Скачать 314.88 Kb.
|
![]() СОСТАВИТЕЛИ: Т.П.Павлович, заведующая кафедрой общественного здоровья и здравоохранения Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет», кандидат медицинских наук, доцент; И.И.Халямина, старший преподаватель кафедры общественного здоровья и здравоохранения Учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» РЕЦЕНЗЕНТЫ: Кафедра общественного здоровья и здравоохранения Учреждения образования «Гомельский государственный медицинский университет»; М.В.Мальковец, доцент кафедры менеджмента и организации здравоохранения Учреждения образования «Белорусский государственный университет», кандидат медицинских наук, доцент ^ Кафедрой общественного здоровья и здравоохранения учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 3 от 19.09.2010 г.); Научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский государственный медицинский университет» (протокол № 9 от 25.05.2011 г.); Секцией по специальности 1-79 01 07 «Стоматология» Учебно-методического объединения по медицинскому образованию (протокол № 5 от 26.05.2011 г.) ^ Общественное здоровье и здравоохранение - учебная дисциплина, содержащая теоретические основы и организационные принципы деятельности здравоохранения с учетом исторического опыта и современного состояния, закономерности общественного здоровья населения и факторы, его определяющие. Типовая учебная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
На основании письма Министерства образования от 25.10.2001 г. № 25-04-1/864 учебная дисциплина «Социальная гигиена и организация здравоохранения» приведена в соответствие с Номенклатурой специальностей научных работников и получила название «Общественное здоровье и здравоохранение» как наиболее полно отвечающая современному состоянию реформирования здравоохранения и приоритету проблем здоровья населения. В новой типовой учебной программе дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» нашли свое отражение достижения современной науки и практики в области охраны здоровья населения, новые подходы к рассмотрению важнейших проблем общественного здоровья. В частности, речь идет о государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения, территориальных программах государственных гарантий по обеспечению медицинским обслуживанием населения административной территории, основах менеджмента в здравоохранении, автоматизированных системах управления в здравоохранении, рынке медицинских услуг, ценообразовании в здравоохранении. Особенность новой типовой учебной программы состоит также в постановке задач изучения и преподавания дисциплины, направленных на формирование у студентов академической, социально-личностной и профессиональной компетенции. Цель преподавания и изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» заключается в формировании у студентов знаний о здоровье населения и факторах его определяющих и приобретении умений организации медицинской помощи населению. Задачи изучения дисциплины состоят в получении студентами академической компетенции, основа которой заключается в способности к самостоятельному поиску учебно-информационных ресурсов, овладению методами приобретения и осмысления знания:
Задачи преподавания дисциплины состоят в формировании социально-личностной и профессиональной компетенции, основа которой заключается в знании и применении:
Преподавание и успешное изучение дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» осуществляется на базе приобретенных студентом знаний и умений по разделам следующих дисциплин: ^ Здоровье, факторы его определяющие. Образ жизни и его компоненты. Проблемы антропогенного загрязнения окружающей среды и его влияние на здоровье населения. Охрана окружающей среды. ^ Структура и содержание работы городской стоматологической поликлиники. Организация работы врача-стоматолога-терапевта. Экспертиза временной нетрудоспособности. Диспансеризация населения. Профилактическая работа врача-стоматолога-терапевта. Новые организационные формы работы городской стоматологической поликлиники. ^ Экологическая ситуация в Беларуси. Связь между экологическим состоянием окружающей среды и заболеваемостью населения. ^ «Общественное здоровье и здравоохранение» включает 6 разделов. Требования к подготовке студента по окончании изучения дисциплины Студент должен знать:
Студент должен уметь:
^ При организации обучения рекомендуется использовать традиционные методы преподавания дисциплины: лекции, лабораторные занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций лекций и лабораторных занятий), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети вуза и Internet. На лабораторных занятиях студенты проводят расчет и анализ показателей, характеризующих здоровье населения, деятельность организаций здравоохранения; изучают законодательные документы, действующие в области здравоохранения, задачи, функции, должностные обязанности, права, ответственность врача-специалиста при оказании медицинской помощи населению; овладевают методами статистической обработки данных, работы врача-специалиста и руководителя организации здравоохранения, проведения гигиенического воспитания и обучения среди населения. Учатся оформлять учетные и отчетные медицинские документы; анализировать статистические данные, представлять их в виде диаграмм, схем, формулировать выводы, рекомендации и предложения. Практическая подготовка обеспечивается также решением студентами ситуационных задач. Самостоятельная внеаудиторная работа направлена на повышение качества обучения, углубление и закрепление знаний студента, развитие аналитических навыков по проблематике учебной дисциплины, активизацию учебно-познавательной деятельности студентов. Самостоятельная внеаудиторная работа студентов включает подготовку к аудиторным занятиям (выполнение домашних заданий, изучение части программного материала с последующим текущим или итоговым контролем знаний на лабораторных занятиях), выполнение курсовых работ, подготовку к сдаче зачета и экзамена. Студентов знакомят с программами статистической обработки медицинских данных, особенностями работы автоматизированных информационно-аналитических систем, техникой безопасности, международными требованиями и этическими нормами при проведении медицинских исследований. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных (в том числе тестовых) опросов в процессе лабораторных занятий. Текущая аттестация проводится в форме зачета и экзамена. ^
^
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
^ Общественное здоровье и здравоохранение как наука о закономерностях общественного здоровья. Воздействие социальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье. Задачи дисциплины. Объект и предмет изучения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение». Дисциплина «Общественное здоровье и здравоохранение» среди медицинских, гигиенических, биологических и общественных наук. Роль дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» в системе медицинского образования, практической деятельности врача-специалиста, работе органов управления и организаций здравоохранения. Основные методы исследования: исторический, статистический, социологический, метод экспертных оценок, экономико-математический, экспериментальный, моделирования. ^ – отрасль деятельности государства, целью которой является организация и обеспечение доступного медицинского обслуживания населения. Современное состояние, основные достижения, проблемы. Организационные принципы государственной системы здравоохранения Республики Беларусь. Обеспечение прав граждан Республики Беларусь на доступное медицинское обслуживание. Системы здравоохранения. Характеристика, организационные принципы. Международное сотрудничество в области здравоохранения. Международные медицинские организации, ассоциации, общества. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), ее структура, основные направления деятельности. Значение ВОЗ в решении вопросов международного здравоохранения. Участие Республики Беларусь в деятельности ВОЗ.
^ Статистика, определение. Содержание, задачи. Использование методов статистики в медико-биологических и медико-социальных исследованиях. Медицинская статистика, ее содержание, задачи. Статистический метод. Параметрические и непараметрические методы статистической обработки данных в медицине. ^
^ Определение медицинской демографии, ее основные разделы. Значение демографических данных для характеристики здоровья населения, анализа и планирования деятельности органов управления и организаций здравоохранения. Демографическая безопасность, демографические угрозы, демографическая политика, определения. Нормативно-правовые документы, регламентирующие основы демографической безопасности Республики Беларусь. Закон «О демографической безопасности Республики Беларусь»: правовые и организационные основы обеспечения демографической безопасности. Национальная программа демографической безопасности: цели, задачи, подпрограммы, ожидаемые результаты. Полномочия органов государственной власти в области обеспечения демографической безопасности. Демографическая политика, понятие, основные направления в различных странах. Современное состояние и основные тенденции демографических процессов в Республике Беларусь и зарубежных странах, факторы их определяющие. Статика населения. Переписи населения как источник информации о статике населения, история, методика проведения, результаты. Характеристика изменений численности населения, возрастно-полового состава в последние десятилетия. Типы возрастно-половой структуры населения. Старение населения как современная демографическая тенденция развитых стран, медико-социальное значение проблемы. Динамика населения, ее виды. Виды миграции населения по направлению потока движения, причине, времени, определяющие факторы, основные тенденции. Влияние миграции на здоровье населения, задачи органов управления и организаций здравоохранения. Проблемы урбанизации. Рождаемость, фертильность (плодовитость). Влияние медико-социальных факторов на их уровень: условия и образ жизни, возрастно-половая структура населения, состояние его здоровья, организация медицинской помощи, законодательство по вопросам брака и семьи и др. Смертность населения, общие и повозрастные показатели. Уровни, тенденции. Младенческая и перинатальная смертность, основные причины. Материнская смертность, ведущие причины. Факторы, влияющие на уровень и динамику смертности. Использование демографических показателей в работе врача-специалиста, их значение для оценки деятельности органов управления и организаций здравоохранения. ^ Статика населения: численность, плотность, возрастно-половой состав и др. Методики расчета. Типы возрастно-половой структуры населения. Характеристика. Рождаемость населения, общий и специальные показатели. Методика расчета. Оценка по критериям ВОЗ. Воспроизводство населения, показатели воспроизводства, методика вычисления, определение типа воспроизводства населения. Смертность населения, общий и повозрастные показатели. Методика расчета. Младенческая, неонатальная и перинатальная смертность, методики расчета. Оценка по критериям ВОЗ. Материнская смертность. Методика расчета показателя. Уровень и причины материнской смертности в Республике Беларусь. Естественный прирост населения. Методика вычисления. Характеристика. Ожидаемая продолжительность жизни при рождении. Методики расчета. Оценка. Факторы, влияющие на ожидаемую продолжительность жизни при рождении. Влияние отдельных причин смерти на ожидаемую продолжительность жизни населения. Анализ демографической ситуации в регионе. Критерии оценки. Роль медицинских работников в регистрации рождения и смерти. Медицинские учетные документы. ^ Заболеваемость, определение. Роль государственной статистики заболеваемости в изучении состояния здоровья населения. Показатели заболеваемости. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (десятый пересмотр), принципы и особенности построения. Современное состояние, тенденции и особенности заболеваемости населения (региональные, возрастно-половые, профессиональные и др.), определяющие факторы. Характеристика заболеваемости населения, пострадавшего от катастрофы на Чернобыльской АЭС. Значение заболеваемости как основного критерия здоровья населения для анализа и планирования работы врачей-специалистов, деятельности органов управления и организаций здравоохранения, оценки качества и эффективности медицинской помощи. Инвалидность населения. Определение понятий: инвалид, инвалидность, нарушение здоровья, ограничение жизнедеятельности, социальная недостаточность. Показатели инвалидности. Причины инвалидности. Группы инвалидности, критерии их определения. ^ Методы изучения заболеваемости и их сравнительная характеристика. Изучение заболеваемости по обращаемости за медицинской помощью. Первичная и общая заболеваемость населения: метод изучения, учетные и отчетный документы, алгоритмы вычисления показателей. Современные уровни и структура первичной и общей заболеваемости населения. Изучение заболеваемости населения по данным специального учета (острые инфекционные, важнейшие неэпидемические заболевания, госпитализированная заболеваемость). Учетные и отчетные документы. Показатели. Современные уровни. Направления профилактики. Изучение заболеваемости с временной утратой трудоспособности (ВУТ). Единица наблюдения. Понятие о первичном обращении. Учетные и отчетные документы. Вычисление и оценка показателей с ВУТ. Уровни и структура заболеваемости с ВУТ. Основные пути снижения заболеваемости с ВУТ. Изучение заболеваемости по данным профилактических медицинских осмотров населения. Методика изучения. Виды профилактических медицинских осмотров (предварительные, периодические и целевые), порядок проведения, учетные документы. Группы здоровья. Понятие «патологическая пораженность». Методика вычисления показателей (патологическая и моментная пораженность). Заболеваемость по данным о причинах смерти: метод изучения, учетные документы, алгоритмы вычисления показателей, уровень. Врачебная регистрация причин смерти.
^ Медицинская помощь, определение. Виды медицинской помощи. Доступность медицинской помощи населению. Первичная медицинская помощь — первый этап непрерывного процесса охраны здоровья населения. Принципы, функции, структура. Врач общей практики, функции, организация работы, взаимодействие с врачами–специалистами. Медицинская помощь населению в амбулаторных условиях. Основные организации: врачебная амбулатория, городская поликлиника. Структура, задачи, направления деятельности. ^ Виды медицинской помощи. Организация медицинской помощи в стационарных условиях. Классификация больничных организаций по: административно-территориальному принципу (республиканские, областные, районные, городские, сельские), организационному принципу (объединенные с поликлиникой и самостоятельные), профилю (многопрофильные и специализированные), мощности (в зависимости от числа коек), степени интенсивности лечения и ухода (больницы/отделения интенсивного лечения, восстановительного лечения, больницы/дома/отделения сестринского ухода, хосписы), участию в учебном процессе. Показатели обеспеченности населения медицинской помощью в стационарных условиях. Основные направления совершенствования медицинской помощи в стационарных условиях. Организация специализированной медицинской помощи населению. Специализированные поликлиники. Диспансеры, областные больницы, особенности организации медицинской помощи. Диагностические центры, задачи, организация работы. Центры специализированной медицинской помощи, задачи, структура, порядок направления и приема пациентов. Больницы/госпитали в системе других ведомств, клиники научно-практических центров: структура, особенности работы. Основные направления совершенствования специализированной медицинской помощи. ^ Поликлиника, роль в организации медицинской помощи населению и изучении его здоровья. Организационная структура поликлиники, функции отделений. Организация приема пациентов, обратившихся с лечебной, диагностической, профилактической целями. Участково-территориальный принцип поликлинического обслуживания, его значение и реализация в современных условиях. Виды врачебных участков, нормативы. Лечебно-диагностическая деятельность поликлиники. Содержание работы врачей-терапевтов участковых и врачей-специалистов. Взаимосвязь и преемственность с другими организациями здравоохранения (больницами, диспансерами и др.). Роль поликлиники в формировании здорового образа жизни. Отделение профилактики поликлиники, его задачи. Методы и средства гигиенического воспитания и обучения населения в поликлинике. Диспансеризация населения. Определение, задачи. Этапы. Организация и содержание диспансеризации в организациях здравоохранения. Группы диспансерного наблюдения взрослого населения. Учетные и отчетные документы. Показатели оценки объема, качества и эффективности диспансеризации. Учетная и отчетная документация городской поликлиники. Анализ деятельности городской поликлиники: характеристика кадрового состава (показатели укомплектованности, коэффициенты совместительства врачей и среднего медицинского персонала), показатели объема работы врачей-специалистов поликлиники, профилактической работы с пациентами, диспансеризации. ^
^ Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах. Основные термины и их определения: здоровье, профилактика. Показатели, характеризующие здоровье населения. Факторы, обуславливающие здоровье населения. Цель, задачи, уровни профилактики (государственный, коллективный, семейный, индивидуальный), виды. Первичная, вторичная, третичная профилактика, мероприятия по их осуществлению. Критерии оценки эффективности профилактики. Понятие о комплексной интегрированной профилактике. Программы профилактики как составные части программы социально-экономического развития Республики Беларусь на среднесрочную перспективу, прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на краткосрочную перспективу. Порядок составления, рассмотрения и утверждения программ профилактики. Характеристика основных разделов программы профилактики: - анализ изучаемой медико-социальной проблемы здоровья населения за предыдущий период; - реальные и потенциальные угрозы; - основные направления программы на пятилетний период; - государственная политика в области охраны здоровья; - преобразования в области здравоохранения; - международное сотрудничество, в том числе обмен опытом в разработке, реализации и оценке эффективности предпринимаемых мер, целевых проектов и содействие в их реализации; привлечение международных организаций и стран-доноров к участию в реализации национальных программ и планов; - ожидаемые результаты. Программы профилактики, реализуемые на территории Республики Беларусь.
^ Теоретические основы научного управления. Современная трактовка основных понятий и процесса управления. Функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль. Социальное управление: общие принципы, особенности. Структура управленческого цикла. Виды управленческих решений. Научная организация труда: определение, принципы. Методы управления, их характеристика. Стиль работы руководителя и психология трудовых коллективов. Здравоохранение, определение. Элементы отрасли здравоохранения. Органы управления здравоохранением Республики Беларусь: центральный и местные органы управления. Министерство здравоохранения: структура, задачи, основные разделы работы главных специалистов. Основы информатизации здравоохранения. Автоматизированные системы управления (АСУ) здравоохранением, их виды и условия функционирования. Автоматизированная информационно-аналитическая система здравоохранения Республики Беларусь (ИАС — Здравоохранение): назначение, условия применения. Законодательство Республики Беларусь о здравоохранении основанное на Конституции Республики Беларусь и состоящее из Законов, актов Президента Республики Беларусь, иных актов законодательства Республики Беларусь, а также международных договоров Республики Беларусь. Направления стратегического развития здравоохранения Республики Беларусь. ^ Экономика здравоохранения, определение понятий. Объект и предмет изучения. Место экономики здравоохранения в структуре экономических наук. Разделы экономики здравоохранения, задачи, методы. Экономичность и эффективность в здравоохранении. Структура экономического ущерба. Виды экономических выгод. Финансирование здравоохранения, определение понятий. Источники финансирования здравоохранения. Экономические модели здравоохранения, особенности финансирования государственной, частной и страховой медицины. Бюджет здравоохранения и его составные части. Источники формирования бюджета здравоохранения. Планирование расходов здравоохранения. Кредиты. Распорядители кредитов и их права. Бюджет государства, системы здравоохранения. Порядок утверждения, распределения финансовых средств. Смета медицинской организации. Составление сметы. Основные статьи сметы. Внебюджетные источники финансирования организаций здравоохранения, порядок их формирования и расходования. Литература Основная:
Дополнительная:
Рекомендуемые средства диагностики Оценка учебных достижений студента осуществляется с использованием фонда оценочных средств и технологий вуза. Фонд оценочных средств учебных достижений студента включает:
Фонд технологий контроля обучения включает:
![]() |