327 с.

  2. Гринхальд, Т. Основы доказательной медицины / под ред. И.Н.Денисова, К.И.Сайткулова; 3-е изд.; пер. с англ. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 288 с.

  3. Заборовский, Г.И. Экономические аспекты здравоохранения: метод. рекомендации / Г.И.Заборовский. Гродно, 1998. 24 с.

  4. История здравоохранения Беларуси / сост. В.И.Жарко [и др.]. Мн.: Респ. науч. мед. б-ка, 2009. 368 с.

  5. Лакин, Г.Ф. Биометрия / Г.Ф.Лакин. М., 1980. 93 с.

  6. Лисицын, Ю.П. История медицины: учебник / Ю.П.Лисицын. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 400 с.

  7. Лисицын, Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: проблемные лекции / Ю.П.Лисицын. М.: Медицина, 1992. 512 с.

  8. Медик, В.А. Курс лекций по общественному здоровью и здравоохранению. Ч.3.: Экономика и управление здравоохранением / В.А.Медик, В.К.Юрьев. М.: Медицина, 2003. 392 с.

  9. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем. Десятый пересмотр (МКБ-10): Краткий вариант. Мн.: ООО «Асар», 2001. 400 с.

  10. Мерков, А.М. Санитарная статистика / А.М.Мерков, Л.Е. Поляков. Л.: Медицина, 1977. 384 с.

  11. Методика вычисления и анализ демографических показателей: метод. рекомендации / И.Н.Мороз [и др.]; изд. 2-е доп. и перераб. Мн.: БГМУ, 2002. 30 с.

  12. Миграция населения Республики Беларусь / М.И.Артюхин [и др.]; под общ. ред. Г.М.Евелькина. Ин-т социологии, Нац. акад. наук Беларуси. Мн.: Белорус. Наука. 2008. 182 с.

  13. Миняев, В.А. Социальная медицина и организация здравоохранения в 2-х т. / В.А.Миняев [и др.]. С.-Петербург: изд-во «Водолей», 1998. 670 с.

  14. Обучение медицинской статистике. Двадцать конспектов лекций и семинаров // под ред. С.К.Лванга и Чжо. Ек Тыэ. ВОЗ. Женева: Медицина. 1989. 215 с.

  15. Общественное здоровье и здравоохранение: учеб. для студентов / Л.А. Алексеева [и др.]; под ред. В.А.Миняева и Н.И.Вишнякова. 3-е изд., испр. М.: МЕДпресс-информ, 2004. 528 с.

  16. Общественное здоровье и здравоохранение: основы экономики, финансирования и управления: учебное пособие / Р.А.Часнойть [и др.]. Гродно: ГрГМУ, 2008. 252 с.

  17. Организация и оценка качества лечебно-профилактической помощи населению: учеб. пособие / под ред. В.З.Кучеренко. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. 560 с.

  18. Основы экономики здравоохранения: учеб. пособие / под ред. проф. Н.И.Вишнякова, проф. В.А.Миняева. М.: МЕДпресс-информ, 2008. 144 с.

  19. Петрова, Н.Г. Менеджмент в здравоохранении / Н.Г.Петрова [и др.]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 256 с.

  20. Плахотя, Л.П. Методика изучения заболеваемости: метод. рекомендации / Л.П.Плахотя, М.В.Мальковец. Мн.: БГМУ, 2002. 33 с.

  21. Программа ВОЗ: достижение здоровья для всех к 2000 году. Цель, задачи, стратегия развития. Копенгаген, 1993. 322 с.

  22. Руководство по социальной гигиене и организации здравоохранения. Под ред. Ю.П. Лисицына. В 2-х томах. М.: Медицина. 1987.

  23. Социальная гигиена и организация здравоохранения: учебник / И.Б.Зеленкевич [и др.]; под ред. И.Б.Зеленкевича, Н.Н.Пилипцевича. Мн.: Выш. школа, 2000. 286 с.

  24. Статистика здоровья населения и здравоохранения: учеб пособие / В.А.Медик, М.С.Токмачев. М.: Финансы и статистика, 2009. 368 с.

  25. Сурмач, М.Ю. Менеджмент в здравоохранении: учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием / М.Ю.Сурмач, Е.М.Тищенко. Гродно: ГрГМУ, 2007. 284 с.

  26. Управление и экономика здравоохранения: учеб. пособие / под ред. А.И.Вялкова и др. 3-е изд. доп. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 664 с.

  27. Экономика здравоохранения [текст]: учеб. пособие / под науч. ред. М.Г.Колосницыной, И.М.Шеймана, С.В.Шишкина. Гос. ун-т - Высшая школа экономики. М.: Изд. дом ГУВШЭ, 2008. 479 с.

  28. Экономика здравоохранения: учебное пособие / под общ ред. А.В.Решетникова. 2 изд. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2004. 272 с.

Рекомендуемые средства диагностики

Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий вуза. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:

  • типовые задания в различных формах (устные, письменные, тестовые, ситуационные и т.п.);

  • контрольные работы;

  • учебные истории болезни и результаты дополнительных методов исследования (лабораторных, функциональных, лучевых и т.п.);

  • учебно-исследовательские работы студентов;

  • отчеты по производственной практике;

  • иные средства диагностики в соответствии с учебной программой.

Фонд технологий контроля обучения включает:

  • устный опрос;

  • графические работы;

  • итоговое занятие (коллоквиум);

  • защиту реферата по теме учебной программы дисциплины;

  • защиту отчета по практике;

  • текущая аттестация по окончании изучения дисциплины с применением устной, письменной, тестовой и иных методик контроля обучения.





Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами icon Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами icon Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами
И. А. Карпов, заведующий кафедрой инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный...
Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами icon Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами
И. А. Карпов, заведующий кафедрой инфекционных болезней Учреждения образования «Белорусский государственный...
Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами icon Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами
В. И. Твардовский, заведующий кафедрой пропедевтики детских болезней Учреждения образования «Белорусский...
Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами icon Типовая учебная программа «Психиатрия и наркология» подготовлена в соответствии со следующими нормативными

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами icon Типовая учебная программа разработана в соответствии с нормативными документами

Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами icon Типовая учебная программа дисциплины «Поликлиническая терапия» разработана в соответствии со следующими
Р. В. Хурса, заведующая кафедрой поликлинической терапии Учреждения образования «Белорусский государственный...
Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами icon Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: образовательным
А. Ч. Буцель, заведующая кафедрой болезней уха, горла, носа Учреждения образования «Белорусский государственный...
Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами icon Типовая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами
З. В. Забаровская, доцент 1-й кафедры внутренних болезней Учреждения образования «Белорусский государственный...
Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами icon Типовая программа разработана в соответствии с нормативными документами

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Медицина