Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения Котова Е. Е icon

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения Котова Е. Е





Скачать 59.93 Kb.
Название Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения Котова Е. Е
Дата 25.03.2013
Размер 59.93 Kb.
Тип Документы
Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения

Котова Е.Е.

Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей имени В.Г.Сизова город Мончегорск Мурманская область

Для решения проблемы совершенствования помощи детям с нарушением зрения требуется единый подход к непрерывному, комплексному воспитанию, обучению и лечению. Для этих детей существует сеть дошкольных и школьных учреждений, обучение и воспитание детей осуществляется на основе принципов, присущих всей системе обучения и воспитания, вместе с тем их обучение и воспитание имеет ряд своих принципов и особых задач, на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций; организацию дифференцированного обучения, подготовку к жизни.

Основными принципами организации лечебно-восстановительного, коррекционно-педагогического и образовательного процесса является:

- учет общих, специфических и индивидуальных особенностей детей с нарушением зрения;

- модификация учебных планов и программ, перераспределение учебного материала, изменение темпов его прохождения;

- дифференционный подход к детям в зависимости от состояния их зрения;

- включение специальных форм и методов работы, использование методики индивидуально-подгруппового обучения;

создание офтальмо-гигиеничных условий в учебных классах, специального распорядка дня:

Под коррекционно-педагогической работой понимается система специальных мероприятий, средств, форм и методов обучения и воспитания, направленных на развитие процессов компенсационного преодоления, устранение недостатков познавательной деятельности, черт личности, физического развития и двигательных способностей детей с нарушением зрения.

И. М. Сеченов, говоря о зрительном восприятии, выделил ряд признаков, воспринимаем глазами: цвет, форму, величину, удаление, направление, телесность и движение предметов.

В зрительном восприятии слабовидящих следует отметить, что у них наблюдается неполнота и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, что отрицательно сказывается на овладении знаниями и умениями. Однако чтобы дети могли овладеть процессами игровой, учебной, трудовой, конструктивно-технической деятельностью требуется довести у них развитие наглядно-образных представлений и пространственного мышления до высокого уровня. Важным условием полноценного овладения знаниями и умениями является активная предметно-практическая деятельность, связанная с процессами анализа, сравнения, мысленными обобщениями и словесными обозначениями физических качеств, пространственных свойств и отношений предметов

На начальных этапах работы я широко использую на уроках работу с палочками. Детям предлагается в течение 5 секунд (а затем и 2 секунд) рассмотреть картинку. После этого на 2-3 секунды дети закрывают ладошками глаза. Затем на парте начинают выкладывать запомнившийся предмет. Сначала с ошибками, а, позже почти не делая их, дети начали включаться в эту форму работы.

Хочу поделиться некоторыми видами этих картинок.



Известный специалист по охране зрения детей профессор Э.С.Аветисов со своими сотрудниками предложили специальную гимнастику для глаз. Упражнение очень просты. Они помогают сохранить хорошее зрение всем школьникам, но особенно полезны для детей, имеющих близорукость. Гимнастика способствует приостановлению или замедлению ухудшения зрения.

1.Первое упражнение для укрепления мышц век, улучшения кровообращения расслабления мышц самого глаза. Выполняется сидя. Нужно крепко зажмурить глаза на 3-5секунд. Затем открыть глаза на такое же время. Повторить 6-8 раз. Улучшить кровообращение можно, если быстро моргать в течение 1-2 мин.

2.Упражнение для снижения утомления и облегчения работы на близком расстоянии (при чтении, письме) особенно следует иметь в виду при длительной зрительной работе. Выполняется стоя. Смотреть перед собой 2-3 сек, потом поместить указательный палец правой руки на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него 3-5сек, опустить руки. Повторить 10-12 раз.

Говоря о стихотворных физминутках, хотелось бы отметить следующее:

1.В предложенных физминутках дети прослеживают движения рук, траекторию полета насекомых, имитируют различные виды движений, учатся ориентироваться в пространстве.

2. Во время проведения физминуток необходима полная раскованность детей в движениях, что достигается развитием их воображения, фантазии.

На уроках я провожу ряд стихотворных физминуток. Вот несколько из них.

« Самолёт»

Пролетает самолёт (смотрят вверх и водят пальцем за «пролетающим

С ним собрался я в полёт. самолётом»)

Правое крыло отвёл - ( отводят руки попеременно и прослеживают

посмотрел. взглядом)

Левое крыло отвёл-

поглядел.

«Мы учимся письму»

Мы учимся письму. (руками указывают на тетрадь)

Для чего? И почему?

Из крючков, из крючков, (пальцем делают крючки)

Из кружков, из кружков, (пальцем делают кружки)

Сможем буквы написать. (имитируют написание букв)

Если будем мы стараться, (руки на поясе, наклоны головы в стороны)

Буквы будут получаться.

Пальцы наши потрудились (двигать пальцами, сгибая и разгибая их. Затем

И немного утомились. кисти рук повисают без движения)

Дружно мы их встряхнём (встряхивают кисти рук)

И опять писать начнём. ( сгибают и разгибают пальцы рук)


Изучение размеров и пропорций предметов, протяженности и направлений пространства способствует измерительная практика, моделирование и конструирование по образцу и словесному описанию, развитие умений ориентироваться в условиях микро и макро пространства.

На уроках письма использую приём конструирования букв при помощи проволоки и ниток.

Для развития навыков пространственной ориентации использую графические диктанты, начиная с простейших и заканчивая рисованием различных фигур. Система упражнений в этой работе направлена на формирование способности слушать учителя, воспринимать речь с первого предъявления, развитию наглядно-образного и ассоциативного мышления,

развитию тонкой моторики руки и зрительно-двигательной координации.


Предлагаю образцы используемых мною графических диктантов.














Следует отметить, что у детей с нарушением зрения существуют также особенности в развитии речи. Дети недостаточно осознают логические категории, характеризующие признаки предметов и затрудняются в соотнесении их с конкретным содержанием. Научные данные свидетельствуют о преобразующем воздействии речи на развитие познавательных процессов у детей. Большое влияние на развитие речи оказывает пальчиковая гимнастика, зачатками которой была игра с участием рук и пальцев "Сорока-белобока". Широкое применение это гимнастика имеет в логопедических группах дошкольных учреждений, но так как она оказывает влияние еще и на развитие внимания, мышления, памяти я ее применяю на уроках письма и обучения грамоте. Упражнения к таким физминуткам я беру из книги А.П.Савиновой "Пальчиковая гимнастика".

Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. В настоящее время в Китае распространено упражнение ладоней с каменными и металлическими шарами. Популярность занятий объясняется их оздоравливающим и тонизирующим организм эффектом. Регулярные упражнения с шарами улучшают память, умственные способности ребенка, устраняют его эмоциональное напряжение, улучшают деятельность сердечнососудистой и пищеварительной систем, развивают координацию движений.

В своей практике я заменила металлические шары грецкими орехами и использую на уроках математики и письма упражнения с 2 и 3 орехами.

Таким образом, педагогическое изучение детей, анализ состояния их знаний и практических умений, дает основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от содержания, методов и применения дифференцированного подхода, недостатки развития компенсируются и корригируются. Большинство детей достигают высокого уровня компенсаторного развития и обнаруживают хорошие успехи в учебе, в разностороннем развитии познавательной деятельности.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения Котова Е. Е icon Тематика лекций Коррекционно-педагогическая деятельность как психолого-педагогическая проблема. (2

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения Котова Е. Е icon В помощь родителям детей с нарушениями зрения Развитие невербальных средств общения у детей с нарушениями

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения Котова Е. Е icon Развитие логического мышления у старших дошкольников с нарушением зрения средствами развивающей игры

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения Котова Е. Е icon Программы Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения Котова Е. Е icon “Психолого-педагогическая характеристика детей школьного возраста с нарушением познавательной деятельности(с

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения Котова Е. Е icon Физическое развитие и психофизиологическое состояние детей старшего дошкольного возраста с нарушением

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения Котова Е. Е icon Советы родителям, имеющим детей с нарушением зрения

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения Котова Е. Е icon Мультимедийное сопровождение познавательного развития детей с нарушением зрения

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения Котова Е. Е icon Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями. Развитие эмоционально-нравственной сферы

Коррекционно-педагогическая работа, направленная на развитие процессов компенсации у детей с нарушением зрения Котова Е. Е icon Речевое развитие у детей с нарушением

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы