|
Скачать 346.89 Kb.
|
Организационные аспекты работы врача-психиатра в специальных детских учреждениях Методическое письмо подготовлено заведующей Клинико-эпидемиологическим отделением ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского кандидатом медицинских наук Л.А. Прониной и заместителем главного врача детской городской психиатрической больницы № 6 г. Москвы по внебольничной помощи Л.А. Андреевой. В работе обобщены методы организации лечебно-профилактической помощи детям (в возрасте от 0 до 17 лет включительно) в структуре психоневрологического диспансера, психиатрического приема в детской поликлинике и в специальных коррекционных образовательных учреждениях. Представлены нормативные документы, вышедшие ранее и регламентирующие деятельность перечисленных структурных подразделений, а также должностные обязанности детских врачей-психиатров и среднего медицинского персонала, которые работают в этих структурах (на примере г. Москвы). Для детских врачей-психиатров, членов медико-психолого-педагогических комиссий и специалистов по вопросам охраны психического здоровья детского населения Российской Федерации. Введение По данным клинико-эпидемиологических и статистических работ о распространенности психических расстройств по территориям Российской Федерации четко прослеживается рост темпов болезненности, заболеваемости и инвалидизации детей (Чуркин А.А., Творогова Н.А., 2003). Начиная с 2001 г. в стране в соответствии с нормами ВОЗ к детям относятся лица в возрасте 0-17 лет включительно, то есть объединяются ранее существовавшие группы детей в возрасте 0-14 лет и подростков — 15-17 лет включительно. Всего в 2002 г. зарегистрировано 1061,9 тыс. больных психическими расстройствами детей (0-17 лет), что составило 3257,8 на 100 000 человек соответствующего населения. В общем контингенте зарегистрированных больных психическими расстройствами дети (0-17 лет) составили 25,9%, то есть более четверти всех зарегистрированных в стране психически больных были дети. Показатель болезненности детей (0-17 лет) был больше общего показателя болезненности (больные всех возрастов -- 2840,7) на 14,7%, или в 1,15 раза. Следует отметить, что между возрастными категориями детей (0-14 и 15-17 лет) существуют весьма значительные различия в уровнях болезненности психическими расстройствами, причем у подростков в основном все показатели заметно больше, чем у детей 0-14 лет. Несмотря на то, что клинические проявления и особенности течения психических расстройств у детей рассмотрены довольно подробно, вопросы организации и помощи этому контингенту больных разработаны недостаточно (Сухарева Г.Е., 1973; Ковалев В.В., 1985, 1995; Гурович И.Я. с соавт., 1988; Чуркин А.А., Румянцева Г.М., 2002). Ускоренный темп современной жизни, несущей в себе обилие самых различных не только стрессовых, но и чрезвычайных ситуаций с психоэмоциональной напряженностью, приводит к росту распространенности психической патологии среди населения, в связи с чем организационные мероприятия психиатрической помощи детям приобретают первостепенное значение (Кекелидзе З.И. с соавт., 2002). ^ Внебольничная психиатрическая помощь является ведущим звеном в организации специализированной помощи детскому населению и включает в себя детские психиатрические кабинеты в ПНД, специализированные детские сады и ясли, специализированные школы (или школы-интернаты), специализированные санатории, приюты, учреждения социальной защиты. Важнейшим требованием ко всем тем, кто занимается вопросами наблюдения и лечения психически больных детей, являются достаточная квалификация и компетентность. Психиатр может работать в различных детских психоневрологических учреждениях, поэтому приказом № 27 МЗ РФ от 13.02.95 г. (см. приложение № 4) введена должность детского психиатра. Работа детского психиатра регламентируется общими положениями нормативных актов о психиатрической помощи населению, однако в зависимости от типа лечебного учреждения она имеет свои особенности, что отражено в рекомендациях и положениях о ее проведении. ^ Психоневрологическая помощь детям проводится в системе общей психиатрической сети и системе педиатрических учреждений. Детский психиатрический кабинет, находясь в штате психоневрологического диспансера, развертывает свою работу непосредственно в детской поликлинике или в ПНД. Прием всех желающих ведется без предварительной записи, по расписанию работы врача. Согласно приказу МЗ СССР № 321 от июня 1960 г. нагрузка детского психиатра во время работы - 2,5 человека в час (см. положение 1). Задачи детского психиатра:
Детский психиатр обязан учитывать особенности детского организма: незавершенность и продолжающееся развитие нервно-психической системы ребенка, большие компенсаторные возможности, возрастной изоморфизм, преобладание непсихотических форм психических расстройств, а также особый характер зависимого положения ребенка в семье. В своей работе психиатр должен поддерживать постоянный контакте с педиатром и другими детскими специалистами. В соответствии с приказом МЗ РФ № 311 от 06.08.99 г. утверждены стандарты оказания психиатрической помощи, представленные в клиническом руководстве "Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств" (под редакцией проф. В.Н. Краснова и проф. И.Я. Гуровича, 1999). Цель руководства — повышение эффективности диагностики и лечения пациентов с психическими и поведенческими расстройствами, с учетом современных подходов к тактике ведения пациентов и унификацию оптимальных режимов лечебно-диагностического процесса. Участковый психиатр оказывает специализированную помощь больному по месту его постоянной прописки. Больным, находящимся в домах-интернатах для психически больных, вспомогательных школах-интернатах, специализированных яслях и садах, сроки посещения кабинета не устанавливаются, но сведения об их состоянии должны передаваться врачом специального учреждения участковому психиатру не реже 1 раза в год. С целью приближения психиатрической помощи населению широкое распространение приобретает практика врачебных приемов в детских лечебных учреждениях. Работу детского психиатра целесообразно проводить в детской поликлинике: это удобно для населения, так как родители охотнее идут с детьми в поликлинику, чем в диспансер, и для самого врача. Врач-психиатр в поликлинике при необходимости может получить амбулаторную карту ребенка, проконсультировать его у педиатра и других специалистов (невропатолога, логопеда, лор-врача, окулиста, хирурга и т.д.), сделать анализы и рентгенографию. На консультацию к психиатру детей с различными формами нервно-психических отклонений направляют педиатры лечебно-профилактических учреждений, работники школ и детских садов, невропатологи, офтальмологи, отоларингологи, ортопеды, а также врачи других специальностей, причем только с согласия родителей или опекунов. Осмотр ребенка осуществляется обязательно в присутствии родителей или опекунов, которых нужно проинформировать о выявленных нарушениях у детей и о необходимости назначения того или иного лечения (Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"). С первого посещения врач должен добиваться установления доверительных отношений с пациентом и родителями, снять их настороженность по отношению к психиатру. Для правильной организации работы кабинета имеет значение четкое ведение медицинской документации:
Кроме этого, врач-психиатр должен отвечать в письменном виде на запросы (согласно приказу № 225 МЗ РФ от 21.03.81 г.), оформлять документы для решения вопроса об установлении инвалидности ребенка, на получение социальных льгот, направлять детей на консультации, обследования, в санатории, на районные медико-педагогические комиссии по определению профиля обучения, с подробными выписками из истории болезни, а также оформлять документацию при переводе подростков в подростковый кабинет. В числе пациентов психиатра есть инвалиды с детства, которые не могут посещать поликлинику и требуют систематического наблюдения врачом и медсестрой на дому. В г. Москве на 1 вызов затрачивается от 40 минут до 1 часа, в зависимости от места жительства и состояния больного. Срочная госпитализация в психиатрическую больницу производится с согласия родителей. При ухудшении состояния ребенка с двигательным возбуждением, при тенденции к самоубийству, нанесении себе или окружающим телесных повреждений, при бродяжничестве госпитализация проводится согласно статусу (ст.ст.23, 29 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"). Медицинская сестра, являясь помощником врача, должна принимать активное участие в работе кабинета. Она обязана знать основные законы и положения (Декларация прав и свобод человека, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Закон РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании"), так как первая входит в контакт с пациентом и родителями, подготавливает их встречу со специалистами, обеспечивает дальнейшее своевременное наблюдение (см. положение 2). При наличии в областном городе или округе нескольких психоневрологических кабинетов для детей и подростков, работающих по территориальному принципу, методическое руководство всеми детскими психиатрами осуществляет старший врач-психиатр (см. положение 3). ^ В соответствии с Приказом Минздрава № 1225 МЗ от 11.12.87 г. были изменены принципы организации динамического наблюдения больных с нервно-психическими заболеваниями и определены критерии их отбора в консультативную группу. В настоящее время существуют две формы динамического наблюдения: консультативное ("К") и активное диспансерное ("Д"). Диспансерное наблюдение за психически больными осуществляется в соответствии с "Системой динамического диспансерного учета и наблюдения психически больных" (утвержденной МЗ СССР 17 июня 1988 г. № 10-111/СП-88-9/ОП). Для взятия под диспансерное наблюдение необходимо согласие родителей и их подпись в амбулаторной карте больного. У детей группы "К" наибольший удельный вес составляют нервно-психические отклонения, не достигшие выраженных клинических форм (т.е. патология на самом раннем этапе становления). Отсюда следует, что работа с этим контингентом должна проводиться активно, именно через работу с такими больными в детской психиатрии эффективно реализуется принцип раннего выявления, своевременного лечения и профилактики тяжелых психических нарушений. Под активностью работы следует понимать не вызов больного на прием, а контакт с родителями, которые должны понять необходимость наблюдения за ребенком и самостоятельно обращаться к врачу. Если ребенок нуждается в активном "Д" - наблюдении, то с родителями проводится разъяснительная работа и на ребенка заводятся карта диспансерного наблюдения и учетная форма. Все дети, состоящие в "Д" - группе, постоянно наблюдаются психиатром, получают необходимую поддерживающую терапию в зависимости от формы и течения заболевания. Частота посещения диспансерных больных определяется состоянием психического здоровья:
Для регулярного наблюдения за больными истории болезни в картотеке участкового врача рекомендуется расставлять соответственно датам следующего посещения больного. При неявке больного на прием в назначенный день врач должен выяснить причину этого и сделать запись в амбулаторной карте. В случае необходимости врач должен сам посетить больного на дому в тот же или на следующий день или направить к нему медсестру. В процессе лечения происходит динамическое движение больных, наблюдаемых в группах "К" и "Д". Основными принципами и критериями для перевода из группы "Д" в группу "К" или прекращения наблюдения являются исчезновение клинических симптомов, стабильная клиническая компенсация, отсутствие обострений в течение нескольких лет и социальная адаптация больного. Важным разделом работы является передача наблюдаемых подростков в подростковый кабинет ПНД. К концу подросткового периода заканчивается формирование важнейших органов и систем организма, завершается период полового созревания, происходят серьезные морфологические и функциональные изменения в сердечно-сосудистой системе. В психической и психологической сферах также происходит огромная перестройка. Все это следует учитывать при решении вопросов о направленности будущей трудовой деятельности. Дети-инвалиды Инвалидность — сложный социально-демографический и клинико-функциональный показатель, который наряду с рождаемостью, заболеваемостью и смертностью характеризует состояние здоровья населения. Инвалид с детства — это лицо, имеющее "значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению и трудовой деятельности в будущем". Факт установления инвалидности вследствие психического расстройства является ведущим юридическим актом и предполагает, что государство в лице его различных служб и ведомств берет на себя заботу о социальной помощи этой категории людей. Инвалидность назначается согласно постановлению Министерства труда и социального развития РФ и МЗ РФ № 1-30 от 29.01.97 г. "Об утверждении классификаций и временных критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы" (ранее — приказ МЗ РФ за № 117 от 4 июня 1991 г. "О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет"). Работа с детьми-инвалидами проводится по трем направлениям:
Дети-инвалиды имеют право на бесплатное лечение, социальную помощь, жилищные льготы (на основании циркуляра НКВД и НКЗ РСФСР № 27/15 от 13-19.01.28 г.; приказа МЗ СССР № 330 от 28.03.83 г.; постановления Правительства РФ № 901 от 27.07.96 г.). Родители получают материальное пособие (пенсии) на содержание и лечение таких детей по постановлению Правительства РФ № 861 от 18.07.96 г. "Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели". Профилактика инвалидности предусматривает три уровня предупреждения и снижения степени инвалидизации. Профилактика первого уровня направлена на выявление причин инвалидности. Особое значение имеют охрана плода в антенатальном периоде, направленная на устранение факторов риска, влияющих на формирование и развитие зародыша, предупреждение врожденной патологии, перинатальной смертности. На этом уровне необходимо выделять физические, химические и биологические факторы риска. Профилактика второго уровня направлена на уменьшение степени инвалидности, вызванной нарушением функций организма, или на обратное ее развитие. Профилактика второго уровня включает также и социальную помощь. Профилактика третьего уровня носит более выраженный социально-реабилитационный характер. Анализ проблемы инвалидности больных вследствие психических расстройств показывает, что в большинстве территорий Российской Федерации она продолжает оставаться одной из ведущих в организационном, медико-социальном и социально-экономическом аспектах. В связи с упорядочением осмотра инвалида-ребенка и определением или продлением инвалидности детства была разработана памятка направления на медико-социальную экспертизу (см. положение 4). ^ Все дети в возрасте до 3 лет, имеющие в анамнезе пре-, анте-, и постнатальную патологию, осматриваются и наблюдаются невропатологом. (В г. Москве в диагностически неясных случаях дети из районных поликлиник направляются на консультацию и обследование в городской детский неврологический центр). Дети с 3 лет осматриваются психиатром по направлению педиатра при подозрении на психическую патологию с согласия родителей. Учащиеся, по разным причинам не усваивающие программу массовой школы, направляются в кабинет детского психиатра обязательно с родителями, с характеристикой от педагога, контрольными работами для решения вопроса о причинах неуспеваемости. В случае подозрения или выявления у ребенка умственной отсталости родителям разъясняется необходимость обучения их ребенка по специальной коррекционной (облегченной) программе. Ребенок направляется на окружную медико-психолого-педагогическую комиссию (ОМППК) с подробной выпиской из амбулаторной карты и школьными документами, характеристикой от педагога и контрольными работами для решения вопроса о профиле школы. При несогласии родителей с переводом ребенка в коррекционную школу или при их сомнении в правильности диагноза ребенок направляется на городскую медико-психолого-педагогическую комиссию, где проводится более широкая диагностическая и разъяснительная работа. Однако без согласия родителей дети в коррекционную школу не переводятся. Между тем, оставаясь в массовой школе, такие дети не усваивают программу класса, затрудняют работу педагогов и мешают обучению других детей. Кроме этого, у них формируется негативное отношение к дальнейшей учебе. Поэтому чрезвычайно важно своевременно выявлять умственно отсталых детей и переводить их в коррекционную школу по профилю (VII и VIII вида). ^
Кроме умственно отсталых детей психиатр и психолог выявляют детей с задержкой психического развития по разным причинам (часто болеющие, из неблагополучных семей и т.д.). Находясь в школах, такие дети нуждаются в коррекционном обучении или в дублировании обучения в начальной школе, а не в переводе в следующий класс, что часто практикуется администрацией школ вопреки рекомендации окружной медико-психолого-педагогической комиссии. Такие решения еще больше усложняют школьникам усвоение последующего учебного материала, приводят к академической запущенности и множат число детей с так называемой "приобретенной умственной отсталостью". ^ В системе государственных мероприятий, направленных на оказание помощи аномальным детям, огромную роль играет специальная коррекционная (вспомогательная) школа. По своей структуре, содержанию и задачам такая школа отличается от обычной массовой школы. Ее задача - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в обществе — может быть выполнена лишь с помощью коррекционной медико-педагогической работы, направленной на исправление дефектов личности умственно отсталого ребенка. Вспомогательная школа предусматривает значительно больший срок обучения, меньшую наполняемость классов (от 12 до 16 учеников), логопедические занятия, трудовые уроки. Эти школы подчиняются органам образования, но в силу специфических особенностей контингента более тесно контактируют с органами здравоохранения (см. положение 5). ^ Важным разделом работы психиатрического кабинета является санитарно-просветительный раздел, который представляет собой первичную профилактику, направленную на устранение причин возникновения психических расстройств. Это достигается путем пропаганды рационального режима психической деятельности, умственного и физического труда; а также просветительной работой, направленной на борьбу с вредными привычками, алкоголизмом, наркоманиями и др. Применяются различные формы и методы санитарно-просветительной работы: 1) лекции для врачей поликлиники на совместных конференциях; 2) систематические беседы с родителями, учителями, детьми; 3) индивидуальные беседы по воспитанию речевого, психического развития ребенка, по устранению ситуаций, нарушающих сон, поведение ребенка; 4) обучение взрослых общению с детьми и детей — со сверстниками. На психическое здоровье школьников существенно влияют хронические болезни, особенно те из них, которые глубоко видоизменяют психику, перестраивая по органическому типу нейродинамику головного мозга (менингоэнцефалиты, травмы головного мозга и др.). Наиболее частыми факторами, способствующими возникновению нервно-психических заболеваний у детей, являются ошибки воспитания, конфликтные ситуации в семье, патологическая наследственность. Ведущее значение в снижении уровня заболеваемости и распространенности психических расстройств у детей-школьников должно принадлежать следующим мероприятиям:
^ Для комплектования специальных коррекционно-образовательных учреждений и в целях определения адекватных специальных образовательных условий для обучения детей с психическими и интеллектуальными отклонениями в развитии организованы городские и окружные медико-психолого-педагогические комиссии. Комиссии созданы в соответствии с Законом РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", инструктивным письмом Министерства просвещения СССР № 102-М от 21.11.74 г., постановлением Правительства РФ № 288 от 12.03.97 г. "Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучения воспитанников с отклонениями в развитии", с учетом Федерального Закона "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (о специальном образовании)", принятого Государственной Думой 18 июля 1996 г. Участковый детский врач-психиатр предварительно обязан осмотреть ребенка и провести необходимое обследование. В работе комиссии участвуют: председатель комиссии - представитель образования, врач-психиатр, дефектолог, психолог, логопед (см. положение 6). Врач-психиатр принимает участие в работе окружных медико-психолого-педагогических комиссий по определению профиля обучения неуспевающих в массовых школах учеников, решению наиболее сложных в диагностическом отношении случаев, отграничению умственной отсталости от сходных состояний, выявлению структуры умственного дефекта. ОМПГТК проводятся в течение года по заранее определенному графику. Обследуются дети только в присутствии родителей или опекунов, при наличии выписки из амбулаторной карты от районного психиатра, характеристики педагога, дневника успеваемости и школьных тетрадей. За один день комиссия может принять 5—6 человек и дать индивидуальные рекомендации по дальнейшему обучению данного ребенка. Деятельность медико-психолого-педагогической комиссии руководствуется принципами и методами комплексного подхода к обследованию ребенка. Ниже дано приложение с перечнем инструкций о работе специалистов, которые занимаются охраной психического здоровья детей. Приложение1 Приказ Минздравмедпрома России от 13.02.95. № 27 Приложение 4 Штатные нормативы медицинского, фармацевтического,педагогического и иного персонала психоневрологических диспансеров, отделений, кабинетов
Положение 1 О работе участкового детского психиатра районного психоневрологического диспансера1
Права Участковый врач имеет право:
Для посещения организационно-методических семинаров, лекций, консультаций специалистов в г. Москве детским психиатрам выделяется 1 день в месяц (второй четверг, приложение № 4 к приказу ГУЗМ № 312 от 1969 года и № 41 от 1982 года). Методический центр находится в детской городской психиатрической больнице № 6 г. Москвы. Эти посещения приравниваются к повышению квалификации психиатра. ^
Положение 2 Инструктивные обязанности участковой медицинской сестры психоневрологического диспансера Работа участковой медицинской сестры складывается из 3 разделов: 1. Прием с врачом. 2. Работа на участке по заданию врача. 3. Постоянная связь участковой медсестры с медсестрой и врачом спец. учреждений, где находится ребенок, состоящий на учете у врача-психиатра. Общая часть К самостоятельной работе по профессии "участковая медицинская сестра" допускаются лица не моложе 18 лет со среднем медицинским образованием. Назначается и увольняется главным врачом ПНД по представлению главной медсестры ПНД в соответствии с действующим законодательством. В своей работе руководствуется официальными документами по выполняемому разделу работы, распоряжениями вышестоящих должностных лиц и настоящей инструкцией. Медицинская сестра работает в режиме работы ПНД и детской поликлиники по графику, составленному администрацией. Медицинская сестра по производственной необходимости по распоряжению главного врача может быть переведена в другое подразделение в том же режиме работы. Медицинская сестра в административном отношении непосредственно подчиняется Главной медсестре ПНД, заведующему отделением и участковому врачу-психиатру. ^
Права Медицинская сестра имеет право:
Положение 3 О работе старшего детского психиатра района
Положение 4 Памятка для спец. учреждений по работе с детьми и подростками-инвалидами с детства (д/дома, интернаты и другие коррекционные школы) В учреждении должен быть список детей-инвалидов до 16 лет (даты первичного назначения инвалидности и дата переосвидетельствования). Маркировка в истории болезни "Инвалиды детства". Дети-инвалиды, поступившие из других учреждений, должны иметь выписку от врача и педагогическую характеристику; данные о том, кем был впервые освидетельствован ребенок; план реабилитации и лечения ребенка (приказ № 656 комитета здравоохранения от 04.12. 98 г.). Учет детей-инвалидов, которые учатся по индивидуальной программе, на надомном обучении в интернате (д/доме), с указанием, кто оформил обучение. Осмотр инвалидов на МПК в учреждении должен проводиться 2 раза в году: с выпиской психиатра, характеристикой логопедов и педагогов-дефектологов, запись в истории болезни и план реабилитации должен быть на каждого ребенка-инвалида с детства. В план реабилитации на текущий год на каждого ребенка-инвалида с детства должны входить рекомендации, составленные психиатром, логопедом, дефектологом, преподавателем по труду, по восстановлению или коррекции нарушенных (ограниченных) функций жизнедеятельности инвалида-ребенка. Специалистами используются приказы МЗ РФ и Комитета труда № 95 от 1996 года "Об оформлении направления на медико-социальную экспертизу" и постановления Министерства труда и социального развития и МЗ РФ № 1/30 от 29.01.1997 года "Об утверждении классификаций и временных критериев при осуществлении экспертизы в учреждении; кто ответственен за это в учреждении". В истории болезни ребенка, готовящегося для представления на медико-социальную экспертизу по инвалидности, должны быть: этапный эпикриз, данные профилактического (диспансерного) осмотра специалистами — педиатра, лор-врача, хирурга-ортопеда, невропатолога, окулиста, заключение психиатра, ЭХО-, РЭГ-, ЭЭГ-исследований (по показаниям), заключение логопеда, дефектолога, педагога в данном году, характеристика воспитателя, преподавателя по труду. Должны быть перечислены все реабилитационные мероприятия, проведенные ребенку до данного момента в учреждении. Должны быть представлены следующие медицинские формы: форма 026/у, форма 0112/у, форма 25/у, медицинские заключения по форме 027/у согласно приказа № 656 Комитета здравоохранения от декабря 1998 года, форма 0-80, освидетельствование детей-инвалидов. В бюро МСЭ должна проводиться за 1 месяц до истечения срока инвалидности. Если ребенок был освидетельствован ранее в бюро МСЭ - приложить подлинник справки МСЭ. Если ребенку определялась инвалидность органами здравоохранения, приложить копию заключения предыдущего освидетельствования. Для разработки ИПР ребенку-инвалиду необходимо решение КЭК с указанием не только проведенных реабилитационных мероприятий, но и их эффективности, а также вновь рекомендуемых мероприятий (по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации). Положение 5 О работе детского психиатра в школе или школе-интернате для детей с умственной отсталостью Ставка врача-психиатра на школу-интернат для умственно отсталых детей устанавливается согласно приказу № 27 МЗ РФ от 13.02.95 г. и приложению 4 (1.1.3).
Детским психиатром школы-интерната назначается лечение учащимся с осложненной формой умственной отсталости и при необходимости — госпитализация в психиатрическую больницу при согласии родителей.
^ Медицинские работники несут ответственность за четкое и своевременное выполнение обязанностей, предусмотренных настоящими инструкциями и правилами внутреннего трудового распорядка учреждения. Положение 6 Распределение обязанностей между членами окружной медико-психолого-педагогической комиссии Председатель, заместитель председателя комиссии: организует общее руководство деятельностью комиссии; составляет и утверждает приказ по конкретному составу комиссии; контролирует правильность ведения обследованных детей; обеспечивает непрерывность работы комиссии; проводит работу с родителями при рассмотрении конфликтных ситуаций; составляет анализ и отчет о деятельности комиссии по отбору детей в специальные (коррекционные) образовательные учреждения. Врач-психиатр: отвечает за проведение медицинского обследования; подробно изучает анамнез, особенности раннего развития, условия воспитания, взаимоотношения в семье, детском коллективе и т.д.; обследует соматический и неврологический статус с целью выявления сопутствующей патологии; проводит клинические обследования; дает клиническую оценку состояния ребенка; при необходимости направляет на дообследование; консультации к другим специалистам или в стационар; делает подробную запись в амбулаторной карте и в протоколе психолого-педагогического обследования ребенка; устанавливает диагноз с учетом результатов обследования всеми специалистами; дает рекомендации по лечению, динамическому наблюдению, при необходимости решает вопрос об установлении инвалидности детства. Педагог-дефектолог: оценивает объем имеющихся знаний, навыков, их соответствие возрасту, классу обучения; проводит обследование с целью выявления структуры дефекта, аномалии развития ребенка; устанавливает особенности личности ребенка; определяет степень способности ребенка к обучению; определяет тип учреждения для обучения ребенка; делает соответствующую запись в протоколе психолого-педагогического обследования ребенка. Логопед: квалифицирует особенности и дефекты речи, навыки чтения и письма; устанавливает уровень речевого развития и соответствие его уровню интеллектуального развития; уточняет сведения о характере раннего речевого развития, определяя состояние фонематического слуха; проводит обследование артикуляционного аппарата; выявляет уровень импрессивной и экспрессивной речи, словарный запас; если ребенок умеет читать, то дает заключение о технике чтения, проверяя его осмысленность и понимание содержания прочитанного; в предоставленных самостоятельных письменных работах по русскому языку изучает характер ошибок; делает запись в протоколе психолого-педагогического обследования ребенка. Психолог: проводит психологическую диагностику различного профиля и предназначения: а) определяет степень отклонений (умственных, физических, эмоциональных) в развитии ребенка, а также различного вида нарушений социального развития; б) определяет умение ребенка воспринимать и использовать помощь в выполнении поставленного перед ним задания; в) определяет факторы, препятствующие развитию личности ребенка; г) составляет психолого-педагогические заключения по результатам обследования ребенка с целью ориентации преподавательского коллектива и родителей в проблемах его личностного и социального развития; д) делает запись в протоколе психолого-педагогического обследования ребенка. ^ отвечает за медико-педагогическую документацию; ведет журнал учета работы комиссии; перед началом работы комиссии проверяет правильность оформления и наличие документов, имеющихся у родителей, в соответствии с положением об окружной медико-психолого-педагогической комиссии; проверяет документацию в архиве. ![]() 1 Это и последующие положения разработаны на основании приказов МП РФ, МЗ РФ, комитетов здравоохранения и образования заместителем главного врача ДПНБ № 6 г. Москвы по внебольничной помощи Андреевой Л.А. |