|
Скачать 59.35 Kb.
|
МУЛЬТИМЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ. Ендальцева Виктория Владиленовна, учитель-дефектолог МБУ детский сад комбинированного вида №33 «Мечта». Познавательная деятельность - активная деятельность ребенка по получению знаний. В процессе познавательной деятельности происходит развитие наглядного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, памяти, творческого воображения ребенка. Важным компонентом познавательной деятельности является познавательный интерес, порождающий познавательную активность дошкольника. Главная задача познавательного развития ребенка- формирование потребности и способности активно мыслить, преодолевать трудности при решении мыслительных задач. Ребенок с патологией зрения развивается в условиях ограничения, искажения визуальной информации об окружающем мире. Нарушение зрения отрицательно влияет на развитие всех процессов. Ребенок имеет недостаточно представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, поэтому важно научить ребенка с нарушенным зрением, правильно выделять важные существенные признаки и свойства. Огромное значение в развитии мыслительных процессов у детей со зрительной патологией имеет руководство их деятельностью педагогом, ее направление, стимуляция. Педагог руководит зрительным восприятием детей, учит выделять в окружающем признаки, которые можно познавать с помощью всех сохранных анализаторов. Это важно для детей с нарушением зрения и обогащает их представления об окружающем мире. Задача педагога – сделать восприятие целенаправленным и осознанным. Основной контингент наших воспитанников это дети с сочетанным нарушением зрения и речи. У детей с нарушениями зрения чаще встречаются комплексные отклонения от нормы, нарушения пространственной координации, плохо развита мелкая моторика, проблемы в познавательной сфере. Формирование речи таких детей протекает в более сложных условиях, чем у ребенка с нормой по зрению. Нарушения звукопроизношения разнообразны. У детей ограничен словарный запас, затруднения в соотнесении слова и образа предмета, в употреблении обобщающих понятий, в составлении предложений и развернутых рассказов. Нечеткость, узость восприятия затрудняет узнавание предметов, их форм, характерных внешних признаков. Дети не видят строки, путают сходные по начертанию буквы, теряют и повторяют строчки при чтении, не замечают знаков препинания, неправильно произносят слова. Стимульный материал должен соответствовать требованиям с учетом зрительных возможностей воспитанников в соответствии с рекомендациями врача - офтальмолога и тифлопедагога. Решение этих вопросов потребовало поиска и создания новых средств коррекционного развития. Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Мы решили помочь мобилизовать зрительное восприятие данных детей, учитывая всю специфику работы применяя мультимедийные презентации. Использование компьютерных презентаций делает процесс коррекции продуктивным и занимательным как для педагога, так и для детей, повышает уровень мотивации к деятельности. Эффективность коррекционной работы повышается при использовании различных наглядных материалов, но современного ребенка, слишком рано включенного в ауди- и видео среду, невозможно удивить традиционными средствами наглядности - картинками, кубиками, карточками. Ребенок, знакомый с компьютером требует особого внимания. В работе с использованием компьютерных презентаций большинство детей становятся более активными, у них повышается самооценка, снижается неуверенность, тревожность. Мультимедийная презентация - это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ, сочетающий в себе динамику, звук, изображение – то есть те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь большего эффекта. Слайды становятся удобным и результативным способом предоставить ребенку знания о предметах, которые его окружают. Целесообразность использования мультимедийных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с дефектами зрения имеет следующие достоинства: - осуществление полисенсорного восприятия материала; - возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде; использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов; преобладание красного, оранжевого, желтого цвета; рассматривание объектов в вертикальном положении; - объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми; - возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы; - активизация зрительных функций. У детей быстрее развиваются: зрительное и слуховое восприятие, зрительно-моторная координация, произвольная память, активизируется внимание, образное мышление, умение строить план действий; формируется познавательная мотивация; формируется словарный запас; дети меньше утомляются. Включение в презентацию заданий, дидактических игр, вопросов различной сложности позволяет осуществлять индивидуальный подход к ребенку. Если возникает затруднение, есть возможность возвращения к нужному слайду для уточнения, выбора варианта ответа. Преимущества использования презентаций на занятиях дефектолога: -качество наглядного материала; -мультимедиа среда выше по информационной плотности; -представление познавательного материала в доступной форме; -реализация развивающего обучения, дифференцированного подхода; -решение проблемы дефицита наглядности; -возможность многократного повторения материала. Преимущества использования компьютерных технологий
предоставляет возможность индивидуализации обучения; Применение компьютерных технологий в процессе коррекции зрительных нарушений позволяет сочетать коррекционные и развивающие задачи тифлопедагогического воздействия, учитывать закономерности и особенности психологического развития дошкольников Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности. Факторы, которые необходимо учитывать при работе с детьми с патологией зрения 1. Состав и структура нарушенных функций зрения. 2. Целевые установки на восприятие и последующее воспроизведение объектов и процессов. 3. Характерные признаки объектов и процессов, доступные для восприятия с помощью сохранной сенсорной системы. 4. Полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств изучаемых объектов, их изменений и превращений. 5. Частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности воспитанников. С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. Следует отметить, что согласно санитарно-эпидемиологическим нормам, недопустимо, чтобы за компьютером одновременно занималось более одного ребенка. Использовать компьютер в подгрупповой и фронтальной деятельности можно только при наличии специального оборудования - мультимедийного проектора. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог. При использовании компьютера необходимо соблюдать режим работы. Занятия проводятся не чаще 2 раз в неделю. Продолжительность непрерывной работы не должна превышать 5-7 минут. Необходимо обязательное проведение зрительной гимнастики. Ребенку должно быть комфортно сидеть, его поза должна быть естественной. Голова не наклонена слишком вперед. Спина должна быть прямой, плечи расслаблены. Монитор расположен примерно на 15 градусов ниже уровня глаз. Компьютер должен иметь заключение СЭС, подтверждающее его безопасность. Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов. |