Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни





Скачать 113.06 Kb.
Название Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Дата 11.04.2013
Размер 113.06 Kb.
Тип Программа
Раздел VII

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Здоровье - важнейшая характеристика развития ребенка на протяжении школьного детства, создание условий для формирования здорового образа жизни школьника – одна их задач образовательного учреждения.

Программа ЗОЖ включает в себя следующие направления:

1. Диагностика здоровья учащихся: группы здоровья, группы по физкультуре, заболевания, пропуски по болезни (всего и на 1 ученика).

2. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.

3. Наличие эмоциональных разрядок, физкультурных минуток и пауз, гимнастик для глаз, актуализация двигательной активности школьников, направленная на оздоровление организма средствами физической культуры и обеспечивающая активный отдых учащихся. На особом контроле у администрации находится проведение контрольных работ в соотношении с графиком. Составление расписания с учётом динамики физиологических функций и умственной работоспособности школьников на протяжении учебного дня и недели.

4. Создание благоприятного психологического климата: внимание к ребёнку со стороны взрослых, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.

5. Работа по обогощению учащихся валеологическими знаниями.

6. Проведение психолого-педагогических консилиумов, решения которых направлено на выбор образовательного маршрута, оптимизирующего нагрузки на ребенка.

Для организации физкультурно-оздоровленческой и спортивной работы в гиимназии функцианирует один спортивный зал, спортивная площадка.

^ Цели программы

Сформировать доминанту на здоровый образ жизни, понимание изначальности и необходимости здоровья, учитывая возрастные особенности детей. Для достижения поставленной цели предлагается решение следующих задач:

1.Дать знания из различных областей науки о человеке: анатомии, физиологии, гигиена.

2.Показать опасность и вред, наносимый здоровью малоподвижным образом жизни.

3.Дать представление о здоровой и вредной пище, научит ради здоровья противостоять вредным привычкам.

4.Формировать у ребенка потребность в самосознании, а также мотивационную сферу гигиенического поведения, бесопасной жизни, физического воспитания.

5.Способствовать развитию межличностных отношений, контактности, доброжелательносьи.

6.Убедить родителей и учащихся в необходимости выполнения ребенком режима дня, в важности режима дня для сохранения здоровья ребенка и хорошей успеваемости; приложить все усилия для создания условий выполнения ребенком режима дня.

7.Научить родителей и детей четко соблюдать основные гигиенические требования.

Данная программа построена в соответствии с основополагающими принципами валеологии.

Методика работы по программе строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребенком, делает акцент на самостоятельное эксперементирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки – упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимые для развития навыков ребенка.

Программа состоит из основного блока, кторый предназначен для работы с детьми младшего школьного возраста, спецкурса для старшего возраста. Предлагаемые темы и разделы основного блока рассчитаны на 3 года обучения: 1 год-36 часов, 2 и 3 годы-по 72 часа.Они взаимосвязаны между собой, и каждый последующий год обучения разработан с учетом уже имеющихся знаний.Группы набираются без предъявления требований к базовым знаниям.

При реализации программы используются групповые и индивидуальные формы работы, основным элементом которых является игровая педагогика. Игра-это один из способов развития в ребенке его интеллекта, творческих способностей, физического здоровья, нравственности, достоинства.

Программой предусмотрено проведение диагносической работы. В начале учебного года проводится анкетирование по выявлению ведущего мотива выбора обучаемыми данной кружковой деятельности с целью реализации принципа индивидуализации процесса обучения. Предусмотрено также проведение диагностической работы по выявлению уровня усвоения знаний, умений, навыков в учебной деятельности по анатомии, физиологии, гигиене с целью определения уровня сформированности валеологической культуры личности.

В процессе приобщения к законам своего развития ребенок должен получить указанные ниже кокретные знания и умения из различных областей науки о человеке: анатоми, физиологии, психогигиены, психологии.

^ К концу первого года обучения (2 класс) дети должны знать:

-по каким законам ребенок появляется в этот мир;

-о событиях предшествующих его появлению;

-о клеточном стороении всех живых организмов;

-остроении своего тела;

-отом, что полезно и что вредно для позвоночника;

-о полезныз и вредных для организма продуктах;

-об опасности вредных привычек.

^ К концу второго года обучения (3 класс) дети должны знать:

-названия частей тела, основных внутренних органов и систем, их функции и назначение (уметь находить их);

-строение скелета, упражнения для роста;

-как заботится о цердце и органах дыхания;

-об органах чувств, их строении и функциях.


^ Должны уметь:

-выполнять упражнения, позволяющие укрепить осанку, полезные для сердца и легких;

-выполнять правила сохранения зрения и слуха;

-находить биологически активные точки от зубной боли, простуды, антистрессовую точку.

^ К концу третьего года обучения (4 класс):

-о существовании биологических часов у живых организмов;

-о сбалансированности между всеми системами тела;

-оспособностях мозга и значении сна и отдыха;

-о значении иммунитета и прививок;

-правила первой помощи при травмах, ожогах , отравлении;

-значении лекарственных трав;

-правила закаливания. Биологически активные зоны (БАЗ);

-свой рост и развитие как жизненный процесс, которому благоприятствует разумное поведение. Здоровый образ жизни (ЗОЖ).

^ Итогами воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

-гуманость;

-вежливость;

-трудолюбие;

-физическая культура;

-честность;

-любознательность;

^ Содержание программы


1 год обучения

1.“Я и мое здоровье”.Игры “Назови меня”, “Люблю, не люблю” -2 часа.

2.Как я устроен (строение человека). Путешествие в тайну моего рождения. Дневник здоровья “Я родился”. Откуда берутся дети. Удивительные превращения, которые пережил каждый. Дневник “Воспоминания моих родителей”.

Волшебная клеточка (клеточное строение). Из чего мы сделаны?

Сколько в тебе воды? Дневник здоровья “Я взрослею и расту” (измерение веса).

Рыцарь в латах (скелет). Скелет человека, или почему мы не падаем. Как соединен скелет? Дневник здоровья “Я взрослею и расту”(измерение роста).Карлики, великаны.

Резиновые двигатели (мышцы). Мышцы-мышата, для чего они мне нужны? Как найти мимические, жевательные, сердечную мышцу? Моя “говорящая мышца”.

Мышца, работающая как насос (сердце). Колыбельная из двух слов (пульс). Почему кровь красная? Из чего сделанана “живая вода”? Упражнения, полезные для сердца.

Пещера-скороварка (желудок). Мой мокрый стогий охранник. Гимнастика для языка. Почему еда попадает не влегкие, а вжелудок. Зубы, кроссворд “Чьи зубы”.Продукт желтой, зеленой, красной улицы. Дневник здоровья “Мое любимое блюдо”.Загадки о еде.

Виноградное дерево с поющим корнем (легкое). Как дышат животные?. Почему легкие так назвали. Что полезно и что вредно моим легким. Курительная машина (о вреде курения). Дневник здоровья “Мой любимый запах”-20 часов.

3.Уроки Мойдодыра.

Забота о коже, у кого кожа самая толстая? Случаи, когда коже угрожает опасность.Правила ухода за кожей рук, ног, тела.Микробы и мыло.Вполне серьезный тест (о гигиене).

Забота о глазах. Как беречь глаза. Попала Маринке в глаз соринка (как промыть глаза).Гимнастика для глаз.

Уход за ушами. Как чистить уши. Как защитить свои уши-8 часов.

4.Итоговое занятие “Маскарад вредных привычек”-6 часов.


^ Тематическое планирование





Тема занятия

Содержание занятия

Дата проведения

Народные игры

1.

Национальная игра «Хъулæй хъазт»

Игровые правила, отработка игровых приемов. Игра




2.

Русская народная игра «Филин и пташка»

Игровые правила.

Выбор и ограничения игрового пространства.

Проведение игры.




3.

Игра «Горелки»

Правила игры.

Проведение игры.




4.

Национальная игра «Гæды æмæ мыст»

Правила игры.

Разучивание игры.

Проведение игры.




5.

Русская народная игра «Зарница»

Правила игры. Эстафета.




6.

Упражнение и игры на восприятие

Знакомство с правилами игры и проведение игры «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра».




7.

Упражнение и игры на внимание

Упражнение «Ладонь-кулак», игры «Ищи безостановочно», «Заметь меня»




8.

Игры на развитие мышления и речи

Игры «А ну-ка отгадай», «Определим игрушку».




9.

Игры на коррекцию эмоциональной сферы ребенка

Игры «Баба Яга», «Три характера».




Подвижные игры

10.

Игры на внимание «Класс, смирно», «За флажками»

Правила игры, строевые упражнения, перестроение




11.

Игра с мячом «Охотники и утки»

Комплекс ОРУ с мячом, строевые упражнения с перестроением из колоны по одному в колонну по два.




12.

Веселые старты с мячом

Гимнастические упражнения. Эстафеты




13.

Игра «Волк во рву»

Игры с мячом: ловля, бросок, передача.




14.

Веселые старты со скакалкой

Комплекс РОУ со скакалкой




15.

Игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки»

Правила игры.

Проведение игры.




16.

Игра «Белки, волки, лисы»

Правила игры.

Проведение игры.




17.

Игра «Соловушка»

Правила игры.

Проведение игры.




18.

Игра «Перемене мест»

Построение, строевые упражнения, перемещения.




19.

Игра «Салки с мячом»

Правила игры, проведение игры.




20.

Игра «Прыгай через ров»

Совершенствование координации движения




21.

Футбол

Игровые правила, отработка игровых приемов.




22.

Баскетбол

Игровые правила. Отработка игровых приемов. Броски в корзину.




23.

Спортивный праздник

Игры, эстафеты.

Веселые минутки






2 год обучения

1.Уроки Знайки.

2.Здоровье, что это такое. Признаки болезни, признаки здоровья. Наследственные заболевания. Анкета для бабушки и дедеушки. Что мешает человеку быть здоровым. Почему и как ремонтируется мой организм. Как живут клетки. Люблю ли я ходить в школу (самоанализ)-4 часа.

3.Твоя надежда, опора и защита (скелет). Для чего нужен скелет, суставы? Какими свойствами должны обладать кости? Как долго растут кости? Как вырасти стройным и здоровым.Упражнения роста. Кто сильнее-слон или муравей? Для чего человеку мышцы? Правила тренировки мышц. Мышечные перегрузки-8 часов.

4.Зачем человек ест. Путешествие по пищеварительному тоннелю (ролевая игра). Как найти слюнные железы. Почему возникает чувство голода?. Что значит правильно питаться. К чему приводит переедание, привычка есть много сладкого. Зачем едят растения (вегетарианство). Кто придумал жевательную резинку. Зубы и как беречь. Зеленая аптека-4 часа.

5.Тайны человеческого сердца. Как устроена сердечная мышца. Эта замечательная жидкость-кровь. Есть ли кладовые крови? Селезенка. Реки “Вена” и “Артерия”. Как очищается кровь? Как заботиться о сердце? Болезнь, которой болеют только мальчики?-5 часов.

6.Зачем мы дышим. Кашель и чихание-наша защита. Инородные тела в дыхательных путях. Почему правильно дышать носом?Частота дыхания, от чего зависит. Дыхательные упражнения, снимающие нервное возбуждение. Что разрушает легкие? Чем опасно курение? Вредные вещества, содержащиеся в табаке-5 часов.

7.Органы чувств. Чудесное яблоко. Строение и работа глаз. Что защищают глаза. Болезни глаз. Кому нужны очки? Откуда берутся слезы? Соблюдение правил гигиены при чтении. Гимнастика для глаз. Мой любимый цвет (творческое задание).

Самая быстрая улитка (уши). Строение и работа слухового аппарата. Болезни уха и причины, которые их вызывают. Как беречь свій слух и уши.

“Похлопаем ушами”-гимнастика для ушей.

Удивительный тонель с двумя подъездами. Наружный и внутренний нос. С чем связан тембр голоса человека? Профилактика насморка, гигиена носа.

История носового платка. Мои любимые запахи (творческое задание). Игра “Узнай по запаху”.Загадки о носе.

Наш нежный скафандр ( кожа).Строение и функции кожи.Что угрожает коже. Кожа-броня организма, орган осязания. Что было бы, если кожа не чувствовала боли? Игра “Угадай меня”-7 часов.

8.Подвижные и развивающие игры.

Про тебя самого. Как “принцы” и “принцессы” могут превратиться в “лягушат”.Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным-4 часа.


^ 3 год обучения

1. Познай себя. Что такое биологические часы? Биологические часы у растений и животных. Процессы, происходящие в организме в течение суток. Снижение температуры телаа, восстановление сил, дыхание и сердцебиение, повышение температуры тела. “Совы”,”жавронки”, “голуби”. Продолжительность жизни живых организмов. Режим дня, зачем он нужен “самоанализ”-3 часа.

2.Скелет и мышцы!Царственная осанка-залог здоровья. Как следить за осанкой при ходьбе, сидении, сне. Маса тела и рост. Что такое межпозвоночные диски. Плоскостопие, сколиоз. Для чего нужен костный мозг? Упражнения для профилактики сколиоза-4 часа.

3.Органы пищеварения. Конвейернаоборот: белки, жиры, углеводы, витамины, для чего они необходимы. Почему в желудке бывают язвы? Что такое муцин? “Любимая болезнь курильщика. Когда бывает “острый” живот? Аппендецит. Как помогают пищеварению поджелудочная железа и печень? Признаки пищевого отравления-4 часа.

4.Кровеносная система, малый и большой круг кровообращения. Кровяное давление. Элементы крови, группа крови, донор. Как остановить носовое, капилярное, венозное, артериальное кровотечения? Бывает ли смерть не навсегда? А.Паре-отец современной хирургии-5 часов.

5.Органы дыхания. Нос, гортань, трахея, бронхи, легкие. Что такое придаточные пазухи? Искусственное дыхание. Виды спорта, развивающие легкие-4 часа.

6.Мой главнокомандующий-мозг. Что умеет мозг, как он устроен? Нервная система: нервные телеграфисты. Пам'ять-величайшая способность мозга (виды памяти). Правши, левши. Враги головного мозга. Стресс и способы выхода из него. Волшебник-сон. Как спять животные? Как готовяться ко сну?-5 часов.

7.Развивающие и подвижные игры (подбор игр произвольный). Используемые игры в объединении-8 часов.

8.Итоговое занятие КВН “Как же Вы устроены, господин тело?”-1 час.

9.Дневник здоровья “Когда я стану взрослым”-2 часа.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Принята
Нормативно-правовые и методические документы, регламентирующие разработку «Программы формирования...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Азбука здоровья» (1 4 классы)

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся в гбоу сош №352

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Здоровый ребёнок успешный ученик»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Программа «Образование и здоровье»

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon «Общие психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
Цель семинара разобрать психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon «Частные психологические аспекты формирования здорового образа жизни у населения»
Цель семинара разобрать частные аспекты формирования здорового образа жизни у населения
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon Кабинет формирования здорового образа жизни

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon Передовой опыт в вопросах гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни вологодской

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon Элективный курс «пути формирования здорового образа жизни студентов» (для медицинских и фармацевтических

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы