Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы icon

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы





Скачать 293.48 Kb.
НазваниеРабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы
Дата07.04.2013
Размер293.48 Kb.
ТипПояснительная записка



Пояснительная записка

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы по биологии для 9 – ого класса «Биология – 9 (Раздел «Общие закономерности жизни )».

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 – го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, 68 часов в год.

Раздел "Общая биология" (IXкл.)включает материал, завершающий курс биологии основного общего образования. В основу его построения положено представление об уровнях организации живой материи и процессах, происходящих на этих уровнях. Учеб­ный материал расположен в восходящем порядке - от молекулярно-генетического уровня организации жизни до биосферно-биоценотического. При этом на каждом уровне органи­зации жизни рассматриваются основные структуры живого: ген, клетка, организм, вид, сообщество, экосистема, биосфера и биологические процессы: реализация генетической информации, клеточный метаболизм и деление, размножение и жизнедеятельность орга­низмов, генетикоэволюционные процессы, происходящие внутри видов, круговорот ве­ществ и поток энергии в экосистемах и биосфере. Материал каждой крупной темы раздела подводит к выводам о биологическом значении структурной организации живого и про­цессах, происходящих на каждом ее уровне. В разделе прослеживаются преемственность с предыдущими разделами курса биологии и устанавливаются межпредметные связи с дру­гими учебными дисциплинами естественнонаучного цикла.

^ Цель курса биологии в 9 классе:

формирование у учащихся целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной или профессиональной траектории.

Задачи:

овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, справочниками;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами;

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;

использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде.


При изучении курса « Основные закономерности жизни» у учащихся осуществляется активное формирование следующих компетенций:

  • личностных (соблюдение норм поведения в окружающей среде, бережное отношение к природе, умение определять границы собственного знания, владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы, объективное оценивание своего вклада в решение общей задачи);

  • предметных (иметь знания о живой природе, присущих ей закономерностях, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы).

  • метапредметных(сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким критериям; умение различать факт, мнение, гипотезу, доказательство; формировать самооценку своей учебно-познавательной деятельности; обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; ставить познавательные задачи; уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; описывать результаты, формулировать выводы; выступать устно и письменно с результатами своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).



Общая биология. Основные закономерности жизни. 9 класс (68 ч.)

Введение (1 ч)

Биология, цитология, генетика, селекция, биология развития, эмбриология, экология.

Общая биология как дисциплина биологии, раскрывающая основные закономерно­сти организации, функционирования и развития жизни на нашей планете. Основные раз­делы общей биологии. Основные признаки живого.

.

Уровни организации жизни на Земле (1 час)

Определение понятия "жизнь". Сходство и отличия неживой и живой природы.

Основные признаки (критерии) живого. Единство химического состава. Обмен ве­ществ и превращение энергии. Самовоспроизведение (репродукция). Специфичность структуры. Разнокачественность. Развитие и рост. Раздражимость. Дискретность (преры­вистость). Саморегуляция (авторегуляция). Ритмичность.

Уровни организации жизни на Земле: молекулярный (молекулярно-генетический), субклеточный (органоидный, или надмолекулярный), клеточный, тканевой, органный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический (экосистемный), биосферный. Структурно-функциональные единицы уровней организации жизни на Земле (ген, клетка, отдельная особь, популяция вида, биогеоценоз, биосфера). Основные явления уровней организации жизни на Земле как закономерные изменения структурно-функциональных единиц (передача и реализация генетической информации, клеточный метаболизм, размножение и развитие отдельного организма, изменение генофонда попу­ляции, круговорот веществ и превращение энергии в биогеоценозе и биосфере).


2. Молекулярно-генетический уровень жизни (9 часов).

Элементарный состав живых тел природы. Распространение химических элементов в составе живого. Вклад химических элементов в образование неорганических и органи­ческих веществ, входящих в состав живого. Единство элементарно-химического состава живого.

Неорганические вещества живого. Вода и минеральные соли. Биологическая роль воды и минеральных солей в поддержании структуры и функционирования живого.

Органические вещества живого. Белки, углеводы, жиры, липиды, нуклеиновые ки­слоты, АТФ, витамины. Биологическая роль органических веществ в поддержании струк­туры и функционирования живого. ДНК, РНК - молекулы наследственности. Структура молекулы ДНК как вещества наследственности Дж. Уотсон, Ф. Крик, М. Уилкинс).

Генетический код как основа специфичности живого. Ген как единица наследст­венности и структурно-функциональная единица молекулярно-генетического уровня ор­ганизации жизни на Земле. Гены как компоненты хромосом живых систем.

Матричные реакции как основа передачи и реализации генетической информации в живых системах. Репликация ДНК как воспроизведение живого на молекулярно-генетическом уровне и передача наследственной информации. Транскрипция и трансля­ция как реализация генетической программы живого в структуре его белков. Структурные и функциональные различия белков как основа специфичности живого. Изменчивость наследственного материала (генов и хромосом) как причина изменчивости живых систем и как основное явление молекулярно-генетического уровня жизни. Мутации как наследст­венное изменение генетического материала живых систем. Биологическое значение пере­дачи, реализации генетической информации и ее изменчивости для развития живого на нашей планете.

Демонстрация модели ДНК, фотоснимков хромосом организмов с расположенны­ми в них генами.

3. Органоидно-клеточный уровень жизни (13 часов).

Клетка как структурно-функциональная единица, основа жизнедеятельности и развития всех живых систем. Открытие клеток и методы изучения их строения (Р. Гук, А. Левенгук, Т. Шванн, М. Шлейден, Р. Вирхов, Я. Пуркинье и др.). Клеточная теория строе­ния организмов. Клетка и ее протоплазма. Цитоплазма и ядро как главные части клетки. Цитоплазма клетки и ее органоиды (органеллы). Строение и функции плазмалеммы, кле­точной стенки, ЭПС, рибосом, аппарата Гольджи, лизосом, митохондрий, пластид, клеточного центра, жгутиков, ресничек, ядра, вакуолей. Отличия в строении кле­ток растений, животных и грибов. Клетки прокариот и эукариот. "Отличия в строении кле­ток прокариот и эукариот. Неклеточные формы жизни - вирусы и фаги. Открытие вирусов и фагов. Строение вирусов и фагов как паразитов клеток прокариот и эукариот.

Роль органоидов клетки в ее жизнедеятельности. Взаимосвязь органоидов клетки как основа поддержания ее целостности. Потоки информации, веществ и энергии - необ­ходимые условия существования клетки как живой системы.

Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Катаболизм и анаболизм (дисси­миляция и ассимиляция) как две стороны одного процесса метаболизма. Роль клеточных органелл в обеспечении катаболизма и анаболизма. Транспорт веществ через плазмалемму. Пиноцитоз и фагоцитоз, распад и синтез в клетке органических веществ. Выделение и ак­кумулирование энергии в клетке. Метаболические каскады и циклы в клетке. Согласован­ность в протекании реакций клеточного метаболизма как основа структурированности живого. Автотрофное и гетеротрофное питание. Хлоропласты как органоиды, осуществ­ляющие фотосинтез. Митохондрии как органоиды, осуществляющие окисление органиче­ских веществ и синтез АТФ. Белоксинтезирующий аппарат клетки и его работа. Роль яд­ра клетки в регуляции ее метаболизма. Поддержание клеткой постоянства своего химиче­ского и структурного состава. Саморегуляция в клетке.


Жизненный цикл клетки (митотический или клеточный цикл) и его периоды. Ин­терфаза и митоз. Процессы, происходящие в интерфазе и митозе. Значение клеточного ме­таболизма для осуществления клеточного цикла.

Хромосомный набор клетки (кариотип), как основа специфичности живого на ор­ганоидно-клеточном уровне жизни. Диплоидный и гаплоидный хромосомные наборы. Строение хромосом. Интерфаза и митотическая организация хромосом клетки.

Деление клетки как самовоспроизведение живого на органоидно-клеточном уровне жизни. Непрямое деление клетки (митоз) и его фазы. Основные процессы, происходящие в фазы митоза, Кариокинез и цитокинез. Прямое деление клетки (амитоз). Биологическое значение митоза.

Демонстрациямоделей клетки и ее органелл, митоза, строения хромосом; диафильмов и видеофильмов.

^ Лабораторные работыпо изучению строения различных типов клеток под микро скопом; изучению ферментативного расщепления пероксида водорода в клетках листа элодеи и клубня картофеля; проведению наблюдений плазмолиза и деплазмолиза в клетках чешуи кожицы лука; изучению фаз митоза в клетках кончика корешка лука.


4. Организменный уровень жизни (10 часов).

Организм как целостная живая система, состоящая из структурно и функционально взаимосвязанных частей. Понятие "минимальный организм". Признаки организма как са­мостоятельной живой системы. Одноклеточные, колониальные, многоклеточные организмы. Взаимосвязь между частями многоклеточного организма. Рефлектор­ные и гуморальные регуляции функций организма.

Совокупность генов отдельной особи (генотип) как генетическая система организ­ма. Развертывание генетической программы организма как реализация его генотипа. Влияние на генотип организма условий внешней среды. Фенотип организма как результат взаимодействия генотипа и условий среды. Фенотипическая (модификационная) изменчи­вость организмов.

Размножение организмов как основа воспроизведения жизни на организменном уровне. Формы размножения организмов: бесполое (деление, споруляция, вегетативное, фрагментация) и половое. Образование половых клеток у животных (гаметогенез). Мейоз как деление созревания половых клеток. Основные фазы митоза. Строение половых кле­ток (на примере млекопитающих).

Оплодотворение как процесс слияния половых клеток родительских особей. От­крытие факторов наследственности и закономерностей их передачи в поколениях (Г Мендель).

Развитие после оплодотворения. Жизненный цикл организма и его периоды. Эм­бриогенез и его основные стадии (на примере хордовых). Влияние внешних условий на развитие организма.

Постэмбриональное развитие у животных (постэмбриогенез) развитие прямое и непрямое. Рост организма.

Демонстрациягербариев растения и коллекций насекомых, микропрепарата дроб­ления яйца беззубки, образования зародышевых листков; влажных препаратов непрямого развития насекомых; моделей, иллюстрирующих гаметогенез и эмбриогенез у животных; видеофильма эмбрионального развития лягушки.

^ Лабораторные работыпо изучению закономерностей фенотипической (модификационной) изменчивости у растений и животных (построение вариационного ряда и ва­риационной кривой); изучению строения сперматозоидов и яйцеклеток млекопитающих.


5. Популяционно-видовой уровень жизни (15 часов).

Критерии (признаки) вида: морфологический, физиолого-биохимический, геогра­фический, экологический, генетический. Необходимость учета совокупности критериев в определения вида.


Популяция организмов как совокупность особей одного вида, объединенных род­ством, и структура вида.

Генофонд популяции как совокупность генов образующих ее особей. Общность генофонда как основа для объединения особей в одну популяцию. Свободное скрещивание между особями популяции как основа поддержания генетической целостности популяции. Генофонд популяции как открытая биологическая система. Изменения генофонда популяции как предпосылка к изменению вида организма.

История представлений о видообразовании в природе. Взгляды на проблему вида и видообразования К. Линнея, Ж. Б. Ламарка, Ч. Дарвина. Креационизм и эволюция. Эво­люционные учения: ламаркизм и дарвинизм.

Видообразование путем естественного отбора (Ч. Дарвин, А. Уоллес). Доказатель­ства реальности естественного отбора в природе. Элементарный материал для эволюции видов - генотипическая изменчивость (мутации и комбинации) отдельных особей популя­ций. Элементарное эволюционное явление - изменение генофонда популяции одного ви­да. Изоляция как фактор видообразования. Борьба за существование как механизм дейст­вия естественного отбора в природе. Формы борьбы за существование. Естественный от­бор как направляющий фактор эволюции видов в природе. Приспособленность организ­мов к условиям существования как результат действия естественного отбора. Примеры приспособленности (адаптации) организмов. Относительный характер адаптации у орга­низмов. Совершенствование и многообразие приспособлений, развившихся у организмов разных видов в ходе эволюции.

Направленное изменение организмов человеком. Селекция как отбор и создание нужных человеку культурных форм: сортов, пород. Сорт и порода как популяции орга­низмов, искусственно созданных человеком. Отличие сорта и породы от вида. Происхождение культурных форм организмов. Доместикация как начальный этап селекции орга­низмов. Центры происхождения культурных форм организмов. Методы селекции куль­турных форм организмов. Генотипическая изменчивость организмов как материал для се­лекции. Искусственный отбор как фактор эволюции культурных форм. Творческая роль искусственного отбора. Достижения селекции растений и животных.

Демонстрация гербариев растений и коллекций насекомых, муляжей плодов и корнеплодов культурных растений, диафильмов и видеофильмов о методах селекции ор­ганизмов.

^ Лабораторные работы по изучению морфологического и экологического крите­риев видов растений; изучению приспособленности организмов и выявлению ее относи­тельного характера.


6. Биогеоценотический (экосистемный) уровень жизни (9 часов).

Биоценоз (сообщество) как совокупность совместно существующих популяции разных групп организмов (К. Мебиус). Функциональные группы организмов в биоценозах (продуценты, консументы, редуценты). Структура биоценоза (видовая пространственная, трофическая, экологическая) как основа поддержания его целостности. Основные формы взаимоотношений между организмами биоценоза: хищничество, пара­зитизм, нахлебничество, квартиранство, сотрудничество, конкуренция, нейтрализм.

Биогеоценоз (экосистема) как биоценоз, объединенный круговоротом веществ и потоком энергии с неживой природой. (А. Тесли, В. Н. Сукачев). Основные структурные компоненты биогеоценозов (экотоп, климатоп и эдафотоп; биоценоз: фитоценоз, зооце­ноз, микробиоценоз).

Трофические цепи и сети как основные пути круговорота веществ и потока энергии в экосистемах. Трофические уровни экосистемы как совокупности организмов, объеди­ненных типом питания. Трофические цепи и трофические сети как ряды организмов эко­систем; связанных друг с другом пищевыми взаимоотношениями? Экологические пирами­ды как отображения соотношений между организмами, составляющими трофические уровни в экосистеме. Биомасса и продукция экосистем как основные ее показатели.

Основные свойства биогеоценоза. Самовоспроизводство как способность биогео­ценозов воссоздавать поток энергии и круговорот веществ. Устойчивость как способность биогеоценозов выдерживать изменения. Саморегуляция как способность биогеоценозов к восстановлению равновесия и связей между его компонентами. Саморазвитие как способ­ность биогеоценозов к циклическим и поступательным, вызванным внутренними и внеш­ними причинами. Смена биогеоценозов во времени и в пространстве.

Цели создания агробиоценозов человеком. Примеры агробиоценозов. Основные отличия агробиоценозов от биогеоценозов.

Демонстрация диапозитивов, видеофильмов, фотоснимков биогеоценозов и агроценозов.

^ Лабораторная работа по составлению трофических цепей и сетей водных и на­земных экосистем.


7. Биосферный уровень жизни (10час).

Биосфера как совокупность всех биогеоценозов нашей планеты и как оболочка Земли, населенная и активно преобразуемая организмами (Э. Зюсс, В. И. Вернадский). Структура биосферы и функции живого вещества в биосфере. Биогеохимические кругово­роты биогенных элементов в биосфере. Единство жизни в биосферном круговороте. По­ток энергии в биосфере.

Геохронологическая летопись земной коры и биосферы. Принципы актуализма (Ч. Лайель) и катастрофизма (Ж. Кювье) и их значение для изучения развития жизни, на пла­нете. Протопланетный этап эволюции Земли. Теория биопоэза (Дж. Бернал). Появление пробионтов как начальный этап биологической эволюции. Растекание жизни в биосфере.

Развитие жизни на Земле по эрам и периодам. Главные эволюционные события архея, протерозоя, палеозоя, мезозоя и кайнозоя. Растительный и животный мир прошлого и настоящего. Появление человека как важнейший этап в эволюции жизни на Земле.

Ноосфера (Э. Леруа) как оболочка Земли, включающая человеческое общество с атрибутами его разумной деятельности. Смена в эволюции биосферы биогенеза ноогенезом (П. Тейяр, де Шарден).

Влияние человека на биосферу. Рост народонаселения как причина демографиче­ского взрыва. Расходование человеком невозобновимых и возобновимых природных ре­сурсов. Изменение человеком среды обитания диких видов (изменение экосистем). За­грязнение человеком окружающей среды (воздуха, воды и почвы) как причина нарушения круговорота веществ и потока энергии в биосфере.

Необходимость охрана биосферы. Основные принципы охраны биосферы. Меро­приятия по охране биосфере: международные организации и программы , экологический мониторинг, Красные книги.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся IXкл.


Учащиеся должны знать:

  • уровни организации живой материи (клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный) и методы их изучения в биологии;

  • основные положения клеточной теории;

  • строение клеток прокариот и эукариот;

  • основные процессы жизнедеятельности клетки;

  • механизмы наследственности и изменчивости;

  • особенности биологических явлений, происходящих на каждом уровне организации живого;

  • причины многообразия организмов, доказательства эволюции органического мира;

  • движущие силы эволюции;

  • основные этапы развития жизни на Земле;

  • основные экологические факторы, среды жизни и приспособленности организме к различным условиям обитания;

  • структуру сообщества и взаимосвязи организмов, цепи и сети питания;

  • место человека как биологического вида в биосфере и его биосоциальную сущность;

  • влияние деятельности человека на экосистемы, меры охраны и рациональной природопользования.


Учащиеся должны уметь:

  • объяснять взаимосвязь процессов, происходящих на разных уровнях организации живого; причины разнообразия различных форм изменчивости, приспособленности организмов;

  • приводить доказательства родства, общности происхождения, эволюции организмов, взаимосвязи организмов и окружающей среды, единства человека как биологического вида;

  • приводить примеры изменчивости и приспособленности организмов, взаимосвязей организмов в сообществах, воздействия человека на окружающую среду;

  • проводить наблюдения за влиянием факторов среды на организмы;

  • обосновывать необходимость охраны природы;

  • оценивать последствия деятельности человека по изменению окружающей среды.

Учебно-методический комплект:


1.Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни. М., «Владос»,2005

2.Пепеляева О.А., Сунцова И.В Поурочные разработки по общей биологии. «Вако», 2009 г.

3.Теремов А.В., Рохлов В.С., Лернер Г.И., Трофимов С.Б. ГИА выпускников 9 классов в новой форме. ФИПИ. «Интеллект-Центр», 2011

4.Рохлов В.С., Теремов А.В., Трофимов С.Б., Алексеева Я.О., Лернер Г.И. ГИА-2010.М., «Астрель», 2009
^

Календарно-тематическое планирование уроков

по разделу «Общие закономерности жизни»

школьного курса биологии в 9 классе

на 2012-2013 учебный год

^

Класс 9

Учитель: Самохвалова Наталия Ивановна


Количество часов:__68__, в неделю__2_.

Плановых лаб. раб.__8__

Планирование составлено на основе Программы по биологии авторского коллектива под руководством А.И. Никишова, включённой в Федеральный перечень учебных пособий на 2012/2013 уч. год

Учебник:__Теремов А.В., Петросова Р.А., Никишов А.И. Биология. Общие закономерности жизни: 9 кл. Учебник для учащихся 9 класса общеобразовательных учебных учреждений_– Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.__________________________________________________







урока/

раздела

Название темы/ урока

Количество часов

по разделу

Количество часов по теме

Дата

Д.З.

Контрольные мероприятия



Введение

1

1



Введение

Раздел I

^ Признаки и структурная организация жизни на земле.

2












Основные признаки живого.




1



§1



Уровни организации жизни и происходящие на них процессы.




1



§2

^ Раздел II.

Молекурялно-генетический уровень организации жизни.

9












Химический состав живого. Вода и минеральные вещества.




1



§3



Липиды. Углеводы.




1



§4



Белки.




1



§5



Нуклеиновые кислоты. АТФ.




1



§6









1








Наследственная информация и генетический код.




1

Х

§7



Матричная реакция как основа передачи и реализации генетической информации.




1

Х

§8



Наследственноть и изменчивость наследственного материала.




1

Х

§9



Обобщение и повторение по теме: Молекулярно-генетический уровень организации жизни.




1

Х




^ Раздел

III.

Органоидно-клеточный уровень организации жизни.

14












История и методы изучения клетки. Клеточная теория.




1

Х

§10



Л.р. №1 «Изучение строения различных типов клеток под микроскопом».




1

Х

§10



Типы клеток. Строение прокариотических клеток.




1

Х

§11



Строение эукариотических клеток.




1

Х

§12



Л.р. №2 «Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы чешуи лука».




1

ХI

§12



Строение эукариотических клеток.




1

ХI

§12



Обмен веществ и превращение энегии в клетке.




1

ХI

§13



Автотрофное питание.




1

ХI

§14



Гетеротрофное питание.




1

ХI

§15



Биосинтез белка.




1

ХI

§16



Жизненный цикл клетки. Хромосомы.




1

ХI

§17



Деление клетки.




1

ХI

§18



Л.р. №3 «Изучение фаз митоза в клетках кончика корешка лука».




1

ХII

§18



Обобщение и повторение по теме: Органоидно-клеточный уровень организации жизни.




1

ХII




^ Раздел IV.

Организменный уровень организации жизни.

10












Многообразие организмов. Клеточные и неклеточные формы жизни.




1

ХII

§19



Самовоспроизведение организмов.




1

ХII

§20



Образование половых клеток у животных. Мейоз.




1

ХII

§21



Л.р. №4 «Изучение строения сперматозоидов и яйцеклеток у млекопитающих».




1

ХII

§21



Оплодотворение и зародышевое развитие у животных.




1

ХII

§22



Развитие животных после рождения.




1

ХII

§23



Образование половых клеток и половое размножение у растений.




1

I

§24



Наследование признаков у организмов.




1

I

§25



Фенотип организма как результат проявление генотипа.




1

I

§26



Изменчивость признаков у организмов. Л.р. №5 «Изучение модификационной изменчивости у растений и животных».




1

I

§27

Раздел V.

Популяционно-видовой уровень организации жизни.

15












История развития представлений о виде и эволюции.




1

I

§28



Дарвинизм и его основные положения.




1

I

§29



Вид как основная систематическая категория живого. Л.р. №6 «Изучение морфологического и экологического критериев видов растений».




1

I

§30



Популяция как форма существования вида в природе.




1

II

§31



Популяция как единица эволюции.




1

II

§32



Основные движущие силы эволюции в природе.




1

II

§33



Естественный отбор – главный фактор эволюции видов в природе.




1

II

§34



Экскурсия. Естественный отбор и его результаты.




1

II

Отчёт



Приспособления организмов к условиям обитания как результат эволюции.




1

II

§35



Л.р. №7 «Изучение приспособленности организмов и выявление её относительного характера».




1

II

§35



Образования новых видов организмов как результат эволюции.




1

II

§36



Селекция как изменение человеком культурных форм организмов.




1

III

§37



Основные методы селекции растений и животных.




1

III

§38



Биологическое значение эволюции и селекции организмов.




1

III

§39



Экскурсия. Многообразие сортов культурных растений и пород животных, созданных человеком.




1

III

Отчёт

^ Раздел VI.

Биогеоценотический уровень организации жизни.

7












Биоценоз как природное сообщество организмов.




1

III

§40



Структура биоценоза как основа поддержания его целостности.




1

III

§41



Биогеоценоз и его основные компоненты. Л.р. №8 «Составление трофических цепей и сетей в биогеоценозе».




1

III

§42



Экскурсия. Биоценоз как природное сообщество организмов (на примере смешанного леса).




1

IV

Отчёт



Круговорот веществ и поток энергии в биогеоценозах. Продукция биогеоценозов.




1

IV

§43



Основные свойства биогеоценозов. Смена биогеоценозов.




1

IV

§44



Агробиоценоз как искусственное сообщество организмов.




1

IV

§45

^ Раздел VII.

Биосферный уровень организации жизни.

10












Структура биосферы и функции её живого вещества.




1

IV

§46



Биогеохимический круговорот как основа существования биосферы.




1

IV

§47



Возникновение биосферы и начало её эволюции.




1

IV

§48



Краткая история эволюции биосферы.




1

IV

§49



Появление человека как важнейший этап эволюции биосферы.




1

V

§50



Человечество как глобальная сила биосферы. Ноосфера.




1

V

§51



Современные экологические проблемы.




1

V

§52



Современные экологические проблемы. Продолжение.




1

V

§52



Значение охраны биосферы для жизни на Земле.




1

V

§53



Обобщение и повторение по теме: Биосферный уровень организации жизни.




1

V




Ваша оценка этого документа будет первой.
Ваша оценка:

Похожие:

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы iconПриказ № от 2011 г. Рабочая программа по биологии 8 класс
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы iconРабочая программа курса «Биология» основного общего образования по примерной программе основного
Ирование составлено на основе Федерального компонент государственного стандарта среднего (полного)...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы iconПримерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Пояснительная
Примерная программа по основам безопасности жизнедеятельности составлена на основе федерального компонента...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы icon«Изобразительное искусство и художественный труд»
Примерные программы по изобразительному искусству для 5–7 классов составлены на основе федерального...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы iconРабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности разработана на основе федерального компонента

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы iconПрограмма по дисциплине: иммунология для специальности
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы iconРабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы icon«согласовано» Председатель Научно-методического совета фипи по биологии
Приказам Минобразования РФ №1236 от 19. 05. 98, №56 от 30. 06. 99) и Федерального компонента государственного...
Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы iconРабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной Программы и государственного

Рабочая программа составлена с учетом Федерального Государственного стандарта на основе Примерной программы основного общего образования по биологии и программы iconРабочая учебная программа разработана на основании типовой (примерной) учебной программы (2002) и

Разместите кнопку на своём сайте:
Медицина


База данных защищена авторским правом ©MedZnate 2000-2019
обратиться к администрации | правообладателям | пользователям
Документы