Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха Зыкова Т. С icon

Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха Зыкова Т. С





Скачать 288.23 Kb.
Название Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха Зыкова Т. С
Дата 26.03.2013
Размер 288.23 Kb.
Тип Документы
Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха

Зыкова Т.С.

 

  Введение

 Существующая система обучения глухих и слабослышащих детей создана с учетом дифференцированного подхода к детям, имеющим различные нарушения слуха и разный уровень речевого развития. На основе выявленного своеобразия развития разных категорий детей со стойкими нарушениями слуха разработаны теоретические основы построения специального педагогического процесса, сама система обучения этих детей. Процесс обучения детей с нарушениями слуха выполняет развивающую, коррекционную, образовательную и воспитывающую функции. Реализация этих функций обеспечивается комплексным подходом к процессу формирования всесторонне развитой личности на основе использования реабилитационного потенциала детей с целью обеспечения всех образовательных и социальных потребностей выпускников школ.

 В настоящее время происходит пересмотр целей, задач, содержания и методов обучения детей с различными нарушениями слуха в школах I и II вида. Бурные темпы развития науки, информационных технологий и существующие естественные ограничения скорости переработки и усвоения знаний детьми обуславливают необходимость перестраивать процесс обучения, сосредотачивая внимание не на сообщении "готовых" знаний, не на формировании умений, навыков по образцу, данному учителем, а на развитии детей, на обучении их учиться, пополнять знания. Появляются новые формы получения образования, которые обогащают действующую систему обучения, делая ее более гибкой и эффективной. Но при этом нельзя затушевывать многие одновременно возникающие проблемы, связанные с нарушением единого образовательного пространства, что, естественно, отражается на результатах обучения лиц с нарушенным слухом.

 Создание специального федерального государственного стандарта для детей с нарушенным слухом диктуется необходимостью определения научно обоснованных качественных и количественных ориентиров, необходимых для совершенствования системы обучения и воспитания детей, выработки наиболее оптимальных условий для их социальной адаптации в обществе.

  Специальные стандарты для детей с нарушенным слухом, создаваемые с учетом особенностей их речевого и общего развития, а также принципов и подходов к разработке федерального государственного образовательного стандарта общего образования (второго поколения), будут обеспечивать обучающимся с нарушенным слухом равные возможности для получения образования, для достижения каждым из них оптимальных результатов обучения.

 Разработка и последующее введение государственного стандарта не означает подчинение учебного процесса жесткому шаблону, а напротив, открывает широкие возможности для педагогического творчества, создания вокруг обязательного ядра содержания вариативных программ, разнообразных технологий обучения, учебных пособий.

 Область применения стандартов - образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья (детей с нарушенным слухом) в условиях специальных образовательных учреждений, учреждений комбинированного вида, надомного обучения и общеобразовательных учреждений (интегрированное обучение). Внедрение стандартов в практику учреждений, реализующих полное среднее и основное образование, ориентация на их соблюдение должны способствовать повышению общего уровня образованности и повышению качества образования в целом.

^ I.2. Понятие стандарта

 Стандарт специального федерального государственного образования детей с нарушениями слуха - документ, который определяет комплекс норм, требований к объектам стандартизации в сфере образования глухих и слабослышащих детей. Основными объектами стандартизации являются структура образования, его содержание, объем учебной нагрузки и уровень подготовки обучающихся.

 Стандарты не фиксируют образовательные технологии, методы и приемы, средства обучения, формы и способы получения образования. Решение этих и других подобных задач регламентируется подзаконными актами, которые дополняют образовательные стандарты.

 Стандарт образования определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство образовательного пространства, а также интеграцию личности в систему отечественной и мировой культуры.

 Стандарт образования на каждой ступени образования определяет: обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки обучающихся.

 Специальный образовательный стандарт ориентирует учебно-воспитательный процесс на результаты образования, определяемые с учетом цели образования. В качестве цели образования выступает развитие личности учащегося, присвоение им культуры общества. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности; создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

 Ведущими документами в качестве специального федерального государственного стандарта являются требования к структуре, результатам освоения и условиям реализации основных образовательных программ.

 Пакет документов дополняется нормативами, обеспечивающими исполнение стандартов. Все документы разрабатываются комплексно и представляют единое целое.

^ I.3. Назначение и функции специально федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением слуха)

  Разработка стандарта осуществляется в соответствии с общими требованиями к содержанию образования, изложенными в статье 14 Закона "Об образовании"/1992 г./, п.4 статьи 7 "Закона об образовании" (c изменениями и дополнениями, внесенными в 2007 г.), в Концепции государственного стандарта общего образования (2007 г.). Разработка стандартов основывается на:


  •   современных достижениях отечественной теории и практики обучения детей с нарушениями слуха;

  •   современных научных представлениях о содержании образовательных потребностей различных категорий детей с отклонениями в развитии, об условиях и факторах, обеспечивающих их оптимальную реализацию;

  •  результатах многолетних исследований и практических разработок авторов стандартов в области коррекционной педагогики и специальной психологии;

  •  эффективный опыт практического внедрения новых подходов к воспитанию и обучению школьников с нарушением слуха.


 Совокупность этих факторов, в сочетании с общей методологией построения работы, способна гарантировать надежность, достоверность и общее высокое качество результатов разработки проекта на данном этапе.

 Попытка создания стандарта для школ глухих и слабослышащих детей предпринималась в 90-х годах, но оказалась неудачной. В 2002 году МО утвержден учебный план, который действует и в настоящее время. Этот и ранее существовавшие учебные планы, программы, установленный уровень образования играли роль определенной нормы образованности. Достижение обязательного уровня образования осуществлялось в условиях действия единых программ, единообразных учебных планов, одной формы обучения (школа-интернат), одной дидактической системы. Эти документы и были своеобразными стандартами. В условиях демократизации жизни страны, модернизации образования зарождаются разные формы обучения, методы, разнообразится содержание школьных программ.

 В этих условиях появляется необходимость, как отмечалось выше, принятия стандартов, которые соответствовали бы новым целям образования, новому пониманию обязательности образования и обеспечивали бы непрерывность образования, уровень образования, доступный конкретному ребенку. Нам представляется, что одна из главных функций стандарта - функция регулирования.

 Стандарт фиксирует объем и уровень полноценного образования, является основой для создания программ и учебников. Авторские программы могут значительно отличаться от стандарта по широте, по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить уровень не ниже того, который задается разными вариантами стандартов. Этим будет обеспечиваться эквивалентность образования, получаемого в разных школах, в разных регионах страны.

 Другая функция специального стандарта - дифференциация обучения. Стандарт дает возможность школьникам овладевать материалом на разных уровнях. Ученик в обязательном порядке должен достичь минимального уровня общеобразовательной подготовки, социальной компетенции, заложенный в варианте стандарта. Вместе с тем он может двигаться дальше в овладении содержанием всех или отдельных образовательных областей. Способствуя развитию индивидуального подхода, стандарты вносят вклад в становление личности школьника.

 Специальный стандарт - средство обеспечения стабильности заданного уровня качества образования и его постоянного воспроизводства и развития. Стандарт должен выполнять и функцию повышения качества образования. Стандарт фиксирует минимально необходимый объем содержания образования и нижнюю допустимую границу подготовки. До сих пор отсутствовал явно очерченный предел усвоения материала, представление о качестве подготовки выпускников складывалось стихийно. Ориентация на выполнение стандарта может способствовать повышению качества образования.

 В материалы образовательных стандартов включается система измерителей, позволяющая контролировать и оценивать качество результатов обучения. Это функция управления. Получение достоверной информации руководителями образования о состоянии обучения в школе, классе, группе позволит оценивать эффективность учебных планов, программ, методов обучения и, что особенно важно, прослеживать результаты коррекционной работы с учащимися. Разработка специального образовательного стандарта послужит важным условием для построения системы компенсаторно-коррекционной работы, а также будет объективным измерителем готовности ребенка к обучению в определенных условиях, основанием для рекомендации той или иной формы обучения, показателем продвижения в обучении, а также своеобразным ориентиром для родителей в том, как идет развитие ребенка и в каком направлении требуется помощь. Стандарт может служить ориентиром в определении требований по социальной адаптации выпускников школ, по подготовке их к трудовой деятельности или продолжению образования.

 Таким образом, основные функции специальных стандартов следующие:

   форма "общественного договора";

   обеспечения права на полноценное образование;

   сохранения единства образовательного пространства страны;

   повышения качества образования;

   обеспечения преемственности специальных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

   повышения объективности оценивания результатов обучения;

   гуманизации образования и обеспечения равенства возможностей для развития личности.

 Специальные государственные стандарты для детей с нарушением слуха, так же как Федеральные государственные образовательные стандарты, включают в себя требования к:

  1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

  2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

  3) результатам освоения основных образовательных программ.

 Настоящий проект концепции специальных государственных стандартов образования сохраняет многие идеи, реализованные с различной степенью полноты в предшествующих научно-методических разработках и встраивает их в предлагаемую новую модель. Более того, в нем нашли свое отражение и провозглашенные, но не реализованные ранее продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал для разработки стандартов нового поколения.

 Стандарт как инструмент организации деятельности субъектов системы специального образования требует четкой фиксации предмета организации. Таким предметом, так же как в стандартах общего образования могут быть цели деятельности, процесс деятельности, результаты деятельности. Соответственно, и стандарт может потенциально регламентировать цели, процесс, результат, а также и более частные составляющие образовательного процесса - условия, средства, ресурсы и т.д. Разработка специальных государственных стандартов образования детей с нарушением слуха позволит:

   семье и ребенку реализовать на практике данное Конституцией право на школьное образование, независимо от возможности ребенка в освоении стандарта общего образования;

   обеспечить на практике возможность выбора стандарта образования, адекватного возможностям ребенка, желанию семьи, и рекомендациям специалистов;

   предоставить семье возможность получить ясное представление об "образовательных" и "социальных" достижениях ребенка на всех этапах его образования при выборе того или иного варианта стандарта;

   удовлетворить как общие с нормально развивающимися детьми, так и особые образовательные потребности в сфере реабилитации средствами образования;

   обоснованно выбирать индивидуальный образовательный маршрут, тип образовательного учреждения, возможность беспрепятственно переходить из одного в другое;

   обеспечить механизм взаимодействия систем общего и специального образования, сделать регулируемым процесс совместного обучения нормально развивающихся детей и детей с ограниченными возможностями здоровья;

   уточнить функции и обеспечить механизм взаимодействия учреждений системы здравоохранения, образования и социальной защиты, вовлеченных в процесс реабилитации детей средствами образования.

^ I.4. Принципы, положенные в основу разработки специальных стандартов.

 Среди принципов, лежащих в основе разработки стандарта, особо значимые следующие:

 1. Потребности и возможности заинтересованных сторон процесса специального обучения.

  2.Минимальная сложность объектов стандартизации образования при сохранении цельности, системности и функциональной полноты с точки зрения целей образования.

  З.Согласованность и преемственность стандартов по ступеням образования.

  4.Учет в объектах стандартизации образования психофизических особенностей детей с нарушением слуха школьного возраста. Это означает, что нормы и требования, предъявляемые стандартом специального образования к структуре, содержанию и объему учебной нагрузки и уровню подготовки учащихся, ориентируясь на соответствующие нормативы в системе общего образования, вместе с тем отражают специфику обучения детей с нарушениями слуха, цели, задачи, коррекционную направленность образовательной системы.

  5. Дифференцированный подход к содержанию и объему образования, отражающихся в создании вариативных стандартов образования.

  6. Учет в стандарте общеобразовательной и специальной части, содержащей требования к удовлетворению специальных образовательных потребностей.

  7.Стабильность специального стандарта в течение определенного времени и возможность его совершенствования при изменении условий его реализации в практике. Будучи стабильным в течение определенного диапазона времени, он в то же время динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению

  8. Наличие специальной системы оценки основных результатов освоения образовательных программ для определения уровня образованности детей, завершающих очередной этап школьного обучения.

  9. Единая структура стандартов образования для всех вариантов. Совокупность этих принципов реализуется при разработке проекта специального стандарта, который явится первым опытом создания подобного документа, материалом для обсуждения, требующим уточнения, корректировки, апробации. I.5. Аргументация создания вариативных стандартов образования обучающихся с нарушенным слухом Стремление обеспечить цензовый уровень образования всем категориям глухих и слабослышащих детей входит иногда в противоречие с желаниями и возможностями, особенностями психофизического развития некоторой части обучающихся. Решить проблему обязательного образования (но не одинакового уровня для всех категорий обучающихся) в действующей системе обучения в какой-то мере помогают вариативные учебные планы, коррекционная направленность педагогического процесса, которая реализуется через учебный план, программы, методы обучения. Различия в психофизическом развитии детей с нарушением слуха и, соответственно, в образовательных потребностях, обуславливают необходимость создания специальных стандартов разного уровня.




 Теория и практика дифференцированного обучения детей с нарушениями слуха свидетельствует о том, что для части детей школьного возраста доступно освоение полного среднего образования в объеме, предусмотренном для нормально развивающихся школьников, но при наличии специальных условий обучения. Эти дети наряду с общими имеют и особые образовательные потребности в сфере их развития, формирования жизненной компетенции, способности к социальной адаптации. Из этого следует, что даже по отношению к самым "благополучным" детям с нарушенным слухом (чаще всего обучающихся в общеобразовательной школе вместе со слышащими сверстниками) возникает необходимость разработки специального стандарта, включающего как общий с нормально развивающимися сверстниками "образовательный" компонент - фундаментальное ядро образования, так и специфический компонент, включающий коррекционно-педагогическую, образовательно-воспитательную и социально-адаптационную работу. (Схема 1)



 Для наиболее многочисленной части детей с нарушенным слухом (в настоящее время они обучаются в специальной (коррекционной) школе I или II вида) требуется разработка специального стандарта, включающего две части, - освоение основного и полного среднего образования (фундаментальное ядро образования), разработанного для нормально развивающихся детей, но реализуемого в специально созданных условиях обучения, и специфический компонент, связанный с коррекционной работой и формированием социальной компетенции ребенка. (Схема 2)



 Третья группа детей с нарушениями слуха не способна к освоению в полном объеме образовательного стандарта, разработанного для нормально развивающихся детей. Этим детям необходим специальный образовательный стандарт (третий вариант), включающий также два блока. При этом "образовательный" блок соотносится с аналогичным компонентом стандарта общего образования, но не равен ему по объему. Второй блок шире, чем в стандарте второго варианта. (Схема 3)



 Для четвертой группы детей с нарушением слуха в сочетании с глубокой умственной отсталостью, также имеющих право на образование, необходимо стандартизировать индивидуальный подход к определению содержания образовательного и социального компонентов их школьного образования, сам механизм взаимодействия специалистов и семьи, принятия решения о содержании образования ребенка, требованиях к его достижениям и обоснованному наращиванию их на протяжении всего периода обязательного школьного образования. (Схема 4)



 Создание 4 варианта специального стандарта требует дополнительных научно-методических исследований, которые проводятся в ИКП РАО.

 Все четыре варианта стандартов требуют разработки конкретных материалов применительно к глухим и слабослышащим детям.

 Различия в вариантах стандартов отражают уровень подготовки, степень развития детей и их потенциальные психофизические возможности в освоении образования.

 Реализация принципа дифференциации направлена не на фиксацию факта определенного уровня развития ребенка (низкого, среднего, высокого), а на достижение оптимальных (лучших для данного ученика в данных конкретных условиях) успехов, которые могут быть достигнуты при правильной организации обучения. Любые формы дифференцированного подхода, которые рассматривают предпосылки учения как неизменные, стабилизирующие их, не соответствуют принципам, реализуемым в специальном федеральном государственном стандарте для детей с нарушенным слухом.

 Любой ребенок с нарушенным слухом должен найти свое место в школьной образовательной системе и осваивать тот вариант стандарта образования, который обеспечивает реализацию его специальных образовательных потребностей. Ребенок с нарушенным слухом может овладевать образование в общеобразовательных школах по месту жительства, в специальной (коррекционной) школе I или II вида, в учреждениях комбинированного вида. Важно учитывать готовность ребенка с нарушениями слуха к той или иной форме получения образования. Форму обучения ребенка, осваиваемый вариант стандарта, вид учреждения выбирают родители с учетом рекомендаций ПМПК.

 Раздел II

Макет специального федерального государственного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (детей с нарушенным слухом)

 ^ II.1. Общие положения

 Создание макета специального федерального государственного стандарта для обучающихся с нарушением слуха основывается на Федеральном законе от 01.12.2007 N309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта", учитывает принципы и подходы, использованные при разработке концепции федерального государственного образовательного стандарта общего образования (второго поколения), имеет структурное и смысловое соответствие основным положениям концепции специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Разработка стандартов основывается на:

   современных достижениях отечественной теории и практики обучения детей с нарушениями слуха с учетом инновационных подходов к воспитанию и обучению школьников с нарушением слуха, показавших свою эффективность в опыте практического их внедрения;

   современных научных представлениях о содержании образовательных потребностей различных категорий детей с отклонениями в развитии, об условиях и факторах, обеспечивающих их оптимальную реализацию;

   результатах многолетних исследований и практических разработок в области коррекционной педагогики и специальной психологии.

 Ранее существовавшие учебные планы, программы, установленный уровень образования играли роль определенной нормы образованности. Достижение обязательного уровня образования осуществлялось в условиях действия единых программ, единообразных учебных планов, одной формы обучения (школа-интернат), одной дидактической системы. Эти документы и были своеобразными стандартами. В условиях демократизации жизни страны, модернизации образования зарождаются разные формы обучения, методы, разнообразится содержание школьных программ.

 В этих условиях появляется необходимость, как отмечалось выше, принятия стандартов, которые соответствовали бы новым целям образования, новому пониманию обязательности образования и обеспечивали бы непрерывность образования, уровень образования, доступный конкретному ребенку.

^ II.2. Структура компонентов специального федерального государственного стандарта

 Модель специального федерального государственного стандарта для детей с нарушенным слухом включает в себя определение цели образования, результаты общего образования и процесс его достижения, условия получения общего образования.

 Структура школьного образования предусматривает выделение отдельных этапов обучения. В законе "Об образовании" (1992 г.) зафиксированы явно выраженные ступени образования: начальная, основная и основная средняя (полная) школа. Эти же ступени образования характерны и для обучающихся с нарушениями слуха.

  ^ Схема 5. Структура школьного образования

 С учетом особенностей развития ребенка на каждом возрастном этапе деятельность педагога направляется на организацию усвоения ребенком доступной ему части человеческого опыта, культуры, воспитание у него качеств поведения, соответствующих нормам окружающего мира, физическое и умственное развитие, т.е. определяется содержание обучения для комплексного решения выдвинутых задач.

 Конкретное оформление содержание обучения приобретает на уровне образовательной программы и учебных предметов. Набор учебных предметов, зафиксированных в учебном плане, определяется целями и задачами обучения и отражает требования общества к подготовке будущих активных его членов. Набор учебных курсов обеспечивает познавательное, физическое, нравственное, умственное, эстетическое, коммуникативное развитие, трудовое обучение. Этот фактор определяет взаимосвязь учебных курсов.

 Выделение системы качеств человека, которые необходимо сформировать (познавательные, нравственные, трудовые, коммуникативные и др.), позволяет определять систему сквозных отраслей образования, которые проходят все его ступени с постепенным "развертыванием" содержания по годам обучения. Кроме общеобразовательных, характерных для решения задач цензового уровня образования, при обучении детей с нарушением слуха вводятся специальные учебные курсы, коррекционные занятия. Общее образование и коррекционная работа являются сквозными линиями во все периоды обучения. Так, для овладения коммуникативной культурой кроме русского языка в обучение глухих детей водится предметно-практическое обучение, развитие речи, развитие и использование остаточного слуха, формирование произношения и др. "Развертывание" содержания обучения внутри учебных предметов одного профиля по вертикали обеспечивает преемственность в формировании разных сторон личности ребенка.

 Каждая ступень общеобразовательной школы представляет собой этап в целостной системе развития и образования детей с нарушением слуха, имеет свои функции, задачи, содержание обучения и воспитания, не является замкнутым концентром. Для реализации преемственности важен точный учет возрастных психологических особенностей глухих детей. В этой связи повышается значимость реализации положения о ведущем виде деятельности, учет которого позволяет обеспечивать адекватные условия для становления личности.

 Начальное образование, являясь ступенью непрерывного образования, связано с дошкольным и последующим основным образованием. С первого класса начинается большая работа по постепенному переводу детей с игровой деятельности, которая характерна для дошкольного возраста, к учебной деятельности, которая становится ведущей, но не единственной в основной школе. Своеобразие современного начального обучения, которое не является замкнутым концентром образования, проявляется в том, что ориентиром является развитие сознания и личности ребенка, на этой ступени непрерывного образования у детей формируется учебная деятельность. Предполагается создание особых условий для формирования у младших школьников желания и умения учиться. Достижение этой главной цели позволяет реализовывать цели и задачи последующей ступени образования.

 Начальное обучение приобретает развивающий характер, задачи которого гораздо шире, чем обеспечение формирования у детей общекультурных навыков чтения и письма.

 На I-ой ступени обучения детей с нарушением слуха осуществляется первоначальное становление личности ребенка, выявление и целостное развитие его способностей, формирование у школьников умения и желания учиться. Здесь учащиеся приобретают необходимые умения и навыки учебной деятельности и одновременно обучаются чтению, письму, счету. Они овладевают элементами теоретического мышления, культурой речи и поведения, основами личной гигиены и здорового образа жизни.

 Нарушение целостности образовательной системы особенно остро сказывается на развитии детей с нарушением слуха, приводит к потере времени, сил и воспитанников и учителей, отражается на качестве обучения и воспитания, на социальной адаптации обучаемых, коррекции отклонений в их развитии.

 Каждая из ступеней образования кроме образовательной программы, учебных программ, учебного плана характеризуется требованиями к результатам обучения на соответствующей ступени образования.

 Планируемые результаты обосновывают отбор содержания обучения. Достижение результатов обучения, освоение содержания осуществляется при реализации совокупности условий, гарантируемые государством для получения образования.

 Все три ступени образования детей с нарушением слуха объединены общей целью, достижение которой обеспечивается реализацией совокупности требований к результатам освоения образовательной программы, к структуре основных образовательных программ, к условиям реализации образовательных программ.

Таким образом, макет стандарта может быть представлен в следующем виде.

^ Цели образования

 На этапе модернизации образования признано, что система обучения и воспитания детей с нарушениями слуха должна не только обеспечивать оптимальный уровень образования каждому ученику, но и готовить выпускников к жизни в быстро меняющемся современном обществе, обеспечивать самостоятельность в проявлении жизненной компетенции.

 Образование глухих детей в младших классах предусматривает смену приоритетов в целях обучения, отказ от узкой направленности учебного процесса на формирование умений, навыков, знаний по отдельным учебным предметам.

 Принципиальным отличием специальных образовательных стандартов для детей с нарушениями слуха от существовавших ранее программ, является ориентация их на результаты образования, определяемые с учетом цели образования. В обобщенном виде цель образования может быть сформулирована как введение обучающегося в культуру общества. В качестве цели образования выступает развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения рассматривается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности; создание условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

 Деятельностный подход обуславливает изменение общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе

   от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться, как компетенции, обеспечивающей овладение новыми компетенциями;

   от "изолированного" изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета, к включению содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач, т.е. от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учения как процесса образования и порождения смыслов.

  На первый план начинают выходить задачи, требующие для решения когнитивных, коммуникативных, ценностно-ориентационных компонентов образовательных результатов, надпредметных компетенций. В формирующемся информационном обществе такие задачи становятся приоритетными.

^ Требования к результатам освоения программы

 Требования к результатам образования отражают индивидуальные, общественные и государственные потребности. Интересы общества и государства формируют государственный заказ в области образования детей с нарушением слуха. В существующих документах нет достаточно четко сформулированного государственного заказа на образование детей данной категории. Однако, совершенно очевидно, что социальные потребности общества ориентированы на присвоение детьми системы нравственных ценностей, идеалов; на овладение социально значимым опытом и органичным вхождением в общество с участием в его жизни.

  Требования к результатам образования в аспекте индивидуальных интересов связаны с реализацией личной, социальной и профессиональной компетенции обучающихся. Индивидуальные, социальные и государственные интересы интегрируются в требованиях к результатам образования. Результаты образования, как говорилось выше, определяются его целью.

 Результатами освоения основной образовательной программы являются:

   овладение содержанием образовательной программы каждой ступени обучения (начального, основного, среднего);

   продвижение в личностном развитии;

   достижения по отдельным учебным предметам (знания, умения, навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности);

   овладение общеучебными умениями.

^ Требования к структуре основных образовательных программ

Данный документ регламентирует содержание образования на каждой ступени обучения в соответствии с вариантом стандарта для детей с нарушенным слухом. Содержание образования включает фундаментальное 1 блок (ядро общего образования), и внеучебную деятельность (2 блок) коррекционную работу, социально-адаптивную работу. Соотношение между этими компонентами содержания образования различно для всех вариантов специальных стандартов и не остается постоянным на всех ступенях обучения.

  ^ Первый вариант стандарта, предназначенный для детей, подготовленных к обучению в условиях общеобразовательной школы, имеет две части. Основным содержанием образования является фундаментальное ядро (блок 1), выделяемое государственным стандартом общего образования, которое дополняется внеурочной деятельностью (блок 2). В содержание второго блока образования включается коррекционная, социально-адаптивная и воспитательная работа. Обучение детей с нарушением слуха по первому варианту предусматривает овладение ими образованием, предусмотренным на каждой ступени, совместно со слышащими детьми.

 ^ Второй вариант стандарта - для детей, осваивающих общее (среднее) образование в специальных условиях обучения. Этот вариант обучения предусматривает непрерывное школьное обучение на начальной, основной и средней ступенях с использованием "обходных" путей обучения. Содержание образования детей с нарушенным слухом, особенно на начальной ступени, не идентично образовательной программе общего образования этого периода. Данная модель получения образования наиболее специфична в отношении образования глухих детей.

  Фундаментальное ядро начального образования детей с нарушением слуха представлено в виде образовательных областей, которые выделяются с учетом деятельностной структуры личности и структуры объекта изучения. Выбор образовательных областей специального государственного стандарта общего образования определяется важнейшими направлениями всестороннего развития человека.

 В качестве объекта изучения выступает вся действительность, изучаемая следующими науками - философией, математикой, химией, физикой, астрономией и др.

 Эти два фактора определяют выделение образовательных областей:

 ^ Язык Математика Природа Общество Человек

 Каждая область имеет многоцелевое назначение и ведущую цель, ради которой она включена в содержание обучения. Каждая из образовательных областей заявляет цели образования в данной области, дает характеристику образовательных линий с учетом их вертикального развертывания по периодам обучения (по полугодиям от первого к четвертому классу).

 Описание образовательных линий доводится до перечня учебных единиц (содержательные единицы), целостных в содержательном отношении, которые в стандарте не подразделяются на более мелкие единицы.

 Набор образовательных областей является обязательным (инвариантным) для всех осваивающих начальную ступень общего образования и функционально полным, обеспечивающим общее развитие учащихся. Указание в образовательной области на необходимость формировать тот или иной навык на определенном уровне требований позволяет выстраивать целостную систему знаний, способов деятельности, инвариантных по отношению к разным предметам, что позволяет организовать целостное системное обучение, воспитание, развитие

 Содержание обучения, определяемое для каждой образовательной области, осваивается в условиях всего учебно-воспитательного процесса и на специальных уроках. Среди учебных предметов выделяются инвариантные, которые обозначаются в базисном учебном плане, и вариативные, вводимые участниками образовательного процесса.

 В структуре образовательной программы выделяются учебные темы, общие для всех образовательных областей, и специфичные для конкретной области, на основе которых осуществляется обучение, развитие, воспитание учащихся. В программе каждого из учебных предметов определено примерное количество часов, отводимых для работы по указанным темам. Вычленение в учебном материале общего для определенного периода обучения служит основой для многопланового рассмотрения объектов изучения, позволяет определять, в каком объеме, на каком уровне усвоения, в каком направлении следует осуществлять обучение на каждом из интегрированных учебных предметов. Такой подход обеспечивает изучение объектов в совокупности различных признаков, свойств, в различных связях, отношениях в условиях разных видов деятельности, используя уже усвоенный материал для дальнейшего познания. Он значим для обучения детей анализировать изучаемый материал с разных сторон, обобщать предметные знания, оценивать частное с позиций общего, овладевать способами переноса знаний, способами действий и др. Специальное обучение детей переносу знаний, умений из одной ситуации в другую способствует овладению универсальными способами деятельности, учит учиться, приобретать знания и использовать их.

 Целостное представление о мире предлагается формировать в условиях минимального набора учебных курсов, содержание которых носит интегрированный характер и развертывается в соответствии с логикой учебного материала, возрастными и психофизическими особенностями усвоения знаний, формирования умений и навыков. Предусматривается незначительная дифференциация курсов по учебным дисциплинам.

 При отборе содержания учебного курса учитывается его предметное и надпредметное (т.е. общезначимое содержание - логические нормы, суждения, творчество, эмоционально-ценностное восприятие мира) наполнение, а также система ценностей, подлежащих воспитанию, которые можно сформировать на конкретном учебном материале.

 ^ Третий вариант стандарта предназначен для детей, которые в силу ряда объективных и субъективных причин не осваивают фундаментальное ядро образования в полном объеме.

 К этим детям относятся обучающиеся с тяжелыми нарушениями слуха в сочетании с задержкой психического развития, умственной отсталостью или другими причинами, затрудняющими получение школьной подготовки в полном объеме.

 Хотя в силу особенностей развития школьники не могут освоить цензовое образование, но им доступны многие виды труда. Для подготовки этой категории учащихся к будущей самостоятельной жизни в обществе им предлагается усиленная трудовая подготовка (в сравнении с обычными глухими детьми) с 5 по 11 класс, дополнительная коррекционная и социально-адаптивная работа.

 Для обучения этой категории детей особенно важна социальная направленность обучения. Социализация предусматривает овладение языком, знаниями, приобщение к ценностям и нормам культуры, формирование мировоззрения и т.д., что делает индивида способным жить в обществе, быть его членом. Специально организованный педагогический процесс в школе, социальный по своей природе, с целостным воздействием на личность, предусматривает восстановление и развитие нарушенных социальных связей с окружающей средой, воспитание социального поведения, сотрудничества, коллективизма.

 Важным фактором успешности обучения является дифференцированный подход к детям при адекватно подобранных формах и методах коррекционной помощи с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

 Требования к структуре основных образовательных программ по ступеням обучения те же, что для второго варианта стандарта. Однако, доля коррекционной работы, социально-адаптивной поддержки и внеучебной деятельности значительно больше, чем во втором варианте стандарта.

 Требования к структуре образовательных программ трех вариантов стандарта дополняются рядом документов, которые конкретизируют требования к организации образовательного процесса - образовательный (учебный) план и учебные программы.

 Базисный образовательный план соответствует целям образования, планируемым результатам обучения и структуре содержания основных образовательных программ. Он включает три ступени общего образования (начальное общее, основное общее, среднее общее образование),

 

 

 Специальный федеральный базисный образовательный план включает федеральный компонент, который обеспечивает создание единого образовательного пространства на территории Российской Федерации. Региональный компонент вносит в учебный план специфику, обеспечивающую учет потребностей и интересов в области образования субъектов Федерации (родной язык, литература, география, история региона и др.). Учебное время, отведенное планом на школьный компонент (вариативный компонент), предполагает учет в образовательном процессе особенностей конкретного учреждения (обязательные внеурочные занятия), интересы и потребности учащихся.

 В структуре учебного плана конкретного учреждения обозначается перечень образовательных областей и набор учебных предметов (на уровне инвариантных и вариативных); недельная учебная нагрузка по каждому предмету и продолжительность его изучения (в учебных годах), максимальная недельная учебная нагрузка учащегося, включающая часы обязательных занятий по выбору. Принятая форма учебного плана обязательна для начальной, основной и средней школы.

 ^ Учебные программы регулируют педагогический процесс. Образовательным учреждениям разрешается отступать от рекомендаций базисных программ, корректировать их при разработке экспериментальных, авторских программ без снижения требований стандарта к результатам образования.

  Схема 7. Нормативное и инструментальное сопровождение

Требования к условиям реализации основных образовательных программ

 Требования к условиям реализации основных образовательных программ включают кадровое, финансово-экономическое, материально-техническое, информационное обеспечение.

Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха Зыкова Т. С icon Рабочая программа курса «Биология» основного общего образования по примерной программе основного
Ирование составлено на основе Федерального компонент государственного стандарта среднего (полного)...
Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха Зыкова Т. С icon «согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по биологии
Приказам Минобразования РФ №1236 от 19. 05. 98, №56 от 30. 06. 99) и Федерального компонента государственного...
Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха Зыкова Т. С icon Приказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы...
Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха Зыкова Т. С icon Литература 32 балла; иностранные языки (английский, немецкий, французский, испанский) 20 баллов
Егэ, подтверждающее освоение участниками экзаменов основных общеобразовательных программ среднего...
Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха Зыкова Т. С icon Пояснительная записка основная образовательная программа начального общего образования муниципального
Крымский район разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного...
Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха Зыкова Т. С icon «Изобразительное искусство и художественный труд»
Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 классов составлены на основе федерального...
Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха Зыкова Т. С icon Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной

Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха Зыкова Т. С icon Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования
Государственного казённого специального (коррекционного) образовательного учреждения Ленинградской...
Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха Зыкова Т. С icon Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Пояснительная
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента...
Проект специального федерального государственного стандарта общего образования для детей с нарушением слуха Зыкова Т. С icon Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе федерального компонента

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2016
allo, dekanat, ansya, kenam
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы