|
Скачать 63 Kb.
|
Программа к собеседованию для абитуриентов, поступающих по направлению «050100 – Специальное (дефектологическое) образование» на магистерскую программу «Логопедия» Утверждено Учёным советом ИСО УрГПУ 19.04.2012 г. (протокол № 10) Программа вступительных испытаний в магистратуру по направлению 050700 «Специальное (дефектологическое) образование», магистерская программа «Логопедия» подготовлена на основе требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. ^ Логопедия как научная дисциплина. Предмет, цель и задачи логопедии как науки. Естественно-научные основы логопедии. Методологические основы логопедии. Принципы логопедии. Классификация речевых нарушений.
История вопроса в зарубежной и отечественной логопедии. Современное понятие термина «дислалия». Основные виды неправильного звукопроизношения: антропофонические и фонологические дефекты. Мономорфные и полиморфные нарушения произношения звуков. Функциональная дислалия. Система коррекционной работы по устранению функциональной дислалии. Механическая (органическая) дислалия. Система комплексной коррекционной работы при механической (органической) дислалии.
Исторический аспект проблемы. Современное понятие термина «ринолалия», причины. Формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная. Анатомо-физиологическая характеристика небно-глоточного аппарата в норме и при открытой ринолалии. Первичные нарушения в структуре в структуре дефекта при ринолалии. Вторичные нарушения в структуре речевого дефекта при ринолалии. Комплексное обследование детей с открытой ринолалией. Раннее развитие детей с ринолалией. Система коррекционно - развивающего обучения детей с открытой ринолалией в послеоперационный период. Динамика коррекционно-развивающего обучения детей с открытой ринолалией в послеоперационный период. Закрытая ринолалия и пути коррекции.
Исторический аспект проблемы. Определение, причины дизартрии. Клинико-физиологические аспекты дизартрии. Клинико-психологическая характеристика детей с дизартрией. Психолингвистические аспекты дизартрии. Классификация дизартрии. Симптоматика. Первичные нарушения в структуре дефекта при дизартрии. Вторичные нарушения в структуре дефекта при дизартрии. Характеристика различных форм дизартрии. Раннее развитие детей с дизартрией. Система коррекционно - развивающего обучения детей с дизартрией в дошкольный период. Комплексная система обучения и лечения. Динамика коррекционно - развивающего обучения детей с дизартрией.
Исторический аспект развития проблемы. Современное состояние проблемы. Анатомо-физиологические основы голосообразования. Голосо-образование и его связь с дыханием. Развитие и становление голосовой функции у детей. Классификация нарушений голоса и их характеристика. Органические расстройства голоса и пути коррекции. Расстройства голоса при хронических ларингитах и пути коррекции. Восстановление голоса после удаления гортани. Исследование голосового аппарата и голосовой функции. Профилактика нарушений развития голоса у детей.
История изучения нарушений темпа и ритма речи в синдроме соматического, неврологического или психического заболевания. Определение брадилалии, тахилалии. Обследование детей с нарушениями темпа речи. Дифференцированные приемы воздействия при нарушениях темпа речи. Профилактика расстройств темпа речи.
Исторические сведения об изучении и преодолении заикания. Патофизиологическая теория заикания, основанная на учении И.П. Павлова о физиологии высшей нервной деятельности, о неврозах. Симптомокомплекс заикания. Особенности течения заикания в разные возрастные периоды. Логопедическое обследование заикающихся. Комплексный метод преодоления заикания. Особенности работы с заикающимися дошкольниками, школьниками. Сложность клинической симптоматики заикания у подростков и взрослых. Профилактика заикания, предупреждение рецидивов заикания. Патогенетическая теория заикания. Психологическая теория заикания.
Определение. Исторический аспект проблемы; частота проявления, причины, симптоматика. Первичное нарушение фонематических процессов. Вторичное недоразвитие фонематических функций при анатомических и двигательных дефектах органов речи. Комплексное обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Система коррекционно - развивающего обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в дошкольном возрасте. Коррекция фонетико-фонематического недоразвития у детей младшего школьного возраста.
Определение, исторический аспект проблемы; частота проявления, причины, симптоматика. Характеристика детей с ОНР. Периодизация ОНР. Логопедическое обследование детей с ОНР. Методика коррекционно - педагогической работы.
Определение. Статистические данные о распространенности алалии среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Алалия как системное недоразвитие речи органического генеза. Исторические изменения в понимании сущности алалии. Этиология недоразвития и раннего поражения мозга. Классификация форм алалии. Дифференциальная диагностика алалии от сходных состояний (задержки речевого развития, умственной отсталости, детского аутизма, глухоты). Особенности организации и содержания логопедического обследования детей с моторной и сенсорной алалией при ОНР I уровня. Особенности организации и содержания коррекционно-воспитательного воздействия при моторной алалии. Принципы, организация и содержание коррекционно-воспитательного воздействия при сенсорной алалии. Особенности формирования акустического внимания, восприятия и понимания речи. Динамика развития функций средств речи при моторной и сенсорной алалии.
Исторический аспект развития проблемы. Определение, статистические сведения, распространенность афазий. Связь исследования афазии с развитием представлений о высших психических функциях. Нейропсихологический анализ афазий. Нейропсихологические методы обследования пациентов с моторными формами афазий. Нейропсихоло-гические методы обследования пациентов с сенсорными формами афазий.
Письмо и чтение как один из видов речевой деятельности. Связь устной речи и письма. Письмо как осознанная деятельность, формирующаяся на базе двойной абстракции. Виды умственных действий, обеспечивающих овладение письмом. Психофизиологическая структура процесса письма. Нарушения письма (дисграфия, аграфия) и их классификация. Обследование учащихся с нарушениями письма. Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с артикуляционно-фонематической дисграфией (у детей с ринолалией, дизартрией, артикуляционно-фонематической дислалией, моторной алалией). Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с акустико-фонематической дисграфией (у детей с акустико-фонематической дислалией, сенсорной алалией, задержкой психического развития, нарушениями интеллекта). Особенности логопедической работы по преодолению нарушений письма у школьников с оптико-пространственной дисграфией. Психофизиологическая структура процесса чтения. Нарушения чтения (дислексия, алексия) и их классификация. Обследование учащихся с нарушениями чтения. Дифференцированный подход к устранению дефектов чтения в зависимости от их вида, ведущего звена нарушения. Дизорфография у школьников. Особенности логопедической работы по преодолению дизорфографии у школьников. Профилактика нарушений чтения, письма и дизорфографии в системе дошкольной логопедической работы.
Связь речи с другими сторонами психического развития ребенка. Характеристика речевой патологии при нарушениях слуха. Логопедическая работа по коррекции речевых расстройств при нарушении слуха. Речевые нарушения при дефектах зрения. Логопедическая работа при нарушениях зрения. Особенности речевого развития детей с умственной отсталостью. Нарушения речи у умственно отсталых детей. Логопедическое обследование детей с нарушением речи и интеллекта. Комплексность логопедического воздействия по коррекции речевых нарушений у умственно отсталых детей дошкольного и школьного возраста в системе учебно-воспитательного и лечебно-оздоровительного процесса специального дошкольного учреждения для умственно отсталых детей и специально (коррекционной) школы VIII вида. Детский церебральный паралич. Специфика речевых нарушений при ДЦП. Дизартрия как основной вид речевой патологии при ДЦП. Комплексная система лечения и обучение детей с церебральным параличом. Механизм нарушения речи у детей с ЗПР. Специфика нарушения речи у детей с ЗПР. Особенности логопедической работы по коррекции речевых нарушений у детей с ЗПР.
Актуальность проблемы профилактики речевых расстройств. Профилактика нервно-психических нарушений у детей - основа предупреждения развития речевой патологии. Задачи профилактического направления логопедической помощи населению. Первичная профилактика. Вторичная профилактика. Третичная профилактика. Организация профилактической логопедической работы. На основании программы подготовлен перечень вопросов для собеседования. |