|
Скачать 65.2 Kb.
|
Содержание
Танец с партнерами |
Тюменцева Н.А., педагог дополнительного образования Алтайской краевой специальной (коррекционной) общеобразовательной школы III-IV вида Хореография – один из основных компонентов совершенствования двигательной активности и формирования общей культуры у детей с ограниченными способностями. Сегодня танцы грех забыть Танцуйте больше – не по норме Сегодня каждый должен быть В хорошей танцевальной форме… Дети с нарушением зрения нуждаются в активной ежедневной двигательной нагрузке. Хореография - одно из средств эффективного физического и эстетического развития. Занятия хореографией положительно влияют на развитие ловкости, чувства ритма, развитие мнемических и мыслительных процессов школьников, формируют такие качества, как организованность, коллективизм и чувства прекрасного. Занятия по хореографии в нашей школе включают несколько этапов:
Начальный этап начинается с обучения определенным танцевальным элементам, которые имеют соответствующие названия. Каждый танцевальный элемент - своеобразное одновременное движение рук и ног, которое может сочетаться с прыжком, поворотом, наклоном туловища. Обучение танцам способствует развитию правильной осанки, равновесия, координации, тренировки всех групп мышц, гибкости и подвижности суставов. Для ребенка с ограниченными возможностями обучение танцам, следует рассматривать, как системное проведение комплексной терапии, при которой развитие идет в нескольких направлениях. Это - интенсивная лечебная гимнастика (многоразовый повтор того или иного упражнения), стимуляция реакций выпрямления и равновесия, преодоление расстройств координации движений, тренировка эмоциональных реакций. Особенностью обучения ребенка с нарушением зрения танцевальным движениям, являются варианты предъявления ему исходных и "промежуточных" положений тела, а также динамических переходов из одного положения в другое, по которым он может быстро сформировать двигательный образ элемента. Методика преподавания заключается в умелом сочетании показа постановки частей тела в исходные положения, двигательных "проводок" и объяснения ритмического рисунка. Начинать нужно с простейших (базовых) фигур. В процессе обучения оценивается эффективность того или иного способа предъявления применительно к конкретному ребенку и вырабатывает ся из них оптимальная "стратегия" в занятиях. Приведем отдельные моменты обучения. Предположим, что элемент сложный, его следует разложить на составляющие: движение ног, рук и туловища. Обучение начинается с изучения движений ногами для того, чтобы понять ритм танца. Для детей с ограниченными возможностями применение звуковых анализаторов на занятиях по хореографии значительно активизирует двигательную деятельность, помогает в регуляции движений. Для этого с детьми сначала прохлопывается и протопывается ритм танцевального движения. Предположим, что ребенок освоил это движение и может выполнять его под счет (музыку). Далее изучается движение руками. Здесь возможно два пути: первый - отдельное обучение движению рук и затем совместное взаимодействие рук и ног; второй - обучение движению рук на "фоне" изученного движения ног. Затем идет повторение показа: учащемуся предлагается повторно рассмотреть фигуру партнера с любого расстояния, потрогать его части тела, а затем самостоятельно указать на свои ошибки и их исправить. Наблюдение за движениями партнера с комментариями педагога дает ребенку с нарушением зрения дополнительную информацию о положении частей тела и вариантах перехода в другие танцевальные позиции. Важно, чтобы ребёнок понял способы предъявления для него танцевальных элементов и мог указать на тот, который, по его мнению, в той или иной ситуации наиболее информативен. Затем, мы переходим к более подробной технике исполнения элементов. 2. Технический этап обучения (корректировка ошибок и отработка танцевальных движений) При доработке "недоступного" движения ребенок способен "забыть" то, которое хорошо выполнял ранее. Когда мы переходили к динамической корректировке ошибок, мы снижаем темп выполнения упражнения, чтобы ребенок успел владеть формой рук и ног в тот или иной фазе движения. Обязательно используется счет. Ребёнку предлагается выполнить тот или иной элемент под его собственный счет, так чтобы выбранный темп позволяет ребенку лучше контролировать свои движения. Во время выполнения движения детально разбираются его элементы. В начале ребенку задаются вопросы о том, как он располагал руку, ногу, туловище голову в той или иной фазе танцевального элемента. Он вспоминает и показывает. Таким образом, проверяется двигательно-пространственная память ребенка, он способен вспомнить некоторые нюансы движений и дать им свою характеристику. При правильном выполнении того или иного двигательного акта важно, чтобы ребенок обращал внимание на мышечный тонус частей тела (особенно тех, которые наиболее динамичны), а также следил за расположением и движением своего центра тяжести относительно горизонта. Те элементы ("сложные"), которые ребенок не способен довести до хорошего исполнения в отведенное для этого время, следует упростить или заменить другими, тем более, если предстоит в последствии танец с нормально видящим партнером, как правило, лучше координированным. Кроме предложенных способов коррекции движений, следует использовать и метод образных представлений. Он допускает активное участие ребенка в упражнении того или иного элемента. Например, нужно добиться от ученика при выполнении последовательных "киков" (элементов ногами) высокого поднимания колен и возврата выбрасываемой ноги, как можно ближе к другой, мы предлагаем ребенку представить, что его ноги находятся в ведре. В этом случае у него создается необходимость держать ноги вместе и "аккуратно" вынимать одну из них, оттягивая носок и, поднимать колено, чтобы "не задеть стенки ведра". В этом случае уместно даже использовать подходящее ведро или бочок (поставить в него ребенка), чтобы ребенок мог понять ту вертикаль движения, по которой должна подниматься нога. ^ Танец с партнером или несколькими партнерами является для ребенка с ограниченными возможностями отдельным этапом, так как требует от него серьезных физических затрат. Они связаны с нагрузкой на вестибулярный аппарат (смена мест, вращения), активизацией зрительного анализатора, увеличением объема пространственной ориентировки - всем тем, что необходимо развивать ребенку с нарушенным зрением. Прослеживая мимику ребенка во время танца с партнером можно отметить его особенную сосредоточенность. Учащемуся с ограниченными возможностями доступно успешное освоение танца с нормально видящей партнершей (партнером). Следует помнить, что критерии оценки танцевальной пары связаны с совместными согласованными движениями, линиями корпуса, попаданием в основной ритм, балансом, работой стопы и т.д. На занятиях по хореографии главное – развитие музыкально пластических способностей, соединение внутреннего состояния с внешним физическим действием. Наша задача – воспитать в детях интерес к танцу, психологически раскрепостить учащегося, воспитать умение работать в коллективе, развивать координацию движений, гибкость, преодоление физических недостатков, связанных с нарушением зрения. Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю – танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. Концерт – основной вид показа успехов учащихся. В нашей школе проходит большое количество концертов, где ребята исполняют различные танцы. Это тематические концерты, различные конкурсы, праздничные концерты, ежегодные отчетные концерты музыкально – эстетического цикла. Педагоги нашего цикла ставят перед собой задачу создать художественную среду, в которой детям учиться в радость. Мы воспитываем детей, которые полнее чувствуют жизнь, становятся внутренне богатыми. Они ведут себя, и выглядят, и думают по – другому, нежели их ровесники. Литература: 1. Шмельков И.И. Пути реабилитации слепых школьников средствами физической культуры. - М.: ВОС, 1981.-с.64. 2. Мишин М.А., Патранина Т.А. Кому нужна физкультура? Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе.- 2000.-№1.-с.8-19. 3. Мишин М.А., Бондаренко Т.Д. Особенности проведения занятий по физическому воспитанию с использованием оборудования пестрой цветовой гаммы. 4. Кручинин В.А. Ритмика в специальной школе (методические рекомендации), Горький, 1990. |