МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Факультет психологии и дефектологии
программа производственной практики
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА
В ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
Направление подготовки: 050700 Специальное (дефектологическое) образование.
Профиль подготовки: Логопедия.
Уровень ООП: бакалавриат.
Форма обучения: очная.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (приказ № 49 от 18.01.2010 г.) и учебного плана, утвержденного Ученым советом МордГПИ (протокол №_____ от __________________).
Разработчик: к.п.н., доцент кафедры логопедии и медицинских основ дефектологии М. А. Лаврентьева.
Программа одобрена на заседании кафедры логопедии и медицинских основ дефектологии (протокол № 7 от 18.01.2011).
Саранск 2011
1. Цель производственной практики «Логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях»
Целью производственной практики является овладение системой профессионально-педагогических компетенций, составляющих содержание деятельности логопеда лечебно-профилактического учреждения.
^
Задачами производственной практики «Логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях» бакалавров по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю 050700 Логопедия являются:
в области коррекционно-педагогической деятельности:
овладение формами организации и способами реализации коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия в лечебно-профилактических учреждениях;
освоение путей и условий организации коррекционно-педагогической среды в условиях структур здравоохранения, ее методического и технического обеспечения;
овладение способами продуктивного взаимодействия в рамках комплексного сопровождения лиц с расстройствами речи, перенесших инсульт, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга с целью оптимизации процессов их реабилитации и абилитации;
в области диагностико-консультативной деятельности:
овладение приемами логопедического изучения особенностей состояния лиц, страдающих расстройствами речи, в условиях в лечебно-профилактического учреждения;
совершенствование приемов анализа и интерпретации результатов комплексного, мультидисциплинарного, обследования состояния лиц с расстройствами речи, перенесших инсульт, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга;
освоение форм и способов проведения консультирования лиц с расстройствами речи, их родственников, работающих с ними специалистов лечебно-профилактического учреждения иных профилей по проблемам восстановительного обучения и социальной адаптации;
в области культурно-просветительской деятельности:
освоение путей и условий организации педагогического сопровождения процессов восстановления общекультурных навыков личности, находящейся в условиях коммуникативной депривации;
овладение приемами популяризации логопедических знаний в условиях системы здравоохранения;
в области исследовательской деятельности:
совершенствование аналитико-синтетических умений работы с информацией и адекватного ее использования в сфере профессиональной деятельности;
развитие умений популяризации результатов исследовательской деятельности.
^
Производственная практика «Логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях» является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Учебная и производственная практики» ФГОС ВПО по направлению подготовки по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование по профилю 050700 Логопедия.
Программа производственной практики «Логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях» составлена с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 050700 Специальное (дефектологическое) образование (квалификация (степень) "Бакалавр"), утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (от 18 января 2010 г. № 49).
Производственной практике «Логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях» предшествует изучение дисциплин – 1) гуманитарного и социально-экономического цикла: 1.1.5. Основы речевой культуры дефектолога, 1.1.6. Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов; 2) математического и естественно-научного цикла: 2.1.2. Информационные технологии в специальном образовании; 3) профессионального цикла: а) Педагогика, Психология, Специальная педагогика, Специальная психология, Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения, Невропатология, Психопатология, Неврологические основы логопедии, б) вариативного компонента ФГОС ВПО: Логопедия, Логопедические технологии, Логопедический практикум, в) курсов по выбору студентов: Основы превентивной логопедии, Организация логопедической помощи больным, перенесшим инсульт, черепно-мозговые травмы, опухали мозга, Нейропсихологическая диагностика лиц с речевыми нарушениями, предусматривающих лекционные, семинарские и практические занятия. Производственная практика «Логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях» является логическим завершением изучения данных дисциплин.
Требования к входным знаниям, умениям и готовностям студентов, приобретенным в результате освоения предшествующих частей ООП, и необходимые при освоении производственной/учебной (название вида) практики:
в области коррекционно-педагогической деятельности
знать:
о поликазуальной модели этиологии рече-языкового;
о методах логопедического воздействия;
о нозологических формах речевых нарушений – дизартрии, брадилалиии, тахилалии (чистых видах и сочетанных дефектах), афазии, алексии/дислексии, аграфии/дисграфии и о специфике логопедического воздействия по их преодолению;
об основах логопсихологии;
статуса лиц с речевыми нарушениями;
о характере влияния речевых нарушений на общее психическое развитие;
о дифференциальных характеристиках лиц с нарушениями речи и лиц со сходными проявлениями психического дизонтогенеза;
о теоретической и методической обеспеченности существующих ныне технологий логопедического воздействия при устранении различных видов рече-языковых нарушений и расстройств коммуникативной деятельности;
-
^
об идеологии и технологии комплексного сопровождения лиц с рече-языковой патологией;
уметь:
определять рациональные пути и оптимальные условия логопедического воздействия;
реализовывать перспективное и календарное планирование логопедического воздействия;
реализовывать обеспечение материально-технической базы логопедического воздействия;
обеспечивать комплексность воздействия при работе с лицами, имеющими рече-языковую патологию;
реализовывать выбор адекватных средств и методов коррекционно-компенсирующего, образовательно-развивающего и воспитательного педагогического воздействия;
обеспечивать целостность логопедического процесса;
взаимодействовать с общественными организациями и семьями лиц с нарушениями речи с целью обеспечения процессов социализации лиц данной категории;
в области диагностико-консультативной деятельности
знать:
-
^
-
-
об основных моделях диагностики поликазуальных проявлений дефицитарности языковой способности;
-
^
о диагностическом инструментарии логопеда;
о технологиях обследования процесса звуковой символизации высказывания, моторных функций, лексико-грамматической сферы, процесса моделирования связного высказывания, навыков чтения и письма;
об актуальных и потенциальных возможностях лиц, имеющих рече-языковую патологию;
о специфике дифференциальной диагностики;
уметь:
организовывать и осуществлять логопедическое обследование лиц с нарушениями речи с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории;
анализировать результаты комплексной мультидисциплинарной диагностики состояния лиц с нарушениями речи;
осуществлять структурный анализ патологии мысле-рече-языковой деятельности;
использовать методы психолого-педагогической диагностики, в том числе методы дифференциальной диагностики для определения типа нарушений;
формулировать логопедическое заключение, основанное на анализе данных диагностики;
осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности;
организовывать и осуществлять консультирование родителей и родственников лиц с нарушениями речи, а также других участниками образовательного процесса;
в области исследовательской деятельности
знать:
-
^
-
о диагностическом инструментарии исследовательской деятельности;
о технологиях исследовательской деятельности;4
уметь:
работать с информационными источниками;
организовать и реализовать научно-исследовательскую работу;
воплощать собственные, оригинальные, педагогические разработки;
в области культурно-просветительской деятельности
знать:
-
^
-
о видах и формах культурно-просветительской деятельности;
о технологиях культурно-просветительской деятельности,
уметь:
организовать и реализовать культурно-просветительскую деятельности.
Производственная практика «Логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях» проводится на IV курсе в VII семестре.
Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.
Прохождение производственной/учебной (название вида) практики является необходимой основой для подготовки к итоговой государственной аттестации.
^
Производственная (педагогическая) практика бакалавров по направлению подготовки «Специальное (дефектологическое) образование» с профилем подготовки «Логопедия» осуществляется на основе договоров между ГОУ ВПО «МордГПИ» и предприятиями, учреждениями и организациями, предоставляющими места для прохождения практики на базе лечебно-профилактических учреждений системы здравоохранения.
При выборе баз практики необходимо руководствоваться следующими критериями:
– уровнем материально технического оснащения лечебно-профилактического учреждения и наличием логопедической службы;
степенью квалификации логопедического и медицинского персонала;
– наличием использования инновационных технологий лечения лиц с расстройствами речи;
возможностью создания адекватного комплекса условий для социально-психологической адаптации практикантов в процессе решения профессиональных задач.
Производственная практика «Логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях» проводится в течение 4 недель на IV курсе в VII семестре. Группы формируются в составе 10 человек на одного руководителя.
^
Общекультурные компетенции:
способность к социальному взаимодействию, сотрудничеству и разрешению конфликтов в социальной и профессиональной сферах, к толерантности, социальной мобильности (ОК-1);
способность к письменной и устной коммуникации на государственном языке; владеть одним из иностранных языков в рамках профессионального общения, готовностью к использованию навыков публичной речи, ведения дискуссии (ОК-5);
способность использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-7);
^ :
способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием мотивацией к выполнению профессиональной деятельности, способностью к эмпатии, корректному и адекватному восприятию лиц с ОВЗ
(ОП-1);
способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выявлять сущность проблем, возникающих в ходе профессиональной деятельности (ОП-2);
^ :
способностью к рациональному выбору и реализации коррекционно-образовательных программ на основе личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов к лицам с ОВЗ (ПК-1);
готовность к организации коррекционно-развивающей среды, ее методическому обеспечению и проведению коррекционно-компенсаторной работы в сферах образования, здравоохранения и социальной защиты с целью успешной социализации лиц с ОВЗ (ПК-2);
способность организовывать и осуществлять психолого-педагогическое обследование лиц с ОВЗ с целью уточнения структуры нарушения для выбора индивидуальной образовательной траектории (ПК-5);
способность к анализу результатов медико-психолого-педагогического обследования лиц с ОВЗ на основе использования различных (клинико-психолого-педагогических) классификаций нарушений в развитии, в том числе для осуществления дифференциальной диагностики (ПК-6);
способность осуществлять динамическое наблюдение за ходом коррекционно-развивающего воздействия с целью оценки его эффективности
(ПК-7);
готовность к оказанию консультативной помощи лицам с ОВЗ, их родственникам и педагогам по проблемам обучения, развития, семейного воспитания, жизненного и профессионального самоопределения (ПК-8);
^ :
готовность к формированию общей культуры лиц с ограниченными возможностями здоровья и к взаимодействию с учреждениями культуры по реализации просветительской работы с лицами с ОВЗ и их семьями (ПК-13);
способность осуществлять работу по популяризации дефектологических знаний среди населения (ПК-14).
^ :
в области коррекционно-педагогической деятельности:
способность к учету индивидуально-типологических проявлений речевого дефекта и различий в динамике его преодоления (СК-1);
- готовность к использованию результатов диагностического обследования для составления индивидуальных программ коррекции нарушенных функций в соответствии с видом, формой и степенью речевых расстройств (СК-2);
- готовностью к проведению работы по профилактике вторичных нарушений речеязыкового, сенсомоторного и когнитивного развития (СК-3);
- готовность к методически обоснованному ведению документации логопеда в различных институциональных условиях (СК-4);
- готовность к реализации в профессиональной деятельности современных логопедических технологий (СК-5);
- готовность к проведению логопедических занятий с детьми с сочетанными нарушениями в развитии (СК-6).
В результате прохождения производственной практики «Логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях» обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования
знать:
специфику дизартрии, афазии, дислексии / дисграфии, обусловленных сосудистыми заболеваниями;
механизмы, структуру и симптоматику дизартрии, афазии, дислексии / дисграфии, обусловленных инсультом, черепно-мозговыми травмами, опухолями мозга;
классификации и систематизации форм дизартрии, афазии, дислексии / дисграфии, обусловленных инсультом, черепно-мозговыми травмами, опухолями мозга;
особенности логопедической диагностики состояния лиц, страдающих расстройствами речи, в условиях в лечебно-профилактического учреждения;
приемы анализа и интерпретации результатов комплексного, мультидисциплинарного, обследования состояния лиц с расстройствами речи;
диагностические показатели сформированности разных сторон мысле-рече-языковой деятельности у лиц с речевыми расстройствами, перенесших инсульт, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга;
формы организации и способы реализации коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия в лечебно-профилактических учреждениях;
особенности коррекционно-педагогической среды в условиях структур здравоохранения, ее методического и технического обеспечения;
специфику комплексного сопровождения лиц с расстройствами речи, перенесших инсульт, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга;
формы и способы проведения консультирования лиц с расстройствами речи, их родственников, работающих с ними специалистов иных профилей по проблемам восстановительного обучения и социальной адаптации;
особенности организации педагогического сопровождения процессов восстановления общекультурных навыков личности, находящейся в условиях коммуникативной депривации;
уметь:
диагностировать уровень сформированности и возможные отклонения речевых функций у лиц, перенесших инсульт, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга;
ориентироваться в структуре нарушения устной и письменной речи у лиц названной категории;
осуществлять дефиницию прогноза для лиц обозначенной категории;
осуществлять выбор адекватных средств и методов восстановительного обучения для лиц в условиях преодоления последствий инсульта, черепно-мозговых травм, опухолей мозга;
реализовывать перспективное и календарное планирование восстановительного обучения;
проектировать процесс восстановительного обучения в учреждениях
системы здравоохранения;
применять технологии индивидуального и группового восстановительного обучения;
реализовывать обеспечение материально-технической базы восстановительного обучения;
осуществлять консультирование лиц с расстройствами речи, их родственников, работающих с ними специалистов иных профилей по проблемам восстановительного обучения и социальной адаптации;
обеспечивать оптимальные условия для реализации комплексности
воздействия.
^
6.1. Структура и трудоемкость производственной практики
Общая трудоемкость производственной практики составляет 6 зачетных единиц, или 4 недели, или 144 часов.
№ п/п
|
Разделы (этапы) практики
|
Недели
|
Общая трудоемкость
|
Формы текущего контроля
|
Кредиты
|
часы
|
1
|
Логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях
|
4
|
6
|
216
|
Дифференцированный зачет
|
^ практике
Этап I. Ориентировочный
Установочная конференция. На конференции студенты знакомятся с задачами и организацией практики, сроками выполнения учебных заданий на каждом из этапов. Здесь же происходит распределение студентов по специальным группам лечебно-профилактических учреждений и их закрепление за определенными методистами. Непосредственно после конференции методисты беседуют со студентами своих групп: сообщаются конкретные требования к выполнению программы практики, из числа студентов назначаются старшие групп, в обязанности которых входит учет посещаемости студентов-практикантов, общая организация работы группы, выполнение поручений руководителя практики.
В этот период студенты знакомятся с логопедической службой и медицинским персоналом учреждения, в котором они будут проходить производственную педагогическую практику. Изучают организацию работы логопедической службы лечебно-профилактического учреждения: нормативные документы, определяющие задачи, организацию и содержание помощи; расписание работы; оформление и оборудование логопедического кабинета; образцы документации, ведущейся логопедом; контингент лиц и т.д.
В основном содержании ориентировочного этапа условно можно выделить три ведущих аспекта работы.
^ проведение логопедического обследования лиц, перенесших инсульт, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга, анализ и оформление его результатов в процессе заполнения логопедического компонента медицинских карт. Степень самостоятельности в приобретении указанных умений и навыков увеличивается постепенно: первоначально, студенты изучают специфику обследования логопедом ЛПУ лиц, перенесших инсульт, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга; затем студенты самостоятельно готовят необходимый материал и проводят всестороннее обследование пациентов. Педагогическое заключение по речевому нарушению заносится в логопедический компонент медицинских карт после обсуждения результатов обследования с логопедом или групповым методистом.
^ – изучение и анализ восстановительного обучения, осуществляемого логопедом ЛПУ.
Формирование умений анализа и обобщения педагогического опыта осуществляется путем: тщательного изучения документации логопеда ЛПУ (медицинских карт, перспективных и текущих планов логопедических занятий и т.д.); посещения занятий логопеда с обсуждением содержания, целей, методов, средств и приемов восстановительного логопедического воздействия.
^ овладение навыками планирования логопедической работы в лечебно-профилактическом учреждении.
На основании результатов логопедического обследования и активного изучения педагогического опыта логопеда студенты-практиканты осуществляют перспективное планирование индивидуальной работы с пациентами, а также работы по логопедической пропаганде.
Формы работы со студентами: выступление руководителя и методиста учреждения, сообщение методиста педагогической практики, предоставление документации для изучения, показ занятий для наблюдения и последующего анализа.
Этап II. Основной этап педагогической практики
На данном этапе студенты-практиканты выполняют все виды и функции профессиональной и общественной деятельности логопеда лечебно-профилактического учреждения.
Систематически и планомерно проводят логопедические занятия с пациентом.
В процессе проведения занятий студенты учатся решать различные педагогические проблемы, овладевают системой специальных профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения профессией. У студентов вырабатывается навык составления планов-конспектов занятий, умения четко формулировать тему, цель, программное содержание; определять соотношение образовательных, коррекционных и воспитательных задач; соблюдать логическую последовательность структурных компонентов занятия; подбирать речевой материал; методически грамотно использовать наглядный и дидактический материал; применять специальные методы и приемы обучения. Указанная работа завершается проведением открытого зачетного занятия.
Студенты самостоятельно разрабатывают развернутый конспект зачетного занятия, в котором указывают цель, задачи; подробно раскрывают содержание каждого из структурных компонентов занятия с приведением перечня основных вопросов, адресуемых пациенту с учетом его индивидуальных интеллектуальных и речевых возможностей; отмечают время, которое компоненты занятия предположительно займут; отражают использование демонстрационного и раздаточного материала.
После проведения открытых занятий организуется их обсуждение. Все студенты, присутствующие на занятии, принимают участие в аналитическом его разборе, что способствует формированию умения критически анализировать педагогический процесс, делать аргументированные выводы, вести поиск наиболее оптимальных путей и условий восстановительного обучения. Результаты наблюдений и анализы занятий фиксируются студентами-практикантами в дневнике педпрактики по определенному плану.
По завершении индивидуальной работы студенты-практиканты дают рекомендации по дальнейшему планированию восстановительного обучения с пациентом. Во время основного этапа студенты, помимо изготовления наглядного и дидактического материала к текущим логопедическим занятиям, выполняют задания логопеда дошкольного учреждения по оформлению кабинета и его оборудованию.
Одним из направлений деятельности студентов является взаимодействие со специалистами ЛПУ иных профилей в рамках комплексного сопровождения лиц, перенесших инсульт, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга. Студенты принимают участие во всех мероприятиях данной работы.
В процессе осуществления всего комплекса учебно-педагогических, коррекционных и организационных мероприятии, проводимого логопедом ЛПУ, практиканты ведут работу по пропаганде общепедагогических и логопедических знаний среди медицинского персонала и родственников лиц с расстройствами речи: готовят тематические доклады, консультации, оформляют логопедический стенд.
На основном этапе под руководством методиста и логопеда организуется исследовательская работа студентов, являющаяся научной составляющей производственно-педагогической практики. Данный компонент педагогической практики, обязательный и необходимый, оптимизирующий профессиональную подготовку, ориентирует студентов на необходимость поиска решений актуальных проблем теоретической и практической логопедии, на творчество, на проявление индивидуальных способностей в процессе научного познания. Исследовательская работа студентов осуществляется на основе приобретённых теоретических знаний с целью выявления существующих противоречий между явлениями реальности, исходя из потребностей практики. Она предполагает активизацию различных аспектов когнитивной деятельности студентов: гностическиого, аксиологического, конкретно-профессионального, организационно-деятельностного, психологического, педагогического и методологического аспектов.
Формы работы со студентами: помощь в разработке конспектов логопедических занятий занятий, в подборе дидактического материала, планирование занятий студентов, организация методических объединений с обязательным участием студентов, организация анализа просмотренных занятий.
Этап III. Заключительный
Основной целью заключительного этапа производственно-педагогической практики является обобщение результатов профессиональной подготовки практиковавшихся студентов.
После проведения всех видов работ, предусмотренных содержанием программы производственно-педагогической практики, и оформления отчетной документация на базе лечебно-профилактического учреждения проходит заключительная конференция, где дается общая оценка деятельности студентов, их отношения к педагогической практике, отмечаются особо отличившиеся студенты, вносятся предложения по совершенствованию теоретической и практической подготовки студентов, организации логопедической практики.
Формы работы студентов: помощь в оформлении отчетной документации, обобщение педагогического опыта в докладах, отчетах.
Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые на производственной практике «Логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях»
При выполнении различных видов работ на производственной практике обучающийся может использовать следующие технологии:
научно-исследовательские технологии: апробация новых форм восстановительного обучения лиц, перенесших инсульт, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга (интегративных, консультативных и т. д.).
научно-производственные технологии (в процессе педагогической практики научно-производственными технологиями выступают педагогические технологии):
традиционная (репродуктивная) технология;
технология разноуровневого обучения;
технология адаптивного обучения;
технология компьютерного обучения.
Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
По результатам аттестации (в форме зачета) выставляется дифференцированная оценка.
Критерии оценки педагогической практики:
знание научной и методической литературы по проблемам логопедии – уровня теоретической подготовленности и методической «зрелости» студента;
возможность реализации имеющихся знаний по логопедии и смежным дисциплинам в конкретной педагогической деятельности – степени сформированности профессионально-педагогических умений, являющихся базой для овладения специальностью логопеда;
степень самостоятельности и инициативности при решении задач, обозначенных программой педпрактики;
уровень сформированности умений и навыков работы по диагностике речевых нарушений (в том числе и качество оформления документации по логопедической диагностике);
уровень сформированности умений и навыков работы по организации, планированию и проведению коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия, по реализации консультативно-просветительской деятельности (в том числе и качество оформления документации – планов, конспектов, анализов разных сфер деятельности учителя-логопеда);
соблюдения студентом трудовой дисциплины;
состояния документации по практике – наличия отражения решения всех задач производственно-педагогической практики, своевременности ее оформления и предоставления на кафедру.
По окончании практики не позднее установленных сроков отчетная документация предоставляется для проверки на кафедру логопедии.
^
дневник педагогической практики, отражающий всю деятельность студента по реализации программы практики и содержащий индивидуальный план, характеристику деятельности студента за отчетный период (заверенную подписью куратора практики), отчет о результатах практики;
3 подробных выписки из обследования пациентов ЛПУ (логопедических компонент);
3 дневника индивидуальной работы с обследованными пациентами;
3 конспекта открытых (зачетных) логопедических занятий с анализом и оценкой, заверенными подписью куратора практики;
документацию, отражающую деятельность студента по пропаганде логопедических знаний;
справку-подтверждение о прохождении производственно-педагогической практики на базе лечебно-профилактического учреждении.
Рекомендации по организации самостоятельной работы студентов на производственной практике «Логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях»
Самостоятельная работа студентов в ходе производственной (педагогической) практики составляет 72 часа. В ходе самостоятельной работы студенты анализируют специальную методическую литературу, изучая методы и принципы восстановительного обучения лиц с расстройствами речи, перенесших инсульт, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга, содержание профессиональной деятельности педагогов-дефектологов, формы организации коррекционно-педагогической работы, систему психолого-медико-педагогического изучения лиц данной категории; подготавливают конспекты логопедических занятий, составляют протоколы обследования, подготавливают дидактический материал; подготавливают конспекты бесед с родственниками и специалистами ЛПУ.
^
Развитие взглядов и концепций диагностического изучения лиц с расстройствами речи, перенесших инсульт, черепно-мозговые травмы, опухоли мозга (ОНМК, ЧМТ, ОМ).
Специфика дизартрии, обусловленной ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Механизмы, структура и симптоматика дизартрии, обусловленной ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Классификации и систематизации форм дизартрии, обусловленной ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Специфика афазии, обусловленной ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Механизмы, структура и симптоматика афазии, обусловленной ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Классификации и систематизации форм афазии, обусловленной ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Специфика дислексии / дисграфии, обусловленных ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Механизмы, структура и симптоматика дислексии / дисграфии, обусловленных ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Классификации и систематизации форм дислексии / дисграфии, обусловленных ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Специфика нарушений темпа и ритма речи, обусловленных ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Механизмы, структура и симптоматика нарушений темпа и ритма речи, обусловленных ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Классификации и систематизации форм нарушений темпа и ритма речи, обусловленных ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Логопедическая диагностика состояния лиц, страдающих расстройствами речи, в условиях в лечебно-профилактического учреждения.
Диагностические показатели сформированности разных сторон мысле-рече-языковой деятельности у лиц с речевыми расстройствами, перенесших ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Формы организации и способы реализации коррекционно-компенсирующего и восстановительного логопедического воздействия в лечебно-профилактических учреждениях;
Коррекционно-педагогическая среда в условиях структур здравоохранения, ее методического и технического обеспечения.
Комплексное сопровождение лиц с расстройствами речи, перенесших ОНМК, ЧМТ, ОМ.
Консультирование лиц с расстройствами речи, их родственников, работающих с ними специалистов иных профилей по проблемам восстановительного обучения и социальной адаптации;
Педагогическое сопровождение процессов восстановления общекультурных навыков личности, находящейся в условиях коммуникативной депривации.
Учебно-методическое и информационное обеспечение производственной практики «Логопедическая практика в лечебно-профилактических учреждениях»
а) основная литература:
Афазии // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебн. пособие в 2-х тт. / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М. : Владос, 1997. – т. 2. – С. 140-282.
Винарская, Е. Н. Дизартрия / Е. Н. Винарская. – М. : АСТ: Астрель, 2005. – 96 с.
Дизартрии // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие в 2-х томах / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М. : Владос, 1997. – т. 1. – С. 3-139.
Калягин, В. А. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностика лиц с речевыми нарушениями / В. А. Калягин, Т. С. Овчинникова. – СПб. : КАРО, 2004. – 432 с.
Корнев, А. Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А. Н. Корнев. – СПб. : Речь, 2006. – С. 78-89; 195-228; 229-248; 249-284.
Лурия, А. Р. Основы нейропсихологии / А. Р. Лурия. – М. : Владос, 2003. – 324 с.
Львов, М. Р. Основы теории речи / М. Р. Львов. – М. : Академия, 2002. – 248 с.
Нарушения письменной речи // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие в 2-х томах / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова. – М. : Владос, 1997. – т. 2. – С. 283-511.
Цветкова, Л. С. Афазиология: современные проблемы и пути их решения /
Л.С. Цветкова. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 640 с.
Цветкова, Л. С. Афазия и восстановленное обучение: учебное пособие / Л. С. Цветкова. – М. : Просвещение, 1988. – С. 3-47; 151-205.
Шохор-Троцкая, М. К. Логопедическая работа при афазии на раннем этапе восстановления / М. К. Шохор-Троцкая. – М. : «Институт общегуманитарных исследований». В. Секачев, 2002. – 128 с.
б) дополнительная литература:
Понятийно-терминологический словарь логопеда / под ред.
В. И. Селиверстова. - М., 2003.
Винарская, Е. Н. Дизартрия и ее диагностическое значение в клинике очаговых поражений мозга / Е. Н. Винарская. – Ташкент, 1989. – С. 9-105.
Афазия и восстановительное обучение. Тексты / под ред. Л. С. Цветковой,
Ж. М. Глозман. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 216 с.
Бурлакова, М. К. Коррекционно-педагогическая работа при афазии: кн. для логопедов / М. К. Бурлакова. – М. : Просвещение, 1991. – 190 с.
Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1969. – 620 с.
Лурия, А. Р. Язык и сознание / А. Р. Лурия; под ред. Е. Д. Хомской. – М. : Изд-во МГУ, 1979. – 320 с.
Методы нейропсихологической диагностики (практическое руководство) /
Л. И. Вассерман, С. А. Дорофеева, Л. А. Меерсон – СПб. ,1997. – С. 232-275.
Фотекова, Т. А. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов / Т. А. Фотекова, Т. В. Ахутина – М. : АРКТИ, 2002. – 136 с.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
www.ikprao.ru;
www.mon.gov.ru;
www.edu.ru;
www.gnpbu.ru;
www.gramota.ru;
http://gcon.pstu.ac.ru
http://mbttc.mtuci2.ru
http://library.auca.kg
http://www.bj.pu.ru
http://www.edu.ru
http://www.e-teaching.ru
http://www.ict.edu.ru
http://www.asha.org
http://www.aacap.org
http://www.dec-sped.org
http://www.downsideup.org
http://www.logoped.org
http://logoburg.nm.ru
www.philology.ru.
^
При реализации программы практики бакалавры пользуются материально-техническим оборудованием и библиотечными фондами вуза и структур, в которых проводится практика. Оплату руководства практикой работниками лечебно-профилактических учреждений осуществляет вуз.
Кафедра логопедии и медицинских основ дефектологии ГОУ ВПО «МордГПИ», реализующая основную образовательную программу подготовки бакалавра, располагает материально-технической базой, соответствующей действующим санитарно-техническим нормам и обеспечивающей проведение всех видов лабораторной, практической, дисциплинарной и междисциплинарной подготовки и научно-исследовательской работы студентов, предусмотренных примерным учебным планом.
Минимально необходимый для реализации производственной практики перечень материально-технического обеспечения включает в себя:
специализированные лекционные аудитории,
учебные аудитории, оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами;
компьютерные классы с возможностью выхода в глобальные поисковые системы;
специально оборудованные учебные кабинеты в соответствии с изучаемым учебным предметом.
Автор: к. п.н., доцент кафедры логопедии и медицинских основ дефектологии М. А. Лаврентьева.
Программа одобрена на заседании Ученого совета факультета психологии и дефектологии (протокол №_____ от __________________).
|